Итак, для начала подвергнем проверке, или, как сейчас модно говорить, факт-чекингу, высказывание нашего читателя с ником Scuchno, мнение которого мы привели выше. А вдруг там есть рациональное зерно? А вдруг китайские производители действительно не в состоянии завоевать хоть сколько-нибудь существенную долю на других рынках, хотя опасения Урсулы фон дер Ляйен, которая учинила расследование из-за низких цен на китайские «электрички» в Европе, говорят вроде бы об обратном.
Вооружимся статистикой Управления автомобильного транспорта (KBA), входящего в структуру Федерального министерства цифровых технологий и транспорта Германии, и откроем данные регистраций новых легковых машин с января по октябрь 2023 года. Возьмем полные продажи — и частникам, и юрлицам, ибо доля последних в Германии, в отличие от нашей страны, традиционно высока. К примеру, в октябре она составила 63,9%. На всякий случай — цифры верные, это не опечатка. И еще «напоминалка»: немецкий рынок (если смотреть в штуках) — самый крупный в Европе (2,357 млн машин с января по октябрь 2023 года) и пятый в мире после Китая, США, Японии и Индии.
Чтобы не пережевывать цифры, сразу даем список Топ-20 лучших брендов немецкого рынка в виде таблицы: кому надо — будет вникать, кому не надо — просмотрит только столбец с названиями брендов и их очередность.
№ п/п | Марка | Продажи 1-10 мес. 2023 года, шт. | Доля рынка, % | Динамика, % |
1 | VW | 426 644 | 18,1 | 11,2 |
2 | Mercedes-Benz | 232 960 | 9,9 | 24,1 |
3 | Audi | 205 396 | 8,7 | 21,4 |
4 | BMW | 187 296 | 7,9 | 11,3 |
5 | Skoda | 138 373 | 5,9 | 15,0 |
6 | Opel | 119 588 | 5,1 | 4,5 |
7 | Ford | 100 375 | 4,3 | - 3,0 |
8 | Hyundai | 86 978 | 3,7 | 3,5 |
9 | Seat | 70 844 | 3,0 | 24,5 |
10 | Fiat | 65 305 | 2,8 | 9,9 |
11 | Toyota | 64 599 | 2,7 | - 0,2 |
12 | Kia | 63 502 | 2,7 | 4,5 |
13 | Dacia | 57 209 | 2,4 | 26,4 |
14 | Tesla | 54 761 | 2,3 | 31,5 |
15 | Renault | 53 718 | 2,3 | - 6,7 |
16 | Peugeot | 39 713 | 1,7 | 13,5 |
17 | Mazda | 38 148 | 1,6 | 39,0 |
18 | Cupra | 38 134 | 1,6 | 13,9 |
19 | Mini | 37 756 | 1,6 | 14,9 |
20 | Citroen | 33 983 | 1,4 | 7,0 |


Обратите внимание, что почти у всех брендов из Топ-20 зафиксирован рост продаж, а у кого-то — даже и двузначный. По моделям — то же самое, падает только Гольф. В этом году в Европе наблюдается рыночное благополучие, а стало быть, стремится ввысь и кривая продаж товаров длительного спроса. Вроде бы — самая благоприятная ситуация для новых игроков, однако где же эти самые «китайцы», которых испугались еврочиновники?
А китайцы — пока неблизко. Так, марка MG находится на 25-м месте с долей рынка 0,7%, правда, и положительная динамика из-за эффекта «низкой базы» у нее огромная — 78,2%. Polestar идет на 30-м месте с долей 0,2%. Только-только выведенная на российский рынок Ora (в Германии она продается под брендом GWM Ora) с долей 0,2% — на 34-м месте, Lynk&Co — на 38-м (0,1%), BYD с долей 0,1% занимает 35-е место, а NIO, который в Китае находится в предбанкротном состоянии, с «копеечными» продажами стоит на 43-м месте.
Зашли в Германию и другие выходцы из Поднебесной, к примеру, в октябре продано целых две машины марки Aiways. Чтобы вы знали: даже «Жигулей» на складах немецкого дилера осталось больше — в том же месяце целых семь автомобилей марки Lada нашли своих покупателей… Кстати, хороший инфоповод для пресс-службы АВТОВАЗа: отечественный автогигант в упорной борьбе побеждает китайских конкурентов на рынке недружественной Германии! А, пардон, отмена — оказывается, у бренда Lucid в октябре на одну машину больше, чем у Лады.

Короче говоря, фиксируем, что никакого засилья «китайцев» на первом рынке Европы нет — нет и на других, за исключением точечных успехов, пока выраженных не объемами, а динамикой. В том же Китае Фольксваген продает куда больше упомянутых электромобилей серии ID, чем в Германии: по ID.3 — в 2,5 раза, а по совокупным продажам всех версий ID.4/ ID.5 — в 1,5. Да, эти машины выпускаются в Китае на совместных предприятиях, ну так прибыль-то от продаж течет и в немецкие карманы!
Смотришь на скромные результаты китайских моделей в Европе и их совокупные полтора процента немецкого рынка, и вспоминается фраза Шарикова, когда тот еще был псом: «Неужели я обожру Совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь?». Жалко, что ли, еврочиновникам эти 1,5%, или уже и их испугались? Понятно, что низкие цены на китайские товары надо расследовать и при случае принимать меры, если выяснится, что они — искусственные. Но, может быть, просто отменить повсеместные европейские льготы на электромобили — потребительская блажь схлынет, и все встанет на свои места. Кстати, президент Франции Макрон вообще ход конем сделал: со следующего года он отменил все дотации на электромобили, но… только выпущенные в КНР!
Теперь посмотрим, насколько выросла доля продаж китайских брендов в России относительно объемов их сбыта на родине. Понятно, что некоторые бренды на российском рынке пока в расчет брать не имеет смысла. К примеру, Dongfeng находится в стадии активного формирования модельного ряда, при этом в самом Китае гремит под фанфары: с января по октябрь продажи упали наполовину.
Продолжается и падение спроса на Haval, о чем мы уже неоднократно писали. В этом году его модели на родине теряют 12,4%: с января по сентябрь продано 346,5 тысячи. При этом в России за то же время дилеры Хавейла продали 69 тысяч, то есть одну пятую часть от китайских продаж. Ну что ж, это уже более чем солидно, особенно с учетом падения марки дома и роста у нас. А ну как через год-полтора эти продажи сравняются… У марки Chery в России в первые три квартала 2023 года зафиксировано 83,5 тысячи проданных машин в России, что составляет уже четверть от домашних продаж! Это тоже стало следствием разнонаправленных тенденций: если у нас марка растет, то дома валится на 31,3%! Правда, других таких же ярких примеров нет, поскольку у Geely российские продажи относительно домашних занимают только 8%, у бренда Changan, который дома стабильно занимает пятую-шестую строчку в списке самых популярных брендов и продает по году в КНР больше всех «китайцев», кроме BYD, всего 3,2%.

Таким образом, мы можем зафиксировать, что читатель с ником Scuchno прав, но только, как говорится, «в моменте»: сегодня для многих «китайцев» российский рынок уже дает увесистую прибавку к домашним продажам или может дать в перспективе. А вот стратегически, несомненно, Россия уже стала для Китая хорошо освоенным плацдармом — фактически своей территорией, на которой идет отработка механизмов и маркетинговых стратегий для захвата всех прочих рынков. При этом в большинстве стран китайцы уже вовсю ведут ползущее «подковерное» наступление, результаты которого пока не видны: в конце концов, еще никогда в той же Европе не продавалось так много китайских моделей. И число их будет только расти.
Теперь перейдем к анонсированной презентации, подготовленной для внутреннего пользования в европейской штаб-квартире одного из брендов по результатам анализа всех возможных видов источников. Презентация эта опять же подтверждает тезис о том, что китайцы отрабатывают планы захвата мировых автомобильных рынков, используя Россию как тестовый рынок. На первом же слайде — свежая цитата из недавнего интервью Вана Чуанфу (Wang Chuanfu), основателя и президента BYD: «Китаю представилась возможность перевернуть мировой автомобильный порядок и начать захват новых территорий». Далее составители дают прогноз на экспорт машин из Китая к 2030 году: в целом по миру он должен увеличиться с нынешних 1,26 млн машин до 1,8 млн. При этом ожидается, что с наращиванием производства «китайцев» в России поставки машин из Поднебесной упадут. При этом страны Западной и Центральной Европы будут потреблять в 2030 году более 700 тысяч машин, завезенных из КНР, Мексика — более 200 тысяч, Южная Америка — тоже более 200 тысяч. Прогнозируется пусть и небольшой, но ручеек китайских машин в Японию и Индию — страны, где китайские бренды встречают самые серьезные трудности для продвижения и где у них фактически нет устойчивого будущего.

Гигантские вложения китайских производителей ждут и Южную Америку: Chery планирует инвестировать 400 миллионов долларов США в завод по выпуску электромобилей в Аргентине, там же стартуют с электрическими моделями бренды Omoda&Jaecoo. Great Wall вкладывает в гигантский индустриальный комплекс в Бразилии аж 2,1 миллиарда долларов США. Там же будут пробовать свои силы бренды Wey и Ora. BYD вложит 620 миллионов долларов в индустриальный центр в Бразилии с переработкой лития и выпуском ячеек. Ключевой китайский поставщик батарей CATL строит два завода по переработке лития и выпуску батарей в Боливии.
По Европе план такой. MG выбирает место под завод электромобилей, BYD — для выпуска и «электричек», и батарей, Great Wall будет либо строить завод, либо покупать имеющийся, Chery нацелилась на завод Nissan в Испании. Вообще, среди экспортеров капитала и технологий числится даже Skywell. Бренд кажется бесперспективным в самом Китае, но намерен выстроить в Турции завод по выпуску батарей. В Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах свои заводы планируют построить безвестные у нас компании Novat и NWTN. В Демократической Республике Конго и Замбии, где находятся около 70% мировых запасов кобальта, применяемого во многих типах АКБ, уже 80% объема добычи либо напрямую принадлежит китайским компаниям, либо финансируется ими. В Марокко свою гигафабрику откроет производитель батарей Gotion, а компоненты батарей и сырье будут поставлять местные производства китайских компаний Yahua, Tinci, Huayou, CNGR. По совокупности все они планируют вложить в экономику страны более десяти миллиардов долларов. Я вот смотрю на эти цифры и думаю: а почему в нашу экономику китайцы за исключением 400 миллионов евро, вложенных в завод Haval в Тульской области, не влили ни рубля?

Вместе с тем европейские аналитики неназываемой нами компании предрекают возможное превосходство китайских экспортных автомобилей, но только с электроприводом. Среди направлений — обезличенная смена батарей (не более чем за 4 минуты). Напомним, что у той же NIO подобных swap-станций в Китае уже более полутора тысяч. Применение индуктивной (беспроводной) зарядки мощностью 30 кВт — такую дает, к примеру, седан Hongqi E001. Широкое распространение батарей напряжением 800 В, сокращающих время зарядки (такая стоит не только на Porsche Taycan, но и на новейшем Lotus Eletre — уже китайского розлива). Наконец, ожидается появление китайских литий-железо-фосфатных батарей с замещением части элементов катода марганцем. Ожидается, что это удвоит плотность энергии и позволит создавать электромобили с запасом хода на одной зарядке до тысячи километров. При этом Chery совместно с CATL может уже в ближайшее время представить электромобиль с литий-железо-фосфатной АКБ, которая после десятиминутной зарядки дает 400 км запаса хода.
Сбудутся ли все эти планы, мы увидим очень скоро. В конце концов, они могут быть нарушены не только различными политическими катаклизмами, но и тяжелым состоянием экономики самой Поднебесной, которая местами трещит по швам. И тут впору задаться вопросом, а хватит ли китайцам средств для покорения мирового авторынка?
А вот ситуация по нашей стране уже полностью ясна: «китайцы» стали у нас ключевым импортом. И прибыли китайских компаний в 2023 году от российского бизнеса будут рекордными.