Покупая моторное масло, мы еще недавно не задумывались о том, что к нему хорошо бы подобрать и масляный фильтр. Он всегда, так сказать, шел «в довесок» — стоил в разы дешевле смазки, на рынке присутствовал ассортимент по брендам и под разные модели двигателей. Оставалось только выбрать по производителю и стоимости, которая зачастую разнилась на какие-то 100–200 рублей. Сейчас это квест почище подбора «моторки». Та же история и с воздушными фильтрами. Выясняем, что осталось на нашем рынке и по каким ценам.
Главная потеря — уход из России концерна Mann+Hummel Gruppe, о чем было заявлено еще весной. Немцы имеют предприятия по всему миру, покрывая потребность в фильтрах едва ли не по всем сколько-нибудь массово эксплуатируемым двигателям и моделям автомобилей.
При таком — от Азии и Латинской Америки до Восточной Европы — разбросе производств у продукции были огрехи и плавало качество. К примеру, автор сталкивался с тем, что воздушный фильтр просто не вставал в слот одного японского двигателя. У него отсутствовал резиновый либо бумажный уплотнитель. Зато имелись поперечные ребра, не дававшие пластиковому буртику попасть в углубление по периметру посадочного места воздушного фильтра. Но это, скорее, единичный случай. В целом продукция Mann не вызывает вопросов и среди владельцев европейских автомобилей, на которые ориентирована, пользуется популярностью.
Вместе с Mann+Hummel прекратили поставки в нашу страну немецкие компании Hengst, Kolbenschmidt, Mahle.
И если насчет того, случится ли дефицит по массовым японским и корейским автомобилям, особой тревоги не было, то по «немцам» после всех этих уходов беспокойство возникало. Давайте сразу обратимся в профильную структуру — занимающуюся обслуживанием и ремонтом VAG, BMW, Mercedes-Benz.
— Несмотря на то что все эти бренды — Mann, Mahle, Hengst и Kolbenschmidt — по официальным каналам к нам не поставляются, фильтры, выпущенные ими, у нас есть. Более того, ассортимент по всем моделям немецких автомобилей и двигателей максимальный, есть запасы.
Разве что на самые свежие модели BMW и MB фильтры пока предлагаются только в оригинале. Это обычное дело, и с ними тоже проблем нет.
Не буду рассказывать о наших источниках поставок из Германии — скажу лишь, что нам удалось сохранить надежную связь с европейским рынком. При этом могу сказать и о том, какие фильтры имеют хождение в Китае — основные фирмы-поставщики запчастей закупились там совсем не мелкими партиями, и эти детали мы тоже часто видим. По сути, это те же указанные бренды, причем часто с логотипом «Made in Germany».
То есть не обязательно, что эти производители всю продукцию для китайского рынка выпускают в Китае. По крайней мере, некая приличная ее часть поставляется из Европы. А уже там получает китайскую упаковку. Но тут существует принципиальный момент — на рынке Поднебесной практически нет «немцев» с дизелями. Так что у тех предпринимателей, которые работают исключительно с китайскими поставщиками, выбор фильтров ограничен только бензиновыми моторами, на дизели они предлагают некие OEM Parts — поделки под стать оригиналу.
Существует другой принципиальный нюанс. Сейчас некоторые бизнесмены от торговли приобретают фильтры на AliExpress. Поступают так и сами автовладельцы. Ряд наших клиентов уже привозили нам для установки фильтры (речь тогда шла о топливных и воздушных), купленные на этом агрегаторе. Так, понятное дело, получается дешевле. Хотя делали это обладатели свежих моделей. В итоге же мы находили в упаковках якобы европейских производителей откровенную подделку, видную невооруженным глазом. Более того, однажды подобное изделие продал клиенту один из официальных дилеров.
Вообще же, по нашим наблюдениям, сейчас доля контрафакта с совсем незначительных величин (по фильтрам, естественно) возросла примерно до 30%. Нужно выбирать с осторожностью и крайне желательно — убедившись в качестве самостоятельно, а не покупая фильтр втемную, на агрегаторе. Какие-то детали исполнения сможет увидеть даже обыватель. Второй вариант — обращаться туда, где «расходник» не только продадут, но и установят, не разделяя ответственность между магазином и сервисом. Ведь цена ошибки тут несопоставима со стоимостью фильтра, неважно, насколько подросла последняя. Худший результат — «капиталка» двигателя.
Цены, по крайней мере у нас, больше не плавают. По сравнению с началом года остановились на уровне +100%, то есть выросли вдвое. Это складывается из суммы факторов, один из которых — логистика. Теперь из-за сроков поставок есть необходимость всегда держать при том же ассортименте вдвое больший запас. Также практически исчезли «дилерские» скидки — теперь все приобретается на «общих основаниях», т. е. по рыночным ценам, которые и в Европе, и в Китае фактически соответствуют нашим на начало года. Примерно так же вынуждены поступать и в торговых точках. Кроме того, крупные российские поставщики ужесточили условия работы с уклоном в продажи крупными партиями.
Крупными объемами приходится приобретать еще и потому, что возросла стоимость доставки — неважно, везем 20 кг или тонну. Увеличились и сроки. От российского представительства партия раньше приходила максимум за неделю. Теперь может идти и месяц, и два. Так что единственный верный подход для сохранения клиентов и хорошего состояния имеющейся у них техники — закупать помногу и на весь обслуживаемый ряд моделей.
Фильтры Mann, кажется, вовсе не исчезали с нашего рынка. Одно время на складах имелись остатки. А к их исчерпанию различные фирмы обходными путями — через Турцию и Казахстан — повезли новые партии. Создается впечатление, что поначалу лучше это получалось у небольших структур, обслуживающих исключительно свой склад. Но сейчас, пусть и с некими перебоями, Mann есть у оптовиков. В одной крупной организации нам сказали, что через два-три месяца, если, конечно, не ухудшатся политическая и экономическая ситуации, пробелов по позициям не останется (к ним вернемся чуть позже) и всегда будет иметься запас в расчете на постоянный поток клиентов.
Как говорилось выше, везут в Россию Mann из Китая. Продавцы отмечают, что, как правило, эти фильтры приходят в белых коробках с характерными желто-зелеными наклейками и надписями made in China. На фото ниже фильтр из Германии, такая упаковка оттуда тоже встречается. Хотя на китайском рынке в ходу и коробки с традиционной расцветкой.
Все вышеназванные бренды также в той или иной степени привозят различные поставщики.
Если же владелец какого-нибудь «немца» или «европейца» не найдет Mann, Mahle, Kolbenschmidt или Hengst, то в продаже найдутся их аналоги разной цены и качества. Это, к примеру, Filtron. Польская компания несколько лет как принадлежит тому же Mann+Hummel и выпускает продукцию несколько дешевле немецкой. В продаже эти фильтры есть, однако продавцы сообщают, что с их поставками существуют проблемы.
Eurorepar — французский бренд, принадлежащий PSA. Соответственно, основной упор сделан на продукцию для Citroen и Peugeot.
Бренд Clean Filters — собственность итальянской компании Delgrosso S.p.A. Однако линейка продукции покрывает не только Фиаты и прочие Альфы.
То же самое можно сказать о фильтрах итальянской компании Sogefi. К слову, и ее продукция, и товары под брендами Clean Filters и Eurorepar, не говоря уже об указанных фирмах Германии, поставляются на конвейеры европейских автопроизводителей.
Если уж говорить об оригинальных фильтрах, то они также имеются в продаже. Но смысл их приобретения есть только в том случае, когда больше ничего не нашлось. Ведь в коробках с логотипами автопроизводителей находится тот же Mann либо что-то иное. Скажем, в оригинальной упаковке BMW обнаружился фильтр итальянской фирмы Ufi, выпущенный в Тунисе. Вот такая кооперация.
В достаточном, очевидно, количестве есть на нашем рынке корейские фильтры Mando, которые также поставляются на конвейеры — в том числе не только автозаводов этой страны.
И «расходники» бренда AMD. Он тоже из Южной Кореи, но продукция заказывается на предприятиях в Китае.
Как и фильтры торговой марки Goodwill. Обычное дело — зарегистрирована она в Англии, заводы якобы разбросаны по Европе. Тем не менее к нам идет продукция от китайских подрядчиков.
PMC — еще один бренд, принадлежащий корейской корпорации (Parts Mall Corporation).
Фильтры Sakura — индонезийские.
За торговой маркой Lynx стоит японская компания Akita Kaihatsu. Однако продавцы едва ли не в один голос утверждают — выпуск ведется в Китае.
JS Asakashi одноименной фирмы по происхождению тоже из Японии и вроде бы производится там же.
«Расходники» Agama компании ADParts сделаны в Малайзии и Южной Корее.
Бренд Madfil заявлен как испанский. Но если судить по цене, выпущен опять же в Китае.
Фильтры BSG — турецкие. Упор в производственной программе сделан на модели Ford, чье предприятие полного цикла давно работает в Турции.
Наконец, в продаже представлена отечественная продукция брендов Luxe и Big Filter.
И в полном объеме из Японии идет VIC.
Понятно, что производители компонентов из Старого Света выпускают продукцию в расчете на европейские автомобильные марки. Азиатские компании ориентированы на «японцев» и «корейцев». Есть исключения. К примеру, корейские Mando и AMD делают и для своих, и для чужих. При этом нельзя сказать, чтобы, как в случае с моторными и трансмиссионными маслами, появились какие-то новые бренды. По крайней мере, мы такие не нашли. Тот же турецкий BSG появился не в последние восемь месяцев.
В большинстве случаев нужный фильтр найдется. Впрочем, что касается ассортимента, то есть особенности, которые в начале года казались бы пережитком 90-х. А теперь — это новая реальность.
Дефицит из-за сбоев логистики — обычное дело сегодня на рынке. Причем речь может идти о каких-то довольно распространенных двигателях/моделях автомобилей. Таких как 1,4-литровый фольксвагеновский разных исполнений.
Тем более трудности могут возникнуть в отношении моторов относительно свежих. Так, в одной организации нам сказали, что какой-то период отсутствовали масляные фильтры на агрегат Hyundai/Kia G4KN («четверка» 2,5 л, GDI, устанавливается на K5, Tucson и т. д.). Выходили из положения использованием японского Vic, который подходил по параметрам.
Другой пример: Accord 2015 года с 2,0-литровым мотором LFA, работающим в составе гибридной силовой установки. Так вот в каталоге Vic от 2018 года на месте воздушного фильтра пробел. В итоге продавец выкрутился — нашел «воздушок» от другого производителя, заказал и привез. Всего за 1250 рублей.
Еще один случай: четырехлетний Crown с «четверкой» A25A-FXS, опять же гибрид. К нему нашелся оригинальный воздушный фильтр — за баснословные 23 000 рублей. И еще VIC — всего лишь на 5000 дешевле.
Привычное ценообразование также было нарушено и сейчас находится в процессе восстановления. До сих пор у оптовиков встречаются одни и те же товары, скажем, за 900 и 1900 рублей. Потому что вторые были куплены в самый пик обвала рубля. А нынешние экономические условия, видимо, не позволяют импортеру сбросить их по среднерыночной цене, то есть сработать себе в минус.
В период колебания цен и непонятной ситуации с поставками могла зашкаливать стоимость и каких-то сравнительно распространенных фильтров. К примеру, масляный Mann 6013 для ваговского 2,0-литрового турбомотора стоил на пике 6000–7000 рублей. Теперь — в районе 1100. Во столько же сейчас оценивается аналогичная деталь для бээмвэшного дизеля N47. Хотя чуть раньше его продавали за 2000.
А вот стоимость оригинальных фильтров для Tiguan 1.4 первого поколения.
Колебания в какой-то степени продолжаются до сих пор, поэтому единых цен вы не найдете. Иные розничные торговцы, узнав, что в соседнем павильоне запчасти на 300 рублей дешевле, могут дать скидку. А через пару дней переписать цены в сторону понижения. Словом, брать нынче фильтры в первом попавшемся магазине или там, где раньше всегда были низкие цены, не вариант. И все-таки мы сделали таблицу, взяв тойотовскую «полторашку» 1NZ, 1,6-литровый Hyundai G4FC и «турбочетверку» 1,4 VAG CZDA.
Сравнение стоимости масляных фильтров
Бренд | 1NZ | G4FC | CZDA |
Mann | 815 | 700 | 2000 |
VIC | 360 | 400 | |
Green filter | 300 | 700 | |
Totachi | 300 | ||
Kolbenschmidt | 1000 | ||
Lynx | 300 | 400 | 950 |
PMC | 400 | ||
Filtron | 580 | 1850 | |
Goodwill | 650 | ||
AMD | 1000 | ||
Sakura | 550 | 550 | |
оригинальный | 1050 | 950 | 3000 |
Сравнение стоимости воздушных фильтров
Бренд | 1NZ | G4FC | CZDA |
Mann | 1150 | 1750 | |
Sakura | 700 | 1500 | 1700 |
Madfil | 400 | ||
Totachi | 800 | ||
Kolbenschmidt | 670 | 1100 | |
Miles | 320 | 425 | 750 |
Goodwill | 450 | 800 | |
PMC | 500 | ||
Mando | 980 | 650 | |
Filtron | 850 | 1500 | |
Lunx | 600 | 680 | 1150 |
оригинальный | 2600 | 1350 | 4500 |
И это лишь часть имеющегося на рынке предложения, разобраться в котором очень сложно. Фильтров — уйма. Как выбрать тот, который не приговорит двигатель?
О том, что на рынке появились фильтры, купленные на AliExpress или других агрегаторах, сообщают все представители бизнеса, с кем пришлось пообщаться. По сервисным и торговым структурам пошли торгпреды, предлагающие китайские «расходники».
— Не вспомню уже, как назывались, но бренд был не из знакомых. Посмотрели на примере масляного картриджа. Фильтрующая бумага показалась неплохого качества. Однако пластмассовые чашки вверху и внизу были будто оплавлены. А в каком тогда состоянии пребывали уплотнители?
В общем, вопрос качества опять встал остро. Между тем некоторые специалисты уверены: даже не откровенно сомнительные, а просто недорогие масляные фильтры ставить на европейские двигатели небезопасно.
— Непонятно, как будет работать недорогой фильтровальный материал в условиях повышенных рабочих температур современных моторов, в первую очередь немецких. Не высохнет ли, не разрушится и не пойдет ли по всей системе? По крайней мере, у производителей фильтров есть разделение — слева внизу деталь с бумажным элементом для Peugeot. Справа — с фетром, который лучше переносит температуру, для Mercedes.
Другой вопрос — при каком давлении открывается перепускной клапан? Это касается и китайских брендированных изделий, и подделок, и аналогов. К слову, на тех же Mann сверху есть номер, видимый в ультрафиолете.
По поводу «аналогов» — бывает, что люди, не найдя фильтр именно под свой двигатель, подбирают альтернативный, подходящий по посадочному месту.
— Слышал, что вместо фильтра для VAG W712/95 подбирают какой-то от VIC. И точно знаю, что фильтры этого производителя, ориентированные на Honda, Mazda, Mitsubishi (C-415), а также на Subaru (C-307), устанавливают на Hyundai/Kia.
Это вообще нормально? Если подходит по площадке и резьбе?
— Нужно сравнивать калибровку пружины перепускного клапана. Не знаю, как у других производителей, но у Mann есть информация, на каком давлении клапан открывается. Представьте, что пружинка в фильтре более жесткая, чем требуется, или слишком слабенькая. Клапан будет либо постоянно закрыт, либо вечно открыт. Скорее второе. То есть фильтр не будет выполнять своих функций. Встречался неродной VIC на VW 1,6 л, где давление открытия — 2 атм. А у того VIC пружина, как выяснилось, сжималась всего при 0,8 атм. Не скажу, что в итоге стало с двигателем, но ничего хорошего в этом нет.
По поддельным фильтрам этой информации, естественно, не найдешь. Встречается другое — металлический корпус копирует конкретную модель, а сам фильтрующий элемент одного на всех размера, небольшого. По сменным картриджам бывало, что их бумага разрушалась, превращалась в кашу и мешала циркуляции вплоть до возникновения масляного голодания.
Оценить качество воздушного фильтра все же проще. Мы об этом недавно рассказывали. Напомним, что надо обращать внимание на уплотнение по периметру, на качество фильтрующего элемента. Наконец, на то, как фильтр встает в слот.
Известны случаи, когда фильтры рвались. Но это, конечно, уже финальный акт. Посмотрите на деталь для 1,6-литрового Polo Sedan. Если уж «воздушки» простой формы, будучи поддельными, не хотят залезать на свое место, то что ждать от столь сложной конструкции. Кажется, через такую контрафактную в цилиндры засосет все что угодно.
Совет тут может быть только один — сравнивайте то, что собираетесь покупать. Полиграфию упаковки, нанесение надписей на корпусе, надежность фиксации на масляном фильтре уплотнительного колечка, качество исполнения «воздушка». Это тот случай, когда разница в 300–400 рублей способна привести к потере десятков тысяч.