Toyota Mark II Wagon Qualis – мой шестой японский автомобиль. До него была Caldina 1996г. (3S-FE, АКП, CZ) отзыв № 9093. (
Отзыв о Toyota Caldina).
Следующий автомобиль хотел именно такой – то есть большой универсал посвежее годом, марки Тойота. Под эту категорию попадало буквально два автомобиля: Mark II Wagon Qualis и Camry Gracia Wagon. Первый внешне нравился больше, поэтому при выборе больше интересовался именно Кволисами. Требования были следующие: двигатель – 2,5 л (судя по отзывам 2,2 л слабоват для такой массы авто), привод – передний, комплектация – не ниже S или G, год выпуска (исходя из финансовых возможностей) – 1998 или 1999.
Поиск автомобиля начал а начале 2006 года, ещё не продав Калдину, пересмотрел несколько Кволисов и Граций в автосалонах и на авторынке г. Иркутска. Смотрел как беспробежные, так и с пробегом по РФ. На тот момент были в основном варианты с двигателем 2,2 л. (4WD была всего одна, и та по объявлению в газете). Из двух десятков пересмотренных машин было всего три с двигателем 2,5 л. и то, которым уже было более 7 лет. Одна из них – “конструктор” 1997 г. (отпала сразу), другая – напыжованная модификация G с круиз-контролем, навигацией, темс-подвеской (но уже конченой), также 1997 года выпуска, да ещё и с большим пробегом по РФ (не менее 3-ёх лет). Третий вариант: Toyota Mark II Qualis, 1998 г.(декабрь), двигатель 2,5 л (2MZ-FE), цвет – снежная королева (низ – золотистый), модификация S-package (панель – оптитрон, эл-регулировка водительского сидения, обогрев зеркал, заводская тонировка задней части стёкол, задний спойлер), также кроме стандартных опций имелся электролюк и очиститель воздуха на потолке. Внешнее состояние для автомобиля с пробегом по России чуть более 2-ух лет было хорошим, кузовных дефектов практически нет, оптика вся целая, “крестовское” литьё на 15” и зимняя резина в отличном состоянии, охранных систем долларов на 350. Только по салону на велюровых накладках было пару коцек и одна – на потолке. Но это были в общем-то мелочи, больше волновало состояние двигателя, который почему-то с большим трудом завёлся при температуре –20 С. Правда, после запуска и прогрева двигателя никаких посторонних шумов не наблюдалось. Продавцы на стоянке автомагазина утверждали, плохой запуск – это не “косяк”, просто автомобиль давно не заводили, стоит он здесь уже несколько недель на морозе (а пару недель назад мороз был действительно конкретный, до –40С доходило), свечи просто заливает, особенно задние (двигатель-то 6-цилиндровый V-образный), мол заменишь свечи после покупки и всё будет ОК. Цену в итоге удалось опустить на 500$ от стартового ценника за коцки по салону, на свечи, на масляный фильтр, из-под которого при первом запуске давануло масло, и т.д. Да, ещё проехались на ней и загнали на эстакаду – подвеска работала почти идеально, снизу было всё в порядке: никаких течей и порванных пыльников. В итоге договорились, что приедем через день и совершим сделку. В феврале месяце Калдина уже была продана. Приезжаю покупать, на улице –15С, (ночью было не более –25С) они не могут завести, греют моторный отсек пушкой дизельной. Ну думаю “труба”… Что бы Тойота в такую температуру не завелась – просто смешно. Даже думал отказаться от покупки, но всё же рискнул. Впереди лето, а потом разберусь…
Отличия Mark II Qualis от Camry Gracia Wagon, которые мне удалось обнаружить при детальных осмотрах автомобилей, помимо разной оптики, крыльев, капота и решётки радиатора, следующие:
– капот открывается вместе с решёткой радиатора на амортизаторных стойках;
– отсутствуют повторители в передних крыльях;
– на порогах имеются металлические вставки с надписью “MARK II” впереди, и без надписи сзади у всех модификаций;
Mark II Qualis, согласно каталогу, выпускался ещё и с 3,0-литровым двигателем (1MZ-FE), а Camry Gracia Wagon – только с 2,2 и 2,5 (но трехлитровых в продаже не наблюдалось вообще).
Во всём остальном, по моим наблюдениям, автомобили абсолютно одинаковые. Даже обшивка и цвет салонов – один в один. Цена авто схожей комплектации так же одинаковая. Кволисы нисколько не дороже таких же Граций (в Иркутске по крайней мере).
Стоит отдельно отметить модификацию Tourer, которая пошла с 1999 года: ксеноновые фары, штатное литье на 16”, темный цвет салона (пластиковые вставки, сидения, двери и пол), потолок – светлый как у остальных, отсутствует электропривод сидения, на передних крыльях имеется маленькая табличка с надписью “Tourer”. Говорят, что ещё в подвеске отличия. Возможно, более жёсткая, точно не скажу.
Вообще, насколько я понял, Camry Gracia, леворульная Camry (V20), Windom и, соответственно, универсалы Camry Gracia Wagon и Mark II Quails, в принципе одинаковые автомобили. Я имею в виду не внешний вид конечно, а базу, подвеску, двигатели, салон. Многое, что пишут про Windom, справедливо и для Mark II Qualis.
Сразу после покупки поехал на СТО по замене масла, думал заменить масляный фильтр, из-под которого выдавило лужицу масла. А мастера мне в ответ: “давай сначала подтянем его, может замена и не потребуется”. Что и было сделано. Больше этот вопрос до замены масла меня не беспокоил. Затем заменил воздушный фильтр. Далее стандартные операции: замена магнитолы, установка сабвуфера, дополнительного звукового сигнала, доработка охранных систем.
Затем немного увеличил дорожный просвет сзади. Для этого заказал на авиазаводе алюминиевые 20-мм проставки между верхними опорами стоек и кузовом. Мудрить с готовыми проставками для ВАЗ 2108-09, каких полно продаётся, не хотелось. Чертёж для изготовления со всеми размерами имелся уже давно (от других Тойот, что у меня были подходит :), а ценник у знакомого, через которого изготавливаю, просто символический. Заменив родные болты на верхних опорах на более длинные (в “крепёжных изделиях” столи рублей по 6 за штуку), установил в течении 2-ух часов. Дорожный просвет сзади увеличился на 20 мм, а больше и не стоит делать.
Морозов сильных больше не было и двигатель заводился безотказно, всегда с первого раза (температура ниже –20С не опускалась). Поэтому поездку на диагностику двигателя пока решил отложить. Съездил на неё через два месяца после покупки (то есть уже в апреле), и то с целю оценить общее состояние двигателя, заодно и немного пожаловаться на повышенный расход топлива (об этом ниже).
На момент написания отзыва (февраль 2008 года) накатал около 22 000 км. Уже накопилось много информации.
Так как сразу до этого автомобиля была Калдина, то сравнивать некоторые вещи буду в основном с ней (хотя это и не совсем корректно).
Отмечу основные плюсы и, конечно, минусы (которых совсем немного).
Шумоизоляция
На эту тему много говорилось. Действительно, шумоизоляция отличная, в салоне тишина! Приведу два примера:
– на малой скорости (где-то до 35 км/ч) при спокойной езде по ровному асфальту шума нет ВООБЩЕ никакого, ни от двигателя, ни от чего другого. ТИШИНА полная. Автомобиль будто стоит на месте, только изображение за стеклом движется J На скорости 140 км/ч ощущение от шума дороги и скорости такое, как будто едешь не более 90 км/ч. Громкость магнитолы добавлять не приходится, разговариваешь также тихо как и при стоянке.
– второе, на что обратил внимание после того, как пересел на этот автомобиль после Калдины, так это когда передние колёса пробуксовывают (на льду или мелкой гравийке), то визга резины и шума ударяющих по днищу камушков не слышно! На Калдине эти звуки очень сильно прослушивались. Двигатель обороты набирает, рычит немного, а от ведущих колёс – никакого шума!
Кто-то писал, что стёкла у этих автомобилей более толстые, что помимо и так достаточно продуманной шумоизоляции играет немалую роль. Действительно, толщина боковых стёкол – 5 мм, против 3,5 мм на Калдине, Короне. И это при том, что двери рамные!
Салон, электрооборудование
Салон достаточно большой и уютный, много кармашков (во всех 4 дверях) и подстаканников (в трёх местах), очень нравятся отсеки в багажном отделении (их там 5 штук). Качественные материалы, велюр и замша практически везде, где только можно, даже в бардачке и мелких ящичках. Понравилась задняя шторка, которая не дребезжит так сильно как на Калдине, хотя некие звуки всё-же издает L Задние сидения, складываясь, образуют абсолютно ровную поверхность с полом багажного отделения (на Калдине получался небольшой выступ). Стоит отметить наличие крюков и петель для крепления грузов. Водительское сидение имеет регулировку положения в 3-ех направлениях с помощью электроприводов, и одну ручную регулировку под поясницу. Регулировка по высоте имеет очень большой диапазон, можно удобно устроиться любому водителю.
Электрооборудование и климат-контроль работают отлично. Печка справляется, кондиционер тоже. Если нажать на регулятор температуры подаваемого воздуха, то можем узнать температуру воздуха на улице. Выбор направления потока воздуха осуществляется “по кругу” одной кнопкой, скорость вращения вентилятора – двумя кнопками со стрелками (5 режимов). Для моментальной подачи воздуха на лобовое стекло имеется отдельная кнопка. При нажатии кнопки обогрева заднего стекла, одновременно включается обогрев боковых зеркал. Есть функция полного автоматического режима климат-контроля. Все продуманно и удобно. Разъемов под прикуриватель для питания эл. аппаратуры от бортовой сети в салоне имеется аж 3 штуки (один – в стандартном месте, второй – чуть ниже, третий – в багажном отделении справа).
Помимо стандартных опций (типа подсветки замка зажигания и бардачка) имеется плавно затухающая подсветка в ногах переднего пассажира, плафон на потолке (который у меня совмещён с очистителем воздуха) также плавно затухающий, зеркала в козырьках от солнца и те с подсветкой. На потолке вблизи зеркала заднего вида имеется очёчник (примерно такой же, как на Калдинах, Коронах), что очень удобно. Про оптитронную панель уже много говорили, повторять не буду.
Такие функции как “автосвет”, закрывающиеся на скорости 20 км/ч двери и складывающиеся зеркала естественно присутствуют.
В задних боковых стеклах, помимо стекла задней двери, имеются дополнительные антенны (видимо, телевизионная и для навигации). При замене магнитолы, я соединил оба антенных кабеля вместе, результат получился неплохой. Штатные динамики (6 штук) в дверях звучат неплохо, на высокой громкости ничего и нигде не дребезжит.
Люк, имеет электропривод и может открываться двумя способами: сдвигаться назад как полностью, так и на любую величину (при этом поднимается небольшой дефлектор) и подниматься задней частью, образую небольшую щель (типа как у “Газели”). Стекло люка имеет заводскую тонировку. Велюровая шторка сдвигается автоматически, если включить люка на открывание.
Минус по салону только один – расстояние между передними и задними сидениями могли бы сделать и по-больше. Специально замерил размеры салона Калдины перед продажей. Оказалось, что расстояние между торпедой и задними сидениями одинаковое. У Кволиса салон шире и длиннее в багажном отделении (высота не маленькая тоже), а вот между передними и задними сидениями расстояние не больше, чем у Калдины. Чтобы задним пассажирам было комфортно сидеть (особенно втроём) приходиться немного сдвигать вперёд передние сидения. Странно немного, для такого длинного авто… Регулировка наклона спинок задних сидений также бы не помешала.
Подвеска, управляемость
Плавность хода выше, чему Вист и Камри, не говоря уже про Короны и Карины. Особенно эта плавность ощущается при переезде “лежачих полицейских”, которых у нас по городу в последнее время развелось достаточно много. Ход подвески, особенно передней, большой. Передняя часть автомобиля длиннее и тяжелее (особенно с таким двигателем), что также играет свою роль в мягкости хода. Мелкие неровности пролетает вообще не заметно. Многие дороги, которые раньше казались ужасными, сейчас кажутся не такими уж и плохими. Очень хорошо Кволис идет по гравийке: мягко и бесшумно (почти как по асфальту). Задняя подвеска – в меру грузоподъёмная, когда в салоне пять человек, то ничего не пробивает, и нигде не цепляет. При аккуратной езде, естественно.
Вообще подвеска сделана как и у большинства легковых Тойот: четыре амортизаторных стойки с пружинами, рычаги, стабилизаторы поперечной устойчивости с “линками” и сзади и впереди (передние “линки” длиннющие такие, сантиметров под 30). Разница только в наличии “полурамы” впереди, к которой крепятся все основные элементы. Эта полурама, находясь чуть ниже уровня поддона двигателя и АКП, надежно защищает их от удара и “цеплять” приходилось именно ей, как самым низким местом. Защитный кожух снизу перед моторным отсеком не пластиковый, а металлический. Ну и все элементы подвески, включая пружины, более солидные. Верхние опоры передних стоек своеобразные, достаточно высокие. Пишут, что с ними обычно проблема у всех таких машин – просто начинают стучать со временем. Но меня это обошло стороной, прошлый хозяин поставил новые оригинальные.
Сам кузов однозначно более жёсткий, видимо, из-за идущих вдоль днища мощных усилителей (типа швеллеров). При переезде больших неровностей по диагонали никаких скрипов по кузову не наблюдается. Когда вывешиваешь одно из передних колёс с помощью штатного домкрата, то передние двери закрываются также как и на опущенном автомобиле.
Управляемость автомобиля – нормальная, не хуже той же Калдины. В те же повороты на той же скорости входит легко. Крены не такие уж и значительные, хотя конечно есть.
Тормоза – даже немного лучше (все четыре дисковые всё-таки). К работе АБС претензий также никаких.
Двигатель, коробка, динамика
Про двигатель 2MZ-FE хочется рассказать отдельно: 6-цилиндровый V-образный, двойная головка, 4 распредвала (FOUR CAM), система ACIS (измененяемая геометрия впускного коллектора). Работает он, конечно, тихо, по сравнению с 3S и 5S, но не так тихо как 1G или 1JZ. Что радует больше, так это полное отсутствие вибрации. Не зря под капотом стоит отдельный амортизатор для двигателя. Сидя в салоне, когда двигатель работает на холостом ходу, понять, что его заглушили, можно только по стрелке тахометра. Но на оборотах от 2,5 тысяч и выше шумец от двигателя немного прорывается в салон. Однако звук работы приятный, мощный такой, солидный. У тахометра красная зона начинается с 6,5 тыс. оборотов, далее срабатывает отсечка. При кик-дауне обороты доходят до 6200, потом включается следующая передача. Запас мощности конечно большой, тянет неплохо, но с места до сотни – почти как на 2-литровой Калдине (об этом ниже).
А вообще, двигатель попался в хорошем состоянии: расхода масла почти нет, течи отсутствуют, посторонних звуков не наблюдается. Диагностика показала, что все системы работают нормально, компрессия отличная и одинаковая во всех цилиндрах, смесь и давление топлива в номе. Единственное, что было не так на тот момент (через 2 месяца после покупки) – это свечи, из-за которых топливо сгорало не всё. Видимо, это и вызывало расход 2-ух лишних литров бензина на 100 км. Заменив их там же на СТО (поставил платину DENSO), газоанализатор показал – что всё ОК, выхлоп практически соответствует нормам ЕВРО. Что ещё нужно? Хотя двигатель прошёл, я думаю, не менее 250 тыс. км. Показанию одометра, который на момент покупки был 102 тысячи, я просто не верю.
Расход топлива несколько большой только когда ездишь по городу на небольшие расстояния с прогревами и составляет 12-14 литров на 100 км, в морозы – ещё больше, т.е. от 14-15 литров и выше. По трассе: при скорости 100-120 км/ч – 8-10 литров; при скорости 120 – 140 км/ч – 10-11 литров. То есть вполне нормальный расход бензина для такого большого авто.
Коробка с таким двигателем установлена марки A541E – это 4-ступенчатый не режимный автомат, кнопок типа “PWR” или “MANU” нет, жидкость в ней – не “Dexron”, а “Toyota Type-IV”. Некоторые владельцы пишут, что АКП “адаптивная” – то есть подстраивается под стиль вождения водителя. Лично я этого не заметил. Переключения передач происходят всегда по одинаковому и в нужный момент, в зависимости от нажатия педали газа естественно.
К минусу (условно) можно отнести динамику разгона с места, которая не сказать что “супер”. Думал, что будет порезвее. До 100 км/ч быстрее чем за 9,5 сек. разогнаться не удаётся. На Калдине, с её 140-сильным 3S-FE, получалось около 10 сек. Разница минимальная. То есть все 200 лошадей “гасятся” большой массой (1530 кг). Какая же тогда динамика с двигателем 5S с его 140 лошадями? А может, я слишком много хочу от такого тяжёлого автомобиля? Просто однажды, поездив на двухсполовинчатом 90-ом Марке лет 7 назад, понял, что значит динамичный разгон. А может дело давно было, и сравнив сейчас, разницы я и не ощутил бы?
Гораздо приятнее ехать по трассе, там двигатель показывает, на что он способен. После 120 км/ч ускорение такое же, как и после 60 км/ч. В сидение вдавливает даже в гору. В любой затяжной подъем поднимается достаточно легко и при полной загрузке. Обойти несколько легковых автомобилей, тянущихся за грузовиком – не вопрос! Конкурентами за городом являются только спортивные версии автомобилей, остальные остаются где-то позади. Стрелку спидометра кладёт легко… Но более комфортная езда на дальние расстояния – в районе 140км/ч, и шума лишнего нет и расход бензина оптимальный.
Видимо стихия этого автомобиля – всё-таки трасса…
За 2-летнюю эксплуатацию заменял только расходники (амортизаторные стойки с нашим говнянскими дорогам тоже можно считать расходниками :) Масло с фильтром менял через 10 тыс., об этом не пишу.
Все работы, кроме замены масла и свечей, выполнял сам. Да и свечи можно было самому заменить, просто, как я уже писал, выполнил это на диагностике, где все свечи так и так выворачивали. Как оказалось, сложного ничего нет: для замены трёх дальних свечей снимать впускной коллектор нет необходимости. Надо иметь нормальные ключи и немного фантазии.
Я, вообще, большинству автосервисов не доверяю и считаю, что многое в автомобиле можно сделать самому. Ведь лучше чем сам для себя никто не сделает, ну кроме таких работ как кузовные, покрасочные или ремонт АКП к примеру. Просто имелся собственный печальный опыт на своих первых автомобилях и автомобилях друзей: например, на Вашем авто могут покататься (проехав при этом не одну сотню км.) или слить часть топлива. Забудут затянуть какие-нибудь болты (например, поддона АКП) или постучат большим молотком по подвесному подшипнику приводного вала для снятия (у которого вскоре после этого развалится обойма). Если снимали обшивку по салону или дверям, то обязательно часть пистонов после сборки будет отсутствовать, поломанный пластик и царапины от отвёртки – в порядке вещей. Даже при элементарной замене масляного фильтра умудряются погнуть воротком ключа соты у радиатора охлаждения. Гарантию на проделанную работу, конечно, дадут, но ездить и заставлять исправлять “косяки” потом придётся, и не раз. Очень много автосервисов (по крайней мере, у нас в Иркутске) не умеют качественно работать. Безусловно, специалисты есть, но на общее количество СТО и автосервисов их очень не много. Многие умеют крутить гайки, знают что и где в автомобиле находиться, но не более. Ремонт сводится к замене детали методом “тыка” и развод на “бабки”. Покупай новую запчасть или б/у на разборке, мы установим, не поможет – покупай следующую, мы установим, возможно тогда поможет… Или замени ВСЕ расходники, независимо от их текущего состояния, не вникая в суть проблемы. А за некоторые сравнительно несложные работы, например, такие как замена ремня ГРМ, берут порой такие бабки…
Но это уже совсем другая тема и не относится к отзыву…
Ниже привожу марку расходных материалов, время замены и цену:
Фильтр воздушный A174 (сразу после покупки и с каждой заменой масла) – 300 руб.
Свечи платиновые DENSO PK20TR11 (через 2 месяца) – 6 шт. х 420 руб. = 2520 руб.
Фильтр топливный (через 3 месяца) – 460 руб.
Термостат WV56TB-82 (через 3 месяца) – 600 руб.
Стойки передние Tokiko (через полгода) – 2 шт. х 2250 руб. = 4500 руб.
Итого: 8080 руб. без стоимости замены масла, масляного и воздушного фильтров. Расходы, как видно, совсем небольшие. Никаких поломок не было.
Да, чуть не забыл про бортовой компьютер БК-4.0 (заказывал на carset.ru). На фото салона видно как он установлен взамен штатных часов. Достаточно интересная штука. На 2-ух строчном ж/к дисплее может отображать следующую информацию: мгновенное значение расхода топлива, высокоточный тахометр, высокоточный спидометр автомобиля, среднее значение скорости, среднее значение расхода топлива на 100 км, остаток топлива в баке, прогноз пробега на остатке топлива, общий (суммарный) расход топлива, общий (суммарный) пробег, напряжение бортовой сети, температуру внутри салона и (или) за бортом, часы и календарь, стоимость израсходованного топлива за поездку, среднюю стоимость 100 км пробега. Также имеются дополнительные режимы: измерение времени разгона до 100 км/ч, подача звуковых сигналов о превышении оборотов и/или скорости движения, подробная статистика (дневник) за 80 поездок. Прибор настраивается под любой бензиновый инжекторный автомобиль с помощью коэффициентов и имеет энергонезависимую память. Установка и подключение (7 проводов) заняла не более двух часов.
В ИТОГЕ, попробую оценить автомобиль по 5-бальной системе:
КОМФОРТ – 5 (отличная шумоизоляция, плавность хода на высоте);
САЛОН – 4 (отличные материалы, удобства, но нет регулировки задних сидений);
ПОДВЕСКА, УПРАВЛЯЕМОСТЬ – 4 (достойно идет как по асфальту так и по гравийке, но имеются крены в поворотах и быстрых перестроениях, немного “клюет” при резком торможении);
ДИНАМИКА – 4+ (по трассе – “самолёт”, с места – немного “тупит” из-за большой массы);
НАДЁЖНОСТЬ – 5 (никаких поломок за 2 года).
В марте 2008 года автомобиль был успешно продан почти за ту же сумму, что и покупался. Через три недели купил Toyota Nadia Type SU 1999 г.в. Отзыв о ней пишется…