История этого материала началась 2 марта сего года, когда одна моя знакомая — директор пресс-службы офиса солидной западной компании, посоветовавшись с мужем, решила купить новую машину. Ситуацию по ценам они примерно представляли, но старый семейный транспорт окончательно вышел из строя, а без нового — как без рук. И вот еще за месяц до описываемых событий этой моей знакомой в страшном сне не могло присниться, что объектом ее интереса станет Mitsubishi Outlander, но раз уж последние времена настали — никуда не деться. Короче, обзвонили они с мужем несколько салонов и занесло их в «Рольф» на 2-й Магистральной, потому как «телефонные» цены оказались там ниже, чем у конкурентов, а именно 2,9 млн рублей.
Как менеджер склонил их внести предоплату в половину стоимости — уж не знаю, но пообещал, что на следующий день ПТС будет выкуплен. Интересно, что конкуренты называли моей знакомой цены на аналогичные комплектации выше — 3,2–3,3 млн, но заверяли, что ПТС был уже на руках, и можно все оформить на месте в течение часа. В общем, следующие два дня (3 и 4 марта) менеджер отдыхал, а 5-го позвонил и сказал, что машина подорожала на 700 000 рублей. Объяснил дело так: 3 марта руководство взвинтило цены, а ПТС выкупили только на следующий день, при этом таких «подвисших» машин во всем «Рольфе» оказалось около четырех сотен. Прибыв в шоурум 6 марта, моя знакомая при поддержке мужа потребовала вернуть деньги: цены росли каждый час, и заморозка такой внушительной суммы на несколько дней грозила большими потерями. Однако денег им не выдали в связи с длинными праздниками. Не буду утомлять вас подробностями этой истории, которая разрешилась-таки покупкой «японца» в средней комплектации Intense+ за 3,7 млн с полным приводом.
Само собой, дилер при случае может взвинтить цену и на машину с выкупленным ПТС, поэтому лучше все делать за один день: приехали, заплатили, уехали. Однако даже при выкупленном ПТС не всегда получится обернуться одним днем, потому что часто вожделенный экземпляр находится не на дилерской стоянке, а на каком-нибудь далеком складе в области, и логистика займет еще сутки. И этот момент надо обязательно уточнять перед тем, как вы заплатите хотя бы рубль.
Впрочем, ситуация «Рольфа» в начале марта — далеко не уникальная, подобным образом огорченными оказались сотни, если не тысячи покупателей московских «официалов», однако сейчас ситуация «устаканилась», в чем мы и убедились, обойдя два десятка дилерских центров.

Естественно, я не буду пересказывать вам детали посещения каждого из салонов, сконцентрируюсь на главном, попутно просуммировав полученную информацию. Начал я, собственно, с ближайшего ко мне дилерского центра — «Тойота Центр Битца». От моего дома это три минуты езды на машине, если со светофором, если без него — то две. В пути я придумал «легенду»: тесть послал за новой Камри, притом что старую согласен сдать в трейд-ин. В качестве старой машины я выбрал Camry XV40, да не абы какую, а на «ручке». Почему на «ручке»?.. Почему-почему… А потому, что еще при СССР тесть работал таксистом на «Волге» ГАЗ-24. В общем, приезжаю к японскому ДЦ, а на парковке — ни одной машины! И это — в субботу, во второй половине дня, у «Тойоты», где жизнь всегда бурлила…
Неужели закрылись? Нет, открыто, только посетителей, кроме меня — никого. Сотрудников — человек пять, все «сидят в телефонах», на меня — ноль внимания. Подхожу к одному, рассказываю про тестя, про то, как он работал таксистом и хочет сдать в трейд-ин свою Camry, а менеджер, продолжая с кем-то переписываться, мне и отвечает, что ему сейчас ГАЗ-24 без пробега по России достать проще, чем новую Camry — нет ни одной! Оказалось, что в наличии вообще только один новый автомобиль — RAV4 ценой в пять миллионов. «Да и вообще», — менеджер оторвался-таки от телефона и понизил голос, — «у нас расходников — до конца марта». И далее пояснил, что перед началом «событий» запасов было месяца на три, но народ в начале марта как полоумный рванул делать ТО — кому нужно и кому не нужно, и почти все склады опустели.

Салон Renault на Варшавке я посетил опять же в субботу вечером. В отличие от «Тойоты Центр Битца» — яблоку негде было упасть: меня сразу же взяли в оборот. В наличии — все модели, часть из них — с выкупленным ПТС, машины имеются как у дилера, так и на внешнем складе, откуда везти сутки. Здесь можно купить машину, не оформляя ни кредит, ни каско: Logan предлагают за два миллиона, Duster с дизелем и 6-ступенчатой «механикой» — за 3,1 млн. Расходники пока есть, но цены уже кусаются: за масляный фильтр придется выложить почти 3000 рублей, а за «родную» канистру масла — почти 15 000! К слову, мы связались с коллегами, работающими на калужском «ПСМА Рус», и они сообщили, что в ближайшее время завод действительно может столкнуться с проблемой наличия масла для заливки выпускаемых машин, однако пока такой проблемы нет.

В автосалоне «Geely Обухов» вечером в субботу я тоже был единственным посетителем, хотя с новыми машинами здесь все в порядке — в наличии и Atlas Pro, и Coolray, и Tugella. Между тем низкая посещаемость объясняется не столько специфическим расположением шоурума — 10 км от МКАД по шоссе, ведущему в аэропорт Домодедово, сколько высокими ценами. За Atlas Pro 2WD с 1,5-литровым турбомотором в 177 л.с. и в комплектации Comfort мне насчитали 3,38 млн рублей, из которых 300 000 пришлось на дополнительное оборудование. Полноприводный Atlas Pro пойдет уже за 4,2 млн рублей, то есть как базовый BMW X1. Coolray с 1,5-литровым мотором в 150 л.с. и 7-ступенчатым «автоматом» типа «double clutch» в той же комплектации Comfort — 2,66 млн рублей. Высокие цены менеджер в салоне объяснил так: после первых мартовских дней, сопровождавшихся прыжками рубля по отношению к доллару и евро, штаб-квартира отвязала расчеты от американской валюты и установила совершенно адский курс по отношению к китайской: 1 юань = 20 рублей, что несколько противоречит реальности. Дело в том, что до «известных» событий за один юань давали десять рублей, а после них «деревянный» хотя изрядно ослабел и к доллару, и к евро, но не в два раза! Более того, и биржевой курс к юаню составляет 15 рублей… С расходниками здесь все в порядке, по крайней мере менеджер заверил, что даже если запасы пополняться не будут, фильтров, колодок и масла хватит аж до середины осени: в свое время китайцы много завезли.

Интересную историю мне рассказал менеджер еще не закрытого ДЦ «Автопассаж Премиум Land Rover» (вывеска Jaguar здесь висит, но «кошачья» часть шоурума совершенно пустая, без мебели). Новых Ленд Роверов здесь нет, а из подержанных — только три, причем еще на заводской гарантии: Range Rover от ноября 2021 года за 11 млн и два Эвока чуть постарше — за восемь каждый. Я спросил: почему Range Rover вернули в салон так быстро? Оказалось, «продажники» сами позвонили хозяину после начала «спецоперации» и предложили вернуть машину с тем условием, что салон добавит к цене, по которой машина была куплена изначально, еще три миллиона — хозяин недолго думал, но сейчас, наверное, кусает локти — продешевил…

К слову, многие дилеры предлагают очень солидную скидку от «живой» цены за сдачу машины в трейд-ин. Скажем, в Mazda Major City она составляет полмиллиона рублей: за «шестерку» вместо 3,9 млн можно заплатить всего лишь 3,4 млн, да и страховку здесь обещают уложить всего… в 50 000 рублей. Точнее, само каско обойдется в 100 000, но половину можно скинуть с цены, правда, «по согласованию с начальством». За СХ-5 просят больше, а именно — от 4,3 млн, при этом скидка за трейд-ин — 400 000. Кстати, «родной» масляный фильтр владельцу Мазды обойдется сейчас всего лишь в 1200 рублей — и это с учетом недавнего подорожания на треть.

В Suzuki за покупку Vitara с трейд-ин мне вообще предложили скинуть только 100 000, потому что придуманная Camry «сороковка» с ручной коробкой не будет оценена выше миллиона. В противном случае готовы скинуть 250 000. Что касается цен, они откровенно кусаются: за Vitara с 1.6 и ручной коробкой просят аж 2,84 млн, а с классическим «автоматом» — уже от 3,27 млн, да еще и без системы мультимедиа, которую в Венгрии в начале года не ставили из-за дефицита с полупроводниками, и наши дилеры предлагают вместо нее аксессуарную «голову» под штатное место оригинальной. Впрочем, я обнаружил, что при покупке снятой с производства SX-4 с «атмосферником» 1.6 и АКП при цене 3,25 млн за трейд-ин все же сбросят искомые полмиллиона… Что касается фан-внедорожника Jimny, его предлагают за пять миллионов! Добавляем 500 000 рублей и получаем Subaru Forester, правда, с 2,0-литровым мотором.

За машинами Hyundai мы заехали на «Новую Ригу», но не в упомянутый «Мейджор Сити», где со складами, как и у всякого другого крупного дилера, все в порядке, а в «РТР-Авто». Как и ожидалось, здесь машин почти нет, а именно новых экземпляров всего три штуки: Santa Fe, Tucson, Sonata, выкупленные салоном. Менеджер, к моему удивлению, сообщил, что перечисленные модели, включая Палисад, в 2022 году поставлялись не из Калининграда, а из Южной Кореи. Напомним, что российский офис Hyundai всегда оформлял на модели, выпускаемые в Калининграде, и «корейский» ОТТС, так что официальной информации это не противоречит. Кроме того, наш собеседник сказал, что на «Элладе Интертрейд» в настоящее время сборки не ведется. Мы оперативно связались с пресс-службой, однако с недавних пор она отвечает только на запросы по почте, который мы и отправили, и по получении комментария ознакомим с ним читателей Дрома. Что же касается Creta и Solaris, этих машин в наличии не оказалось, но мне предложили оформить на них предзаказ без фиксации цены и сроком поставки до полугода. При этом менеджер сообщил, что завод Hyundai в Санкт-Петербурге все же работает (конечно, не на полную мощность). Пресс-служба российского офиса отреагировала быстро, но, как и на все наши мартовские запросы, однообразно: «Нет комментариев»…

Ну а закончим мы, соответственно, рассказом о посещении ДЦ Mitsubishi «Мейджор Сити». По моделям все есть, но склады пустеют стремительно, вместе с этим растут и цены. Конкретно за полноприводный Аутлендер 2022 года с мотором 2.4 просят… от 4,8 млн рублей, правда, и скидка по трейд-ин самая высокая из встреченных нами — 600 000 рублей. Импортные ASX и Eclipse имеются только 2021 года выпуска: за Eclipse 2WD просят 2,9 млн (по трейд-ин скидывают только 200 000), за ASX — 3,5 млн со скидкой в 300 000. Я уточнил у менеджеров, что будет с ценами, и один из них, грустно посмотрев на меня, ответил: «Чтобы вы понимали: в марте представительство Mitsubishi отгрузило нам всего пять машин. ПЯТЬ». То есть понятно, к чему все идет?..
Резюме такое: если у вашего тестя действительно есть Камри-«сороковка» на «ручке», а хоть бы и с «автоматом» — не сдавайте ее ни в коем случае ни в какой трейд-ин. Пусть стоит в гараже — ничего с ней не сделается…