Один из наших постоянных комментаторов — президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин в начале 2024 года предрекал массовый исход из России китайских брендов, но ошибся. В подвешенном состоянии продолжают оставаться только SWM и Kaiyi, не имеющие своих представительств. Кроме того, еще весной мы писали о прекращении поставок Ora, однако у остальных брендов пока вроде бы дела обстоят стабильно.
Что с прогнозом на 2026 год?
Президент Ассоциации РОАД считает, что «количество марок из КНР в 2026 году существенно не сократится. Бренды, которые имеют небольшие объемы продаж, могут в нынешних условиях существовать и работать в России за счет дотаций своих материнских компаний. При этом руководство этих материнских компаний не склонно к скоропалительным решениям даже под давлением новой схемы начисления утильсбора и увеличившейся налоговой нагрузки». Алексей не исключил даже притока новых игроков. «К примеру, такой китайский автомобильный гигант, как SAIC, на нашем рынке фактически не представлен, хотя точечные продажи по бренду MG есть. Кроме того, на рынке могут появиться крупные премиум-бренды из Китая, предлагающие в первую очередь последовательные гибриды. С учетом текущей обстановки они вполне могут сформировать положительную экономику при целевых продажах в среде обеспеченных российских покупателей».
Другим аргументом в пользу усиления доминирования китайских компаний в России Алексей считает перепроизводство автомобилей в Китае: «Компенсировать падение спроса внутри страны они смогут только экспансией на внешние рынки, в первую очередь на наш. В этом смысле я уверен, что они продолжат активно компенсировать российским банкам процентные ставки с тем, чтобы покупатель мог взять кредит под приемлемый процент, и предлагать прямые скидки на машины». Несмотря на рост цен, который, по мнению президента Ассоциации РОАД, неминуем, он дает вполне себе позитивный прогноз по продажам в 2026 году: 1,35–1,4 млн машин.
Алексей Храмцовский, генеральный директор АО «БМР» («Баик Моторс Рус») уверен, что «многие автомобильные марки проведут ревизию модельного ряда. Если ранее компании могли компенсировать убытки от одной модели за счет продаж других, более успешных позиций в рамках широкого модельного ряда, то сейчас содержать нерентабельные модели только для присутствия в сегменте становится все накладнее».
Что касается пикапов, оформленных по категории N1, на которую не распространяются «правило 160 л.с.» и новая ставка утильсбора, Алексей Храмцовский уверен, что резкого подъема спроса здесь ожидать не стоит. «Сегмент остается узким, а многие производители в нем сейчас реализуют свою продукцию практически на уровне себестоимости или даже ниже».
Гендиректор «Баик Моторс Рус» воздержался от прогноза на 2026 год, уточнив, что «повышение утилизационного сбора неизбежно приведет к сокращению объемов продаж. С учетом сезонного низкого спроса в начале года имеющиеся складские запасы удастся растянуть на два–три месяца. В дальнейшем продолжится спад покупательской активности и начнется период адаптации к обновленным ценам и рыночным условиям».
В то же время Алексей считает, что в ближайшем будущем в сегменте подержанных машин цены останутся на прежнем уровне. Наконец, наш собеседник уверен, что стоит ожидать отмену льготного утилизационного сбора для всех категорий транспортных средств. Собственно, о вероятности такого сценария мы пишем еще с середины лета.
А что думают о сложившейся ситуации сами дилеры?
Начнем с «Мейджора», пресс-служба которого собрала мнения нескольких менеджеров компании в единый комментарий. «Повышение НДС до 22% отразится на себестоимости автомобилей, включая локально произведенные и импортируемые модели. Для производителей это означает рост налоговой нагрузки по цепочке, увеличение затрат на комплектующие, логистику и операционные процессы. Для дилеров изменение ставки повлияет на стоимость новых автомобилей, а также на обслуживание, ремонт и запасные части — весь цикл послепродажного сервиса станет дороже».
В компании считают, что подержанные машины подорожают вслед за новыми, «особенно в массовых сегментах». При этом «серьезного смещения спроса в сторону подержанных автомобилей ожидать не стоит. Сегмент остается стабильным, его структура меняется медленно. Спрос на автомобили с пробегом, скорее всего, сохранится примерно на текущем уровне». Спрос на пикапы, по мнению «Мейджора», пойдет вверх, но плавно. Что касается небольших брендов, они «смогут остаться в России в 2026 году, но только в ценовом сегменте от шести миллионов рублей и выше, при этом успех у покупателя будет зависеть от наличия льготных программ кредитования, скидок, качественного сервиса и прочего».
Вместе с тем в «Мейджоре» не исключили и появления новых марок на российском рынке.
Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса Fresh, прогнозирует рост цен на новые автомобили до 20% только от повышения утилизационного сбора. Это приведет к «замедлению темпов роста продаж в краткосрочной перспективе. Небольшие автомобильные бренды, ориентированные преимущественно на импорт, рискуют столкнуться с серьезными проблемами и окажутся перед выбором: либо повышать цены, теряя и без того немногочисленных покупателей, либо сворачивать деятельность. В результате рынок может увидеть сокращение присутствия мелких игроков, особенно тех, кто специализируется на эксклюзивных моделях и нишевых сегментах».
Что касается повышения НДС до 22%, это «окажет прямое воздействие на себестоимость автомобилей, собранных в России, и, соответственно, на розничные цены. Компании будут включать возросший НДС в структуру затрат, что станет дополнительной нагрузкой на финальную стоимость автомобилей. Потребители, скорее всего, ощутят эффект в виде общего удорожания новых автомобилей примерно на 15%, хотя масштабы этого удорожания будут зависеть от ценовой эластичности спроса и конкурентоспособности конкретных брендов. Повышение НДС также увеличит издержки автодилеров, влияя на прибыльность их бизнеса».
Как и большинство наших собеседников, Денис Мигаль считает неизбежным смещение спроса из сегмента новых машин в сегмент подержанных. В то же время основатель Fresh не исключает рост интереса покупателей новых автомобилей к пикапам, зарегистрированным по категории N1: они станут «альтернативой дорожающим пассажирским автомобилям класса M1».
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОДОМ» (этой компании перешел весь российский бизнес Mercedes-Benz) считает, что подъем НДС приведет к неминуемому росту цен: «НДС — налог, который оплачивает каждый участник цепочки поставок вплоть до конечного клиента, но лишь в части добавленной стоимости на услуги или на товар. На крупных покупках 2% может быть ощутимой разницей — напомню, что у автодилеров маржинальность в бюджетном сегменте была на уровне 1,6–2,0%. Любые дополнительные налоги будут увеличивать стоимость автомобилей. Можно представить, что китайские партнеры сделают подарок нашим покупателям и возьмут рост стоимости за счет НДС на себя, но пока в это не особо верится».
Гендиректор «АВТОДОМа» уверен, что с 1 декабря резкого роста цен не будет: крупные российские игроки постараются по возможности заполнить склады и сгладить негативный эффект от повышения «утиля». Если это будет увязано на заимствования в КНР, то эти машины еще долго будут сдерживать рост цен. Дело в том, что «в Китае стоимость денег составляет порядка 4% годовых, и если нужно продержать автомобиль на складе 180 дней — ничего страшного, поставка будет через 180 дней».
Отчасти с Андреем Ольховским солидарен наш коллега, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: «Обвального повышения цен с 1 декабря не произойдет: те машины, которые завезут на рынок до этой даты, будут сдерживать рост цен примерно до марта. Между тем уже сейчас идет ползучее повышение — у кого-то на процент, у кого-то на два. Пока это — чистая инфляция и конъюнктура. А вот после марта совокупность нескольких факторов, среди которых утильсбор, повышение НДС, общая экономическая нестабильность, могут привести к резкому, лавинообразному росту цен. При таких условиях будет чудом, если рынок вырулит на миллион проданных машин в 2026 году».
Павел Никифоров, заместитель директора по продажам ГАК «Мотор Рус», дает совершенно другие цифры — 1,5 миллиона машин в 2026 году, правда, никак не поясняет свою позицию: «Текущая ситуация на рынке очень нестабильна, и существует множество факторов, которые оказывают на нее значительное влияние».
Виталий Осипов, генеральный директор компании АО «Рэкс Моторс», отвечающей за продвижение в России марки KGM (SsangYong), уверен, что к концу 2026 года рынок может покинуть часть брендов, которые «не обладают адаптивными планами по налаживанию локального производства. Возможно, сократится модельный ряд некоторых брендов. Останутся автомобили, которые отвечают требованиям пониженного утильсбора или имеют потенциал к локализации. Думаю, в будущем году нас всех ждут интересные отраслевые новости, на фоне постоянного роста цен».
По мнению Виталия, выбывание некоторых брендов будет связано с тем, что они не смогут в силу разных причин подобрать для локализации своих машин производственную площадку. В то же время рост цен ожидает и модели KGM: «У нас все автомобили имеют мощность более 160 лошадиных сил, поэтому корректировки цен в большую сторону не избежать. Такова, к сожалению, математика бизнеса, но мы будем это делать аккуратно и с уважением к потребителю».
Наш коллега Тимур Хасанов, редактор отдела «Авто» в «Газета.Ru» считает, что всплеск продаж в ноябре вовсе не следует считать «признаком оздоровления ситуации. К февралю 2026 года мы увидим очень большое падение сбыта по отношению к и без того плохим результатам 2025 года. Таким образом, конец первого и весь второй квартал будут “мертвыми”. По мере истощения складов машин, завезенных до 1 декабря, нас ждет подорожание, и очень сильное, в первую очередь в тех сегментах, где утилизационный сбор не компенсируется или компенсируется не полностью. Одним из главных негативных факторов здесь станет сокращение потока автомобилей, который “физики” везли с оформлением “для личного пользования”. Просядут не только импортеры, но и все компании, которые наладили производство в России. При этом усилится тренд, оформившийся еще летом 2022 года — речь о росте цен на подержанные машины. Покупатель будет перетекать в сегмент подержанных, просто потому, что цены на новые автомобили неадекватные: не может стоить новая машина, как квартира, и покупателю не объяснить, по какой причине он должен платить семь миллионов за модель, которая раньше стоила два».
Тимур не исключает, что «некоторые игроки примут решение уйти с рынка просто потому, что их доля невелика и налаживать в таких условиях сборку невыгодно». Большой вред для индустрии наш коллега видит в предстоящем подъеме НДС до 22%: «Можно смело утверждать, что сильно подорожают машины российской сборки. Как бы не получилось так, что правительство, защищая рынок через повышение утильсбора одной рукой, другой — нивелирует все предполагаемые преимущества за счет повышения НДС». Тимур не сомневается, что планку мощности в 160 л.с., которая позволяет оформить машину под «личное пользование» с выплатой льготного «утиля», «либо понизят, либо отменят. Это может быть сделано не “в лоб”, а через новые механизмы, которые заставят покупателя отказаться от доставки машины из-за границы и ориентироваться на машину российской сборки».
Результаты 2026 года представляются Тимуру «печальными, и дело не только в увеличении утильсбора и НДС. Необходимо учитывать еще и попутные факторы: ужесточение ситуации с парковками в крупных городах, увеличение финансового бремени по содержанию и эксплуатации машины — рост цен на бензин, запчасти и обслуживание. Про общее состояние дел в экономике я не говорю: все мы ходим в магазин за продуктами и видим, как все дорожает. Все это не способствует росту сбыта на автомобильном рынке. Исходя из этого мой оптимистичный прогноз — 1,1 млн машин, пессимистичный — 850 тысяч. У АВТОВАЗа все будет очень сложно: продукция вызывает много вопросов. Недоверие покупателей растет и усугубляется историями про неполадки, приводящие к авариям. Кроме того, мы станем свидетелями череды банкротств дилеров. Я думаю, что 20% дилеров закроются. Уже и сегодня многие владельцы продали бы этот бизнес, но очереди из желающих не наблюдается. Увидим мы и сокращение ассортимента марок и моделей. В общем, нас ждет новая, не слишком радостная реальность…
Мой совет покупателям следующий: если ваша машина еще в очень хорошей форме, не сыпется, не тревожит вас внеплановым ремонтом, не спешите ее менять на новую. Сейчас не время понтоваться. Сейчас самое разумное — экономить и не делать неоправданных покупок. Если уж в новой машине остра необходимость, то покупать рекомендую только за границей, с привозом “под себя” и опорой на проверенных продавцов. Аргумент мой таков: новые китайские автомобили, которые предлагают нам официально, не стоят своей цены! Платить за “китайца” в три раза дороже, чем он стоит у себя на родине — абсурд. Это просто выброшенные деньги».
Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов говорит, что сейчас наблюдается «вымывание спроса будущих периодов, при этом в январе и феврале 2026 года спрос будет слабым — на уровне мая–июня 2025 года. У некоторых марок сейчас сохраняется запас автомобилей, а вот у Geely и Belgee уже возник серьезный дефицит. В 2026 году некоторые небольшие бренды смогут адаптироваться к изменившимся условиям. В первую очередь я имею в виду марки, которые успели занять определенную нишу: Lixiang получил ОТТС, в процессе локализации находится Rox, устойчивым представляется и положение локализованного бренда Voyah. Если говорить про массовый сегмент, то ситуация здесь непростая в первую очередь у Geely и GAC, которые до сих пор не решили вопрос локализации».
«Если в I полугодии они не начнут сборку в РФ, то будут нести колоссальные убытки и смысл в продолжении бизнеса в России пропадет. Что касается НДС, все элементарно просто. Все автомобили подорожают минимум на 2% в связи с ростом НДС на это значение. Это связано с тем, что у нас очень низкорентабельный бизнес, где чистая прибыль ниже, чем 2% от выручки. И мы просто не можем себе позволить не перекладывать эти изменения в стоимость, а амортизировать за счет собственной маржи». Николай не ожидает подъема спроса на пикапы: «Пикапы — это низкий сегмент рынка. Например, объем рынка в хороший месяц для этого типа машин может быть в районе 500–600 штук, а в плохой — 300–400. Может, в процентном соотношении рост может быть существенным, но в абсолютных значениях — точно нет». Что касается объема рынка в 2026 году, Николай дал ровно те же цифры, что и Алексей Подщеколдин — 1,35–1,4 млн машин. Наряду с уходом двух-трех брендов он прогнозирует и появление новых игроков.
Исполнительный директор «Чанъань Моторс Рус» Александр Кулагин уверен, что потенциал для роста продаж есть: «Сейчас активно выбывает парк машин десятилетней давности. Эти автомобили необходимо заменить, и предложение на вторичном рынке сокращается. Именно этот фактор наряду с отложенным спросом станет естественным драйвером продаж новых автомобилей, независимо от налоговых изменений». В то же время Александр прогнозирует в 2026 году объем продаж лишь на уровне 1,2–1,25 млн машин и не ожидает сокращения числа официальных дилеров: «Сегодня их сеть в России не является избыточной: за последние год–два количество дилерских центров стабилизировалось и находится на сбалансированном уровне».
Коммерческий директор FAW по направлению легковых автомобилей Николай Беспалов считает, что дилеры будут вынуждены переориентироваться на те марки, складские запасы которых «позволят сохранить необходимый уровень бизнес-активности и обеспечить стабильные продажи автомобилей». При этом подъем НДС до 22% в первую очередь повлияет не на цену машины, а на стоимость нормо-часа работ по сервисному обслуживанию. Николай уверен, что те бренды, которые не начнут производство в России, исчезнут с рынка. В этом смысле мы ждем известий о начале сборки Hongqi и Bestune, которыми и занимается в России представительство FAW.
Наш коллега, заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков уверен, что «в течение ближайших месяцев подорожают абсолютно все автомобили — любой сборки, происхождения бренда и так далее. Изменение схемы начисления утильсбора в одном “углу” рынка вызовет равномерную “подтяжку” цен и в остальных сегментах. А чуть позже — и на “вторичке”».
Отмену льготного утильсбора Никита считает весьма вероятной. «Наше государство похоже на героя одного анекдота, который пришел на рынок и начал торговать помидорами по пять рублей за килограмм, хотя все остальные продавцы торговали по три рубля. И когда соседи воскликнули “Как же так?!”, мужик ответил: ”Понимаете, очень деньги нужны!”».
От прогноза на 2026 год Никита воздержался: «Все слишком зависит от общественно-политической ситуации». При этом даже если эта общественно-политическая ситуация резко изменится, наш коллега не ожидает революционных изменений на рынке: «У нас четко сформировалась “большая китайская “четверка” — Chery, Geely, GWM, Changan и все их многочисленные суббренды и прокси-бренды. Главная интрига в том, сможет ли кто-то претендовать на расширение этого списка до “пятерки”».
А что у нас случится на рынке запчастей? Об этом мы спросили директора по маркетингу маркетплейса Emex Иллариона Демчикова. Илларион уверен, что спрос сдвинется не только от новых автомобилей к подержанным, но и от новых запчастей к восстановленным! При этом вслед за ценами на новые запчасти поднимутся цены и на восстановленные — ориентировочно на 3–5%. В целом рынок запчастей «продолжит развиваться и стабилизируется после первоначального шока от повышения утильсбора и НДС, а также введения обязательной маркировки с конца 2025 года».
Отдельно мы сгруппировали комментарии экспертов по перспективам «Моторинвеста», который, очевидно, стал одним из выгодоприобретателей новой схемы утильсбора как производитель последовательных гибридов Voyah и Evolute на заводе в Липецкой области. Алексей Подщеколдин уверен, что продажи Voyah вырастут несущественно — «на тысячу–две в 2026 году». Алексей Храмцовский считает, что «видимых предпосылок для значительного роста продаж не наблюдается». Денис Мигаль убежден, что «Моторинвест» в состоянии «извлечь выгоду из новых правил расчета утилизационного сбора. Возможность компенсации большей части утилизационного сбора может сделать автомобили компании привлекательнее, однако степень успеха будет зависеть от рыночной стратегии компании и реакции конкурентов». Николай Иванов уверен, что «Моторинвест» уже в выигрыше от новой схемы начисления «утиля»: «Voyah Free благодаря локализации на заводе в Липецкой области уже обогнал по продажам Lixiang». Никита Гудков считает, что повышение продаж локализованных Voyah вполне возможно, но не радикальное: «До заявленной производительности в 100 тысяч машин в год еще очень далеко».
И последнее. Наши собеседники все как один убеждены, что если острота в покупке новой машины высока, то покупать ее нужно было еще вчера или хотя бы до Нового года, потому что в январе даже складские машины будут дороже, чем сейчас, а наличие скидок и программ поддержки совершенно непрогнозируемо. Это совпадает с результатами наших регулярных объездов столичных дилеров, которые предлагали самые выгодные условия покупки в мае и июне.
Вот такую палитру мнений мы собрали у наших экспертов, а что думаете вы о ситуации в следующем году — что нас ждет? Напишите об этом в комментариях.






































