По правилам написания деловых заметок в первых строках должна излагаться суть события, потом второстепенные подробности, а уже в конце можно дать пару независимых комментариев и ссылки на предыдущие материалы на обсуждаемую тему. Но мы решили немного отступить от устоявшейся схемы, разбив повествование на несколько взаимозависимых информационных поводов, которые в итоге сольются в единую картину события. Так интрига сохранится подольше и читать будет интереснее. Тем, кому это вообще интересно, конечно же.
Вот первая важная информация: Chevrolet Niva, известная в народе как «ШНива», в скором времени перестанет выпускаться на предприятии GM-АвтоВАЗ и переедет на третью нитку основного конвейера ВАЗа. Это та самая многострадальная нитка (термин совершенно официальный, поэтому в кавычки не берем), модернизация которой прошла в 2014–2015 годах с прицелом выпуска на ней модели Веста. Но по известным причинам Веста «уехала» в Ижевск, а производственная линия, рассчитанная на 220 000 автомобилей в год, осталась только с Приорой, которую под конец жизненного цикла выпускали меньше 30 000 в год. И это при том, что этот конвейер полностью соответствовал стандарту AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault–Nissan и мог выпускать практически любые модели.
Третью нитку необходимо было хоть как-то загрузить, поэтому на нее перенесли из 62-го корпуса производство Лады 4х4, которую все называют «старая Нива». И до кучи длиннобазную Ладу 4х4 (ВАЗ 2131) из ОПП. С тех пор этот конвейер и работает на пятую часть своей мощности, выдавая примерно 40 000 «старых Нив» ежегодно. Приору-то сняли с производства. А 62-й корпус вообще закрыли, за ветхостью.
Перенос «ШНивы» в периметр ВАЗа произойдет ориентировочно в 2021 году и будет связан с рестайлингом модели. Но речь не о проекте GM-АвтоВАЗа, который пообещали внедрить в 2020 году и который в общих чертах сделал бы старушку-«ШНиву» похожей на бездарно убиенную Chevrolet Niva-2.
Нет, ВАЗ уже готовит на «ШНиву» свой вариант рестайлинга, судя по всему, с элементами фирменного Х-образного стиля.
Уже хорошо: как минимум несколько лет у этой модели еще есть, ведь изменение дизайна не затевают накануне прекращения выпуска.
Сколько лет отпущено «ШНиве» и в каком виде автомобиль дойдет до заслуженной старости? Сейчас говорят про 2026 год, но говорят осторожно, дескать, все определит рынок. Это тот же год, до которого официально продлен выпуск и старой Нивы. Выходит, что две похожие модели будут долгое время существовать в рамках одного конвейера, что, с одной стороны, экономически выгодно (себестоимость «ШНивы» снизится), с другой — маркетологически опасно. Есть такое понятие — «внутрибрендовый каннибализм», когда похожие товары одного бренда отбирают доли рынка друг у друга. Выигрывает рыночную битву, как правило, более дешевый товар.
Но в российских автомобильных реалиях этот «каннибализм» остается абстрактно-умозрительным понятием, тут резоны западного маркетинга как-то не очень работают. К тому же «ШНиву» сложно назвать аналогом Лады 4х4, это все-таки автомобили разных поколений, существующие в разных ценовых нишах. Специально их «разводить» не придется, рынок уже сам это сделал. Но с появлением в модельном ряду ВАЗа «ШНивы» (которая после рестайлинга опять станет именоваться Lada Niva) возникнет соблазн взаимной унификации.
Собственно говоря, этот соблазн всегда существовал и реализовывался: почти вся эволюция Chevrolet Niva по приводу и элементам трансмиссии естественным образом переносилась на Ладу 4х4. Теперь этот процесс обречен на интенсификацию, что тоже неплохо с точки зрения себестоимости.
А вот про серьезные конструктивные или агрегатные изменения можно, судя по всему, забыть. Они и так были писаны вилами по воде, а теперь любое новшество станет рассматриваться строго в рамках модельной диады. И тут Лада 4х4 (старая Нива) выступит модернизационным якорем, лишающим «ШНиву» надежды на новый двигатель.
Впрочем…
По сведениям наших источников на ВАЗе, вся программа модернизации этой модели выполнена, и до 2026 года ничего нового она не получит, за исключением некоторых элементов интерьера, которые просто не успели вписать в программу прошлогоднего фейслифтинга. Пресловутая боковая подушка безопасности (со стороны водителя) тоже, судя по всему, останется единственной: она нужна была для соответствия формальным требованиям к установке системы ЭРА-ГЛОНАСС. Да, это смешно: только одна подушка, и та сбоку. Но это был самый дешевый способ привести старую Ниву к современным нормам.
Конечно, на ВАЗе хотели бы (и даже пытались) установить на Ладу 4х4 полноценные фронтальные airbag, но объем переделок передней части кузова получается очень значительным. И такая работа за пять грядущих лет рискует попросту не «отбиться». Ведь Ладу 4х4 нельзя продавать так, как продают новые модели — сначала небольшой убыток, потом постепенный выход на прибыль. Востребованность этой модели критически завязана на розничную цену, и даже дополнительные 10–20 тысяч рублей уже могут выступить сдерживающим фактором. Если сейчас поставить Ладе 4х4 две фронтальные подушки безопасности, то вся скудная ее маржинальность уйдет на компенсацию этого дела. Продавать машину нужно будет либо в убыток, либо около него. Такая тактика, повторим, нормальна для свежих моделей, но на излете конвейерной жизни к столь серьезным рискам обычно не прибегают.
Тем не менее некоторое время тому назад начали распространяться сообщения о том, что в 2020 году Лада 4х4 получит целый пакет переделок, в который войдет и водительская подушка безопасности. Это, мягко говоря, неправда. Или не совсем правда, если учесть традиционную волатильность вазовских планов и намерений. И речь даже не о стоимости переделки половины передка машины, затратна и процедура доводки. В совокупности этот проект потянет на несколько десятков миллионов долларов. Что, по меркам автопрома, не много, но с учетом данной конкретной ситуации — космические деньги. Да и изготовление новой оснастки занимает очень приличное время. Тут работы минимум на полтора-два года, а это еще уменьшит привлекательность затеи. В самом мажорном варианте развития событий водительская подушка может появиться на старой Ниве к 2022 году.
И это — все. Никаких других вариантов доработки Лады 4х4 не рассматривается. Такие сложные затеи, как изменение переднего подрамника с установкой реечного рулевого управления, замена старого «нивовского» мотора на 16-клапанник от переднеприводников — не влезут уже ни в какой бюджет. Только если…
Правильно.
Только если этот бюджет не будет общим для обеих Нив.
Когда «ШНива» была еще продуктом GM-АвтоВАЗа, ей постоянно примеряли альтернативы по моторам и коробке передач. Рассмотрели кучу вариантов, даже такой экзотический, как доводка мотора до объема 1,8 литра силами фирмы «Супер-авто». К сожалению, у нас нет актуальной информации, мы не знаем, нашли ли конструкторы и маркетологи GM-АвтоВАЗа приемлемый по цене вариант решения «моторной проблемы». Если нашли, то его дальнейшее внедрение будет зависеть исключительно от пригодности и для старой Нивы. Если не нашли, то обе модели обречены закончить свои биографии с нынешними силовыми агрегатами.
Во всяком случае, планы ВАЗа на 2020 год в отношении обеих Нив сверстаны без учета их модернизации. И планы эти таковы: Chevrolet Niva планируется выпустить 20 000 штук, а Ладу 4х4 — 35 000 штук. То есть на ВАЗе все-таки прогнозируют перетекание части аудитории к «ШНиве».
Последнее ОТТС на Ладу 4х4 действует до 5 декабря 2022 года, и ровно до этой же даты продлен сертификат на «ШНиву». Дальнейшее продление ОТТС проблемой не будет: экологические нормы вряд ли ужесточатся за два года, а по параметрам безопасности машины вообще «в шоколаде»: на них распространяется Правило R12 (удар всей передней поверхностью в куб), а не более современное R94 (удар с перекрытием) ТР ТС 018/2011. В Техрегламенте есть любопытная ссылка: «Требование R94 применяется к типам транспортных средств, заявка на проведение оценки соответствия которых впервые подавалась после 4 января 2008 года». Это де-факто означает, что обеим Нивам ОТТС можно продлевать вечно.
В принципе, как рассказывают наши собеседники, близкие к проведению испытаний, старую Ниву определенными усилиями можно сертифицировать и по 94-му правилу, у Бронто это получилось. Но зачем?
Будет немножечко сенсация.
На площадку GM-АвтоВАЗа переедет… московский завод «Рено Россия», часто называемый прежним именем «Автофрамос». Эта рокировка произойдет уже после того, как «ШНиву» перенесут на третью нитку, то есть не ранее конца 2021 года, а вероятнее всего — в 2022 году. Эту информацию нам подтвердили несколько независимых источников.
Мощность «Автофрамоса» выше, чем GM-АвтоВАЗа (180 000 и 95 000 автомобилей в год соответственно). Но есть нюансы: московский завод сейчас загружен примерно наполовину, а у тольяттинской площадки есть резерв для расширения. К тому же мы не знаем, какие модели из Москвы переедут в Тольятти, и останется ли на заводе «Рено Россия» хоть какое-то производство.
Логично было бы перевести на GM-АвтоВАЗ все модели, созданные на платформе B0, — Duster, Kaptur, Terrano. Arkana использует B0 лишь частично, и ее перенос в Тольятти не так выгоден с точки зрения логистики компонентов. Тогда московскую площадку можно было бы закрыть вовсе или перенастроить на мелкосерийное производство нишевых моделей. Причем не только Renault, но и Nissan, и даже Mitsubishi. Хотя из-за известных событий последние два бренда могут выйти из Альянса.
Занятно, что подобное развитие событий мы прогнозировали еще в 2017 году! (За что автор подвергся остракизму как со стороны Renault, так и от ВАЗа). Тогда речь шла о целесообразности сосредоточить все российские производственные мощности Альянса в одном месте, на ВАЗе, благо ресурсы последнего это позволяют. А теперь, с выкупом оставшейся доли американцев в GM-АвтоВАЗ, мощности ВАЗа возросли еще более. Тем временем рабочая сила в Москве дешевле не стала. Пора? Пора.
Но возможен и другой вариант. Все «дастероподобные» модели, выпускающиеся в Москве, свой жизненный цикл заканчивают. Переносить их в Тольятти — так себе идея. Так что, может статься, на ВАЗ «перенесут» то, что еще не производится на «Автофрамосе» — то есть перспективные модели кроссоверов. А машины на платформе B0 просто дотянут до времени, когда их выпуск станет нерентабельным и завод в Москве тихо прикроют.
Мы, конечно, направили официальные запросы на ВАЗ и в Renault. Представитель Renault сообщил, что эти вопросы лучше задать ВАЗу, а представитель ВАЗа парировал это предложением обратиться к Renault. Думается, что сотрудники пресс-служб в данном случае не так уж неправы: все, что касается переноса «Автофрамоса» в Тольятти, им пока неизвестно, этой информацией владеют исключительно топ-менеджеры заводов.
Машина с кодовым названием Lada 4×4 NG, она же Нива-3, она же «новая Нива», появится в 2023 году (хотя по первоначальному плану речь шла о 2021 годе — это к вопросу о весьма гибком подходе ВАЗа к планированию). Ее построят на платформе CMF B-LS SUV. Эту тележку новая Нива будет делить с B-SUV, которым станет новое поколение X-Ray, Datsun RD4 и еще одним кроссовером, пока проходящим под аббревиатурой HHA.
Однако Нива-3, в отличие от всех этих проектов, останется внедорожником! Именно для нее разработан вариант трансмиссии с понижающей передачей. Не полноценной раздаточной коробкой, а именно пристыкованным к КП планетарным понижающим редуктором. Нам даже известно его передаточное отношение — 1,625. Эта «планетарка» будет работать только с механической КП, с вариатором она не стыкуется. То есть получается такой внедорожник-лайт с поперечным расположением двигателя и автоматической муфтой подключения задней оси; уже не совсем кроссовер, но еще не говномес, как первые две Нивы.
В «резании костов» Карлосу Гону в автопроме не было равных. И где теперь Карлос Гон? Но российский кусочек Альянса наконец внял тактике своего бывшего руководителя и начал не рынок подстраивать под себя, а себя под рынок. Все-таки несколько недозагруженных заводов, неактуальный модельный ряд и очень большие логистические издержки привели ВАЗ и Renault к простому решению о сокращении производственных активов. В автопроме грядет долгосрочный спад, связанный не столько с переориентацией рынков развитых стран на электромобили, сколько с развитием так называемой шеринговой экономики, в которой автомобилей потребуется меньше. В этих условиях держать несколько заводов, работающих вполсилы, — непозволительное расточительство. В российской орбите Альянса есть еще «Лада Ижевск», где выпускают Весту, но о ее закрытии речи пока не идет. Как минимум до 2024 года, когда должна появиться новая Веста, на новой платформе (там, кстати, тоже запланирован кроссовер). А вот судьба заводов Mitsubishi под Калугой и Nissan в Петербурге всецело будет зависеть от судьбы самого Альянса.
Если Альянс устоит, то, возможно, вообще все эти бренды со временем станут выпускать в Тольятти.