Когда готовился этот материал, скандал с заниженным расходом топлива в японской компании Mitsubishi еще не разгорелся. Тем не менее во время нашего визита на завод PSMA Rus под Калугой в воздухе висела некоторая напряженность, неопределенность...
Первый «звоночек» прозвучал еще в Москве на встрече с президентом «ММС Рус» Наоя Такаи, который подтвердил прекращение продаж кроссовера Mitsubishi ASX в связи с невыгодностью его ввоза из-за границы. При этом организация сборки этой модели на заводе «ПСМА Рус» в Калуге не планируется — в нынешних экономических условиях это также нецелесообразно. Да еще и сама модель скоро должна уйти «на пенсию», а появится ли у нее преемник, пока конкретного ответа так и не дали. Не будут в Калуге производить и новый Pajero Sport. Получается, что Outlander так и останется единственным «российским» Mitsubishi? Он же, являясь далеко не самой доступной моделью компании, вряд ли в ближайшее время значительно увеличит свои продажи, даром что по своим качествам обновленный кроссовер стал одним из самых сбалансированных в своем сегменте.
Второй «звонок» раздался уже непосредственно возле проходной завода «ПСМА Рус». Служебная парковка была заполнена едва на четверть, если не меньше. Это — одно из внешних проявлений прошедших здесь за последние полтора года сокращений, в ходе которых из 3000 человек осталось менее половины — 1381. Правда, исполнительный директор завода Йошия Иннамори утверждает, что в основном это были не увольнения как таковые, а всего лишь прекращение сотрудничества в связи с окончанием сроков трудового контракта. Те же, кто был уволен, согласно ТК РФ получили выплаты в размере пяти месячных окладов. К слову, далеко не все на заводе разделяют мнение руководства. Однако стоит отметить, что основные жалобы направлены во французскую сторону, где на руководящих должностях осталось всего 3 французских менеджера против 16 работающих на заводе японцев. Такая разница обусловлена тем, что на японской части предприятия производство организовано с учетом собственного опыта MMC, подвести под который наших менеджеров пока затруднительно.
Завод «ПСМА Рус»
Впрочем, в цехах грусти, и тем более уныния, не заметно, несмотря на сокращенный рабочий график. Да, до середины лета завод будет работать всего 4 дня в неделю. К тому же возможен переход на одну смену. Закрытые полупрозрачными шторками-жалюзи пустующие посты сборки узлов и агрегатов внедорожника Pajero Sport вызывают ассоциации с детройтской депрессией. Однако на линии сборки кроссовера Outlander атмосфера царит деловая: сейчас здесь собирают 130 кроссоверов ежедневно по технологии мелкоузловой сборки (CKD).
В цех окраски нас, разумеется, не пустили по причине повышенных требований к качеству работ и чистоте воздуха. По сути, это отдельное здание, примыкающее к сборочному цеху, где даже столовая — собственная. Раскрывать поставщиков материалов представители завода не стали. Но заверили, что вся используемая краска — а на каждый кроссовер уходит порядка 6 литров различных составов — самая современная и экологически безопасная, на водной основе. Кстати, из тех 20 часов, что требуются на сборку одного кроссовера, почти половина — 9 — уходят именно на окраску. При этом основная часть операций (кроме самого первого и самого последнего этапов) выполняется вручную.
В самом конце сборочного процесса — установка оставшихся кузовных и салонных мелочей и выходная проверка собранного автомобиля. В камере со специальным освещением оценивают качество сборки и наличие случайных повреждений окрашенных элементов, тестируют основное оборудование, проверяют углы установки колес и герметичность кузова (под специальным душем). После этого запускают двигатель (обычно — со второй попытки и после продолжительной работы стартера), и автомобиль своим ходом покидает сборочную линию.
Объемы производства модели Outlander в России:
А как обстоят дела с контролем качества? Практически на всех этапах за этим следят специально обученные специалисты: проверяют результаты произведенных работ и просто присматривают за сборочным процессом. Кроме этого собранные автомобили (а также их отдельные компоненты) выборочно проходят полный цикл оценки качества сборки, включающий в себя как деструктивный (на прочность), так и метрологический (на соответствие заданным параметрам) контроль. Для этого на заводе есть лаборатории и даже собственный испытательный трек, где проверяют минимум по одному автомобилю из каждой партии. Так, например, в день нашего визита испытания должны были пройти 10 машин.
Трек — небольшой, максимальную скорость на нем развить не удастся. Зато для оценки работы подвески и качества сборки есть целый ряд разнокалиберных неровностей и покрытий: «гребенки», спуски-подъемы, «булыжная мостовая», тоннель.
Собранные автомобили отправляются на площадку готовой продукции, расположенную за сборочным цехом и занимающую добрую треть территории завода. Сейчас ожидающих отправки автомобилей здесь немного, причем Аутлэндеров среди них — не больше четверти (основной объем ожидающих отправки к дилерам машин составляют французские седаны Citroen C4 Sedan и Peugeot 408). Не удивительно: ведь кроссоверы сегодня, даже несмотря на более высокую стоимость, пользуются лучшим спросом на рынке и потому особо не застаиваются в ожидании своих владельцев. Так, за 2015 год, по данным АЕБ, в России было продано 16 294 новых Аутлэндера, в то время как французских седанов обеих моделей — лишь 4748 (2632 Ситроена и 2116 Пежо).
Вот только даже Outlander не входит в топ-25 самых продаваемых моделей российского рынка. Поэтому, наверное, и ощущалась над заводом «ПСМА Рус» эта не совсем спокойная атмосфера: всего одна модель на конвейере — слишком мало для уверенности рабочих в завтрашнем дне. Более компактный ASX и в лучшие для него дни так и не был локализован в Калуге, а сборка по OEM-соглашению кроссоверов Citroen C-Crosser и Peugeot 4007 была прекращена еще в 2012 году — когда сменилось поколение Outlander (но даже тогда японских кроссоверов собирали почти вполовину больше, чем их французских двойников вместе взятых: 16 753 Outlander XL против 5441 Citroen C-Crosser и 5344 Peugeot 4007). Впрочем, если спрос на новый Pajero Sport окажется достаточно высоким, эта модель может и вернуться на калужский конвейер — естественно, уже в своем новом поколении. По крайней мере, в представительстве японской компании однозначного «нет» не озвучили. Лишь бы сама компания продолжила производить автомобили…