Мы старались держать вас в курсе, давать ссылки на источники и комментарии, однако к концу текущей недели наши собеседники от широких рассуждений перешли к скупым ответам, а иные и вовсе перестали брать трубку и просматривать сообщения. Похоже, оптимизм сохранила только заводская пресс-служба УАЗа, которая на вопрос о сборке машин отчеканила: «Идет и будет идти». Что ж, надеемся, что это был не автоответчик…
Итак, что произошло за последнюю неделю — кроме того, что практически все заводы встали или готовятся остановиться, как Ижевск, где выпускают Lada Vesta?
Минпромторг постарался действовать на опережение и оживить российский рынок: наконец-то заявлено о повышении планки цены легкового автомобиля при уплате налога на роскошь. Сейчас его начисляют за комплектации, цена которых выше трех миллионов, а согласно поправкам в Налоговый кодекс, подготовленным министерством, она составит уже 10 млн рублей. Вот и гадай, к чему это. Вероятно, цена на Lada Vesta вскоре взлетит выше «трешника».
Да что там Веста! У московских дилеров цена на Гранту в комплектации Luxe уже поднялась выше 1,6 млн. А что, машина солидная — в цену входят антикор днища и колесных арок, упоры капота, дефлекторы окон, тонировка стекол пленкой «Джонсон». Да! Мотор-то — в 16 клапанов!
В конце прошлой недели многие представительства сообщили о приостановке выставления новых счетов дилерам, уточнив, что выполнят текущие обязательства, а дальше будут смотреть по ситуации. Вообще, наш прошлый обзвон дистрибьюторов показал, что вроде как панических настроений не наблюдалось. Более того, признаюсь, что даже на меня при всем моем трезвом взгляде на реалии несколько успокаивающе подействовала фраза нашего собеседника из российского офиса Peugeot–Citroen о том, что раз уж секторальных санкций (то есть направленных против всей автомобильной индустрии) пока нет, то и прорвемся. Калужский завод пока действительно работает, по крайней мере его «французская» часть, по которой у нас есть достоверные данные, а вот что с «японской» частью?
В представительстве «ММС Рус» (Mitsubishi Motors Corporation Rus), которое отвечает за работу с дилерами, нам дали следующий комментарий: «Мы продолжаем работу в штатном режиме. В связи с валютной ситуацией откорректировали цены. Отгрузки автомобилей дилерам не останавливались». Напомним, что «ММС Рус» покупает машины как у калужского завода, так и по импорту — в Японии и Таиланде. Судя по всему, сборку кроссовера Outlander и внедорожника Pajero Sport, которую ведут со сваркой кузовов из подсваренных подсборок (CKD-3), равно как и импорт моделей (Eclipse Cross, ASX, L200), пока логистические проблемы не коснулись. Напомним, что комплектующие для нее приходят в основном из Таиланда и Японии, то есть частично по морю. Предположим, что в обозримом будущем трудности все же возникнут, потому что как минимум два крупных контейнерных перевозчика — Mediterranean Shipping Company и MAERSK, на долю которых в совокупности приходится 34% мировых перевозок, не далее как 1 марта объявили о прекращении деятельности по «российскому» направлению.
Таким образом, безо всяких санкций подвисли поставки запчастей, комплектующих и автомобилей. Более того, о прекращении работы по российским адресам объявили перевозчики Ocean Network Express и Hapag Lloyd, а не далее как сегодня во второй половине дня оператор Global Ports ограничил прием контейнеров в порту Санкт-Петербурга. Кстати говоря, от решения MAERSK уже пострадала «Эллада Интертрейд» — дочерняя компания «Автотора», которая и методом «глубокой отвертки», то есть по SKD-4, и со сваркой кузовов (CKD) собирает модели Hyundai и Kia.
По состоянию на вечер пятницы сборка Hyundai и Kia еще шла, однако продлится она ровно до тех пор, пока не иссякнут складские запасы машинокомплектов и комплектующих.
Еще одна проблема, о которой нам сообщил наш собеседник в «Автоторе»: порт Калининграда — «мелководный», поэтому войти в него может не всякое судно, что заведомо ограничивает выбор логистических партнеров. К слову, о логистике: по некоторым данным, РЖД готовится перейти исключительно на 100-процентную предоплату коммерческих перевозок.
Однако это не единственная проблема «Автотора». Напомним, что на прошлой неделе из России ушел концерн BMW: по состоянию на вечер пятницы сборки уже не было. Наш собеседник на заводе уточнил, что сейчас дирекция изыскивает все возможные способы обеспечить хотя бы какой-то работой оставшихся не у дел 500 сотрудников и сохранить их для предприятия. Опять же со слов нашего собеседника, сокращений ставок пока нет. Между тем российское представительство Hyundai уже как неделю ушло в глухую оборону и не отвечает ни на один вопрос. Полагаем, что, несмотря на продолжение сборки, как минимум заключение новых контрактов ограничено или остановлено, потому что еще нужно понять, как доставить машины из Калининграда до всей остальной России.
Между тем Chery, которая вместе со своим брендом Exeed в прошлом году заняла лидирующее положение среди всех китайских компаний в России, менее чем за неделю свои логистические проблемы решила. Напомним, что часть машин поступала в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Каким образом удалось обойти возникшие проблемы, мы пока не выяснили, однако буквально с четверга, то есть с 3 марта, представительство Chery возобновило заключение контрактов с российскими дилерами. Более того. Мы предполагаем, что Chery (равно как и другие «лояльные» компании, и не только китайские) может получить от Правительства РФ некоторые поблажки, к примеру, льготный период на уплату утилизационного сбора. Такую меру уже вводили во время пандемии, однако сейчас речь может идти о более радикальной поддержке — о частичной или полной отмене утилизационного сбора. Пока это наше предположение, однако, учитывая сегодняшнее заявление первого вице-премьера Белоусова, Правительство РФ готово любыми средствами предотвратить выход иностранных компаний из страны. (Вы не поверите: через полчаса после того, как я написал это предложение, Минпромторг внес предложение об отсрочке платежа по «утилю»!) Отсрочка — это важно. Дело в том, что без выплаты утильсбора машину нельзя растаможить или получить ПТС. Таким образом, даже у локальных поставщиков «утиль» закладывается в себестоимость продукции.
Короче говоря, на прошедшей неделе «немцы» в полном составе покинули Россию. Исключение — Opel, купленный несколько лет назад французским PSA у GM. Впрочем, здесь логистика была нарушена еще до возникновения напряженности между Россией и Украиной — из-за нехватки чипов. Что касается всего российского офиса Stellantis (бренды — Peugeot, Citroen, Opel, Jeep), здесь после повышения цен и решения «контейнерных» вопросов вроде бы все продолжает работать и с дилерами даже заключаются новые контракты. Между тем, напомним, французская часть калужского завода ПСМА радикально зависит от импорта «железа» — здесь не только узлы и агрегаты, здесь и кузовная штамповка, которая в Калугу приходит с французского завода Sevel Nord. Как нам подсказывают наши собеседники, во Франции на складах скопился большой объем для отправки в Россию, однако полностью логистика калужского завода пока не парализована. Повторимся, представительство и дилеры работают в штатном режиме.
Продолжает пока работать и другой «азиат» — Mazda. Мы на днях давали опровержение по остановке завода во Владивостоке, который, как нам сообщила пресс-служба предприятия, продолжит работу как минимум до конца марта. А вот представительство бренда, которое покупает эти машины у завода, как раз остановило оформление всех новых контрактов. Отметим, что эта информация не официальная, а от наших кулуарных собеседников.
Вы спросите, а что же Haval? Пресс-служба бренда прислала нам такое сообщение: «По состоянию на 4 марта завод работает в обычном режиме, перебоев в его работе нет. В нынешней ситуации прогнозы делать сложно. Мы внимательно следим за ситуацией и будем принимать решения по мере ее развития». Напомним, что завод находится в непростых условиях, потому что собирает машины не просто по полному циклу, но даже и с собственной штамповкой крупных деталей из китайской стали. В этом смысле он тоже может стать жертвой логистических разрывов.
А что же УАЗ, с которого мы начали? Мы помним, что на Патриотах стоит французский «автомат» и корейские мосты. На «Буханках» — китайская 5-ступенчатая коробка BAIC. Так, может быть, хотя бы Хантер до сих пор выпускают без заграничных деталей? Увы! К примеру, блок управления МЕ 17.9.71 0 261 S16 837 поставляет Bosch, у которого в России шесть предприятий. Мы связались с пресс-службой представительства немецкой компании и нам ответили: «Вместе с нашим руководством, кризисной командой и нашими партнерами мы постоянно оцениваем динамику событий и изучаем их влияние на наш бизнес. Как международная компания со штаб-квартирой в Германии, Robert Bosch обязана соблюдать правовые требования Европейского Союза. В настоящее время компания Robert Bosch очень внимательно изучает последствия последних постановлений о санкциях и в связи с этим ожидает задержки поставок в Россию. Наши группы экспертов находятся в тесном контакте с поставщиками, субпоставщиками и клиентами». По состоянию на вечер пятницы заводы еще работали, что будет завтра — неясно. А вот «БАСФ Восток» — российское подразделение знаменитого химического концерна BASF, которое изготавливало в том числе и конвейерные эмали, то есть те, которыми красят машины на сборочном заводе, объявило об остановке своего производства в РФ.
Итак, промежуточные результаты по событиям этой недели. Китайские компании — пока остаются, работают, даже если не заключают новые контракты. По японцам после приостановки экспорта по брендам Toyota и Lexus, еще можно констатировать работу завода Nissan, однако что будет после праздников — неясно. Новые дилерские контракты не заключаются — процесс остановили даже в Subaru, с пометкой «из-за проблем с логистикой», хотя логистику там обеспечивает владелец части бизнеса — компания Sojitz.
Европейцы или ушли, или все остановились. Счастливое исключение здесь — Peugeot-Citroen, однако клубок логистических проблем может оказаться нераспутываемым, не говоря уже о том, что, вероятно, придется забыть о планах по импорту фургонов К0 в Европу, сосредоточившись на удовлетворении нужд российского рынка.
Оптимизма по возобновлению работы завода Hyundai в Санкт-Петербурге, если честно, не испытываю, буду рад, если ошибусь.
Замечательным завершением сегодняшнего материала (и сегодняшнего дня) станет заявление первого вице-премьера Белоусова — о «трех сценариях развития отношений с иностранными партнерами».
Для начала сконцентрируемся на первом варианте. Если компания продолжает «полноценную работу», обеспечивая «в полном объеме поставки сырья, комплектующих, необходимых для производственного процесса, необходимых для производственного процесса, выполняются трудовые обязательства перед сотрудниками», то она имеет шансы на поддержку правительства по примеру оттяжки выплаты утильсбора, о чем мы сказали выше.
По второму сценарию зарубежный партнер, не желающий работать по первому варианту должен передать свою долю российским партнерам.
Если же компания попытается закрыться (третий вариант), то в Правительстве РФ будут рассматривать это как «умышленное банкротство». В этом случае власти будут вмешиваться «через процедуру ускоренного банкротства». Что последует за ней — скоро увидим.