Да, в моей жизни были и офисные сокращения после кризисов, и работа грузчиком, таксистом. До прихода на автозавод даже «перекупом» был и неплохие деньги поднимал (20 000–60 000 рублей с одного автомобиля). После продажи одного измученного экземпляра (из-за которого ко мне приезжали разбираться крепкие парни) решил заняться поиском стабильной работы — благо было образование и опыт работы. В итоге после пары месяцев активных поисков пришел на собеседование на один крупный автозавод. Поначалу, почитав требования, засомневался, что возьмут на искомую должность. Но в итоге все сложилось.
Первым потрясением стала проходная — с жесткой и даже наглой охраной. Зону и тюрьму я только в кино видел, но здесь «шмонают», мне кажется, столь же грубо. Досмотр сумок в обе стороны (на вход и выход), проверка металлодетектором.
С алкоголем также все очень строго. Пьяному на завод не попасть, алкоголь не пронести. Хотя пусть и редко, но встречал людей «с остаточными явлениями». А возможно, это был и парфюм 😊
Проходная позади, вот мы и на территории огромного завода. Это самый настоящий город за забором! Множество вытянутых цехов, собственная сеть дорог — хоть маршрутку запускай. В отделе кадров приняла приветливая девушка. Тут же в переговорную пришел мой будущий руководитель и началось «собеседование». В общем, все было благопристойно.
У каждого, кто хочет работать в заводоуправлении («в офисе»), должно быть высшее образование и знание английского языка. А вот от рабочих этого, конечно же, не требуют. После успешного прохождения собеседования тебя пробивают по разным каналам. Проверка может занимать от трех дней до недели. Особенность этого завода (не знаю, как на других) — в принципе не рассматривают резюме людей, которые имели какие-то проблемы с законом.
Никогда не привлекались? Тогда смотрим, что со здоровьем! Медосмотр не для галочки — в медцентре проверяют серьезно, нужно сдать кучу анализов. На работу берут, только если состояние здоровья близко к идеальному. Собственно, тут все понятно — никто не хочет убытков, которые может принести больной человек.
Все препоны преодолены — руководитель закрепляет за тобой наставника, который и вводит в курс дела. Все прочие квалификационные обучения идут уже в процессе, после испытательного срока.
На территории завода есть учебный центр, куда часто приглашают и сторонних преподавателей.
На заводе работает штатный персонал. На аутсорсинг могут привлечь только туда, где не столь прямая ответственность за конечный результат. Например, в клининг.
«Welcome to Hell» («Добро пожаловать в ад!») — приветливо сказали мне коллеги из инженерного отдела в первый рабочий день. Это была шутка, конечно же. Работа в нашем отделе кипит, скучать некогда. Приходится решать множество разнонаправленных задач, связанных с запуском новых моделей.
В один из первых дней на мой вопрос — почему такой жесткий контроль на КПП — мне рассказали жуткую историю, произошедшую буквально накануне.
Работал в одном из цехов мужчина средних лет. И закрутился у него роман с коллегой, который продлился больше года. И все бы ничего, вот только он был женат. Дальше никто толком правды не знает. То ли он приревновал любовницу к начальнику, то ли она начала угрожать, что все расскажет его жене. Но по факту — он ее зарезал прямо на заводе. А заодно еще двоих своих коллег, которые пытались ему помешать. Ловили его по территории завода не один час, даже ранили, когда он бросился на полицейских. Отвезли на скорой в больницу, экспертиза признала его невменяемым. Срочником воевал в Чечне, да, видимо, там и повредился рассудком.
С такой жесткой охраной может показаться, что украсть здесь ничего невозможно. Но подобные факты время от времени всплывают. Однажды двое рабочих хотели вывезти запчасти (на продажу, видимо) в аккумуляторном отсеке служебного автомобиля. Благополучно вынесли из цеха, аккуратно спрятали... Но вот на проходной их взяли, а потом даже судили — чтобы другие задумались.
Слышал, что службе безопасности удалось вычислить группировку, которая переправляла запчасти по канализационной системе. Прямо сюжет для детектива. Тогда широкой огласке по какой-то причине это не предали и под суд эти люди не попали. Так на уровне слухов и осталось.
Изнанка завода, о которой мало кто знает — периодические серьезные проблемы на всех этапах (от сварки до сборки готовых кузовов).
Как-то раз сломался один из четырех окрасочных роботов. Запчасти ждать неделю, а то и две. Что делать? Простой завода? Нет! Работа программиста в ночную смену (который изменил алгоритм — замедлил скорость прохождения кузова, изменил траектории) — и с утра производство может красить кузова тремя роботами без какой-либо потери качества! Вот такой бывает творческий подход.

И такое происходит сплошь и рядом. Часто бывает так, что не хватает какого-то молдинга, решетки, крышки — их запросто могут установить уже на готовом автомобиле (с минимальным демонтажем других деталей). Бывает целый склад некомплектных автомобилей создается, но конвейер не останавливается. Тем не менее возникают и такие критические ситуации, когда конвейер встает, рабочих распускают и выплачивают 70 процентов среднего заработка. Но такое случается редко — ведь это огромные убытки, топ-менеджеры и логисты костьми ложатся, чтобы такого не допустить.
К примеру, такое может произойти из-за нехватки чипов, из-за которых простаивают конвейеры по всему миру. И наш завод не исключение. Такие чипы применяются во многих электронных системах автомобиля — от блока управления двигателем до магнитолы. Производят их в Китае. Перебои с поставками в последнее время случаются часто (с начала этого года в общей сложности уже было порядка десяти дней простоя). Приходят чипы — начинаем догонять, конвейер работает и в выходные. Но люди все понимают, не ропщут. Если по графику это был выходной день — работа оплачивается по двойному тарифу.
Нечасто, но бывает, что случается брак со сваркой, который вскрывается на последнем этапе сборки, и кузов приходится утилизировать. Это происходит очень редко, примерно раз в месяц, максимум два. Каждый такой случай — предмет тщательного разбирательства. За повторный брак можно и работы лишиться.
Перед выпуском кузовов в сборочный цех они подвергаются серьезному аудиту (в сварке — контроль геометрии и прочности сварных точек). Помимо конечного аудита существует контроль после операций внутри цеха. Сварили часть кузова — также проверяют на геометрию. В окраске сотрудники отдела качества проверяют кузова на разных этапах и выборочно, делают полный аудит кузова. Ну и перед отправкой покупателю автомобиль проходит тотальный контроль качества.
Мне есть с чем сравнивать — на другом заводе, в 2008 году, видел совершенно другое отношение. Собирают какой-нибудь узел, провернулась резьба — подложили шкурку. Кое-как завернули болт — все равно, что там дальше будет. Собственно, этого никто не скрывал. А ничего, что этот узел идет в двигатель? В испытательном цехе доходит до того, что половина моторов не проходят испытания с первого раза. Завод тот впоследствии почти разорился, сейчас лишь малая часть осталась.
Если ты не ученик, то за первый случай халтуры тебя лишат премии, и если это возможно, заставят исправлять (например, не нанес ты герметик там, где нужно, или не приклеил шумоизоляцию). За второй случай последует выговор, ну а за последующий могут и уволить (все зависит от сложности исправления недочетов и на каком ты счету). А на улицу идти никто не хочет, рабочий зарабатывает 40 000 руб, приличные деньги для нашего города. Другую работу можно и не найти.
У основного производства двухсменный график работы. Опоздания караются лишением премии, но если ты не злостный нарушитель, всегда можно договориться об отработке. Премии, бонусы — как и везде. Есть персональные поощрения (зависят от качества твоей работы) и коллективные (от показателей производства в целом). В принципе, размер вознаграждений — неплохой, точные цифры раскрывать не буду, есть обязательства по неразглашению.
Качество пищи в столовых на заводе — вполне сносное. Чтобы плотно поесть, достаточно 150–200 рублей. Не ресторан, конечно, и порой случаются казусы с грязной посудой и испорченными салатами — но это скорее исключение из правил. Периодически бывают ревизии, после чего все становится намного лучше. Но все равно — это столовая с «хлебными котлетами». Бывали и отравления, но доказательств, что это от еды в столовой, нет.
Двухнедельный отпуск бывает общезаводской плюс две недели по согласованию с руководством. Во время корпоративного отпуска проводятся какие-то интеграции, монтаж, запуск нового оборудования, а также генеральные уборки. Но в этом задействовано не так много людей, с ними выходят руководители, и они не беспокоят других коллег звонками. Есть и минусы того, что много людей уходят в отпуск одновременно. Если ты захотел слетать на море, то лучше планировать и бронировать билеты/отель сильно заранее: когда весь завод полетит в Сочи, можно запросто остаться без «путевки».
Карьера идет тяжело — все на своих местах. За четыре года работы я никак не продвинулся по карьерной лестнице. Как и все вокруг. В топ-менеджеры выбиваются единицы! И дело не только в профессиональных качествах. Чаще всего на руководящие должности приходят люди из других отделов или филиалов завода.
В основном рядовой специалист так им и остается на протяжении десятков лет. И это очень напрягает. Многим хочется развития, роста. Знаю нескольких людей, для которых это было критично, они уходили с завода, не выдержав и пятилетку. Обидно, знаете ли, когда ты знаешь свою работу от и до и чувствуешь, что мог бы стать руководителем, но на это место приезжает человек извне. В моем случае спасает многозадачность и то, что каждый раз при запуске новых моделей много творческих и незаурядных решений.
Тем не менее один из частых вопросов, которые задают — хотел бы я еще задержаться на заводе?
Скорее да, чем нет (если только не предложат должность руководителя с бóльшим окладом на другом предприятии). С ипотекой в ползарплаты и двумя детьми особо не разгуляешься. А уходить в свободное плавание не позволяет недостаток авантюризма (ну или ответственность, как вам удобнее).
Здесь есть свои минусы и плюсы. Меня устраивают отношения в коллективе, политика завода, цели и приоритеты. С такими взглядами я вижу его будущее (если только внешние факторы критически не повлияют на его работу). Единственное, хотелось бы продвижения внутри завода. Ведь порядка 90% сотрудников не имеют возможности развиваться и двигаться по карьерной лестнице. А движение — это жизнь, застой — зло 😊
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru