Chery — государственная автомобильная компания, учрежденная в 1997 году в городе Уху провинции Аньхой на волне бурного роста промышленности и численности населения КНР. Название Chery — транскрипция романизированного китайского слова Qirui, которое можно перевести на русский как «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке Chery ассоциируется одновременно со словами Cherry (вишня) и Cheery (веселый, жизнерадостный). Изначально компания создавалась с прицелом на производство двигателей и комплектующих для автомобилей, но в итоге стала полноценным автопроизводителем. Ее первый серийный автомобиль сошел с конвейера в декабре 1999 года — это был скандально-легендарный и многоликий лифтбек Fengyun, он же Fulwin, он же Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana и Cowin 2, а в России его знали и знают как Chery Amulet и Vortex Corda.
Fengyun и его производные представляют собой вольные копии испанского Seat Toledo первого поколения, разработанного в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, то есть на момент освоения компанией Chery этой машине было десять лет и в Китае ее запустили уже после завершения производства в Европе. Лаконичный дизайн от итальянского маэстро Джорджетто Джуджаро плюс удачная компоновка с довольно просторным для компактной машины салоном и просто огромным багажником оказались хорошим базисом для нового бюджетного китайского автомобиля: как Cowin 2 он продержался в строю аж до 2016 года — выпускали бы и дальше, но спрос стал совсем уж скромным, на китайском рынке появились куда более свежие и интересные альтернативы за те же деньги.
С 2006 по 2008 год Chery Amulet собирал калининградский завод «Автотор», а в 2007 году Amulet попал на краш-тест газеты «Авторевю» — результат оказался настолько шокирующим, что многие после него отказались от покупки. Несмотря на низкий уровень безопасности и не менее низкий уровень коррозионной стойкости, Chery Amulet пережил в России второе рождение и с 2010 по 2012 год выпускался на ТагАЗе как Vortex Corda. Марка Vortex была придумана специально для РФ, под ней же таганрогский завод собирал седан Estina (переименованный Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). В тройке моделей Vortex лифтбек Corda пользовался наименьшим спросом — стало ясно, что ловить с этой моделью в России больше нечего.
Прямым наследником «китайского Толедо» стала субкомпактная модель собственной разработки Chery A13, она же Fulwin 2, премьера в Китае состоялась в 2008 году, а в Россию новинка пришла после того, как в 2010 году ее сборку в кузовах хэтчбек и лифтбек освоил Запорожский автозавод, жизнь на котором в то время била ключом. Украинский Chery A13 назывался ZAZ Forza, а в России лифтбек был известен как Chery Bonus, хэтчбек — как Chery Very. Ладный дизайн, нарисованный итальянской студией Torino Design, привлекал покупателей, но посредственное китайское «железо» в сочетании с огрехами в эргономике и настройках шасси не привели Chery Bonus/Very к успеху.
Настоящим хитом Chery на рубеже прошлых десятилетий стал кроссовер Tiggo — нелегальная и неточная копия Toyota RAV4 второго поколения в 5-дверном кузове. Китайский «Равик» пережил несколько модернизаций и переименований (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян он стал первым (зачастую, к сожалению, и последним) кроссовером, который они себе смогли позволить — цена решала, цена продавала, с нашего рынка модель ушла только в 2020 году, когда Chery вступила в качественно другую технологическую эпоху.
В 2019 году в Россию пришли два новых кроссовера Chery — субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7, которые заметно и в лучшую сторону отличались по своим потребительским качествам от предыдущих моделей китайской марки: выглядят и едут эти машины уже вполне достойно, недостатки есть, но не убийственные, мириться с ними можно, не наступая на горло собственной гордости. С появлением Tiggo 4 и Tiggo 7 на Chery впервые в массовом порядке стали пересаживаться бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок. С этих же моделей начался стремительный посткризисный (имеется в виду кризис конца 2014 года, когда случился резкий обвал рубля) рост продаж у российских дилеров Chery: в 2021 году продано 37 118 машин против 18 139 в сытом и безмятежном до осени 2014-м. Взлет по сравнению с 2019 годом, когда было продано только 6358 автомобилей, и 2020-м (11 452 шт.), еще более впечатляет.
В 2020 году Chery запустила в России премиальный бренд Exeed (в Китае он существует с 2018 года), причем сначала его специально в привязке к нашему рынку назвали составным именем Cheryexeed, а в конце лета прошлого года все-таки вернулись к исходному китайскому варианту, то есть просто Exeed — автомобили Exeed с тех пор реализуются через собственную дилерскую сеть и даже российские потребительские сайты у Chery и Exeed теперь разные.
Оказалось, что спрос на китайский люкс в России есть, а начавшиеся в феврале этого года известные геополитические события его только усилили: на фоне бегства из нашей страны европейских, американских и японских премиальных марок успешные граждане стали все чаще присматриваться к дорогим «китайцам». Да, есть параллельный импорт попавших под санкции машин, но, увы, без привычных гарантий, а у дилеров Exeed все по-старому — гарантия и сервисная поддержка.
Более того, в Chery быстро сообразили, что на стремительно пустеющем российском рынке найдется место еще для парочки китайских брендов: уже этой осенью в продажу поступит первенец марки Omoda, которая создана специально для нас (в Китае — это просто линейка моделей Chery, как Arrizo и Tiggo) и позиционируется как «high middle класс», то есть где-то между Chery и Exeed, а вслед за ней, по слухам, на Россию нацелился молодежный бренд Jetour.
Jetour — запущенный в 2018 году в Китае бренд с молодежно-кроссоверным уклоном и относительно доступными ценами. Проект оказался довольно успешным: уже в 2019 году марка Jetour реализовала в Китае более 130 000 машин, в 2021-м — более 150 000, но в Chery хотят большего и в начале этого года заявили о переформатировании Jetour: теперь это марка автомобилей для путешествий, под ней будут предлагаться внедорожники, пикапы, кроссоверы и минивэны с бензиновыми, гибридными и полностью электрическими силовыми установками. С таким дискурсом действительно есть смысл приходить в РФ, но нужно дождаться по-настоящему ярких новинок — например, серийной версии концептуального брутального внедорожника Jetour T-X.
Между тем не все рожденные Chery бренды оказывались успешными. В 2009 году Chery запустила сразу три новые марки — Karry, Rely и Riich, но из-за невнятного позиционирования и распыления ресурсов Rely и Riich приказали долго жить уже в 2012 году, а Karry выжила, но утратила мультиформатность — под ней сегодня предлагается в основном недорогие легкие грузовички и фургоны.
В 2007 году Chery совместно с Israel Corporation и ее подразделением Kenon затеяли на паритетных началах новую автомобильную компанию с прицелом на европейский, китайский, а в перспективе и глобальный рынки. На момент создания предприятие называлось CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), в 2011 году ему и будущей марке автомобилей присвоили более благозвучное синтетическое имя Qoros. Разработка семейства компактных моделей Qoros велась с нуля с привлечением лучших западных специалистов, а именно немецкого дизайнера Герта Фолькера Хильдебранда (до Qoros работал в Mini, Mitsubishi, Seat, Volkswagen и Opel) и австрийских инжиниринговых фирм AVL и Magna Steyr. Дебютную модель Qoros 3 представили в 2013 году на Женевском автосалоне, для нее были заявлены кузова хэтчбек, седан, универсал, кросс-хэтчбек и кросс-седан. Пресса и потенциальные клиенты положительно оценили проевропейский дизайн Qoros, 5-звездный рейтинг безопасности Euro NCAP тоже сулил успех китайско-израильской новинке, но что-то пошло нет так.
Компания Qoros не смогла оперативно развернуть дилерскую сеть в Европе (было продано всего несколько десятков машин), качество изготовления было неровным (сборку наладили в китайском городе Чанша), а продажи низкими даже в Китае. К концу 2017 года Qoros реализовал в КНР в сумме около 40 000 машин, и это притом что в 2016 году гамму марки пополнил компактный кроссовер Qoros 5 — увы, он тоже не заинтересовал китайского потребителя. Менеджмент Qoros попытался спасти ситуацию добавлением в модельную линейку перелицованного Chery Tiggo 7 (его нарекли Qoros Model Young), и в 2018 году продажи Qoros в Китае достигли своего исторического пика — реализовано более 62 000 машин. К сожалению, по меркам китайского рынка это мало.
В том же 2018 году контрольный пакет Qoros (51% акций) был продан китайскому инвестиционному холдингу Baoneng Group, у Kenon осталось 24%, у Chery — 25%. В 2019 году израильтяне продали Baoneng еще 12% акций, а Chery пока по-прежнему владеет 25-процентной долей Qoros, но уже не принимает в работе этой компании деятельного участия. В январе этого года Qoros анонсировал в виде концептов две полностью новые электрические модели, но серийных образцов на момент подготовки этого материала еще не было.
В 2014 году Chery создала дочернюю компания Cowin Auto (прежде имя Cowin использовалось для обозначения моделей Chery), чтобы «окучить» самые низы китайского рынка, в частности, небогатую молодежь из провинциальных городов. В Cowin Auto сплавили старые платформы, чтобы сэкономить на инжиниринге и обеспечить таким образом максимально доступные цены. В основу дебютной модели — седана Cowin C3 — легла платформа Chery Bonus, а до сих пор выпускающийся Cowin X3 — это последняя на данный момент итерация Chery Tiggo 3. В очередной раз перелицованное старье не дало желаемого эффекта: пик продаж Cowin пришелся на 2016 году, когда было реализовано всего 43 000 машин, затем кривая спроса устремилась вниз, после чего Chery потеряла интерес к своей бюджетной «дочке» и продала 51% акций Cowin Auto правительственным структурам китайского города Ибинь, 49% процентов по сей день принадлежат Chery.
Современный модельный ряд Cowin — это слегка перелицованные свежие модели Chery, но продаются они все равно плохо, в связи с чем в июле этого года было объявлено о переформатировании марки Cowin: отличия от моделей Chery станут более существенными, а с 2024 года в линейке Cowin должны появиться модели с полностью оригинальным дизайном от бельгийца Лоуи Вермерша (в прошлом работал в студии Pininfarina). Что из этого выйдет, покажет время.
Еще у Chery есть совместное предприятие с британской компанией Jaguar Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors), основанное в 2012 году с целью локализации британских машин в Китае, производство началось в 2014 году. Chery оперативного участия в руководстве этим СП не принимает, что и как выпускать решают британцы, но сам факт сотрудничества с аристократическими марками хорошо влияет на имидж китайской компании.
Экспорт своих автомобилей за пределы Китая Chery начала еще в 2001 году, представительство в России существует с 2005 года, на сегодня компания наладила работу в десятках стран и на всех континентах (за исключением, разумеется, Антарктиды), но автомобилям Chery пока так и не удалось проникнуть на заветный рынок Северной Америки (США и Канада), хотя попытки предпринимались неоднократно.
В 2007 году Chery попыталась въехать в США через сотрудничество с Chrysler (планировалось продавать под маркой Dodge дешевые малолитражки Chery A1/Kimo), но американцы от этой идеи быстро отказались (по слухам, из-за неважного качества китайских машин).
В 2019 году продвигать автомобили Chery в США подвизался калифорнийский стартап HAAH Automotive Holdings: планировалось производить и продавать в Америке премиальные модели Exeed под маркой Vantas и «простонародные» кроссоверы Chery под маркой T-GO, но и этот проект заглох — официально из-за пандемии COVID-19, неофициально — из-за слишком авантюрного менеджмента HAAH. Зато в этом году начались поставки автомобилей Chery в Мексику — географически это тоже Северная Америка, здесь китайские машины продаются под маркой Chirey.
И еще несколько интересных штрихов. Chery при всей своей кипучей активности, как ни странно, довольно долго игнорировала модную нынче тему электромобилей. Если отбросить в сторону батарейные конверсии изначально «углеводородных» моделей, то первой созданной с чистого листа «электричкой» Chery стал в 2016 году маленький городской двухместный хэтчбек eQ1, и лишь в 2020 году на рынок вышел «серьезный» кроссовер eQ5 с единственным электромотором на задней оси и не самым внушительным запасом хода на одной зарядке — 510 км по устаревшему циклу NEDC (то есть в реальности — не более 350 км).
У Chery сейчас нет высокотехнологичных электромобилей уровня Tesla c большой мощностью и большой дальнобойностью, но при этом, по данным ресурса CleanTechnica, компания контролирует 4,8% EV-сегмента китайского авторынка — это четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Хорошую статистику обеспечивают именно маленькие дешевые электромобили — вышеупомянутый eQ1 (в первом полугодии-2022 в Китае продано 46 914 шт.) и прошлогодняя новинка QQ Ice Cream (54 097 шт.).
Напоследок вернемся в Россию. После краха ТагАЗа Chery организовала сборку своих машин на черкесском заводе «Дервейс», а после и его краха на короткое время вернулась на калининградский «Автотор». Собственного завода Chery в нашей стране как не было, так и нет, хотя вопрос о нем много раз находился «на стадии обсуждения». Очередная такая «стадия» возникла в августе, хотя объективной нужды в локализации производства в России у Chery сейчас нет — компания прекрасно обходится экспортом из Китая. Зато в локализации китайских машин очень заинтересованы российские власти — возможно, они делают Chery заманчивые предложения и свой завод у Chery в России в итоге все-таки появится, причем довольно скоро — свободных мощностей сейчас много, бери не хочу.