В последние годы различные нововведения в области двигателестроения сыплются, как из рога изобилия. Кажется, что все автопроизводители — сплошь и рядом — без конца выдумывают и выдумывают новые моторы. Высокотехнологичные системы впрыска, инновационные материалы, турбины с электричеством, отключаемые цилиндры — чего только не изобрели инженеры, чтобы повысить эффективность и снизить количество выбросов!
Мы решили выяснить, насколько на самом деле долгим может быть жизненный цикл различных вариаций одного и того же мотора, и были очень удивлены, узнав, что некоторые силовые установки эксплуатировались полвека и даже больше! Мы вспомнили о тех признанных «ветеранах», которые уже сняты с производства, но отдали долгие-долгие годы своих «жизней» на благо автомобильной индустрии. Нашли мы и двигатель с более чем 60-летней (!) историей, который до сих пор находится в производстве. Перед вами — Топ-15 самых «долгоиграющих» двигателей в мире.
15. Ford Windsor
- Конфигурация: V8
- Объем: 3,6–5,8
- Годы производства: 1961–2001 (40 лет, выпускается до сих пор)
- Некоторые модели автомобилей: AC (Cobra), Continental (Mark 6, Mark 7), Ford (Bronco, Country Squire, Econoline, Elite, Explorer, F-Series, Fairlane, Fairmont, Falcon, Falcon Ranchero, Galaxie, Granada, GT40, LTD, Mustang, Thunderbird, Torino), Lincoln (Continental, Mark 7, Town Car, Versailles), Mercury (Colony Park, Cougar, Cyclone, Grand Marquis, Marquis, Meteor, Monarch, Montego, Mountaineer, Zephyr), Saleen (S7), Shelby (GT350), Sunbeam (Tiger)
Один из самых растиражированных в мире двигателей V8 больше известен как фордовский «Small Block». Работы над новым агрегатом были закончены в 1961 году, он пришел на смену Y-блоку и тут же появился под капотом Ford Fairlane и Mercury Meteor 1962 модельного года. На заре карьеры объем мотора с чугунным блоком и углом развала 90° составлял 3,6 л, а мощность 145 л.с. Последним легковым автомобилем с двигателем Windsor стал внедорожник Ford Explorer в 2001 году (5,0 л, 210 л.с.), но еще пять лет этот мотор устанавливали на грузовики. Более того, «Виндзор» и сейчас производится — вы можете официально купить абсолютно новый силовой агрегат и установить его в свою машину. И если вести счет не по выпускаемым моделям, а по годам реального выпуска, то «смол-блоку» от Ford через пару годков стукнет аж 60 лет!
14. АМС Straight-Six
- Конфигурация: L6
- Объем: 3,2–4,6
- Годы производства: 1964–2006 (42 года)
- Некоторые модели автомобилей: AMC (Concord, Eagle, Gremlin, Hornet, Javelin, Matador, Pacer, Rebel, Spirit), Jeep (CJ, Cherokee, Comanche, Commando, Gladiator, Grand Cherokee, Wrangler, Wagoneer), PARS (Khodro Arya, Khodro Shahin), Rambler (Ambassador, American, Marlin, Rebel, Typhoon), Renault (Rambler)
Вы когда-нибудь слышали о марке Rambler, принадлежавшей American Motors Company и существовавшей вплоть до 1983 года? Наверняка нет. А ведь именно на ее модели Typhoon в далеком 1964 году дебютировала знаменитая рядная «шестерка» (3,2 л, 129 л.с.), которая нам отлично известна в своем уже 4,0-литровом варианте по внедорожникам Jeep Cherokee 80–90-х годов. Последним же автомобилем с этой «шестеркой» стал Jeep Wrangler 2006 модельного года. Итого — 42 года на конвейере!
13. General Motors Small Block
- Конфигурация: V8
- Объем: 4,7–5,7
- Годы производства: 1955–1997 (42 года, выпускается до сих пор)
- Некоторые модели автомобилей: Acadian, Beaumont, Buick (Roadmaster), Cadillac (Brougham, Escalade, Fleetwood, Fleetwood Sixty Special), Checker (Marathon, Taxi), Chevrolet (Bel Air, Camaro, Caprice, Chevelle, Corvette, El Camino, Express, Impala, Monte Carlo, Monza, Nova, Suburban, Tahoe), GMC (Carryall, Savana, Sierra, Suburban, Yukon), Gordon Keeble, Hummer (H1), ISO (Grifo, Lele), Oldsmobile (Custom Cruiser, Omega, Starfire), Pontiac (Bonneville, Firebird, Grand LeMans, Grand Prix, Parisienne, Sunbird, Ventura)
Еще один Small Block-долгожитель. На сей раз от Chevrolet. Как и фордовский «Виндзор», его можно купить и по сей день у официального дилера. Таким образом, если считать по годам производства, то этот мотор занял бы почетную вторую строчку этого рейтинга с впечатляющим результатом в 63 года! Но, к сожалению, одними из последних моделей с этим двигателем (версии LT4 и LT5, до 411 л.с.) стали красавцы Pontiac Firebird и Chevrolet Corvette четвертого поколения в 1997 году. Впервые же тогда еще 4,3-литровая «восьмерка» появилась в 1955 году также на Корвете и модели Bel Air. За все время произведено более 100 миллионов этих моторов.
12. Citroen 2CV
- Конфигурация: V2
- Объем: 0,375–0,602
- Годы производства: 1948–1990 (42 года)
- Некоторые модели автомобилей: Citroen (2CV, Acadiane, Ami, Bijou, Dyane, Mehari)
Если бы производство этого двухцилиндрового двигателя с воздушным охлаждением началось тогда же, когда задумывалось начать выпускать знаменитый «де-шво» — Citroen 2CV — то есть в 1939 году, мы бы могли говорить о возрасте в 51 год! Но война спутала планы, и «ситроенчик» с 375-кубовым 9-сильным моторчиком появился лишь в 1948 году. Со временем — в 1970 году — его рабочий объем подрос до 602 см³, а мощность — до 29 л.с. В такой версии он устанавливался, например, на модели Mehari или Ami, а также и на производившийся в Португалии до 1990 года 2CV.
11. Ferrari Colombo
- Конфигурация: V12
- Объем: 1,5–4,9
- Годы производства: 1947–1989 (42 года)
- Некоторые модели автомобилей: Ferrari (125 S, 250, 275, 330, 365, 400, 412, Daytona, Superamerica)
Первый двигатель-долгожитель самой серьезной конфигурации в нашем обзоре — V12. И конечно же, им становится знаменитый Colombo от Ferrari, названный так по имени его создателя — итальянского инженера-конструктора Джоаккино Коломбо. Известна байка, когда в ответ на вопрос Энцо Феррари, что Коломбо собирается делать со всего лишь 1,5-литровым мотором, тот ответил, что в пику 4-цилиндровым агрегатам Maserati, британским шести цилиндрам и «восьмерке» Alfa Romeo он сделает V12! Двигатель сразу же поселился под капотом первого спортивного Ferrari — 125 S (118 л.с.). Знали ли тогда мэтры, что основа этого силового агрегата с углом развала 60° сохранится на суперкарах Ferrari на долгие 49 лет, вплоть до 1989 года? Последней моделью Феррари с мотором Colombo стало купе «412» — к концу 80-х годов его объем вырос до 4,9 л, а мощность — до 340 л.с.
10. Renault Cleon-Fonte (Sierra)
- Конфигурация: L4
- Объем: 0,85–1,6
- Годы производства: 1962–2004 (42 года)
- Некоторые модели автомобилей: Alpine (A110), Dacia (1100, 1300/1310), DAF (55, 66), Renault (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 19, Caravelle, Estafette, Fuego, Twingo), Volvo (343/345, 66)
Ровно столько же, сколько и знаменитый V12 Colombo — 42 года — прожил гораздо более простой и демократичный 4-цилиндровый агрегат Renault. Его название сложено из двух слов: Cleon — город в Нормандии, где располагался завод, Fonte — чугун по-французски: у мотора был чугунный блок. Впервые в варианте 845 см³ с мощностью 37 л.с. этот двигатель появился на модели Caravelle, литровая версия развивала уже 40 сил. Во Франции карьера Cleon-Fonte закончилась еще в 1996 году на Twingo и Clio первого поколения (1,4 л, 75 л.с.). Но дочерняя фирма Dacia использовала 1,6-литровую 75-сильную версию этого агрегата на модели 1310 вплоть до 2004 года.
9. Jaguar XK
- Конфигурация: L6
- Объем: 3,4–(2,8) 4,2
- Годы производства: 1947–1989 (43 года)
- Некоторые модели автомобилей: Daimler (DS420, Sovereign), Jaguar (240, 3.4-litre, 420, S-Type, E-Type, Mark 2, Mark 7, Mark 8, XJ6, XK120, XK140, XK150, XK SS), Panther (De Ville, Panther J72)
Рядная «шестерка» Jaguar с объемом 3,6 л (152 л.с.) появилась в арсенале английской фирмы почти сразу после войны — в 1947 году. Но первым автомобилем с этим мотором спустя два с лишним года стал Jaguar XK 120. До 1970 года на все Ягуары устанавливали только этот двигатель, а мощность его достигала 250 л.с. на гоночных машинах. Последним автомобилем с уже 4,2-литровым XK под капотом стал лимузин Daimler в 1989 году (178 л.с.). Версию 2,8 л (140 л.с.) устанавливали после 1968 года на Jaguar XJ6 и Daimler Sovereign.
8. Alfa Romeo Twin Cam
- Конфигурация: L4
- Объем: 1,3–2,0
- Годы производства: 1954–1997 (43 года)
- Некоторые модели автомобилей: Alfa Romeo (155, 164, 1750, 1750 Berlina, 2000, 2000 Berlina, 75, 90, Alfetta, Giulia, Giulietta, Gran Sport Quattroruote, GTA, GTV, Spider)



43 года исполнилось и знаменитому Twin Cam от Alfa Romeo с двумя верхними распредвалами, когда в 1997 году был произведен последний седан модели 164 с подобным мотором (2,0 л, 144 л.с.). Но тогда уже двигатель носил имя Twin Spark (не путать с 16-клапанным Твин Спарком, который основан на двигателе, разработанном Fiat). Первым же автомобилем с «твин кам» стал седан Giulietta еще в 1954 году (1,3 л, 53–62 л.с.). Следующие четыре десятилетия все переднемоторные заднеприводные Альфы использовали этот мотор.
7. Ford Kent
- Конфигурация: L4
- Объем: 1,0–1,6
- Годы производства: 1959–2002 (43 года)
- Некоторые модели автомобилей: Caterham (Seven), Ford (Anglia, Capri, Consul Classic, Consul Capri, Corsair, Cortina, Escort, Fiesta, Ka, Orion, Prefect 107E), Lotus (Elan, Seven), Marcos (GT), Morgan (4/4), TVR (1600M, Grantura, Vixen)
4-цилиндровый двигатель Kent с чугунными блоком и «головкой» был разработан в 1959 году европейским подразделением компании Ford для модели Anglia. Тот мотор имел объем 997 см³ и развивал 40 л.с. — неплохо по тем временам! Впоследствии он стал одним из основных в линейке Ford в Старом Свете и использовался на огромном количестве автомобилей. В 1967 году была установлена модернизированная головка блока, а к 1977 году мощность 1,6-литрового агрегата возросла до 63 сил. После 1976 года мотор под названием Valencia стали устанавливать на переднеприводные машины (Фиеста первого поколения). Lotus и Cosworth использовали Kent в качестве основы для гоночных двигателей. Последней моделью с 4-цилиндровым Kent (а точнее, обновленной версией Endura-E, 1,3 л, 60 л.с.) стала также Fiesta, но уже четвертой генерации, в 2002 году.
6. Fiat 100 серия
- Конфигурация: L4
- Объем: 0,63–1,05
- Годы производства: 1955–2001 (2008) (46 (53) лет)
- Некоторые модели автомобилей: Abarth (Spyder 210 A), Autobianchi (A112), Fiat (127, 600, 850, 900T, Cinquecento, Panda, Seicento, Uno), Fiat-Abarth (750, 850, 1000, OT), Gianninn (1000), LombardiI (Grand Prix), Neckar (Jagst), Otas (Grand Prix 820), Seat (127, 133, 600, 800, 850, Ibiza Mk1, Marbella, Panda), Yugo (45), Zastava (600/750/850, Koral)
Творение Данте Джакозы — двигатель Fiat 100 объемом 633 см³ и мощностью 21 л.с. — дебютировал в 1955 году на заднемоторной модели 600. Рядный 4-цилиндровый агрегат с алюминиевой головкой блока сначала производили на заводе в Турине (Fiat Mirafiori), а до 2001 года в версии 0,9 л (45 л.с.) им комплектовали Fiat Panda, которые производили в польском городе Бельско-Бяла. Самой же мощной стала 1,05-литровая модификация Abarth, которая развивала 70 л.с. Но и это еще не все: до 2008 года мотор выпускали на заводе компании Zastava в Крагуеваце. Таким образом, можно сказать, что детище Джакозы прожило более полувека!
5. Lamborghini V12
- Конфигурация: V12
- Объем: 3,5–6,5
- Годы производства: 1964–2010 (46 лет)
- Некоторые модели автомобилей: Lamborghini (350GT, 400, Countach, Diablo, LM002, Murciélago)
Вы, наверное, будете удивлены, но легендарная итальянская компания Lamborghini за всю свою историю разработал лишь... два двигателя V12! Вот о первом-то из них — том самом, пера признанного мастера Джотто Биццарини — и пойдет речь. Появившись в 1964 году на самой первой модели 3500 GT, он уже тогда развивал внушительные 280 л.с. Мотор эволюционировал почти полвека, пока не закончил свою великолепную карьеру под капотом суперкара Murcielago в виде 670-сильного 6,5-литрового «монстра». И все же для нового Авентадора итальянцы спроектировали более современный двигатель, хотя и той же конфигурации V12.
4. General Motors V6
- Конфигурация: V6
- Объем: 3,2–3,8
- Годы производства: 1961–2008 (47 лет)
- Некоторые модели автомобилей: Buick (Century, Electra, LaCrosse, LeSabre, Regal, Riviera, Skyhawk, Skylark, Special), Cadillac (DeVille, Seville), Chevrolet (Camaro, El Camino, Impala, Malibu, Monte Carlo, Monza), Holden (Caprice, Commodore), Jeep (CJ, Jeepster Commando), Oldsmobile (98, Achieva, Cutlass Ciera, Cutlass Supreme, Delta 88, Omega, Starfire, Toronado), Pontiac (Bonneville, Firebird, Grand Am, Grand Prix, LeMans, Sunbird, Ventura)
Удивительно, но двигатель конфигурации V6 впервые появился в США на массовом автомобиле только в 1961 году. Пионером в деле V-образных «шестерок» стала модель Buick Special с мотором 3,2 л (всего 90 л.с.). Кстати, права на производство этого двигателя тогда временно принадлежали Kaiser-Jeep, но корпорация General Motors выкупила их обратно, и не зря: за почти 50 лет своей жизни на конвейере этот мотор примерили на себя более трех десятков моделей. Закончилась эра этого V6 вместе с прекращением выпуска Buick LaCrosse первого поколения в 2008 году (3,8 л, 200 л.с.).
3. BMC A-серии
- Конфигурация: L4
- Объем: 0,8–1,3
- Годы производства: 1951–2000 (49 лет)
- Некоторые модели автомобилей: Austin (1100/1300, A30, A35, A40, Allegro, Austin-Healey Sprite, Metro), Innocenti (Mini, Regent, Spyder), MG (1100/1300, Midget), Mini (Mini, Cord, Jem, Marcos, Moke), Morris (1100/1300, Minor), Riley (Elf, Kestrel 1300), Vanden Plas (Princess 1100/1300), Wolseley (1100/1300, Hornet)
Лишь одного года до своего полувекового юбилея не дотянул знаменитый двигатель А-серии от British Motor Corporation. Впрочем, нам этот мотор почти незнаком. Но британцы знают его очень хорошо — великое множество бюджетных «островных» автомобилей второй половины ХХ века оснащалось этой простой, недорогой, но надежной рядной «четверкой». В первоначальном варианте 803-кубовый моторчик развивал всего 28 «лошадок». За 50 лет производства объем вырос до 1375 см³, а мощность — до 70 л.с. В наддувной же версии для MG Metro Turbo его удалось раскочегарить до 94 л.с.
2. Rolls-Royce L-серии
- Конфигурация: V8
- Объем: 6,2–6,75
- Годы производства: 1959 — наше время (60 лет)
- Некоторые модели автомобилей: Bentley (Arnage, Azure, Brooklands, Continental (pre-2003), Eight, Mulsanne, S2, S3, T-Series, Turbo), Rolls-Royce (Camargue, Corniche, Phantom V and VI, Silver Spirit, Silver Spur, Silver Cloud II and III, Silver Shadow)
Внимание — торжественный гонг: это единственный мотор-долгожитель в нашем обзоре, который не только производится уже 60 лет, но и до сих пор находит себе место под капотом совершенно современного автомобиля! Да-да, речь идет о знаменитой L-серии от Rolls-Royce. Запас прочности этого V8 оказался настолько велик, что его и сейчас устанавливают на лимузин Bentley Mulsanne, где в варианте с двойным турбонаддувом (объем 6,75 л) он развивает внушительные 505 л.с. Правда, Мульсан, скорее всего, станет последним автомобилем с таким двигателем. Впервые же мотор L-серии появился в 1959 году сразу на трех моделях — Rolls-Royce Phantom V и Silver Cloud II, а также Bentley S2. На тот момент объем был немного меньше (6,2 л), а мощность — 185 л.с.
1. Volkswagen Type 1
- Конфигурация: V4
- Объем: 1,0–1,6
- Годы производства: 1938–2003 (65 лет)
- Некоторые модели автомобилей: Volkswagen (1500/1600, 411/412, Karmann Ghia, Type 1 (Beetle), Type 2 (Kombi/Microbus/Transporter))
Чемпион нашей сегодняшней моторной гонки за временем хоть уже и снят с производства, но пережил на целых пять лет двигатель L-серии от Rolls-Royce. Это тот случай, когда мотор своей долгой жизнью обязан, по сути, одной модели. Но какой! Речь, конечно же, о настоящей автомобильной иконе ХХ века — Volkswagen Kafer, он же Beetle, он же «Жук». Производство «Жуков» началось еще до Второй мировой войны — в 1938 году. На тот момент 985-кубовый 4-цилиндровый «оппозитник» с воздушным охлаждением выдавал 24 л.с. Выпуск Kafer в Германии свернули еще в 1978 году, но с завода в мексиканском городе Пуэбло первые «Жуки» выехали еще в 1967-м и продолжили «расползаться» по миру аж до 2003 года! Последние модификации имели объем двигателя 1,6 л, инжектор и мощность 43–51 л.с.