Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Колеса Армении: на чем сейчас ездят в бывшей советской республике
01.10.2022 | 26506 просмотров

Колеса Армении: на чем сейчас ездят в бывшей советской республике

Автор: Николай Марков
Фото: Денис Дементьев
Источник: Дром
Армения была самой небольшой республикой в Советском Союзе. Просто для понимания: по занимаемой территории вся она сопоставима, например, с Калужской областью. При этом лишена выхода к морю, будучи зажатой между четырьмя государствами: Грузией, Ираном, Азербайджаном и Турцией. Две последних страны, начиная с 1990-х, осуществляют блокаду Армении, не ведя с ней никакой торговли. Так что практически все снабжение республики осуществляется через территорию Грузии или воздушным путем. И это, конечно, нашло непосредственное отражение в том числе и в структуре транспортного потока. Итак, какая же техника сейчас встречается на дорогах современной Армении?

По части легковых автомобилей Армения едва ли может чем-то удивить россиян: улицы ее городов давно заполнили автомобили европейских, японских и корейских марок, а средний возраст парка явно выходит далеко за рамки десяти лет. То есть легковая техника — плюс-минус та же, что встречается и на наших дорогах. Но, разумеется, есть нюансы. Процент новых автомобилей ощутимо меньше, подавляющая часть транспорта явно ввозится в Армению в виде б/у. Самые распространенные машины — подержанные Мерседесы всех мастей да Opel Astra, которые в том числе частенько используются в качестве такси. Едва ли возможно в Ереване сделать кадр интенсивного транспортного потока так, чтобы в него не попал хотя бы один «Мерс» и хотя бы одна Astra — скорее всего, в объективе окажутся сразу несколько таких автомобилей! Мотивы покупателей при выборе просты. Mercedes, даже старый, это символ престижа, а Астру берут из соображений рациональности: недорогая и притом приличная машина, хорошо обеспеченная дешевыми запчастями. Ниже — несколько характерных кадров из Еревана и Гюмри: фотограф снимал вовсе не транспорт, однако мы обратим внимание именно на автомобильный «фон»!

Ереван, Дом правительства. А прямо в центре кадра — как раз Opel Astra и Mercedes-Benz E-class
Снова Ереван. Теперь на заднем плане — производственные цеха бывшего Ереванского автомобильного завода. А в потоке транспорта и на парковках легко различимы два Мерседеса (это еще не считая диковинного Smart Forfour) и три Астры
Ереван, торговый центр «Prospect Mall». В шеренге припаркованных автомобилей можно заметить Мерседесы А- и Е-класса, а Opel Astra фрагментарно присутствует на переднем плане в виде красного универсала-такси. Из интересного — в правой части кадра виден припаркованный седан Iran Khodro Samand: учитывая общую сухопутную границу, можно было бы ожидать более широкого распространения иранских автомобилей. Одно время они использовались полицией, однако сейчас «иранцы» в Армении такая же редкость, как и в России
Nissan Tiida, Lexus RX, Hyundai Elantra… Кажется, наконец-то кадр без Мерседесов и Опелей? А вот и нет: просто они спрятались )) Серебристая Astra-такси стоит последней в первом ряду машин, ближайший родственник Астры — минивэн Opel Zafira первого поколения — виден во втором ряду после Лексуса, а старенький Mercedes-Benz E-class выглядывает из арки четырехэтажного дома
Да, на этот раз без Опелей. На вечерней «сходке» напротив Национального исторического музея Армении — сразу четыре подержанных Мерседеса, включая CLS первого поколения, а на переднем плане — BMW
Думаете, пример с Мерседесами показателен только для Еревана? Тогда вот случайный кадр из Гюмри: из пяти различимых на фото припаркованных автомобилей — сразу три старых Мерседеса! Две другие машины — старенькая «Волга» ГАЗ-24 и… Opel Astra, куда ж без него!
А как обстоят дела с престижными внедорожниками? В процентном отношении их явно меньше, чем в России, но все равно попадаются регулярно. На этом снимке, например, на перекрестке встретились Mercedes-Benz G-class, Toyota LC200 и Chevrolet Tahoe, а в отдалении можно разглядеть уезжающий Porsche Cayenne. Кстати, сама локация — одна из главных достопримечательностей Еревана: мост Победы, он же мост Ахтанак над рекой Раздан, построенный в 1945 году. В народе он еще называется «пьяным мостом», поскольку связывает Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат, производящий коньяк «Ной» (он виден на дальнем плане), и Ереванский коньячный завод, известный коньяком «Арарат» (он расположен в районе, что за спиной у фотографа)

Конечно, в транспортном потоке Армении невозможно не заметить праворульных «японцев». Однако их количество невелико, и тому есть объективная причина: просто привезти, растаможить и поставить на учет такой автомобиль сейчас нельзя. Гонения на «правый руль» начались еще 1 апреля 2018 года, когда в Армении вступил в силу закон, запрещающий ввоз в республику автомобилей с «рулем в бардачке». Затем ввели отсрочку, которая позволяла оформить ввезенную «праворульку» до 1 мая 2019-го, но только при условии, что машина была куплена до 30 декабря 2018-го. При этом никто не запрещал привозить праворульный автомобиль и эксплуатировать его после переноса руля на левую сторону, если такая переделка технически возможна. Запрета на эксплуатацию зарегистрированных ранее «японцев» также никто вводить не стал, но в силу естественной убыли процентная доля праворульных машин в Армении с каждым годом снижается.

Из числа японских праворульных автомобилей более других заметны на дорогах минивэны — такие как эта Honda Elysion на фоне Национального исторического музея Армении. В правой части кадра, кстати, видна «Волга» ГАЗ-3110

В завершение обзора по легковым иномаркам упомянем еще про несколько встреченных в Ереване автомобилей, которые с полным правом можно отнести к категории экзотических. Ниже — их фото с короткими комментариями.

Такие седаны Mercury Marquis выпускались в Штатах в 1970-х годах. Этот экземпляр явно долго использовался как носитель рекламы, но теперь пребывает в несколько запущенном виде
Нечто самодельное с эмблемами и документами от Мерседеса 1938 года. В прошлом году эту машину пытались продавать на российских досках объявлений
А вот этот экземпляр владелец выдает за Steyr 1934 года, хотя в нем от исходного Штейра осталось едва ли не меньше, чем у предыдущего автомобиля от Мерседеса. Да и выпускать такие Штейры начали несколько позже — в 1935-м
Ну какой же армянин не любит Hummer! Эти лимузины километровой длины, к слову, на самом деле являются автобусами, и для управления ими нужны права категории D. Трехосный вариант обычно рассчитан на 28–30 человек, а четырехосный — на 30–35

А что в Армении с российскими легковыми автомобилями? Периодически попадаются ВАЗы в возрасте «от 16 и старше», и даже «Жигули» советского производства — еще не краснокнижная редкость, хотя эти машины зачастую уже очень «уставшие», на них продолжают ездить по причине банального отсутствия средств на покупку чего-то более свежего. А вот новые Лады — редкость. Более-менее регулярно встречаются лишь классические «Нивы». Встретить же Гранту или Весту — задачка со звездочкой! Впрочем, чему удивляться, если на сайте прежнего армянского импортера Lada (его сменили-таки в 2021-м) раздел «Акции» застыл на скидках 2017 года… К слову, свежих уазовских Патриотов на дорогах Армении не видно вообще, хотя формально их тут тоже продают.

У въездных ворот на территорию Ереванского коньячного завода — того самого, который делает коньяк «Арарат» — припаркована довольно свежая «Нива». Это единственная модель Lada из актуального модельного ряда, которая встречается на дорогах Армении более-менее регулярно. На заднем плане — Honda Accord
Как и эта зеленая «шестерка», большинство «Жигулей» в Армении уже сильно «уставшие»: владельцы выжимают из них последние соки. Причем в столице таких машин осталось немного. Например, на этом снимке, сделанном на перекрестке проспекта Азатутян и улицы Агароняна в двух шагах от территории бывшего ЕрАЗа, из двух десятков попавших в объектив автомобилей — всего один ВАЗ в окружении аж шести Мерседесов. Ну и Opel Astra тут как тут, куда ж без него! В провинции «Жигулей» больше, но их состояние обычно похуже
«Советский Мерседес», то бишь ВАЗ-2107, рядом с Мерседесом настоящим. А на заднем плане — окраина территории ЕрАЗа. Последний пролет пустующего цеха снесли, чтобы освободить землю под жилую застройку, а образовавшуюся дыру частично заложили бетонными блоками, чтобы внутрь не лазили любопытные. Впрочем, об этом предприятии мы еще поговорим ниже отдельно

Еще один нюанс автомобилизации в Армении — широкое распространение газобаллонных автомобилей. Их доля поменьше, чем в Узбекистане, котором мы недавно рассказывали, но все равно очень и очень велика. Если весь автопарк республики насчитывает полмиллиона машин, то на газ переведены порядка 300 000, то есть около 60%. А если откинуть дизельные машины, то окажется, что на бензине в стране вообще мало кто ездит. Собственно, учитывая цены на топливо и уровень местных зарплат, это и неудивительно: за литр АИ-95 на местных заправках просят порядка 75 рублей, солярка стоит 71 рубль, а литр пропана — всего лишь 34 рубля. Так что на пропан или метан зачастую переведены даже совсем свежие иномарки.

Огромная газовая заправка в Ереване на перекрестке улиц Сасунци Давид и Жака-Ива Кусто, где заправляют и метаном, и пропаном. Из 14 машин, стоящих возле газовых колонок, ровно половина — Мерседесы разных моделей. Здесь же видны «Нива» и две ГАЗели, которые широко используются в Армении как «маршрутки». На переднем плане в кадр попала «семерка» поздних выпусков, уже покидающая территорию станции. Интересно, а в РФ есть хотя бы одна АГНКС, способная заправлять метаном одновременно дюжину автомобилей? Мне таковых что-то видеть не доводилось…

Но продолжим собственно об автомобилях, и теперь — конкретно о советских. Кроме «Жигулей» из числа «легковушек» выпуска до 1991 года сколько-нибудь регулярно на дорогах Армении можно увидеть только «Волги» серии ГАЗ-24, причем нередко — переоборудованные. Помните, как часто «Волги» переделывали в пикапы в Узбекистане? Там этот процесс был поставлен на поток в промышленных масштабах. В Армении такое тоже практиковалось, только не столь широко и сугубо в порядке индивидуального творчества. А вот более старые газовские «легковушки» — это уже скорее предмет фетиша, объект коллекционирования или средство заработка на туристах. Из обычной эксплуатации такие машины вымыло временем, равно как совсем исчезли «Москвичи» и «Запорожцы», запчастей на которые уже не найти днем с огнем.

Ни дать ни взять — «Волга-Эль-Камино»: бывший седан ГАЗ-24-10, переоборудованный в пикап и стилизованный под «американцев» 1970-х. В отсутствие откидного заднего борта осуществлять погрузку-разгрузку такого пикапа — удовольствие ниже среднего, зато оцените, как увеличили вместимость платформы наклонные боковые борта: высокие грузы получается перевозить, даже никак не привязывая их к полу
А вот этого «американца» из 1960-х все ведь узнали? Кто не узнал — смотрите на крышу и двери. Да это же «Волга» ГАЗ-24! Задние крылья с килями выклеены из стеклоткани и шпаклевки поверх серийных крыльев, бампер и хромированный декор — самодельные, колеса вместе с колпаками — от «Волги» ГАЗ-21. Передок у машины, кстати, тоже полностью видоизменен
Поздним вечером в одном из ереванских дворов встретился вот такой ГАЗ-12 ЗИМ, судя по всему, уже переоборудованный на современную агрегатную базу. Кстати, судя по доскам объявлений, популяция автомобилей ЗИМ в Армении очевидно выше, чем в среднем по российским регионам: у местных коллекционеров и реставраторов они явно в почете!
Двухдверный кабриолет из «Победы»? На самом деле не из «Победы», а из «Варшавы», которая выпускалась по советской лицензии в Польше. На этой машине предприимчивый владелец возит туристов на экскурсии по Еревану. Красиво, но с безопасностью — беда! А местная дорожная инспекция, судя по всему, просто закрывает на эту самоделку глаза
Легковых «Москвичей» на дорогах Армении уж и след простыл, а вот «каблучки» ИЖ-2715 изредка попадаются. Причем порой в таком состоянии, что непонятно, как они вообще еще могут ездить?! Этот экземпляр, к слову, сделан в период с конца 1970-х до начала 1980-х годов, а дверь у него уже замененная, от машины более позднего выпуска

Если советские «легковушки» — все-таки вымирающий вид, то грузовиков и автобусов из СССР в Армении пока еще в достатке. Особенно это касается различной спецтехники, заменить которую более современными аналогами дорого или чрезвычайно дорого. Многие машины поддерживаются владельцами в отличном состоянии. Собственно, этому крайне способствует местный климат: тут нет ни соленого морского воздуха, ни реагентов на дорогах, ни высокой тропической влажности. Пожалуй, больше всего сохранилось грузовиков марки ЗИЛ, причем особенно популярны юркие и компактные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502. В большинстве своем они переделаны по одному и тому же рецепту: чтобы поднять рентабельность перевозок, у них максимально наращены борта платформы и установлено газобаллонное оборудование. Более того, многие «зилки» вообще лишены бензиновой системы питания! С учетом мягкой зимы в Армении такая переделка вполне допустима: температура на улице редко опускается до таких значений, при которых двигатели уже не получается запустить на газе.

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 с окрашенной металликом кабиной и тонированными окнами — явно гордость владельца! Как водится, у машины наращены борта платформы, а на правом лонжероне рамы красуется пропановый газовый баллон. Судя по характерным деталям кабины, выпущен этот грузовик не ранее 1987 года
Еще два самосвала: на заднем плане — ЗИЛ-ММЗ-4502 строительного назначения с короткой колесной базой, а на переднем — длиннобазный сельскохозяйственный ЗИЛ-ММЗ-554М. На платформе — вновь надставные борта (причем смонтированы они таким образом, что разгрузка на боковые стороны стала невозможной), а из-под платформы выглядывает батарея метановых баллонов. Сколько лет этой машине? Пусть вас не смущает облицовка радиатора старого образца с верхним расположением фар: она тут явно появилась в процессе ремонта. Судя по наличию одного вентиляционного лючка в правой части кабины и огням автопоезда, данный ЗИЛ выпущен не раньше февраля 1983-го и не позже января 1987-го
Еще один пример ретрогрузовика в прекрасном состоянии — седельный тягач ЗИЛ-441510 в паре с полуприцепом-газовозом АППЦТ-12-885М. Хотя на деле он может оказаться моложе, чем кажется, ведь такие тягачи строили вплоть до 1994 года!
А вот сразу два грузовика Московского автозавода имени Лихачева на территории Ереванского троллейбусного парка. Тот, что на переднем плане — автокран КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ с камазовским дизелем: такие выпускали на Дрогобычском автокрановом заводе в УССР. А следом за ним виднеется вышка для ремонта контактной сети на шасси ЗИЛ-130. Это, впрочем, уже местная переделка: изначально такие надстройки (они назывались АТ-70) выпускали на Луцком экспериментальном производственном объединении для монтажа на шасси грузовиков ГАЗ
Городские коммунальные службы активно пользуются «поливалками» КО-713 на шасси ЗИЛ-431412 позднего выпуска. Обратите внимание, что у первой машины поверх цистерны смонтирована батарея метановых баллонов. У дальнего же ЗИЛа в этом ракурсе никаких баллонов не видно. А значит, с вероятностью 99,9% пропановый газовый баллон висит у него на левом лонжероне рамы вместо демонтированного за ненадобностью бензобака. И еще одна интересная деталь: заметили фигурку медведя на капоте? Она позаимствована от грузовика ЯАЗ выпуска 1950-х годов. Причем в Армении полно ЗИЛов с этими медведями!!! Откуда их берут в таких количествах — для меня загадка
А вот и наглядный пример ЗИЛа с полностью демонтированным бензобаком: изначально он должен был висеть на левом лонжероне рамы. И, кстати, этот экземпляр тоже с мишкой на капоте, заметили? А еще отдельно отмечу будку этого автофургона: она, скорее всего, местного производства. До 1990-х годов в Армянской ССР работали два предприятия, где серийно выпускали фургоны: Ленинаканский опытный завод по ремонту автобусов и Ереванский авторемонтный завод. Вот один из них, судя по всему, и изготовил этот кузов
А на этом фото — сразу два советских грузовика: на переднем плане — самосвал КамАЗ-55111, выпущенный в конце 1980-х или начале 1990-х, а позади него едет автогидроподъемник АП-17 на базе бортового грузовика ГАЗ-53-12, построенный в тот же самый период времени. Изготавливали такие подъемники в Мелитополе на предприятии п/я А-3184 («Гидромаш»)
КамАЗы в возрасте «за тридцать» встречаются в Армении более чем регулярно: есть и бетоносмесители, и бетононасосы, и автокраны, конечно же — куда же без них! На этом фото — модель КС-4572 Галичского автокранового завода на шасси КамАЗ-53213. И пусть вас не вводит в заблуждение оперение кабины и бампер от камских грузовиков 2000-х годов: эти детали просто уже заменили на более новые!
Если предыдущий автокран маскировался под более новый, то этот КС-3571 «Ивановец» — наоборот, мимикрирует под более старый, чем есть на самом деле. Базовое шасси тут выглядит как МАЗ-500А образца 1970-х. Однако на самом деле это более поздняя модель МАЗ-5334, только подвергшаяся в эксплуатации «рестайлингу наоборот»: переносу фар из бампера на кабину и установке облицовки радиатора старого образца. Об этом свидетельствуют второстепенные детали, такие как форма бампера, наличие форсунок стеклоомывателей, расположение бокового указателя поворотов или отверстия под перемычкой ветрового стекла, оставшиеся от оторванной ручки. Это был распространенный вариант переделки МАЗов, поскольку фары в бампере слишком легко повреждались. А какой модный у этого автокрана номерной знак!
Мусоровозы на шасси ГАЗ-53 в Армении тоже до сих пор в строю, однако тут разместим фотографию «мусорки» КО-413 из Гюмри на очень раннем шасси ГАЗ-3307. Может, этот «газон» уже и не советского периода, но в любом случае — из самого-самого начала 1990-х годов. И это намного более редкий «фрукт», чем ГАЗ-53! Кстати, этот автомобиль тоже переведен на газ: три метановых баллона закреплены поверх бункера

Переходим к городскому транспорту. Самый массовый маршрутный автобус в Армении — наша классическая ГАЗель: их в республике около полутысячи штук. Более современные ГАЗели Next встречаются буквально единично, зато пару лет назад в Ереване появились сразу 28 низкопольных маршруток ГАЗель City. Очень много китайских автобусов малой вместимости — в основном марок Higer, Zhongtong и FAW: их суммарное количество — без малого три сотни экземпляров. Хорошо заметны на маршрутах старые корейские автобусы Hyundai County, которых осталось в строю около 60 единиц, а также украинские «Богданы» на шасси Isuzu и наши ПАЗ-3205: и тех, и других у перевозчиков осталось примерно по полсотни штук. А вот что совсем удивительно — так это значительное количество сохраняющихся в эксплуатации советских автобусов: даже в столице можно встретить и ПАЗ-672М, и ЛАЗ-695Н, и даже «междугородник» ЛАЗ-699Р! Говорите, это не экзотика? Тогда попробуйте задуматься, сколько ЛЕТ вам уже не встречались такие автобусы в реальной эксплуатации в российских городах.

Этакий китайский «пазик» — малый автобус Higer KLQ6728G на площади Республики в Ереване: на маршрутах столицы их чуть больше десятка. На заднем фоне в кадр попали украинский «Богдан» (слева) и советский ПАЗ-672М в окружении европейских туристических лайнеров
К остановке подъезжают сразу два 7,7-метровых китайских автобуса Higer KLQ6770G. Тот, что сзади — дизельный, а спереди — газовый: хорошо видны короба с метановыми баллонами на крыше. Если не брать в расчет микроавтобусы, то именно эта модель является самым распространенным автобусом в Армении: парк таких Хайгеров насчитывает две сотни штук. Машина предельно простая: с высоким полом, рессорной подвеской и механической трансмиссией
Очень бодрый «колобок» ПАЗ-672М выпуска 1980-х годов, переоборудованный на работу на метане. По Армении до сих пор бегают несколько десятков таких автобусов, и это больше, чем количество оставшихся в эксплуатации «колобков» по всей России
Этот ЛАЗ-695Н, судя по ведущему мосту Raba и санитарному люку в передке кузова, как и «пазик» с предыдущего фото, тоже сделан еще в бытность СССР. И столь же традиционно автобус несет на своей крыше батарею метановых баллонов

Автобусов большой вместимости — ни низкопольных, ни даже высокопольных — в Армении на городских маршрутах нет. Максимум используются 10-метровые машины, которые все-таки относятся к моделям средней вместимости. Зато в Ереване есть большие троллейбусы! Здесь работают 36 российских ЛиАЗ-5280, поставленных в 2008 году, а также несколько экземпляров древних французских Berliet ER100 и чешских Skoda 14Tr. До конца нынешнего года к ним должны присоединиться 15 новых троллейбусов Yutong с автономным ходом. Прежде троллейбусное сообщение существовало и в городе Гюмри, однако его закрыли еще в 2005-м, списав все остававшиеся на балансе Шкоды.

Основа троллейбусного парка Еревана — российские троллейбусы серии ЛиАЗ-5280, построенные в 2008 году на Волгоградском заводе транспортного машиностроения. Всего их 36, включая две машины в модификации ЛиАЗ-52803 с низким уровнем пола в передней и средней части салона: на фото показан как раз такой образец
Skoda 14Tr из партии машин, поставленных из уже несуществующей страны Чехословакия в Армянскую ССР в середине 1980-х. Нынешний год стал для этой Шкоды последним: в данный момент она уже выведена из эксплуатации
А этот троллейбус опознать слабо?)) Формально — это тоже Skoda 14Tr, но только собранная в троллейбусном парке в 2009 году из частей нескольких разных списанных Шкод и подвергнутая местному тюнингу с изготовлением оригинальных масок, дверных створок и стекол. Кстати, сейчас эта машина снова выглядит иначе, поскольку в нынешнем году она попала в ДТП с грузовиком, после чего получила новый передок с еще более суровым дизайном
Привет из прошлого: списанная Skoda 9Tr 1982 года постройки в троллейбусном депо «Нор-Норк». Пассажиров она возила до 2005 года, а затем еще целое десятилетие работала «техничкой»
В том же депо «Нор-Норк» есть еще один исторический экспонат — экспериментальный троллейбус-«гармошка» модели 6201. Его построили в 1991 году во Львове, в институте «ВКЭИавтобуспром», а выпускать собирались в Армении на заводе автопогрузчиков. Почему вдруг в Армении? Потому что проект лоббировал Рубен Асатрян (тот самый, который позже возглавил АО «Москвич»), нисколько не смущаясь ни чудовищной логистики всей этой затеи, ни полного отсутствия нужных специалистов на местах. Пока большая страна еще не развалилась, единственный образец троллейбуса успели самолетом перевезти из Львова в Ереван для проведения испытаний. Где «вдруг» выяснилось, что такой громоздкой «гармошке» на ереванских маршрутах, в общем-то, делать нечего. Так, ни дня не проработав с пассажирами, новенький троллейбус 6201 в итоге просто встал «под забор»

Теперь несколько слов о транспорте оперативных служб Армении. Полиция главным образом ездит на Toyota Corolla, недавно организованная патрульная служба активно использует Skoda Octavia. А для доставки личного состава на культурно-массовые мероприятия задействуются автобусы ПАЗ-3205 в полицейской ливрее. В службе скорой помощи парк более разношерстный. В качестве «неотложек» в крупных городах сейчас широко применяются китайские микроавтобусы Jinbei Haise, а также турецкие и китайские Ford Transit. В районах используются УАЗы-«буханки», в незначительном количестве есть даже медицинские Ленд Крузеры серии 78, производимые в ЮАР. А в пожарной охране и у спасателей большинство вакансий закрыты грузовиками марок Isuzu и КАМАЗ, хотя в небольшом количестве встречаются также свежие Уралы, Fuso Canter, а также старые «Зилки».

Уже сильно немолодой автобус ПАЗ-32054 на службе в полиции
Китайский Jinbei Haise — «цельнотянутая» копия японской Toyota Hiace — ныне одна из самых массовых машин у армянских медиков
В пожарную охрану в последние годы поступило большое количество спецтехники на шасси японских грузовиков: слева — пожарный автоподъемник с лафетным стволом на шасси Isuzu FVR, справа — автоцистерна на полноприводном шасси Isuzu FTS с двойной кабиной
Где можно найти в Армении новенькие КАМАЗы? Конечно, в пожарной охране!
А вот это — вовсе не «пожарка», как могло бы показаться. Точнее, это бывшая пожарная автолестница, уже списанная в силу почтенного возраста на «гражданку», но так и не перекрашенная из сигнальных бело-красных цветов. А базируется она на шасси древнего немецкого грузовика уже несуществующей марки Magirus

Отдельная категория транспорта, получившая в Армении широкое распространение — кофейни на колесах и передвижные торговые точки, ориентированные на обслуживание туристов. Кто-то использует для этих целей серийные специальные прицепы, в том числе российского производства. Однако очень часто подобную технику строят по индивидуальному проекту путем переделки какого-либо ретрофургона или микроавтобуса. Что получается в итоге, можно увидеть в следующей подборке фотографий.

Торговый автопоезд из «горбатого» ЗАЗ-965А, поставленного на «катки» от Мерседеса и превращенного в витрину для сувениров, и прицепа-автолавки питерской компании «АТВ трейлер». Конечно, «Запорожец» — не настоящий тягач этого прицепа: они на самом деле даже не сцеплены друг с другом. Но выглядят в паре эффектно
Передвижная кофейня на базе «каблучка» ИЖ-2715-01 с врезанной в заднюю стенку кузова дверью от ЕрАЗа
Сувенирная лавка, построенная на базе «Волги» ГАЗ-24-10 со срезанной крышей
И еще одна аналогичная машина, но с более рациональным использованием имеющегося кузовного пространства в качестве торговых площадей
Автолавка на базе чехословацкого фургона Avia A21 — помните такие машинки? Черный цвет тут, конечно, не родной: все Авии приходили в Советский Союз, будучи окрашенными синей эмалью
Ни в «Ижаке», ни в Авии невозможно работать в полный рост? Зато вот в таком «Рафике» можно запросто! Это, кстати, снова передвижная кофейня, а точное название взятого за основу микроавтобуса — РАФ-22038-02. Такие машины выпускались до 1996 года
А вот это уже не кофейня, а полноценное кафе со столиками внутри, построенное на базе британского автобуса марки ECW 1970-х годов (на шасси Bristol)

Заметили, чего не хватает во всей сегодняшней подборке фотографий? Фургончиков марки ЕрАЗ! «Ереванское чудо», «Армянская мечта» — как только ни называли эти забавные автомобили. Кстати, про мечту — это не случайно: аббревиатура «ЕрАЗ» созвучна армянскому слову «мечта» («yeraz»). То, как зарождался, развивался, а затем погибал Ереванский автозавод — тема для отдельной, большой и захватывающей статьи. В 1964 году, когда вообще возникла тема с необходимостью освоения однотонных фургонов, это предприятие еще называлось Ереванским заводом автопогрузчиков и находилось в стадии строительства. Причем эти самые фургоны планировались как новая, совершенно самостоятельная модель ЕрАЗ-763 с перспективным 1,5-литровым двигателем «Москвич-409». Техзадание на проектирование такой машины заводу автопогрузчиков выдали в марте 1965-го. А на время проектирования, доводки и подготовки производства нового фургона, а также с целью обучения персонала, ереванский завод решили «нагрузить» сборкой модели ЕрАЗ-762 на базе микроавтобуса РАФ-977Д. Согласно первоначальному техническому заданию, делать такой временный фургон собирались только в 1966–1967 годах! Что было дальше, известно достаточно хорошо: временное превратилось в постоянное. Первые серийные автофургоны ЕрАЗ-762 действительно появились в 1966 году, но и через 25 лет, когда распался СССР, производство новой модели все еще не было подготовлено. Ниже — пара архивных фотографий с ЕрАЗами.

ЕрАЗ-762 — первая модель Ереванского автозавода: почти что микроавтобус РАФ-977Д «Латвия», только без окошек. Обратите внимание — на передней панели кузова закреплена декоративная табличка «ЕрАЗ»: ею комплектовались только фургоны самых-самых первых выпусков
А вот так выглядел перспективный фургон, который сначала назывался ЕрАЗ-763, а потом был переименован в соответствии с новыми отраслевыми стандартами в ЕрАЗ-3730. Обратите внимание, что обе двери кабины задумывались сдвижными, как у американских «мультистопов»

Чуть не каждый год строились все новые и новые опытные образцы перспективных машин в самых разных модификациях: обычный фургон, изотермический, рефрижераторный, микроавтобус, кемпер, автолавка, передвижной пост ГАИ. В содружестве с Ереванским политехом были даже построены вполне себе работоспособные электромобили нескольких модификаций! Лишь в середине 1990-х завод смог-таки собрать небольшое количество этих угловатых фургончиков для свободной продажи. Но к тому времени уже были напрочь нарушены все кооперационные связи, на заводе отсутствовало отопление, и даже свет подавался с перебоями. Так что последние машины уходили в сбыт некомплектными: у многих, например, отсутствовали панели приборов. А в 1996-м ЕрАЗ окончательно встал.

Последние «квадратные» ЕрАЗы сходили с конвейера без панели приборов, потому что изготовить ее на заводе уже было не из чего. Дальше владельцы сами обустраивали интерьер фургонов, кто во что горазд. Хозяин этого экземпляра, не мудрствуя лукаво, просто положил поверх стального профиля кусок фанеры

Притчей во языцех в отношении фургонов ЕрАЗ стало их низкое качество сборки: перед началом эксплуатации «ереванское чудо» нужно было разобрать до винтика и заново собрать. Однако весь негатив остался в прошлом, поскольку для армян ЕрАЗ давно превратился в культовый автомобиль — как старый Volkswagen Transporter для немцев. Эти фургоны реставрируют, тюнингуют, а еще — очень активно переделывают именно в передвижные торговые точки!

Выбор цветовой гаммы вызывает вопросы, но в остальном этот любовно восстановленный ЕрАЗ-762В радует глаз. И, кстати, это не простой фургон, как может показаться на первый взгляд, а именно автолавка: бежевые секции бокового борта и двери — это откидной прилавок
Еще один фургон ЕрАЗ-762В, превращенный в эффектный передвижной бар с подъемной крышей над рабочим местом бармена
А вот этот ЕрАЗ получил высокую надстройку, позволяющую продавцу работать, стоя под крышей в полный рост. Тут продают кофе, мороженое и попкорн
«Квадратные» фургоны ЕрАЗ-3730 в силу большей вместимости и высоты кузова пользуются у уличных торговцев в Ереване ничуть не меньшей популярностью! У этого экземпляра, переоборудованного в мобильную кофейню, дополнительно удлинен задний свес кузова
ЕрАЗ-автолавка в процессе работы
А вот совсем редкая модификация «квадратного» ЕрАЗа с удлиненной колесной базой, превращенная в передвижной цветочный магазин

В сложившейся сейчас ситуации с резко ограниченным предложением на автомобильном рынке внутри РФ у наших сограждан вновь может возникнуть волна интереса к возможности ввоза автотехники из Армении. При этом многие краем уха слышали, что на армянские автомобили в нашей стране были какие-то гонения, но в подробности не вникали. А еще на досках объявлений до сих пор полно предложений о покупке автомобилей с армянским учетом, уже ввезенных в Россию. Что покупать можно, что нельзя, а что можно, но не нужно, Дром уже подробно разбирал ранее.

Лучшие комментарии

 
Москва
Сообщений: 5272
Shepster
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
Ща опять напишут, что я ною. Но автомобильной Армении или Кубы из нас не получится, у нас автопарк придётся обновлять чаще из-за климата. Не получится долго ездить на старой Астре, за пару лет она сгнивает в хлам, даже старые жиги, живущие в деревнях где не сыпят реагент, уже все гнилые. З.Ы. Оказывается УАЗ "покоряющий" то-ли Японию, то-ли Америку, не смог наладить продажи даже в ближайшей, зависящей от РФ стране, с которой мы (почти) не поругались. Значит, сказки вся эта их экспансия и не зарабатывание, а распил. З.З.Ы. Архитектура у армян - шедевр!
132
27
Ответить
Палкинский
Екатеринбург
Игорь
Не раскрыта тема, которая работает последний год - ввоз битых авто из США в Армению. Там, говорят, растаможка "вкусная" и дальше за эти авто никакие таможенные сборы уплачивать в России не нужно, только утильсбор и кнопку.
Растаможка в Армении с 01.01.2020 по Единному таможенному тарифу ЕАЭС (пошлина - до 3 лет - 15%, от 3 до 7% - 20%, старше 7 по кубикам + НДС 20% независимо от возраста). Экономия за счет отсутствия в Армении утильсбора и акциза для импортеров - участников ВЭД. Дальше авто идут в РФ на "физика" с уплатой утильсбора 5000 руб. и получением СБКТС, кнопку временно до февраля 2023 отменили.
21
 
Ответить

Комментарии

     
...
Сообщений: 516292
Господи, скока старья

И ведь ездят и щасливы
жду НГ
78
271
Ответить
    
Ерсубайкино
Сообщений: 36215
Барев!
Продам уши от мертвого осла.
58
8
Ответить
    
Ерсубайкино
Сообщений: 36215
Советское наследие с огромным запасом прочности!
Продам уши от мертвого осла.
113
16
Ответить
 
там где бАбры
Сообщений: 6781
Получается Армения это большой авторетро музей))
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
110
3
Ответить
Mike_vs7
Красноярск
Красный ЗИЛ-441510 в паре с полуприцепом-газовозом АППЦТ-12-885М - красавец!
102
1
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Не раскрыта тема армяномерседэсов!
91
7
Ответить
    
Сообщений: 1590
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
143
75
Ответить
    
Ерсубайкино
Сообщений: 36215
ДИВАНИО Диванный X Перд
Не раскрыта тема армяномерседэсов!
Белый на белой коже?
Продам уши от мертвого осла.
23
3
Ответить
jeorge
Новосибирск
На первой фотке ЧЕТЫРЕ Мерседеса
210, 211, гелик и 202
17
 
Ответить
MoHcTpMoHcTp
Казань
А что вообще сейчас с армянскими номерами в РФ? Говорили, что запретят, а их много ездит. Я бы сам тогда на таком гонял
9
23
Ответить
Androw
Самара
Очень здорово, когда старые и ретро авто пребывают в таком состоянии, что могут передвигаться постоянно самостоятельно и радовать не только хозяина, но и окружающих людей, а не быть металлолом во дворах, мешающих проезду
63
2
Ответить
 
Москва
Сообщений: 5272
Shepster
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
Ща опять напишут, что я ною. Но автомобильной Армении или Кубы из нас не получится, у нас автопарк придётся обновлять чаще из-за климата. Не получится долго ездить на старой Астре, за пару лет она сгнивает в хлам, даже старые жиги, живущие в деревнях где не сыпят реагент, уже все гнилые. З.Ы. Оказывается УАЗ "покоряющий" то-ли Японию, то-ли Америку, не смог наладить продажи даже в ближайшей, зависящей от РФ стране, с которой мы (почти) не поругались. Значит, сказки вся эта их экспансия и не зарабатывание, а распил. З.З.Ы. Архитектура у армян - шедевр!
132
27
Ответить
SwapBloke
Москва
В моём городке в дальнем Подмосковье тоже ездит Астра на армянских номерах)
8
1
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 13959
Но до ретроавтоКубы им ещё расти и расти
22
 
Ответить
Игорь
Не раскрыта тема, которая работает последний год - ввоз битых авто из США в Армению. Там, говорят, растаможка "вкусная" и дальше за эти авто никакие таможенные сборы уплачивать в России не нужно, только утильсбор и кнопку.
28
3
Ответить
 
Cosmopolit
Сообщений: 5296
а могли-бы жить....
19
3
Ответить
    
где-то в Сибири, где-то в Мск
Сообщений: 1164
Грузовой людоед - КрАЗ-лаптежник, а легковой - как раз ЕрАЗ. Чудовищная эргономика и не менее чудовищное качество исполнения сжирали любого водителя на раз-два вместе с костями )). Лаптежник на фоне этого мелкого злого гоблина - здоровенный добряк )).
Yeti повзрослел, потолстел, обленился и повысился в должности.
45
2
Ответить
Николай Марков
Тула
Йети Бигфутович
Грузовой людоед - КрАЗ-лаптежник, а легковой - как раз ЕрАЗ. Чудовищная эргономика и не менее чудовищное качество исполнения сжирали любого водителя на раз-два вместе с костями )). Лаптежник на фоне этого мелкого злого гоблина - здоровенный добряк )).
Очень сложно назвать "лаптя" добряком, если сам на нём хоть раз ездил ))
25
1
Ответить
 
город за рекой
Сообщений: 4275
Куба, постсоветского пространства)
Граждане россияне помогайте друг другу!!!!
21
3
Ответить
  
Сообщений: 14724
Shepster
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
Лучше на астре , чем на гранте
41
20
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 3027
Ну-ка, думаю, почитаю.
Читаю и понимаю, что стиль и точные определения мне уж очень знакомы!
И точно, смотрю автора - Николай!
Жму руку, отличная статья!
Книга "Иркутяне за рулём" издана!
27
2
Ответить
Товарищ майор
Ростов-на-Дону
пинта
Получается Армения это большой авторетро музей))
Почти как Куба....
10
1
Ответить
  
Южно-Сахалинск
Сообщений: 310
Газобаллонная тема не раскрыта-стоимость метана не написана, а именно метановых авто больше чем на пропане. Также не написано что в крошечной республике от 300 до 400 метановых Агнкс(во всей России от 600 до 700Агнкс)
Мой отзыв: Nissan NV200 2014
29
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 3522
Не одного слова по русски, окромя КАМАЗ, ЗИЛ и Ереванский Коньячный Завод.
Так будет не всегда!
Все великие идеи проходят стадию мечты и бреда.
5
38
Ответить
Роман
Тольятти
СтарьЁвщик
Не одного слова по русски, окромя КАМАЗ, ЗИЛ и Ереванский Коньячный Завод.
Многоль ты видел в Хабаровске надписей на армянском
60
3
Ответить
 
Сообщений: 5255
ПАЛАСИО
Советское наследие с огромным запасом прочности!
только из грузовых авто
Мой отзыв: Mazda Demio 2002
1
6
Ответить
 
Сообщений: 5255
Shepster
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
чего смотрю.в новосибе троллейбусы с 80-90г как и трамваи.в армении и то свежее.
9
14
Ответить
 
Сообщений: 222
Так ничего сами делать и не научились...
Только торговать.
32
11
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 16513
Stinky
Так ничего сами делать и не научились...
Только торговать.
Они себя считают талантливыми юмористами, финансистами, строителями и рестораторами)))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
41
2
Ответить
6206848
Чаплыгин
Вы ещё в Абхазии не были..
Вот там царство правого руля, альфарды, ноах, вокси, степвагоны
Ни одного кия или хендай
Первый раз был в Абхазии в 2015г было полно кия карнавал, сейчас не одного, а тоет и хонд полно
16
1
Ответить
   
Сообщений: 18988
А Д Р Е Т Т
Господи, скока старья

И ведь ездят и щасливы
Ага - одной рукой рулят, другой слезы счастья утирают. Правда почему-то в Москве уже армян живет больше, чем на исторической родине. Но это они от передозировки счастья уезжают.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
49
3
Ответить
LucaBertone
Москва
Похоже климат Армении гораздо более милосерден к авто, ну и соли столько зимой не рассыпают.. У нас наверно такой металлолом тоже бы счастливо ездил, еслиб не сгнил много лет назад.
18
 
Ответить
Палкинский
Екатеринбург
MoHcTpMoHcTp
А что вообще сейчас с армянскими номерами в РФ? Говорили, что запретят, а их много ездит. Я бы сам тогда на таком гонял
Сейчас еще таможня и ГИБДД прижимают такие авто, но с 01.01.2023 все армянские окончательно станут "не тыквой", а товарами ЕАЭС. Даже до февраля 2023 можно получить ЭПТС без Глонасса и даже внезапно без СБКТС, только утильсбор 5к рублей заплатить на таможне.
2
 
Ответить
Палкинский
Екатеринбург
Игорь
Не раскрыта тема, которая работает последний год - ввоз битых авто из США в Армению. Там, говорят, растаможка "вкусная" и дальше за эти авто никакие таможенные сборы уплачивать в России не нужно, только утильсбор и кнопку.
Растаможка в Армении с 01.01.2020 по Единному таможенному тарифу ЕАЭС (пошлина - до 3 лет - 15%, от 3 до 7% - 20%, старше 7 по кубикам + НДС 20% независимо от возраста). Экономия за счет отсутствия в Армении утильсбора и акциза для импортеров - участников ВЭД. Дальше авто идут в РФ на "физика" с уплатой утильсбора 5000 руб. и получением СБКТС, кнопку временно до февраля 2023 отменили.
21
 
Ответить
    
землянин
Сообщений: 63167
Мы С Робертом ,Армяном крановщиком в Красноярске ,4 часа вдвоём краном поднимали и укладывали балки ,потом доски на временную крышу
Поживи ,в условиях Сибири.На один Мрот
1
9
Ответить
 
Сообщений: 5043
несвойственная в последнее время Дрому, очень профессиональная и интересная статья. Спасибо
29
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 421
У меня фото этого авто лучше :)
Могу еще в копилку добавить
Сделаны - август 2022
Террано - это трактор! Медленно, но верно! БЫЛ...
13
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 412
Николай Марков
Очень сложно назвать "лаптя" добряком, если сам на нём хоть раз ездил ))
мне удалось выкупить один 2007 г.в. 10 тыс км пробега, турбованная восьмерка, коробка с делителем. не машина а песня, по зимнику плывет.
всего было 4 таких краза, из за колес негабарит, мы их сильнотне гоняли, раньше ч пропусками был гемор, отсальные три пошли в металлолом.
Мой отзыв: Renault Fluence 2011
3
 
Ответить
13958256
У нас в городе (дальнее подмосковье), армяны ездят только на премиуме и у всех блатные номера, уася.
9
3
Ответить
     
Воронеж
Сообщений: 3003
Был в Ереване в январе этого года. Опель Астра поколения 1999-2002 годов - там реально самая популярная машина. У меня сложилось впечатление, что это каждая вторая машина на дороге! Причём встречаются в любом виде - седан, хэтчбек или универсал. Зафира и Вектра тех годов тоже часто попадается.

Очень много БМВ Е36, Е34, Е46. Мерседесы С-шки и Е-шки 90х и 2000х годов. Нередко встречал Инфинити QX4 (мне такая машина очень нравится, поэтому обращал внимание). У нас подобных машин в целом виде давно не найдёшь - сгнили они все. Встречал я даже Сабурбан 80х годов в состоянии, близком к "муха не иплась".

Вообще у армян машины обычно в очень ухоженном состоянии, хотя и старые. Явного "колхоза" (по крайней мере внешне) - не видел.
Honda Pilot
Мой отзыв: Chevrolet Tahoe 1995
14
 
Ответить
Николай Марков
Тула
Pet0209
У меня фото этого авто лучше :)
Могу еще в копилку добавить
Сделаны - август 2022
Ситроен-каблук просто огонь!
А ЗИМ тот же самый, кстати, что и в статье ))
2
1
Ответить
InoikoSan
Москва
Pet0209
У меня фото этого авто лучше :)
Могу еще в копилку добавить
Сделаны - август 2022
Да это на улице Таманяна д. 4, "Ретро-кафе", эти Ситроены там всегда очень давно, а вот Nissan Figaro появился там недавно.
2
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 421
Я знаю, поэтому и прицепил его когда номер увидел.
Террано - это трактор! Медленно, но верно! БЫЛ...
 
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 421
Брал машину в прокат. Выдали праворукий Х-треил переделанный под левый руль! Я никогда на Х-трейлах не ездил, сначала первое впечатление - какое гуано делают на Ниссане, потом - СТОП, дело не в ниссане. И такие переделки проходят при регистрации и ТО.
Террано - это трактор! Медленно, но верно! БЫЛ...
6
1
Ответить
     
Н-ск
Сообщений: 2066
Медведей на капоты всякие рукодельные кооперативщики клепают - сувенирная продукция.
3
 
Ответить
     
Сообщений: 100
полагаю в ближайшее время надо ждать статьи из серии: "на чем ездят в Грузии", "автопарк Казахстана"...
кто-то из корреспондентов дрома попал в "велосипедные войска"?
10
3
Ответить
АМК
Самый правильный выбор - легковой Мерседес и "коробочка" ЗиЛ 4502 от Мытищинского машиностроительного завода. Самые лучшие автомобили.
3
 
Ответить
Eternal Hate
нечто самодельное - это mitsuoka la seyde
1
 
Ответить
   
Сообщений: 571
Пока автор перечислял фотки, на которых всегда видно мерседес или опель, я про себя все думал: Ну как же ты, автор, забыл, что там куча Nissan Tiida! И даже на первых 4х фото обязательно одна тиида присутствует. А еще Камазы в Ереване работают поливальщиками.
4
 
Ответить
кузбасс
Кемерово
invinoveritas
полагаю в ближайшее время надо ждать статьи из серии: "на чем ездят в Грузии", "автопарк Казахстана"...
кто-то из корреспондентов дрома попал в "велосипедные войска"?
они походу там всей командой
3
3
Ответить
   
Сообщений: 18755
Много интересного, а так +- такой же хлам как по всей России, если выехать за пределы столицы и пары крупных городов.
3
 
Ответить
Revatronic
Если присмотреться, то на фото в потоке автопарк состоит в большинстве из иномарок, и неплохих иномарок типа БМВ и Мерседес.
Но журналисты крупным планом решили показать какой-то единичный совковый хлам, который смогли выцепить в потоке нормальных машин.
К чему я это? К тому, что одну и ту же ситуацию, можно выставить по разному, главное сделать "правильный" упор.
8
6
Ответить
   
Сообщений: 571
Revatronic
Если присмотреться, то на фото в потоке автопарк состоит в большинстве из иномарок, и неплохих иномарок типа БМВ и Мерседес. Но журналисты крупным планом решили показать какой-то единичный совковый хлам,...
ну там реально новых моделей машин мало. Все примерно десятилетнее и старше. Автор просто написал статью о том, какие советские тачки там ездят и в каком виде они находятся.
3
 
Ответить
14864928
Иркутск
А мне один знакомый борец рассказывал что в Армении много новых европейцев и авто дешевле чем в России
1
1
Ответить
Виталий Дмитриев
LucaBertone
Похоже климат Армении гораздо более милосерден к авто, ну и соли столько зимой не рассыпают.. У нас наверно такой металлолом тоже бы счастливо ездил, еслиб не сгнил много лет назад.
Не только. Например, полно автобусов которые ещё вполне ничего- но их списали. Те же лазы и икарусы есть живые- но на маршрут их не ставят. Зил и газ 53 и подобных ещё много- но в современной России такая машина просто экономически не выгодна.
Что бы ни говорили, но всё же Россия достаточно богатая страна, которая может купить что то поновее, чем ковырять старьё.
2
 
Ответить
Сергей
Тюмень
invinoveritas
полагаю в ближайшее время надо ждать статьи из серии: "на чем ездят в Грузии", "автопарк Казахстана"...
кто-то из корреспондентов дрома попал в "велосипедные войска"?
Наверное не один. Вона как они за Окраину педалят в голосовалках - ты минус, они два плюса ставят...
 
 
Ответить
Скоро все на китайцах ездить будут. У нас вон в Рф уже до многих дошло, что китайцы предлагают лучше и дешевле, на дорогах с февраля тигo 7 и 8 стало в разы больше. Хотя не удивительно, они и рассрочку дают, и запчасти с расходниками на них доступные
 
 
Ответить
denis
Shepster
Смотрю и вижу ближайшее будущее России.
И становится не по себе...
не в Москве оно так всегда было
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!