По нынешним меркам компания Changan зашла в Россию давно — еще в 2014 году. Какое-то время модели фирмы даже выпускали на предприятии «Моторинвест» в Липецкой области. Однако наш сегодняшний герой — кроссовер CS55 Plus — российское гражданство получил только в декабре 2022-го. И в минувшем году в рейтинге популярности среди китайских автомобилей занимал лишь 11-е место. Но в первом квартале 2024-го (видимо, за счет ценовой и кредитной политики) поднялся на восьмое. Давайте посмотрим, насколько такой рост популярности обоснован с точки зрения надежности и эксплуатационной неприхотливости.
Начнем с генеалогии — куда без нее при описании «китайцев»? Среднеразмерный кроссовер Changan CS55 был представлен еще в июне 2017 года.
В слегка перелицованном виде он появился в России в конце 2019-го.
Между тем на родине еще в апреле того года был представлен рестайлинг машины первого поколения, которая стала называться CS55 Plus. До нас это исполнение так и не добралось.
Следующее поколение на рынок Китая вышло весной 2021 года. Продажи в РФ стартовали в декабре 2022-го.
Наконец, прошлой весной CS55 Plus текущей генерации на внутреннем рынке получил новую безрамочную решетку радиатора.
Что любопытно, в КНР до сих пор параллельно продаются CS55 Plus первого поколения до фейслифтинга и после него. А производство CS55 как минимум для России прекратили только в начале этого года. При этом на некоторых рынках, включая ближневосточный, кроссовер называется UNI-S. С сентября текущего года это имя дали и модели для нашего рынка. Машины первого поколения (неважно, до обновления или с ним) оснащаются 1,5-литровой «четверкой» с турбонаддувом и обозначением JL476ZQCD. В Китае она развивает 156 л.с. Для нашего рынка мощность снизили до 143 сил. В середине 2020 года появился полностью электрический CS55 E-Rock, позже переименованный в CS55 EV. Его единственный передний электромотор развивает 218 сил. Обещано, что две батареи (емкостью 52,7 и 84,2 кВт·ч) должны обеспечивать запас хода в 403 и 605 км.
В рамках второй генерации в 2023 году линейку расширили последовательным гибридом Nevo Q05, который продается под суббрендом Qiyuan. Бензиновый двигатель-генератор развивает 110 сил, электромотор — 215.
У нас обе электроверсии не продаются. Зато CS55 Plus второго поколения дошел до нас в технически неизменном виде — с новым силовым агрегатом (который, правда, появился еще на CS55 Plus весной 2019-го). Это «четверка» с индексом JL473ZQ7. В ряде источников сообщается, что она относится к новой линейке моторов BlueWhale. В других — что принадлежит серии BlueCore. По официальной информации от Changan, это BlueCore.
Маркетинговое имя, пожалуй, не особо важно. А вот то, что мотор новый — безусловно. У него, естественно, алюминиевый блок, цепной привод ГРМ, фазовращатели на обоих валах и, в отличие от предшественника, непосредственный впрыск топлива. Помпа здесь электрическая. Масляный насос — переменной производительности и с электронным управлением.
Турбина твинскрольная и, по открытым источникам, производства Garrett.
Changan сообщает, что разрабатывал агрегат самостоятельно. И лишь использует некоторые комплектующие (форсунки, цепь, свечи) западного или японского производства, что, в общем-то, нормально. Другая гордость производителя заключается в том, что эта «полторашка» попала в Книгу рекордов Гиннесса. Благодаря тому, что на 5500 об/мин проработала 260 часов подряд. Кроме того, болид с ней побеждал в China Touring Car Championship, мотор накатал совокупных 1,4 миллиона тестовых километров. А создавался в том числе при участии английского центра компании. То есть не без западных инженеров. И есть мнение, что JL473ZQ7 похож на фольксвагеновский EA211. Правда, пока в сервисах двигатель не разбирали. Нет даже информации о замене привода ГРМ.
Для РФ, кстати, мощность «четверки» снизили со 188 до 181 силы. Моторный отсек, в отличие от многих других китайских моделей, здесь полностью не прикрыт пластиковыми щитками, что должно благоприятно сказываться на естественном охлаждении мотора. Масла официально в двигатель входит 3,9 л, однако дилеры замечают, что при заправке такого объема уровень на щупе получается чуть ниже середины. А по верхнюю риску в картер помещается порядка пяти литров.
Вязкость 0W-20, класс качества по ILSAC не ниже GF-5, по API — не ниже SN. Масла дилеры используют из тех, что сертифицированы и одобрены дистрибьютором и автопроизводителем (в качестве примера нам привели Eneos и TCL). Нулевое ТО предполагается сделать до 5000 км. Потом не на 10 000, 20 000 км и т. д., а через 10 000, 20 000 км и далее. То есть провели ТО-0 на 5000 км, и потом на 15 000, 25 000, 35 000… Допуска расхода масла на угар как такового нет. И пока отсутствует зарегистрированный «масложор». Хотя пробеги CS55 Plus в отдельных случаях уже достигают 80 000 км. Традиционно, несмотря на то что этот Changan допускается заправлять 92-м бензином, дилеры советуют использовать топливо с октановым числом не ниже 95. При этом есть примеры, когда кроссовер заводился при морозе как минимум в минус 34.
На данный момент по поводу двигателя на профильных форумах обнаружилось единственное нарекание. На 8600 км отказал вентилятор системы охлаждения, и мотор перегрелся. Якобы дилеры не нашли причину отказа. Автор же поста не сообщил, чем закончилась история. Можем лишь сказать, что не нашлось информации о каких-то проблемах с турбиной, компонентами direct injection и другими составляющими мотора.
Той же оценки заслуживает роботизированная коробка. Надо сказать, что CS55 оснащался либо 6-ступенчатой «механикой», либо «автоматом» Aisin с таким же количеством передач. Механическая коробка предлагалась еще на первом CS55 Plus. Но уже тогда АКП заменили на 7-ступенчатый «робот» DF727, который на машине второго поколения является безальтернативным. По разным данным, агрегат производится китайскими компаниями Chongqing Industry или Tsingshan Industry. Тоже не принципиально. А вот то, что сцепления у него «мокрые» и он напоминает «преселектив» Getrag, пожалуй, кое о чем говорит.
Замена жидкости осуществляется через 60 000 км. Дилеры льют продукт Shell китайского производства (LVTF-100-5.5).
В Сети же можно найти другие рекомендации — Changan BOT 351 C4, которое выпускает Castrol. И у этого масляного гиганта есть универсальный заменитель марочной спецжидкости — Transmax Dual.
Адаптация сцеплений по регламенту проводится лишь при необходимости. Не было, разумеется, и их замен. Единичные претензии связаны с тем, что кому-то из потребителей показалось, что при переходе в рамках первых двух передач сцепления буксуют. Также есть нарекания, связанные с толчками при переключениях вниз. Другая претензия встречается если и не часто, то как минимум распространена. Владельцы CS55 Plus жалуются на то, что в «роботе» с завода бывает недолив жидкости. Где-то в 140 мл, где-то в 350–400 мл, иные хозяева доливали даже 900 мл. Причем жаловались, что дилеры не хотят проверять уровень в коробке либо делают это только платно. В ДЦ, где информацию получал автор, сообщили, что с недоливами лично не сталкивались, а уровень всех техжидкостей проверяют на нулевом ТО.
Шасси у CS55 Plus одно и с предшественником, и с рядом других моделей марки — кроссоверов и легковушек. Спереди, конечно же, McPherson. Разрабатывая заднюю подвеску, не пожалели средств на многорычажную конструкцию, которая здесь смотрится неким излишеством. Ведь полного привода не было как у CS55, так и у «паркетника» с приставкой Plus.
Что говорят о шасси потребители? Иногда жалуются на то, что пришлось менять рулевые тяги и передние/задние стойки стабилизаторов. Тяги якобы подходят от Kia Cerato второго поколения. Передние линки, по словам владельцев, сталкивавшихся с их заменой, копируют детали Opel Astra и Zafira.
Задние линки на 1 см короче, чем у Kia Sportage третьей генерации. Кто-то, как говорится, «натягивал». И вся «многорычажка», дескать, заимствована у этого корейского «паркетника». Обе конструкции действительно схожи (внизу слева Changan, справа Sportage III). Но говорить с уверенностью, что детали их взаимозаменяемы, мы не можем.
Передние шаровые опоры соединены с поворотным кулаком подобно тому, как это организовано, скажем, у Volvo (что также, разумеется, не указывает на какую-то унификацию).
«Наш» дилер с заменой тяг и линков не сталкивался. Но один амортизатор все-таки поменял. К тому же обрабатывает скрытые полости и днище антикором.
Что интересно, в отзывах о CS55 Plus (как и о его предшественнике) нет ни слова о тормозах. Очевидно, что рабочие механизмы достаточно эффективны и ресурсны, чтобы справляться с полутора тоннами «снаряженки».
По электрике и электронике к CS55 Plus вопросы есть. Так, на первых партиях машин владельцы жаловались на то, что включенный обогрев лобового стекла приводил к некорректной работе силового агрегата. Во-первых, холостой ход на прогретом двигателе поднимался до 1500 об/мин. Во-вторых, во время движения при нажатии на газ двигатель словно утыкался в некий ограничитель, и автомобиль дергался, отказываясь моментально ускоряться. Сейчас подобного не наблюдается. И с самого начала на Changan не перегорали нити обогрева, как это часто встречалось на автомобилях концерна Chery. Беда с мультимедиа для «китайцев», похоже, общая. Потребители жаловались на то, что система перезагружается сама по себе. Или виснет, или перестает отвечать на касания. Где-то хватало отключения питания (глушением двигателя либо скидыванием клеммы). Но бывало, что дилеры по гарантии меняли мультимедийные блоки управления. А в начале этого лета именно по этой причине состоялась сервисная кампания — мультимедиа прошили. С тех пор глюки вроде бы прекратились. Однако до сих пор, чтобы не вывести этот ЭБУ из строя, не рекомендуется «прикуривать» автомобиль от пускозарядного устройства. Еще один момент касательно мультимедиа — когда ее блок выходил из строя, она перезагружалась даже на заглушенной машине. Чем разряжала аккумулятор. Кстати, на момент подготовки статьи (сентябрь 2024-го) для CS55 Plus это была единственная сервисная кампания. Причем, по открытой информации, она объяснялась тем, что при круговом обзоре искажается картинка.
Больше никаких обновлений ПО, в том числе по «роботу», пока не проводилось. Сами владельцы устанавливают блоки для поддержки в штатной системе CarPlay и Android Auto. Дилеры говорят, что если заводское ПО не нарушено, они к такой инсталляции претензий не имеют и с гарантии не снимут.
Раздражение у пользователей вызывает работа ездовых режимов (их традиционно три — Eco, Normal, Sport). Точнее, то, что в каком бы ты из них ни глушил двигатель, движение начинаешь с Eco. И пусть программа меняется в одно вращение «барашка» под рукой, все равно напрягает. Владельцы писали, что дилеры за изменение алгоритма работы на сканере (то есть программно) одно время брали деньги. С весны этого года процедура носит характер гарантийной — выполняется бесплатно. Но почему-то Changan пока не делает это самостоятельно.
Кузов CS55 Plus оцинкован полностью, за исключением крыши. Поэтому штучные к нему претензии (ЛКП на двери багажника после питерской зимы вспучилось или подернулись налетом ржавчины швы кузова за передним бампером) можно считать неприятным, но все же исключением.
Разово приходилось читать жалобы о том, что в морозы с центрального замка не блокируются задние двери. Что о пороги со скрипом трутся уплотнители передних дверей. И что «подкапотку» забрасывает через прорези в подкрылках.
Проклейка же внутренней части дверей вибропластом едва ли не обязательная операция. Несмотря на то что в дверях есть дренаж, из-за того, что шумоизоляция проклеена с разрывами, вода в полостях скапливается.
Гарантия на двигатель — пять лет или 150 000 км. На трансмиссию — три года или 100 000 км. И к тому, и к другому агрегату претензий не возникает. Пока, во всяком случае. К подвеске (год либо 20 000 км) — тоже. Да и второстепенные узлы с системами не впечатляют в плохом смысле количеством отказов. Пожалуй, через год или позже, когда пробеги CS55 Plus перевалят за 100 000 км, к его разбору нужно будет вернуться. Но на данный момент с позиции различных неисправностей и недоработок этот Changan представляется сравнительно беспроблемным автомобилем.
Стоимость техобслуживания в дилерских центрах (руб.)
ТО-0 | 12 400 |
ТО-1 | 15 620 |
ТО-2 | 32 800 |
ТО-3 | 25 120 |
ТО-4 | 51 200 |
ТО-5 | 15 620 |
ТО-6 | 51 980 |
ТО-7 | 15 620 |
ТО-8 | 32 800 |
ТО-9 | 58 950 |
ТО-10 | 32 800 |
И снова для этого ценового сегмента не можем не отметить довольно спокойную внешность, лишенную каких-то дизайнерских экспериментов. Где, например, модная нынче двухэтажная светотехника? Или тренд последнего времени — безрамочная фальшрадиаторная решетка, которая здесь четко выделена цветом и фактурой?
Да и сзади у CS55 Plus нет спорных черт и решений.
И только в профиль этот Changan — типичный представитель современных китайских «паркетников». База растянута в угоду удобству задних пассажиров, свесы короткие.
Из-за этого объем багажника не бьет рекордов. У одноклассников из Японии, Кореи и Германии он может быть заметно больше. И пусть вас не смущает отсутствие шторки — штатно она CS55 Plus не полагается.
Зато в подполье органайзер и «запаска»-«докатка». А «ванна» неожиданно отделана ворсистым материалом.
Салон тоже не без претензии на некое богатство, однако с учетом стоимости автомобиля. Так, большая часть передней панели обтянута материалом с мягкой подложкой.
Верх дверных карт также из приятного проминающегося пластика. И все-таки там преимущественно жесткая пластмасса.
Руль своей формой пугает еще больше, чем, скажем, в Dashing. Он здесь не просто обрезан снизу и сверху, а еще и дополнительно приплюснут и вытянут в сущий овал. Глядишь, с такими темпами привычная баранка скоро превратится в нечто подобное мячу для регби. Хотя, как и в случае с Jetour, вращать этот «эллипс» не сказать чтобы было неудобно даже на парковках.
Зато тут полностью «физическое» управление «климатом».
При активации какой-то функции на экране всплывает соответствующее окно. Есть и возможность управления только с touch screen.
Жаль, что обычными клавишами не наделили подогревы передних сидений.
У климатической установки имеется интересное дополнение — вентиляция салона. Выставляешь время, и в назначенный час Changan сам опускает все стекла и открывает люк. Важно тут знать, что такая функция существует, и проверить, чтобы она без необходимости была деактивирована. А то приходилось читать о том, как были шокированы владельцы, на глазах которых где-нибудь на оживленной парковке кроссовер оказывался настежь открытым.
Сиденье с развитыми боковыми валиками неплохо фиксирует тело. Разве что иные владельцы жалуются на недостаточную поддержку коленей и поднимают переднюю часть кресла на проставках.
Да вот еще замок ремня безопасности засунут между сиденьем и боксом так, что частое его использование становится сродни истязанию. Даже не богатырских размеров рука не сразу до него добирается.
Сзади для этого кроссоверного формата в машине немало места. Правда, подушка дивана коротковата и расположена под таким углом, что у людей ростом выше среднего бедра с ней контактируют не плотно.
На разгоне, несомненно, чувствуется, что здесь 181 «лошадка». Мотор хорошо тянет с низов и без всяких провалов легко достигает 5500 об/мин. Какие-то подхваты в этом процессе рассмотреть сложно. Тем не менее разгон интенсивен и удобен. С одним уточнением — не в режиме Eco. В нем силовой агрегат проваливается в летаргию, вывести из которой его можно, лишь активно работая педалью газа. Неудобно даже в городском ритме. Максимум это пробочный режим, когда низкая чувствительность акселератора — только благо. Sport в таких условиях, напротив, излишне дерганый. Зато когда выбираешься из пробки, понимаешь, что спортивный режим — самое оно. Отзывчивость на подачу топлива значительно повышается, «робот» всегда готов подсунуть пониженную передачу и держать ее. Normal — традиционно нечто среднее между «экономией» и «спортом».
«Преселектив» позволяет с помощью рычага переключаться в ручном режиме. Правда, загнать двигатель в красную зону все равно не получится — коробка перейдет на повышенную. Лучше не баловаться, а крутануть «барашек» в Sport.
Настройки подвески вполне соответствуют характеру силовой установки. Причем чувствуется в ней приятный компромисс между плавностью хода и управляемостью. Changan не встает на дыбы при разгонах и не заваливается на бок в поворотах. В то же время совсем не болезненно воспринимает порядком разбитый асфальт. Одна претензия — на короткой асфальтовой волне при скорости всего лишь 40–50 км/ч CS55 Plus вдруг громко бухает на отбой передней подвеской. Все-таки многим китайским автомобилям не хватает отточенности настроек шасси. По принципу: в штатных условиях все хорошо, но чуть за них выйдешь — и есть дискомфорт.
Впрочем, по совокупности качеств нашего героя можно рекомендовать и для города, и для загородных поездок.
На момент подготовки статьи на CS55 Plus распространялась прямая скидка в 80 000 рублей. И по trade in — 80 000 либо 100 000, в зависимости от того, сдаешь Changan или автомобиль другой марки. Без учета этих бонусов кроссовер в комплектации Comfort стоит 2 629 900 рублей. В «базу» входит полностью диодная светотехника и «литье» на 19; «мультируль» и голосовое управление; кресло водителя с электроприводами, передние сиденья и зеркала с подогревом; бесключевой доступ; система помощи при подъеме, спуске и ESP; фронтальные и боковые подушки; парктроник и камера заднего вида; круиз-контроль, 10,25-дюймовый экран мультимедиа и камера бокового обзора.
Оснащение Luxe без скидок стоит 2 689 900 рублей. Здесь есть видеорегистратор, 12,3-дюймовый дисплей, аудиосистема Pioneer с шестью динамиками, электрообогрев лобового стекла, круговой обзор, дистанционный запуск, датчик дождя и беспроводная зарядка. А также пакет электронных помощников — адаптивный круиз-контроль, системы предупреждения о фронтальном столкновении и автоматического торможения.
За «максималку» Tech просят 2 749 900 рублей. В ней владельца будут радовать фоновая подсветка салона, панорамная крыша и электропривод двери багажника, а его пассажира — электрорегулировки сиденья.
Круиз-контроль тут с расширенным потенциалом, дальний свет — адаптивный. И главное, что предусмотрен полный для CS55 Plus набор систем безопасности — предупреждение о сходе с полосы и удержание в ней, ассистент движения в пробке, экстренное торможение перед пешеходами, боковые шторки.
Технические характеристики Changan CS55 Plus
Типичные цены на подержанные Changan CS55 Plus и конкурентов (руб.)
Автомобиль/год выпуска | 2023 | 2024 |
Changan CS55 Plus | 1 850 000–2 700 000 | 2 350 000–2 970 000 |
Geely Atlas Pro | 2 200 000–3 270 000 | 2 500 000–2 850 000 |
Hyundai Tucson | 2 950 000–4 400 000 | 3 360 000–3 850 000 |
VW Tiguan | 3 150 000-5 400 000 | 4 850 000 |
Именно CS55 Plus в краш-тестах, судя по всему, еще не участвовал. Косвенно судить о том, насколько он безопасен, можно лишь по испытаниям его предшественника, CS55, которого били по методике China-NCAP. То есть фронтально с перекрытием в 40%, и 100% и сбоку. А также имитировали удар сзади.
В этих «номинациях» машина получила, соответственно, 94%, 94%, 100% и 94%. Все повреждаемые конечности и части тел манекенов — в желтой и зеленой зонах. Как итог — пять звезд из пяти.
Changan CS55 Plus (2023 г, 1,5 л, РКП, передний привод)
Changan CS55 Plus (2023 г, 1,5 л, РКП, передний привод)
Changan CS55 Plus (2023 г, 1,5 л, РКП, передний привод)