Исходя из предложений на Drom.ru, можно выделить два основных типа объявлений о продаже бывших вояк. Это б/у техника из частных рук и машины с консервации. Во втором случае речь о списанных экземплярах с минимальным пробегом, реализуемых компаниями-посредниками. Эту технику военные поставили на консервацию практически сразу после того, как она сошла с конвейера, что означает — автомобиль обработали консервирующими составами, а из всех узлов и агрегатов удалили все технические жидкости. После списания такая техника проходит демилитаризацию, лишается всего вооружения и реализуется на аукционе. Скупают ее обычно посреднические компании с целью дальнейшей перепродажи. У таких перекупщиков часто есть соответствующая техническая база для ремонта, обслуживания, а также тюнинга.
Схема покупки «дембеля» схожа с автомобильной, а точнее, с тракторной. Именно к этому типу техники с точки зрения законодательства приравнивается бывший боевой транспорт. Сначала продавец снимает машину с учета в Гостехнадзоре, потом заключается договор купли-продажи. Сверка номеров кузова, рамы и шасси с теми, что указаны в ПСМ (паспорт самоходной машины, аналог ПТС) — строго обязательна. На учет техника ставится также в Гостехнадзоре. Перед регистрацией нужно оформить ОСАГО. В конце процедуры оформления покупатель получает: ПСМ с отметкой Гостехнадзора о постановке на учет, государственный регистрационный знак, свидетельство о регистрации машины и талон о прохождении техосмотра. Последний возможно получить только после приведения техники в соответствие ГОСТу, то есть установив зеркала, «поворотники», фары.
Для управления бывшей военной техникой нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией, соответствующей параметрам броневика. Например, на БТР-50 это категория D (для самоходных машин с двигателем мощнее 150 л.с.). Можно или нельзя эксплуатировать «бывшего военного» на дорогах общего пользования, также зависит от его характеристик. В первую очередь от ширины. Если она меньше установленных ГОСТом 2,55 м, то выезд на дороги общего пользования возможен — за исключением мест, где запрещено движение тракторов, и там, где нет дорожного знака «Ограничение ширины» (3.14) или знака «Дорога для автомобилей» (5.3). Если же ширина броневика превышает 2,55 м, то выезд на дороги общего пользования возможен только после оформления специального разрешения, по заранее согласованным с ГИБДД маршрутам и с машинами сопровождения. Технике на гусеничном ходу путь на обычные дороги заказан в принципе.
А теперь взглянем, что предлагает любителям экзотики в стиле «милитари» рынок б/у. Мы выбрали восемь наиболее интересных машин.
Легкий разведывательный, штабной и связной бронеавтомобиль. Производился серийно с 1957 по 1966 год. Он же «Бардак». Попасть внутрь — уже приключение. По лесенке, закрепленной на корме, забираешься на «палубу», откидываешь бронелюк и лезешь в пассажирский отсек. До кресла мехвода пробираешься, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами. Из-за двигателя (рядная бензиновая «шестерка» объемом 3,48 л, 90 л.с., 220 Нм), установленного в передней части массивного корпуса, обзорность вперед никакая. Крутить руль — тяжелая работа. Рулевое управление с редуктором от 157-го ЗИЛа и огромные размеры «баранки» помогают мало. Передачи в 4-ступенчатой коробке переключаются с двойным выжимом сцепления. У тормозов нет никаких усилителей.
Зато «Бардак» умеет плавать. Благодаря водомету на корме, всасывающему и выталкивающему воду, БРДМ может передвигаться по воде со скоростью до 9 км/ч. Где именно выползать на берег, ему все равно. В обычных режимах движения он заднеприводный, подключить передний мост можно даже на ходу, не дожидаясь пробуксовки. В дополнение к клиренсу в 315 мм есть «понижайка» плюс блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов. А главный козырь — возможность задействовать четыре вспомогательных колеса, расположенных в пределах колесной базы. В режиме 8×8 БРДМ легко преодолевает рвы шириной до 1,2 метра и 30-градусные подъемы. Способен забраться на стену высотой до 0,4 метра.
Неудивительно, что такой талантливый универсальный транспорт мечтают заполучить охотники, рыболовы и любители экстремального бездорожья. Но в силу возраста количество БРДМ-1 на вторичном рынке невелико. На данный момент в продаже лишь один экземпляр 1960 года выпуска с наработкой в 500 м/ч. Цена 700 000 рублей.
Эволюционное развитие БРДМ-1, «Бардак» номер 2, также оснащенный четырьмя дополнительными колесами. Клиренс еще больше — 330 мм.
Одно из основных отличий — переезд двигателя в кормовую часть. Но мотор другой — ЗМЗ-41 (140 л.с., 350 Нм). Это дефорсированный алюминиевый V8 5.5 от «Чайки» ГАЗ-13, рассчитанный на бензин АИ-80. Для гражданской эксплуатации потребуется его адаптация под обычный АИ-92. Можно, конечно, заморочиться со свапом на более экономичный и подходящий для бездорожья дизель. Но к подбору «донорского органа» нужно подходить грамотно, чтобы не нарушить развесовку. V8 на БРДМ-2 полностью алюминиевый, и более тяжелый двигатель может существенно ухудшить проходимость и плавучесть. К тому же во избежание попадания воды мотор тут расположен в тесном закрытом отсеке. Доступ снизу к нему отсутствует. Чтобы добраться до двигателя даже для проведения ТО, нужно снимать верхнюю защитную бронеплиту и салонную перегородку. Несколько облегчает обслуживание остальных узлов «второго» «Бардака» его унификация с ГАЗ-66, от которого взята, например, начинка «раздатки».
На данный момент есть порядка десяти предложений о продаже БРДМ-2. Цены начинаются от 550 000 рублей.
Экземпляр 1983 года с хранения, фактически без пробега, прошедший предпродажную подготовку и не требующий вложений, стоит уже 850 000 рублей.
Минимальная цена доработанного для охоты и рыбалки БРДМ-2 1983 года с наработкой в 300 м/ч — 1 150 000 рублей.
У перекупщиков цены на экземпляры с минимальным износом выше. Стоимость машины 1993 года выпуска без доработок с наработкой в 10 м/ч начинается от 980 000 рублей без учета доставки.
БРДМ-2 1991 года без пробега, но в тюнинге, стоит от 1 700 000 рублей.
Бронетранспортер, базирующийся на шасси плавающего танка ПТ-76. Благодаря рядному 6-цилиндровому дизелю (240 л.с., 1130 Нм) демонстрирует наземную скорость до 45 км/ч и скорость на воде до 10 км/ч. Гусеничный ход, относительно легкий вес и клиренс в 270 мм обеспечивают БТР-50 отличную проходимость. Имеет огромный запас плавучести. Способен высадить десант на берег даже при плохих погодных условиях и волнении на воде. Может брать на борт до 20 человек. Пассажирский бокс имеет встроенный отопитель. Ввиду малой площади остекления имеет проблемы с обзорностью. Именно поэтому созданный на его базе и рекомендованный к покупке гражданский «Амур-ГМ» отличается от прародителя в первую очередь просторной кабиной с крупным лобовым стеклом из трех секций.
На рынке есть около пяти предложений о продаже БТР-50. Самый недорогой экземпляр 1990 года продается под восстановление или на запчасти за 240 000 рублей.
БТР-50 1998 года выпуска с доработанным салоном и 6-цилиндровым грузовым дизелем ЯМЗ-236 (180 л.с., 667 Нм) оценивается в 2 500 000 рублей.
Идейный последователь бронетранспортеров 60-й и 70-й моделей. Гражданский внедорожник на его базе носит обозначение ГАЗ-59037.
Оригинальный БТР-80 комплектуется дизельным V8 КАМАЗ-7403 (260 л.с., 785 Нм) и 5-ступенчатой коробкой с колесными редукторами (как у УАЗа с «армейскими» мостами). Оснащен блокируемым межосевым дифференциалом и самоблокирующимися дифференциалами мостов, но лишен межколесных блокировок. Поэтому уступает по проходимости наследнику — БТР-82. Но все равно по грунтовке БТР мчит, как по рельсам, не сваливаясь с траектории. Руль, несмотря на большой люфт (ни один механизм не выдержит жесткой связи при таком весе), на большой скорости позволяет довольно точно корректировать движение. Как и у предшественников, вход в пассажирский отсек открывают двустворчатые люки по двум бортам. Створки тяжелые, обращение с ними требует сноровки.
Предложения о продаже оригинальных БТР-80 — редкость. На данный момент в продаже только гражданский ГАЗ-59037 на его базе. Экземпляр 1988 года выпуска с хранения стоит 2 100 000 рублей.
Советский «вояка», созданный на базе грузовика ЗИС-151. Имеет несущий кузов, зависимую рессорную подвеску и колесную формулу 6×6. В раздаточной коробке две понижающие передачи и механизм включения переднего моста. Оснащен рядным 6-цилиндровым карбюраторным мотором ЗИЛ-123В объемом 5,5 литра (110 л.с., 318 Нм). Его радиатор прикрывают жалюзи, которые можно закрыть из кабины, но во избежание перегрева лучше держать их открытыми.
В боевой отсек ведет задняя двустворчатая дверь. Тут на откидных скамейках могут расположиться 17 человек экипажа. Мехводу разместиться удобно мешает сильно скошенная передняя панель и упирающийся в живот руль. В полу есть несколько люков для доступа к мостам и раздатке. Маневренности на ходу у 152-го никакой, как и шумоизоляции. Гул карданов (их тут целых пять), мостов и коробки начисто перекрывает рев мотора.
Старый «солдат» способен разогнаться до 65 км/ч, но ему самое место в музее. Там он встречается чаще, чем в продаже. Экземпляр 1957 года выпуска, на ходу, в полностью оригинальном состоянии и без доработок оценивается в 5 000 000 рублей.
Название расшифровывается так: многоцелевой транспортер легкий бронированный. На гусеничном ходу. Создан для перевозки людей и грузов. Имеет дизельный V8 (240 л.с., 882 Нм). Скорость по пересеченной местности до 61 км/ч, на плаву — до 6 км/ч. Не требует серьезной конверсии, поскольку в базовом варианте оснащен только одним пулеметом. Хотя сам МТ-ЛБ до сих пор активно используется в нефтегазовом секторе, в силу военного происхождения он не всегда удобен. У него тесный салон и плохая обзорность. Поэтому лучше поискать гражданский вездеход ХТЗ-3Н, созданный на шасси МТ-ЛБ Харьковским тракторным заводом.
В продаже есть около 40 вариантов военных и гражданских вездеходов. Оригинальный комплектный МТ-ЛБ на ходу стоит от 850 000 рублей за машину 1985 года с наработкой в 5000 м/ч.
Транспортер с хранения обойдется примерно в 2 000 000 рублей.
Стандартный ХТЗ-3Н 2017 года фактически с нулевым пробегом стоит около 2 000 000 рублей.
Доработанные машины верхней планки по цене, по сути, не имеют. Тюнинговый экземпляр 2019 года выпуска может стоить более 5 000 000 рублей.
Гусеничный артиллерийский тягач для буксировки прицепов общей массой до 14 тонн и перевозки людей или грузов общей массой до трех тонн. Имеет 6-местную кабину. Оснащен дизельным V12 (300 л.с., 1650 Нм).
Три передних ветровых стекла снабжены стеклоочистителями с омывателями. На грузовой платформе, которая может быть укрыта брезентовым тентом, установлены откидные сиденья. Благодаря проработанной компоновке достаточно устойчив к опрокидываниям при движении по крутым косогорам. Высокая проходимость позволяет эксплуатировать его практически в любых условиях бездорожья, когда необходимо обеспечить транспортировку людей и грузов по труднодоступной и пересеченной местности. Например, в условиях Крайнего Севера, где тягач демонстрирует высокую надежность и неприхотливость в эксплуатации.
В продаже порядка десяти АТС-59Г. Минимальная цена — 550 000 рублей за тягач 1978 года выпуска.
Плавающий транспортер, предназначен для переправки через различные водные преграды людей и грузов общей массой до 12 тонн. Оснащен дизельным V12 (710 л.с., 2920 Нм). На воде передвигается с помощью двух винтов. Максимальная скорость при этом — до 13 км/ч. Его отличают большой запас плавучести, проходимость и маневренность. Хорош для перевозки грузов по пересеченной и болотистой местности, поскольку имеет очень малое удельное давление на грунт. Грузовая платформа имеет мощный отопитель и при определенных условиях может стать комфортным домом.
ПТС-2 в продаже единицы. Например, транспортер 1995 года выпуска с наработкой 100 м/ч стоит 4 200 000 рублей.
Тесные и некомфортные — практически все бывшие «вояки» требуют серьезной адаптации к мирной жизни. Оставить их в стоке, изредка выкатывая на сходки реконструкторов, или пуститься во все тяжкие тюнинга, при том что для поездок на край земли уже давно созданы гражданские вездеходы — вот в чем вопрос.