Прошедший год внезапно стал шансом для новых электромобилей: традиционные машины с ДВС на фоне фактического прекращения официальных поставок новых иномарок стали неприлично дорогими, зато анонсированная сразу на двух заводах сборка минимум трех (а в перспективе — больше) моделей на электротяге плюс открывшееся окно параллельного (а чаще — «серого») импорта дали шанс любителям «электричества» приобрести транспортное средство по душе. Но столь ли богат выбор новых электромобилей, и не слишком ли «далеки они от народа»? Мы отправились в «рейд» по столичным автосалонам.
Сегодня все новые электромобили, предлагаемые в России, условно можно поделить на две категории: «белые» и «серые». Первые — те, что продаются в салонах официальных дилеров, с указанной РРЦ (рекомендованной розничной ценой) и гарантией от производителя. Теоретически к «белым» можно было бы отнести и «электрички», ввезенные по схеме параллельного импорта. Вот только проблема в том, что сегодня в России нет возможности легально узнать схему ввоза машины юрлицом (а именно они могут использовать такой способ для новых автомобилей). Соответственно, проверить утверждения неофициального дилера о параллельном ввозе того или иного электромобиля не представляется возможным. Поэтому «белыми» мы будем считать только те модели, которые прошли процедуру сертификации, имеют ОТТС и продаются в салоне официального дилера.
Как ни странно, такие модели в России есть! И первым в их ряду стоит бренд Evolute, принадлежащий российской компании «Моторинвест», собирающей на своем заводе под Липецком китайские «электрички» Aeolus E70 Pro и Dongfeng Seres 3. Первая модель — седан сегмента B+, получивший у нас имя Evolute i-Pro. Машина предлагается в единственной комплектации со 150-сильным электромотором и батареей емкостью 53 кВт⋅ч, позволяющей декларировать запас хода до 420 км (здесь и далее мы будем сообщать паспортные данные, однако необходимо учитывать, что на практике пробег на одной зарядке практически у всех электромобилей значительно ниже — в среднем не менее чем на четверть, а в зимних условиях он может снизиться и до половины от заявленного).
Помимо спорного с точки зрения эстетики дизайна многие задают вопросы и по единственно возможной комплектации. К примеру, почему здесь нет электроподогрева хотя бы передних кресел, а головная оптика — с не самыми экономичными по энергопотреблению галогеновыми фарами? У тех, кто уже испытал новинку в движении, есть претензии к шумоизоляции (мотор, как и полагается электромобилю, тих, но вот все остальное…). Впрочем, эти минусы можно списать на запросы «целевой аудитории», которую производитель видит в первую очередь среди таксопарков и прокатных фирм (в том числе и каршеринга).
Рекомендуемая розничная цена на электроседан составляет 2 990 000 рублей. И на сегодня это самый доступный новый электромобиль в России.
Вторая модель Эволюта «целится» уже на более широкую и преимущественно частную клиентскую аудиторию — кроссовер компактного сегмента Evolute i-Joy. Тоже не шедевр дизайна. Более того, в сегменте электромобилей он выглядит откровенно устаревшим. Хотя для кого-то его традиционный интерьер без гигантских экранов и сенсоров вместо классических кнопок окажется плюсом. С такой же, как и у седана i-Pro, батареей, у кроссовера более мощный электромотор (176 л.с.), из-за чего разгон до 100 км/ч здесь быстрее (8,9 секунды против 9,5 у седана), однако заявленный запас хода сократился до 405 километров.
Комплектация у i-Joy также единственная (и с теми же особенностями по фарам и подогреву кресел). Но рекомендуемая розничная стоимость ожидаемо выше — не менее 3 490 000 рублей.
Еще один электрокроссовер от «Моторинвеста» предлагается под своим оригинальным китайским именем Voyah Free, и из всех собираемых в России электромобилей этот, пожалуй, наиболее симпатичный.
Официальные продажи Вояха начались в последних числах прошлого года. Как и Эволют, он также предложен в единственной комплектации, однако, как и положено флагману, более богатой. Здесь не только полностью диодная оптика и кресла с подогревом, есть и вентиляция передних кресел, и даже функция массажа, не говоря уже про электрорегулировки в 12 направлениях. Также доступны электронные ассистенты водителя — от датчиков дистанции и контроля «мертвых зон» до контроля скорости по информации с дорожных знаков и даже системы ночного видения! Под стать и технические характеристики. Фри имеет два электромотора суммарной мощностью 490 л.с. (217 и 272 л.с. на передней и задней осях соответственно), батарею в 106 кВт⋅ч, заявленный запас хода в 500 км (причем по более реалистичному циклу WLTP, а не «сказочному» NEDC, которым до сих пор оперирует большинство китайских производителей), и разгон до 100 км/ч за 4,7 секунды.
Вот только ценник огорчает. Да что там огорчает — он шокирует: 7 990 000 рублей даже по нынешним временам — «за гранью». Еще не так давно в такую же сумму оценивались далеко не самые простые представители немецкого «премиума». Так там бренд, престиж, понты… А тут? Впрочем, мы уже не первый день замечаем сильно возросшую наглость наших китайских «друзей» на фоне их фактического доминирования на российском авторынке — от ценообразования до политики пресс-служб. Так или иначе, но желающих купить Voyah у официального дилера мы не заметили…
А вот еще один электрический кроссовер — среднеразмерный Skywell ET5 — выглядит чуть более перспективным именно благодаря не столь безумной стоимости. Хотя начальная комплектация Comfort за 4 480 000 рублей все равно по карману лишь избранным (есть еще Luxury за 4 980 000 руб.). Да и технические характеристики уже не столь выдающиеся. В частности, привод безальтернативно передний, электромотор выдает умеренно достаточные 204 л.с., а батарея в 72 кВт⋅ч обеспечивает запас хода в 520/400 км в зависимости от стандарта замеров (NEDC/WLTP соответственно). Разгон до «сотни» в 7,9 секунды в целом нормальный, однако максимальная скорость ограничена на уровне самого доступного Эволюта — всего 150 км/ч.
Кроме вышеназванных Evolute, Voyah и Skywell скоро ожидаются еще два официально представленных бренда с «электричками» — «Москвич» и Fukang. Первая модель — «Москвич 3е» — электрическая версия бензинового кроссовера «Москвич 3», с которым мы недавно смогли познакомиться, а вторая — Fukang ES600 — электрическая модификация седана Peugeot 408, которая производится в Китае на одном из заводов Dongfeng.
Однако новые электромобили, как мы уже сказали выше, можно купить не только у «белых» дилеров. «Электрички» с «нулевым» (или близким к оному) пробегом встречаются и в ряде салонов официальных дилеров ушедших из России брендов, а также на специализирующихся на электромобилях торговых площадках (условно будем называть такие «клубными дилерами»). С последними, к слову, не все так красиво, как у «официалов». Некоторые салоны свои машины не только хранят, но и выставляют прямо под открытым небом. В лучшем случае — на подземном паркинге. Учитывая стоимость предлагаемых ими машин, такой подход выглядит странным и напоминает продажу новых иномарок в 90-е. Более того, в некоторые такие салоны даже попасть не так легко: кто-то честно отдыхал в праздники, а кое-где работа вообще строится на принципе «по звонку»: то есть вы звоните по имеющемуся телефону (который вы либо подсмотрели в объявлении, либо получили от проверенного друга) и договариваетесь, где и когда вам соизволят показать товар…
Но есть и другая противоположность. Например, бывший автосалон «Рольф Премиум» теперь именуется «Рольф Electro». Однако основу экспозиции здесь по-прежнему составляют люксовые модели: клиентов встречают электрические Mercedes-Benz EQE AMG 53 4MATIC за 16 500 000 рублей и Mercedes-Benz EQS AMG 53 4MATIC за 19 500 000.
Впрочем, есть и более демократичные предложения. Например, BMW iX разных версий (xDrive40 или xDrive50) от 9 300 000 рублей (заявлены новыми, но практически все — 2021 года выпуска), Tesla Model 3 (Long Range или Performance) от 5 600 000 рублей и даже простонародный Renault Megane E-Tech за 4 300 000.
Теслы, к слову, новыми доступны не только в виде младшей «трешки». Вот, к примеру, кроссовероподобный (именно что «подобный» — я не представляю этот четырехколесный гаджет даже на дачном проселке…) хэтч Tesla Model Y Performance — 450 л.с., 451 км заявленного запаса хода, 241 км/ч максимальной скорости и всего 3,7 секунды разгона до первой «сотни» — предлагается за 6 500 000 рублей.
В салоне Kvanta есть еще более динамичная «электричка» от Илона Маска — седан Tesla Model S Plaid с заявленной мощностью 1020 л.с., максимальной скоростью в 322 км/ч и разгоном до первой «сотни» за 2,1 секунды. Круто? Безусловно. Как и ценник в 14 390 000 рублей.
Впрочем, более интересным нам показался лифтбек Zeekr 001 в версии We Edition Dual Motor. Правда, эта «электричка» не совсем новая: пробег у нее заявлен в 4900 км. Но год выпуска и цена — как у нового: 2022-й и 6 300 000 рублей соответственно. Так что если муха и сидела здесь, то в медицинской маске 😊
Условно новым можно считать и BYD Tang EV — среднеразмерный кроссовер с полным приводом, батареей в 108,8 кВт⋅ч , заявленным запасом хода в 635 км и мощностью 517 л.с. Здесь также 2022 год выпуска, однако озвученный пробег значительно ниже — 682 км. Может, первый владелец в Китае просто не разобрался в особенностях машины и ездил, пока заряд не кончился? 😊
А вот еще один «китаец», но с обратной условностью новизны: без пробега, но аж 2020 года выпуска. Это Chery eQ5 — еще один среднеразмерный кроссовер, отличающийся от других наличием только заднего привода. Да и мощность электромотора не выдающаяся — всего 177 л.с. Не это ли причина того, что машина как минимум два года не находит себе первого владельца, даже несмотря на относительно невысокую стоимость в 2 900 000 рублей?
Ну и конечно, нельзя обойти вниманием представителей еще одного бренда, официально из России ушедшего, но тихо возвращающегося «окольным путем» и под восточной «маской». Да, мы говорим о Volkswagen, который уже появляется у официалов под брендом Jetta. Но Джетта — аналог Таоса (а в будущем — еще и Поло), в случае же с «электричками» об официальных поставках речи нет. Зато есть поставки «серые» (или «параллельные», но для покупателя-частника это по большому счету не особо и важно), какие практикуют (и за счет которых отчасти заполняют свои шоурумы) некоторые бывшие дилеры VW. Речь о компактном кроссовере Volkswagen ID.4 и среднеразмерном ID.6. Причем второй — наиболее массовый в продаже, да еще и представлен не только в разных технических, но и в двух стилистических модификациях — ID.6 X и ID.6 Crozz.
По технике обе версии ID.6 могут иметь задний либо полный привод, причем полноприводная мощнее за счет дополнительного 109-сильного электромотора на передней оси (сзади — мотор мощностью 204 л.с., но базовая заднеприводная модификация может оснащаться и 180-сильным мотором). Еще одной особенностью электрического Фольксвагена стоит считать семиместный салон. Ну, семиместный он, конечно, условно: как и в подавляющем большинстве бензиновых кроссоверов третий ряд скорее для детей, причем желательно даже не подростков. Зато на среднем ряду более чем удобно, особенно если здесь не трехместный диван, а два раздельных «капитанских» кресла…
Остается только два вопроса: подойдет ли вам заднеприводный кроссовер в качестве семейного минивэна и готовы ли вы отдать за такой электромобиль не менее четырех миллионов?
Что касается «младшего» ID.4, то здесь все почти то же самое, кроме мощности базовой заднеприводной версии (170 л.с.), дополнительного переднего электромотора (здесь он добавляет только 95 л.с. к 204-сильному заднему) да отсутствия третьего ряда сидений. При этом стоимость не сильно ниже «старшей» модели — минимум, встретившийся нам у одного из подмосковных дилеров, составлял 3 935 500 рублей, причем с соблюдением ряда условий, оговариваемых с менеджером в индивидуальном порядке.
А можно дешевле?
В прошедшем году в России действовала госпрограмма субсидирования приобретения нового электромобиля отечественной сборки, благодаря которой стоимость покупки можно было снизить разом на 25% (но не более чем на 625 000 рублей). В новом году эта программа пока не возобновлена.
Также пока нет информации о возможном снижении или даже полном обнулении пошлин на ввоз электромобилей (эти пошлины были возвращены в начале прошлого года). Такая мера позволила бы приблизить стоимость многих «электричек» к ценам на традиционные автомобили с ДВС.
Собственно, на этом предложение новых (или условно новых) электромобилей в наличии у официальных, а равно бывших официальных и «клубных» дилеров Москвы можно считать исчерпывающим. Но не окончательным — ведь в нынешних реалиях уже раскачана тема покупки нового автомобиля за рубежом под заказ. Да, это требует обходных путей и помощи третьих (а нередко четвертых-пятых и т. д…) лиц. При этом новым с точки зрения закона этот автомобиль считаться не будет. Официальной гарантии на него также не положено… Впрочем, все это актуально и для классических автомобилей с ДВС. Вот только по ним и ремонтные базы с компетенциями распространены куда как шире и доступнее, да и география поездок ограничена не только длиной зарядного кабеля.
И все же — если вам хочется непременно новый электромобиль, да без ожидания, в наличии, предложения можно поискать в нашей базе объявлений — не менее пяти сотен вариантов к вашим услугам!
P. S.
Остается туманным вопрос спроса на новые электромобили. Сравнивать статистические данные по продажам обычных и электрических машин пока преждевременно. Хотя бы потому, что продажи электромобилей Evolute начались лишь в последних числах октября и всего в десяти регионах России. Skywell в продаже с конца ноября, причем дилерских центров этого бренда еще меньше, чем у Эволюта. Официальные продажи Voyah стартовали в последних числах декабря, а электрический «Москвич 3е» и вовсе в продажу пока не поступал. Впрочем, электромобили отечественной сборки имеют шанс на приобретение как минимум в госструктуры, таксопарки или службы проката (в том числе и в каршеринг) — тот же «Москвич» может быть распределен туда в добровольно-принудительном порядке 😊
Одно можно сказать точно: пока в стране не будет развита сеть зарядных станций (и не только в городах, но и на всех федеральных трассах!), а стоимость электромобилей не сравняется с ценой (или хотя бы приблизится к ней) на машины с ДВС, рассчитывать на массовый покупательский интерес частных покупателей к автомобилям на батарейках как минимум наивно…