Страна у нас большая. Поэтому в западной ее части искренне считают: «Они там, на Востоке, ездят на автохламе с японских помоек». Тогда как на Востоке: «Они там, на Западе, ездят на ломучих немецких “ведрах”, ржавых от реагентов». А ведь истина, как известно, всегда где-то посередине, не так ли?
Август 2020 года. Мы с женой неспешно катимся по петербургскому КАДу, обозревая окрестности, и пытаемся свыкнуться с мыслью, что совсем скоро этот мир станет нашим новым домом. Недвижимость для переезда куплена, все дела закончены, осталось слетать домой за вещами и уже через месяц мы будем петербуржцами. Необходимо только решить последний, но очень важный вопрос. А на чем, собственно, мы будем здесь ездить? На Дальнем Востоке успешно продан Lexus LX570, с небольшим пробегом и за очень приличные деньги. Можно позволить себе что-то похожее и здесь, но… это же новый мир, новая жизнь, и она должна быть наполнена новыми ощущениями!
Еду за рулем арендованного Polo и понимаю, что мне нравится этот автомобиль. Нет, не размером, не отделкой салона, а ощущениями! Он нормально едет, отлично тормозит, лихо входит в повороты. Он позволяет не вываливаться из потока на КАДе и при этом расходует неприлично мало бензина. А может, все-таки рискнуть?
Вечером, добравшись по питерским пробкам до арендованной квартиры, мы стали обсуждать вопрос приобретения будущего средства передвижения. Нужен ли нам здесь большой внедорожник? Однозначно — нет. Даже с учетом того, что мы купили дом за городом и поездки в Санкт-Петербург неизбежны. А передвигаться по узким центральным улицам на каком-нибудь монстре типа LX или LC200 — крайне сомнительное удовольствие. Это именно передвигаться. Про парковки я вообще скромно умолчу. Нужен ли нам здесь полный привод? Тоже не факт. Мы были в Петербурге не единожды, в разное время года, и прекрасно представляем, какая здесь зима. Исключением можно назвать зиму 2018/2019 года, когда сложилось впечатление легкого апокалипсиса от нечищеных дорог. И наконец, третий, и самый важный вопрос — а будем ли мы брать «японца»?
Мы с женой — коренные дальневосточники. Я сознательно не буду писать регион, из которого перебрались в Санкт-Петербург. Магадан, Камчатка, Сахалин, Чукотка мало чем отличаются друг от друга. Зато имеют много схожего, в том числе оторванность от Большой земли и осознанная любовь к японскому автопрому. Мы также большую часть жизни проездили дома на японских машинах, хотя я в силу возраста успел покататься и на советском автопроме.
В итоге решено: весь завтрашний день мы посвящаем посещению автосалонов. Едем в VW, Skoda, Kia и Hyundai и пытаемся выбрать себе первого в жизни «не японца».
Здесь надо сделать еще одну существенную оговорку. Дело в том, что подавляющее большинство жителей Дальнего Востока в принципе никогда не покупали автомобили в автосалонах. И об официальных дилерах только читали в интернете. Да, в последние годы ситуация меняется, прежде всего во Владивостоке и Хабаровске. Но факт остается фактом. Начиная с 90-х годов прошлого века главным «автоцентром» на Дальнем Востоке был авторынок «Зеленый угол». И подобные ему «дилеры» поменьше, в других субъектах ДВ. Так уже 30 лет, и мало что меняется. Для большинства жителей ДВ «новая машина» — это с оговоркой «без пробега по РФ». И я не исключение. Все свои машины, коих было немало, покупал на авторынке. Теперь же мне предстояло общение с официальными дилерами. Европа, как никак. Ну, или почти.
Внимательный читатель задаст мне вопрос, а где же немецкий «премиум»? Почему вы не поехали в салоны Mercedes, BMW и Audi? Ответ прост — крайне негуманный ценник. Я прекрасно понимал, что расходов на новом месте жизни у нас будет множество, а вот прежних дальневосточных доходов уже не будет. Так что к выбору машины подходили рационально, установив определенный бюджет.
Раннее утро следующего дня началось с просмотра «корейцев». Благо обе марки, как правило, представлены в одном автосалоне. И салонов таких в Петербурге множество! Седаны не смотрели принципиально, интересовали только кроссоверы.
Sportage — сразу нет. У моего хорошего знакомого на материке есть такая машина, причем покупал он ее новой. Расход топлива выше 12 литров, три раза за 60 тысяч км посещение сервиса из-за загоревшегося «чека». Возможно, просто не повезло. Но все равно — нет. Santa Fe — очень большой, не нужен. Tucson — не понравился внешне. При этом мы тогда даже не знали, что совсем скоро выйдет новое поколение. И дилер об этом скромно умолчал. Creta…. О боже. Кто, скажите мне, проектировал эргономику данной машины? В ней банально неудобно сидеть за рулем. Да простят меня корейские производители. Все, занавес. Знакомство с корейским автопромом мы на этом закончили.
VW. Здесь было еще проще. Touareg — сразу нет, по причине размеров и цены. Хотя, что уж скрывать, приятный автомобиль и внутри, и снаружи. Tiguan — да, очень может быть. Крепкий, сбитый (прокатились на тест-драйве), очень динамичный, отлично рулится. Жестковат, но в меру. Смутили две вещи — DSG (ибо начитался всякого) и цена в два с лишним миллиона за нормальную комплектацию. Напомню уважаемым читателям, что это август 2020 года. Сейчас такая цена уже кажется просто смешной!
Skoda. По сути, «бюджетный Ваг». Но именно здесь мы выбрали свой первый в жизни неяпонский автомобиль. Сначала осмотрели Kodiaq. Вывод — слишком большой. Избыточен для наших потребностей. Потом сели в Karoq. И даже без тест-драйва решили — берем! Да, это не LX, но мы и не искали похожую на него машину. Нас подкупила приятная эргономика, хорошая (как нам тогда казалось) посадка, размеры, классический «автомат», передний привод (да и ладно) и очень много приятных опций. Комплектация Ambition плюс пакет FE и зимний пакет включали в себя отделку сидений замшей, полный обогрев лобового стекла и руля, подогрев всех сидений, отличный головной свет, тонировку задней полусферы и прочие приятные мелочи. Разговор с дилером был короткий:
— Сколько?
— 1 миллион 608 тысяч.
— Сколько ждать?
— Полтора или два месяца максимум.
— Мы берем, заверните!
Заключив договор и оставив предоплату в смешные 30 тысяч рублей, отправились домой, на Дальний Восток, чтобы через месяц с небольшим вернуться в Санкт-Петербург, где нас должна ждать новая жизнь и новая машина. Тот самый «ломучий немец». Ну, или почти «немец».
Переезд состоялся немного раньше срока поставки автомобиля. Не особо печалясь по этому поводу, я заранее, еще с ДВ заказал себе машину в том же прокате, в котором раньше брал Polo. И ее пригнали к нашему новому дому ровно в указанное время. Несмотря на раннее утро, несмотря на то, что это 20 км от КАД. Любой каприз за ваши деньги! Таким сервисом Дальний Восток не балует. В последующем у нас была возможность убедиться в этом не раз.
Правда, теперь вместо Polo был Solaris. Абсолютно новый, с пробегом 4000 км. Могу сказать свое мнение, и оно однозначное. Polo — лучше. Но каждый выбирает и решает сам.
Наконец поступил звонок от дилера. Машина пришла, можно ехать забирать. И вот тут началось то, о чем я много раз читал на Дроме и к чему оказался совершенно не готов по факту. Приехав в дилерский центр и выслушав елейный поток слов о том, как нас рады видеть, мы перешли с менеджером к следующему диалогу:
— Сегодня мы отдаем вам машину, цена на нее не изменилась, так что с вас 1 млн 702 тысячи рублей.
— Что? С какого этого? У нас в договоре 1 млн 608 тысяч.
— Да, все верно, но вы забыли про дополнительное оснащение.
— Ничего не забыл: я его не заказывал.
— К сожалению, мы не можем продать вам машину без «допов», они уже установлены.
— Зачем? Я не просил: платить не буду.
— Тогда вам придется еще подождать — примерно полтора месяца. Либо мы вернем вам задаток.
— Но ведь это моя машина!
— Формально нет. У нас же в предварительном договоре VIN не указан. Так что ваша машина, без «допов», приедет позже. Но сейчас все сложно. Дефицит. Вы поймите...
Ну, и так далее. Простой расчет на психологию человека. Доплати 94 тысячи и забери свою машину сейчас либо жди еще неизвестно сколько. А машин действительно нет. И производство уже дважды останавливалось. В итоге я сдался: доплатил требуемую сумму за защиту двигателя, антикор, антишум, сетку в бампер, коврики и еще какую-то дилерскую туфту, которую сейчас уже и не вспомню. Короче говоря, классика жанра!
Дальше приемка машины. Дилер заботливо объясняет назначение кнопок, просит не насиловать двигатель первые 2000 км, рассказывает о преимуществах машины и… заботливо укладывает в багажник литровую бутылку моторного масла! Все рассказы о «немцах», которые я слышал и читал за свою жизнь, все это воплотилось в данном моменте! Неужели, мать его, он будет жрать масло?!
— Нет, вы не волнуйтесь. Здесь отличный двигатель, а это просто на всякий случай.
— Хорошо. Сделаю вид, что я вам поверил. Поехали!
А дальше буду предельно объективен. Karoq — отличный городской автомобиль. Именно отличный. Он прекрасно разгоняется, хорошо тормозит, замечательно входит в повороты и держит дорогу без всякой необходимости постоянно корректировать направление рулем. Автомобиль маневренный, юркий и отлично сбалансированный. Благодаря габаритам легко парковаться даже на тесных петербургских улицах в центре города. Расход по трассе вы можете легко уронить ниже шести литров. Правда, в городских пробках можно легко получить и десять. У меня в смешанном цикле за 25 000 км пробега расход составил около восьми литров. И это неплохо. Но! Бензин ему нужен либо 98-й либо 100-й. Имейте это в виду. Из минусов могу выделить жесткую и шумную подвеску, ничем не прикрытые нижние кромки задних дверей, которые сгниют лет за пять, отвратительное головное устройство и звук, мерзкий пластик дверных карт.
Стоп! А как же масло? Что с этим самым больным вопросом?
На «нулевом» ТО замена масла не производится. Первая межсервисная замена, рекомендованная производителем, осуществляется на пробеге 5000 км. Так вот, к этому пробегу уровень упал наполовину. Я, увидев щуп, был в шоке! Но сервисный механик в дилерском центре сказал, что при первой замене так и должно быть, и это якобы даже написано в технической документации к автомобилю (которую я, можно сказать, просто пролистал). На ТО-1 при пробеге в 15 000 км уровень зафиксирован практически на верхней отметке. Если расход масла и был, то совсем минимальный. Но он, зараза, был!
Наверное, уважаемый читатель считает, что я «пою оду» Skoda Karoq? Нет, все не так просто. И доказательством этого то, что к моменту написания этих строк автомобиль уже месяц как продан, а точнее, отдан в трейд-ин. Почему? Вы не поверите, но главная претензия — крайне неудобные кресла. Моя, увы, уже немолодая спина начинала ныть и болеть через полтора часа езды. Да, они мягкие, они даже красивые, но совершенно неудобные. Они не держат тебя, не «обволакивают», не обнимают. Они напоминают кожаные диваны в старых советских учреждениях. Выглядит пафосно, но сидеть неудобно. А ездим мы много. После замкнутого дальневосточного мира перед нами распахнулись тысячи дорог. Можно ранним утром махнуть в Москву, а поздней ночью вернуться обратно. Можно за пару дней доехать до теплого моря. Можно съездить в соседнюю область к друзьям, которых уже сто лет не видел. И для этого не нужно зависеть от расписания самолетов! Но ехать хочется комфортно и не уставать. А в Шкоде это у нас не получалось. Таким образом, через десять месяцев и 25 000 километров владения данным автомобилем решили продавать. А точнее даже — менять. Поскольку продать сейчас машину легко, а вот купить гораздо сложнее!
Жизнь постоянно преподносит нам сюрпризы. Этот сложный год изменил рынок новых машин до неузнаваемости. Еще год назад дилер улыбался и очень был тебе рад. Всего год назад на рынке был выбор по моим потребностям даже менее чем за два миллиона рублей. Машины предлагались ниже официальной цены, да еще и с полезными подарками в виде второго комплекта шин! Пандемия все это сожрала. Дефицит новых машин стал реальностью, особенно в Москве и Петербурге, где живет много людей и вращается куча денег. Бюджетный сегмент типа Polo, Rapid или Solaris разметается в мгновение ока, с «допами», каско и кредитами. Только бы успеть. Происходит какая-то невероятная вакханалия.
Для нас ситуация осложнялась еще и тем, что заказывать машину и ждать было не вариант. Сколько ждать — непонятно. А Karoq стремительно наматывал пробег и, как следствие, терял цену. А в салонах творился треш. Хотите Tiguan в наличии? Пожалуйста — три миллиона. Хотите RAV4 на полном приводе? Пожалуйста, но есть только голубой, в комплектации «Комфорт», под три миллиона (салон у него просто отвратный). Ах да! Появился новый Tucson — с футуристическим дизайном и хорошими характеристиками. Едем смотреть. Менеджер в автосалоне явно скучал. Никаких улыбок, никакого «мы рады вас видеть». Записались на тест-драйв. Машина упакована очень неплохо. Хороший монитор на центральной консоли, камеры, все дела. Достаточно удобная посадка. Но, как справедливо было отмечено в одном из последних обзоров на Дроме, он не едет. Полностью это подтверждаю. Более того, в городе он еще не рулится и не тормозит нормально. На мой прямой вопрос менеджеру:
— А что с двигателями? Проблемы ведь раньше были?
— Ну… сейчас получше, конечно.
— А вы давно здесь работаете?
— Четвертый год, всякое видел.
— За какую цену отдадите в комплектации LifeStyle? По прайсу 2 269 000.
— 2 650 000 рублей. И дешевле точно не продадим...
Прощаемся и едем дальше. Что оставалось? Ниссан мы не хотели брать в принципе — по личным причинам, Тойота и ВАГ не радовали ценой, да и в наличии особо ничего не было. Древний Outlander и ASX не впечатляли вообще никак. И мы направились в салон Mazda — с твердым намерением купить CX-5. Дальше чисто «пандемийный» диалог с менеджером:
— Хотим вот эту машину в комплектации Supreme. По прайсу 2 440 000.
— Да, конечно. Готовы продать хоть сегодня. 2 930 000!
— Ребята, может, умерим аппетиты? Давайте хотя бы 2 650 000. Я же вам еще и машину в трейд-ин отдаю.
— Хорошо. Если прямо сегодня — 2 830 000. Это спецпредложение. Только на один день...
Наверное, мы бы так и остались без новой машины. Но в салоне стояла красавица СХ-30 в черном цвете, которая очень понравилась супруге. Да и мне тоже, если честно. Вы знаете, в наше нелегкое время мы все чаще покупаем автомобили, отталкиваясь от каких-то совершенно второстепенных вещей. Ликвидность, пафос, мода. Мы перестаем покупать машины только потому, что они нравятся! Мы где-то подсознательно, уже в момент покупки, думаем о том, как мы будем ее продавать. Но только не в этот раз. Нравится — берем! И не в этом автосалоне, ибо уж слишком разозлили меня менеджеры своей жадностью. Уходим.
В двух других салонах было в наличии всего три машины, причем одна из них в самой бедной комплектации Active, что нам никак не подходило. Оставалось всего две! В Петербурге! Вот это выбор! Цена по прайсу в комплектации Supreme и с передним приводом — 2 149 000 рублей. С обязательными допами — 2 400 000.
Ладно, думаю, ведь не только культурной столицей жив автомобильный рынок в нашей стране, есть еще и просто столица, где много дилеров и, наверное, огромный выбор машин. Так вот, московский дилер на ясном глазу озвучил мне цену за CX-30, правда, на полном приводе, в 2 930 000 рублей! На 600 с лишним тысяч выше прайса! Как тут не вспомнить классика: «Господи, чудеса дивные творишь ты на Руси»!
Что в итоге? Мы купили машину в Петербурге, сдав Karoq в трейд-ин за 1 700 000 и доплатив 700 000 наличными. Обратите внимание, что на продаже Шкоды я практически ничего не потерял даже с учетом ее пробега в 25 000 километров. Более того, на следующий день ее выставили на продажу за 1 950 000 рублей. Вот что такое современные реалии автомобильного рынка на западе страны. Грустно, очень грустно.
А вот теперь я второй раз включаю максимальную объективность. Что нравится в СХ-30? Начнем с того, что дилер не укладывает вам литровую канистру масла в багажник. Уже неплохо. Салон на голову лучше, чем у Шкоды, приятная отделка, кожа на передней панели и дверных подлокотниках с аккуратной строчкой, везде мягкий пластик и прочее. Проекция скорости и информации о круиз-контроле на лобовое стекло. Carplay и Android auto работают великолепно, включая навигацию. Практически бесшумная (по сравнению со Шкодой) подвеска и в целом гораздо лучше шумоизоляция. Отличные сиденья, что отмечается в большинстве обзоров по этой модели. За месяц мы уже проехали на ней 3000 километров. Ничего не болит, не ноет и не затекает. За эргономику японцам можно смело ставить пять. Расход топлива примерно на 0,5 литра больше, чем на Шкоде, но при этом Мазда потребляет 95-й бензин, т. е. по деньгам это выходит дешевле. Разгон помедленнее, чем у Karoq, но куда веселее, чем у Tucson.
Вы спросите меня, готов ли я «спеть оду» Mazda CX-30? Да, мне нравится этот автомобиль. Но и у него есть недостатки, главным из которых считаю полное отсутствие комфорта для задних пассажиров. Если в вашей Мазде постоянно будет ездить кто-то третий, то смиритесь с тем, что рано или поздно этот человек начнет вас ненавидеть. Для него в СХ-30 нет ничего, кроме тесной посадки, подлокотника и подстаканника. Сзади нет даже выхода USB! В машине за два с лишним миллиона рублей. Господа из Мазды, вы серьезно? Таким образом возить сзади любимых детей желательно только на короткие расстояния. Ну а тещу, к примеру, можете и на межгород прокатить.
Каких-либо других, явно раздражающих недостатков, в этой машине нет. А поскольку большую часть времени мы ездим на Мазде вдвоем, то нас она вполне устраивает.
Вы знаете, а ведь я хотел написать вовсе не об этом. А хотел рассказать, какое удивление и удовольствие я испытал, став автомобилистом на западе нашей страны. Когда не кончаются асфальтовые дороги, когда качество этих дорог достойно высоких оценок, когда не нужно думать про клиренс автомобиля, чтобы выехать зимним утром со двора. Я хотел написать о том, какое удивление испытал на обычной АЗС, узнав, что можно сначала заправиться, а потом заплатить. Был удивлен, что на каждой заправке есть кафе, туалет и магазин. Мне было приятно, что дилер в дополнение к страховке предложит карту круглосуточной помощи на дороге. Был просто в шоке, когда первый раз проехал по ЗСД (Западный скоростной диаметр), над жилыми домами, над водой и над другими магистралями и дорогами. Все это несомненные плюсы жизни на западе. Но и минусов хватает. Пробки, большие пробеги, реагенты. Да, машины здесь гниют. Для понимания этого экспертом быть не нужно. Автопарк пусть и моложе дальневосточного, но и беднее. И это тоже минус.
Но закончить свое повествование я все-таки хочу на позитивной ноте. У нас огромная страна, с уникальными автомобильными предпочтениями. Уверен, что такого больше нет нигде в мире. Дальний Восток и большая часть Сибири — это правый руль и японский автопром. Западная Сибирь и Урал, наверное, где-то поровну. Все, что западнее Урала, это левый руль, где преобладает российский, корейский и немецкий автопром. Именно в этом и есть уникальность нашего авторынка. И мне бы очень не хотелось, чтобы какими-то экономическими или директивными методами вся эта красота и многообразие были уничтожены. Давайте ездить на разных машинах, делиться опытом их эксплуатации и помогать друг другу на дорогах! Всем удачи!
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru