Минувший год выдался для JDM не из легких. Сбыт новых машин снизился на 5,6% в сравнении с 2021-м, до 4 201 321 экземпляра, и достиг дна в прямом смысле: столь низких продаж не было 45 лет! Если говорить о технике крупнее кей-каров, то налицо тоже отрицательный тренд: минус 8,3% и 2 563 184 штуки. Такова не самая радостная картина вкратце. На наиболее востребованных моделях (микрокары выносим за скобки нашего обзора — это отдельная тема) остановимся подробнее.
Toyota Yaris
Продано: 168 557 шт. (-20,8%)
Цены: от 1 470 000 до 2 548 000 иен (от 774 400 до 1 342 295 рублей по курсу на момент подготовки материала)
Итоги 12 месяцев очень неоднородные. Mitsubishi, например, отчиталась о росте продаж на 42,4%: «вывез», в частности, подзаряжаемый гибридный кроссовер Outlander PHEV. Toyota, напротив, сдала — -12,4% и 1 217 128 машин. Самая массовая ее модель в Японии — Yaris. И она тоже в глубоком минусе.
У себя на родине субкомпакт рановато выбросил белый флаг, ибо дебютировал сравнительно недавно — осенью 2019 года. Как и современные малыши-собратья, он построен на модульной платформе TNGA (GA-B). Пропорции кузова почти образцовые благодаря сокращению длины до 3940 мм при колесной базе, равной 2550 мм. Двигатели трехкотловые — «литр» 1KR-FE (69 л.с.) и 1,5-литровый M15A-FKS (120 л.с.), который бывает не только в паре с вариатором, но и с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Разумеется, предусмотрена экологичная комбинация работающего по циклу Аткинсона M15A-FXE (91 л.с.) и 80-сильного электромотора. Оба Yaris с «один и пять» могут быть полноприводными. В случае с гибридом заднюю ось приводит электрический движок (5,3 л.с.).
Toyota Corolla
Продано: 131 548 шт. (+18,7%)
Цены: хэтчбек — от 2 200 000 до 2 890 000 иен (от 1 158 967 до 1 522 462 рублей)
седан — от 1 990 000 до 2 998 000 иен (от 1 048 339 до 1 579 356 рублей)
универсал — от 2 070 000 до 3 048 000 иен (от 1 090 483 до 1 605 697 рублей)
Тем временем в японских автовладельцах пробудился голод к Королле. Семейство неплохо прибавило и перескочило с третьей позиции на вторую. Напомним, что японская разновидность отличается от европейской и американской. Хэтчбек по размерам примерно соответствует глобальным собратьям (длина — 4375 мм, колесная база — 2640 мм, ширина — 1790 мм), а седан и универсал компактнее (4495 мм и 1745 мм соответственно при идентичном расстоянии между осями).
Осенью Corolla обновилась снаружи и внутри, причем технические апгрейды гораздо серьезнее и масштабнее дизайнерских изысков. Наддув захватил планету, а тойотовцы от него отказываются — 1,2-литровый агрегат с турбокомпрессором упразднен! Отныне начальная «праворулька» оснащается трехцилиндровым «один и пять» (M15A-FKS) мощностью 120 л.с. Хэтчу Corolla Sport выделен 170-сильный 2,0-литровый M20A-FKS. Оба сочетаются с вариатором Direct Shift-CVT, который необычен первой механической передачей. В гибрид (1,8-литровый ДВС мощностью 98 л.с. у него прежний) подселен электромотор помощнее — 95 л.с. против 72 л.с. «Полноприводник» с электрифицированной трансмиссией E-Four особенно спрогрессировал: вместо моторчика мощностью 7,2 л.с. на задней оси теперь применяется 41-сильный.
Nissan Note
Продано: 110 113 шт. (+22,1%)
Цены: от 2 211 000 иен (от 1 164 762 рублей)
Хэтчбек завершил год на высокой ноте и переехал с пятой строчки на третью. Таким образом, на сегодняшний день Note является самым распространенным Nissan в Японии, хотя и в 2018-м он был на первом месте. Правда, тот Ноут относился к прошлой, второй генерации. Нынешний — совсем другая история. Он строгий, стильный и более компактный. Увеличение размеров стало традицией при смене поколений, но хэтчбек выбрал свой путь. Длина уменьшена на 55 мм, до 4045 мм, а от колесной базы отхватили 20 мм (2580 мм).
Шасси Renault-Nissan CMF-B с архитектурой подвесок, как у старой платформы V: спереди стойки МакФерсон, сзади полузависимая подвеска. Варианты с одним ДВС упразднены. Перефразируя Генри Форда, теперь клиенты могут заказать любой Note при условии, что он гибридный. Трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,2 литра HR12DE (82 л.с.) унаследован от предшественника, электромотор на передней оси форсирован со 109 л.с. и 254 Нм до 116 л.с. и 280 Нм, а опциональный на задней оси теперь выдает 68 л.с., а не пять «лошадей», как раньше.
Toyota Roomy
Продано: 109 236 шт. (-19%)
Цены: от 1 566 500 до 2 100 000 иен (от 825 237 до 1 106 287 рублей)
Забавный хэтчбек откатился со второй позиции на четвертую. Существенное падение может объясняться возрастом. Руми (он же Daihatsu Thor) выпускается с осени 2016 года. В 2020-м семейство планово обновилось — родственную Toyota Tank упразднили, а Roomy разделили на стандартную и Custom с индивидуальными деталировкой и декором.
Пропорции микрокара нетипичные: он короткий (3700–3705 мм), обладает соответствующей шириной (1670 мм) и вдобавок непомерно высокий (1735 мм). Полный привод доступен лишь для безнаддувного «литра» (1KR-FE) мощностью 69 л.с. Топовый 98-сильный 1KR-VET адресован строго моноприводным Тойотам. У обоих — безальтернативный вариатор.
Toyota Raize
Продано: 83 620 шт. (+2,1%)
Цены: от 1 717 000 до 2 338 000 иен (от 904 521 до 1 231 666 рублей)
Самый популярный SUV в Японии — плод деятельности дочерней тойотовской марки Daihatsu и изначально называется Rocky. Но всенародная любовь к нему пришла именно с эмблемой Toyota. Как вы уже наверняка догадались, Рокки не имеет ничего общего с тезкой-внедорожником из девяностых годов. Это чистопородный кроссовер, причем под именем Raize — самый компактный и бюджетный в линейке автогиганта. Дешевизна красноречиво намекает на то, что изысков ждать не стоит.
Платформа DNGA-A для самых маленьких — незамысловатая. Подвески проще некуда: спереди стойки МакФерсон, сзади скручивающаяся балка. У всех комплектаций на задней оси барабанные тормоза. Длина — 3995 мм, ширина — 1695 мм, высота — 1620 мм. Колесная база — 2525 мм. Модификаций три, зато каждая из них отвечает потребностям своей аудитории. Самая незатейливая — с 1,2-литровым «атмосферником» WA-VE мощностью 87 л.с. «Горячая» Raize заряжена 98-сильной литровой «турботройкой» 1KR-VET. Пожалуй, самый занятный вариант — это последовательный гибрид с силовым приводом e-Smart Hybrid, напоминающий ниссановский e-Power. Агрегат с маркировкой WA-VEX (1,2 литра, 82 л.с.) не связан с колесами, а выполняет роль генератора — питает тяговую аккумуляторную батарею. Электрическая установка (106 л.с. и 170 Нм) вращает передние колеса.
Honda Freed
Продано: 79 525 шт. (+14,3%)
Цены: от 2 275 900 иен (от 1 198 952 рублей)
Армию Тойот разбавляет очень привлекательный микровэн компании-конкурента. Чем же он примечателен? Прежде всего своим возрастом: в строю аж с 2016 года, но в 2019-м обновился. Японцы от Freed в восторге — за минувшие 12 месяцев он совершил рывок с десятой строчки на шестую. Вот что делает удачная и едва стареющая внешность вкупе с функциональностью!
Модернизированный Freed различается с дореформенным косметически. Начинка, по сути, не поменялась. Начальный «однообъемник» поставляется с 1,5-литровым «атмосферником» (129 л.с.) и вариатором. Вышестоящему полагается двигатель того же объема, но работающий по экономичному циклу Аткинсона (110 л.с.) в связке с преселективным 7-ступенчатым «роботом» и 29,5-сильным электромотором. Привод передний или полный. После апдейта появилась «внедорожная» вариация Crosstar, хотя, конечно, до оффроуда ей как до Луны. Это обычная маркетинговая обманка «хочу быть SUV» с обвесом из неокрашенного пластика, рейлингами и таким же «пузотерочным» дорожным просветом.
Toyota Aqua
Продано: 72 084 шт. (-0,6%)
Цены: от 1 997 000 до 2 598 000 иен (от 1 052 026 до 1 368 635 рублей)
Сбыт хэтчбека сократился на символическую величину, но этого оказалось достаточно для потери одной позиции. Что странного мы видим в истории с Aqua? Прежде всего то, что отрицательное значение демонстрирует наследница бестселлера. Современная, увидевшая свет летом 2021 года Аква явно превосходит предка по ряду важных эксплуатационных критериев, включая ездовой комфорт. Поэтому статистика вдвойне странная.
В основе модульное шасси TNGA (GA-B) с более жесткой «скорлупой». Размеры фактически прежние. Длина — 4050 мм, ширина — 1695 мм, колесная база — 2600 мм (раньше — 2550 мм). Aqua осталась верна своей бензоэлектрической природе, но произошедшие с ней перемены тем не менее глобальные. «Четверка» 1NZ-FXE — достояние истории. Эстафету принял трехцилиндровый M15A-FXE (91 л.с. и 120 Нм) объемом 1,5 литра. Электромотор мощнее — 80 л.с. против 61 л.с. у прошлого хэтча. Коробка передач – классический для тойотовских гибридов планетарный механизм eCVT. Это еще не все: за доплату предлагается полный привод E-Four с «электровеником» на задней оси символической мощностью 5,3–6,4 л.с.
Toyota Sienta
Продано: 68 922 шт. (+19,2%)
Цены: от 1 950 000 до 3 108 000 иен (от 1 027 266 до 1 637 305 рублей)
Не претендуем на лавры предсказателей, но помяните наши слова — маленький вэн еще себя покажет. Третье поколение стартовало в конце лета 2022 года и, очевидно, пока не успело выйти на полную «проектную мощность». Впрочем, оцените рост продаж и рывок с 13 места на восьмое! Интересно, что мы увидим по результатам 2023-го?…
Sienta — ближайшая родственница других Тойот на платформе TNGA (GA-B). Длина 4260 мм — не помеха вместительному трехрядному салону с классным оформлением передней панели. Если уж японцы умудряются строить суперфункциональные кей-кары, то в данном случае удивляться абсолютно нечему. Боковые двери снабжены электроприводом, а у кресел второго ряда на 80 мм увеличен диапазон продольной регулировки. Базовая переднеприводная Sienta оснащается 120-сильным атмосферным «один и пять» M15A-FKS и вариатором с механической первой ступенью Direct-Shift CVT. Продвинутая — гибридными «потрохами»: M15A-FXS (91 л.с.), электромотором мощностью 80 л.с. и планетарной трансмиссией eCVT. Опционально доступен полный привод E-Four с трехсильным электродвижком для задней оси.
Honda Fit
Продано: 60 271 шт. (+2,5%)
Цены: от 1 592 800 до 2 664 200 иен (от 839 092 до 1 403 509 рублей)
Рыночные успехи субкомпактного городского хэтча позволили ему прорваться с 12 места на девятое. Эффект новизны и качество продукта в действии! Актуальный, четвертый по счету Fit, представленный в конце 2019 года, верен себе и не рвется в вышестоящий размерный класс. Длина — 3995–4090 мм, между осями неизменные 2530 мм. Нынешнюю Хонду со старшей не перепутать: она миловидная, в меру строгая и лишена агрессии. Характерная особенность — двойные передние стойки а-ля минивэн, улучшившие обзорность.
Самый простой Fit — это 98-сильный двигатель объемом 1,3 литра и CVT. «Царь горы» e:HEV интереснее. У него безнаддувный «один и пять» с такой же мощностью, который функционирует как генератор и подключается к колесам лишь на высокой скорости. Большую часть времени передние колеса крутит 123-сильный электромотор. В гамме есть «паркетный» Crosstar и оспортивленная RS — маленький уличный хищник. Он не только выделяется нескромным аэродинамическим обвесом, но также имеет в своем арсенале «ужесточенную» подвеску и систему выбора режимов движения.
Toyota Alphard
Продано: 60 225 шт. (-36,6%)
Цена: от 3 597 000 до 7 752 000 иен (от 1 894 912 до 4 083 779 рублей)
Все-таки полноразмерный вэн Альфард — уникальное явление! Он смело и грубо вклинивался в хит-парад компактных моделей и по итогам 2021 года занимал четвертую строчку. Но время идет, и вот уже Toyota одним махом опустилась в самый низ Топ-10. Не самый плохой результат, если вспомнить, что бизнес-джету уже сто лет в обед: третье поколение производится с 2015 года. Лучший результат Alphard отмечен как раз накануне (95 049 экземпляров без учета «дизайнерского» Vellfire), поэтому резкое падение вовсе не означает дальнейшее пике. Не исключено, что это просто стабилизация сбыта.
На сегодня дилеры готовы принять у вас заказ на одно из трех исполнений Alphard. Начальное и ни на что не претендующее обходится 2,5-литровой атмосферной «четверкой» 2AR-FE (182 л.с.). Гибридное — с двигателем «два и пять» 2AR-FXE (цикл Аткинсона, 152 л.с.), 143-сильным электромотором и еще одним (68 л.с.) на задней оси. На вершине горы маслкар среди JDM минивэнов: 3,5-литровый V6 2GR-FKS (301 л.с.) и 8-ступенчатый «автомат».