Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
А началось все с того, что пожилой сосед по гаражному кооперативу попросил отремонтировать тормоза на автомобиле, который купил его внук. Вообще-то парень занимался обслуживанием своей первой машины сам, но после внезапного отказа тормозов на ходу заботливый дед настоял на том, чтобы ремонт прошел под патронажем специалиста. Вот только название машины сосед не сразу вспомнил, чудное какое-то и даже слегка двусмысленное… Ах да, вот же оно — Эскорт! Действительно смешно, если скажу жене, что сегодня я приду поздно, потому что вечером буду заниматься эскортом. Гораздо солиднее сообщить, что новый клиент пригонит в ремонт свой Ford. И это будет чистой правдой, ведь его машина так и называется — Ford Escort. Сделан этот Ford в далеком 1987 году.
Молодой парень купил простоявший несколько лет без движения Ford Escort в качестве самоходной корзинки для поездок в супермаркеты. Вдобавок багажник на крыше позволял доставлять легкие длинномеры, необходимые для текущего ремонта в квартире. Все шло вроде бы неплохо, и свою смешную цену Ford поначалу вполне оправдывал. Но однажды педаль тормоза внезапно провалилась в самый неподходящий для этого момент. «Ручник» у него не работал уже давно, и в результате Escort получил пару дополнительных вмятин и разбитую левую переднюю фару с «поворотником».
Происшествие настолько напугало владельца, что к боксу он свой Ford вместе с товарищем толкал руками, благо его гараж оказался всего через ряд от моего. Но чтобы закатить Escort на пригорок у мастерской, а потом еще и на открытую яму, сил у нас не хватило, и мотор все же пришлось завести. За рулем машины без тормозов мне привычнее, чем хозяину, и оставшийся путь преодолел уже я.
У меня были записаны на ремонт другие автомобили, но всегда можно выделить немного времени на диагностику. Обычно педаль тормоза проваливается из-за катастрофической утечки тормозной жидкости через лопнувшие шланги, сгнившие трубки или изношенные рабочие цилиндры. Однако бачок с тормозной жидкостью оказался полный, да и явных течей нигде не было. Похоже, виновник происшествия — главный тормозной цилиндр.
Я откручиваю трубки от главного цилиндра, но жидкость из него не выливается, хотя должна бы. А если, просто зажав отверстия для трубок пальцами, попросить парня несколько раз качнуть педаль тормоза? Тормозная жидкость уверенно брызнула через пару качков. Что ж, теперь тормоза на какое-то время появятся и Ford удастся перегнать на подъемник без риска что-нибудь еще разбить по пути. Но это будет позже, когда подойдет его очередь. Пока что подъемник на несколько дней занят приезжающими по записи плановыми машинами.
Пауза нам не помешает — новый клиент сможет заказать и получить запчасти, а у меня будет достаточно времени для воспоминаний и размышлений. Ведь потрепанный жизнью Ford Escort обладает удивительной сверхспособностью — он позволяет путешествовать в прошлое. Причем встроенная в него машина времени двулика, как мифологический бог Янус. Во-первых, этот Ford дает возможность в прямом смысле прикоснуться к любопытному периоду развития автомобильной техники. А во-вторых, для меня и некоторых близких мне людей Ford Escort не просто очередное название, давно исчезнувшее с автомобильной карты Европы, но еще и большой жизненный этап, пришедшийся на переломный момент истории страны — начало «лихих 90-х».
Путешествие во времени начинается с технической части. Все самое интересное в этом Ford Escort находится у него под капотом. Наблюдательные автознатоки обязательно обратят внимание на слишком тонкую головку блока. Как там помещается распредвал со своей шестерней? В том-то и дело, что никак, ведь в моторном отсеке установлен легендарный нижневальный двигатель Ford Kent объемом 1,1 л.
Появившись на свет в 1959 году, с некоторыми доработками он выпускался серийно до 2002 года и поэтому заслуженно входит во все рейтинги моторов-долгожителей. Свое название двигатель получил в честь английского графства, где и был создан в тот период, когда британская автомобильная промышленность была куда авторитетнее и весомее, чем в наши дни. Мотор оказался неприхотливым и надежным, легко допускал форсировку и значительное увеличение рабочего объема. В течение нескольких десятилетий Ford Kent производился миллионами экземпляров для множества европейских массовых недорогих машин. Его также ставили на различные спортивные автомобили, и для любителей такой техники двигатель Ford Kent мелкими сериями изготавливается до сих пор, получив среди ценителей автостарины еще и статус «культового».
Ряд технических особенностей принципиально отличают его от современных моторов. Сделан он «весомо, грубо, зримо», алюминий в его конструкции почти не применяется. Распредвал у Ford Kent установлен в чугунном блоке цилиндров, головка блока тоже чугунная. Привод клапанов штангами и коромыслами, а регулировка — болтами с самозатягивающейся резьбой без контргаек. Масляный насос расположен целиком снаружи двигателя. К сожалению, у меня фото насоса не получилось, и ниже использована подходящая иллюстрация из интернета (взято с сайта automotorpad.com).
Мотор разрабатывался для заднеприводных автомобилей и устанавливался продольно. Его впускной и выпускной коллекторы располагались друг над другом на одной стороне головки блока. Позднее конструкторы перешли к двусторонней схеме, а к середине 1970-х приспособили «старичка» для переднеприводных машин, развернув его поперек моторного отсека. Этот вариант, запущенный в серию в Испании и поэтому получивший второе имя Valencia, впервые появился на Ford Fiesta в 1976 году.
И в этот момент машина времени, встроенная в случайно оказавшийся в мастерской старый Ford Escort, заработала на полную мощность и мгновенно перенесла меня в «лихие 90-е». Ведь когда-то у меня был Ford Fiesta с точно таким же мотором Kent/Valencia! Да вот же он, на расплывчатом старом фото, сохранившемся в семейном альбоме с тех давних времен, когда я был профессиональным тружеником местного авторынка.
Fiesta запомнилась сказочной экономичностью и очень простой конструкцией, а также быстрой и выгодной продажей. Некоторую оторопь вызвало разве что потрясающе неудобное расположение распределителя зажигания на тыльной стороне двигателя под впускным коллектором. При беглом взгляде под капот его вообще не видно. Догадаться, где он находится, можно только по свечным проводам. На фото ниже стрелки указывают направление на трамблер у клиентского Ford Escort. Как к нему ни подбирайся, хоть сбоку, хоть спереди, все равно ругаешься одинаково.
Надо учесть, что моторный отсек Ford Fiesta значительно меньше, чем у Escort, и добраться там к распределителю зажигания еще тяжелее. Это неудобство — вынужденное следствие поперечного размещения двигателя, изначально располагавшегося продольно. Некоторой моральной компенсацией служит лишь удивительно доступный термостат.
С той поры прошло больше тридцати лет, и я был уверен, что еще раз такой древний мотор я увижу только в музее. Но наша непредсказуемая жизнь решила устроить временный технический музей здесь и сейчас, прямо в мастерской.
Машина времени, замаскированная под клиентский Ford Escort, на этом не остановилась. Она продолжила мое путешествие в еще более раннее прошлое и даже в другую страну — в СССР. В самом конце существования Советского Союза через рухнувший «железный занавес» к нам хлынул поток невиданных ранее иностранных машин. Но тогда, перебирая по болтику свои «Жигули», я на иномарки посматривал с опаской. Что там у них под капотом? Можно ли найти инструкции по ремонту? Где брать запчасти? В то время в нашем городе мало кто мог дать на эти вопросы квалифицированный ответ. И тем не менее мои ближайшие друзья отважно купили два Ford Escort начала 1980-х годов, очень похожие на тот, который сейчас мне предстояло ремонтировать.
К сожалению, фото тех машин у нас не сохранились, и с иллюстрациями опять помог всезнающий интернет. Оба Ford Escort были трехдверными хэтчбеками, но по своей сути оказались совсем разными автомобилями. Один из них — обычный семейный «работяга» с мотором объемом 1,3 л мощностью 68 л.с. На фото ниже, взятом с сайта pl.pinterest.com, Escort «точно такой же, но другой».
Его серебристый собрат, Ford Escort в спортивной комплектации XR3 со спойлером, люком и сиденьями Recaro, тогда казался нам настоящим гоночным болидом. Еще бы, ведь его мотор объемом 1,6 л мощностью 95 л.с. разгонял легкую машину до 100 км/ч всего за 9,7 секунды. На фоне наших «Жигулей» и «Москвичей» это был очень быстрый автомобиль (фото с сайта ru.pinterest.com).
Надо признаться, что свои покупки мои друзья совершили по Фрейду. На самом деле они оба мечтали о вазовских «восьмерках», вот только денег для исполнения сокровенных желаний не хватало. Поэтому наши герои, отправив вожделенные «восьмерки» в глубины подсознания, купили очень похожие на них автомобили подешевле. Вспомнить рублевые цены того времени не получится, да и смысла в этом особого нет. Каждый Ford Escort обошелся примерно в 2000 долларов, и это было почти в четыре раза меньше, чем стоил новый ВАЗ-2108.
Эти машины сыграли огромную роль в нашем становлении как автомобилистов. Они дали возможность полностью освоить предмет «Курс молодого иномарочника», включая практические занятия по таким темам, как «Ремонт без запчастей» и «Как починить заклиненный двигатель зимой во дворе». Поскольку тогда в нашем городе магазины для иномарок и авторазборки отсутствовали как класс, счастливые обладатели четырехколесных «иноземцев» старались по возможности использовать доступные детали от отечественных машин или что-то заказывать на местных заводах. Происходило это с переменным успехом. Например, когда на обеих машинах дружно вышли из строя подшипники задних ступиц, оказалось, что можно установить такие же от «Таврии», если проточить ось ступицы. На красном Ford Escort все прошло замечательно, а вот у XR3 новые «таврические» подшипники вскоре после замены разваливались один за другим. Расследование показало, что ось задней ступицы XR3 токарь неправильно установил на станок. Его ошибка была вызвана тем, что у привычных отечественных осей центровочные отверстия на торце стандартно делаются коническими (на фото задняя ступица ВАЗ-2108).
Но у Ford Escort аналогичные отверстия шарообразные, и точно установить такую ось на нашем станке сложнее.
Токарь, протачивавший ось красного Escort, сначала на месте чуждой нам шарообразной выемки сделал конус для центровки. А вот при «модернизации» оси XR3 его коллега с завода ракетных двигателей напрасно понадеялся лишь на свой глазомер.
Постепенно в оба Ford Escort внедрялось все больше деталей от «нашемарок». На остовы старых тормозных колодок и дисков сцепления подбирались и наклепывались какие-то более-менее подходящие накладки, а рулевые наконечники и несъемные шаровые опоры «легким движением руки» превращали в разборные для того, чтобы потом менять пластиковые вкладыши, как у «Москвича-412».
Но больше всего проблем доставили современные моторы с гидрокомпенсаторами и распредвалами в алюминиевых головках. Правда, обвинить Ford в несовершенстве тут не получится. Загнутые после двух обрывов ремней ГРМ клапаны или неудачные попытки восстановить изношенные гидрокомпенсаторы и распредвалы к ошибкам инженеров-разработчиков явно не относятся. Забавно, но если бы друзьям достались такие же Ford Escort, но с моторами Kent, то никаких проблем с ремнями ГРМ или гидрокомпенсаторами и быть не могло — их там нет.
Самое главное в той старой истории, о которой так неожиданно напомнил клиентский Ford Escort, заключается в выводах, которые тогда мы все сделали, познакомившись с этими машинами поближе. Оказалось, что не боги горшки обжигают, и Escort в ремонте совсем не сложен даже для неопытных «иномарочников». Поэтому когда друзья собрались продавать свои Ford Escort, чтобы наконец-то приобрести желанные подержанные «восьмерки», я подумал-подумал, да и выбрал … один из них? Нет, Audi. И конечно же, мне и в голову не приходило, что через столько лет мне еще раз придется заглянуть под капот Ford Escort с гаечными ключами в руках.
Ну а как себя чувствует 38-летний Ford Escort в наши дни? Хотелось бы сказать, что он и сейчас «живее всех живых», но возраст неумолимо берет свое. Точнее, уже взял сполна. Прежде всего время не пощадило кузов. Вот так, к примеру, выглядят превратившиеся в ржавую труху задние лонжероны.
В порогах и на днище сквозные дыры.
Небрежно нанесенная свежая краска не может замаскировать проржавевшие крылья и арки.
Конечно, с гнилью прежние владельцы машины пытались бороться. Но, наверное, лучше бы они этого не делали. Монтажная пена и заклепки — не самый лучший метод кузовного ремонта.
Как ни удивительно, но кое-где кузов сохранился относительно хорошо. Жаль только, что таких участков не очень много.
Зато подвеска Ford Escort проста и ремонтопригодна, поддерживать ее в рабочем состоянии легко и недорого. Передние рычаги соединены общим П-образным стабилизатором, как у Audi-100.
Задняя подвеска независимая, что на машинах этого класса встречалось нечасто. Главный конкурент Ford Escort тех лет, VW Golf II, обходился обычной балкой.
Задние амортизаторы нашего Ford Escort давно текут, но это не беда. Новые можно купить не дороже, чем на Ладу, а поскольку они установлены отдельно от пружин, поменять их совсем не сложно.
Салон не так плох, как можно было бы ожидать от машины за 25 000 рублей.
Самодельные переключатели, приспособленные нынешним владельцем, заменяют вышедший из строя замок зажигания. Новый купить не удалось, но где-то за Уралом нашелся б/у, сейчас он в пути.
Недавно Ford, опрометчиво оставленный не в гараже, а во дворе, вскрыли местные маргиналы, причем самым варварским способом — просто разбив стекло водительской двери. Его осколки рассыпаны по всему салону.
«Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…», но тот самый серебристый Ford Escort XR3 в свое время тоже очень быстро лишился бокового водительского стекла. Однако историческая спираль все-таки вышла на новый, более высокий уровень — если мой товарищ после того происшествия вставил в дверь кусок плексигласа, то сейчас клиент нашел подходящее стекло на разборке. Аккумулятор в его машине теперь закреплен в соответствии с последними модными тенденциями.
Ну а как там себя чувствует знаменитый мотор Ford Kent? Он скорее жив, чем мертв, но возрастных проблем хватает и у него. Давным-давно он лишился «родного» карбюратора. Сейчас на машине установлен карбюратор ВАЗ-2108 с воздухозаборником от «Москвича-2141» и фильтром-«нулевиком».
Система вентиляции картера теперь разомкнута, а подвод теплого воздуха к карбюратору от выпускного коллектора невозможен. Поэтому процесс правильного вживления отечественного карбюратора надо бы доработать.
В головке блока сгнила заглушка канала охлаждения, и мотор обильно потеет антифризом. Герметик такие проблемы решить не может.
Хорошо хоть, что двигатель родом из 1950-х довольствуется недорогим маслом, которое покупает его владелец. Современный мотор на масле группы SG долго бы не проработал.
Но вот клиент привез запчасти, и Ford переезжает на подъемник.
Комплект из передних и задних тормозных колодок, задних рабочих цилиндров, троса «ручника» и передних тормозных дисков обошелся всего лишь в 6000 рублей.
Отлично? Нет, потому что новый главный тормозной цилиндр, основной источник всех бед, купить так и не получилось. Что ж, мне остается только предупредить парня, что толку от ремонта может и не быть. С другой стороны, все, что он приобрел, все равно давно уже надо было поменять.
При обслуживании настолько старых машин всегда появляются неожиданные проблемы и вопросы без ответов. Вот почему на задней ступице видны отчетливые следы «болгарки»?
Похоже, что срезали гайку ступицы, заодно неаккуратно зацепив еще на оси резьбу и посадочное место наружного подшипника (их там два). Но гайка здесь регулировочная, как на передней ступице ВАЗ-2101 – 2107. Она лишь слегка подтягивается «по вкусу», а потом шплинтуется. Может, ее когда-то по незнанию затянули «от души», прикончив этим подшипники, и потом не смогли разобрать? Этого мы уже не узнаем.
Регулировка ручного тормоза Ford Escort выполняется непривычно, но очень просто — пластиковая гайка, упирающаяся в приваренную к тоннелю пола перемычку, от руки крутится по резьбовой части оболочки троса. Но если край этой перемычки оторван по сварке, «ручник» может отказать в любой момент.
Порадовало качество тормозных трубок. Они оказались куда более стойкими к коррозии, чем сам кузов, и легко открутились простым рожковым ключом. Специнструмент на этот раз не пригодился.
В итоге Ford Escort снова получил тормоза.
Но надолго ли хватит капризного главного тормозного цилиндра? Парень уверен, что, купив ремкомплект, сможет перебрать его сам. Что ж, мне остается только пожелать ему удачи.
Из всей этой истории можно сделать любопытный вывод: иномарку на ходу за 25 000 рублей в наши дни действительно купить можно, но все-таки не нужно. Такая покупка оправданна только в том случае, если владелец получает искреннее удовольствие от самого процесса ее ремонта, а окончательный бюджет этого мероприятия для него абсолютно не важен. Иначе есть шанс подтвердить приговор на табличке под госномером, самокритично поставленной хозяином этого Ford Escort.


























































