Год назад, когда Военно-промышленная компания разработала и представила бронемобиль легкого класса «Стрела», Бауманское Конструкторское бюро молодежи вышло с предложением по проектированию небронированной версии машины. Так рассказывает о начале работ над «Стрелой» профессор кафедры «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» МВТУ им. Баумана, доктор технических наук Дмитрий Олегович Онищенко. В свою очередь руководитель пресс-службы ВПК Сергей Викторович Суворов объясняет привлечение студенческого бюро отсутствием у ВПК опыта проектирования «обычных», то есть небронированных машин, хотя показанный 22 августа в парке «Патриот» «Соболь NN», предназначенный для «обеспечения управления и связи командирам и офицерам штабов подразделений и частей при нахождении их как на месте (на пункте управления), так и в движении», именно что небронированный, правда, совсем не оригинальный. Фактически это просто разновидность будущего серийного «Соболя NN», а вот небронированная «Стрела» — в чистом виде оригинальная история, хотя и с заимствованными агрегатами.
Сергей Суворов сообщил нам, что опытно-конструкторские работы с шифром «Стрела» предусматривают создание шести образцов, два из которых уже сделаны — это как раз бронированные и небронированные штабные машины. Осталось подготовить бронированную и небронированную версии амфибии и бронированное и небронированное шасси под установку надстроек. При этом Министерство обороны сразу ориентировало ВПК, что «Стрела» должна заменить в войсках УАЗ Хантер, то есть фактически УАЗ-469, который встал на конвейер в Ульяновске еще в 1972 году.
Между тем о готовности «Стрелы» говорить еще преждевременно. Фактически автомобиль представляет собой ходовой макет и до стадии опытного образца еще идти и идти. По словам Дмитрия Онищенко, формирование технического задания бауманцы проводили при участии инженеров Военно-промышленной компании и закончили его в ноябре-декабре прошлого года. К тому времени уже наступила полная ясность с внешностью, поэтому в январе нынешнего года разработчики засели за расчеты и конструкторскую документацию, а уже в марте приступили к изготовлению комплектующих. Таким образом, на создание ходового макета у студентов ушло менее восьми месяцев. Само собой, машину изготавливали с использованием мелкосерийных, в данном случае «обходных» технологий, и едва успели к открытию выставки в «Патриоте»: кузов покрасили лишь неделю назад, и за это время успели провести несколько пробных заездов. К слову, перед сборкой машины бауманцы испытали и раму в статическом режиме, оценив прогибы на координатно-измерительной машине после приложения нагрузки. Эта работа позволила не только убедиться в прочности рамы, но и верифицировать расчеты.
Относительно короткие сроки, за которые удалось создать такой макет силами пускай и хорошо подготовленных, но студентов, Дмитрий Онищенко объясняет хорошей мотивацией: мало того, что выполненная работа пошла в зачет дипломного проектирования, так еще удалось изыскать и средства на самые настоящие зарплаты, которые у ведущих конструкторов «Стрелы» достигали по несколько десятков тысяч рублей в месяц и даже — по 100 тысяч. Деньги пришли не только из Военно-промышленной компании. Перед началом работ в Бауманке по приказу ректора была инициирована научно-исследовательская работа, а ее финансирование велось за счет выполнения университетом так называемых внебюджетных работ. Кроме того, Конструкторское бюро молодежи, эмблема которого красуется на кнопке звукового сигнала руля, будучи отдельным юрлицом, тоже изыскало средства. Вместе с тем ради справедливости добавим, что как при всяком дипломном проектировании, в разработке «Стрелы» участвовала еще и профессура, и конструкторы Военно-промышленной компании, правда, большей частью в режиме консультаций.
Изначально предполагалось, что для изготовления машины не будет использоваться серийная оснастка, поскольку до сих пор неясен вероятный объем производства гражданской версии «Стрелы КБМ ВПК». Поэтому в Бауманке заложили ровно те же технологи, которые в свое время обкатали при создании двух поколений родстера «Крым»: лазерная резка, гибка на станке с ЧПУ и сварка. Таким образом, при изготовлении металлических частей кузова обошлись без штампов, поскольку в экстерьере просто нет сложных трехмерных поверхностей. Сколько автомобилей по такой технологии можно выпускать в год? По оценке Дмитрия Онищенко — около 10 000 штук с учетом всех предполагаемых версий кузовов.
Однако где выпускать автомобиль? Дмитрий говорит, что вполне можно использовать имеющиеся помещения в вузах, которые участвуют в межвузовском объединении «Конструкторское бюро молодежи» (КБМ). В свою очередь Сергей Суворов уверяет, что если военные начнут заказывать машину, то производство тут же наладят на мощностях ВПК в Арзамасе. А как быть с дистрибуцией? Понятно, что в случае военного заказа этот вопрос не стоит, а вот гражданские автомобили придется реализовывать традиционным путем — через дилерскую сеть. Сергей Суворов сообщил, что для этих целей Военно-промышленная компания вполне может использовать сеть ГАЗа, но может и расширить свою, где сейчас реализуют те же снегоболотоходы. К слову, на серийных машинах конструкторы должны уложиться в 3,5 тонны, при этом обещают снизить нынешнюю снаряженную массу с 2,7 тонны с тем, чтобы на борт машина могла взять тонну полезного груза.
Остается добавить, что в ближайшее время Военно-промышленная компания должна принять по акту макетный образец, и что авторские права на разработку будут принадлежать совместно ВПК и Бауманке. Что касается дальнейших работ, Сергей Суворов не стал называть конкретных сроков, так что мы просто пожелаем разработчикам — видимо, уже «бауманским» дипломникам следующего года — довести «Стрелу КБМ ВПК» до серии.