Еще в комментариях к моей первой статье время от времени появлялся вопрос: «Как мусоровозы протискиваются к бакам, когда все заставлено машинами?». Сегодня я постараюсь на него ответить.
Счет на сантиметры
Если вы читали первую статью блога, то наверняка помните о моем долгом и плавном пути в кабину мусорной машины. Соответственно, я заранее прекрасно знал о необходимости «щемиться» на крупногабаритной технике в нереальные щели, и это меня не пугало.
Еще при обучении на категорию В (почитайте про шесть попыток заработать с «легковой» категорией) инструктор дал понять, что настоящие профессионалы паркуются «по зеркалам». Я впечатлился и освоил такую технику парковки еще на учебном автомобиле. Впоследствии обнаружил, что на легковой машине люблю пролезать в разные узкие места и парковаться там, где никто не хочет. Причем лучше всего делаю это именно глядя в зеркала, то есть задом. Данное умение было спроецировано и на грузовики.
На самом деле умение маневрировать в очень ограниченном пространстве необходимо не только водителям мусоровозов. Люди, работающие на доставке товаров в магазины, тоже мастера хоть куда. А бывает, во дворе трудится самосвал или бетономешалка.
Однако доставка чаще производится на сравнительно небольших автомобилях, а привоз, скажем, асфальта во двор — не основная деятельность водилы на самосвале. И только мусорные машины упорно гремят по дворам целыми днями, так как это — наша основная «среда обитания».
Узкие дворовые проезды — наследие времен компактных «мусорок» на базе ГАЗ-53, несколько легкомысленного подхода к планировке и головная боль водителей мусоровозов. Есть дворы, куда даже на легковом автомобиле заезжать нет желания, но там — контейнерная площадка и, конечно же, в самом дальнем углу, с ежедневным графиком вывоза.

В новостройках ситуация куда лучше. Чаще всего путь к месту сбора отходов вполне приспособлен для проезда тяжелой техники. А в моем городе еще и реконструируют многие старые дворы, расширяя проезды и обустраивая парковки, что однозначно упрощает вывоз мусора. Но задача филигранного «залезания» во двор и «вылезания» обратно возникает не только из-за узких проездов…
Бросил и убежал!
Разумеется, естественными препятствиями на пути мусоровозов становятся личные автомобили. Поставленные как попало и куда захотелось, они могут свести на нет любые добрые стремления архитекторов-планировщиков!
Обычно водители мусоровозов смачно обкладывают хозяев таких машин страшными проклятиями (в 99 процентах случаев «за глаза», разумеется), я же чаще отношусь к этому прозаически, воспринимая очередную «щель» как данность. Хотя иногда, под конец смены, так и хочется как следует отматерить нерадивого автомобилиста.
Будет совершенно неожиданным, но я готов в какой-то степени встать на защиту владельцев таких автомобилей. Дело в том, что когда видишь подобный метод парковки, то сразу представляешь мерзкого типа, который вот прямо специально поставил свою машинешку, чтобы «насолить» лично тебе. А через несколько секунд прибегает «водительница» в виде 18-летней девочки с недельным стажем вождения, и желание материться сразу пропадает…
Больше всего бесят, конечно, легковушки, «брошенные» на повороте, ведь именно там длинному грузовику требуется максимальный простор. Когда на 90-градусном изгибе рядом с контейнерной площадкой около месяца безвыездно стояла Тойота Кариб, чем очень мешала, мне хотелось взять кувалду и раскроить ей лобовуху (дескать, получай, гадина-владелец!).
Но потом таким же владельцем стал я сам. Приехал после работы в 23.00 — места во дворе нет вообще. В лучших традициях негожих автовладельцев приткнул машину в максимально неподходящем месте, на плохо просматриваемом повороте с перепадом высоты и убежал домой. Оправдание такое: завтра на работу, в 7.00 я уеду, машина никому помешать не должна. Ночью грузовик во двор не поедет (хотя если вдруг пожар, то приедет целая колонна грузовиков), так что все нормально…
Однако что-то пошло не так и в 7.00 я лежал с температурой около 40 градусов, не в состоянии даже как следует пошевелиться. Болел знатно — не выходил из дома полторы недели, а мой автомобиль все это время «торчал» в тупейшем месте на «радость» водителей продуктовых машин (недалеко магазин) и, кстати, моих коллег, так как контейнерная площадка также имеется. Слава Богу, лобовуху кувалдой никто не раскроил и даже не поцарапал, а я стал еще снисходительнее относиться к брошенным как попало машинам. Всякое бывает…
Сто раз отмерь, один раз проедь
Никогда не разговаривал с другими водителями мусоровозов про их методы проезда узких мест. Но, по наблюдениям, самый главный метод: «Да и хрен с ним!», ну или ядреный русский авось. Они так и говорят: «Задену — будет знать. Больше так не поставит». О том, что это — ДТП, ни один водила почему-то не задумывается.
Между тем малейшее прикосновение к другому автомобилю или к какому-нибудь элементу инфраструктуры требует оформления, а это потеря времени, создание помехи другим автомобилистам (причем в случае со двором, где выезд всего один, эта помеха будет тотальной) и срыв вывоза мусора на маршруте.
«Ну ты зануда!» — восхитится иной читатель.
Возможно. Только я лично возил юриста в суд, где решалось, что делать с водителем КАМАЗа-мусоровоза, который задел электрические провода и просто уехал. Он их не порвал, не закоротил, просто прикоснулся подъемником для восьмикубовых контейнеров, который был самым высоким местом на кузове. Но какой-то житель снял это действо на телефон (подловил же…) и отправил запись в ГАИ. В результате — оставление места ДТП. Однако юрист добился замены лишения прав на арест — сидел мужик пять суток…
После этого я так впечатлился, что перед любым более-менее значимым маневром во дворе напоминаю вот этого кота.
И фиг с ним, со временем! Лучше не спеша обдумать все детали «пролезания», потратив на это полминуты, чем потерять час в тесном взаимодействии с аварийным комиссаром или вообще лишиться права на управление транспортом.
Дешевле машина — меньше интервал
А теперь о моих личных «ноу-хау», которые выработались за пять лет работы на мусоровозе. Классический случай — необходимость проезда между двумя легковыми автомобилями. Первое, что приходит в голову — просто проехать посередине и все. На самом деле «щель» может быть настолько узкой, что одновременно контролировать обе стороны затруднительно, и тогда… Я уделяю большее внимание той стороне, с которой стоит наиболее дорогой автомобиль!
Да-да. Если, скажем, слева находится Лада Приора, а справа Omoda, то боковой интервал до «китайца» будет больше, чем до российского автомобиля. Например, полметра против 30 сантиметров.
При этом учитывается время года, состояние дороги, наличие ям на дорожном покрытии, снега, гололеда, луж, а также сила ветра и положение Луны относительно Юпитера. Последние два параметра, конечно же, шутка, но смысл ясен. Я стараюсь учесть максимальное количество обстоятельств, которые могут решить исход «пролезания».
Между тем «затереть» даже самую дешевую машину нельзя. Во-первых, это ДТП, во-вторых, и самый затрапезный автомобиль вполне может быть крайне ценным для хозяина. Поэтому теория малого бокового интервала работает совершенно наоборот, если имеется поперечный уклон и скользкое покрытие. То есть если зимой на накате в узком проезде есть явный уклон в сторону более дешевого автомобиля, то я прижмусь к дорогой машине. В гололед грузовик может очень легко съехать на несколько сантиметров в сторону. Поэтому, чтобы не докатиться до машины, стоящей ниже по склону, нужно оставить дополнительное пространство, независимо от ее стоимости.
Здесь важно понимать, что речь идет об очень незначительном уклоне. Если же проезд имеет дикий наклон и адский гололед, то ехать туда вообще нельзя.
Правило меньшего интервала работает и в других случаях. Например, при проезде между припаркованными автомобилями и ограждением палисадника у подъезда, я прижмусь к палисаднику. При самом печальном исходе он будет стоить явно дешевле, чем поврежденный автомобиль.
Свесы, дети и коты
Самый «интересный» маневр на грузовом автомобиле в условиях двора — поворот. Он требует много места (а где оно во дворе?) и еще больше внимания, ведь длинный МАЗ или КАМАЗ может снести все вокруг.
Когда поворачиваешь в ограниченном пространстве на легковом автомобиле, достаточно проследить буквально за двумя местами: передним крылом с наружной стороны поворота и задней частью машины с его внутренней стороны.
С большими автомобилями все не так. Здесь на первый план выходит понятие, вряд ли известное чисто «легковым» водителям — задний свес.
Так называют часть машины от задних колес до заднего же бампера. Она есть у всех: и у КАМАЗа, и у Матиза. При повороте на 90 градусов свес уходит в противоположную сторону. В случае с легковыми машинами это обстоятельство не значит почти ничего, так как задний свес небольшой и вряд ли способен задеть рядом стоящие автомобили.
Когда речь идет хотя бы о небольшом грузовичке, о таком виде ДТП уже придется задуматься. В свое время автор этих строк развернул ГАЗель, вывернув руль до упора, и почувствовал удар! По счастью, дело было на базе предприятия, где я работал, и задним свесом (а именно бортом кузова) были задеты ненужные металлические контейнеры для мусора. Так я в «тепличных» условиях узнал, что подобные маневры на грузовом транспорте (и пассажирском, кстати, тоже) нужно выполнять совсем не так, как на легковом.

Практически у всех больших машин задний свес имеет внушительные размеры. Например, на моем мусоровозе он длинной около полутора метров! Кроме того, на мусорной машине с задней загрузкой именно здесь размещены разнообразные механизмы, что придает свесу очень замысловатую форму.
Поэтому при повороте на 90 градусов в вечно заставленном легковыми автомобилями дворе нужно обязательно следить за тем, куда надвигается задний свес.

Но это еще не все! Учитывая высоту кабины, водитель не видит «напрямую», что делается конкретно перед ней. Поэтому нужно смотреть в специальное зеркало, вынесенное на кронштейне перед кабиной.
На данный момент мы узнали о четырех точках, которые нужно одновременно отслеживать при повороте. Все они — внизу, на земле. «А где же еще?» — усмехнется читатель, и я скажу: в воздухе!
Нет, это не шутка. Пока ездишь только на легковом автомобиле, то даже если это высокий внедорожник, о препятствиях, находящихся не на земле, задумываться вряд ли придется. Но как только оказываешься за рулем большого грузовика, начинаешь понимать, что ветки деревьев, провода, газовые трубы, а иногда даже балконы, также являются препятствиями, которые очень легко задеть.
То есть, совершая любой маневр, а особенно поворот, необходимо еще наблюдать, не протаранят ли верхние углы кабины и кузова нечто, находящееся сверху. Для этого используются боковые зеркала и лобовое стекло.
При этом важно понимать, что двор — не улица. Здесь все может меняться быстро и непредсказуемо: из кустов периодически выскакивают дети, из-за трансформаторной будки выкатывается мяч, а посреди дороги лежит кот. И все эти вводные нужно учитывать.
Таким образом, при движении во дворе я лично чувствую себя этаким военным локатором, который сопровождает несколько десятков целей одновременно и ошибиться права не имеет. А еще научился смотреть в семь-восемь точек за раз.
Задний ход — обязателен
Выше я уже писал, что люблю ездить задним ходом. И это умение очень сильно помогает в работе на мусоровозе, ведь во многие дворы нужно заезжать именно так. Зачастую место для разворота внутри отсутствует как класс и приходится сдавать назад непосредственно с большой улицы, иногда повторяя замысловатый профиль двора…

Абсолютное большинство водителей ненавидит ездить назад. Многие начинают разворачиваться в таких местах, где даже представить подобный маневр сложно. Они скорее свалят заборчик вдоль дома, чем поедут задним ходом на расстояние в 20–30 метров…
Никогда этого не понимал. Что может быть легче прямолинейного движения с регулярными взглядами в левые и правые зеркала? А если на машине установлена камера заднего вида, то задача — вообще не задача.
Поэтому я спокойно заезжаю во двор задним ходом, а иногда выезжаю из него таким же образом. Очень хорошим подспорьем в данном деле является не только камера, но и звуковой сигнал заднего хода. Когда его нет, приходится периодически пользоваться штатной «бибикалкой». Хотя вообще создавать громкие шумы во дворах иногда стыдно, особенно если на календаре воскресенье, а на часах 8.00…
Когда я подаю машину задним ходом, то смотрю в четыре зеркала и монитор камеры одновременно. При этом в таком движении часто существуют повороты на 90 градусов. Разумеется, нужно также отслеживать восемь точек автомобиля с поправкой на движение назад.
Автомобиль у площадки — не всегда препятствие
Легковая машина, припаркованная у контейнерной площадки, является символом нерадивости граждан, мешающих вывозу мусора. На самом деле все не так однозначно… Когда используются мусоровозы с боковой загрузкой, то да — им нужно подъезжать в определенное положение и вариантов практически нет. Но когда речь идет о технике с задней загрузкой, возможностей, как правило, полно!
Полное перекрытие площадки, когда контейнеры выкатить невозможно вообще, люди все же устраивают крайне редко. Чаще припаркованная машина всего лишь мешает подъехать вплотную к контейнерам, но на «заднике» ничего не мешает остановиться чуть подальше, а потом прикатить емкости с отходами к мусоровозу.
В жизни экипаж спецтехники так поступает редко. Как правило, делается соответствующее фото в специальное приложение с пометкой «Мешают автомобили» и мусорная машина гордо уезжает. А статистика пополняется случаем неправильной парковки, который якобы стал непреодолимым препятствием в вывозе отходов. При этом зачастую во дворе тупо не хватает нормальных парковочных мест, а аккуратно поставленная у мусорных баков машина не очень-то и мешала. Как говорится, было бы желание…
Тише едешь — меньше ущерб
Еще один мой принцип маневрирования во дворах — невысокая скорость. Как правило, при движении вперед это не более 20 км/ч, назад — 3–5 км/ч, а при разворотах-поворотах и вовсе 2–3 км/ч. Такие точные цифры я знаю благодаря тому, что на приборной панели МАЗа есть не только стрелочный спидометр, но и цифровой.
Смысл такого «ползания» заключается в минимизации последствий потенциального столкновения. Возможно, я немного параноик, но прикосновение грузовиком к легковой машине на скорости 5 км/ч — не то же самое, что удар на 20 км/ч. В первом случае вполне можно отделаться разбитой фарой, хотя на современных автомобилях она тоже может стоить нескольких зарплат водителя мусоровоза. Во втором последствия могут быть такие, что и выплаты по ОСАГО не хватит. Поэтому торопиться не стоит, даже если в маршрутном листе под сотню точек.
Зима — время паранойи
В моем детстве по радио часто крутили песню со словами «Вот она пришла, весна, как паранойя». А меня «шиза» накрывает осенью. С первым гололедом бравый водила, пролезающий в микроскопические просветы между машинами, превращается в перепуганного очкарика, который озирается по сторонам, бледнеет, совершает множество странных маневров и готов в одиночку тягать тяжеленный контейнер хоть за 50 метров от площадки. Почему так?
Потому что в свое время я хорошенько покатался по скользким поверхностям сначала на ГАЗе, потом на КАМАЗе и МАЗе. Все «покатушки» происходили, конечно же, внутри дворов, с полной потерей управления, и непонятно вообще, как я после этого живу без долгов и на свободе…
Соответственно, у меня есть и зимние правила передвижения. В целом они повторяют летние, но с осторожностью, умноженной на 100. И конечно, на первое место выходят разнообразные наклоны. Ведь пока едешь по ровной поверхности, то даже откровенный гололед вряд ли может помешать.
К сожалению, многие дворы имеют наклоны. Есть даже уникальные места, сочетающие и продольный, и поперечный наклон. Разумеется, в гололед или при скользком накате нужно сто раз подумать: стоит ли вообще туда ехать? А если стоит, то я высматриваю даже самые маленькие бугорки, ведь они могут заставить мусоровоз «соскользнуть», изменить то самое расстояние между «дешевыми» и «дорогими».
В некоторые дворы и даже к самим площадкам у меня есть отдельные, зимние способы заезда. Например, летом пробираюсь по дворовому проезду передом, а зимой — обязательно задом или наоборот. Могу объехать полквартала всего лишь для того, чтобы попасть в соседний двор. И не надо говорить, что есть прямой проезд! Там коварный наклон, блестящий накат и вечно стоящий BMW…
А вот когда уже находишься в неприятном положении, лучшим помощником водителя мусоровоза зимой является мешок с отсевом и лопата. Имея их на борту, можно сильно облегчить себе жизнь и упростить передвижение от площадки к площадке.
…Подводя итог, хочу сказать, что успешная работа на мусоровозе во дворе обязательно требует огромного внимания, острого чувства габаритов автомобиля, вдумчивости и аккуратности. Очень хорошо на эту тему высказалась грузчик-женщина, когда мы бригадой из трех человек заезжали в скользкий, заставленный автомобилями двор. Дело было в пятницу вечером, темнело. Нам предстояло на КАМАЗ-65115 проехать по дворовому проезду с шестью поворотами и забрать отходы из мусорокамер пяти домов. На въезде она, полушутя, сказала: «Ну, Антоха, удачи тебе и терпения!». Пожалуй, именно эти два пункта и являются решающими в нашей работе.