Попробуем разобраться с этим, и для начала отметим, что уже два наших прогноза, выданных в начале года, сбылись. Во-первых, мы говорили, что АВТОВАЗ не выполнит и без того урезанный план производства на 2023 год — по итогам третьего квартала стало ясно, что так и будет. Во-вторых, мы прогнозировали, что к концу года доля машин китайских брендов превысит 50%. Половины рынка «китайцы» достигли уже в третьем квартале — их машины выбрали 169 тысяч покупателей, и нет сомнений, что к концу года «экватор» будет пройден, даже если Минпромторг еще раз взвинтит утильсбор тысяч эдак до пятисот… Вы удивитесь, но китайские импортеры к этому уже морально готовы…
Для начала дадим пояснения по некоторым важным событиям, случившимся в третьем квартале, и оценим их возможное влияние на рынок. Начнем с ограничений, анонсированных Минпромторгом и введенных с 1 октября, на оформление ЗОЕТС (Заключение об оценке единичного транспортного средства). Напомним, что этот документ нужно получать на каждый экземпляр автомобиля, ввезенный юрлицом или ИП, и этот сертификат фактически заменяет ОТТС (Оформление типа транспортного средства), оформляемый правообладателем.
ЗОЕТС ввели в июле прошлого года в рамках действия нормативной базы по параллельному импорту, однако то ли по недосмотру, то ли по глупости, то ли из-за наличия юридических «дыр» НАМИ выдавал этот документ всем желающим. Разрешение не спрашивали не только у правообладателя, попавшего в «параллельный список» Минпромторга, но и вообще у любого правообладателя — даже «дружественного», не ушедшего из РФ. К примеру, в списке марок, доступных для параллельного импорта (ПИ), никогда не было ни одного китайского бренда, однако самый широкий набор китайских моделей завозили по ЗОЕТС все кому не лень, причем не только по тем моделям, которые официально не были представлены в России, но и по тем, бренды которых давно ведут в России бизнес!
Но вот вроде бы очнулись: с 1 октября Минпромторг запретил выдавать ЗОЕТС на модели, брендов которых нет в списке параллельного импорта. Мы зашли в реестр ЗОЕТС — и что же? Обнаружились документы на китайские Lixiang и Zeekr с началом срока действия в первых числах октября, притом что этих брендов отродясь в списке ПИ не было. То ли сертификаты были выданы еще в сентябре, то ли механизм, как обычно, работает с перебоями — будем следить за ситуацией.

Завершая разговор по этому вопросу, отметим, что в целом с июля прошлого года было выдано 126 687 ЗОЕТС (в том числе и на грузовики), то есть какого-то существенного влияния на рынок в целом этот механизм не оказал. Между тем директор бренда Omoda в России Виктор Нащанский считает, что изменения, вводимые с октября, позволят импортерам отчасти компенсировать падение продаж из-за повышения утильсбора. Шеф-редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто считает, что пока параллельный импорт отменять не будут еще как минимум год. Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков высказался более обстоятельно: «Все законы у нас — гибкие: вот вроде “китайцев” нельзя было ввозить по параллельному импорту, но “на местах”, в частном порядке все можно было решить. Я думаю, что этот “хвост” будут резать постепенно, будет ступенчатое ужесточение правил по “параллельному” ввозу. В течение года “калитку” закроют практически полностью, но лазейка “для своих” останется». Кроме того, Сергей отметил сокращение доли всего неофициального импорта (включая параллельный): по итогам сентября он составил 11%. Другие наши собеседники считают, что полная отмена «параллельного» механизма станет следствием достижения некоей психологической отметки продаж в диапазоне от 1,2 до 1,5 миллиона новых машин в год.

Перейдем к состоянию рынка и начнем с брендов «Автотора». Поскольку дилер «Обухов» вышел из проекта по дистрибуции автомобилей марки SWM (вполне может быть, в связи с затяжкой сертификации и трудностями на этапе приладочной сборки), заводу пришлось срочно готовить дистрибуцию по схеме Kaiyi и BAIC. Уже после этого представители «Автотора» на МИМС-2023 обещали, что машины SWM доедут до дилеров в сентябре, но вот и октябрь уж наступил, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей, но продажи так и не начались. Более того, по состоянию на 4 октября не работал российский сайт марки, хотя дилеры — что московские, что региональные, вовсю собирают предоплату.




А что происходит на АВТОВАЗе? Проект с запуском перелицованного FAW на бывшем заводе Toyota под Санкт-Петербургом, похоже, закончился пшиком: пилотную партию FAW Bestune 77 собрали отверткой еще в июне, машину сертифицировали как Lada X-Cross с перезачетом почти всех документов. Напомним, что FAW Bestune 77 официально импортируется из Китая представительством марки в России, и за первые девять месяцев 2023 года на учет встала 1651 машина. Из них в сентябре продано 274 штуки, из которых 218 выпущены в 2023 году. При этом Lada X-Cross пока даже не появилась на официальном сайте Lada. Официально в статистику попали лишь два экземпляра по августу, причем один — на юрлицо, второй — на физлицо. Еще на МИМС, прошедшем в конце августа, мы попытались разговорить по вопросу перспектив X-Cross Александра Виноградова, который отвечает на АВТОВАЗе за взаимодействие с федеральными органами власти. Однако ничего конкретного от него не услышали, хотя Александр подтвердил, что утильсбор за X-Cross будет такой же, как и за привезенный из Китая FAW Bestune 77. «Когда речь шла о повышении утилизационного сбора, мы прекрасно понимали, что на этапе низкой локализации мы будем платить столько же, сколько и за импорт». По вопросу усиления локализации Александр огорошил нас следующим суждением: «Что касается штамповки, тут вопрос пока дискуссионный — нужно ли это вообще делать исходя из особенностей проекта. Понятно, что сборка DKD не проходит по экономике, но и штамповать детали кузова исходя из получения наибольшего количества баллов за использование российской кузовщины и металла — это, извините, кирдык. В общем, я не вижу причин, по которым мы должны заморачиваться на штамповке». Затем мы поинтересовались, как Александру видится выход на график целевой локализации Минпромторга: «Достижение целевой локализации априори невозможно для всего модельного ряда». На вопрос, какова стратегия развития завода в Санкт-Петербурге, Александр сказал, что он этой темой не занимается. Короче говоря, поскольку DKD-сборка выходила дороже импорта даже с предыдущим размером утильсбора, АВТОВАЗу невыгодно собирать в Санкт-Петербурге китайские машины. Впрочем, не исключено, что проект подвис из-за санкций.

Из инсайда, опубликованного нашим коллегой Сергеем Цыгановым по вопросу развития бывшего завода VW под Калугой, ясно, что одним из брендов, планируемых к сборке на нем, будет Chery: в октябре на завод должна поступить партия из 120 комплектов Tiggo 7 Pro MAX под отверточный выпуск. 30 машин будут собраны в этом году, в том числе и для прохождения сертификации. Поскольку выпускать машину по DKD, да еще и по контрактному формату заведомо невыгодно, остается предположить два варианта развития событий. По первому (фантастическому) Chery в сжатые сроки создаст в Калуге сборку с высокой локализацией (более 2000 баллов). По второму (реалистичному) — все это нужно только для формальной отчетности и громких сообщений о возрождении производства. Мы проконсультировались со специалистами, и они однозначно сказали нам, что если завод не имеет статуса резидента Особой экономической зоны, то даже сборка SKD-4, тем более контрактная, совершенно невыгодна. Впрочем, о результатах этих консультаций надо говорить отдельно, тем более что Chery и без всякой российской сборки показывает уверенный рост, набирая аж 38% к результатам второго квартала и занимая первое место среди иномарок. Однако и здесь не все безоблачно.

Свой микрорекорд есть и у Haval: его Jolion стал самой популярной иномаркой сентября, обойдя Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX. Рискнем предположить, что к концу года Jolion догонит или даже обгонит модель Chery, поскольку на него в целом цена ниже, часть утильсбора компенсируется, а кроме того, еще до конца года может дать эффект повышение локализации кузовной штамповки, если, конечно, элементы кузова c московского предприятия «Альфа Аутомотив Техноложиз» уже пойдут на конвейер завода в Тульской области. По сообщениям ААТ, там начали тестировать оснастку еще в конце сентября.

Итак, резюмируем. В третьем квартале все ключевые игроки рынка сильно прибавили (меньше всех в относительных показателях — Lada), однако прогнозировать дальнейшее мы пока не возьмемся. То ли наших сограждан прорвало, и они, невзирая на утильсбор и былой скепсис к китайскому автопрому смирились с машинами из Поднебесной, то ли результат третьего квартала — это кумулятивный эффект, состоящий из отложенного спроса и прочих факторов. За подробностями мы, как всегда, отсылаем наших читателей к таблицам с результатами, а особо важные для рынка небольшие бренды вроде «Москвича» рассмотрим в отдельных заметках, так что следите за новостной лентой.
Топ-10 брендов, результаты за 1-3 квартал 2023 года
Марка | 1–9 мес. 2023 года | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | |
1 | Lada | 225 637 | 63 457 | 71 092 | 91 088 |
2 | Chery | 83 425 | 20 388 | 24 744 | 34 228 |
3 | Haval | 69 158 | 16 012 | 22 539 | 30 607 |
4 | Geely | 59 024 | 11 980 | 20 701 | 26 343 |
5 | Exeed | 29 659 | 7270 | 9268 | 13 121 |
6 | Omoda | 29 558 | 5405 | 8395 | 15 758 |
7 | Kia | 27 111 | 8835 | 9647 | 8629 |
8 | Changan | 26 988 | 1799 | 6962 | 18 227 |
9 | Hyundai | 21 458 | 6955 | 8073 | 6430 |
10 | Toyota | 17 962 | 4377 | 6357 | 7228 |
Chery
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
Tiggo 4 Pro | 2978 | 3080 | 3750 | 21 426 |
Tiggo 7 Pro/7 Pro MAX | 5329 | 6946 | 5523 | 38 283 |
Tiggo 8 Pro MAX | 1291 | 1575 | 1412 | 10 924 |
Tiggo 8 Pro | 357 | 518 | 261 | 3683 |
Tiggo 8 Pro e+ | 47 | 61 | 50 | 253 |
Haval
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
Dargo | 1315 | 1568 | 1728 | 9082 |
F7/F7x | 2474 | 2640 | 2013 | 20 382 |
H9 | 306 | 309 | 31 | 2451 |
Jolion | 4304 | 5284 | 5733 | 34 613 |
Geely
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
Atlas Pro | 1382 | 2002 | 1659 | 11 969 |
Coolray | 3931 | 3009 | 3214 | 27 445 |
Monjaro | 1539 | 1759 | 2863 | 8710 |
Tugella | 1892 | 1553 | 1356 | 10 549 |
Exeed
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
LX | 1733 | 1997 | 1762 | 11 774 |
TXL | 1157 | 1433 | 1056 | 9265 |
VX | 731 | 865 | 684 | 6909 |
RX | 31 | 642 | 1010 | 1685 |
Lada
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
Granta | 16 250 | 16 037 | 19 365 | 145 723 |
Niva Legend | 2989 | 3262 | 4137 | 25 607 |
Niva Travel | 3046 | 4249 | 5009 | 32 696 |
Vesta | 5041 | 5128 | 6396 | 20 534 |
Omoda
Модель | Июль | Август | Сентябрь | 1–9 мес. 2023 года |
C5 | 3809 | 4632 | 4070 | 25 926 |
S5 | 749 | 1343 | 1155 | 3632 |