Если реализовать по отношению к RAV-4 мои основные пожелания, то получится Prado. Поэтому и отзыв мой будет объективным, а не рекламным, как кому-то показалось в моём рассказе об Т-Ипсум (см.
Отзыв о Toyota Ipsum).
Осенью прошлого года обстоятельства заставили меня срочно пойти на авторынок в поисках хоть каких-нибудь колёс, подходящих для условий моей работы и жизнедеятельности - круглогодичная эксплуатация в самых смешанных условиях. Если бы это происходило запланировано, заранее, то приобретение машины началось бы со звонка знакомым ребятам, поставляющим машины гроздьями прямо с аукционов Японии, и через месяц-полтора новяк блестел бы под окном. А тут – срочно!
Холод, ветер, времени в обрез, иной раз казалось - взял бы любую, чтобы уже решить вопрос, ан нет! Ещё хрен выберешь – ну ничто не цепляло! Раза 3 выбирался на авторынок и между делом просматривал объявления в СМИ. Сначала искал М-Паджеро или С-Эскудо, потом – хоть Премию бери, или Марка. С ужасом сейчас вспоминаю, что чуть не выхватил Х-Капу – повёлся на ценник, легко упавший у девушки со 140 до 100 рублей. На всю жизнь запомнил, как ведёт себя на ходу умирающий вариатор..
Бензиновых Паджиков V-3 л рынок мне тогда не предложил, пара Эскудиков тоже были только по объявлениям, стоили, как я и ожидал, совсем не дорого, но оччень старые. Правда один чудак выкатил на авторынок недавно привезённого Эскудо 1995 г.в. и просил (и до сих пор кажется просит) за него 10 000 долларов! За такую-же машину чуть раньше мы отдали ровно вполовину меньше и было нам счастье на Сахалине, но не десять же! В тот период я мог заказать Эску дешевле 9000 долларов, одетую уже в следующем (круглом) кузове и даже с движкой V-2 л, но некогда было 1,5-2 месяца ждать.
Тогда я уже понял, что на зиму мне придётся выбирать из Т-Премий (уж их-то как грязи - от 140 до 190 рублей в любом состоянии. Там нечему ломаться (у меня их было уже две), хорошая тачка, разве что низкая), как вдруг мне попадается на глаза зелёный 5-ти дверый РАВчик. Я его сначала оценил на предмет форматной пригодности – пойдёт на худой конец, но технически он оказался больно усталый. Однако сама идея мне улыбнулась и я решил обратить внимание на его собратьев.
Трёхдверые коротыши - не мой формат, а из 5-ти дверых на рынке случайно обнаружился единственный – стоял неприметно затёртый грузовиками, грязный, на спущенном колесе (остальные колеса были тоже чуть живые и не родного размера и разных мастей), с обломанной мухобойкой (дефлектором), болтающимися китайскими порогами и лысым кенгурином, сколы на стекле.. Но за всей этой хренью удалось отметить главное – под капотом всё терпимо, кузовщина и лак целые, передние стойки ещё походят, задние амортики – вообще новые, хорошая сигнализация. На старте цена – под 12 долларов.
Перекупы делали вид, что не спешат продавать машину, а я и вовсе – типа не спеша прогуливаюсь. Но на всякий случай озвучил им свою цену и оставил свой телефон. Их нецензурные протесты до сих пор кажется эхом слышны в машине.. Впрочем через короткое время они перезвонили и сообщили, что хозяин машины поставил условие – он согласится на мою цену, если заберу машину в тот же день. Я конечно наглый, но не настолько, чтобы после произошедшего ещё просить поподробнее показать товар и придираться к пыльным коврикам или севшей батарейке пульта сигнализации. Ребята конечно были расстроены таким вероломным решением хозяина машины, ибо за такую цену они и сами бы давно её выкупили, придали товарный вид и нехило наварились.. Они честно признались мне, что у РАВчика «бежит» рулевая рейка, ещё что-то, но это уже не имело никакого значения.
Так я распечатал второй десяток по счёту своим автомобилям. Почти не глядя. И сразу в бой, т.к. времени на доводку до ума сразу не было – нужно было решать накопившиеся рабочие вопросы в различный районах нашей области.
По большому счёту машину требовалось лишь отмыть и переобуть. Замена мухобойки, батарейки в сигналке и протягивание порогов (которые в итоге я снял) заняло по несколько минут. Состояние жижи и фильтров были удовлетворительными.
Рулевая рейка действительно бежала, временами ручьём. Ремонтировать такое никто не берётся, все советовали тупо доливать, что я и делал, пока не кончилась канистра Декстрона, хранившаяся в гараже ещё со времён Паджика. Неполных 3-х литров хватило на 9 мес. Когда я пошёл за новой канистрой, то продавец посоветовал мне попробовать баночку «кондиционер+…» для рулевой рейки и ГУР известной американской марки. Эффект – 0. Но идея мне понравилась и я следом залил флакончик неизвестного мне производителя, стоимостью вдвое дешевле и вот уже месяца три всё работает, а под машиной не капает.
Правда летом как-то случился конфуз на весь двор – под машиной образовалось масляное пятно постыдного размера. Причиной был масляный датчик. На днях снова сначала загорелась красная лампочка, потом погнало масло. Китайский датчик больше ставить не стал, поехал на разбор и взял японский. Надеюсь это надолго.
Переобувание авторезины родного размера сразу внешне преобразило машину, а после мойки машина вся «горела» и Перекупщики, чьи номера телефонов ещё некоторое время оставались на заднем стекле, звонили мне и умоляли их стереть – им звонили, просили продать РАВчика. Теперь люди подъезжают или подходят к нам, хотят купить.
По существу:
1. На зиму машину я обул в новые шины Continental ContiVikingContact 3 (по оценкам специалистов - №1 в мире среди нешипованных). Размер штатный - 235/60 R16. Скажу коротко – других шин на зиму мне теперь не надо. Легкие, нешумные, хороши и на рыхлом снегу, и на льду и на асфальте, и на гравийке. За зиму исколесил более 20 тыс.км, но износ практически не заметен. Рисунок резины асимметричный – половина заточена для езды по рыхляку, половина – по твердяку. Великолепное приобретение.
На лето взял новые, никому не известные у нас на Дальнем Востоке отечественные шины Таганка-Триумф «4х4» М-295. Наши тоже научились качественно делать или сотрудничать. Особенно меня порадовало, как Триумф отводит воду, практически исключая аквапланирование (для таких широких шин это просто достижение) и не создавая сзади шлейфа завихряющихся брызг. Шиномонтажников удивило, как они легко балансируются (видимо у наших изделий это проблема). Тоже легкие, экономичные и бесшумные, цепкие на грунте.
2. Экстерьер автомобиля - на любителя. На мой взгляд только в моей комплектации Toyota RAV4 J V type X(D) данный автомобиль смотрится зачётно. Своё дело делают колёсные арочные накладки (фендера), широкая резина, стандартное литьё, новые оптика и решётка радиатора, люк, комбинированный цвет кузова, пластиковые накладки по низу кузова, тонированные стекла, брызговики и задний спойлер. Внешность (и, что важнее, потребительские качества) машины можно было бы улучшить за счёт удлинения (увеличения) кормовой части кузова (багажника). Но этого так и не произошло даже в следующих кузовах данной марки. Хоты бы соорудили «лыжи» под багажник на крыше.
3. Интерьер. Плюсы – удобная посадка, терпимые материалы отделки, неплохая трансформируемость кресел. Всё остальное – досадные минусы: устаревший для конца 90-х дизайн панели приборов и дверей, теснота для ног задних пассажирских мест, недостаточный объём багажника. Излишнее место занимает консоль АКП (особенно после Т-Ипсум и Х-CRV), не хватает подлокотников и мест (кармашков, ниш, бардачков) для размещения различной мелочи.
4. Двигатель и трансмиссия. Про 3S мной сказано ещё при описании Т-Ипсум. Простой, надёжный. При полной загрузке мощности не хватает. Звучит мотор не солидно - сухой металлический шелест. После езды на Х-CRV, Н-AD (1,8) или даже С-Эскудо раздражает ощущение (звучание), что при трогании на I передаче машине тяжело ехать. Но это видимо претензия не эластичности двигателя, а настройкам АКП. На следующих передачах это ощущение исчезает.
Экономичность двигателя вызывает дискуссии. На Т-Ипсум у меня расход составлял в районе 8-9 литров, у иных достигал 16 литров на сотню. За год наблюдений при нещадной эксплуатации РАВчика в различных условиях получается следующее: в тёплое время года расход Аи-95 составляет от 9,6 до 10,1 (с кондёром), зимой на трассе расход около 10, но в городе с продолжительными прогревами при езде короткими перебежками – до 13,5 л/100 км. Зимой легко заводится на улице с сигналкой с пульта без проблем. Тут важны качества залитых топлива и масла.
Беглое изучение вариантов тойотовских схем полного привода мне так и не дало однозначного представления о моем типе 4х4. Понял, что у меня переходный вариант FullTime 4WD 50/50, но не ясно, как точно он работает. Я не чувствую момент, на какой скорости отключается задний привод (40 или 60?). Знаю, что нет блокировок и пониженного ряда, но машина выручала в такиииих ситуациях.. и всё с минимальными пробуксовками и максимальным результатом.
5. Ходовые качества. В городе и на трассе – это почти обычный легковой автомобиль – юркий и удобный. Отличает его высокая посадка и возможность пересекать бордюры, сугробы, лужи (любители похулиганить меня поймут), не сбавлять скорость на ж/д переездах и гравийках, увереннее других стартовать на скользких перекрёстках и др.
Комфортный уровень скорости на твердом покрытии 90 – 130 км/ч. Ехать тише – больше ям, быстрее – некомфортно и неэкономично. Езда не утомляет.
На бездорожье радуют устойчивое поведение машины на гравийках и снежниках, малый свес позволяет взбираться и спускаться с кручин. Благодаря большому ходу подвески (особенно задней (!)) машина практически не вывешивается и полный привод гребёт до победного. Независимая, но простая подвеска делает езду комфортной и ровной. Машина не переваливается и не козлит, как заднемостовой Эскудо, и не стонет жалобно, как многорычажные CR-V и R-nessa. В отличие от Ипсума у РАВчика не пробивается передняя подвеска, но зачем-то пробивается задняя.
При экстремальной езде на обширном чистом льду (на замерзших водоёмах) машина неохотно слушается руля даже на хорошей резине. Широкая резина на нетяжёлом автомобиле заставляет порой быть внимательнее. РАВчика конечно не сдувает с трассы ветром (как это было со мной на Эскудо, см.фото), но следует опасаться рыхлых участков трассы. На большой скорости по относительно плотному покрытию, когда только одна сторона машины вдруг попадает на участок слякоти, грязи и т.п., то большое ассиметричное сопротивление порой провоцирует машину уйти в занос. Это особенно опасно на скользких поверхностях (см. фото).
6. Звук в машине штатный (CD, магнитола), но не плохой, звучит лучше, чем в легковых моделях. Использование FM-модулятора выручает не только на трассах, но и в городе. Но прослушивание музыки могло бы быть приятнее, не будь посторонних шумов извне. Недостаточная шумоизоляция доносит шумы из под капота и колёс, извне. Если бы я держал машины подолгу, то наверное занимался бы шумкой, но пока не до этого.
Изредка начинает скрипеть в районе задней двери. Звуки издают уплотнитель и резиновые ограничители, а всё это хозяйство легко промазывается подручными смазками. Однажды на природе выручила даже обычная парафиновая свечка.
7. Климат в салоне регулируется печкой, кондёром, люком и окошками. Как почти всегда в Тойотах (не считая Марков-Крест-Чейзеров) печка и кондиционер работают безупречно. Это у меня первая машина, в которой зимой порой приходится убавлять уровень температуры (слишком горячо) и у которой есть воздуховод, направляющий тёплый воздух мне прямо на … область сидушки.
Мне не нравится и не понятно, зачем при включении обдува первым щелчком стоит «климат-контроль», а уже потом - 1, 2, 3, 4. Чаще всего ищешь минимальный уровень, а попадаешься на мощный напор с выносом всей взвеси из воздуховодов.. Ко всему конечно привыкаешь, но после других машин частенько влетаю.
Люк в машине – великая вещь! Приоткрытый летом, он эффективно выводит из чёрной нагретой машины жар, в открытый настежь люк удобно радоваться успехам наших сборных, а зимой при сдвинутой шторке можно запустить в салон больше солнца и света.
8. Опции, о которых в отношении японских машин уже излишне отдельно упоминать - 2 подушки безопасности, ABS, ГУР, «ломающийся» руль, полный электропакет (кроме привода сидений), дополнительный прикуриватель в багажном отсеке.
Радует, что в багажнике присутствует прикольно крепящаяся мягкая полочка. Но лучше бы она была жёсткая. Есть в багажнике пара боковых «ящичков», куда много чего входит, но очевидно, что таких ёмкостей и кармашков могло бы быть больше и разнообразнее (например в задней двери, в спинках задних сидушек).
На крыше хотелось бы видеть полноценные лыжи крепления багажника, но в наличии предлагаются лишь прикрытые створками щелки. Честно – даже не знаю, что там можно было бы прикрепить.. А в это время полноценный (с Ипсума) багажник пылится без дела в гараже.
Какой можно резюмировать итог для автомобиля-символа в своём классе? По моему правы все, кто про РАВ-4 что-либо выскажет по существу.
Правы те, кто называет машину паркетником. Это действительно преимущественно окологородской автомобиль, узлы и агрегаты которого просто не рассчитаны на участие в Camel-Trophy. Несущий кузов, легковая компоновка, отсутствие выдающихся внедорожных атрибутов.
Правы те, кто видит в нём джип, поскольку некоторые характеристики РАВ-4 помогают его обладателю чувствовать себя совершенно уверенно на подавляющем большинстве направлений. Больше скажу – у РАВчика грань безнаказанности очень тяжело нащупать. Я лично на нём пробирался там, куда боялись лезть или уже сидели многие уважаемые проходимцы.
Правы те, кто считает, что это машина не для взрослого мужика. Действительно, с такой миловидной и дружелюбной внешностью, особенно в светлых и ярких цветах РАВ-4 больше подходит для пользования молодёжью или слабым полом. Хотя этого не скажешь по экстерьеру. Формат машины наверное больше ориентирован на молодую парочку, где 2 взрослых + бэби и (или) пара сумок сзади и в недалёкий путь. Моя девушка про другую машину и слышать не желает, а мне (когда они вместе) за них обеих спокойно.
Не правы будут только те, кто скажет, что машина плохая. Просто нужно при выборе автомобиля исходить из верно определённых критериев, ну и, конечно, возможностей.
Всем удачи на дорогах. Будем взаимовежливы.