Впрочем, довольно быстро выяснилось, что СИМ в России почти никак не отрегулированы законодательно. И это представляет опасность! Все-таки электросамокаты, моноколеса, сегвеи и прочие подобные устройства способны набрать довольно внушительную скорость, сопоставимую с мопедом, а при столкновении с пешеходом — нанести травмы. А для автомобилистов опасность СИМ в том, что их пользователи зачастую не соблюдают ПДД и появляются будто «из ниоткуда» — времени среагировать и затормозить у водителя просто не остается. Привлечь таких лихачей к ответственности тяжело: по закону большинство пользователей СИМ вообще приравниваются к пешеходам.
Точнее — приравнивались. В середине 2021 года Минтранс наконец-то решил сказать свое слово и предложил изменить ПДД так, чтобы правила учитывали особенности подобного транспорта и как-то его регулировали. Совсем недавно, 6 октября 2022 года, правительство РФ утвердило постановление, уточняющее статус современных средств мобильности в ПДД. Наконец-то правила заговорили о пользователях электросамокатов и моноколес! Однако сразу же оговоримся: данные изменения вступят в силу 1 марта 2023 года. То есть до этого времени мы еще некоторое время будем ездить по-старому. Да, мы понимаем, что приближается зима и таких участников движения будет меньше, и все же забывать об этом не стоит. А пока что давайте разберемся, как именно закон теперь будет определять жизнь пользователей СИМ.
До недавнего времени в отношении электрического транспорта законодательство ориентировалось исключительно на мощность двигателя. К примеру, если самокат или электровелосипед выдавал не более 0,25 кВт, он никак не регулировался законодательством, если мощность мотора была 0,25–4 кВт, он считался мопедом, больше 4 кВт — мотоциклом, а при наличии четырех колес — и вовсе автомобилем! Именно из-за таких формулировок не всегда было понятно, как именно должен вести себя владелец подобного транспорта, и вообще, чем же именно он управляет! А некоторые владельцы и вовсе никогда не заглядывали в техническую документацию своих ТС и даже не знали (или делали вид, что не знают!), что вообще-то им нужны водительские права. Вновь повторимся, эти правила продолжают действовать до весны будущего года.
А вот с 1 марта все будет по-другому. Согласно постановлению правительства, вводится новый официальный термин — «Средство индивидуальной мобильности». Им будет считаться «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)». При этом перемещаться на таких транспортных средствах можно будет со скоростью не более 25 км/ч, а если владелец захочет выехать на тротуар, велосипедную или пешеходную дорожку, масса электротранспорта не должна будет превышать 35 кг.
Итак, с тем, что именно будет считаться СИМ, разобрались. Теперь давайте посмотрим, кто в соответствии с новыми поправками может им пользоваться и как именно. Здесь многое будет зависеть от возраста пользователя. Если электросамокатом, гироскутером, моноколесом и т. д. управляет взрослый (старше 14 лет) человек, то он сможет передвигаться по:
При этом в последнем случае должны отсутствовать велосипедная или велопешеходная дорожка, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо обочина. Кроме того, пользователям СИМ разрешено двигаться там, где максимальная разрешенная скорость не превышает 60 км/ч и запрещено движение велосипедистов. То есть проще говоря — по обычным городским улицам, не по магистралям и скоростным трассам. Так что «покатать», как раньше, по МКАДу или другой магистрали уже не выйдет, это однозначно будет считаться нарушением.
И еще пара важных моментов. Согласно новым поправкам, СИМ должно быть «оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди». Кроме того, в п. 24.5 сказано, что лица, использующие СИМ, должны двигаться с правой стороны проезжей части в один ряд, при этом «запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства». Так что с весны — никаких обгонов и выездов из правой полосы на середину дороги!
Что же касается детей и подростков, использующих электросамокаты, гироскутеры и т. д., то для них будут действовать правила, схожие с правилами использования велосипедов. В частности, лицам в возрасте от семи до 14 лет будет разрешено передвигаться на СИМ только по:
Детям до семи лет на СИМ разрешат передвигаться только в сопровождении взрослых. При этом ездить можно будет только по:
И наконец, самое последнее изменение. Согласно п. 17.1 пешеходы в жилой зоне по-прежнему будут иметь абсолютное преимущество, однако требование к ним не создавать необоснованные помехи для движения будет действовать не только в отношении автомобилей и мотоциклов, но и в отношении средств индивидуальной мобильности.
Короче говоря, с 1 марта 2023 года у СИМ действительно появится прописанный законом статус. Пользователям средств индивидуальной мобильности наконец-то запретят делать все что вздумается на дороге, прикрываясь формальным положением «пешехода». При этом на сами устройства будут фактически введены ограничения по скорости (25 км/ч) и по массе (35 кг). Таким образом, на дороге СИМ будут занимать промежуточное место между автомобилем и велосипедом, находясь очень близко к последнему.
«Раньше неопределенность статуса малого электротранспорта препятствовала его развитию. Теперь электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие СИМ получили особый статус — транспортные средства. Ездить на самокатах теперь можно со скоростью не больше 25 км/ч. Чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу, пользователям СИМ нужно будет спешиваться, а транспорт везти рядом», — пояснил Дрому начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Андрей Мухортиков, отметив, что в настоящее время электротранспорт нередко создает опасность пешеходам, пользователи СИМ часто игнорируют меры предосторожности, а административное регулирование не определено.
Интересно, что при этом Москва стала первым городом, начавшим наводить порядок в отношении прокатных электросамокатов. Причем столице это во многом удалось не столько административными методами, сколько за счет запрограммированного ограничения скорости. Вероятно, в дальнейшем это сочетание административного регулирования и soft-методов будет расширяться. «Мы вводим специальные медленные зоны в парках и на самых оживленных улицах, где скорость ограничена до 15 км/ч. Сейчас в городе действует 188 медленных зон, 49 из них расположены на территории жилых кварталов. С 1 марта 2023 года, когда вступят в силу новые правила для пользователей средств индивидуальной мобильности, скорость на СИМ на всех улицах будет ограничена до 25 км/ч. Это позволит снизить риск возникновения ДТП и сделать этот вид транспорта более безопасным для всех», — добавил начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД Андрей Мухортиков.
А вот это довольно интересная часть изменений в законодательстве. Все дело в том, что какого то специального наказания, несмотря на новый статус СИМ, для их пользователей не предусмотрено. То есть человек, управляющий СИМ, относится не к водителям, а к «другим лицам, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения». Такие при нарушении ПДД отвечают по ч. 2 ст. 12.29 КоАП, предусматривающей штраф 800 рублей. А в случае если нарушение произошло в состоянии опьянения — от 1000 до 1500 рублей.
Понятно, что такие санкции вряд ли остановят любителей прокатиться подшофе или на красный свет. Да и кто именно будет их ловить? «Поскольку контроль за соблюдением ПДД возложен на Госавтоинспекцию — полагаю, именно ей и придется заняться этим неблагодарным делом», — считает юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. В разговоре с Дромом он отметил, что поймать лихача на СИМ сотруднику ГИБДД будет довольно сложно технически: гоняться на служебном автомобиле по тротуару нельзя, а пешком самокатчика не догнать. «Остаются только периодические повальные облавы на тротуарах, и тут властям придется разрешать очень сложную дилемму: гоняться за «опасными» СИМ или все-таки продолжать надзор за дорожным движением», — уверен Радько.
Но и на этом история с регулированием СИМ не заканчивается. Всем памятны истории, когда несколько лет назад пользователи электросамокатов лишались водительских прав за езду в нетрезвом виде. Тогда все было понятно: это происходило из-за того, что мощность двигателей электросамокатов превышала 0,25 кВт, и получалось, что пользователи СИМ управляли мопедами. Кажется, что с принятием новых поправок подобные истории должны уйти в прошлое, ведь от мощности СИМ вроде как отвязались… Кажется. Но нет! И все потому, что определение мопеда в правилах не менялось и им по-прежнему считается транспортное средство с мотором мощнее 0,25 кВт.
Как пояснил юрист Сергей Радько, в судебной практике будут ориентироваться именно на формально зафиксированную категорию мопедов со всеми вытекающими обязанностями и ответственностью водителя. «Тут не обошлось без пробела в новых поправках в ПДД — определение “мопед” не изменилось: двух- или трехколесное механическое транспортное средство. Получается, что самокат при мощности двигателя более 0,25 кВт становится мопедом и для управления им потребуется водительское удостоверение и, само собой, трезвый водитель. Однако если моноколесо будет во много раз мощнее (а есть и такие) — оно по-прежнему останется в категории СИМ, для владельца которого нет вышеуказанных ограничений. Парадокс, да и только», — отмечает адвокат движения «Свобода выбора» в разговоре с Дромом.
Таким образом, несмотря на принятие новых поправок в ПДД проблемы с СИМ могут остаться и после 1 марта 2023 года. Законодателям обязательно придется уточнить еще целый ряд законов: например, предусмотреть отдельные наказания в КоАП и УК РФ для пользователей данных устройств, разработать ГОСТы, техрегламенты и т. д. Плюс в том, что первый шаг в данном направлении уже был сделан.
Своими впечатлениями от новых поправок с Дромом поделился активный пользователь электросамоката, житель Московской области Денис Жохов:
«Электросамокатом я начал пользоваться в 2016 году из чисто утилитарных соображений — тогда я переехал в небольшой подмосковный городок, где до ближайшего супермаркета было несколько километров, машину я не вожу, а для велосипеда был слишком ленив. Тогда это был монструозный китайский ноунейм с цепной передачей, никелевыми аккумуляторами и весом под 30 кило. Но я был полностью и абсолютно счастлив, рюкзак за спину, 20 минут — и ты на месте! Это потом уже, с появлением электросамокатов в масс-маркете, я сменил это чудище на вполне цивильный Ninebot, с которого не слезаю до сих пор. Использую его в сугубо практических ситуациях — как правило, для поездок в магазин или в учреждения, то есть для меня это в первую очередь средство перемещения, а не досуг. Для развлечения я бы выбрал скорее моноколесо, но что-то опасаюсь.
Я считаю, что новые поправки в ПДД — нужные и правильные, так как к СИМ можно причислить как хипстерские Xiaomi и Ninebot, так и реально мощные штуки, способные развивать скорость до 100 км/ч и выше, и регулировка такого, несомненно, необходима. Вообще считаю, что средствам, скорость которых превышает 20 км/ч (даже не 25 км/ч, как приняли), должен быть запрещен проезд по тротуарам. Либо велодорожки, либо проезжая часть, но только в защитной экипировке. [Ввести возможный] штраф за нарушение от 5000 рублей считаю нужным и приемлемым.
В городе, как я понимаю, основную массу СИМ составляют девайсы кикшеринга, которые довольно просто регламентировать и ограничивать, а нарушителей — отслеживать и карать. Электротранспорт помощнее стоит существенно дороже и, на мой взгляд, в городе нужен лишь толике оригиналов, аналогия со стритрейсерами нулевых будет вполне уместна. Я бы назвал долю в 10–15%, но могу ошибаться.
За свой восьмилетний опыт я НИ РАЗУ не сталкивался с каким-либо контролем, если не считать злобного «шипения бабок» вслед. Но я никогда не разгоняюсь больше 20 км/ч, всегда оттормаживаюсь при детях, животных и когда на дороге более трех человек. И вообще ни разу даже не упал. Контроль [за СИМ] — нужен, даже необходим. Патрули [на тротуарах] — конечно, не выход, но мне видится решение в каком-то киберконтроле, может, когда твое передвижение фиксируется приложением и при нарушении на тебя накладываются некие санкции. Считаю такой подход справедливым».