Откуда, спросите вы, в последние годы вдруг возникла такая страсть автопроизводителей к дорогим и высокотехнологичным электромобилям? Объяснение тому простое — ужесточающиеся нормы вредных выбросов во всем цивилизованном мире. До 2021 года средний показатель СО2 «по палате» — по всему модельному ряду компании — составлял 130 г/км. Но с 2021 года эта норма уменьшена до 95 граммов, а достичь такого показателя можно, только имея в производственной гамме изрядное количество хотя бы plug-in гибридов. Но и это не все. Европейский союз настаивает на снижении выбросов еще на 30% к началу следующего десятилетия, что эквивалентно всего 66 граммам СО2 на километр пробега. И тут уже без электромобилей никак не обойтись.
Поэтому автомобильные концерны уже сейчас начали активно готовиться к «светлому» электрическому будущему, поставляя на рынок огромное количество EV-моделей. Итак, какие самые интересные «электрички» появились на излете прошлого года или начнут продаваться в 2021-м? Перед вами — алфавитный список Дрома.
Audi
Многие уже привыкли, что свои электрические модели немцы из Audi называют E-Tron. На 2021 год намечено сразу две экологически чистых премьеры ингольштадтского бренда — спортивный гранд-турер RS GT и кроссовер Q4. А к 2025 году Audi обещает, что в ее портфеле будет уже 12 электромоделей, что составит около трети всех продаж.
RS E-tron GT
Мощность — 600 (684 в режиме OverBoost) л.с.
Емкость батареи — 93 кВт·ч
Запас хода — 402 км
RS — «заряженная» версия Audi E-Tron GT, построенного на одной платформе с более дорогим и статусным Porsche Taycan. Двухмоторная силовая установка позволяет 2300-килограммовому лифтбеку разгоняться до «сотни» всего за 3,5 секунды. В стандартное оснащение войдет пневмоподвеска с несколькими режимами и изменяемым дорожным просветом и «керамические» тормоза.
Q4 E-Tron
Мощность — 306 л.с.
Емкость батареи — 82 кВт·ч
Запас хода — 450 км
Близкий родственник Volkswagen ID4 (о котором ниже), новый компактный кроссовер Q4, построенный на «всефольксвагеновской» электрической платформе МЕВ. Автомобиль двухмоторный: 204 л.с. и 310 НМ на задней оси и 102 л.с. и 150 Нм на передней. С 510-килограммовой 82-киловаттной батареей на борту Q4 разгоняется до 100 км/ч за 6,3 секунды. Спереди — подвеска МакФерсон, сзади — «многорычажка» с активными амортизаторами. На 2022 год намечен старт продаж версии Sportback.
BMW
Баварцы из BMW решили не отставать от Audi и анонсировали выход двух электрических моделей — кроссовера iX3 (появился во второй половине 2020 года) и эпатажного «ноздреватого» седана i4 в этом году.
iX3
Мощность — 286 л.с.
Емкость батареи — 80 кВт·ч
Запас хода — 460 км
Кроссовер iX3 — это уже вчерашний день. Он построен на базе традиционной и для бензиновых, и для дизельных BMW платформе CLAR, адаптированной под использование электрических компонентов. Более того, iX3 обладает только одним электромотором и, соответственно, бывает только заднеприводным. До «сотни» автомобиль разгоняется за 6,8 секунды, а «максималка» ограничена на уровне 180 км/ч. Выпускать автомобили будут не только в Штатах и Германии, но и на совместном с Brilliance предприятии в Шанхае.
i4
Мощность — 530 л.с.
Емкость батареи — 80 кВт·ч
Запас хода — 600 км
А вот седан i4 уже построен на абсолютно новой электрической платформе с незначительным использованием узлов от CLAR. Стилистически — это Gran Coupe с безрамными дверями и покатой крышей. Обратите внимание на новую концепцию интерьера от BMW — со сдвоенными огромными «планшетами», как в Mercedes-Benz. Силовой агрегат eDrive пятого поколения — модульный: он позволяет установку от одного до трех электромоторов, что означает наличие заднего или полного привода. «Топовый» i4 сможет разгоняться до 100 км/ч за 4 секунды и достигать 200 км/ч.
Byton M-Byte
Мощность — 272–408 л.с.
Емкость батареи — 72–95 кВт·ч
Запас хода — 360–435 км
Темная лошадка нашего обзора — китайский кроссовер Byton M-Byte, спроектированный в Германии и Кремниевой долине США. По замыслу создателей, этот электромобиль должен составить конкуренцию Audi E-Tron, Jaguar I-Pace и Mercedes-Benz EQC. Базовая версия Byton — заднеприводная с одним 272-сильным мотором — разменивает вторую «сотню» за 7,5 секунды, а вот полноприводная 408-сильная двухмоторная модификация это же упражнение проделывает всего за 4,5 секунды. В активе M-Byte дорогой и весьма оригинальный салон с передними поворотными «капитанскими» креслами и задними раздельными сиденьями.
Citroen ё-C4
Мощность — 134 л.с.
Емкость батареи — 50 кВт·ч
Запас хода — 350 км
Ну вот и первый «бюджетник» в нашем списке — яркое и неординарное электрическое купе-кроссовер Citroen e-C4 со всего 134-сильным электромотором и 50-киловаттным аккумулятором. Основа этого автомобиля — платформа EV CMP от концерна PSA, на которой построены, например, Opel Corsa-e и Peugeot e-2008. Максимальный запас хода у Ситроена весьма внушительный — 350 км, а вот разгончик слабенький — почти 10 секунд до «сотни». Заметим, что наряду с электрической версией доступны также обычные бензиновые и дизельные модификации.
Cupra el-Born
Мощность — 201 л.с.
Емкость батареи — 77 кВт·ч
Запас хода — 500 км
Испанская компания SEAT давно уже ушла из России, поэтому мы не заметили, как в прошлом году имя Cupra, которое раньше носили «горячие» сеаты, стало обособленным брендом. И вот спустя год Купра анонсирует выход электрического хэтчбека el-Born — первого EV свежеиспеченной фирмы, построенного, впрочем, на той же «тележке» МЕВ от концерна VAG. С увеличенной (по сравнению с концептом) емкостью батареи el-Born способен проезжать на одной зарядке до 500 км и разгоняться до 50 км/ч за 2,9 секунды — почему-то испанцы решили указать вот такую странную характеристику.
Dacia Spring
Мощность — 45 л.с.
Емкость батареи — 27 кВт·ч
Запас хода — 225 км
Самый бюджетный электромобиль в нашей подборке — Dacia Spring. Поговаривают, что его цена может оказаться ниже €10 000! Что же получит за эти деньги покупатель? Spring — подретушированная и немного видоизмененная версия китайского Renault City KZ-E (он же — Kwid). По габаритам «весна» компактнее даже сверхпопулярного в Европе Renault Zoe — всего 3734 мм в длину, база — 2423 мм, а клиренс — 150 мм. Электромотор развивает всего 45 л.с., а емкость аккумулятора — 27 кВт·ч. Логично, что и запас хода невелик — всего 225 км или 295 км в режиме Eco, понижающем мощность еще на 14 л.с.
Ford Mach-E & Mach-E GT Performance
Мощность — 258–487 л.с.
Емкость батареи — 76–99 кВт·ч
Запас хода — до 402 км
Если в Штатах эта модель Ford использует легендарное имя Mustang, то в Старом Свете этот электрический кроссовер называют просто Mach-E. Зато комплектаций у него великое множество. Базовая одномоторная заднеприводная версия развивает 258 л.с., а версия Extended Range с двумя двигателями и полным приводом — 338 л.с. Но есть и еще более спортивные версии GT (465 л.с.) и GT Performance (487 л.с.). Последняя разгоняется до 100 км/ч всего за 3,5 секунды. Получится ли у Mach-E сразиться с прямым конкурентом — Tesla Model Y?
GMC Hummer EV
Мощность — 625–1014 л.с.
Емкость батареи — 75 кВт·ч
Запас хода — до 563 км
Возрождение фирмы Hummer от General Motors Company — и сразу в сегменте электромобилей! В конце 2021 года должно начаться производство пикапа (!) для США — в Европу этот «зеленый гигант» вряд ли когда-либо приедет, не говоря уж о России. Двухмоторная версия Hummer EV развивает 625 л.с., а трехмоторная — от 811 до 1014 «лошадок»! У нового Хаммера есть не только пневмоподвеска с диапазоном регулировки 150 мм, но и все четыре поворотных колеса для лучшей маневренности и управляемости. Максимальная 1014-сильная модификация в режиме Launch Control разгоняется до 100 км/ч чуть более чем за 3 секунды.
(Hyundai) IONIQ 5 Electric
Мощность — до 313 л.с.
Емкость батареи — до 73 кВт·ч
Запас хода — до 550 км
Корейская компания Hyundai не так давно создала премиальный бренд Genesis, а теперь и обособленное электрическое подразделение — IONIQ. Первым автомобилем марки станет кроссовер с лаконичным названием «5», построенный на новой заднеприводной платформе E-GMP с аккумуляторами последнего поколения (напряжение 800 В и зарядка до 350 кВт). Топовая версия IONIQ 5 будет развивать 313 л.с. и разгоняться до «сотни» за 5,2 секунды.
Jaguar XJ Electric
Мощность — 400 л.с.
Емкость батареи — 90 кВт·ч
Запас хода — 470 км
Премьера флагманского седана Jaguar XJ на электротяге была назначена еще на прошлый год, но потом, как и многие другие, перенесена на 2021-й. Внешне этот XJ выглядит как плод эволюции, хотя и с кузовом… лифтбек. Но внутри отличий еще больше — это абсолютно новый автомобиль, который призван конкурировать с Tesla Model S и Mercedes-Benz EQS. Платформу и начинку XJ позаимствует у продающегося даже в России кроссовера I-Pace (400 л.с., 90 кВт·ч). Запас хода составит около 470 км.
Lexus UX300e
Мощность — 201 л.с.
Емкость батареи — 54 кВт·ч
Запас хода — около 320 км
Вот подоспел и первый полностью электрический автомобиль марки Lexus — кроссовер UX300e, построенный на базе одноименной обычной модели. Для начала будет доступна только переднеприводная версия с силовой установкой мощностью 201 л.с. и батареей емкостью почти 55 кВт·ч, которая позволит проехать без подзарядки около 320 км. До 100 км/ч UX300e должен разгоняться за 7,5 секунды. В Европе этот Lexus будет конкурировать с Hyundai Kona, Peugeot e-2008 и DS 3 Crossback E-Tense.
Mazda MX-30
Мощность — 135 л.с.
Емкость батареи — 36 кВт·ч
Запас хода — 210 км
В конце прошлого года был открыт прием заказов на Mazda MX-30 — первый проект японской компании в постройке полностью электрического автомобиля, который по размерам близок к обычному кроссоверу СХ-30. «Фишка» МХ-30 — отсыл к роторной Mazda RX-8: распашные задние двери. Специально для новинки разработана новая архитектура кузова у-Skyactiv, где Li-Ion 35,5-киловаттная батарея является частью силовой структуры. Электромотор, установленный на передней оси МХ-30, развивает 143 л.с. и 265 Нм. Любопытно оформление интерьера: «парящая» центральная панель, синтетические ткани на сиденьях и дверях и отделка центрального тоннеля… пробкой!
Mercedes-Benz
Немецкая компания Mercedes-Benz из Штутгарта в последнее время активно взялась за электрификацию своего модельного ряда. В этом году мы ждем появления хэтчбека EQA и компактного кроссовера EQB.
EQA
Мощность — 272 л.с.
Емкость батареи — 60 кВт·ч
Запас хода — около 400 км
Mercedes-Benz EQA — только полноприводный хэтчбек, в котором тяга к колесам реализована при помощи двух электромоторов суммарной мощностью 272 л.с. (крутящий момент — около 500 Нм). EQA построен на базе новой мерседесовской модульной платформы MFA2, которая позволяет варьировать не только габариты моделей, но и количество электродвигателей и емкость аккумулятора. Батарея у EQA — 60 кВт·ч, что позволяет проехать без «дозаправки» около 400 км. К 2022 году Mercedes-Benz планирует вывести на рынок уже десять электромобилей.
EQB
Мощность — 204–340 л.с.
Емкость батареи — 60–110 кВт·ч
Запас хода — около 600 км
Так же, как и хэтчбек EQA, субкомпактный кроссовер EQB построен на модульной платформе MFA2, и тоже будет полноприводным и двухмоторным. Но вариантов по мощности предлагается целых три — 204, 272 и 340 л.с., а кроме стандартной 60-киловаттной батареи будет возможность заказать аккумулятор увеличенной почти в два раза емкости — 110 кВт·ч. Такой EQB способен на одной зарядке проехать до 600 км.
MG E-Motion
Мощность — нет данных
Емкость батареи — нет данных
Запас хода — 500 км
Как известно, британская компания MG, которая выпустила свой последний родстер TF еще в 2011 году, нынче находится под контролем китайского концерна SAIC. На этот год намечен дебют эпатажного четырехдверного купе с дверями гильотинного типа. Кстати, у MG E-Motion должен появиться и «брат-близнец» на той же новой модульной платформе — Roewe Vision-E. Пока, к сожалению, нет данных о мощности и емкости батареи E-Motion, но представители компании утверждают, что он будет разгоняться до 100 км/ч за 4 секунды.
Nissan Ariya
Мощность — 218–384 л.с.
Емкость батареи — 63–87 кВт·ч
Запас хода — 500 км
В прошлом году стартовали продажи электрического кроссовера Nissan Ariya, который по размерам сопоставим с X-Trail, но построен на абсолютно новой электроплатформе альянса Renault–Nissan–Mitsubishi, на которой вскоре появится еще несколько моделей. На выбор предложено несколько модификаций Ariya — переднеприводные (218 л.с., 63 кВт·ч и 242 л.с., 87 кВт·ч) и двухмоторные полноприводные e-4orce (279 л.с., 63 кВт·ч и 306 л.с., 87 кВт·ч, а также версия Performance — 394 л.с., 87 кВт·ч). Последняя, самая мощная модификация разменивает вторую «сотню» всего за 5,1 секунды.
Opel Mokka-e
Мощность — 136 л.с.
Емкость батареи — 50 кВт·ч
Запас хода — 320 км
Новый компактный кроссовер Opel Mokka-е построен на базе модульной платформы CMP/e-CMP, (DS 3 Crossback, Peugeot 2008), но полностью электрический. Правда, двигатель у Мокка только один (136 л.с.) и приводит он колеса только одной передней оси — точно так же, как у электрического хэтчбека Corsa-e. Именно «зеленая» модификация появится на европейском рынке первой, а уже за ней подтянутся бензиновые и дизельные версии.
Porsche Taycan Cross Turismo
Мощность — 625–761 л.с.
Емкость батареи — 79–93 кВт·ч
Запас хода — около 450 км
Универсал Cross Turismo в стиле shooting brake на базе электрического Porsche Taycan должен был появиться еще в прошлом году, но его премьера была перенесена. Выглядит этот автомобиль весьма необычно не только из-за оригинального типа кузова, но еще и из-за высокого клиренса и псевдовнедорожного обвеса. Начинка же аналогична обычному Тайкану — три мотора суммарной мощностью 680 (Turbo) или 761 л.с. (Turbo S) и батарея на 93 кВт·ч. Но есть и «бюджетная» версия 4S — 530 «лошадок» и аккумулятор 79,2 кВт·ч. В Porsche рассчитывают, что уже к 2025 году половина всех моделей компании будут полностью электрическими или plug-in гибридами.
Rivian R1T
Мощность — 710 л.с.
Емкость батареи — 180 кВт·ч
Запас хода — до 640 км
Компания Rivian уже неоднократно анонсировала выход своего быстроходного пикапа, надеемся, что в 2021 году этот дебют все же состоится. Помимо экстраординарной внешности у пикапа очень интересная начинка. Платформа типа «скейтборд», четыре (!) электромотора с максимальной отдачей в 200 л.с. каждый (ограничена на уровне 710 л.с.), адаптивная пневмоподвеска в базе, рекордная емкость аккумуляторов в 180 кВт·ч. Но в 2021 году начнутся поставки только начальной 408-сильной версии Launch Edition с запасом хода 480 км. На 2022 год намечены премьеры модификаций Adventure и Explore, самая мощная из которых будет разгоняться до «сотни» всего за 3,2 секунды!
Skoda Enyaq iV
Мощность — 148–306 л.с.
Емкость батареи — 55–82 кВт·ч
Запас хода — до 510 км
А вот и электромобиль от чешской компании Skoda — кроссовер Enyaq iV, который использует уже упомянутую нами «ваговскую» модульную платформу для электромобилей МЕВ. До этого у Skoda была только одна «электричка» — компакт-хэтч Citigo iV. По размерам Эниак — нечто среднее между Октавией и Кадьяком. В Европе на выбор представят сразу целых пять версий — три заднеприводных с одним электромотором и две полноприводных с двумя двигателями. Базовый Enyaq 50 iV выдает всего 148 л.с., а емкость батареи — 55 кВт·ч (запас хода — 340 км), следующий в табели о рангах 60iV — 179 л.с. и 62 кВт·ч, а версия с самым большим пробегом 80 iV — 204 л.с. и 82 кВт·ч. Силовая установка полноприводной модификации 80х iV развивает 265 л.с., что позволяет разгоняться до 100 км/ч за 6,9 секунды. Топовый «заряженный» 306-сильный Enyak RS iV проделывает это же упражнение на 0,7 секунды быстрее и способен разогнаться до 180 км/ч (остальные — до 160 км/ч).
Volkswagen ID4
Мощность — 204–306 л.с.
Емкость батареи — 55–82 кВт·ч
Запас хода — до 520 км
Еще один представитель концерна VAG, построенный на той же электроплатформе МЕВ, — пятидверное купе-кроссовер Volkswagen ID4, которое сразу начнут продавать в Европе, США и Китае. Ожидается, что у ID4 будут такие же версии, как у Skoda Enyaq iV, кроме двух начальных. То есть — заднеприводная (204 л.с.) и полноприводные (265 и 306 л.с.). Запас хода заднеприводной модификации с 82-киловаттной батареей составит около 520 км. ID4 для Европы будут собирать в Германии, а для США — в штате Теннесси. Прием заказов уже стартовал в прошлом году.
Volvo XC40 ReCharge Р8
Мощность — 408 л.с.
Емкость батареи — 78 кВт·ч
Запас хода — 400 км
В ходе сворачивания выпуска дизельных двигателей шведы из Volvo много внимания уделяли гибридным моделям, а в конце прошлого года пришла пора и для первого электромобиля — кроссовера XC40 PeCharge Р8, построенного, как и лифтбек Polestar, дебютировавший чуть ранее, на платформе СМА. Все ХС40 — исключительно двухмоторные (суммарная отдача 204х2=408 л.с.), а следовательно, полноприводные. Серийный выпуск налажен на заводе в бельгийском городе Гент, где производят и обычные ХС40. Шведы обещают выпускать на рынок по одной новой электрической модели каждый следующий год.