Понятно, что не последнее, потому что подобные мероприятия просто так не закрывают, в худшем случае просто делают перерыв.
Но если в прошлом году у меня еще была ирония по поводу того, что кризис коснулся и тюнинга в Германии — самой автомобильной европейской стране, то в этом году ее уже не осталось. Так происходит, когда понимаешь, что болезнь перешла в серьезную стадию, и времени для шуток нет: надо лечить, иначе пациент умрет.
Правда, я думаю, все же не умрет. Не дадут. ADAC — общественный германский союз автолюбителей и так уже является главным спонсором шоу, а в этом году к нему еще и присоединился союз тюнингеров, который выкупил чуть ли не весь 10-й зал (самый крупный) целиком, чтобы предоставить возможность выставиться тем компаниям, которые не имели для этого средств.
Ну а раз так — панегирики складывать еще рано. Попробуем без лишних причитаний вроде «как все было ужасно» обозреть то, что представилось нашим взглядам на 42-м Эссен моторшоу.
Итак…
Общая площадь выставки — около 83 000 кв.м. в 17 залах, последний раз так мало места салон занимал в 1986 году. Участники — представители 16 «национальностей». Порадовало слово «национальностей», а не «стран» — как раньше. Значит, несколько национальностей может быть и из одной страны…
Входные билеты подешевели на 1 евро. Кризис, что поделать. Хотя с учетом того, как сократилась выставка, они могли бы подешеветь и в 2 раза.
Если честно, хорошо, что площадь выставки сократили. Плохо, что не очень значительно. Грустно было смотреть на основные залы тюнинга, где экспонатов было в два раза меньше, чем обычно, а все основные немецкие тюнингеры так и не привезли свои работы на этот ежегодный итоговый конкурс самый крутых и сильных. Пожалуй, только Брабус остался верен себе: видимо, Мерседесы в Германии в цене не падают.
Характерен и тот факт, что и так небольшое количество «японцев», которое было представлено на Эссен мотор шоу в прошлом году, сократилось еще в несколько раз. Вероятно, это продиктовано несколькими причинами, в том числе и тем, что немцы всегда предпочитали отечественный автопром, а сейчас, когда разница в цене с импортными вариантами возросла, интерес к иномаркам и вовсе упал. Тюнинг на них также обходится дороже, спрос меньше, так зачем лезть из кожи вон, если можно обойтись и так?
Одна из трех наиболее интересных экспозиций Эссен моторшоу 2009 принадлежит, безусловно, стенду под названием «Миф Феррари», на котором собрали самых ярких представителей этой марки.
Наверное, на сегодняшний день Ferrari это уже имя нарицательное, некий штамп в сознании: первая ассоциация у человека, когда он говорит про быструю спортивную машину, это, безусловно, Ferrari.
Начиная с 1950-го года, когда Ferrari впервые приняла участие в Формуле 1, она стала самой успешной командой за всю историю автогонок. А с другой стороны это и один из самых популярных и знаменитых производителей эксклюзивных спорткаров.
Началась вся история еще в 19 веке, когда родился основатель компании Enzo Ferrari. Он весьма активно занимался автогонками, однако так ни разу и не добился какого-то значительного успеха. Осознав, что его предназначение лежит в другой области, он в 1929 году основал Scuderia Ferrari, которая в 30-е годы стала официальным гоночным подразделением Alfa Romeo. Но уже в 39 году Enzo разорвал отношения с Alfa Romeo и занялся производством собственных гоночных автомобилей. Уже через год две его машины принимали участие в гонках Mille Miglia, но по ряду причин - под другим названием: ANSA.
Первая, настоящая Ferrari вышла на гоночный трек под собственным именем в 1947 году. Так началась история знаменитой марки.
Больше всего хотелось, конечно, увидеть анонсированную заранее Ferrari 365 Pininfarina Berlinetta Speciale 1967 года выпуска. Это самая необычная и редкая машина из всех Ferrari. Характерная черта автомобиля в том, что кокпит был рассчитан на… 3-х человек, а водительское место располагалось ровно посередине. Их было выпущено всего 2 штуки, при этом первый экземпляр сделали для знаменитого автогонщика Луиджи Кинетти, а автомобиль под номером 2 приобрел Джанни Аньели, тогдашний председатель совета директоров компании Фиат, а он, как известно, разбирался в автомобилях.
Но, к сожалению, машина не доехала до выставки. Вместо нее показали другие, чуть менее интересные экземпляры: Ferrari 250 GT SWB Berlinetta s/n 2067GT, Ferrari 365 GTB/4 Daytona, Ferrari 410 Superamerica S3 Coupe PF s/n 1265SA и другие…
Другой экспозицией, привлекавшей внимание на шоу, была коллекция Лотусов, которая демонстрировалась в рамках выставки классических автомобилей.
Специалисты называют олдтаймеры «золотым гаражом». И не спроста. За последние пять лет средняя цена классического автомобиля поднялась примерно на 30%, что для автомобильного рынка очень неплохой прирост. Ну а что касается истинных раритетов, то их стоимость увеличилась вдвое: если мерседес «крылья чайки» в 2004 году стоил 243 000 евро, то в этом году его цена поднялась уже до 450 000 евро.
По примерным оценкам экспертов на рынке классических автомобилей в Европе ежегодный оборот достигает 16 миллиардов евро, а в одной только Германии приближается к 5,5 миллиардам.
Так вот, на Эссен моторшоу была собрана колоссальная коллекция старинных автомобилей, многие из которых можно было приобрести.
Но центральное место в этом павильоне заняли «Lotus Total» — так называлась беспрецедентная коллекция Лотусов всех поколений, которые были выставлены в количестве 21 штуки.
А встречал всех фанатов гоночной классики раскрыв объятия с огромного плаката — ни кто иной, как Колин Чепмен отец-основатель компании «Lotus Cars», конструктор, спортсмен и вообще знаменитый в своей области человек.
Третьим местом, которое соответствовало высоким стандартам Эссен моторшоу, был Dream Car Boulevard. В этом году он его посвятили выставке концептов.
К этим подобиям автомобилей нельзя относиться как к полноценным машинам. Это скорее образцы высокого искусства, некий автомобильный модный подиум, топовые модели, подготовленные либо дизайнерскими бюро, либо самими производителями.
На Эссен моторшоу концепт кары представляют уже «исторически». Так сложилось, что еще в 1968 году публика увидела несколько необычных автомобилей, часть из которых стала прообразом будущих хитов, а часть так и не дошла до серийного производства, так и оставшись на уровне задумки.
В этом году самые необычные машины были представлены дизайнбюро Fioravanti, Giugiaro, Magna Steyr, Rinspeed and Sbarro, а также серийными производителями, такими как Citroen, Mercedes-Benz, Renault или Veritas.
Из официальных производителей в этом году на Эссен моторшоу присутствовали только Skoda (Volkswagen) и Alfa Romeo (Fiat).
Skoda представила 2 основные модели : Skoda Fabia Sportline, которая предлагается с четырьмя вариантами двигателя (турбодизель — 1,9 л мощностью в 105 л.с. и бензин — 1,4 л мощностью в 86 л.с. и 1,6 литра мощностью в 105 л.с. на механике или автомате), со спортивным шасси и различными приятными девайсами из сферы стайлинга; и Skoda Octavia RS — видимо, как наиболее соответствующие спортивному направлению выставки из всего модельного ряда.
Alfa Romeo активно пиарила MiTo, но все равно все взгляды были прикованы с небесно-голубой красавице 8С Competizione Spyder. Недалеко от MiTo располагались маленькие и уютные на вид Grande Punto и «500 esseesse» в тюнинге от Abarth.
Из придворных тюнинг ателье — Brabus и Abarth. Были, конечно, SpeedArt, занимающиеся Porsche и другими немецкими дорогими спортивными автомобилями, и StarTech, специализирующиеся на внедорожниках класса люкс; не обошлось дело без Lumma (BMW) и Rieger (Audi).
Brabus, как всегда, выступил во всей красе. Наверное, только на их стенде возникало ощущение, что кризиса, может, и нет на самом деле… А в стабильности марки Мерседес никто вовсе и не сомневается.
Brabus предложил несколько действительно крутых автомобилей: Brabus E63 AMG, который с помощью комплекта B63S получил 555 л.с. и максимальную скорость в 320 км/ч; Brabus E V12, в основе которого лежит оснащенный двумя турбинами двигатель SV12R Biturbo 800 (мощность — 800 л.с., крутящий момент — 1420 Нм, разгон до 100 км/ч за 3,7 секунды) и Brabus SV12 R Roadster (750 л.с., 1350 Нм крутящего момента, максимальная скорость — 350 км/ч, разгон до 100 км/ч за 4,0 секунды).
Помимо «старшего» Brabus, отдельный стенд занимал, как всегда, Brabus Smart. Однако, те доработки, которые были представлены по «младшему» поколению мерседесов, касались в этом году преимущественно внутреннего комфорта и уюта и представляли работу «кожевников и портных».
Немцы называют это косметической подтяжкой: начиная с прошлого года Эссен моторшоу решили вернуться к своим историческим истокам и придать выставке спортивное направление в отличие от большинства других тюнинг-шоу мира. Ведь много десятков лет тому назад, когда все еще только начиналось, называлось оно «Международная выставка спортивных и гоночных автомобилей».
В прошлом году сделали первый шаг: в 7-м зале был оборудован спортивный гоночный трек, где проводились различные автоспортивные шоу, в том числе дрифт, тест-драйвы, а зрителей катали на «гоночных» такси. В этом году традицию продолжили, расширив спортарену до 6-го зала включительно, где организовали так называемый «пит-лейн» — выставку спорткаров и гоночных болидов: формулы, туринги, GT, раллийные авто.
В следующем году решили придать происходящему еще больше драматизма и начать открытие с целого спектакля, в котором примут участие пилоты и автомобили различных гоночных серий и различных эпох. А во время шоу 2010 хотят провести целый ряд специальных конференций для профессионалов своего дела: пилотов, техников, руководителей команд и других деятелей автоспорта.
Для привлечения большего интереса зрителей тут же рядом со СпортАреной, правда за толстым стеклом, устроили еще один аттракцион: две юные профессионалки в течение 10 дней проведения выставки собирали Ford Fiesta 1,6 16V, подготовленный для участия в классе туринг сезона 2010. Мощность такой Fiesta — 185 л.с. и максимальная скорость — 230 км/ч.
Территория одного из выставочных залов была отдана под Hot Rods шоу. 60-летнюю историю представляло 11 автомобилей, каждый из которых отвечал за определенную эпоху развития движения хот родов — начиная с 40-х годов прошлого века и по сегодняшний день. Кстати, любопытно, что все эти хот-роды были исключительно немецкого происхождения, хотя настоящая их родина — Соединенные Штаты Америки.
В Америке, где хот-роды зародились как движение истинных гоночные автомобилей для среднего класса (мы писали об этом в статье про SEMA Show 2009 в Лас Вегасе), существует целая огромная Ассоциация фанатов хот-роддинга — «Good Guys», с отделениями по всему миру. Так вот в Германии — одно из крупнейших и очень активных отделений, которое проводит ежегодные выставки и соревнования хот-родов и другие мероприятия, поэтому подобрать 11 уникальных экземпляров для Эссена им не составило труда.
Самыми популярными в Америке среди хот-родов были автомобили построенные на базе Ford Model A и Model T 30-х годов. Пара таких экземпляров была представлена и в Эссене.
Отличительными чертами хот-родов всегда было обилие хрома и специфические, подчеркнуто «ретро» кузова. Но к настоящему времени уже практически стерлась грань между хот-родами и лоурайдерами. Хот-роды стали намного ниже, чем они были в начале эпохи, а многие из них обрели и совсем новые черты — измененные кузова и шасси. Ну и в противовес «глянцу» появились rat-rods.
Студенческие «постройки» гоночных болидов очень популярны во всем мире.
Студенты инженерных и машиностроительных институтов и факультетов в качестве задания для дипломной работы должны просчитать, сконструировать и воплотить в реальность гоночную Формулу, участвовать в соревновании с другими студенческими группами и, по возможности, его выиграть.
Собственно, весь процесс постройки — это сложнейший алгоритм, в ходе которого автомобиль должен получить прекрасные гоночные характеристики в сферах ускорения, торможения и устойчивости. Немаловажным аспектом является и расход топлива, и простота управления. Комфорт и внешняя эстетика также являются критериями оценки у жюри. Последним испытанием для студентов станет тест на треке.
В этом году на Эссен моторшоу было выставлено 11 работ студенческих команд из 11 германских университетов.
Все равно, как бы мы ни ругали западные автосалоны и тюнинг-шоу, как бы не «плакали» над ИХ кризисом, после посещения подобных мероприятий мы получаем достаточную информацию о состоянии дел в западном автопроме и секторе тюнинга. Мы видим, что эти направления продолжают развиваться и двигаться вперед.
Ну а значит — и нам что-то перепадет.
Поэтому дай бог им здоровья и долгих лет жизни.
Читайте также:
Эссен мотор-шоу 2008: крупнейшее европейское автошоу спорта и тюнинга
Маша Blade Мельникова |