Рынок Поднебесной — это отдельная планета со своими законами и негласными правилами. Согласно им разнообразия никогда не бывает много. Принцип «чем больше, тем лучше» — главенствующий. Потому линейка того же Volkswagen ломится от машин, разработанных специально для китайских товарищей. Кое-что интересное припасено и у Тойоты.
По данным издания Global Times, за минувший 2022 год продажи электрифицированной техники — электрокаров, подзаряжаемых гибридов и водородомобилей, которые в Китае считаются транспортными средствами на «новой энергии» (New Energy Vehicles, NEV) и, в частности, пользуются налоговыми субсидиями — выросли на 96 процентов, до 6,49 миллиона штук.
Статистика многообещающая! А еще это мощный стимул для производителей активнее шевелиться и выводить на рынок новинки. Минувшей осенью Toyota наконец-то сорвала покрывало с экологически чистого седана bZ3. Точнее говоря, представили-то его японцы, но активное участие в проекте приняла китайская сторона — BYD Company, специалист по батарейным транспортным средствам и совместное предприятие с FAW Group, одним из крупнейших концернов Поднебесной.
bZ3 не выглядит среднестатистической Тойотой. Это электромобиль со своеобычным и эффектным дизайном а-ля «акула-молот». Коэффициент аэродинамического сопротивления Cd составляет 0,218, немногим уступая значению американских «электричек» от Tesla Model S (Cd 0,208) и Lucid Air (Cd 0,197). Габариты скромнее, чем у Camry. Длина — 4725 мм, ширина — 1835 мм, высота — 1475 мм. При этом расстояние между осями превышает таковое у любимца российской публики: 2880 мм против 2825 мм.
«Акула» построена на платформе e-TNGA со стойками МакФерсон спереди и двойными поперечными рычагами сзади. Емкость тяговой аккумуляторной батареи у всех исполнений — 71,4 кВт⋅ч. Базовая Toyota переднеприводная, электродвигатель развивает 204 л.с. и 266 Нм. Разгон до 100 км/ч занимает 7,5 секунды, максимальная скорость — 160 км/ч. Полноприводник имеет 80-киловаттный мотор на каждой оси (совокупная отдача — 218 л.с. и 337 Нм) и шустрее на 0,6 секунды, но быстрее «высаживает» АКБ. Если моноприводная bZ3 от зарядки до зарядки, согласно заводским данным, проезжает максимум 516 километров по циклу WLTP, то электрокар со всеми ведущими колесами осиливает до 470 километров.
Цены: от 189 800 до 219 800 юаней (от 2 070 156 до 2 397 367 рублей по курсу на момент подготовки материала)
Как полноразмерный седан, изначально спроектированный под вкусы американских пользователей, очутился на противоположном конце мира? Очень просто: заокеанская сборка завершилась после 2022 модельного года в связи со снижением продаж, а также переориентацией потребительского интереса в сторону SUV и электрифицированных транспортных средств. Тем временем в Китае большая «четырехдверка» обрела буквально вторую жизнь (ее собирает СП FAW и Toyota) и пользуется таким спросом, какой не снился штатовской версии! Последняя всего однажды перешагнула стотысячную отметку (104 078 машин в далеком 2000 году), а «азиат», напротив, штурмует новые вершины: 117 188 единиц в 2021-м.
Прошлой весной Toyota оперативно обновилась ради поддержания спроса. Подретуширована передняя и задняя оптика (дневные ходовые огни растянулись во всю длину фар), видоизменена «графика» радиаторной решетки. Салон преобразился под тамошние запросы. Прежний девятидюймовый монитор мультимедийной системы заменен на 10,1-дюймовый с сенсорным управлением разными функциями. В топовых вариантах предусмотрена цифровая 12,3-дюймовая панель приборов и проекционный дисплей диагональю десять дюймов.
По пути на Восток Авалон утратил V-образную «шестерку». Покупатели выбирают из четырехцилиндровых двигателей — 2,0-литрового M20D-FKS мощностью 178 л.с. в паре с вариатором Direct Shift-CVT (первая передача механическая) и «два и пять» A25G-FKS (209 л.с.), сочетающегося с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач. Единственная доставшаяся в наследство от американской карьеры модификация — гибридная с 2,5-литровым атмосферным A25H-FXS (178 л.с.) и 120-сильным электромотором. В пике установка выдает 218 л.с.
Цены: от 199 800 до 279 800 юаней (от 2 179 227 до 3 051 790 рублей)
Одна из примечательностей, если не сказать странностей рынка Поднебесной — параллельный выпуск двух фактически одинаковых автомобилей на разных заводах. Хороший показательный пример — седан Crider от СП Guangqi Honda и его клон Envix с площадки Dongfeng Honda. Toyota тоже активно использует подобные нетривиальные с точки зрения европейца или американца методы.
В конце 2019 года на автосалоне в Гуанчжоу дебютировал кроссовер с романтичным названием Wildlander (GAC Toyota). Распознать в нем RAV4 пятого поколения удастся прежде всего сбоку — по оквадраченным колесным аркам и характерному остеклению. Передняя часть у «дикаря» своя, и она определенно не хуже нарочито хищного выражения физиономии «Равика». Задняя перенесена с донорской модели с минимальными метаморфозами — перерисованы фонари и заглушка между ними. Оригинальные бамперы увеличили длину автомобиля на 65 мм, до 4665 мм.
Интерьеры Wildlander и местного RAV4 (его производит FAW Toyota) фактически одинаковые и досконально не повторяют внутреннее пространство известного россиянам «паркетника». Так, например, в «топе» мультимедийный монитор диагональю десять дюймов, а не восьмидюймовый.
Начальная Toyota предлагается с 2,0-литровым безнаддувным двигателем M20C-FKS (171 л.с.) и вариатором. Вышестоящая — с гибридной системой, в которую входят 178-сильный ДВС A25D-FXS объемом 2,5 литра, электромотор мощностью 120 л.с. и планетарная трансмиссия eCVT (совокупная отдача — 218 л.с.). Расширить спектр возможностей позволяет опциональный полный привод E-Four. Суть 54-сильный электромотор на задней оси. Также есть plug-in подзаряжаемое исполнение. Напомним, отечественная спецификация RAV4 — 2,0-литровый «атмосферник» M20A-PK5 (149 л.с.) с «механикой» или вариатором, передним или полным приводом, а также «два и пять» A25A-PK5 (199 л.с.) с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и всеми ведущими колесами. У топовой комплектации — система Dynamic Torque Vectoring AWD (бортовые фрикционы на задней оси и управление вектором тяги).
Интересно, что в Китае Toyota RAV4 пользуется заметно большей популярностью, чем Wildlander: 199 675 штук против 128 086 по итогам 2021 года.
Кроссовер Frontlander создан по аналогии с Wildlander. Это вариация на тему глобальной Toyota Corolla Cross, которая также продается в Китае. Главное различие между ними — локация сборки. Королла Кросс выпускается на заводе FAW Toyota, а Frontlander с дизайном передней части, как у внутрияпонской модификации, выезжает из ворот GAC Toyota. Двигатель 2,0-литровый атмосферный мощностью 171 л.с.
В стройные ряды «клонов» идеально вписываются Harrier (FAW Toyota) и Venza (GAC Toyota). Первый внешне почти не отличается от тезок с мировых рынков. Что касается Venza, то она представляет собой американский вариант Harrier, но для Поднебесной слегка изменена. Передняя часть кузова недвусмысленно напоминает спорткар GR Supra. У топовых комплектаций цифровая панель приборов диагональю 12,3 дюйма. Оба кроссовера оснащены одинаково — на выбор предлагается 171-сильный 2,0-литровый «атмосферник» с вариатором Direct Shift-CVT или гибридная система с 2,5-литровым двигателем (178 л.с.), электромотором мощностью 120 л.с. и еще одним опциональным (54 л.с.) на задней оси. Совокупная отдача — 218 л.с. у переднеприводника и 222 л.с. у E-Four со всеми ведущими колесами соответственно.
Цены:
Wildlander — от 173 800 до 299 800 юаней (от 1 895 644 до 3 269 930 рублей)
Frontlander — от 125 800 до 169 800 юаней (от 1 372 106 до 1 852 015 рублей)
Venza — от 216 800 до 303 800 юаней (от 2 364 646 до 3 313 559 рублей)
Китайские компании неистово рвутся в будущее. Достаточно ознакомиться с новейшими электрокарами и прийти в восторг от обилия вспомогательного электрооборудования. Тем удивительнее структура рынка: на контрасте с хай-теком штампуется морально устаревшая и бюджетная продукция. Судите сами: хэтчбек Yaris четвертой генерации для Европы и Японии представили осенью 2019 года, а параллельно с ним родилась «опаркеченная» «пятидверка» на базе семейства третьего поколения (XP150) от GAC Toyota, которое в Китае называется Yaris L X. Запутались? Сейчас объясним.
Дело в том, что Ярисы отличаются в зависимости от региона сбыта. В Японии и Европе они классные и симпатичные, а в так называемых развивающихся государствах заметно скромнее. И у нас здесь как раз такой случай. Аляповатый «икс» с обвесом из неокрашенного пластика стартовал вместе с обновленной L-линейкой.
Салончик простой до боли, но так задумано — транспортное средство все-таки бюджетное. Силовой агрегат под стать всему остальному. Безальтернативный 1,5-литровый «атмосферник» (112 л.с.) комбинируется с вариатором. Длина — 4160 мм, ширина — 1700 мм, высота — 1495 мм. Привод, разумеется, только передний.
Цены: от 85 800 до 103 800 юаней (от 935 824 до 1 132 150 рублей)
По правде говоря, это не совсем Тойота. iA5 — не что иное, как подретушированный GAC Aion S. Из индивидуальных особенностей — не столь агрессивное оформление передней части без зияющих воздухозаборников в бампере и более лаконичная головная оптика. Сзади раздельные задние фонари с хромированной перемычкой и вставки-«бумеранги» по краям бампера. Длина — 4818 мм, ширина — 1880 мм, высота — 1530 мм, колесная база — 2750 мм.
Интерьер воплощает «золотой стандарт» современного китайского автомобиля. Художественных изысков минимум. На передней панели два объединенных 12,3-дюймовых дисплея, контурная «настроенческая» подсветка, преображающая внутреннюю обстановку в некое подобие ночного Шанхая, и минимум физических клавиш.
iA5, как и донорская машина, оснащен электрическими потрохами — 204-сильным двигателем с пиковыми 350 Нм и тяговой аккумуляторной батареей емкостью 58,8 кВт⋅ч. Запас хода по циклу NEDC — 510 километров. В действительности радиус действия меньше, так как данная методика оценки оторвана от реальности.
Цены: от 159 800 до 192 800 юаней (от 1 742 945 до 2 102 877 рублей)
С субкомпактным кроссовером тоже интересная ситуация. Версия от GAC Toyota известна там под своим международным именем, а разновидность от совместного предприятия с FAW величают IZOA. Другой занимательный момент — это экологичная модификация, поступившая в продажу весной 2020 года.
У «электрички» чуть другой дизайн передней части и агрегаты от Lexus UX 300e. Тяговая аккумуляторная батарея емкостью 54,3 кВт⋅ч питает 204-сильный электромотор (300 Нм) на передней оси. Дальнобойность по циклу NEDC — 400 километров.
Цены: от 225 800 до 249 800 юаней (от 2 462 810 до 2 724 579 рублей)
Продавать одну лишь Короллу? Для китайских подразделений это слишком просто, даже примитивно! Поэтому СП GAC Toyota производит разновидность по имени Levin. Но ею палитра не ограничивается. В Поднебесной страсть как любят удлиненные седаны любых размеров и классов. Так что не стоит удивляться парочке Levin GT и Allion с растянутой на 50 мм (до 2750 мм) колесной базой.
Обе модели позиционируются как промежуточное звено между стандартной Corolla и Camry. Первая считается «динамичной» с агрессивным дизайном, а вторая — более строгой и респектабельной «премиальной». По начинке «кузены» одинаковые и предлагаются с безальтернативным тандемом из 2,0-литровой атмосферной «четверки» мощностью 171 л.с. и бесступенчатой коробки передач, недоступных для остальных китайских вариаций Corolla.
Цены:
Levin GT — от 139 800 до 158 800 юаней (от 1 524 804 до 1 732 038 рублей)
Allion — от 141 800 до 179 800 юаней (от 1 546 618 до 1 961 086 рублей)