На розничном рынке тоже оживление, хотя рост пока что не столь резкий. Если верить Росстату, по состоянию на 17 июля литр 92-го в России на АЗС в среднем стоил 48,88 рубля, литр АИ-95 — 53,36 рубля, АИ-98 — 63,80, а литр солярки — 58,45 рубля. Для сравнения: в конце апреля 2023 года бензина АИ-92 стоил в среднем 47,19 рубля, АИ-95 — 51,41 рубля, АИ-98 — 61,65 рубля, а дизельного топлива — 58,20 рубля. Такой уровень цен был действительно уникальным явлением, поскольку в течение двух последних лет стоимость бензина в рознице почти не менялась, а с учетом официальной инфляции в 12% можно даже было сказать, что бензин немного подешевел. Но все, эти времена прошли! В нашем апрельском материале Дром призывал читателей ловить момент и пользоваться застывшими ценами на всю катушку. И как мы видим, не зря! Цены пошли вверх и, похоже, что это еще не конец. В чем причина? Давайте разбираться!
Почему бензин дорожает?
Как и всегда, у сложившейся ситуации есть несколько факторов. В первую очередь — за последние несколько месяцев рубль сильно ослаб на фоне других валют. Причем здесь цены на бензин? Очень просто. Нефтяным компаниям выгодно продавать нефтепродукты на экспорт за валюту. Государство это понимает, поэтому ввело целый ряд налогов и пошлин, которые призваны ограничить поставки нефтепродуктов в другие страны и обязать компании продавать топливо на российском рынке. В добавление к этому действует еще и хитрый демпферный механизм, по которому если экспортные цены на бензин и дизель оказываются выше внутрироссийских, нефтяникам компенсируется часть разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. То есть государство с нефтяными компаниями действовало по принципу «Ты мне, я — тебе!». До недавнего времени эта схема худо-бедно работала, однако к лету российская валюта серьезно ослабла, а тут еще в июне Министерство финансов приняло решение с 1 сентября 2023 года сократить выплаты по топливному демпферу примерно на 50%. Для бюджета это выгодно, поскольку, согласно расчетам Минфина, позволит государству сэкономить до 30 млрд рублей в месяц. Но не для нефтяных компаний, которые столкнулись с недополученной выгодой и фактически нарушением предыдущих договоренностей. Естественно, в таких условиях они будут повышать отпускные цены на топливо.
«В стране денег нет. И все те мероприятия, которые раньше использовались для сокращения экспортного паритета и придания некой стабильности внутреннего рынка, исчезли. Есть интересы нефтяной отрасли, а есть интересы бюджета, и он побеждает. Вот и весь ответ!» — пояснил высокопоставленный источник Дрома в нефтегазовом комплексе РФ на условиях анонимности. «Раньше нефтяные компании каким-то образом компенсировали свои затраты на добычу и переработку нефти за счет экспортных поставок, в частности дизельного топлива, на европейский рынок. Сейчас этот рынок для нас закрыт. А на других рынках наши нефтепродукты пока не очень востребованы», — подтверждает со своей стороны профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель, также уверенный, что в ближайшее время нас ждет дальнейший рост цен.



Есть у подорожания и другие причины. Во-первых, весна–лето — это традиционно «высокий сезон» спроса на топливо, связанный не только с бóльшей эксплуатацией автомобилей, но и с сельскохозяйственными работами. Во-вторых, играет свою роль и инфляция. Например, только за прошедшие дни июля она составила 0,38%, а с начала года — 3,15%. И это — по официальным данным. В-третьих, нельзя забывать и о закрытии на ремонт и профилактику НПЗ, из-за чего объем нефтепродуктов на рынке также сократился. Все это напрямую сказывается на цене бензина и дизеля в рознице.
Говорит Минэнерго
На фоне рекордных биржевых цен в дело вмешались Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба, которые в первой половине июля рекомендовали нефтяникам увеличить продажи бензина на бирже. Цель данной меры ясна — в полуручном (а как это еще назвать?!) режиме стабилизировать цены за счет увеличения предложения. Правда, особенно эффективными грозные заявления ФАС не оказались, а биржевая цена бензина АИ-92 назад к «дорекордным» уровням ниже 60 000 рублей за тонну так и не откатилась. Параллельно в Минэнерго РФ сделали довольно интересное заявление. «Дефицита на рынке бензина нет, производство топлива постепенно увеличивается после окончания первой волны плановых ремонтов на НПЗ. Ситуация на российском топливном рынке находится под контролем, спрос на внутреннем рынке полностью обеспечен предложением», — отметили в ведомстве.
Хорошо, что ведомство все контролирует! Правда, не совсем понятно, почему в Минэнерго вдруг заговорили о дефиците, если до этого речь шла об увеличении предложения. То ли там вдруг перешли на позицию полного невмешательства и принципов laissez-faire (невмешательство), то ли все же государству важно сдержать именно рост цен.
Если вы не совсем понимаете, почему мы это упоминаем, приведем более понятную историческую аналогию. В самом конце 80-х — начале 90-х в СССР возник дефицит товаров, которые при этом стоили вполне по-социалистически. Затем в 1991–1992 годах в России произошла либерализация цен, благодаря которой товары на полки магазинов вернулись, причем за довольно короткое время. Это, правда, не означало, что стоимость товаров осталось той же. Но зато, выражаясь словами Минэнерго, рынок был полностью обеспечен предложением — этого не отнять. В общем, мы это к тому, что отсутствие дефицита и низкая стоимость — это не всегда связанные вещи. И топливо — не исключение.

Как бы там ни было, к пятнице, 21 июля, вице-премьер Александр Новак поручил проработать ряд предложений о сдерживании цен на топливо, причем подчеркнул, что введение заградительных экспортных пошлин не рассматривается. «Будут конкретные предложения, мы их озвучим. По дизелю у нас особых проблем нет — и с объемами, и с ценами. Год к году даже на биржах 5–7%. На АЗС и по дизелю, и по бензину у нас рост цен идет на уровне инфляции, для конечного потребителя цены держатся. Мы в основном сейчас работаем именно по бирже, чтобы там ситуация стабилизировалась», — отметил вице-премьер (цитата по ТАСС).
Камо грядеши, бензин?
На момент написания этого материала предложения Минэнерго так и не были озвучены, поэтому пока что выводов о том, как они могут повлиять на ситуацию с ценами на АЗС, делать не будем. И все же попробуем поговорить о ближайшем будущем. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что в текущих условиях бензин будет дорожать и дальше. Как мы уже говорили, последние 1,5–2 года, когда топливо практически не изменялось в цене, были действительно уникальным временем.
Вряд ли власти отпустят цены на топливо в свободное плавание. Дело в том, как у нас устроено формирование стоимости литра бензина. Мы уже рассказывали, что стоимость нефти в цене бензина составляет не более 9%, а государство фактически вручную удерживает цены на горючее. Цель таких мер тоже понятна: стоимость топлива на АЗС неизбежно скажется на цене практически всех товаров, поэтому, чтобы избежать резкого подорожания (и как следствие — социальных потрясений), правительство вынуждено сдерживать аппетиты нефтяников. Но и удерживать цены на бензин бесконечно нефтяники тоже не будут, тем более когда у них отрезали половину субсидий, которые те получали от государства в рамках демпфирующего механизма.
«Нас не ждет ничего хорошего, — считает профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель. — В силу того, что за все платят люди, это [повышение цен на бензин] является таким дополнительным налогом на богатых. То есть не повышать НДФЛ, а просто если у вас есть машина и вы заправляете ее качественным бензином, то будете платить за это дополнительные деньги», — добавил он в разговоре с Дромом.
Судя по всему, в ближайшем будущем тактика ручного регулирования продолжится. Например, ФАС и Минэнерго разработали новый законопроект, согласно которому с 1 сентября 2023 года компании будут обязаны продавать на бирже минимум 13% произведенного бензина и 9,5% дизеля, а не 12% и 8,5% соответственно, как сейчас. Только не надо думать, что цены расти не будут. Будут!
«К сожалению, биржевые цены растут по рынку, а розничные — в пределах инфляции. Весь вопрос, как будут вести себя нефтяные компании. Если они будут выполнять те договоренности с правительством, которые, в общем-то, нарушены, то будет одна ситуация. Если нет — другая», — отметил источник Дрома в нефтегазовом комплексе, отказавшись называть какие-либо цифры возможного подорожания. «Каким-то образом [цены на бензин в рознице] будут пытаться регулировать, но это все — нерыночные меры, и они не будут работать, — пояснил исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель. — За бензин нам придется платить все больше и больше, но это будет не быстро и не резко. Тем более в следующем году у нас выборы. Но потихонечку расти в цене бензин будет».
Сделаем свои осторожные предположения. Вот уже многие годы стоимость литра бензина в России в пересчете на чужую валюту в среднем составляла примерно 0,6–0,7 евро. Судя по всему, именно этот уровень цен обеспечивал нефтяникам более-менее приемлемую доходность на внутреннем рынке. Если учесть, что в последнее время рубль ослаб, а евро стоит примерно 101 рубль, можно предположить, что в начале осени этого года рост цен на бензин должен остановиться где-то в районе 60 рублей за литр, с поправкой на отличия в стоимости бензина разных марок. Но отметим, что это — лишь предположение. Как известно, жизнь зачастую оказывается удивительнее самых смелых прогнозов.