Отечественные автомобили приняли на себя весь удар войны — почти весь сектор промышленности работал на оборону. Впрочем, на нашей стороне иномарки тоже воевали. Сегодня мы поведаем про легендарную технику СССР и интересные американские образцы, которые поставлялись по ленд-лизу и, скорее всего, неизвестны широкому кругу пользователей. Исключение, вынесенное за скобки нашего повествования, — славный внедорожник Willys MB. Наверняка про него каждый нет-нет да и слышал.
ГАЗ-АА
Горьковский завод дал фронту огромное количество машин, танки Т-60 и самоходные установки СУ-76/СУ-76М. Но в первую очередь он ассоциируется с массовым грузовиком по прозвищу «полуторка», данному за грузоподъемность в полторы тонны. Трудяга являлся версией Ford Model AA (1927–1932 годов), собранной из советских комплектующих и с рядом отличий от оригинала. Например, применялся усиленный картер сцепления и измененный рулевой механизм. Мотор — надежный 3,3-литровый четырехцилиндровый мощностью 40 «лошадей». Газовское производство стартовало задолго до войны — в начале 30-х годов. Во время Великой Отечественной простой и неприхотливый грузовик сыграл огромную роль: доставлял боеприпасы, бойцов и продовольствие, эвакуировал раненых. В 1938-м появился модернизированный вариант ГАЗ-ММ. Среди его особенностей более мощная 50-сильная «четверка», новый рулевой механизм и карданный вал, усиленная подвеска и прямые крылья.
ЗИС-5
Родословная трехтонного грузовика по прозвищу «Захар» и «Захар Иванович» тоже уходит корнями за океан: по сути, это дальнейшее развитие «американца» Autocar Dispatch SA. ЗИС-5 прославился высокой надежностью, простотой в ремонте и обслуживании, хорошей проходимостью. Шестицилиндровый двигатель объемом 5,6 литра (73 л.с.) в среднем выхаживал до капремонта порядка 70 тысяч километров — вдвое больше «полуторки». Интересно, что «Захар Иванович» первым среди советских машин получил встроенный компрессор для накачки покрышек, комплектовался бензонасосом и электростартером. В военные годы наладили сборку максимально упрощенного исполнения ЗИС-5В с деревянной кабиной, тормозами только на задней оси и одной фарой.
ЯГ-6
Пятитонный грузовик Ярославского автозавода был одним из основных в Красной армии. Это чрезвычайно простой и выносливый трудяга — с деревянной кабиной и рамой из обрезков промышленного швеллера. Рядная 5,6-литровая «шестерка» ЗИС-5 мощностью 73 л.с. стала камнем преткновения — в 1943 году производство пришлось прекратить, поскольку не хватало агрегатов. Всего смогли собрать 8075 единиц. На фронте ЯГ-6 буксировали орудия калибром до 122 мм, доставляли топливо и боекомплекты. Кроме того, ярославские машины приняли участие в знаменитом марше пленных немцев в Москве 17 июля 1944 года. Напомним, в тот день по Садовому кольцу и другим улицам прошли 57,6 тысячи захваченных солдат и офицеров. После их шествия «поливалки» на базе ЯГ-6 вымыли столицу.
ГАЗ-М-1
«Эмка» 1936–1942 годов — наследница ГАЗ-А, первой советской массовой легковушки и копии Ford Model A. В случае с М-1 за основу тоже бралась фордовская конструкция, но советские инженеры ее не копировали, а серьезно переделали и адаптировали к отечественным условиям эксплуатации. Например, рама переработана и усилена, изменен рулевой механизм и подвеска, применены штампованные колесные диски вместо спицованных и подушки крепления двигателя для снижения уровня вибраций вместо жесткой установки агрегата на Форде. Мотор — 50-сильный «три и три». В годы войны ГАЗ-М-1 чаще всего был штабным или командирским автомобилем. На его основе созданы многочисленные модификации, включая легкий артиллерийский тягач с системой полного привода и опытный трехосный пикап.
ГАЗ-61
Упомянутый выше тягач на базе «эмки» входил в «61-е» семейство наряду с ГАЗ-61-73 — одним из первых в мире полноприводных внедорожных седанов, который выпускался с 1941 по 1945 год малыми тиражами. Вариант ГАЗ-61-40 был адресован высшему командному составу Красной армии и сначала поставлялся с открытым кузовом, а затем и с закрытым. Шестицилиндровый двигатель объемом 3,5 литра (85 л.с.) позволял набирать скорость свыше 100 км/ч. На «шестьдесят первых» ездили маршалы Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский и Иван Степанович Конев.
Studebaker US6
Один из самых массовых ленд-лизовских автомобилей практически не служил в американской армии, поскольку Studebaker Corporation проиграла тендер General Motors и International Harvester. Зато US6 сполна выполнил свой долг по ту сторону Атлантики. Количество переданной техники отличается в зависимости от источника, но оно определенно превышает 100 тысяч штук. «Студер» выпускался в трехосном варианте, с колесной формулой 6x6 и 6x4. Двигатель — рядная 5,2-литровая бензиновая «шестерка» Hercules JXD мощностью 95 л.с. После испытаний с 18 июля 1942 года по 15 мая 1943-го (организованы техническим комитетом Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной армии) была выпущена документация с увеличенными допусками грузоподъемности — до четырех тонн против рекомендованных производителем 2,5 тонны. По укатанным грунтовкам US6 мог перевозить и больше, но запомнился другим — он стал фактически основным шасси для установки знаменитой реактивной артиллерии «Катюша».
Ford 2G8T/G8T
Это второй по массовости ленд-лизовский «американец»: некоторые источники сообщают о более чем 80 тысячах экземпляров. Первоначально наша страна получала гражданские грузовики Ford 2G8T с 3,7-литровым шестицилиндровым двигателем и вакуумным усилителем тормозов. Зимой 1942–1943-го их начали везти в виде машинокомплектов для сборки на мощностях ГАЗа. В 1943-м прибыла военная версия Ford G8T (она же Форд-6, маркировка выдана согласно количеству «котлов»). Среди особенностей — дополнительный топливный бак, специальные амортизаторы, буксировочный крюк, многослойные покрышки, усиленные крепления колес, тент и откидные скамьи в кузове.
Chevrolet G506
Грузовые полуторатонные Chevy были одними из первых ленд-лизовских машин, причем на территорию Родины они прибыли в немалых количествах — известно о 47,7 тыс. экземплярах. Считается, что с появлением G506 (а также Studebaker US6) весной и летом 1943 года у Красной армии заметно улучшилась логистика и транспортные возможности. Внедорожные полноприводники использовались для буксировки полевой артиллерии и перевозки личного состава, а также для тыловой работы в сельском хозяйстве и строительстве. Chevrolet производился с разными вариантами кузова, тремя версиями колесных баз и 3,9-литровой бензиновой рядной «шестеркой». Коробка передач 4-ступенчатая, тормоза с пневмоусилителем, привод полный с демультипликатором.
Dodge WC
История Dodge WC (Weapons Carrier, «носитель оружия») достойна отдельного рассказа как минимум из-за огромного количества модификаций. Если вкратце, то военный внедорожник построен на рамной платформе пикапа, комплектовался рядными шестицилиндровыми моторами и носил прозвище Dodge-«три четверти» за грузоподъемность в 750 кг, или ¾ тонны. Среди ленд-лизовских машин он определенно один из красивейших и харизматичных — кажется, один только его грозный вид мог обратить врагов в бегство! Поставлялся, как правило, в трех исполнениях. Базовое — восьмиместное WC-51 с тентом. Оснащенное лебедкой WC-52 перевозило солдат, выполняло задачи разведывательного и командирского транспортного средства. Наконец, был и цельнометаллический WC-53 с радиостанцией. Данные о тиражах отличаются в зависимости от источника, но встречавшаяся нам «верхняя граница» — 25,2 тысячи машин.
Dodge WF-32
Марка концерна Chrysler поставляла не только полноприводный внедорожный WC, но и грузовик WF-32. Сборка велась в Иране (с 1942 по 1944 год), а затем машины перегонялись через Азербайджан. Этих «американцев» легко отличить от другой ленд-лизовской техники благодаря характерному дизайну кабины в сочетании с высокими бортами кузова. Под капотом — шестицилиндровый бензиновый «три и девять». В 1944 году Красная армия отказалась от Dodge и переключилась на Форд-6, поскольку нужно было добиться большей степени унификации используемых машин.