Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Автобус развитого социализма: вспоминаем старый ЛиАЗ
23.08.2019 | 65886 просмотров

Автобус развитого социализма: вспоминаем старый ЛиАЗ

Автор: Андрей Михайлов
Фото автора и из открытых архивов
Источник: Дром
Вам нравится этот автомобиль?
7198 (94%)
446 (6%)

Рожденный в хрущевскую оттепель, ЛиАЗ-677 стал поистине культовым советским автобусом, чей образ врезался в память даже далеких от автомобилей людей. Строго говоря, ЛиАЗ-677 (в народе — «Луноход») — это больше, чем просто автобус. Это — один из символов советской и постсоветской повседневной жизни.

Мировой рекордсмен

ЛиАЗ-677 был неотъемлемым элементом пейзажа советских городов на протяжении четырех десятилетий. На ЛиАЗах советские граждане проехали через застой, перестройку, распад Союза, лихолетье девяностых, и даже приехали в жирные нулевые. 677-е мелькали в «Джентльменах удачи», в репортажах с московских баррикад 1993 года и даже в известном сериале «Бригада». Классический ЛиАЗ — это легенда, воспоминания о детстве и юности сразу нескольких поколений и один из самых популярных городских автобусов на планете.

С тиражом, приближающимся к 200 тысячам экземпляров, 677-й остается вне конкуренции не только на просторах бывшего СССР, но и в мировом масштабе. Венгерский Ikarus-260 совокупно выпущен тиражом в 50 тысяч единиц — в четыре раза меньше. Современник и ближайший конкурент из Европы — Mercedes-Benz O305, выпущен в количестве раз в 12 меньшем — всего около 16 тысяч единиц. Соперничать по объему выпуска с «677-м» может только советский же ЛАЗ-695, чей тираж значительно перевалил за 200 тысяч. Но львовский автобус относится к машинам среднего, а не большого класса.

 
ЛиАЗ-677 — самый массовый большой городской автобус в истории мирового автопрома.

Модель 677 была создана практически с нуля, если быть дотошным — стала глубоким эволюционным развитием своего предшественника — автобуса ЗИЛ-158, с которого в 1959 году и началась автобусная история Ликинского завода. Рассказывая о ЛиАЗе-677, надо вспомнить и о более ранних попытках создать наследника для тесного и маломощного ЗИЛа-158.

В конце 50-х годов на ЗИЛе разрабатывался полностью новый автобус ЗИЛ-159 с заднемоторной компоновкой, оснащенный бензиновым двигателем V8 и механической коробкой передач. По ряду причин, в том числе в силу «неоптимального использования пространства в салоне», эта модель в серию не пошла. Различные попытки дать «второе дыхание» старой модели ЗИЛ-158, выполненные как самим ЗИЛом (модель 158Д), так и ЛиАЗом (опытная серия автобусов Э-676), также не стали реальностью в силу глубокого устаревания исходной конструкции, а также трудоемкости изготовления.

Опытный ЗИЛ-159 1958 года — таким мог быть массовый городской автобус в СССР

Первый опытный образец ЛиАЗ-677 был завершен 6 ноября 1962 года. На следующий год его презентовали Госкомиссии по автоматизации и механизации при Совмине СССР. Был построен и второй прототип будущего «Лунохода». Оба опытных образца проходили полигонные, дорожные и лабораторные испытания, а в 1965 году опытные ЛиАЗы отправились в пробег по маршруту Москва — Харьков — Новороссийск — Сочи — Тбилиси — Ереван — Орджоникидзе (Владикавказ) — Москва.

Формально ЛиАЗ-677 стал серийным в 1967 году, когда Ликинский автобусный завод начал выпуск новой модели опытными партиями, в небольших количествах. Еще три года, вплоть до 1970-го, на конвейере преобладал устаревший предшественник, ЗИЛ-158В, который автопредприятия ценили за простую и понятную конструкцию, доступность запчастей и высокую ремонтопригодность. На завод даже приходили письма от эксплуатирующих предприятий с просьбами сохранить устаревшую модель в производстве — на фоне «158-го» новый 677-й казался космически сложной машиной, непосильной для региональных автопредприятий.

Опытные ЛиАЗ-677

В начале своей долгой карьеры ЛиАЗ-677 засветился и на внешнем рынке. В 1972 году был награжден почетным дипломом и золотой медалью Лейпцигской ярмарки как лучший автобус. В ГДР в 70-е годы было поставлено 370 ЛиАЗов. Немцам он запомнился как «странный русский автобус с мотором от армейского “Урала”». Достоверно известно, что ЛиАЗы работали в немецких Потсдаме и Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц) и в ряде других городов. К сожалению, в самой Германии не сохранилось ни одного ЛиАЗа — но одна из «отказных» экспортных машин, работавших в Москве, чудом выжила и находится в частном собрании поклонника модели.

«Автоэкспорт» пытался продвигать автобус и в другие страны соцлагеря и «третьего мира» — но со слишком неуемным аппетитом ЛиАЗу заграница не улыбалась. Достоверно известно о поставках 677-х на Кубу, в Монголию и Афганистан — всего, по заводским данным, ЛиАЗ поставлял модель 677 в 16 стран. В салоне «экспортный» ЛиАЗ отличался отделкой потолка и расположением динамиков громкоговорящего устройства, которые были перенесены из кожухов над дверьми на потолок. Специально для поставок за границу ЛиАЗу предусмотрели более богатый вариант отделки лицевой части — с хромированной решеткой с горизонтальными брусьями и прямоугольными фарами от рестайлингового «Москвича-412». Помимо экспортных машин подобным образом «наряжали» телевизионные спецмашины, выставочные образцы и автобусы для особых заказчиков.

На Западе переднемоторные автобусы, тем более с бензиновыми двигателями, на тот момент уже были экзотикой. Советский ЛиАЗ-677 же стал эволюционным развитием компоновки, применявшейся еще в ЗИСе-155 и ЗИЛе-158: с мотором спереди, двумя пассажирскими дверьми в правом борту и с отделенной от салона кабиной водителя. Зарубежных аналогов ЛиАЗа нет: он полностью оригинален — прямой наследник моделей-предшественников и без какой-либо оглядки на иностранные концепции.

ЗИС-155 и ЗИЛ-158
 
По своей компоновке — бензиновый двигатель спереди и отделенная от салона кабина водителя — автобус ЛиАЗ-677 не имел аналогов среди современников.

Так же, как у ЗИЛа-158, у ранних ЛиАЗов-677 кузов был обшит дюралюминиевыми панелями на заклепках. С годами для упрощения и удешевления конструкции автобуса от «крылатого металла» отказывались: десятки тысяч заклепок на каждой машине не способствовали ускорению производства, а ремонтировать такие панели после ДТП было неудобно и накладно.

Год от года автобус на конвейере терял эти панели, получая вместо них стальные, на сварных соединениях. К середине 80-х годов 677-й окончательно избавился от дюралюминия, и на нем остались исключительно стальные кузовные панели на сварке. На заклепках сохранили только одну деталь: стальную панель с подножкой-«подковой» под водительской дверью, где сварное соединение не выдерживало нагрузок.

Панель с подножкой-«подковой» у кабины водителя — единственный элемент, монтировавшийся в поздних версиях на заклепках, а не на сварке

Гримасы советской эргономики

Салон автобуса ЛиАЗ-677 впервые в СССР предусматривал, что пассажиры в основной своей массе будут ездить стоя, а не сидя. Все предыдущие советские автобусы и троллейбусы предполагали максимум сидячих мест и минимум пространства для проезда стоя, но при создании ЛиАЗа-677 конструкторы выбрали иной путь. В новой модели предусмотрели много стоячих мест, а планировку сидячих выполнили по схеме 2+1, оставив широкий проход между креслами.

Общий вид салона

С одной стороны, «стоячий» салон с большими накопительными площадками был прогрессивным решением, с другой — советский пассажир недоумевал, за какие грехи его заставляют ездить в автобусе стоя, как в скотовозе — что и породило скабрезное, но одно из самых популярных прозвищ 677-го. Благодаря такому салону с большим пространством для проезда стоя, общая вместимость ЛиАЗа-677 достигла 110 человек — рекордный показатель для несочлененного автобуса не только в свое время, но и в наши дни.

Вид на моторный отсек снаружи. Справа под крышкой скрывается емкость для заливки охлаждающей жидкости. Великий и ужасный, тот самый лиазовский «автомат» прячется в люке под полом, напротив передней пассажирской двери

В конце салона у базовой модели (ЛиАЗ-677/677М), за задней осью, была предусмотрена внушительная накопительная площадка с пониженным уровнем пола. Также массово выпускались и «пригородные» модели ЛиАЗ-677Б/677МБ: у них, в отличие от «городской» версии, был ровный пол по всей длине салона без «пониженной» накопительной площадки, увеличено количество сидячих мест и имелся дополнительный багажный люк под задней площадкой. Считается, что кузова «пригородников» благодаря иной конструкции несущего основания прочнее и меньше боятся коррозии — но кто из почитателей 677-го не любил проехаться на этой самой низкой площадке?

Сразу за задней осью уровень пола в «городском» ЛиАЗе плавно снижался к накопительной площадке

ЛиАЗ-677 запомнился всем как машина исключительно теплая в любую стужу. Комфорт в салоне — заслуга мощной бензиновой «восьмерки», которая при работе генерировала много, очень много тепла. При этом привычных автобусных отопителей, размещенных под сиденьями и работающих на охлаждающей жидкости, в 677-м нет, как нет и вентиляторов системы отопления. Автобус отапливался воздухом из моторного отсека, который распространяется по воздуховоду, идущему через весь салон вдоль левого борта. Для того, чтобы «продавить» теплый воздух в салон, использовался набегающий поток снаружи. Поэтому салон хорошо прогревался в движении и плохо — при стоянке. Интенсивность отопления регулировалась специальной заслонкой в кабине, при помощи которой можно было ограничить или полностью открыть поступление теплого воздуха в салон. На саму кабину действие заслонки не распространялось — именно поэтому в кабине ЛиАЗа было жарко всегда, вне зависимости от сезона. Иногда водители врезали в салонную перегородку дополнительный лючок с заслонкой, чтобы прогревать салон еще быстрее: обычно его делали «в ногах» у трехместного дивана спереди. Минус такой системы был один: у изношенных ЛиАЗов возникала некоторая загазованность салона, с которой боролись не все и не везде. Впрочем, эта же проблема, по различным причинам, была актуальна и для ЛАЗов, и для «Икарусов».

Самое теплое место в салоне ЛиАЗа — два дивана спереди слева, за перегородкой. Под левой рукой пассажира скрывался кожух системы отопления, по которому теплый воздух распространялся по всему салону. Над дверьми салона стояли два динамика, подключенных к микрофону — и два слота для схем движения автобуса, тарифов и другой информации
Аккумуляторный отсек прячется в люке по левому борту, сразу за передней осью. По правому борту между дверьми скрываются ресиверы пневмосистемы

Для северных регионов ЛиАЗ также выпускал особую, «арктическую» версию модели 677: ЛиАЗ-677А/677МС (до/после модернизации серии в «М»). «Северные» ЛиАЗы всегда окрашивались в яркие цвета — главным образом ярко-красный или морковно-оранжевый, чтобы упростить обнаружение с вертолетов. Также от обычных 677-х «арктические» отличались дополнительной теплоизоляцией и двойным остеклением салона в специальных рамах. В силу особенностей советского распределения «северные» машины поставлялись не только в Якутию, Сибирь или на Колыму, но и в совсем не предназначенные для них локации — например, в Ленинград, Москву или даже на Кавказ.

Экономика и экономия

Так как специального автобусного дизеля в СССР не имелось, конструкторы ЛиАЗа внедрили в новый автобус уже выпускавшийся «грузовой» бензиновый мотор. Двигатель на 677-м ЛиАЗе — V-образная «восьмерка» модели ЗИЛ-375Я7 (ЗИЛ-509 по новой индексации). Изначально этот мотор, являющийся форсированной версией «восьмерки» ЗИЛ-130, использовался на армейском грузовике «Урал-375», прозванном «обжорой». ЛиАЗ почти не отставал от него в «аппетите»: расход бензина у исправного автобуса на городском маршруте держался в вилке от 50 до 55 литров, а у неисправного — стремился в бесконечность. Впрочем, жуткие цифры расхода топлива у ЛиАЗов зачастую сознательно завышались: благодаря этому ЛиАЗ мог «кормить» бензином не только себя, но и пару-тройку легковушек — а в эпоху перестроечного дефицита бензина водители автобусов неплохо зарабатывали, перепродавая на сторону «сэкономленное» топливо.

Вид на моторный отсек из кабины

Проблема большого расхода топлива в условиях советской экономики стояла не столь остро, но невозможность отрабатывать смены без дозаправки вынуждала искать пути повышения экономичности. В разное время испытывались дизельные ЛиАЗы с опытными «горизонтальниками» ЯМЗ-233 и механической коробкой передач ЯМЗ-236, и даже варианты 677-го с импортными дизельными моторами RÁBA (Венгрия) и Škoda-LIAZ (Чехословакия). Все эти эксперименты так и не стали серийными.

Накладки с задних стоек 24-й «Волги» под стеклоочистителями — самый популярный водительский тюнинг ЛиАЗов. Прорезь по центру переднего бампера — для буксирного устройства. Капот снаружи запирается на четырехгранный ключ

Лишь в 90-е годы Тосненский автобусный завод освоил штучный выпуск 677-х с рядными 6-цилиндровыми дизелями ЯМЗ-236, используемыми серийно главным образом на грузовиках МАЗ. Впрочем, такие конверсии имели массовый характер только в случае с уже бывшими в эксплуатации автобусами и чаще выполнялись самими автопредприятиями, чем ремонтными заводами. Да и с внедренным дизелем ЛиАЗ хоть и приобретал экономичность и динамику, но становился холодным, вибронагруженным и проблемным в обслуживании и ремонте.

Рулевая передняя ось несла марку ЛиАЗ. «Квадратные» задние фонари на «приливе» появились на 677-х с середины 80-х годов. Бирка с номером кузова — рядом с «поворотником», у водительской двери

Другим способом повышения экономичности (а также «вороустойчивости») ликинских автобусов стали эксперименты с газомоторным топливом. В 80-е годы серийно выпускался ЛиАЗ-677Г — вариант 677-го с двигателем, работающим на сжиженном нефтяном газе, или, проще говоря, пропане. Газовые баллоны устанавливались под полом салона, по левому борту; также имелся небольшой «пусковой» бензобак, служащий только для запуска двигателя. После того как на Урале произошел крупный пожар, в котором «обвинили» газовый ЛиАЗ-677, такие автобусы по всей стране массово переоборудовали на бензин. Встречавшиеся с 90-х машины, работающие на газовом топливе, а тем более — с баллонами на крыше — это самодеятельность эксплуатирующих предприятий и частных владельцев, выполненная уже в новые времена.

«Автомат» и другие «тумблеры»

По сравнению с другими советскими автобусами, ЛиАЗ-677 был по-настоящему прорывной машиной. В первую очередь — благодаря гидромеханической коробке передач, или, проще говоря, «автомату». ЛиАЗу достался двухступенчатый «автомат» модели ЛАЗ-695Ж львовского производства. Первоначально эту коробку разрабатывали для львовского автобуса, где она должна была соединяться напрямую с двигателем. Однако на «пригородных» ЛАЗах ее в серии так и не применили, зато для «городского» ЛиАЗа эта коробка оставалась безальтернативной долгие годы, до самого окончания выпуска модели. Лишь в голодные 90-е годы эксплуатационные предприятия и ремзаводы начали устанавливать в ЛиАЗы «механику» от различных советских грузовиков — и в итоге получали серьезное снижение расхода топлива и рост скоростной динамики автобуса, прежде казавшегося ленивым и неторопливым.

Селектор гидромеханической коробки передач с обозначениями на кириллице. Контрольные лампы над приборами — о закрытии дверей, давлении воздуха в системе и других важных параметрах. Эмблема на зиловском руле осталась от модели 158 до самого конца выпуска 677-х

Так как ГМП была разработана не для ЛиАЗа, а для меньшего автобуса среднего класса ЛАЗ-695, здесь двигатель мало того, что соединен с коробкой не напрямую, — так еще и смещен вправо и не находится с ГМП и редуктором заднего моста на одной оси. Поэтому в ЛиАЗе применена хитрая система карданов с промежуточными опорами.

Именно с исполнением гидромеханической трансмиссии и системы карданов с промежуточными опорами связан тот самый «звук бутылок», издаваемый ЛиАЗом, ставший одной из самых приметных его черт. «Исполнителей» у бутылочного звона два: первый — подшипник промежуточной крестовины карданного вала, расположенной между двигателем и автоматической коробкой. По мере износа он начинает «бряцать», что и создает тот самый звук. Вторит ему выходной подшипник на коробку передач, а также пустотелые металлические трубки всей этой системы. Поэтому «звенят» ЛиАЗы не с завода, а лишь по мере износа узлов трансмиссии — что, впрочем, мало влияет на скорость и неисправностью не считается.

К слову, с «автоматом» ЛиАЗа тоже связан один из самых приметных элементов водительского «тюнинга». Для того, чтобы принудительно включить нейтральную передачу и ездить накатом, экономя топливо, водители внедряли бытовой выключатель или менее заметный тумблер на приборной панели или селекторе ГМП. Это позволяло заметно экономить бензин в «рваном» городском режиме. Сэкономленное топливо затем использовалось в личных целях.

ТГУ — транспортное громкоговорящее устройство. К нему подключен микрофон, стоящий в кабине, и динамики в салоне. ТГУ служит в первую очередь для объявления остановок

Другой функцией бытового выключателя на панели было управление дверьми. В таком случае водители убирали кран, стоящий слева от руля, и внедряли электропривод дверей, управляемый выключателем. Если на ЛиАЗе есть и выключатель, и нештатный тумблер — значит, на нем внедрен электропривод дверей и «принудительная нейтраль» в автоматической коробке передач.

ТГУ и блок кнопок на приборной панели. Красная кнопка под часами включает… насос стеклоомывателя

Другим новшеством 677-го по сравнению с предшественниками стала пневморессорная подвеска обеих осей. На задней оси устанавливали рессоры, четыре амортизатора и четыре пневмобаллона. В передней подвеске же использовали по два пневмобаллона, два амортизатора и также полуэллиптические рессоры (на ранних машинах стояли рессоры четверть-эллиптические, или так называемые «полурессоры»). Применение пневматики в подвеске дало 677-му новый уровень комфорта для пассажиров и по-настоящему мягкий ход. С другой стороны, по мере кончины амортизаторов пассажиры на задней площадке могли долетать на кочках до потолка. Но это не проблема конструкции самого автобуса: просто на наших автопредприятиях неисправность, не мешающая машине выполнять рейсы, таковой никогда не считалась — и считаться, видимо, в ближайшее время не будет.

Помимо подвески и дверей, «на воздухе» из пневмосистемы, как у любой более-менее тяжелой техники, работает и тормозная система 677-го ЛиАЗа. На более поздних грузовиках и автобусах при потере давления воздуха срабатывают энергоаккумуляторы, которые затормаживают машину, но вот 677-й ими был обделен. Поэтому классический ЛиАЗ без воздуха не затормаживается и вполне может случайно укатиться куда глаза глядят. Словно в память о 677-х в крупных городах автобусы и по сей день зачастую оставляют на конечных станциях с тормозными башмаками под колесами.

Педали. Большой прибор слева показывает давление воздуха в пневмосистеме — на нее завязаны не только подвеска, но и тормоза, и двери. Также в него встроены несколько других приборов. Большой прибор справа — спидометр

Но «самоход» на конечной — это еще не самое страшное, что может произойти с автобусом. В случае потери давления воздуха на ходу ЛиАЗ-677 вполне может стать неуправляемым снарядом. У старых водителей ЛиАЗов, как правило, всегда находится история о том, как они чудом останавливали неисправный автобус с людьми, но без тормозов. В таком случае последней надеждой шофера мог стать запас воздуха в ресиверах — предполагалось, что именно им в аварийной ситуации удастся остановить машину. Также мог помочь и стояночный тормоз с тросовым приводом. Однако последний нередко отключали на самих автопредприятиях, так как культура эксплуатации и сервиса там нередко хромала на обе ноги.

Приборы, как у многих советских машин, подсвечиваются нежным зеленым цветом. Пневматический кран управления дверьми — под левой рукой водителя

Кооперация и импровизация

Рулевой механизм на 677-м также взят от грузового «Урала», но позаимствован он у редкой неполноприводной модели «Урал-377» (6х4), выпускавшейся в 60-е–70-е годы. Интересно, что ЛиАЗ-677 стал одним из первых советских автомобилей, серийно оснащавшихся гидроусилителем рулевого управления.

Советский климат-контроль — вентилятор в кабине, над головой водителя

Передняя рулевая ось маркируется как «ЛиАЗ», и предположительно выпускалась на ЗИЛе. В рамках кооперации СЭВ эти оси поставлялись на ряд предприятий как в СССР, так и за рубежом: основными их потребителями, помимо ЛиАЗа, были венгерский «Икарус» и троллейбусный завод имени Урицкого (ЗИУ, ныне «ТролЗа»). Колеса здесь используются сборные, бездисковые, на клиньях — их монтаж принципиально отличается от привычных нам автомобилей, в том числе грузовиков и автобусов.

Сиденье водителя

Задняя, ведущая ось, несет марку RÁBA и поставлялась из Венгрии в рамках той же кооперации СЭВ. Этот узел сверхнадежен: он не только не доставлял проблем при эксплуатации, но и мог пережить по несколько автобусов! Впрочем, одна проблема с ними все же имела место быть, и имя ей — дефицит.

Эту ручку, используемую в кабине и салоне разных ЛиАЗов, 677-й унаследовал у модели 158 — и она же досталась современным ЛиАЗам

В начале 90-х, когда венгерская сторона резко сократила поставки ведущих осей, ЛиАЗу пришлось туго. Несколько лет завод испытывал острейший дефицит задних мостов для своих автобусов всех моделей. По легенде, из-за этого в те годы стадион в Ликино-Дулево был заставлен недоукомплектованными ЛиАЗами. Заказчики, чтобы получить новые машины, должны были привозить свои собственные б/у оси от списанных автобусов — или даже устанавливать две рулевых оси, заблокировав «заднюю», и перевозить автобусы на буксире; в таком случае на новую машину устанавливали б/у мост от списанного 677-го уже на базе заказчика.

Кран аварийного открытия дверей на перегородке со стороны салона. Кожух привода дверей на задней площадке. Загончик, отгороженный поручнем на задней площадке, — даже в лютую давку он позволял ездить детям с комфортом

Нельзя сказать, что проблема не решалась. Так, в начале 90-х небольшим тиражом выпустили ЛиАЗы-677 с задней осью «Мадара» (Болгария) — такие автобусы отличались измененной конструкцией основания кузова со «ступенькой» в салоне перед задней площадкой. Ремонтные предприятия также адаптировали для ЛиАЗа задний мост производства Ишимбайского завода транспортного машиностроения, исходно предназначавшийся для комбайнов — но машины производства самого ЛиАЗа такой деталью похвастать уже не могут. Также есть информация о том, что на ЛиАЗ-677 в 90-е устанавливали ведущие оси производства Škoda-LIAZ — но автор лично таких машин не встречал.

Для экскурсий, аэропортов и мобильных штабов

Были и другие экзотические версии базового 677-го, производившиеся на ЛиАЗе. В начале 70-х годов небольшой партией был выпущен экскурсионный ЛиАЗ-677В. «Туристический» автобус отличался от обычного наличием лишь одной автоматической двери по правому борту, а также увеличенным количеством сидячих мест. Развития эта тема не получила: после небольшой партии в начале 70-х завод изготавливал подобные машины лишь единично — для выставок и по индивидуальным заявкам организаций.

Для министерства Гражданской авиации СССР Ликинский завод разработал и выпустил перронный (для обслуживания аэропортов) автобус ЛиАЗ-677П. У такого «Лунохода» автоматические двери располагались с двух сторон, а в салоне было минимум сидячих мест. Но заказчик такую версию забраковал и дальше пары опытных образцов дело в итоге не пошло.

В авиации 677-й все же состоялся: завод в подмосковном Щелкове выпускал специальные авиационные лаборатории, монтируемые в кузовах автобусов ЛиАЗ-677. Такие машины предназначались в первую очередь для поверки оборудования и предполетной диагностики пассажирских самолетов, они трудились в аэропортах по всей стране.

ЛиАЗ-677 стал успешен как телевизионный автобус: на его базе производили спецмашины для советского ТВ. В первую очередь — передвижные станции «Лотос» и «Магнолия» в кузовах спецфургонов ЛиАЗ-5930/5932, выпускавшиеся ЛиАЗом совместно с Шауляйским телезаводом (Литва) до начала 80-х. От классического 677-го они несли только кабину и ходовую часть, а вот остальной кузов представлял из себя алюминиевую «нахлобучку» строго прямоугольных форм. Такие машины применялись для выездных прямых телетрансляций, в том числе с нескольких камер — а в салоне, помимо спецоборудования, было организовано место для режиссера, звукорежиссера и техников.

Совместно с Шяуляйским телезаводом (Литва) ЛиАЗ выпускал и вспомогательные спецмашины к автобусам-телестанциям. Строились они в обычных автобусных кузовах и не имели отдельного обозначения. Внутри вместо пассажирского салона было организовано помещение для перевозки кабелей, штативов и другого оборудования, не умещавшегося в основную машину телестанции. Снаружи они отличались от обычного автобуса лестницей, хитрым «багажником» на крыше и лючками на борту для подключения оборудования.

Также по заявкам организаций (в первую очередь силовых структур — МВД, КГБ и других) ЛиАЗ построил несколько автобусов-мобильных штабов. Снаружи они имели «экспортный» декор с фарами от «Москвича-412», вместо двух автоматических дверей у автобуса была одна ручная, а внутри было организовано помещение для проведения выездных совещаний. Одна такая машина дожила до конца «нулевых» в виде штаба УВД по Восточному административному округу Москвы. Другая машина, ранее служившая штабом ГУВД Москвы и снимавшаяся в шоу «Перехват» в роли самой себя, исчезла немного позже — в конце «нулевых» ее еще можно было встретить в районе Красной площади (использовалась местной комендатурой как штабная).

«Честная касса» для продажи билетов. Любимое место советских и постсоветских детей — трехместный диван между дверью и перегородкой, с которого можно было наблюдать за работой водителя. Карболитовая урна «Для использованных билетов» — особая фишка именно ЛиАЗов-677

Классика не стареет

8 августа 1994 года с конвейера ЛиАЗа сошел последний автобус модели 677— под номером 194183. Этот день мог стать точкой в истории модели, если бы в причудливую картину не сложился ряд факторов того смутного времени.

Уникальный профиль рифленых поручней, памятный всем нам именно по ЛиАЗу-677

Во-первых, моделью-наследником выступил ЛиАЗ-5256, который считался слишком сложным для освоения уже российскими автопредприятиями. Все повторилось, как и 40 лет назад. Кроме того, ЛиАЗ-5256 страдал рядом серьезных «детских болезней» — и на этом фоне старик 677-й выделялся простотой и неприхотливостью. Да и сам завод долго и мучительно внедрял новинку в производство — разрабатывал 5256-й львовский институт, далекий от реалий ЛиАЗа, а запланированная реконструкция завода под новую модель так и не состоялась и ЛиАЗ-5256 стали осваивать в прежних стенах.

С другой стороны, автопредприятия и муниципалитеты внезапно попали в положение выживающих — и дешевая, хорошо изученная машина, даже устаревшая по всем понятиям, оказалась ко двору.

Проем передней пассажирской двери разделен поручнем. В задней двери «городского» варианта ЛиАЗа-677 — на одну ступень меньше. Внушительная накопительная площадка в заднем свесе делала вместимость ЛиАЗа практически безлимитной

И самое главное — ЛиАЗ-677 оказался машиной невероятно живучей. В условиях тотальной нищеты автобус стал той самой машиной, которая вывезла нас из черных 90-х — с доступными запчастями, с фантастической ремонтопригодностью, той, которая едет, несмотря ни на какие проблемы. Эти машины продолжали работать в состоянии, в котором другие просто не живут. Да, ржавые, да, гремящие, да, с запахом бензина и выхлопа — но эти автобусы выходили в рейс и выполняли свою работу до победного конца, в любое время года.

Спрос всегда рождает предложение. Еще с конца 80-х годов полукустарный выпуск 677-х ЛиАЗов был начат множеством сторонних предприятий по всей стране — от машиностроительных, авторемонтных и даже оборонных заводов до автобусных парков. Так, в Нижегородской области выпуск ЛиАЗов-677 был налажен на Борском АРЗ, в Ленинградской области — на Тосненском автобусном заводе, а в Московской — на Яхромском автобусном заводе и на базе НТЦ «Мострансавто» в Дмитрове. После демонтажа конвейера для производства 677-х всю необходимую оснастку с ЛиАЗа передали на завод «Ремтехмаш» в соседнем Орехово-Зуево. «Ремтехмаш», не имея формального права выпускать новые машины с ПТС, проводил выпуск новых автобусов как капитальный ремонт старых «с заменой кузова» — или даже без нее, пользуясь документами автобуса заказчика и нанося на кузов соответствующий номер.

Штучно 677-е собирали из закупаемых ремзаводских кузовов даже автопредприятия крупных городов. Они использовали для этого агрегаты и документы пришедших в негодность старых автобусов. За постсоветские годы такие экземпляры могли перерождаться в новых кузовах по нескольку раз: последние новые кузова были сварены ремонтными предприятиями в 2002–2004 годах, а реализовывались — и того дольше.

В начале «нулевых» и была поставлена точка в истории модели: последними новыми 677-ми с ПТС стали автобусы, выпущенные Тосненским автобусным заводом по заказу администрации Якутска в 2002 году. Официально автобус ЛиАЗ-677 считается снятым с производства с 2004 года.

Легенда номер 677

ЛиАЗ-677 оставил огромный след в памяти своих современников. По количеству памятников он превосходит даже легендарные машины военных лет — «полуторку» и «трехтонку». Ныне памятники этому автобусу стоят более чем в 20 городах: Белово (Кемеровская область), Волоколамск (Московская область), Воронеж, Вышний Волочек (Тверская область), Гурьевск (Кемеровская область), Ижевск, Казань, Ликино-Дулево (Московская область), Линево (Новосибирская область), Мариинск (Кемеровская область), Новосибирск, Павловский Посад (Московская область), Псков, Самара, Светлогорск (Гомельская область), Сергиев Посад (Московская область), Тольятти (Самарская область), Хабаровск, Челябинск, Юрга (Кемеровская область), Южно-Сахалинск, Ялуторовск (Тюменская область), Якутск.

Памятник ЛиАЗу в Пскове

Ходовые экземпляры ЛиАЗа-677 сохранены в музейных коллекциях автоперевозчиков Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Минска. Приспособленный для ретропоездок автобус ЛиАЗ-677 был отреставрирован одним из автопарков Челябинска, а по маршрутам Тобольска (Тюменская область) по сей день ходит восстановленный местным АТП «музейный» автобус ЛиАЗ-677. Автобус — желанный раритет и для частных коллекционеров: уже больше десятка таких машин разошлись в руки фанатов и поклонников модели в разных регионах России и других стран бывшего СССР.

ЗиЛ-158 и ЛиАЗ-677 в Музее «Московский транспорт»

Кое-где классические ЛиАЗы трудятся и в наши дни. Благодаря доступности большинства необходимых запчастей, а также наличию вышедших из эксплуатации доноров, вопрос поддержания классических 677-х на ходу практически не стоит. По ряду важнейших комплектующих они унифицированы с грузовиками ЗИЛ и «Урал», и лишь некоторые элементы ходовой части и трансмиссии у ЛиАЗа ни с чем не пересекаются. Впрочем, работают в наши дни они не от хорошей жизни: современные большие автобусы слишком дороги для региональных автопредприятий. Старую советскую машину, в свою очередь, можно поддерживать на плаву долгие годы — и с минимальными затратами.

Некогда крупный заповедник с 677-ми ЛиАЗами доживает последние дни в Арзамасе Нижегородской области. Год назад там трудилось двадцать 677-х, а сегодня на линию выходит всего одна машина. В ближайшее время в городе ждут поставки новых автобусов, которые окончательно заменят 677-е. Еще по паре 677-х пока работают в Волгодонске (Ростовская область) и по одной машине осталось в работе в райцентре Унеча (Брянская область) и в Красноперекопске (Республика Крым). Также несколько служебных 677-х обслуживают перевозки одного из предприятий «Росатома» в Димитровграде (Ульяновская область).

ЛиАЗ-677 до сих пор можно встретить на дорогах Арзамаса

За Уралом таких заповедников побольше: в Красноярском крае 677-е ЛиАЗы трудятся на маршрутах закрытого города Зеленогорска — но там тоже ждут скорого обновления автопарка. На Дальнем Востоке, в Амурске (Хабаровский край) и Краснокаменске (Забайкальский край) ЛиАЗов довольно много — от 15 в Амурске и до 45 в Краснокаменске. Правда, большинство краснокаменских ЛиАЗов уже давно стоят на вечном приколе, и работает из них меньшая часть — семь единиц.

На Украине ЛиАЗы до сих пор возят обычных пассажиров в Александрии (Кировоградская область) и в райцентре Рубежное (Луганская область). Также ЛиАЗы обслуживают перевозки на шахтах в Луганской и Донецкой областях.

В Казахстане ЛиАЗ-677 можно увидеть в городе Рудном (Костанайская область), Мангистау (Мангистауская область) и Кокшетау (Акмолинская область).

Работа водителя за рулем 677-го напоминает почти любой современный автобус — спасибо гидроусилителю, «автомату» и пневмоподвеске. Руль 677-го может показаться тяжелее, чем у современных пассажирских машин — но с ЛиАЗом по силам справиться даже школьнику. Например, автор этих строк впервые прокатился за рулем такого автобуса еще в 16 лет.

Думаете, все так хорошо? Конечно же нет: звуки из моторного отсека, находящегося под правой рукой, не заглушить ничем, поэтому со временем водители ЛиАЗов часто глохли на одно ухо. Близость двигателя влекла и другие неприятные нюансы: оттуда нет-нет, да и тянет парами бензина, а в запущенных по техсостоянию машинах — еще и ароматом выхлопа. И если в салоне ЛиАЗа благодаря бензиновому мотору всегда было тепло, то в кабине — жарко. Вне зависимости от того, хочет того водитель или нет. Кстати, в мотоотсеке ЛиАЗа есть специальное место для подогрева баночки с обедом — этой недокументированной функцией активно пользовались пилоты «луноходов» на пассажирских линиях.

С кабиной водителя связана еще одна фишка модели: так, клеенка под левой фарой ЛиАЗа служила одной простой цели — чтобы водителю не дуло в ноги (!). А вот под правой фарой и на капоте клеенки, картонки и кожаные чехлы использовали для того же, для чего и на других старых автомобилях — чтобы двигатель быстрее прогревался и меньше остывал в холода.

ЛиАЗ-677 однозначно уступает в удобстве управления современным автобусам — но если речь идет о полноценных машинах большого класса, с теми же «автоматами», пневмоподвеской и усилителями руля. Главный автобус современной российской провинции, ПАЗ-3205, не обладающий этими благами цивилизации, по сравнению со старым ЛиАЗом — просто трактор «Беларус», по недоразумению получивший пассажирские кресла.

На сегодня этот ЛиАЗ — один из двух «боевых» 677-х в Москве и окрестностях, постоянно выезжающих на съемки и по заявкам ностальгирующих. В прошлой жизни этот автобус работал на полусекретном оборонном заводе под Воскресенском, где выпускают и утилизируют различные «изделия специального назначения» для нужд Минобороны. На рубеже 00-х автобус 1983 года выпуска перестроили в новый ЛиАЗ-677М, «заменив кузов» на выпущенный ремонтным предприятием — предположительно яхромским ЯАЗом. Формально эта операция прошла как капитальный ремонт с заменой номерного агрегата.

В 2010 году, когда завод стал активно избавляться от старых развозок, машину выкупил частный коллекционер из подмосковных Мытищ. Несколько лет новый владелец комплектовал автобус оригинальными деталями и занимался комплексным восстановлением «в оригинал». Автобус был доведен почти до образцового состояния, в первую очередь снаружи и в салоне — но в 2016 году коллекционер «наигрался», решил взяться за новый проект и продал свой ЛиАЗ. Автобус прописался в подмосковном Лыткарино. Там новый обладатель вместе с напарником взялся за него с новыми силами. Со временем уже неплохо выглядевший ЛиАЗ довели до образцового технического состояния, наладив работу всех агрегатов, а между делом добавили недостающие элементы оригинального интерьера и «оживили» кабину водителя. Сейчас лыткаринский «луноход» регулярно выезжает «в люди» и активно участвует в киносъемках и заказных ретропоездках — и на пенсию он, конечно, не торопится.

Лучшие комментарии

АМК
Когда везли колонну а пионерлагерь всегда старался ехать а ЛиАЗе так как в нем не укачивало и не воняло противно выхлопом как в ЛАЗе или Икарусе.
Один раз уже в девяностые под горку прокатился на нем 110км/ч , молодой водитель чуть нас не угробил - у него в кабине взлетела крышка капота с телогрейками и все заполнило пылью с песком и прошлогодними листьями до потери видимости.
Статья хорошая. А либерастам желаю захлебнуться собстаенной желчью. Ни современные автобусы , ни кофе в стаканчиках, ни макдональдсы ни смартфоны не делают вас счастливее. Жаль вас.
573
153
Ответить
   
Сообщений: 19593
hirschhorn
была великая страна - были великие производства,
а сейчас мозгов хватает только сносить заводы и строить торговые центры
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали?

Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100.
В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг, зато тепло и с отопителями морочиться не надо.
Водитель глохнет от двигателя в кабине? Да пофиг, зато мы оставим привычную "грузовую" компоновку. Мы так еще со времен ЗИС привыкли, что автобус - это тот же грузовик, только с сидениями в кузове.

"Луноход" - это 100% продукт советской эпохи. Мы его слепили из того что было - зато дешево. В производстве. А как он там в эксплуатации - нам плевать. У нас плановая экономика - конкуренции нет вообще, а про "срок окупаемости" мы только в журнале "Правда" читали - про загнивающий капитализьм.

Зато у нас "самый массовый автобус в мире!!!11адын!" Правда это не потому, что он был на столько хорош (за бугром вон его даже с соц.странах не особо разбежались покупать). А просто потому, что других автобусов, кроме Лунохода и Икаруса в 250 миллионной стране предусмотрено не было. А в остальном мире - автобусы выпускались разные, разными производителями и покупались по выбору лучших ТХХ, а не по разнорядке из Госплана.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
493
482
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Легенда, как и Икарус! Бульканье как мурчание кота.
Помню шок, как в 90-х в нашем городе появился списанный МАН из Германии.
Там были мягкие велюровые сиденья, петли на поручнях и Кнопки! для остановки по требованию на них же.

А в Лиазы набивались до того, что двери не закрывались, подвеска не выдерживала наплыва посетителей.
421
16
Ответить
    
Сообщений: 1609
В Иркутске такой автобус до сих пор постоянно ездит по дорогам — как Party Bus.
Шеф-редактор Дрома. Иркутск — Москва — Абрау-Дюрсо.
Мой отзыв: Mitsubishi i-MiEV 2012
214
18
Ответить
    
Новожизненский выселок
Сообщений: 1197
А еще этот автобус даже в компьютерной игре засветился.
Ты пойдешь со мной?
116
8
Ответить

Комментарии

    
2:5090/24
Сообщений: 58407
Первая коробка автомат!
Крутой автобус!
295
17
Ответить
    
Похабовск
Сообщений: 1846
Острая ностальгия))Гремящий как сумка со стеклянными банками и очень теплый. И детство.
Я мненью Вашему вращенье придавал, и осью был мой детородный organ
613
7
Ответить
adloks
Самара
Лиаз да Икарус с гармошкой, автобусы моего детства.
443
3
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
была великая страна - были великие производства,
а сейчас мозгов хватает только сносить заводы и строить торговые центры
You'll never walk alone!
522
138
Ответить
    
2:5090/24
Сообщений: 58407
Лиаз - теплый автобус, особенно сзади последние места, а вот Икарусы - дубаки еще те, как на улице - так и в них температура..
325
10
Ответить
    
Бердянск
Сообщений: 1821
Звук стучащих бутылок....Даже спустя столько лет? Всегда.
342
3
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 9168
Скотовоз
113
272
Ответить
    
Новожизненский выселок
Сообщений: 1197
А еще этот автобус даже в компьютерной игре засветился.
Ты пойдешь со мной?
116
8
Ответить
    
Тайшет
Сообщений: 1905
Как всё знакомо ! Панель приборов - как родная ! )))Любимое место в детстве - стоять "за стеклом" и смотреть как водитель управляет этим автобусом , на эти приборы ,кнопки, лампочки ...!
X-Trail (04)
587
4
Ответить
111
Ханты-Мансийск
Ну сколько можно мусолить этот сарай! Где перекуп? где дядя Вася? Где тестдрайвы?
32
445
Ответить
1
Улан-Удэ
На нем в школу катался в конце 90-х и начале 00-х))))
Детство))
163
2
Ответить
Nihon
Курлык
Звук стучащих бутылок....Даже спустя столько лет? Всегда.
Да, а у КАВЗа при разгоне оглушительно пе*рдящий звук выхлопа был)
127
2
Ответить
   
Сообщений: 546
это был лучший пожиратель топлива во времена советов....
137
11
Ответить
     
KEMEROVO
Сообщений: 2131
С другой стороны, по мере кончины амортизаторов пассажиры на задней площадке могли долетать на кочках до потолка. Очень любили в детстве этим заниматься.
647
1
Ответить
  
Сообщений: 12783
Автобус детства
Продам уши от мертвого осла.
246
4
Ответить
     
KEMEROVO
Сообщений: 2131
drewkap
С другой стороны, по мере кончины амортизаторов пассажиры на задней площадке могли долетать на кочках до потолка. Очень любили в детстве этим заниматься.
ПЫСЫ. Можно было даже специально раскачать заднюю часть.
273
1
Ответить
    
Тайшет
Сообщений: 1905
Помнится был дефицит родных лобовых стёкол - многие ЛиАЗы ездили с "вживлёнными" через самопальные рамки стёклами меньшего размера ,видимо, от ПАЗов и ЛАЗов !
X-Trail (04)
137
3
Ответить
   
Сообщений: 802
а как круто было ехать в школу стоя прямо у кабины и через окно смотреть на дорогу и действия водителя))) а прыгать на кочках стоя на задней пониженной площадке))))
338
2
Ответить
   
Сообщений: 802
только в этих автобусах я видел автомат по продаже билета
156
 
Ответить
10490616
Байкал
Где купить билет на этот автобус? И по маршруту РФ-СССР.
317
39
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 65
В Иркутске из такого автобуса очень веселый бар сделали. Harats Pub на колесах. Очень круто!
45
9
Ответить
Ариан
Якутск
Помню это только)
141
17
Ответить
Андрей89
Салехард
Вспомнил детство!.) А главное где то еще работают же!
76
1
Ответить
    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 56418
С удовольствием бы покатался бы сейчас на этом автобусе. Вспомнить ощущения детства.....
181
6
Ответить
 
Чита
Сообщений: 244
Какой кайф на нем было ездить, но только когда в салоне почти никого
110
3
Ответить
 
Бийск
Сообщений: 5953
А не из этого ли автобуса водитель просил выйти пассажиров в затяжном подъеме?)
118
23
Ответить
 
Бийск
Сообщений: 5953
С таким зверским аппетитом ему, конечно, нынче не место на маршрутах.
54
4
Ответить
  
Eastern Siberia
Сообщений: 423
действительно, ЛЕГЕНДА!
жалеть надо не мертвых, жалеть надо живых
96
5
Ответить
 
Бийск
Сообщений: 5953
111
Ну сколько можно мусолить этот сарай! Где перекуп? где дядя Вася? Где тестдрайвы?
Да ну, про 677 тоже интересно. Еще бы про паз написали, который такой закругленный желтый. Тоже автобус детства:)
137
2
Ответить
  
Город 3843
Сообщений: 269
Сдавал на категорию на таком, потом довелось и поработать. Жрал бензина, как бык помои ... Но и домой удавалось десяточку другую бенза урвать. Только тёплые воспоминания. Прикольный "чудак")))
Велика Россия,а машину поставить некуда!
96
7
Ответить
    
Сообщений: 1609
В Иркутске такой автобус до сих пор постоянно ездит по дорогам — как Party Bus.
Шеф-редактор Дрома. Иркутск — Москва — Абрау-Дюрсо.
Мой отзыв: Mitsubishi i-MiEV 2012
214
18
Ответить
JapantrekNSK
Новосибирск
Меня такой даже сбивал) в далеком 97.
36
4
Ответить
    
Омск-Москва
Сообщений: 1862
Верните *****детство с икарусами, лиазами, добрыми бабушками в этих автобусах....
Омск - прощай....
126
25
Ответить
    
тлт
Сообщений: 1706
Автобус из детства, привет 80-е
112
 
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 427
Легенда, как и Икарус! Бульканье как мурчание кота.
Помню шок, как в 90-х в нашем городе появился списанный МАН из Германии.
Там были мягкие велюровые сиденья, петли на поручнях и Кнопки! для остановки по требованию на них же.

А в Лиазы набивались до того, что двери не закрывались, подвеска не выдерживала наплыва посетителей.
421
16
Ответить
    
тлт
Сообщений: 1706
На задней площадке, в тесноте, в обнимку с девчонкой. в 16 лет :)))
88
3
Ответить
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В передней части автобуса я со своими 195 см не влазил, ехал полусогнутым или пихал голову в люк, полз по трассе кое как 50-60 км/ч, вонючий и холодный зимой, т.к. весь дырявый, час езды в этом сокровище отнимал неделю жизни. Извините, но изображение этого автобуса, кроме отвращения у меня никаких чувств не вызывает. И ассоциации только одни:
52
289
Ответить
15718488
Курлык
Звук стучащих бутылок....Даже спустя столько лет? Всегда.
Гарри Поттер: дары смерти))
7
18
Ответить
FunkyPunky
"Ми-ми-ми. а помните, как раньше?.. Ставьте класс, если катались на таком..." Развели тут одноклассники! душный сарай, в котором всегда до тошноты воняло газом и бензом, в котором жарко летом и холодно зимой. Обдрыпаный с порваными сидушками из дермантина. Мечта, **ть, советского пионера.
78
261
Ответить
   
Сообщений: 967
Луноход!? Скотовозом его в народе называли. Или коротко - скотина.
72
127
Ответить
 
Новороссийск!
Сообщений: 7985
Классный! В школу на таком каждый день ездил. На удивление много памятников в Кемеровской обл.
SH5 - познакомил
BPE - эксплуатируем
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
68
5
Ответить
  
NSK state
Сообщений: 10284
Скотовоз... В него народу помещалось хренпойми сколько и он ехал... Мягкий как диван... На задней площадке водилы иногда ставили запаску - и она превращалась в дополнительное сидячее место... А еще на задней площадке был закуток, огороженный поручнями и стенками автобуса - туда тоже можно было залезть... А рядом с кабиной были три места расположенные боком - они были самыми теплыми...
Эх, жаль этого не вернуть.
Satisfaction guaranteed
237
14
Ответить
nosns1
Leopard
Лиаз - теплый автобус, особенно сзади последние места, а вот Икарусы - дубаки еще те, как на улице - так и в них температура..
дело не в икарусах, а в том, что отопитель никогда не включали (там по идее все впорядке в теории)
56
4
Ответить
20105307
Хороший автобус, вместительный.
Особенно стоя, люди влазили в него на каждой остановке. Вроде бы и места нету, все равно давились как шпроты но залазили.
Сейчас вспоминаю с улыбкой)))
113
1
Ответить
3205010
Чита
"рядными 6-цилиндровыми дизелями ЯМЗ-236, используемыми серийно главным образом на грузовиках МАЗ"
ЯМЗ-236 V образный 6 цилиндровый. Сори!
34
3
Ответить
  
Усолье-Сибирское
Сообщений: 312
10490616
Где купить билет на этот автобус? И по маршруту РФ-СССР.
Зачем в СССР, земляк?)))
24
84
Ответить
ватный автобус для алкашей рашкаванов..)))
30
299
Ответить
   
Сыктывкар
Сообщений: 691
Сразу детство вспомнилось. И билетики, и прыжки на задней площадке, и загончик сзади, где на кожухе можно было стоять. Да и шрамы на пальцах не дают забыть, как взялся за косяк при открытой двери, а потом она закрылась... И как перед горкой все пассажиры выходили.
Isuzu Bighorn 1996г., UBS69, 4jg2 EFI, АКПП TOD
86
3
Ответить
   
Сообщений: 19593
hirschhorn
была великая страна - были великие производства,
а сейчас мозгов хватает только сносить заводы и строить торговые центры
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали?

Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100.
В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг, зато тепло и с отопителями морочиться не надо.
Водитель глохнет от двигателя в кабине? Да пофиг, зато мы оставим привычную "грузовую" компоновку. Мы так еще со времен ЗИС привыкли, что автобус - это тот же грузовик, только с сидениями в кузове.

"Луноход" - это 100% продукт советской эпохи. Мы его слепили из того что было - зато дешево. В производстве. А как он там в эксплуатации - нам плевать. У нас плановая экономика - конкуренции нет вообще, а про "срок окупаемости" мы только в журнале "Правда" читали - про загнивающий капитализьм.

Зато у нас "самый массовый автобус в мире!!!11адын!" Правда это не потому, что он был на столько хорош (за бугром вон его даже с соц.странах не особо разбежались покупать). А просто потому, что других автобусов, кроме Лунохода и Икаруса в 250 миллионной стране предусмотрено не было. А в остальном мире - автобусы выпускались разные, разными производителями и покупались по выбору лучших ТХХ, а не по разнорядке из Госплана.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
493
482
Ответить
MakaaN
Иркутск
nosns1
дело не в икарусах, а в том, что отопитель никогда не включали (там по идее все впорядке в теории)
Или снимали и ставили в свои личные машины)
28
5
Ответить
    
Общерасейский Мордор
Сообщений: 37977
Leopard
Первая коробка автомат!
Крутой автобус!
Первая коробка-автомат была на Газ-13 "Чайка" за почти 10 лет до старта выпуска ЛиАЗ-677 и на ГАЗ-23.
Wie kann man die Kosten fur Mazda verdoppeln? Fallen Sie einfach den Tank voll.
24
9
Ответить
Петр
Томск
Статья понравилась очень
119
 
Ответить
   
Сообщений: 19593
10490616
Где купить билет на этот автобус? И по маршруту РФ-СССР.
На поезде ехать придется. Я вам нашел прямой рейс - завтра отходит из вашего города. Можете бежать в кассу.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
73
67
Ответить
    
Общерасейский Мордор
Сообщений: 37977
JumanGEE
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали? Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100. В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг,...
Видимо из окна Весты, сляпанной абы как из кучи заграничного барахла, ситуация видится иначе. Ну ок, патриотичный вы наш.
Wie kann man die Kosten fur Mazda verdoppeln? Fallen Sie einfach den Tank voll.
139
49
Ответить
     
Москва
Сообщений: 95
Два любимых места:задняя площадка и боковое сиденье спереди.На многих автобусах бытовой выключатель использовали для фиксации второй передачи при преодолении подъёмов,а у некоторых был двухклавишный-для нейтрали и второй передачи.
Мой отзыв: Hyundai Creta 2017
59
 
Ответить
Петр
Томск
romdl
На задней площадке, в тесноте, в обнимку с девчонкой. в 16 лет :)))
+
39
4
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
JumanGEE
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали? Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100. В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг,...
сколько много букав))), не переживай - статью читал,
какие-бы не были ужасные - все были наши, большие и великие - как и подобает большой и мощной стране,
и прослужили людям по 40 с лишним лет.
А сейчас - только пару ангаров от силы сляпают - и называют заводами, и нахваливают себя, какие мы молодцы.
И дизеля нормальные ставят, и выхлопов нет, и ничего не глохнет - только ценник конский - и нафиг никому не нужно.
You'll never walk alone!
165
33
Ответить
   
Сообщений: 19593
Vova Bolshoy
Верните *****детство с икарусами, лиазами, добрыми бабушками в этих автобусах....
Добрыми? Вы видимо в час пик на нем никогда не ездили. В попытке запихнуться в этот автобус (который еще и ходил обычно раз в пол-часа - не чаще) - можно было не иллюзорно отхватить люлей. В том числе от бабушек.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
102
47
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 13278
Ностальгия...
Errare humanum est!..
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011
54
5
Ответить
   
Сыктывкар
Сообщений: 691
JumanGEE
Добрыми? Вы видимо в час пик на нем никогда не ездили. В попытке запихнуться в этот автобус (который еще и ходил обычно раз в пол-часа - не чаще) - можно было не иллюзорно отхватить люлей. В том числе от бабушек.
И если сзади пара бабулек, то оставалось только перебирать ногами, так как они тебя сами заносили в автобус.
Isuzu Bighorn 1996г., UBS69, 4jg2 EFI, АКПП TOD
91
2
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 12608
Ефим Незванный
В Иркутске такой автобус до сих пор постоянно ездит по дорогам — как Party Bus.
Да да )
Еще пара-тройка возможно трудится где-то на предприятиях, по-моему на авиазаводе один есть.
Подпись.
8
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1373
JumanGEE
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали? Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100. В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг,...
Щас накидают. :-D

Забавно, что его делали аж до 2000х. Помню, что в детстве в деревню он ехал час + тошнилово. Ещё мог быть ЛАЗ, отличительной особенностью которого была активное шурудение рычагом КПП водителем. Ну и тошнилово тоже. Ибо воняло в них во всех бензином. И ломались они регулярно на маршруте. Потом появились нефазы, те доезжали в два раза быстрее :-D и без тошнилова. Топчик - это икарус, правда зимой дубак, но именно икарус оставил воспоминание, как о машине, а не коробке с шумным вонючим мотором.

А так, медленные, вонючие, тесные ящики для перевозки человеков.
45
63
Ответить
john105
Чита
Краснокаменск, Забайкальский край. Установлен памятник и автобусы ходят, не ржавые из-за сухого климата и нормального обслуживания
55
1
Ответить
   
Сообщений: 19593
Ozmatic
Видимо из окна Весты, сляпанной абы как из кучи заграничного барахла, ситуация видится иначе. Ну ок, патриотичный вы наш.
Да из любого окна она выглядит одинаково. Из окна Весты, из окна современного ПАзика, даже из окна современного трамвая.

Их тоже лепили из заграничного "барахла". Только вот в отличии от "посконно-сермяжного" ЛиАЗа - с мыслями от том, что там будут ездить люди, а не о том, что "У нас есть АКПП, но она от другого автобуса - давайте ее как нибудь прикрутим к 677му - не выбрасывать же!"
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
36
84
Ответить
john105
Чита
Кто хочет успеть прокатиться, приезжайте в Краснокаменск. Городу на днях 50 лет и день шахтера
https://www.youtube.com/watch?v=Waw_m_hT5Os
29
3
Ответить
 
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 4371
Прям автобус детства... Сколько у меня варежек на заднем бампере прилипло и уехало!
Продам легковой прицеп Rydwan.лафет(автовоз раздвижной на 1700к.г) состояние нового!
Мой отзыв: Peugeot 307 2008
90
2
Ответить
Северный Казахстан
JumanGEE
Великие - в смысле "великие и ужасные"? Вы статью-то читали? Дизелей нормальных нет? Да пофиг, пихаем бенизку, пусть жрет 50 литров на 100. В салоне воняет выхопными газами? Да пофиг,...
Все верно.
18
54
Ответить
   
Хоккейная столица России
Сообщений: 17086
все эти "счастливые воспоминания детства", ни как не связаны с автобусом, а связаны именно с детством, с моментами, когда не было никаких сложностей в жизни, было все просто на "дворово-пацанском" уровне. Так устроена человеческая память - помнить хорошее и забывать плохое.
Заставь сейчас всех обожателей "лунохода" поездить на нем недельку-другую на работе (желательно в жаркую погоду) - и быстренько откроется реальный взгляд на этот аппарат.
Мой отзыв: Лада 2109 1988
140
33
Ответить
     
Омск
Сообщений: 90
Луноход, скотовоз, а в 90-е лоховоз мои друганы так его звали. Пережиток прошлого, только отрицательные эмоции остались. Не завидовал ни пассажирам в час пик, ни водителям кто на них работал, так как в жару или мороз это был ад.
32
73
Ответить
   
Сообщений: 19593
hirschhorn
сколько много букав))), не переживай - статью читал, какие-бы не были ужасные - все были наши, большие и великие - как и подобает большой и мощной стране, и прослужили людям по 40 с лишним лет. А сейчас...
> не переживай - статью читал ... ценник конский - и нафиг никому не нужно

Ну так если бы читали - значит ознакомились с информацией, что ЛиАЗов в России на рейсах больше нет. Логика подсказывает, что видимо сейчас ездят на чем-то другом. Судя по отсутствию вакансий "Извозчик" - явно не на лошадях. А как раз не тех автобусах, которые якобы "ни кому не нужны". Причем с учетом того, что маршрутов со времен СССР стало больше, и интервалы движения транспорта сократились в разы - этих самых "не нужных" автобусов катается куда больше, чем старых луноходов.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
23
65
Ответить
Александр
Ачинск
Нынче заботятся лишь об экономии, и возят людей на вонючем трясущемся дизеле, который теперь вообще в салоне с людьми, ну и кто после этого скотовозка?
69
11
Ответить
    
Сообщений: 1640
Рифленые поручни - это не преимущество, а недостаток. В этих канавках могла сама собой со временем зародиться жизнь - сколько там было грязи. Потом стали выпускать уже с гладкими ручками.
Про запаску на задней площадке писали уже, не успел... Ну и ощущение натуральной невесомости, когда стоя лицом к заднему стеклу, на кочках подлетаешь :-))
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
72
7
Ответить
Shelk
Юрга
А у нас все его ГА**ОНОМ прозвали за неимоверную вместительность и манеру езды. И потому, что штопаные все были.
14
46
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 12360
Легенда
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ МАШИН, БЫВАЮТ УПЁРТЫЕ ФАНАТИКИ
Мой отзыв: Kia Rio 2016
37
4
Ответить
    
Тольятти
Сообщений: 1371
JumanGEE
Да из любого окна она выглядит одинаково. Из окна Весты, из окна современного ПАзика, даже из окна современного трамвая. Их тоже лепили из заграничного "барахла". Только вот в отличии от...
Ну а сейчас вообще, никакую, даже двухступенчатую коробку произвести не могут, только импортные аналоги. Россия постепенно теряет компетенции в машиностроение. Скоро и армейские тарантасы будут только из импортных аналогов, не лучшего качества. Сейчас ещё , оказывается, и УАЗ уже разваливают.
Повод задуматься к чему это приведет, куда нас приведут.
Гоняешься за земным ,останешься на Земле ..... в виде праха.
Мой отзыв: Лада 2110 1998
95
22
Ответить
Informm Bureau
Всех ностальгирующих надо заставить ездить на нем по делам каждый день, ностальгия быстро пройдет, поверьте.
43
68
Ответить
   
Маркс
Сообщений: 753
легенда, автомат был 3х ступенчатым а не 2х, разгоняли как то такой почти до 80км/м, пустой правда, долго и страшно...работал на таком, хорошая была техника...
49
13
Ответить
    
МоторСити
Сообщений: 1500
Shepster
Рифленые поручни - это не преимущество, а недостаток. В этих канавках могла сама собой со временем зародиться жизнь - сколько там было грязи. Потом стали выпускать уже с гладкими ручками. Про запаску...
Где-то читал, что советские школьники ввиду дефицита пластилина для игр, соскабливали эту грязь с этих рифленых поручней (которые были только на ЛиАЗ 677) и использовали в качестве пластилина или добавляли к пластилину, чтобы увеличить его объем.
... и тут появились зайчатки разума
9
125
Ответить
    
Тольятти
Сообщений: 1371
Informm Bureau
Всех ностальгирующих надо заставить ездить на нем по делам каждый день, ностальгия быстро пройдет, поверьте.
А , что сейчас хорошо - ездеють уже изношенные, в основн. массе, пежо ситроены, богданы, какието китайские. В нах так же холодно, летом парник, да ещё и с дубовыми рессорными подвесками. Стоять в которых вообще невозможно.
Гоняешься за земным ,останешься на Земле ..... в виде праха.
76
10
Ответить
15285095
Санкт-Петербург
ЛиАЗ 677 навсегда останется моим любимым автобусом. Даже несмотря на те пытки которые приходилось в нём переживать в жару, в горку, автобус полностью забит людьми...
54
5
Ответить
15285095
Санкт-Петербург
Sanches 081
легенда, автомат был 3х ступенчатым а не 2х, разгоняли как то такой почти до 80км/м, пустой правда, долго и страшно...работал на таком, хорошая была техника...
3х ступенчатый скорее всего уже не родной, возможно снят был со списанного правительственного ЗИЛа
2
27
Ответить
Андрей
Зеленогорск
Даже наш сибирский Зеленогорск засветился в статье, у нас парочка таких автобусов еще бегает )) вполне в приличном состоянии))
37
 
Ответить
Александр
Отличная статья! Спасибо автору!
50
 
Ответить
Сергей
Братск
ой накатался я на нем пассажиром в студенческие годы 2001-2006. Каждый день час туда-час обратно. Влазило в него конечно немеренно людей. Можно стоя спать - все равно не шевельнуться. Тепло. Но от того, что не пошевилишься - ноги в лютые сибирские морозы замерзали. Промышляли помню в автобусах карманники, сумки резали бритвами. Как я его ненавидел. А потом на смену ему пришли ПАЗики. Это вообще дикий ужас оказывается. Стоять там вообще не реально, а если сел - тебе все ноги оттопчут и пахом в лицо тыкают.
Дядька у меня работал в муниципальном автопредприятии - ездил еще в нулевых за новым таким ЛиАЗом. Давно я их не видел, не помню когда они ушли с рейсов, но тут на годовщину смотрели свою свадьбу в 2009 - бегали еще. Порадовались ему как старому другу )
63
1
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 38594
ЯМЗ-236, это не рядная шестёрка а V-образная, перепутали с ЯАЗ-206. Движок стоял посередине а не сбоку, сбоку был радиатор с вентилятором. Система отопления работала от вентилятора радиатора а не от встречного напора, стояла заслонка куда направлять воздух, в салон или на улицу. Двери управлялись только заводскими кнопками а не колхозными или рычагом как указано.
Шустрю но не лихачу
Дурь прошла и маразм ещё не наступил ;0)))
43
3
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 44349
Поджог Сараев
все эти "счастливые воспоминания детства", ни как не связаны с автобусом, а связаны именно с детством, с моментами, когда не было никаких сложностей в жизни, было все просто на "дворово-пацанском"...
Да, в жару это была ещё та камера пыток, но согласись что происходило это из-за переполнености, при нормальном количестве пассажиров автобус хорошо проветривался с помощью люков и форточек.
ЗЫ. У нас в городе сейчас ездят ПАЗ 3205 на маршрутах. Ни чем не лучше. Вот это позор, в 21м веке такое убожество выпускать, но раз берут- выпускают.
53
2
Ответить
15285095
3х ступенчатый скорее всего уже не родной, возможно снят был со списанного правительственного ЗИЛа
Всё проще - третья передача там как бы есть, и как бы нет. Это режим блокировки гидротрансформатора, а не третья передача.
30
 
Ответить
Micromacro
Самара
Самый массовый не значит самый лучший. Помню когда у нас в городе на замену икарусам и лиазам закупили бушные мерседесы это реально было как пересесть с классики в мерседес. Тихо, комфортно, без вибраций и без запахов, водители наверняка тоже кайфовали. Конечно, мерседесы у нас тоже быстро ушатались без должного ухода, да еще с нашими климатами. Помню очень нравилось ездить на Mercedes-Benz O305 - к нам походу привезли междугороднюю версию без накопительных площадок, зато с кучей сидений, в итоге почти всегда можно было найти место чтобы сесть.
36
5
Ответить
15285095
Санкт-Петербург
Андрей Владимирович
Всё проще - третья передача там как бы есть, и как бы нет. Это режим блокировки гидротрансформатора, а не третья передача.
Точно!)
9
 
Ответить
Androw
Самара
классная статья
5
!!!
спасибо
28
1
Ответить
Старик Бенамуки
Эх, помню в году так 1986-87м ехал я как-то раз на таком вот "скотовозе". На задней площадке, спиной вперед и держась за поручень... Вдруг все вокруг меня улетели вперед, кое-кто и упал на пол, что-то покатилось по салону.... Крики, визги... Потом из кабины водитель кричит кондуктору : "Прикинь, Люсь, червонец на дороге валялся"!!!!! И даже не извинившись поехал дальше! Сколько уже лет прошло, а до сих пор вспоминается....
41
4
Ответить
     
Сообщений: 89939
Отличная статья)
Эх, а я уже древний, оказывается...
30
 
Ответить
JumanGEE
> не переживай - статью читал ... ценник конский - и нафиг никому не нужно Ну так если бы читали - значит ознакомились с информацией, что ЛиАЗов в России на рейсах больше нет. Логика подсказывает,...
Боюсь расстроить, но в итоге вместо автобусов по стране расплодился вот такой триппер
161
7
Ответить
Денис
Искитим
С приходом коммерческого транспорта в начале 2000-ых у нас в городе хламье появилось бэушное. Корейское, китайское, немцы ( мерседэс, мэн ). Из отечественных ЛАЗы, ПАЗы, попадались даже марки КАВЗ. 677 не одного не видел у частника. Из воспоминаний уж ооочень тихоходный, прожорливый, постоянно глохнувший в пробках. Ад для водителя. Особенно летом в жару напару с вонью бензина от двигателя. Я дуаю с технической точки зрения он устарел еще в 80-х.
29
6
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
JumanGEE
> не переживай - статью читал ... ценник конский - и нафиг никому не нужно Ну так если бы читали - значит ознакомились с информацией, что ЛиАЗов в России на рейсах больше нет. Логика подсказывает,...
не буду повторяться, на твои потуги ниже уже ответили,
да, и ты весь обминусился, держи бумажку
You'll never walk alone!
39
14
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
hirschhorn
не буду повторяться, на твои потуги ниже уже ответили,
да, и ты весь обминусился, держи бумажку
вернее теперь уже выше
You'll never walk alone!
17
6
Ответить
АМК
Когда везли колонну а пионерлагерь всегда старался ехать а ЛиАЗе так как в нем не укачивало и не воняло противно выхлопом как в ЛАЗе или Икарусе.
Один раз уже в девяностые под горку прокатился на нем 110км/ч , молодой водитель чуть нас не угробил - у него в кабине взлетела крышка капота с телогрейками и все заполнило пылью с песком и прошлогодними листьями до потери видимости.
Статья хорошая. А либерастам желаю захлебнуться собстаенной желчью. Ни современные автобусы , ни кофе в стаканчиках, ни макдональдсы ни смартфоны не делают вас счастливее. Жаль вас.
573
153
Ответить
AlexBayker
Краснокаменск
Щас в гараж поеду, пара таких встретится. И памятник кстати в Краснокаменске Лиазу тоже установлен, исправьтесь
17
1
Ответить
Так,
1) не луноход - скотовоз.
2) получается зил дербанили все время, оьрезали от него автобусы лаз, лиаз, машины камаз. Неудивительно что пациент умер, отдавая передовые разработки.
36
12
Ответить
StanBro
Москва
Ваше Величество
Когда везли колонну а пионерлагерь всегда старался ехать а ЛиАЗе так как в нем не укачивало и не воняло противно выхлопом как в ЛАЗе или Икарусе. Один раз уже в девяностые под горку прокатился на нем...
Либерасты в ответ желают Вам выехать в кндр и остаться в социалистическом раю навсегда, без права на возврат и строить социализм в отдельно взятой стране еще 70 лет.
28
44
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром