Эта история с приобретением автомобиля с японского аукциона — всего лишь частный случай. Может, просто не повезло людям в данном конкретном примере, но что-то подсказывает, есть здесь немало моментов, обобщающих ситуацию, которая динамично менялась на волне колебаний курсов валют, ажиотажного спроса, проблем с логистикой и даже из-за природных факторов.
Все началось с обычного и понятного желания: в июле 2022 года семья решила было покупать вместительный японский минивэн свежего исполнения, так называемого проходного года выпуска (то есть ввоз по наиболее выгодной пошлине), возрастом от трех до пяти лет. Желательно 2018 года, с небольшим пробегом и высокой аукционной оценкой. И время этому благоприятствовало: курсы российской и японской валют, цены на машины, конъюнктура рынка — все говорило в пользу этой идеи. Притом местные рынки с царствующими там «перекупами» не очень внушали доверие. Особенно после одного объявления, где «продаван» случайно сохранил аукционный лист, в котором был обозначен пробег около 130 000 км (надо заметить, что эти цифры от руки не всегда записаны четко), тогда как машину он представил сразу «помолодевшей» более чем наполовину от пройденного расстояния.
Хотелось все же купить непосредственно в Японии, точнее, на онлайн-аукционе через посредников. И запустить этот процесс, даже находясь в тысячах километров от границ между двумя странами, не представлялось сложным. Менеджеры специализированной фирмы во Владивостоке, проверенной и с репутацией, брались все сделать открыто, с полным контролем действий и отчетами для заказчика. Сам заказчик на соответствующем ресурсе в режиме реального времени мог следить за предложением и статистикой продаж, быть в курсе происходящего.
Бюджет определен в 1 500 000 рублей, то есть это цена автомобиля со всеми расходами по факту получения его во Владивостоке. В эту сумму должна была входить цена выкупа машины на аукционе, расходы на доставку ее во Владивосток, таможенные и другие «государственные» платежи, плюс оплата посреднических услуг. И потом уже отдельно стоимость доставки машины к месту назначения на автовозе, что по тарифам на тот момент составляло около 60 000 рублей с учетом преодолеваемого расстояния 4000 км. Итого примерно 1 560 000 рублей «чистой» цены до постановки автомобиля на учет и других обязательных расходов, связанных непосредственно с эксплуатацией.
Казалось, все должно срастись без сучка и задоринки, и машина появится во дворе дома в сентябре, в чем уверенно убеждал и менеджер компании во Владивостоке. Под это дело был взят потребительский кредит, но при этом в «резерве» остался старенький автомобиль, на котором нужно было передвигаться. Сделана предоплата в 50 000 рублей как подтверждение серьезности намерений, из которых половина — стоимость работы посредника, и, собственно, «штурм» на закрома японского авторынка начался.
Первоначальный объект вожделения — минивэн Mitsubishi Delica D:5, большой (длина 4790 мм), с высоким клиренсом, да и вообще нравился. Причем хотелось в самой, как представлялось, лучшей конфигурации: с турбодизелем 2,3 литра (148 л.с., 360 Нм), который предлагается в составе с 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом» и полным приводом. Хотелось такой автомобиль на долгие годы эксплуатации, поскольку кроме города приходится ездить далеко на дачу (половина пути грейдерная с переменным качеством), в лес за грибочками и, главное, для туристических выездов, с возможностью ночевки в салоне. Предварительный анализ рынка показывал, что купить такую машину вполне реально, прогноз благоприятный.
Однако выяснилось, что желаемая Делика в очерченную сумму уже не вписывалась, а буквально превращалась в призрак: предложений в Японии не так много, а цены успели заметно подскочить, по итогу все обошлось бы почти в два миллиона рублей. Повышенный спрос и поменявшие тренд курсы валют делали свое дело.
Таким образом, довольно быстро первоначальный образ автомобиля стал трансформироваться во «что-нибудь попроще». Бензиновые версии «на вариаторе» и тем более с передним приводом поначалу не интересовали, но и они на глазах ускользали — их быстро перекупали. Складывалась ситуация, когда надо было поднимать ставку и смотреть другие модели, поступившись полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Так вот рынок ломал личные предпочтения, с изменением идеала суперуниверсального «автобуса» на мотивацию типа «все же и дороги у нас стали получше, и в лес теперь ездим реже».
Взоры устремлялись в разных направлениях, например, на полноразмерный люкс-минивэн Nissan Elgrand (с атмосферным двигателем 2,5 литра в 170 сил) — такая машина, но второго поколения, была во владении и очень нравилась. В поле зрения попадали модели куда демократичнее, а именно троица Toyota Noah/Voxy/Esquire, и модель из этого семейства, но предыдущего поколения, тоже была в семье, причем не легла на душу и от нее быстро избавились. Не стоит обращать внимания на все нюансы поисков, достаточно сказать, что по разным причинам оптимальный вариант долго не попадался (мало выставлялось на торги, не подходила нужная комплектация, состояние и так далее).
Наконец, звезды сфокусировались на Honda Stepwgn. Примечательно, что и такой минивэн когда-то, но еще второго поколения (атмосферный двигатель 2,0 л, 4-ступенчатый «автомат»), уже был во владении, машина очень нравилась и прослужила долго. Но теперь речь шла о модели пятого поколения, а с учетом 2018 года выпуска еще и рестайлинговой. И конечно, это был совсем другой автомобиль: не только длиннее (4760 мм), чем предыдущие поколения, но и с технической стороны.
Если это не гибрид, то под капотом работает малообъемный бензиновый турбомотор — 1,5 литра в 150 сил, в паре с вариатором. А «квадратный» кузов обрел комбинированную заднюю дверь: она поднимается целиком вверх или открывается к центру ее левая (это же Япония) половинка. Задний ряд сидений при нерабочем положении утапливается в глубокую нишу, образуя поверхность багажника в один уровень с полом салона. Как и положено чистокровному «японцу», предусмотрено большое количество исполнений.
А главное, эта модель на аукционе выставлялась в приемлемых вариантах по оснащению, техническому состоянию и ценам. И хотя конечная стоимость уже рисовалась выше первоначально заданной планки, с необходимостью привлечения дополнительных заемных средств, решено было во всех смыслах делать ставку именно на «Степа».
И вот, только 7 сентября, то есть через полтора месяца с момента запуска кампании, автомобиль был приобретен на японском аукционе. Да, совсем не тот, какой хотелось изначально, но за пройденное время с учетом всех обстоятельств минивэн Honda Stepwgn тоже успел стать желанным. И «почти как из автосалона»: все же 2018 год выпуска, с пробегом чуть за 20 000 км, с аукционной оценкой 4,5 ВВ (с легкими «коцками» на кузове, что по факту были и незаметны), как любят говорить в народе — по сути, новый автомобиль, только прошел обкатку.
Салон 7-местный, с двумя раздельными креслами второго ряда, ко всему машина в верхней комплектации Spada, которая не оставляет желать чего-то больше (светодиодные фары, система предотвращения столкновения, бесключевой доступ, адаптивный круиз-контроль, боковые двери с электроприводом и доводчиками). Да, не полноприводная версия, клиренс 155 мм, углы въезда-съезда маленькие, но тем не менее.
«Поздравляем с покупкой», — слова посредников сопровождали этот волнующий момент, однако дальше волнений было еще больше и по другим поводам. Ведь одно дело — онлайн-аукцион, и совсем другое — реалии транспортировки машины до российского берега, с учетом всех рисков непростого 2022 года. Автомобиль никак не хотел покидать свою родину: он просто «завис» на перевалочных пунктах, причиной чему, как хладнокровно объясняли исполнители заказа в переписке, и очереди из-за нехватки судов, и непогода, и еще какие-то непредвиденные трудности.
Наконец 2 октября, то есть почти через месяц после выкупа на аукционе, автомобиль прибыл в порт Владивостока и «сошел» на незнакомый ему берег. Целый и невредимый, о чем партнеры сразу же отчитались с приложением фото. Однако надо учитывать, что машина уже «потяжелела» до полутора миллионов рублей: а именно 1 270 000 рублей цена на аукционе по курсам на тот момент, и 255 000 рублей за «перевалку» до российского порта. Итого 1 525 000 рублей.
Но далее выходцу из параллельной цивилизации нужно было пройти через горнило «чистилища» российской стороны. И здесь оперативно тоже ничего не получалось. Сама таможенная процедура обошлась в 229 000 рублей, из них 166 000 рублей — это пошлина на ввозимый автомобиль, 58 000 рублей — за таможенное оформление, а еще 5350 рублей в качестве утильсбора. Это еще не потребовалось платить за установку ЭРА-ГЛОНАСС (примерно 50 000 рублей) и около 5000 рублей за «имитацию» личного присутствия покупателя — посредники как-то смогли обойтись без этого.
Однако заказчика подкарауливали другие непредвиденные платежи. Посредник прислал табличку с дополнительными расходами, причем на бланке без всяких печатей и подписей. Сумма на 52 600 рублей включала в себя 6100 рублей за передачу коносамента (между перевозчиком и грузовладельцем), 22 500 рублей доплата за фрахт и 24 000 рублей еще за всякие «вывозы». Причем если за растаможку деньги нужно было перечислять на счет, то за «допы» попросили перекинуть на платежную карту. И отказаться было нельзя, ведь и без того тягучее движение с машиной просто остановится.
Ноябрь уж, а «Степ» все еще околачивал пороги бюрократии. Очередной причиной задержки во Владивостоке стала канитель, сформулированная посредником как «ждем, когда пройдем лабораторию». Речь о получении так называемого «Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС). Менеджер с чистой совестью пенял на эту официальную и бестолковую процедуру в виде некоего техосмотра: «Очередь в лабораторию огромная, по полдня с одной машиной стоим». Как могли, посредники подбадривали: «Вот-вот должны, мы такие не одни, все в этой ситуации оказались».
И только 2 декабря пришел электронный паспорт с пометкой «документы готовы, машину можно забирать». Дожидаться она будет на стоянке исполнителя заказа. Но на тот момент уже личные обстоятельства (командировка) не позволяли срочно заняться вызволением автомобиля.
Правда, нужно было еще кое-что оплатить, а именно за стоянку на складе временного хранения (СВХ), где машина оказалась в период таможенных операций. До этого в интернете приходилось видеть тариф в 6000–7000 рублей за месяц, но тут за 20 дней постоя попросили перевести 43 500 рублей! «Как же так?». «Ничего не можем поделать, это условия рыбного порта, на его территории эта стоянка». Потом на форумах доводилось читать, что примерно за такой же период люди платили заметно больше, хотя, конечно, такая информация вряд ли могла успокоить.
Таким образом, еще и метра не сделавший в сторону дома, но с момента выкупа на аукционе постаревший на четыре месяца Honda Stepwgn уже обошелся в 1 875 000 рублей, что почти на четыре сотни превысило изначально планируемый бюджет без учета доставки с Дальнего Востока. Рынок японского second-hand к этому времени показывал рост цен, но после летнего ажиотажа спрос упал, продажи застопорились, так что перспектива коммерческой выгоды тоже стала весьма невнятной.
Ну и сам финал делает эту историю несколько эпической, с приключениями, к счастью, обошлось без серьезных происшествий. Рассчитывать на доставку автовозом уже не приходилось. Цены с 60 000 рублей в августе–сентябре поднялись до 80 000 рублей, причем договориться на оперативную погрузку вообще не удавалось: часть перевозчиков отказывались принимать заказ, а другие только с ожиданием в две недели. По железной дороге? Можно, но тоже будет долго и очень дорого — около 150 000 рублей.
Решено было воспользоваться старым способом: туда на самолете, обратно своим ходом. Причем вдвоем: расчеты показывали, что даже в этом случае получится дешевле. Правда, не удалось взять авиабилеты со скидкой, как предполагалось, но даже так сохранялась некоторая экономия. В двадцатых числах декабря наконец отправились за автомобилем. И застали мощный снежный циклон, причем еще в воздухе, когда самолет при посадке в аэропорту не хило так болтало, было страшно. Местные говорили, что несколько лет не видели такого снега, и тут надо было попасть в такое.
Пришлось долго откапывать машину. Единственно, что порадовало в этой ситуации — двигатель запустился легко, без проблем, то есть аккумулятор за все это время не «сдох». И платить за эту стоянку не пришлось — оказалась бесплатной, что уже воспринималось как чудо. Однако бензин был на нуле, надо было ехать на заправку. Но как на летней резине передвигаться по заснеженным скользким горкам, на которых то и дело машины не удерживаются и стукаются? Так сложилось, что вокруг стоянки не было никакой автомобильной инфраструктуры.
Надо менять резину. Новый комплект «липучки» китайского производства с учетом размера 205/60 R16 удалось найти недорого — за 15 000 рублей с доставкой, хотя надо было подождать. Двигатель пришлось выключать, чтобы не лишиться остатков топлива, поэтому нормально погреться в машине не довелось. Шиномонтажа рядом не оказалось, но удалось пригласить мобильную мастерскую, хотя и она приехали не сразу. К тому же ребята успешно для себя ловили момент: за их услуги пришлось заплатить 6500 рублей, то есть чуть ли не половину стоимости за саму резину на 16 дюймов. Ладно, сейчас главное — заправить бак и гнать отсюда, уже стемнело, а погода только разгуливалась.
Крадучись, увиливая от некоторых нисходящих автомобилей, но все же на вполне «гребущих» китайских шинах удалось добраться до АЗС, где была очередь. Остановились, и тут сразу же кто-то придал ускорение — зазевался водитель сзади идущего седана, который тюкнулся, как показалось, не слабо. Хорошо еще, до впереди стоящего автомобиля был запас места. Да уж, «вовремя», неужели все сейчас остановится еще на неопределенный срок? Тут и сотрудник АЗС выскочил, мол, раз вы заблокировали проезд, с виновного придется спросить за убытки.
Но осмотр ничего страшного не выявил: ударчик был плашмя, к тому же через подушку из снежной «шпаклевки», и бампер, который здесь имеет сложно-архитектурную форму, сумел самортизировать без видимых последствий. Вмятин и перекосов не обнаружили, дверь целиком и ее левая половинка открывались и закрывались четко. Разъехались без претензий. Какое-то дополнительное техобслуживание не проводили, моторное масло, судя по японской наклейке, залито с вязкостью SAE 0W-20, и по отмеченному пробегу — незадолго до аукциона. Еще из дома с собой прихватили рулон фольгированной изоляции, чтобы защитить и утеплить облицовку, но до установки дело так и не дошло, надо было «рвать когти».
Но стартовать во Владивостоке и выехать за пределы города — на тот момент это совсем не значило, как будто захлопнуть дверцу с бушующей стихией. Еще примерно 500 км приходилось убегать от циклона, который своими снежно-ледяными щупальцами так и норовил напакостить. Ему это удавалось: встречались разные ДТП, в том числе со смертельным исходом. Потом наступила тишь-благодать, как это бывает в кино после экшен-сцены. Но, как и в кино, лишь для того, чтобы перевести дух. В Забайкалье все повторилось, то есть вновь попали в сильную пургу «как во Владивостоке», что и отразилось в комментариях на видео.
Топлива почти за 4000 км израсходовано 420 литров: 92-го и частично 95-го бензина (плюс 20 000 рублей к тратам на поездку за автомобилем), с показателем среднего расхода 10,2 литра на 100 км пути. Кажется, многовато в условиях преобладания трассовых режимов движения. Но надо учитывать, что турбомотор почти не глушился (спали в машине), а в благоприятных дорожных и погодных условиях разгонялись до 160 км/ч — минивэн летит как стрела. Кстати, без транзитных номеров (их давно отменили) можно ехать более расслабленно. Был еще один любопытный эпизод, связанный с топливом, точнее, с показаниями бортовой электроники. Когда датчик утверждал «бензина нет», машина в таком режиме еще протянула 15 км до ближайшей АЗС.
Возвращение с учетом двоих «перегонщиков» обошлось в 87 000 рублей, причем из этой суммы можно вычесть стоимость резины, которая все равно предполагалась для дальнейшей эксплуатации. Но даже без учета покупки шин и страховки ОСАГО (приобреталась заранее и на год, ведь машину брали для себя), в итоге автомобиль обошелся почти в 1 950 000 рублей. Это на 450 000 рублей превысило первоначальный (летний) бюджет и на 250 000 рублей — с учетом последующей его корректировки.
Пришлось дополнительно влезать в долги, а выводы из всей истории последовали совсем не те, на что рассчитывали. Нет, никто не говорит об отказе покупать машину на японском аукционе через посредников, однако риски такого мероприятия во второй половине 2022 года оказались довольно высокими. В данном случае эпопея перевернула все планы на средство передвижения, за это время успели измениться и жизненные обстоятельства, теперь нужно отдавать долги (если получится продать машину) и думать, на чем ездить дальше (не исключается и приобретение китайского б/у кроссовера).