Герой сегодняшней статьи мог никогда не появиться на свет, но клиент — всегда прав. Посетителям Чикагского автосалона 2003 года так понравился чудной концепт, похожий на старый добрый Toyota Land Cruiser 40, что модель пошла в серию. Получилась история длиною в 16 лет и машина, ставшая культовой по всему миру, включая Россию, куда ее никогда не поставляли. Энтузиастам это не помеха — вот один из примеров.
Единственно верный выбор
Внутренний эстет и критик у каждого свой. Иногда хлопот от них не оберешься, но бывает, что они правы на сто процентов. Что делать, если надоел Toyota Fortuner, верой и правдой служивший пять лет? Тюнинг — пройденный этап. Машина дорабатывалась с момента покупки, потенциал улучшайзинга был уже исчерпан. В общем, становилось скучновато. А при взгляде на современные пригламуренные «Крузаки» — еще и страшновато. На что пересесть адепту брутальных внедорожников, которому нужен максимум трехлетний автомобиль?
Если мыслить в рамках вселенной Toyota, то ответов два — совсем уж олдскульная «семидесятка» и собственно FJ Cruiser. Он-то и был выбран. Машина 2015 года выпуска, ввезенная в 2018 году из ОАЭ с пробегом в 20 000 километров, обошлась владельцу в 3 500 000 рублей. Искали именно арабскую версию, одна из особенностей которой — топливный бак емкостью 159 литров, что почти в два раза больше, чем у «американцев».
Стоило оно того? Так конкурентов-то у этого чуда — раз-два и обчелся. Со своими мощными бамперами, дополнительной «люстрой» на крыше и громадным клиренсом (у данной версии он составляет 244 мм), FJ Cruiser смахивает на серьезный «экспедиционник», который чудом оказался в городских джунглях и вот-вот нарвется на штраф за изменение конструкции автомобиля.
Но нет, несмотря на тюнинговые бамперы и решетку радиатора, стоковый внедорожник, по сути, выглядит точно так же. За это и любим энтузиастами во всем мире. Toyota хотела сделать промежуточную модель между простоватым Prado и солидным Land Cruiser 200, но получилось нечто совсем иное. Слегка диковатая внешне, но дружелюбная зверушка.
Кстати, до недавнего времени FJ Cruiser был единственной из современных моделей Тойота, кто гордо носил ретроэмблему в виде надписи на решетке радиатора. Теперь эту моду переняли современный Prado и 4Runner.
Сильно гнилой или даже ржавый FJ Cruiser в наших краях практически не встречается. У большинства владельцев эта машина числится как любимая игрушка. Уход соответствующий. К тому же весь нижний периметр кузова здесь надежно укрыт защитным пластиком.
Внимание нужно уделять только раме и скрытым полостям. У этого FJ Cruiser днище и рама моются каждую весну. Антикоррозийная обработка проводится каждые два года. Если этого не делать, то появляются незначительные «рыжики» на раме и в порогах.
Для пущей надежности на самых крупных вентиляционных отверстиях рамы стоят заглушки. Парникового эффекта можно не опасаться. Для вентиляции там и так полно отверстий, а вот через большие в раму активно набивается грязь. Недаром у Prado J150 подобные заглушки в раме установлены уже с завода. Цена вопроса — пустяковые 1500 рублей.
Другая специфическая проблема с кузовом досталась FJ Cruiser от Prado. Речь про трещины на фартуках передних крыльев, которые отделяют колесную арку от подкапотного пространства. В чем истинная причина этого явления — тут мнений много. Замечено только, что чаще всего этой напасти подвержены машины, более-менее активно ползающие по бездорожью. Способы борьбы — тоже предмет дискуссий. Один из вариантов — замена подушек кузова, ибо стандартные совсем уж хлипкие. У этого внедорожника подушки кузова заменены в превентивном порядке, и вот уже более чем за пять лет никаких трещин не появилось.
Стиль и скромность
Вам кажется, что FJ Cruiser можно поставить в один ряд с такими харизматиками, как Jeep Wrangler или Hummer H3? Вы правы, вам это только кажется.
Стоит FJ пригласить на борт задних пассажиров — и любой другой внедорожник просто потеряется на его фоне. Кузов без центральной стойки и распашные двери в стиле Mazda RX-8 — невиданное дело для рамной модели. Правда, задние двери изнутри не отворяются, сначала нужно открыть передние. Кому стоит сказать спасибо за то, что Toyota в кои-то веки решилась пустить в производство концепт-кар без всяких упрощений?
Посадка на второй ряд требует сноровки. Нужно шагать вперед и вверх, втянув голову в плечи. Пара секунд мучений, зато потом радуешься. На установленном амфитеатром диване нет и намека на клаустрофобию, как может показаться, если смотреть на машину со стороны. По сравнению с исходным Prado колесная база усохла на считаные миллиметры. Здесь, конечно, не помешал бы центральный подлокотник, зато в дверях имеются удобные ниши с подстаканниками, а вид в боковые иллюминаторы рождает чисто самолетные ассоциации.
Водительская часть салона — не менее интересна. В форме передней панели отчетливо видна стилизация под «сороковку». Поэтому претензии к качеству пластика, а он тут повсеместно жесткий — не принимаются. Утилитарный ведь внедорожник. Повсюду крупные кнопки, по которым можно просто хлопать от души ладонью. Очень к месту компас, термометр и кренометр. Эта троица притаились поверх центральной консоли.
А вот эргономика у FJ Cruiser специфическая. Сиденья простенькие, боковая поддержка слабая. Нет регулировки руля по вылету. Подлокотник на водительской двери изначально расположен довольно низко. Хорошо, что есть решение в виде специальной накладки, которую можно обшить кожей «под завод», что и было сделано.
Дальше владелец начал битву с откидными подлокотниками на самих передних креслах. Пассажиру такое решение, конечно, нравится, а вот высокому водителю, если его сиденье отодвинуто максимально назад, от этого подлокотника нет никакого толка. Вот почему в этом FJ Cruiser красуется центральный подлокотник от Prado.
Бедновата Тойота и в плане комплектации. Обогрев зеркал, как и подсветку ног при открывании двери, владелец устанавливал самостоятельно, а подогрева сидений как не было, так и нет. Если вы думаете, что это особенности арабской комплектации, то нет. Чистокровные американские FJ тоже не сильно богаты на опции комфорта.
Емкостей для мелочей в «стоке» тоже маловато, но это невеликая проблема. Есть один известный китайский сайт, плюс багажник вмещает минимум 790 литров. А если сложить задние сиденья, то грузовой отсек увеличивается до 1890 литров. Грузить скарб можно открыв калитку двери вбок или через поднимающееся заднее стекло.
А самое главное, что салон у FJ Cruiser сделан на века. Тут просто нечему ломаться. Разве что лифт водительского сиденья не слишком надежен и по прошествии времени может начать забастовку.
Драйв и никакая обзорность
Высоко сижу, далеко гляжу, но ни черта не вижу — будни водителя FJ. Стойки, в том числе передние, очень широкие и за ними много чего может спрятаться. Мало что можно разглядеть в заднее стекло и особенно боковые задние оконца. Владельцу этой машины даже пришлось ставить камеру с монитором в правое боковое зеркало. Из-за того, что лобовое стекло почти вертикальное, крыша уехала далеко вперед — когда стоишь на перекрестке, часто не видно сигнал светофора.
Зато радуешься приборам с белыми шкалами и крупными символами, притаившимися под козырьком в стиле купе Celica, и «отвертке» рычага КП, которая управляет «автоматом» Aisin А750F. Эта коробка отличается удачной системой охлаждения, а с учетом пробега в 85 000 километров жизнь у нее, можно сказать, только начинается. 40 000 километров назад в АКП было залито оригинальное масло Toyota.
«Автомат» выступает напарником «шестерки» 1GR-FE. Вместе они обеспечивают FJ разгон до «сотни» в пределах восьми секунд — отличный результат для модели, не рвущейся в спринтеры. Выпускная система, которая настроена в стиле правоверных американских V8, тут скорее дань имиджу.
Указанный мотор, как известно, на редкость беспроблемный, и пройти без капремонта 400 000 километров для него — обычное дело. Даже система VVTi здесь работает неплохо. Свежее масло двигатель получает раз в 5000 километров. С недавних пор владелец перешел с Castrol на Eneos. За системой охлаждения тоже приглядывают. Про то, что раз в 100 000 километров нужно делать регулировку тепловых зазоров клапанов, владелец в курсе.
Главную доработку в этой машине так сразу и не заметишь. Все FJ с автоматической коробкой с завода имеют полноприводную трансмиссию типа Part-time. Спустя три года владения хозяин этого экземпляра устал терпеть особенности зимней эксплуатации жестко подключаемого полного привода и перешел на Full-time. Вроде ничего такого, но после Fortuner — непривычно. Больше всего напрягало отсутствие межосевого дифференциала.
Для переделки понадобилась раздаточная коробка от Prado. Ставили ее как есть, со своими датчиками. На двух из них пришлось удлинить провода. Также в ход пошел передний правый внутренний вал привода, взятый от модификации с «механикой». Дополнительно купили сальник переднего правого привода. В итоге блокировка межосевого и заднего дифференциала, «понижайка», система A-TRACK, подтормаживающая буксующие колеса — все работает в штатном режиме. По времени вся установка заняла один рабочий день. Три года назад такая переделка обошлась в 60 000 рублей.
Теперь FJ Cruiser по универсальности не уступает Prado. Зато по уровню «фана» превосходит его в разы. Здесь такая же длинноходная подвеска, а управляемость повеселее. Рост ниже, колея шире, поэтому и крены в поворотах поменьше, и носом при торможении FJ клюет не так сильно. Главное, что все это не в ущерб энергоемкости.
Правда, мнение о комфорте сильно зависит от вашего месторасположения в салоне. Задние пассажиры, ощущающие подпрыгивание заднего моста, будут всегда завидовать передним. Водитель, может, и посочувствует, но его больше волнует, что ходовая почти не требует вложений.
Независимая пружинная подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и зависимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости сзади — оплот надежности. Единственное слабое место — ступичные подшипники, которые редко служат больше 100 000 километров. У этого экземпляра пока не менялись даже они. Неудивительно, что никто не планирует продавать стильную машину, которая ездит-радует, с легкостью воспринимает различные доработки, но никак не хочет ломаться.
Рынок
Других владельцев, желающих расстаться со своими FJ Cruiser, в данный момент тоже немного. Сейчас на Дроме продается около 40 автомобилей. И это по всей России.
Праворульных машин в продаже совсем мало. Зато все они выпущены после 2011 года и оснащены 276-сильным V6 в сочетании с автоматической коробкой, а минимальные цены приближаются к 4 000 000 рублей.
Старых «американцев» до 2010 года выпуска с 239-сильной версией двигателя в продаже больше всего. Диапазон цен — от 2 200 000 до 4 000 000 рублей.
Более свежие машины в продаже представлены меньше. Низ рынка — внедорожники, которые стоят около 2 900 000 рублей. Совсем свежие FJ Cruiser 2021–2022 годов выпуска с минимальным пробегом могут стоит 7 000 000 рублей и более.
Из истории
Нетривиальный внешне соплатформенник Land Cruiser Prado, 4Runner и Lexus GX появился в 2006 году. FJ Cruiser получил экстерьер в ретростиле с замаскированными распашными задними дверьми, который практически полностью повторял одноименный концепт 2003 года.
Двигатель — безальтернативный 4,0-литровый V6 мощностью 239 л.с., такой же, как у соплатформенников. Мотор мог сочетаться с 6-ступенчатой «механикой» на модификациях с постоянным полным приводом и 5-скоростным «автоматом» — на версиях с задним и подключаемым полным приводом.
Других моторов для FJ Cruiser никогда не предлагалось, но в ходе обновлений 1GR-FE постепенно прибавлял в мощности. Например, после 2009 года двигатель обзавелся системой изменения фаз газораспределения Dual VVT-i и стал выдавать 259 л.с. А для японского рынка этот же двигатель раскачали до 276 л.с. Внедорожник регулярно получал различные спецверсии, которые создавала сама Toyota или ее придворное ателье TRD.
Главным рынком сбыта для FJ Cruiser изначально была Северная Америка. Внедорожник ушел оттуда в 2014 году. Три года спустя модель покинула японский рынок, но осталась доступна на Ближнем Востоке, в ЮАР и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Окончательно FJ Cruiser сняли с производства только в 2022 году.