Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Мы не будем рассматривать такие мелочи, как лопнувшие пружины или изношенные стойки стабилизаторов. Машин, которые запросто ездят с подобной ерундой, на наших дорогах хватает, и для триумфального пьедестала они никак не годятся.
В номинации «Трансмиссия» первый серьезный претендент на звание «Выжившего» — вот этот Форд Фьюжн.
Хозяйка его пожаловалась на сильные удары при переключении передач и вибрации при езде, продолжающиеся уже несколько дней. И хотя грохот и рывки не мешали ей кататься по городу, она все же выбрала время, чтобы заглянуть в мастерскую. При осмотре на подъемнике сразу выявился несуразный люфт правого привода в его внутреннем шарнире.
У Форда там установлен трипод, который почти невозможно сломать. Но на наших дорогах нет ничего невозможного! Под пыльником среди размешанных в смазке кусков обойм, обломков стопорных колец и высыпавшейся из игольчатых подшипников начинки с трудом угадывался бывший шарнир.
Из трех игольчатых подшипников частично уцелел только один (зеленая стрелка на фото ниже). Другой, хотя и растерял все иглы, но хотя бы сохранил обойму (желтая стрелка). Ну а третий полностью рассыпался на части (красная стрелка).
Для сравнения: на фото ниже рядом с разрушенным лежит новый трипод. Зеленая стрелка указывает на иглы в подшипниках, которые на старом в основном превратились в пыль.
Хотя за все годы работы в мастерской я подобную картину видел только дважды, Форд не получает даже утешительный приз. Есть куда более достойные кандидаты, и Рено Симбол — один из них.
Как помнят постоянные читатели блога, поломок у этой машины было множество. Одна из самых запоминающихся произошла прошлым летом во время отпускной поездки клиентки в Крым. В разгар своего путешествия встревоженная хозяйка Рено позвонила мне и рассказала, что автомобиль стал вести себя как-то странно. При разворотах или на крутых поворотах Симбол иногда двигался рывками, как будто одно из колес что-то удерживало. При этом дерганье сопровождалось пугающими звуками, и этот эффект усиливался на подъемах. Поскольку крутых подъемов с поворотами на Южнобережном шоссе хватает, клиентка не на шутку заволновалась. По всем признакам, у Рено стал заклинивать наружный ШРУС. С расстояния в тысячу с лишним километров можно было лишь посоветовать обратиться в местный автосервис, а пока что не выкручивать руль на максимальные углы и не нагружать машину резкими разгонами. Однако клиентка решила не превращать долгожданный отпуск в поиск ремонтного счастья на чужбине. Как ни странно, но Рено смог потихоньку доползти домой. В итоге пришлось заменить один из приводов в сборе. Почему не наружный ШРУС? Так на этом автомобиле он представляет собой одно целое с валом!
Но еще больше, чем Рено, удивил вот этот Солярис.
Его хозяин уже давно жаловался на буксующее сцепление, но все тянул с заменой. В таком «предремонтном» режиме он проехал еще не меньше 5000 км, пока наконец-то появился в мастерской. По его словам, к уже привычной пробуксовке в последние несколько дней добавилась вибрация при переключении передач. Он собирался еще поездить, дожидаясь более серьезных симптомов, но, поразмыслив, решил все же не испытывать судьбу. «Вскрытие» показало, что сцепление отработало свой ресурс на пресловутые 146%. Конечно, ведомый диск ожидаемо стерся до заклепок, но удивительным было совсем не это.
Разваливающийся выжимной подшипник перемещался вилкой с существенным перекосом.
В результате он под углом давил на «лепестки» корзины сцепления и точил их, как фрезой. Некоторые были уже отломлены.
Конечно, изношенным сцеплением никого не удивить. Но напомню: Солярис приехал в мастерскую своим ходом, причем его владельца еще пришлось убеждать затеять ремонт! Ведь к пробуксовке сцепления он уже привык, появившаяся вибрация его не пугала, а при выжиме педали сцепления лишних звуков он не слышал. Видимо, когда из-за повреждения «лепестков» корзины сократился рабочий ход ее нажимного диска, изношенный ведомый диск сцепления был уже настолько тонким, что оставшегося мизерного рабочего хода корзины все-таки хватало для выключения сцепления.
Но привода или сцепление — это мелочи и расходники по сравнению с коробками передач и редукторами. Поэтому вперед выдвигается уже встречавшаяся на страницах блога Нексия, долгое время проездившая вообще без масла в коробке передач.
Напомню ту давнюю историю. Хозяин Нексии был уверен, что у него шумит выжимной подшипник. Но поскольку лишний звук полностью пропадал при нажатии педали сцепления, мне пришлось его разочаровать — гудела коробка передач. Ну а когда на подъемнике для того, чтобы слить масло из коробки, был откручен ее поддон (привет Опелям и отсутствующим сливным пробкам), ко всеобщему удивлению оттуда вообще ничего не вылилось.
Неудачно деформировавшийся от времени жесткий боковой пластиковый пыльник постепенно протер корпус коробки насквозь. Образовавшееся при этом отверстие стало заметно только после того, как счистилась давнишняя грязь.
Сколько Нексия проездила без масла в коробке — неизвестно. Может, и несколько недель. Причем поскольку в мастерскую Нексия прибыла своим ходом, она вполне могла эти неожиданные ресурсные испытания продолжить и дальше, ведь передачи все еще переключались.
С Нексией по «живучести» соперничает коробка передач скромного ВАЗ-2107.
Однажды неудачная поездка закончилась пробитым корпусом коробки.
Если Нексия теряла «трансмиссионку» постепенно, то здесь коробка лишилась масла сразу же. Когда неизбежный шум коробки усилился, машина оказалась в мастерской. Ремонт коробок, длительное время поработавших «всухую», чаще всего нецелесообразен из-за сильного износа практически всех внутренних деталей. Хозяин «семерки», покатавшись по разборкам, вскоре привез коробку на замену.
Вой «родной» коробки к этому моменту уже был слышен на самых дальних подступах к мастерской, но машина все-таки смогла сама заехать на подъемник. Да, а почему же сразу после удара не был вызван эвакуатор? Так ведь коробка с разборки на такую машину стоит гораздо дешевле его услуг!
Ну и достойно завершает номинацию «Трансмиссия» еще один ВАЗ, занятый в курьерской службе. Рабочие маршруты этой машины пролегают по райцентрам нашей области. В одной из таких поездок водитель обратил внимание на периодические рывки и лязганье. Он заподозрил люфт крестовины, или, выражаясь другими словами — ничего особенного. Доработав трудовую пятидневку, в субботу машина прибыла в мастерскую.
Задняя крестовина действительно была изношена, но до такой степени сильный звук она издавать никак не могла. Однако осмотр на подъемнике помог обнаружить странный эффект при прокручивании задних колес, похожий на работу самоблокирующегося дифференциала. Но в стандартной «шестерке» такого нет и быть не может! Выяснилось, что машина ездила с выкрошившимися зубьями полуосевых шестерней. Для сравнения — на фото рядом этот же редуктор после ремонта.
Ну а мы переходим к следующей номинации, которую можно назвать «Ходовая». Робкую заявку на победу подает еще один наш знакомый Солярис, тот самый, у которого давно стучавший рулевой наконечник развалился, как только машина заехала на подъемник.
Его сразу обходит трудяга-«пирожок» с таким же рулевым наконечником, но рассыпавшимся на ходу.
К сожалению, запечатлеть тот ремонт не получилось, а использованное здесь фото сделано совсем недавно. Клиенту тогда повезло, что в кульминационный момент он ехал не спеша. Но поскольку дело происходило за городом, ему надо было как-то добраться до мастерской. Он вставил вырванный палец назад, в корпус наконечника, да и обвязал все проволокой. Такого «ремонта» хватило на 20 километров осторожной езды.
Ну а случай, по которому «пирожок» заехал в мастерскую сейчас, тоже вполне тянет на одно из призовых мест. Уже давно хозяина машины беспокоили стуки и скрежет сзади, но работа не позволяла остановиться на ремонт. Когда «пирожок» все же попал на подъемник, перед нами предстал подшипник полуоси, в котором не удалось найти никаких следов давно лопнувшего сепаратора, да и шарики пришлось искать с трудом.
На фоне этого «достижения» раскрошившийся подшипник ступицы ВАЗ-2110 уже не впечатляет. Подумаешь, не хватает пары кусочков…
Зато старые переднеприводные Лады готовы ответить вазовской классике своими лопнувшими балками, причем иногда в компании с лонжеронами кузова.
Вот только выглядят эти рыжие паутинки совсем не страшно. Водители часто на подобные дефекты не обращают внимания до тех пор, пока балка не лопнет на ходу. И поскольку по степени зрелищности трещины уступают развалившемуся подшипнику, на призовые места в нашем состязании на живучесть они могут не рассчитывать.
Но если езда с сухими коробками передач или непонятным крошевом вместо подшипников и шарниров — это все же исключение, то со стертыми до металла колодками, оборванным «ручником» или заклиненными тормозными цилиндрами катаются очень многие. Поэтому самой массовой стала дисциплина под названием «Тормоза придумали трусы!». В ней с одинаковым энтузиазмом выступают ВАЗы и Логаны, Поло и Рио.
Рядом с деликатно лопнувшей тормозной колодкой Соляриса широко развалились колодки Лады.
В мастерскую приезжает столько «смелых» клиентов, что с такими мелочами, как на фото выше, претенденты не смогут пройти даже отборочный этап наших состязаний на живучесть. Разве что все эти дефекты окажутся в комплексе, как у все того же Рено Симбол. Тут и цилиндр течет, и оборванные накладки болтаются внутри барабана, и от «ручника» одни воспоминания.
Но в «тормозной» номинации приз получает знакомая нам Ауди-А4, у которой одна из истончившихся передних колодок вылетела из суппорта и застряла между его скобой и тормозным диском. По счастливому стечению обстоятельств колесо при этом не заклинило. Более того, поскольку поршень тормозного цилиндра, оставшись без колодки, не выпал, а уперся в тормозной диск, тормоза худо-бедно продолжали работать. Ауди добралась до мастерской своим ходом, хотя и с душераздирающим скрежетом. Стрелка на одном из фото ниже указывает туда, где когда-то была колодка.
Мы переходим к самой дорогостоящей номинации — «Двигатель». Конкуренция здесь сильнейшая! Начинает состязания исключительно везучая Гранта со «втыковым» мотором, у которого при плановом ТО неожиданно обнаружилось множество срезавшихся зубцов ремня ГРМ.
Уцелевшие зубцы тоже были готовы последовать за своими отсутствующими собратьями, хотя внешне на работе мотора это никак не сказывалось. Пока что…
К соревнующимся присоединяются переднеприводные Лады, основательно проверившие на прочность поддоны двигателей.
Всех их от масляного голодания спасли устаревшие стальные маслоприемники. Одновременно прочные и пластичные, они легко подстраиваются под эти переменчивые формы поддонов. А почему же они «устаревшие»? Так ведь новые Гранты и Весты щеголяют модными пластиковыми маслоприемниками, которые вряд ли выдержат такое обращение.
У классических ВАЗов после подобных ударов поддоном алюминиевый маслоприемник отламывается. Однако это вовсе не мешает их владельцам продолжать ездить!
16-клапанники Лады готовы на это ответить помпами без крыльчаток.
Но все тот же ВАЗ-2107 без маслоприемника не сдается и продолжает участвовать в нашей гонке на выживание. Через полгода он вновь появился в мастерской с необычным дефектом блока цилиндров. Вот сейчас в интернете много разговоров о задирах в двигателях корейских машин. Специалисты обсуждают, какие именно царапины вызваны крупинками, вылетевшими из катализаторов, а какие — местным перегревом или недостатком масла. Интересно, что бы они сказали, увидев двигатель с цилиндром, представляющим собой один сплошной задир?
Любознательный автомобилист может поинтересоваться, каким же способом достигнут такой впечатляющий результат? Все просто: достаточно два месяца поездить с прогоревшей прокладкой головки блока! Металлическая окантовка ее кромки за это время успела отслоиться на половине окружности пострадавшего четвертого цилиндра.
Этот мотор потреблял антифриз с такой же скоростью, как паровоз — воду, но разве это кого-то остановит, если ездить надо? Причем «семерка» эксплуатировалась в суровых условиях:
Что ж, по всей совокупности баллов, заработанных в разных номинациях, отдаем главный приз «За волю к жизни» вазовской классике? Нет, ни в коем случае!
Во-первых, все чудеса живучести, продемонстрированные этими машинами, произошли при совсем небольших по современным меркам пробегах, в основном не более 200 000 километров. Несерьезно давать приз на дистанции, которую некоторые считают лишь основательной обкаткой.
Ну а во-вторых, руководствуясь принципом «Своя рука — владыка», главный приз я присуждаю… тут звучит барабанная дробь… присуждаю себе! Ну то есть не совсем себе, а одной из своих старых машин, вот этой БМВ-732.
Дело было давным-давно, в прошлом веке, и даже в прошлом тысячелетии. Тогда во время подготовки семейного путешествия в Карелию уже было понятно, что мотор БМВ доживает свои последние километры. Огромный расход масла, на который ничуть не повлияла замена сальников клапанов, не оставлял в этом никаких сомнений. Но в душе теплилась надежда, что еще 4500 километров движок протянет. Именно столько требовалось проехать, чтобы достичь полярного круга и вернуться обратно. Ну придется сжечь лишнего масла по пути, что в этом такого?
И в этот момент я сделал глупость, обычную для многих владельцев машин с хорошим масляным аппетитом — двигатель БМВ получил очень недорогое масло. С учетом его расхода как у двухтактного мотора, это масло было куплено с запасом на весь маршрут. Результат «экономии» проявился в окрестностях Кондопоги, когда на очередном разгоне (ах, как разгоняются БМВ!) из-под капота раздался отчетливый шатунный стук. Механик этот стук ни с каким другим не перепутает, именно его издают поврежденные или провернувшиеся вкладыши коленвала. Двигатель с такими звуками — не жилец. Но что делать дальше, было не совсем ясно. Ремонтировать мотор на месте? В чужом и не самом обжитом краю, да еще с поправкой на «святые 90-е» результат ремонта мог быть, мягко говоря, неожиданным. Разумнее доставить машину домой, хотя в те времена и это было непросто. Вот если бы своим ходом дотянуть…
Вскоре стало понятно, что при плавном разгоне характерного стука не было до 2500–3000 об/мин, а контрольная лампа давления масла на ходу не загоралась. К тому же двигатель БМВ работал на газе, что снижало ударные нагрузки на поршни и шатуны. Все вместе немного успокаивало и вселяло уверенность в благополучном исходе. Пересечение полярного круга мы заменили отдыхом на озере рядом с известной в те годы Шуйской Чупой, а затем осторожно двинулись домой.
На всякий случай обороты держал до 2000 об/мин, и тогда машина вела себя как обычно. Осмелев, мы сделали крюк в Санкт-Петербург, а потом еще и в Великий Новгород. Постепенно шатунный стук появлялся на все более низких оборотах, но домой мы все равно доехали.
Уже потом, когда мотор был разобран, выяснилось, что провернулись вкладыши шатуна шестого цилиндра. Двигатель в таком состоянии выдержал пробег в 1800 километров и не заклинил. Тут самое время, забрав приз, выдержать скорбную паузу и произнести классическое «Теперь таких не делают…».
А как же с полярным кругом? Конечно, мы его пересекли!
Но это совсем другая история… 😊






























































