Дыхание зимы с осадками уже почувствовали в ряде российских районов, но все самое «интересное» и непредсказуемое впереди. Ведь климатическая обстановка не из простых: в последнее время даже в сибирских регионах зимняя погода очень изменчива, с резкими перепадами температуры и «внезапными» снежными зарядами, что уж говорить о межсезонье.
Все это требует от зимних шин недюжинной приспособляемости к суровым и мягким условиям эксплуатации. Но имеется ли возможность об этом рассуждать в принципе? Не складывается ли нынешняя ситуация так, что переобуваться в «зиму» придется в первые попавшиеся «галоши»?
Но сначала немного общей информации. После затишья, связанного с торможением авторынка и перестройкой отечественной шинной индустрии, в 2024 году наблюдается оживление. По сведениям издания «Коммерсант», уже в начальный период смены шин к летнему сезону (январь — апрель) отмечался рост продаж легковых шин — на 11% в натуральном выражении и на 26% в денежном по сравнению с тем же периодом годом ранее. При этом вливание в торговый оборот продукции отечественных шинных заводов составило почти 22% (до 14,9 млн шин), но импортерам тоже есть чем похвастать — увеличение на 23,5%, до 12,7 млн штук.
Спрос на шины «подогревается» не только положительной динамикой рынка новых автомобилей, но и активизацией на «вторичке», когда сработал эффект отложенного спроса и в целом возросли потребности в замене резины. В тех же статистических данных уточняется, что львиная доля продаж приходится на шины среднего и бюджетного сегментов. Причем последний занимает почти половину от реализуемой продукции — сюда входят традиционные отечественные модели и завозимые шины Made in China. С предложением в обоих востребованных сегментах проблем нет — модельный и размерный ассортимент вполне достаточный. Премиальный сектор шин просел и пока не подает признаков бурного возрождения, и параллельный импорт не особо этому способствует из-за высоких издержек.
Сейчас наступает сложный и продолжительный сезон, когда отказаться от установки соответствующей резины тем более немыслимо. Кстати, не забываем, что за шины не по сезону теперь на законных основаниях могут штрафовать на 500 рублей сколько угодно раз, хотя любой разумный автомобилист и сам не сунется на лед и снег без должной экипировки.
Но если не так давно шинная иерархия стабильно и понятно делилась на отличников, хорошистов и троечников хотя бы по названию брендов, то сейчас в этом королевстве некоторая неразбериха и смута. Продукция выпускается, прилавки ломятся, но выбор стал «прикольным» из-за десятков новых названий и обозначений.
А тут еще новый китайский автопарк (и даже некоторые отечественные модели), где в порядке вещей колеса размерностей «на 17» и «на 18» дюймов с низким профилем шин даже для массовых моделей, хотя вполне можно обойтись более скромным и практичным форматом. Причем с покупкой новой машины ситуацию усугубляет именно наступление зимнего сезона, поскольку к дилерам автомобили поступают на летней резине и дополнительные расходы неизбежны. И непременно возникает вопрос — что сегодня предлагает шинный рынок?
В принципе, конъюнктура позволяет купить и «запретный плод» в виде, скажем, топовой шипованной модели Michelin X-Ice North 4, которая, если не считать остатки из прежних запасов, к нам все же просачивается не только из Китая, но и некоторых европейских стран. Но затраты будут соответствующие. Для контрастности пример такой: данная модель в мощном «кроссоверном» размере 265/45 R21 обойдется где-то в 50 000 рублей за штуку, тогда как китайская «липучка» Arivo Winmaster ProX ARW5 предлагается от 12 000 до 20 000 рублей (не б/у) в зависимости от продавца и региона.
Да, альтернатива из Китая продолжает поступать в ассортименте и в интересных сочетаниях по названиям и ценам. Даже не надо напрягаться по части больших «катков», а достаточно приземлиться ближе к народным форматам. Так, рассмотрим 17-дюймовый сектор — популярный размер 215/55 R17 (устанавливается на многие автомобили D-сегмента) или «москвичевский» 215/50 R17. Тот же Michelin будет стоить около 25 000 рублей за шину, а какой-нибудь Nordman 7 обойдется в районе 11 000 рублей.
Тогда как шипованный Sonix Winter Xpro Studs 69 или фрикционный Mazzini Snow Leopard 2 можно увидеть по ценам до 6500 рублей. А это уровень, скажем, шипованной шины эконом-класса Amtel Nordmaster Evo, производство которой восстановили в прошлом году как раз с целью «противостоять» китайскому натиску в бюджетных нишах. Линейка с посадочным диаметром от 14 до 17 дюймов, всего 20 размерных вариантов — вполне конкурентоспособная заявка.
Чем еще ответит отечественный производитель? На бывшем заводе Continental в Калуге продолжается процесс ребрендинга, в ходе которого появилась и зимняя модель — шипованная Torero MP30. Суть выпускавшаяся здесь и ранее шина Matador MP30 Sibir 2, которая, в свою очередь, представляет собой лекало с Gislaved Nord Frost 5 2006 года издания. Минимальное по сегодняшним меркам количество шипов, «устаревший» рисунок протектора — никаких подвигов на зимних дорогах за этой шиной тесты не выявили. Да и цены не низкие (штатный размер на Lada Granta обойдется не менее 5000 рублей), но благодаря демократичной размерной линейке (30 версий от 14 до 17 дюймов) свою нишу эта модель за собой оставит.
Если глобально охватывать российских шинных производителей, то среди них присутствуют не только Cordiant, Formula или Viatti, но также Yokohama, Pirelli, Ikon (бывший Nokian), Gislaved, а более-менее массовый импорт поддерживается не только «китаем», но и корейскими шинниками. Даже есть свои актуальные новинки, как Nexen Winguard Ice 3 — фрикционная модель с направленным рисунком протектора. Возможно, на российский рынок из Казахстана массово будут поступать такие «новинки», как Attar W01 и Attar W02, которые представляют собой уже давно известные шипованные модели Viatti Brina Nordico и Bosco Nordico соответственно.
Выбор зимних шин со свежим производством 2024 года все же остается сравнительно разнообразным даже без «китая» — отечественный изготовитель, импорт, а также иностранные модели российского производства. В последнем случае присутствует и своя иерархия по качеству и цене. Как пример в народном размере 195/65 R15: «липучка» Formula Ice Friction за 5260 рублей и шипованный Pirelli Ice Zero почти за 8000 рублей.
Цены на шины, по некоторым статистическим данным, за год в среднем подросли на 12%, и к этому значению действительно нужно относиться как к условному. Ведь если сравнивать некоторые конкретные модели и размерные версии, то цены остались примерно на том же уровне. Опять же, это без учета начала активного сезонного спроса.
В любом случае при выборе и покупке зимних шин по возможности лучше не спешить, а воспользоваться интернетом в поиске подходящего варианта — разброс в цене у продавцов бывает весьма значительный. Сегодня шины можно приобрести и на маркетплейсах, но запросто случаются ситуации, когда в магазине по соседству та же самая модель окажется дешевле. К тому же если это шипованная шина, непосредственно перед оплатой можно вживую осмотреть ее на предмет качества самой ошиповки, ведь от этого зависит главное предназначение такой шины — цепкость на льду. Понятно, что еще надо учитывать дату выпуска (на рынке есть предложения от 2021 года и ранее) и прочие факторы, но это только говорит в пользу предварительного мониторинга рынка.
Ниже представим небольшой список зимних шин, шипованных и фрикционных («липучки»), среди которых есть условные новинки, но большинство уже хорошо известные модели, а некоторые — весьма давно. Эта подборка отражает нынешнюю конъюнктуру рынка с учетом моделей разных ценовых групп и с примерами ориентировочной стоимости на шины широко востребованных размеров.
Немцы ушли, забрав с собой передовую шипованную модель Ice Contact 3, но кое-что оставили: некогда символ добротной «шиповки» с индексом «2», появившейся еще в 2014 году, на бывшем заводе Continental все же производили. Не в том размерном ассортименте, что раньше, но часть позиций по основным посадочным диаметрам закрывали, а с учетом дополнительной линейки с пометкой SUV наличный ассортимент сегодня выглядит сравнительно богато. Не исключено, в дальнейшем модель появится с новым обозначением под маркой Torero. Остается открытым вопрос, насколько удалось сохранить идентичность по качеству, особенно в части ошиповки, но в «повторных» сравнительных тестах шина не участвовала. Приходится, что называется, доверять былому имиджу, когда Ice Contact 2 считалась одной из лучших шипованных моделей для суровых условий эксплуатации.
+ Сцепление и управляемость на скользких покрытиях
Типоразмеры: 15–20” (плюс версии SUV)
Эта фрикционная модель для отечественной шинной отрасли сравнительно свежая — на рынке с 2020 года. И в отличие от предшественника («обычный» Winter Drive), который тоже представлен в торговле, имеет новый протектор с направленным рисунком. Ну и, как заявляет производитель — с усовершенствованным составом резиновой смеси. И действительно, по ездовым характеристикам шина успела зарекомендовать себя с хорошей стороны, хотя не без своих исключений. К плюсам также можно отнести достаточно размашистую по сравнению с предшественником размерную линейку, в которой предусмотрено шесть версий на 18 дюймов и спецификации для SUV. Но, опять же, за прошедшие годы этот список не пополнился новыми востребованными размерами.
+ Продольные сцепные свойства на льду и снегу, курсовая устойчивость
– Невысокий уровень комфорта
Типоразмеры: 13–18”, всего 30 вариантов (в том числе для SUV)
У прототипа этой модели история уже с тройным перевоплощением. При появлении у Nokian в 2021 году новой шипованной модели Hakkapeliitta 10 по сложившейся традиции «девятка» издания от 2017 года должна потом обогатить своим рисунком менее дорогую линейку Nordman. И такая шина в 2023 году действительно появилась (под названием Nordman North 9), но уже не в России. У нас со сменой собственника на заводе во Всеволожске эта модель в 2024 году стала флагманом линейки с новым названием Ikon Autograph Ice 9. Если вспомнить, появление «девятки» обратило на себя внимание не столько измененным рисунком протектора, сколько технологией двойной ошиповки. В центральной части протектора и в плечевых зонах были применены шипы разной формы с целью улучшить продольное и поперечное сцепление шин на льду. Такой принцип ошиповки сохранился и у наследника, хотя сами шипы — другого производителя. В свое время Hakkapeliitta 9 оправдывала себя на скользких покрытиях и в глубоком снегу, оставляя на заднем плане поведение на чистом асфальте и шумность. На сегодня в отношении «Автографа» можно говорить о сохранении достаточно широкого размерного ассортимента с учетом вариантов для обычных легковушек и автомобилей категории SUV, а также о высоком уровне цен.
+ Сцепление и управляемость на скользких покрытиях
Типоразмеры: 14–20”, всего 34 варианта (плюс версии SUV)
Да, в этой линейке присутствуют «восьмая» и «седьмая» модели, а название Nordman со временем уступит новому имени Character, но дело не в этом. В данном случае на фоне топовой шины хотелось бы обратить внимание именно на ветерана с индексом «5», который тоже имеется в продаже и теперь является самым доступным по цене среди шипованных «Айконов». Направленный рисунок протектора с мощными ребристыми блоками и широкими канавками, а также стандартные шипы не обещают тишины в салоне, зато шины надежно держатся на скользких покрытиях, «зверски гребут» в глубоком снегу и не боятся шуги. В общем, и по сей день пример «шиповок» для суровых условий эксплуатации, когда чистый асфальт в дефиците. И по вразумительным в нынешней конъюнктуре ценам, хотя круг потенциальных потребителей у этой шины узок.
+ Сцепные свойства на скользких покрытиях, проходимость
– Невысокий комфорт, сильно ограниченный выбор размеров
Типоразмеры: 13–16”, всего 11 вариантов
Российский дебют этой модели состоялся в прошлом году, что подтвердило активность на нашем рынке компании Pirelli, которой и принадлежит марка Formula. Таким образом, наряду с шипованной Formula Ice, выпускаемой аж с 2013 года, наконец-то доступна и менее дорогая фрикционная шина для суровых зимних условий. По дизайну протектора — это «липучка» азиатского типа, с асимметричным рисунком протектора, плотным расположением разнонаправленных блоков и ламелей. Однако по сути — это переиздание модели Pirelli Ice Asimmetrico 2014 года рождения, которая как раз и создавалась с прицелом на азиатские рынки. Размерная линейка не слишком большая, но предложена в наиболее востребованных версиях. К другим плюсам шины можно отнести сравнительно невысокие цены в нынешнем среднем сегменте, например, в соотносимых размерах они на 15-22% ниже, чем на модель Pirelli Ice Zero Friction с направленным рисунком протектора, которая тоже присутствует на нашем рынке в достаточном количестве.
+ Альтернатива шипованной Formula Ice и всем «липучкам»
Типоразмеры: 14–19”, всего 23 варианта
Бренд Gislaved, принадлежащий компании Continental, официально остался в России, поскольку по условиям сделки у новых собственников завода сохранилось право на выпуск шин под этой маркой. Шипованная модель Gislaved Nord Frost 200 — из ветеранов, со стандартным количеством шипов, ведь, по сути, это Continental Ice Contact еще первого поколения. Как свидетельствуют тесты и сами автовладельцы, эти шины не блещут на голом льду, однако за ними закрепилась репутация вполне сбалансированных и комфортных шипованных шин, с уклоном больше на городские и загородные условия эксплуатации без экстремальных ситуаций. Еще один нюанс связан с использованием различного вида шипов — шины с индексом ID отличаются шипами с круглыми сердечниками (в другом случае они прямоугольные). Ко всему модель представлена в достаточно широком размерном ассортименте, включая спецификации для SUV.
+ Сцепные свойства на льду средние, неплохая проходимость, комфортные.
Типоразмеры: 14–19”, всего 43 варианта
Hankook Winter I Cept iZ 2 (W616)
«Это же чистая Корея, в наше время уже много значит», — такой конкретный аргумент можно услышать от розничных продавцов шин. Да, под этой маркой, которая не ушла с российского рынка, по-прежнему продается эффективная шипованная модель (Winter I*Pike RS2), но в данном случае остановимся на фрикционной. Шина с направленным рисунком протектора далеко не из свеженьких — известна с 2015 года, но за ней не замечалось ничего «криминального» в зимних дисциплинах среди «липучек». Вот и в большом сравнительном тесте 2023 года от финской организации UTAC Ivalo (бывший Test World) подтвердился хороший баланс характеристик. То есть и на скользких покрытиях, и на чистом асфальте торможение и поведение шины остается на адекватном уровне, не критично уступая более современным моделям, при этом и стоимость не зашкаливает. Плюс комфорт и экономичность хода, за что и ценят фрикционки. То есть Winter I Cept iZ 2 по-прежнему можно считать универсальной зимней шиной, хотя и с известной поправкой на осторожность в экстремальных дорожных условия.
+ Достаточно надежные для «липучки» сцепные свойства, бесшумность и низкое сопротивление качению
– Не «любят» резких маневров, неполное размерное предложение в наличии
Типоразмеры: 13–19”, всего 50 вариантов
Linglong Green-Max Winter Grip 2
Весь шипованный «китай» шипуется в России поставщиками шин — так утверждают знающие продавцы. А вот интересно, где и кто шиповал экземпляры Green-Max Winter Grip 2, которые участвовали в сравнительном тесте шведского издания Vi Bilagare еще в 2021 году? Тогда по торможению и управляемости на льду данная модель с увеличенным количеством шипов показала себя на одном уровне с дебютантом Nokian Hakkapeliitta 10, чуть уступив только в разгонной динамике! Если оставить за рамками недочеты на снегу и мокром асфальте, то прогресс китайских шин в критических зимних условиях налицо. Уже в текущем году это подтвердили и тесты от российских изданий (журнал «Авторевю»), хотя фактор качества ошиповки, конечно, остается ключевым. Модель выпускается в большом размерном ассортименте (включая версии для SUV), однако в свободной розничной продаже далеко не все версии можно найти, а на заказ могут «выкатить» уже весомо подорожавший к сезону товар.
+ Надежные сцепные свойства на льду, проходимость
Типоразмеры: 14–20”, всего 55 вариантов
Еще в 2019 году в данном сегменте появилась шипованная модель второго поколения, однако для нас актуальной остается «закаленная в боях» и демократичная в размерной линейке предыдущая версия, которая известна с 2013 года и по-прежнему выпускается. К тому же с преемником у них несколько разное позиционирование: так, если «двойка» по своим характеристикам больше ориентирована на комфортные городские поездки с очищаемыми улицами, то обычный «Айс Зеро» больше заточен именно на суровые зимние условия с обилием льда и снега. И конечно, имеет значение цена, ведь последователь заметно дороже — по некоторым размерным позициям на 20% и более.
+ Надежные сцепные свойства и управляемость на скользких покрытиях, проходимость, выбор размеров
– Повышенный шум
Типоразмеры: 14–22”, всего 76 вариантов
Эта японская «шиповка» уже не так молода — известна с 2017 года, но в нынешних условиях заиграла по-новому. Она из иностранок с официальной российской пропиской (завод Yokohama полноценно работает под оригинальной вывеской) и выпускается в широком размерном ассортименте, включая большие посадочные диаметры. А главное, это достойная по характеристикам модель: даже в окружении именитых «европеек» не особо им уступала, а сейчас претендует на звание «доступный премиум». Направленный рисунок протектора с увеличенным количеством фигурных «гвоздиков» обеспечивают уверенные тормозные и тяговые свойства на льду и снегу, шины не боятся глубокого снега, при этом отмечается надежный «держак» на асфальте. Все это позволяет видеть в «65-ке» универсальную шину для российской зимы.
+ Хорошее продольное сцепление на льду, отличное — на снегу, мокром и обводненном асфальте. Проходимость
– Не самые комфортные из «шиповок», нет «маленьких» размеров
Типоразмеры: 16–22”, всего 85 вариантов