Для начала коротко пробежимся по официальному российскому авторынку. Как уже известно по итогам продаж 2023 года, опубликованных «Автостатом», китайский автопром теперь «наше все» в части иностранных производителей. В первой десятке ведущих марок шесть — китайские, в Топ-10 моделей китайских тоже шесть, остальные четыре остаются за Ладой. Причем если первой идет бюджетная Lada Granta по ценам от 700 000 рублей, то за ней пристроился кроссовер Haval Jolion — от 1 950 000 рублей по текущему официальному прайсу. Правда, и разница в продажах существенная — в 3,5 раза (195 900 против 55 550 экземпляров соответственно), что только подчеркивает нынешнее «социальное» расслоение рынка.
Кстати, если на третьем месте расположилась сравнительно «доступная» Lada Niva Travel, то на пятом — кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, цена на который от 2 820 000 рублей. Ну а самый дорогой автомобиль в списке Топ-10 моделей, причем его замыкающий, это большой (длина 4770 мм) кроссовер Geely Monjaro. Его продали в количестве 20 423 штук, а цена на текущий момент стартует с 4 695 000 рублей без учета скидок.
Зарубежье ближнее
Если мы обратим взор на наших соседей по экономическому блоку, то увидим, что китайские автомобили тоже набирают силу, а где-то являются «национальным» брендом. Как в Белоруссии, где совместное предприятие с компанией Geely вывело продукцию этой марки на лидирующие позиции: по данным за декабрь 2023 года, различные модели этой марки заняли свыше 71% рынка новых автомобилей, тогда как Lada находится на втором месте. Кроме того, в 2023 году на белорусский рынок зашли другие китайские бренды (официально теперь представлено более десятка), так что тенденции схожи с российскими.
Одним из самых популярных является компактный кроссовер Geely Coolray, который в 2022 году лишь немного уступил Ладе Весте, а в 2023 году по известным причинам обошел ее. Сейчас Кулрей представлен под названием Belgee X50, цены на который, в зависимости от комплектации, от 66 000 до 77 640 белорусских рублей, или 1 855 000–2 183 000 рублей в переводе на российские. Другим популярным «китайцем» стал обновленный седан Geely Emgrand, поставки которого начались в конце 2022 года, а позже была организована местная сборка. Более того, в 2023 году именно эта модель возглавила рейтинг продаж новых автомобилей в Белоруссии (правда, объем сравнительно невелик — около 5400 экземпляров), с ценами 49 200–56 900 рублей (1 383 000–1 600 000 — российских). Также в тройке лидеров значится кроссовер Geely Atlas Pro с ценами от 77 640 до 92 040 белорусских рублей (2 183 000–2 587 000 — российских).
Что касается АВТОВАЗа, то в белорусской пятерке лидеров удерживается Lada Granta (от 30 810 белорусских рублей, или 866 000 российских), а обновленная Lada Vesta пока еще в догоняющих (цены на нее от 42 500 белорусских рублей, или 1 195 000 российских). По-прежнему здесь востребована и Niva Legend, которая держится в первой десятке, цены на этот внедорожник в Белоруссии от 30 500 рублей (857 000 рублей российских), причем сразу за ним следует дорогой Geely Monjaro с ценами от 141 900 рублей (от 3 993 000 в российских, и это на 700 000 меньше, чем цена за эту машину в России).
Совсем другая картина предстает на авторынке Казахстана. Любопытно, что в продажах с большим отрывом лидирует седан Chevrolet Cobalt, который здесь предлагается по ценам от 6 590 000 до 7 590 000 тенге (примерно от 1 323 000 до 1 523 000 рублей по текущему курсу). Однако прочий ударный пул в основном состоит из корейских автомобилей, причем с доминированием марки Hyundai. Так, на втором месте находится Hyundai Tucson стоимостью на местном рынке от 12 690 000 тенге (от 2 547 000 рублей), на третьем Kia Sportage, а на четвертом — Hyundai Santa Fe, который здесь продается по ценам от 17 590 000 тенге (от 3 530 000 рублей). Таких моделей в ушедшем году было реализовано даже больше, чем компактных кроссоверов Hyundai Bayon, цены на которые стартуют с 11 590 000 тенге (2 326 000 рублей).
На рынке Казахстана китайские бренды тоже представлены, но в списке Топ-10 моделей пока удается фигурировать немногим. По итогам 2023 года здесь смог закрепиться кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, цены на который начинаются с 12 400 000 тенге (2 489 000 рублей). В Топ-25 моделей также присутствуют Changan CS55, JAC J7, Haval H6, Chery Tiggo 4.
В Узбекистане рынок новых автомобилей во многом определяет крупный национальный производитель UzAuto Motors (бывший GM Uzbekistan), который по итогам 2023 года увеличил сбыт своей продукции на 76,4%! Отсюда и соответствующий список популярных моделей. Наиболее массовым в производстве и продажах остается седан Chevrolet Cobalt, который здесь предлагается по ценам (из-за больших цифр в узбекских сумах здесь и далее приведем сразу в пересчете на российские деньги) от 896 000 рублей.
Пользуется спросом и ветеран Chevrolet Lacetti-Gentra (1 220 000 рублей), однако с конца 2022 года набирает объем выпуска и популярность на рынке новая легковая модель — Chevrolet Onix. Это седан формата Лады Весты (длина кузова 4474 мм, колесная база 2600 мм), предложенный с выбором вариантов двигателей, типов трансмиссии и в целом в широкой гамме комплектаций. С атмосферным трехцилиндровым мотором объемом 1,2 литра (90 л.с.) и ручной коробкой передач автомобиль продается в Узбекистане по ценам примерно от 1 276 000 до 1 332 000 рублей. А с тем же двигателем в турбоверсии (132 л.с.) и 6-ступенчатым «автоматом» — от 1 442 000 до 1 663 000 рублей.
Компактный кроссовер Chevrolet Tracker (с турбомотором 1,2 литра в 132 силы и «автоматом»), завозимый альтернативно и в Россию, здесь имеет официальные цены от 1 573 000 до 2 061 000 рублей в зависимости от комплектации. При всем никуда не делся и даже занимает верхние строчки в объеме производства и продаж сверхбюджетный и сверхкомпактный (длина 3,5 метра) микроавтобус Chevrolet Damas, оснащаемый 38-сильным трехцилиндровым двигателем объемом 0,8 литра и вмещающий до семи человек на трех рядах сидений. Цены на него здесь от 670 000 до 696 000 рублей.
Китайские автомобили в Узбекистане не на главных ролях, но тоже начинают активную деятельность. Один факт, что только в 2023 году в стране запущено сборочное производство автомобилей марок Exeed и BYD, говорит о больших планах китайских автокомпаний. На текущий момент для примера отметим некоторые модели, представленные на местном рынке (приведем цены сразу в рублях). Так, седан Chery Arrizo 6 Pro (в России известный как Omoda S5) продается по ценам от 1 838 000 рублей, а кроссовер Chery Tiggo 7 Pro — от 2 106 000 рублей. Кроссовер Haval M6 предлагается от 1 766 000 рублей, а Haval Jolion — от 2 091 000 рублей.
И зарубежье дальнее
Теперь перенесемся куда подальше, и первым делом — в Австралию. В понимании многих это экзотический континент, где много диких кенгуру и специфичные транспортные средства. Да и вообще условия жизни диктуют свои особенные предпочтения в автомобилях. Так и есть: официальные продажи в 2023 году свидетельствуют, что австралийцы не очень надеются на развитость и качество дорожной сети, а доверяют брутальным средствам передвижения. Ведь не случайно в Топ-10 значатся четыре рамные модели, причем на первом и втором месте — пикапы Toyota HiLux и Ford Ranger, а на пятом — Isuzu D-Max.
Для примера: самый востребованный из них — Toyota HiLux, продается во всех его исполнениях, начиная с утилитарного грузовичка. Задний или полный привод, бензиновые двигатели и турбодизели, механическая коробка или «автомат», однорядная или двухрядная кабина — все как полагается. Цены в австралийских долларах составляют от $24 225 до $70 200, что в пересчете на наши деньги по нынешнему курсу — примерно от 1 426 000 до 4 132 000 рублей.
Конечно, насчет «отсутствия дорог» в Австралии мы утрируем, ведь многие позиции в популярном рейтинге продаж занимают не внедорожники, а обычные кроссоверы — Toyota RAV4, Tesla Model Y, Mitsubishi Outlander, Mazda CX-5. Но что самое интересное — на третье место поднялся компактный кроссовер MG ZS. И это китайский автомобиль!
Точнее так: с некоторых пор английская марка MG принадлежит китайскому концерну SAIC, который довольно успешно продвигает этот знаменитый бренд в его, так сказать, современном прочтении. Переднеприводный автомобиль длиной 4,3 метра с полузависимой задней подвеской оснащается бензиновыми двигателями объемом от 1,0 до 1,5 литра в атмосферном или турбированном исполнении, в паре с «механикой» или «автоматом». В общем, ничего особенного в MG ZS нет, типичный городской «паркетник», хотя в линейке имеется и электрическая версия. Цены в австралийских долларах от $23 990 за бензиновые варианты (от 1 417 000 рублей) и от $42 990 за электрические MG ZS EV (от 2 539 000 рублей).
На рынке Австралии представлены и другие модели под маркой MG, а также автомобили прочих китайских компаний, но пока их место в списке предпочтений не очень высокое (в основном за рамками Топ-25). Кстати, среди «прочих» марок фигурирует Haval: так, известный нам Haval Jolion здесь стартует с ценами (в переводе на наши деньги) от 1 740 000 рублей, а среднеразмерный кроссовер Haval H6 — от 2 066 000 рублей, обе модели предлагаются и в гибридных версиях.
А как же китайские пикапы с учетом популярности такого типа транспорта в Австралии? Да, не обходится и без них, например, здесь продается пикап LDV T60. Опять же, некогда английская марка LDV, известная выпуском легких коммерческих автомобилей, тоже была приобретена китайским концерном SAIC, но пикап — это уже собственная разработка. Машина с турбодизелем 2,0 литра, полным приводом, двухрядной кабиной, шестью подушками безопасности, медиасистемой с дисплеем 10,25 дюйма, с колесами на литых дисках 17 дюймов — предлагается в австралийских долларах по ценам от $34 990 (примерно от 2 065 000 рублей). На этой же базе есть и внедорожник LDV D90, но пока обе модели довольно далеки от топ-списка продаж.
Вместе с тем в недавней новости о странах, которые в 2023 году помогли Китаю стать лидером автомобильного экспорта, наряду с Россией оказалась и Мексика. Только за десять месяцев туда из Китая было отправлено более 330 000 различных транспортных средств, с приростом на 71%! Однако говорить о переломе в спросе и предложении пока не приходится — об этом свидетельствуют продажи новых легковых автомобилей в 2023 году. Список Топ-10 моделей сравнительно скромный: в основном седаны и хэтчбеки компактного класса с превалированием марок Nissan, Mazda, Kia и других.
Так, на первом месте с приличным отрывом расположился Nissan Versa местного производства (у нас такой автомобиль был известен как Nissan Tiida), цены на который в долларах начинаются примерно с $18 000 (около 1 615 000 рублей по текущему курсу). Из кроссоверов в первой десятке удерживается только Kia Seltos, который с учетом базового атмосферного двигателя объемом 1,5 литра (113 л.с.) в паре с вариатором и передним приводом продается по ценам от $26 205 (примерно от 2 348 000 рублей). Притом утилитарный пикап Nissan NP300 числится в тройке лидеров по объему продаж и здесь предлагается по ценам от $26 100 (2 340 000 рублей).
И даже в Топ-25 моделей на мексиканском рынке наблюдаются автомобили более привычных марок — Volkswagen, Chevrolet, Toyota, Hyundai. Но если смотреть рейтинг продаж по брендам, то китайские уже вовсю обосновываются среди «влиятельных». Так, по общему объему продаж на седьмом месте оказался уже известный по выкладкам выше бренд MG, опередивший показатели таких компаний, как Hyundai, Ford и Renault. На 13-м месте обосновалась Chery, кроме того, в Топ-25 расположились JAC и Omoda, от них немного отстает Changan. И цены не сказать, что бросовые. Например, импортный для Мексики и уже хорошо известный у нас кроссовер Omoda C5 предлагается по ценам от $30 300 (от 2 715 000 рублей).
Потихоньку, но настырно «китайцы» просачиваются и в Латинскую Америку. Скажем, в Бразилии список популярных автомобилей остается за более привычными здесь марками и моделями, причем в «топах» продаж фигурируют известные «глобальные» машинки. Например, на первом месте — хэтчбеки и седаны Chevrolet Onix с ценами (будем приводить в долларах) от $16 900, что составляет около 1 500 000 рублей. Также в пятерке лидеров значится Volkswagen Polo, прайс на который начинается примерно с $18 500 (около 1 660 000 рублей).
Однако вторым по значимости национальным автомобилем выступает компактный пикап Fiat Strada с несущим кузовом и передним приводом, который производится в Бразилии на платформе хэтчбека В-сегмента Fiat Argo. Пикап оснащается двигателем объемом 1,3 литра в 109 сил, выпускается как с двухместной, так и четырехдверной пятиместной кабиной, с ценами примерно от $20 700 (от 1 850 000 рублей). Также в Топ-10 моделей нашлось место и для кроссоверов. Таких как Hyundai Creta стоимостью от $23 080 (2 068 000 рублей) и даже Jeep Compass, который здесь предлагается в широкой линейке спецификаций по ценам от $37 660 до $55 000 (примерно от 3 375 000 до 4 930 000 рублей).
Китайские автомобили пока не столь заметны, однако свое место под теплым бразильским солнцем осваивают. Компания Chery уже давненько разместила здесь свое производство и по итогам 2023 года занимает 13-ю строчку в рейтинге брендов. И самой продаваемой китайской моделью как раз является компактный переднеприводный кроссовер Chery Tiggo 5X Pro (в России известный как Tiggo 4 Pro), правда, в модельном рейтинге он всего лишь в третьем десятке. Кстати, цены на него здесь начинаются от $28 440 (2 539 000 рублей) с учетом 1,5-литрового турбомотора, есть и гибридные версии. Кроме того, в Бразилии представлены автомобили марок Haval, BYD, JAC.
На рынки ведущих автодержав китайским производителям пробиться пока не удается, хотя попытки и даже определенные успехи кое-где есть. Взять ту же Японию, где не только «забиты» все ниши, но и цены на автомобили не оставляют места для демпинга. Так, наиболее популярными автомобилями, обеспечивающими массовые продажи, являются компактные и субкомпактные модели. К лидерам спроса относятся такие кей-кары, как Honda N-Box и Daihatsu Tanto, с ценами от 1 353 000 иен (от 818 000 рублей по текущему курсу). Очень востребованный хэтчбек Toyota Yaris стоит от 1 501 000 иен (907 450 рублей), компактвэн Toyota Sienta, входящий в Топ-5 популярных моделей, имеет прайс от 1 950 000 иен (от 1 179 000 рублей).
На рынке США полная противоположность: основной спрос обеспечивают полноразмерные пикапы Ford, Chevrolet, RAM. С учетом большого разнообразия модификаций, начиная с простых «грузовичков», цена примерно от $33 800 (около 3 018 000 рублей). Также пользуются большим спросом Tesla Model Y c ценами от $44 000 и японские среднеразмерные кроссоверы — Toyota RAV4, Honda CR-V, Nissan Rogue, с ценами от $27 360 (около 2 453 000 рублей).
В любом случае в этот мир китайские компании не рискуют соваться со своими «монстрами», а пробуют заходить с маленькими и «прикольными» моделями, к тому же с модной нынче электрической повесткой. В 2023 году, например, таковыми стали две новинки: компактный электрический «внедорожник» Chery iCar 03 и электрический микрокросс Geely Panda Knight. Первый с несущим кузовом из стали и алюминия, длиной 4,2 метра, с передним или полным приводом, второй в длину всего 3,1 метра, с переднеприводной компоновкой и электродвигателем мощностью в 41 силу. Базовые цены для рынка США символические: $20 000 и $10 000 соответственно (1 786 000 и 893 000 рублей). Вполне вероятно, что свою нишу на североамериканском рынке китайские автомобили найдут.
Сверхплотный и горделивый рынок Евросоюза, судя по всему, китайским автопроизводителям нужно брать наглостью и хитростью. Отчасти так и получается: уже упоминавшийся бренд MG, ныне принадлежащий концерну SAIC, в некогда родной Англии чувствует себя вполне комфортно. В рейтинге марок он на 12-м месте, а самые продаваемые модели — компактный кроссовер MG ZS и среднеразмерный кроссовер MG HS, удобно расположились в Топ-25 модельного зачета, опережая Volvo XC40, Toyota Yaris и Ford Focus. С ценами от 21 425 евро (около 2 074 000 рублей). Тогда как в Топ-10 моделей находятся более известные кроссоверы, такие как Nissan Qashqai — от 38 054 евро (3 695 000 рублей), Tesla Model Y — от 52 614 евро (5 109 000 рублей), Kia Sportage — от 34 353 евро (3 336 000 рублей).
Для сравнения: в Германии перерожденная китайцами марка MG тоже присутствует, но немцы на нее не «повелись», она лишь замыкает Топ-25 автокомпаний, тогда как ни одна из ее моделей не присутствует даже в Топ-50. Хотя цены еще ниже — кроссовер MG ZS предлагается от 17 990 евро (около 1 746 000 рублей) за бензиновые варианты и от 33 990 евро (3 297 000 рублей) — за электрические. Ну а в топе на немецком рынке, конечно, свои автомобили. В первую очередь Volkswagen и один из популярнейших здесь компактный кроссовер VW T-Roc (второе место в рейтинге после VW Golf) продается по ценам от 27 085 евро (2 630 000 рублей).
Что ж, подводя итоги нашего небольшого экскурса, приходится констатировать, что обстоятельства в России обеспечили китайским автокомпаниям зеленую улицу и доминирование. Ну а там, где «все спокойно», наблюдается, пусть и в разной степени, но уже хорошо известная «ползучая» китайская экспансия.