Павел Демидов — мой гид по производству нижегородской фирмы «Рида», которая делает бронеавтомобили «Буран». Или Buran, что правильнее: большая часть продукции идет на внешние рынки. И я понимаю резоны подчеркивания невоенного статуса «Буранов»: назови их армейскими — сразу получишь избыточную дозу внимания от государства. Так что формально это инкассаторские машины. Ну, или просто «специального назначения». А назначение покупатель определяет сам.
В сети информации про «Бураны» выложено изрядно, но среди обилия описаний автомобиля нет ни рассказов об их производстве, ни водительских впечатлений. Попробую восполнить эти лакуны. Ведь я первый, кого допустили с фотокамерой к некоторым производственным процессам и позволили порулить одной из машин.
Фирма «Рида» начинала в 90-х годах с бронирования «Волг» и их тюнинга. В этом направлении работают и сейчас: VIP-тюнинг автомобилей с удлинением и защитой — для фирмы весьма значимая часть бизнеса.
Бронемашины решили выпускать относительно недавно: первый «Буран» песочного цвета закончили собирать 1 июля 2017-го.
Павел говорит, что «Буран» разработали сами: у фирмы есть небольшое КБ. Дизайн тоже «свой», но неназываемый приглашенный профессионал явно приложил руку, уж очень эффектной и гармоничной получилась внешность. Бронемашины редко получаются красивыми («Фалькатус» и камазовский «Тайфун», скорее, исключения), а тут — прям в масть.
Неверно предполагать, что «Буран» — это ГАЗ «Садко» в броне. Да, машина сделана на шасси «Садко» Next, но объем изменений таков, что это скорее «импровизация по мотивам».
«Садко» Next покупают у дилера, напрямую с завода ничего не поставляется. И разбирают вот до такого состояния:
А дальше начинается таинство превращения тыквы в карету.
Двигатель форсируют: «заливают» новую прошивку, с которой 4,4-литровый ЯМЗ- 53443 выдает 210 л.с. вместо штатных 149 л.с. Но ладно бы только мощность: крутящий момент увеличивается почти вдвое, с 490 Нм до 800 Нм. Давление наддува не изменяют или делают из этого секрет: внятного ответа получить не удалось.
В принципе, у ЯМЗ есть и заводские версии 534-х моторов мощностью до 210 л.с. и моментом 780 ньютонов (ЯМЗ-53403-10, например). Но покупать их выйдет гораздо дороже, чем форсировать уже имеющийся «садковский» 150-сильный дизель. Велика вероятность, что это просто переделка одной модификации ЯМЗ в другую, заводскими деталями и прошивками.
А еще удаляют клапан EGR. В какой экологический класс после этого переходит машина — не совсем понятно, но для столь специальной техники это и не очень важно. Опять же, не могу утверждать, что у всех экземпляров убирают «экологию», но про тот, на котором удалось поездить — слышал от сопровождающих наверняка.
Вопросы по заявленной мощности и экологическому классу могло бы снять ОТТС (Одобрение типа транспортного средства). Но с этим сложно: в базах ОТТС и СБКТС Росстандарта документа на «Буран» нет. Хотя создатели машины утверждают: российское ОТТС имеется, только показать его не можем. Почему? А вот так.
В открытом доступе нашлось белорусское ОТТС, но там фигурирует мотор в 149 л.с, 5-ступенчатая коробка передач ГАЗ и экологический класс 5. Но последний — не результат испытаний конкретного автомобиля, а просто зачет данных из сертификата ЯМЗ, и к реальному транспортному средству эти данные прямого отношения не имеют.
Раньше оставляли стандартную газовскую коробку-«пятиступку», но потом перешли на 6-ступенчатый агрегат китайской фирмы Shaanxi Fast Gear (модель 6DS60T-B), причем некий усиленный вариант, который вместо штатных 600 Нм держит входной момент до 800 Нм. Более дорогая альтернатива — автоматическая коробка Allison серии 2100 (такая ставилась на автобусы «Вектор» Next), но для «Бурана» берут модификацию «под полный привод» с допустимым моментом 895 Нм.
Вероятно, когда-нибудь адаптируют и новый «автомат» ГАЗ-1K0806, спроектированный вместе с австрийцами, который уже понемногу ставят на ПАЗы. Балки мостов усиливают сообразно новым показателям крутящего момента. Но что происходит с другими элементами трансмиссии (карданными шарнирами, редукторами, дифференциалами) — не очень понятно.
Подвески дорабатывают радикально. Изменяют крепления амортизаторов, для чего приходится делать специальные опорные кронштейны, связанные с силовым каркасом, добавляют пружины, чтобы помочь рессорам выдерживать бронированную махину полной массой 9900 кг (это на 3050 кг больше, чем у «Садко» Next).
Гляньте, насколько непростые опорные элементы приходится сооружать:
Заодно монтируются дополнительные резиновые отбойники для рессор.
Передняя подвеска обогащается двумя длинными продольными реактивными тягами. В принципе, у «Садко» есть что-то подобное, но маленькое и сверху. Новые тяги расположены ниже рессор и они гораздо мощнее оригинальных. Если «садковские» только компенсируют моменты от моста, то эти работают еще и как направляющие элементы.
Полноприводный «Садко», в отличие от простого «ГАЗона», с завода не имеет стабилизаторов поперечной устойчивости, ограничивающих ходы подвесок. В «Буран» один стабилизатор вернули, задний.
Все новые силовые детали — усилители, кронштейны, опорные площадки — проходят гальванизацию. Это и красиво, и надежно. В производстве фирмы «Рида» вообще много технической эстетики: заводик компактен, безупречно чист, отлично освещен и оформлен не без вкуса. Здание, которому больше ста лет (оно принадлежало предприятию «Красное Сормово», находящемуся поблизости), своими силами привели в порядок, явно имея в виду мануфактурный стиль небольших европейских компаний, традиционно пестующих каждый исторический кирпичик, прошедший сквозь поколения.
Так вот, сверкающие цинковым покрытием новые элементы большей частью интегрированы в замкнутую силовую структуру.
Видите металлический кожух, как бы обтягивающий шасси снизу? Это так называемый экзоскелет — часть бронезащиты автомобиля, выполняющая еще и несущие функции. Вот как рассказывает о нем фирменная картинка:
А вот что увидим, если заглянем совсем снизу:
До мостов и подвесок экзоскелет не дотягивается, но тем не менее это все-таки MRAP, хоть и немного условный: угол стыковки защитных панелей посередине невелик, поэтому и защита от подрыва — не самая сильная сторона «Бурана». Впрочем, накопленный боевой опыт саму идею MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), то есть V-образного днища с противоминной защитой, подвергает сомнению. Дело в том, что MRAP хорошо работает, только когда взрывчатка закладывается строго по продольной оси автомобиля и взрывная волна отклоняется расчетно. Но если мина взорвется под углом к нормали, то разрушений может быть даже больше, чем при плоском бронированном днище. Так что конструкция нижней части экзоскелета «Бурана» — это такой компромисс, причем собранный из нескольких отдельных листов на болтах. Чтобы удобнее было обслуживать машину снизу.
Цельнобронированный кокон, конечно, защищает лучше, но обычное ТО он превращает в спецоперацию.
Давайте еще раз посмотрим на шасси:
Скоро на него смонтируют передний бронещит и силовой бампер с лебедкой.
Кузов «Бурана» — полностью бронированный (за исключением модификаций с тентованной грузовой площадкой).
Защищенность всегда вступает в противоречие с функциональностью. Но ребятам из «Риды» удалось пройти по тонкой кромке компромисса и сохранить в автомобиле большинство привычных удобств.
Испытатель, который показывал мне машину, говорил, что на некоторые «Бураны» ставили противоминные сиденья (по данным СМИ, именно такие образцы показывали на форуме «Армия-2020»). Но это должно быть логистически непросто: в России такие кресла не производят, поставки из-за рубежа попадают под санкции. Поэтому, например, для «Фалькатуса» их покупают из Англии через Казахстан. Были попытки адаптировать вертолетные кресла, но получается очень дорого. Так что если увидите «Буран» с сиденьями на вертикальных салазках, подвешенных к потолку — знайте, это эксклюзив.
Справа от ног водителя есть штуцер штатной пневмосистемы, из ресивера которой берется воздух для хознужд. В комплектации машины имеется специальный шланг с манометром и воздушным пистолетом: им и накачать колеса другой машины можно, и обдуть себя от песка.
Дается и провод для подвода внешнего питания, если разрядились аккумуляторы: в правой части моторного отсека имеется специальная розетка, очень солидная, с огромным запасом по току. Через нее можно подавать электричество и на лебедку, а для внешнего управления последней существует третий комплектный «шнурок».
Производство отменно оборудовано, ни в каких инструментах нет недостатка. И, повторюсь: производит впечатление образцовый порядок. Хотя почти все операции делаются вручную.
К сожалению, не все детали конструкции подлежат раскрытию, например, фотографии рулевого механизма и теплообменников попросили удалить. А кое-что вообще не позволили снимать, например, некоторые операции по производству бронестекла.
Да-да, «Рида» самостоятельно делает защищенные стекла, покупая заготовки у Борского стекольного завода. И они уже несут клеймо «Rida glass».
Оборудование тут самое современное: «цифровой» резак, автоклав…
Поскольку со всем этим хозяйством в виде брони и пулестойких стекол «Буран» весит от 7500 до 9100 кг (в зависимости от типа надстройки), то интересно, как он едет, и едет ли вообще.
Знаете, да.
Ни посадка в кабину, ни положение за рулем не вызывают проблем, тут вполне удобно и немножечко уютно. Сиденье захотелось поднять повыше — ан нет, все, диапазон выбран. Но в целом — как в кабине Next, и даже обзорность не сильно перекрывается толстенными бронестойками.
Маленький нюанс: в машине нет аудиосистемы, даже места для ее установки. Экранчик сверху — это для проецирования изображения с внешних видеокамер.
Машина «идет» мягко, по-кошачьи, немного переваливаясь с колеса на колесо. Это комфортно на невысокой скорости. Но стоит чуть «втопить» на неровностях — и подвеску «пробивает»: все-таки кузов очень тяжел. Получился такой антоним ралли-рейдовому болиду «КАМАЗ-мастера», на базе которого строятся «Фалькатусы» и «Ратники»: там подвеска относительно короткоходна и беспредельна по энергоемкости. Очень удобно для бронирования. Но трясет так, что святых выносить не придется — сами выбегут. В «Буране» же нужно просто правильно выбирать скорость на бездорожье: мчать не получится. Хотя рулится машина довольно точно и легко, спасибо «бошевскому» рулевому механизму с гидроусилителем и измененной сошке. Ну, насколько вообще может быть точной управляемость на шинах с такой высотой профиля. Явно они не подламываются, коридор «гуляния» за рамки разумного не выходит, но руль лучше держать покрепче.
Тормозит тоже неплохо для такой массы, с дифферентом, но не рыская.
А вот переключения передач на китайской коробке — ужас-ужас. Вверх еще ничего, но быстро перейти на пониженную без тренировки не выйдет. И это на полностью синхронизированной КП! Необходимость делать перегазовки в автомобиле 2021 года выпуска — это какой-то моветон, прости-господи. «Автомат» тут более чем уместен.
И тихо, очень тихо! «Бурану» вообще не нужна шумоизоляция, тишина в нем обеспечена конструктивно.
При всей ориентированности машины на бездорожье сапуны мостов остались на своих местах и глубокие водные преграды им противопоказаны. Конечно, в экстренном случае «Буран» преодолеет брод глубиной в 1,2 метра (шноркель не даст «захлебнуться») и доковыляет до базы. Но масло в мостах придется поменять.
Мы, кстати, не отказали себе в удовольствии принять небольшую водную процедуру. Не знаю уж, требовалась ли после этого профилактика…
Каждая машина проходит обкатку примерно 1500 км. Чтобы клиент мог послать ее сразу «в бой», не заморачиваясь устранением недостатков: их исправят до продажи. Это не столько великодушие производителя, сколько необходимость: газовские компоненты качеством далеки от идеала, заглянув под одну из машин, я обнаружил нещадно «запотевший» задний мост…
Прайс-листа на сайте «Риды» нет, но если сделать запрос от имени потенциального покупателя, то ответят: 11,3 млн рублей без учета базового шасси (это еще примерно 3 млн) за АРС 10, самую тяжелую десятиместную модификацию.
Сейчас производство «Буранов» только набирает обороты. Машину показывают всяким спецслужбам, инкассаторам, другим потенциальным заказчикам. Недавно ее испытывал спецназ в Чечне. Несколько образцов продано за границу. Вообще, внешние рынки, как уже было сказано, для создателей «Бурана» в приоритете, поэтому предлагаются и праворульные модификации.
Интересно, что внешнеторговая деятельность ведется через Белоруссию, где «Буран» сертифицирован как Asilak (по-белорусски это «богатырь»). Партнером в РБ выступает фирма «БСВТ — Новые технологии» (подразделение «Белспецвнештехники»), занимающаяся производством и экспортом оружия. Стороны старательно делают вид, что не имеют к друг другу отношения, но это просто сценарий, где всепонимающий зритель вписан в канву сюжета.
Белорусы делают из «Буранов» уже по-настоящему военные машины. Например, не так давно показали автомобиль с реактивной системой залпового огня «Флейта» — «Град» в варианте «лайт». Непонятно, это демонстрация возможностей или реальный продукт для вооруженных сил РБ, но на военном параде 2020 года в Минске он уже маршировал с иными представителями чисто армейской техники производства Белоруссии.
— Я настаиваю — продолжает писать Павел в Телеграме, уже после моего визита в Нижний, — «Рида» не делает военных машин, мы производим защищенные автомобили. Как ими распорядится заказчик — это его дело.
И всем все понятно.
Знаете, что любопытно? Меня несколько раз спросили в Фейсбуке: можно ли с «Бурана» свинтить на фиг броню, превратив его в нормальный внедорожник? Он будет удобнее и красивее «Садко» Next! Нет, свинтить нельзя, но…
В цехе я краем глаза увидел работу над новым двухосным шасси на базе «Садко». Оно явно предназначено не под бронированный кузов: нет дополнительных пружин поверх амортизаторов, сами амортизаторы закреплены заводским способом. Нет и экзоскелета, мощных полиуретановых подушек под кузов и пр. По всему следует, что готовится абсолютно гражданский вариант «Бурана». А если судить по сложному каркасу над двигателем, кабина у него будет как минимум интересная.
А как максимум — с местом под магнитолу.