Основой дорожных правил в большинстве стран является Конвенция, подписанная 8 ноября 1968 года на конференции ООН по дорожному движению в Вене. Тогда к ней присоединился и СССР. При этом в Стране Советов уже действовали единые правила дорожного движения, принятые на основе Женевской конвенции 1949 года. Первые всесоюзные ПДД были утверждены Приказом № 25 МВД СССР от 11 января 1960 года.
Действующие сейчас правила были утверждены постановлением Совета Министров — Правительством РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. С тех пор принципиально нового документа не было. Но было множество изменений — на конец 2019 года насчитывается 46 постановлений, меняющих по одному или сразу по несколько пунктов. И если в 90-е в ПДД залезали редко, то после 2010-го каждый год в основной закон автомобилистов вносили изменения. Рекорд был поставлен в 2017-м, когда приняли аж семь поправок.
Правила дорожного движения РФ утверждаются правительством, соответственно, изменения в них также принимаются правительством. До того, как документ попадает на заседание, он должен пройти процедуру общественного обсуждения. Она также описана в Постановлении Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».
Разработчик поправок к ПДД публикует их на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Там они доступны для прочтения любому, а для комментария — только зарегистрированному «эксперту». В зависимости от важности документа он может обсуждаться не менее 15 или не менее 60 дней. После завершения обсуждения разработчик просматривает все комментарии, что-то меняет, а что-то — нет. Также он может оставить документ в первоначальном виде, а может практически переписать и выставить на обсуждение повторно. При этом разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный для обсуждения срок, и разместить сводку предложений с указанием своей позиции.
После общественного обсуждения проект документа направляется на согласование с федеральными органами исполнительной власти. Он может быть возвращен на доработку, может быть одобрен и тогда встает в очередь на регистрацию в Минюсте. Помимо оценки юридической грамотности проект проходит обязательную оценку по коррупционности и влиянию на бюджет страны в Минэкономразвития и Минфине.
Если говорить о ПДД, то постановление должно быть принято на заседании правительства, затем подписано председателем и официально опубликовано. Площадками для официального опубликования являются «Российская газета» (бумажная версия), «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Официальный интернет-портал правовой информации». Документ вступает в силу через семь дней после официального опубликования, если в самом документе не установлен другой порядок.
Не считая общественного обсуждения, влияние которого на конечный результат неоднозначно, все вышеперечисленные процедуры — чистая бюрократия. Гораздо важнее то, что происходит на стадии разработки поправок.
Можно сказать — отовсюду. В Правила вписывают изменения, «спонтанно» произнесенные президентом на большой пресс-конференции, и те, над которыми разработчики разных ведомств трудились несколько лет по обращению простых водителей. Некоторые из поправок продиктованы необходимостью соответствовать действующим законам, а некоторые подгоняются под желания властей значимых субъектов. В последние несколько лет вносятся специальные поправки под организацию движения во время важных спортивных мероприятий — Олимпиады в Сочи, Универсиады в Красноярске, чемпионата мира по футболу и т. п.
Больше всего изменений в ПДД исходит от МВД (разработкой новых правил чаще всего занимается ФКУ «Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД России») и Министерства транспорта. Именно эти два ведомства отвечают за безопасность на дорогах, и именно они занимаются планомерной разработкой поправок. Над некоторыми они трудятся годами, некоторые принимают за пару месяцев. При этом инициаторами поправок могут быть как сами транспортники и гаишники, так и другие носители власти. В последние несколько лет фраза «Медведев поручил МВД разработать…» встречалась достаточно часто. А вот по чьей просьбе и зачем премьер давал подобные поручения — вопрос. Его лучше изучить на конкретных примерах.
Перечислять появление всех новшеств вроде правил для велосипедистов, знаков для электромобилей, требований к перевозке детей мы не будем. Коснемся самых показательных и относительно свежих изменений.
Примером одного из самых логичных и оправданных изменений в ПДД можно назвать последние вступившие в силу поправки, которые разрешают водителям предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов полис ОСАГО «в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе», если тот был оформлен онлайн. Если бы этот пункт не был введен, то по закону все водители, купившие Е-ОСАГО, должны были бы получать полис на обычном гознаковском бланке. Это требование делало бы ничтожной статью 7.2. Федерального закона «Об ОСАГО» о возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, а такое в юриспруденции недопустимо, поскольку закон — главнее. Так что эти изменения привели нормы ПДД в соответствие с действующим законом и облегчили жизнь автовладельцам. Их разработкой занималось МВД.
За перевозки в основном отвечает Министерство транспорта, и поэтому от него исходит большая часть поправок, которая касается грузовиков и автобусов. Так, в декабре 2019 года было принято постановление № 1733, которое ввело целую главу 26 «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Эти правила в основном соответствуют европейским нормам для перевозчиков — сколько можно ехать и сколько нужно отдыхать. Контролировать соблюдение временных рамок должностные лица могут с помощью тахографов, которые с 1 ноября 2019 года должны быть на всех автобусах и грузовиках массой более 3,5 тонны в соответствии с приказом № 339 Минтранса от 15.10.2019 г. Также ведомство внесло поправки в ПДД о правах работников подразделений транспортной безопасности, осмотре и досмотре перевозчиков и т. п.
Минтранс часто разрабатывает те поправки, которые касаются разметки и дорожных знаков. Летом 2017 года обсуждался проект о «вафельной» разметке, соответствующее постановление было принято в октябре, а сама она начала работать с 28 апреля 2018 года. Эта мера понадобилась для того, чтобы появилась возможность выявлять нарушения правил пересечения перекрестков и штрафовать за них.
Это же постановление исправило ситуацию с круговым движением. С 2010 года правила давали преимущества въезжающим на «круг» и выезжающим с него в соответствии со знаком «Уступи дорогу». Но знаки не всегда стояли, водители их не замечали, что приводило к путанице, заторам и авариям. С апреля 2018-го приоритет проезда у того, кто движется по самому кругу, а въезжающие должны уступать дорогу. Как в Европе.
Платные парковки, тоже как в Европе, первыми появились в Москве. Но хоть это и столица, введение столь значимых новшеств не могло затронуть только один город — требовались изменения в ПДД страны. 23 июля 2013 года постановлением № 621 было введено понятие парковочного места «для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы». После противостояний москвичей с департаментом транспорта это же постановление ввело знак 8.24 «Работает эвакуатор», который должен предупреждать автовладельцев о возможности принудительного перемещения их транспорта на штрафстоянки. Причем в этой ситуации сначала возникали прецеденты, а уже под них формировались правила.
Пожалуй, самое яркое изменение было связано со знаком «Ш». Требование устанавливать знак «Шипы» на все автомобили, оборудованные шинами с шипами, существовало с самой первой редакции 1993 года. Но вспомнили о нем только 4 апреля 2017 года, когда был введен штраф за отсутствие этого знака. Постановление Правительства, вступившее в силу 8 декабря 2018 года, отменило требование установки знака «Ш». Причем инициатором этой поправки был сам глава ГИБДД Михаил Черников, который в апреле 2018 года на совещании с общественниками практику взиманию штрафов за это нарушение назвал «дурью» и пообещал «разобраться». Сначала вышел негласный приказ не привлекать водителей к ответственности, а потом в течение полугода МВД подготовило проект поправок, которые и были приняты.
Но самое интересное, что история со знаком «Ш» может иметь продолжение. «Автодор» предлагает вернуть эту маркировку для того, чтобы штрафовать водителей, превышающих заниженный для них лимит скорости, или вообще запретить автомобилями с шипованными колесами передвигаться по некоторым магистралям ради сохранения целостности дорожного покрытия. Так что продолжение следует…
Сейчас одним из самых важных и обсуждаемых вопросов в области безопасности стало снижение скорости. Причем сразу в двух «направлениях» — снижение лимита допустимого превышения с 20 до 10 км/ч (это не коснется ПДД, а затронет статью 12.9 Кодекса об административных нарушениях) и снижение скорости при движении в городах (это уже должно быть прописано в ПДД). По поводу первого направления обсуждения идут особенно рьяно, и пока сложно предсказать их исход. Поправки в КоАП принимают депутаты, и им помимо первоначальных комиссий, оценки правительства (премьер Медведев, кстати, не поддерживал снижение лимита) и т. п. нужно пройти три чтения, одобрение Советом Федерации и утверждение президентом — путь не близкий. Поправки в ПДД на этом фоне выглядят более реальными — их проще принимать, под них можно подвести больше оснований — от статистики аварийности и результатов краш-тестов до скоростных лимитов в европейских городах как раз в 50 км/ч. Такую же скорость предлагает ввести в Москве Центр организации дорожного движения. Из практики известно, что столица уже продавливала решения об изменении Правил «под себя», не исключено, что так произойдет и со скоростным режимом.
Правда, ждать следующих изменений в Правила, возможно, придется чуть дольше. За чередой поправок не успевают следить не только водители, но и сотрудники ГИБДД. В конце 2018 года первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой предложил ввести мораторий на изменения ПДД. Начальник Научно-исследовательского центра БДД МВД России Дмитрий Митрошин напомнил — раньше над изменениями законодательства «для водителей» трудилась отдельная рабочая группа. И тогда изменения в правила вносились раз в несколько лет, после того как их прорабатывали со всех сторон. Сейчас же 12-ю главу КоАП меняют почти ежегодно, каждые полгода что-то меняется в законе об ОСАГО, появляются новые Законы (например, «О регистрации транспортных средств»), которые влекут за собой дополнительные постановления правительства и регламенты ГИБДД, вводятся новые ГОСТы и т. п. Чтобы справиться с таким валом новых норм, было предложено ввести новое правило — пересдавать «теорию» при каждом получении водительских удостоверений. Руководитель ГИБДД Михаил Черников такое предложение отклонил. Сколько еще он сможет и сможет ли вообще сдерживать натиск новаторов — неизвестно.
Большинство экспертов говорят о том, что нужно сначала разгрести все, что было принято в последние годы — систематизировать, убрать дубли, сделать более понятным для простых водителей. Возможно, к их голосам прислушаются и у нас действительно будет перерыв в появлении изменений в ПДД. Но нам эта пауза понадобится для того, чтобы привыкнуть к уже принятым и, возможно, подготовиться к будущим. Технический прогресс не стоит на месте. И для автопилотов понадобятся новые Правила дорожного движения. Останется ли место на дороге для человека, или его любое отклонение от курса будет наказываться штрафом, соизмеримым со стоимостью автомобиля, — покажет время.