В автосалоне время ожидания всегда тянется бесконечно долго. Что делать, если кофе уже не лезет, а свободы все не видать? Присмотреться к фирменным аксессуарам и сувенирам. Среди футболок, брелоков, кепок и другого банального мерча, относящегося к категории Lifestyle, можно найти кое-что действительно интересное — миниатюрные модели автомобилей любимой марки. Какие из них доступны в России и может ли это стать началом интересного хобби?
Модели, которые можно приобрести у официального дилера, соответственно, называются дилерскими. По заказу автопроизводителей их выпускают специализированные фирмы. Это могут быть как монстры типа Minichamps, Kyosho и AUTOart, так и компании помельче. Например, масштабную модель Senat по заказу Aurus производит российская фирма DiP Models. Дилерские модели имеют фирменный заводской артикул (похож на каталожный номер запчасти этого автомобильного бренда), по которому и может быть оформлен заказ. Регулярными называются модели, продаваемые через специализированные магазины. Дилерские варианты там также встречаются.
Часто масштабные дилерские модели раскрывают информацию о внешности своих реальных собратьев, готовящихся к выпуску. Так было с Volvo S90, Bentley Bentayga, Land Rover Discovery Sport, Porsche 911 GT3 RS и Mercedes-Benz S-Class W222.
Основные отличия между этими двумя видами — упаковка и уровень проработки. В отличие от регулярных, дилерские модели имеют фирменную брендовую упаковку. Снаружи и внутри они, как правило, в точности соответствуют цветовой палитре и деталировке реального прототипа. Но бывают исключения как в одну, так и в другую сторону. Иногда регулярная и дилерская модели абсолютно идентичны, за исключением упаковки.
Коллекционные модели автомобилей выпускаются во множестве вариантов масштабов. Для миниатюр неразборных (сборные, они же китовые модели — отдельная тема) легковых машинок самыми популярными являются: 1:43, 1:18, 1:24 и 1:12. Первый наиболее компактный и популярный — выбор моделей широк, цены на любой вкус, легко хранить большую коллекцию. Модели в масштабе 1:18 и 1:12 крупнее и эффектнее за счет лучшей проработки деталей и наличия (не всегда) открывающихся элементов. Ассортимент таких вариантов меньше, бюджетные варианты практически отсутствует. При этом если в 43-м масштабе ориентироваться только на самые качественные модели, то разница в цене с 18-м масштабом будет минимальна. Также в последнее время все большее распространение получают масштабы 1:32, 1:38 и даже 1:87, который обычно используется для железнодорожных моделей.
Для изготовления кузова моделей используются три варианта материалов: специальный металлический сплав (Diecast toy), эпоксидная смола (Resin toy) или пластик (Plastic или Composite toy). Для производства остальных деталей могут использоваться те же материалы, что и для кузова, а также металл, прозрачный пластик или пленка, резина, иногда ткань и даже кожа.
Модели из металла в масштабах крупнее 1:43, как правило, имеют открывающиеся элементы кузова и эффектно смотрятся — для многих это принципиальный момент. У моделей из смолы и пластика ничего открывающегося нет (бывают исключения), за что их часто называют «глухими». При этом визуально они выглядят реалистичнее, поскольку нет больших щелей между кузовными панелями, часто у них лучше проработан экстерьер и интерьер. Но они также и более хрупкие — могут потрескаться, если уронить или ударить.
Продажа аксессуаров Lifestyle — далеко не последняя составляющая бизнеса люксовых брендов. Ferrari тому наглядный пример. Ассортимент масштабных моделей на нашем рынке практически аналогичен европейскому. Ценителям доступны классические, современные и гоночные «жеребцы» в четырех масштабах (1:24, 1:43, 1:18, 1:8). Цены — от гуманных до шокирующих. Металлический SF90 Stradale (1:24) стоит 2300 рублей. Клиновидный Ferrari bb 512i 1981 года, сделанный из смолы в масштабе 1:8, — почти миллион.
У Bentley тоже есть возможность купить миниатюру по цене настоящего автомобиля. Только ассортимент, по сути, состоит из одной модели — Continental GT в различных кузовах, цветах и масштабах. Сделанный на заказ из смолы в масштабе 1:8 Continental GT Convertible последнего поколения обойдется почти в 7000 фунтов стерлингов (чуть более 700 000 руб.). Тем, кому это кажется дикостью, адресовано купе аналогичной модели в металле и масштабе 1:64 всего за 13 фунтов. У российских дилеров ассортимент содержит лишь наименее дорогие вариации Континенталя. Самая дорогая миниатюра в масштабе 1:43 стоит 25 000. По меркам Bentley — сущие копейки.
Самый широкий ассортимент предлагает Porsche. От многообразия моделей в каталоге аксессуаров Drivers Selection буквально разбегаются глаза. Для каждого нового Porsche, будь то 911 Speedster или Taycan, можно подобрать миниатюру в соответствующей большому «брату» комплектации и любом из трех вариантов масштабов (1:12, 1:18 и 1:43). За автоспортивную тематику отвечают версии Clubsport, лемановские болиды и прочие спортпрототипы. Часть моделей относятся к лимитированным сериям — все как у настоящих Porsche. Из материалов преобладает металл и эпоксидная смола. Panamera в масштабе 1:43 стоит чуть больше 4000, Taycan размера 1:18 в шесть раз дороже. На немецком сайте марки выбор схожий, разве что исторических моделей больше. Модели размера 1:43 стоят в среднем 45 евро, 18-й масштаб раз в пять дороже.
Неплохой выбор миниатюр предлагает BMW. Хит продаж, судя по официальному российскому сайту, — набор из М-мобилей прошлой генерации — «копейка», M4 Купе, M5 и M6 Купе. Редкий масштаб 1:64 и цена в 1229 рублей. «Эмки» есть и в более привычном и самом многочисленном у баварцев масштабе 1:18. Также представлены «тройки» двух последних поколений, «пятерки» и кроссоверы. У большинства открываются двери и капот, детально воспроизведен салон и моторный отсек, установлены резиновые шины. Из интересного — суперкар М1, бэтмобиль 3.0 CSL, концепты серии Hommage и болиды DTM. Цены на металлические модели в масштабе 1:18 доходят до 7600 рублей. За лимитированный i8 Roadster в размере 1:12 с детально воспроизведенным интерьером просят 61 063 рублей. Что интересно, миниатюрных флагманских «семерок» нет ни в каком виде. Культовые модели девяностых тоже не представлены. Ни тех, ни других нет и в европейском каталоге марки. Зато есть малютка i8 (масштаб 1:64) за €5,90. В остальном ассортимент схож с нашим.
У «младшего брата» BMW — Mini — ассортимент скуден. В наличии только кабриолет и кроссовер Countryman в 18-м масштабе за 7000 рублей. На исторической родине в Англии — аналогично.
Land Rover к миниатюрам своих внедорожников относится серьезно. В каталоге, любовно названном «Маленькие шедевры», представлена как нестареющая классика, так и современники. Преобладают литые модели в масштабе 1:43 (есть варианты в 1:18 и 1:76) по цене в районе 7000 рублей. Существенных отличий от английского ассортимента нет.
По тому же принципу продают миниатюры их собратья из Jaguar. Одним Е-type и прочую классику в масштабе 1:76, другим — кроссовер F-Pace. Цены сопоставимы с Land Rover.
У Mercedes ассортимент масштабных копий представлен в пяти направлениях: классика, современные модели, AMG-мобили, Motorsport, грузовики и коммерческая техника. Фургон Sprinter, родстер SL R129, AMG GLS 63, болид Льюиса Хэмилтона сезона 2018 года, моторизованная повозка Даймлера — выбор на любой вкус. Цены тоже. Современные гражданские модели в размере 1:43 стоят от 4000 рублей. Аналог в 18-м масштабе раза в три дороже. Каждую модель отличает полностью соответствующий оригиналу окрас и детально воспроизведенный интерьер. Из материалов Mercedes отдает предпочтение металлу, но представлены также модели из смолы и пластика.
Схожую стратегию выбрали Audi, но размах не тот. Из трех направлений самое многочисленное — Audi Sport, где царствуют актуальные S и RS модели. Историческое направление Heritage отсылает к болидам Auto Union. Плюс несколько рядовых современников вроде А6 или e-tron. Преобладает масштаб 1:43. Цена большинства моделей — 3500-7000 рублей. Европейский ассортимент богаче. Больше представлены современные модели, есть даже малютка А1 (€29 за масштаб 1:43).
У Volvo миниатюры исторических автомобилей недоступны даже шведам. Только актуальный модельный ряд в масштабе 1:43 и нескольких цветовых вариантах. Цены — до 4500 рублей.
Но не надо думать, что масштабные модели — развлечение исключительно для почитателей люксовых брендов. Хотите копию Kia Cerato? Пожалуйста — 1150 рублей за миниатюру в масштабе 1:38. Optima в 18-м масштабе обойдется в 7200 рублей. Есть также Rio, Quoris в разных масштабах и цветах, а также Stinger почти за 34 000. По сравнению с Европой нам не завезли только современные модели Picanto, Sorento и Sportage. Цена — €16,90 за масштаб 1:38.
Что интересно, у родственного Hyundai выбор миниатюр на нашем рынке вообще отсутствует. Европейцам не легче — официальный сайт предлагает только миниатюрную копию гоночного Veloster Turbo, гонявшегося на Нюрбургринге (€62,39, масштаб 1:43), либо i20 WRC.
У Volkswagen и Skoda ситуация другая. У чехов модели отсутствуют только в официальном каталоге на сайте представительства (на чешском сайте аналогично). Но кто ищет, тот всегда найдет. У одного из дилеров представлены актуальная линейка кроссоверов и два Superb — современный и пращур 1938 года. Все в масштабе 1:43 по цене до 2200 рублей. У их немецких коллег выбор побольше — три варианта масштаба (1:87, 1:43 и 1:18) и неплохой ассортимент из 17 машинок. Passat B8 — любимчик, представлены оба типа кузовов и несколько вариантов цветов. Есть исторические модели и спортивный болид Polo R WRC. Цены, как и предписано в табели о рангах брендов концерна, — выше. Первый GTi в масштабе 1:43 стоит 3359 рублей.
Большинство японских брендов к моделизму относятся прохладно. Toyota, Nissan и даже их люксовые подразделения игнорируют эту тенденцию. Suzuki и покидающая нас Honda не отстают. Выделяются только Subaru и Mazda, правда, побаловать обширным ассортиментом не могут. Цены выше, чем у европейских конкурентов. Кроссовер CX-5 и родстер MX-5 в масштабе 1:43 стоят в районе 5000 рублей. Детально воспроизведенная в 18-м размере роторная легенда Cosmo Sport с открывающимися дверьми и капотом — 16 000. Subaru предлагает только миниатюры Legacy STi в версиях S401 и S402 за 7600 рублей.
Креативнее всего с игрушками поступили в Renault. Стенд с наиболее важными для истории бренда моделями — неотъемлемая часть внутреннего оформления автосалона. Внутри стойки специально отобранные миниатюры в количестве 52 штук. В число избранных помимо Espace и Alpine-Renault A110 1965 года попали современные Clio, наш любимый Duster и Captur (естественно, европейский). «Купить нельзя — смотреть можно», так мне сказал менеджер автосалона. В качестве компенсации предложили подумать о покупке Арканы (1675 руб.), электрокара Twizy (995 руб.) в 43-м масштабе и легендарного купе Floride (1697 руб.). Европейцам же доступен весь актуальный модельный ряд Renault, в среднем по €40 за модель. Их партнеры из Nissan и Mitsubishi такими вещами не занимаются.
Спонтанно купленная в автосалоне игрушка может дать старт интересному хобби. Дилерские модели ценятся у коллекционеров никак не меньше регулярных, лимитированных и заказных миниатюр. Тема коллекции может быть любой, например, Renault.
Передо мной не просто много масштабных моделей Renault — это практически все когда-либо выпущенные модели марки в миниатюре. От Voiturette 1CV 1898 года до Дастера и Талисмана, которого нам никогда не видать. Есть концепт-кары, грузовики, военная техника, самолет, поезд и забавные рекламные автомобили — верх креатива середины прошлого века. В общем — все, в чем когда-либо были замешаны французы — настоящий музей, разместившийся на стенах уютного офиса. Дома коллекция, насчитывающая около тысячи экземпляров преимущественно масштаба 1:43, попросту не помещалась.
Все это богатство принадлежит президенту всероссийского автомобильного клуба Renault. Французские автомобили вошли в его жизнь в далеком 1998 году, да так и остались. Со временем компанию им составили масштабные модели. Начальным экземпляром коллекции стал Renault Clio, купленный в начале двухтысячных как память о первой машине. А дальше пошло-поехало. Активно коллекция развилась в последние восемь лет, когда появилось желание передать через миниатюры историю бренда.
Большая часть экземпляров заказана в Европе: на аукционах либо через дилеров. Что-то куплено в российских специализированных магазинах. Поиск каждого экземпляра — дело не быстрое. Даже среди европейских коллекционеров Renault — не самая популярная тема. В России же в основном коллекционируют модели отечественного автопрома и «немцев».
Часть масштабных моделей Renault в принципе никогда не выпускалась серийно. На помощь приходят специализированные студии или частные мастера, которым несколько коллекционеров делают заказ на лимитированную серию. Для своих цена на такие клубные издания порядка 60 евро, срок производства не менее полугода. Спустя несколько лет стоимость взлетает в разы и найти модель уже непросто.
Другой вариант получить то, чего не может быть — заказать китовый набор. Так было с пятидверным Clio первого поколения, готовых моделей которого не существует в природе. Дальше — либо самому поработать руками, либо заказать сборку стороннему мастеру.
Набор из 52 дилерских моделей (около 30 000 в рублях шестилетней давности), среди которых есть Clio, Captur и Laguna, среди всего многообразия не самый ценный, но памятный — это подарок коллег. Похожий набор миниатюр можно встретить в оформлении дилерских центров Renault.
Самым же дорогим экземпляром во всех смыслах является Renault 4 образца 1968 года. Охота за этой моделью длилась шесть лет. На аукционах сейчас цена на нее доходит до 400 евро. Притом что ничего необычного в ней нет. В момент выхода она стоила не более 15 евро.
Остальные экземпляры не столь дороги. Но все равно передо мной по стенам размазано как минимум 5 миллионов рублей, которые никогда и ни за что уже не вернуть, и хозяин это понимает. Хорошо, когда есть хобби плюс время и деньги, чтобы им заниматься.