Итоги шестилетней эксплуатации зубилы и десятки
Может быть не очень правильно, но объединю в один отзыв. С продукций ВАЗа распрощался, видимо, уже навсегда, но если и буду вспоминать - то с теплотой.
Автомобили покупались повидавшими жизнь )
21099 с карбюраторным полуторалитровым двигателем была куплена в 2007-м, продана в 2010-м, пробежала у меня 75 тысяч километров со 125 до 200. Это была моя первая машина. На 21103 с 16-клапанником ездил с лета 2010-го по февраль 2013-го, пробег составил 36 тысяч километров, со 155 до 191.
Первое разочарование наступило через месяц после покупки 99-й - машина ехала. Тупо ехала, когда я, наслушавшись друзей и начитавшись форумов пребывал в твердой уверенности, что вазовский движок больше 80 тысяч ну никак выходить не может, ну а машина с пробегом в 125 и подавно труп. Я перестал читать форумы и стал чаще ездить )
Характер эксплуатации:
На машинах ездил каждый день на работу в соседний город (регион - восточное подмосковье). Любил самые короткие пути и в соседний город ездил по "пиратской" грунтовке зимой и летом. Ездок я не самый аккуратный, что видимо сказалось на сроке службы подвески. Ну и любил дальние поездки - от нескольких сотен до нескольких тысяч километров. Географию приключений 99й и 10-ки можно посмотреть на этой карте - http://goo.gl/maps/fdS8D - там не кисло получается ) Доезжал даже до норвежской границы - немногие знают, что у нас есть общая граница с этой страной )
ДТП:
Водить я не умел, но тем не менее удалось избежать аварий по собственной вине. Избегать дятлов, выскакивающих перед тобой со второстепенной удавалось не всегда - в первую же зиму сильно замял крыло на 99-й, не успев оттормозиться перед внезапными жигулями пятой модели. В те годы страховые выплачивали нормально и я отремонтировал заднее крыло у ребят с не самым низким прайсом в городе. Спустя полтора года крыло "зацвело", хотя такое же родное на другой стороне будучи в 8-летнем возрасте куда более успешно сопротивлялось коррозии )
Второго ДТП ждал четыре года. На МКАДе меня догнала Мицубиси под управлением горца Ыгызиане и дотолкала до впередиидущей Приоры под управлением его земляка Абырвалгаеяна. Типично московская авария ) Из потерь - вмятая задняя панель (багажник при этом закрывался), треснутая фара, поцарапанные бампера, сорванный с креплений глушитель... Пока сидел в машине и ждал ДПС от нечего делать лазил в интернете, вконтакте в ленте новостей все говорят про загадывание каких-то желаний... и тут я понял! 11.11.2011 года... 11 часов утра... Мой день рождения! )))) В честь дня рождения гайцы сняли 500 р. за невыставленный знак аварийной остановки, а страховая выплатила за замену двух бамперов, их окраску, вытягивание задней панели, ее окраску, замену фары и замену глушителя аж 8300 рублей. Да горите вы все в аду, рассудил я, заехал на сервис, где мне вернули на место глушак, переклеил стекло фары, а на остальное забил - багажник закрывается, царапины на бамперах не видны.
Да! Тут не могу не вспомнить про бампера предыдущей 21099 - видимо они позволяли мне обходится без потерь первые месяцы езды. Несколько раз парковался в ограду, дерево сзади, но обошлось без разрушений, по крайней мере для бамперов.
Самое большое приключение:
На 21099 - поездка на Север в Карелию и Мурманскую область, тогда было пройдено 6800 км. Детально я это описывал в ЖЖ: http://lazy-builder.livejournal.com/5592.html
На 2110 - наверное, поездка во Львов и Карпаты, хотя с мурманским биг-трипом это не сравнить.
Были десятка полтора других выездов на расстояния 500-1000 км от Москвы (вроде Питера, Крыма, Тамбова, Липецка, Галича и т.д.), но все перечислять вряд ли есть смысл.
Самые крупные поломки:
на 2110: где-то между Москвой и Питером оборвался ремень ГРМ. Ремень прошел всего лишь 35 тысяч, менее обещанного производителем ресурса. К слову, ремонтопригодность оказалась на уровне. Выехав с утра и поменяв по пути клапана, колпачки и все сопутствующее к вечеру я был в Питере. Правда с заметно отощавшим бумажником )
на 21099: срыв креплений штока правого заднего амортизатора недалеко от поселке Туманный Мурманской области. Авто было сильно перегружено, ну и видимо грунтовка его добила. В этом полузаброшенном поселке, где никаких заправок, сервисов и магазинов запчастей в помине нет (ближайшая АЗС 120 км) был найден человек, с девятошными амортами в гараже и набором необходимого инструмента. Спустя несколько дней - точно такая же поломка второго заднего амортизатора, левого, в городе Апатиты.
Остальные поломки в пути:
на 21099 полгода оттягивал удовольствие заехать на сервис и поменять ГРМ. Наконец он проавался. Зимой, на Ярославском шоссе в МО, ночью. У друга был мобильный телефон с небольшим экраном и возможностью выхода в инет, у меня - ремень ГРМ в багажнике. Друг светил экранчиком и пытался загрузить картинки мануала, я с его помощью работал ключом ) Одеты были очень легко, пока поменяли замерзли нафиг )
на 2110 на второй день (!) после покупки выгорел диодный мост и перестал заряжаться аккум. Я не сразу понял, почему пищит бортовой компьютер, а когда понял, то уже был на аэродроме города Киржач, в 100 км от дома. С соблюдением светомаскировки удалось добраться до дома на аккуме, а на утро диодный мост был куплен за 300 рублей и заменен за час. Как же тесно под капотом десятки с 16-клапанным движком! Рука к генератору еле пролезает.
Ездовые качества:
проехав прилично на одной и другой машине могу смело сказать, что 21103 намного предпочтительней 99-й, хотя перед покупкой было скептическое отношение к десятке. Был уверен, что это та же 99-я, просто зализанная и раздутая. Нет, не та же. Хотя формально шасси почти тоже самое.
10-ка намного увереннее ведет себя на трассе - двигатель отлично тянет, ее не колбасит на скорости 140, тогда как зубилу трясло на 110-115. Она лучше тормозит, она лучше разгоняется, ее меньше кидает из колеи. Байка про более "острое" управление зубил не более чем байка - десятка рулится точно также. Панель скрипит поменьше, хотя и тоже погремушка, аэродинамические шумы также меньше. У 99-й получше обзор и благодаря форме зеркал не забрызгиваются в движение в дождь по трассе боковые стекла. Благодаря той же форме и размерам зеркал на Самаре крайне дискомфорто на МКАДе и ТТК - зеркала просто не предназначены для такого движения и частых перестроений. В городском потоке и в пробках разница между Десяткой и Самарой нивелируется. Обещанной тяги восьмиклапанников на низах не прочуствовал - шестнадцатиклапанник на низах тянет как минимум не хуже, на верхах их сравнивать бессмысленно. Ну и не стоить упоминать такие вещи, как холостой ход на карбюраторном двигателе, когда при включении фар обороты проседают, начинаются вибрации и т.д. Другое дело на 16-клапаннике, который всегда шепчет, не стучит клапаны, не чихает на холостых и т.д.
Кузов:
В возрасте 10 лет у Самары были дырки в порогах и неоднократно зачищенная и закрашенная ржавчина на дверях. Стала появляться также на крыльях и на рамке лобового - кузов очень слабое место этих машин. В возрасте тех же 10 лет десятка не имела ни одной точки ржавчины (кроме сколов и царапин) и в целом выглядела вдвое моложе - по фото видно. Т.к. кузов самая основная, дорогая и практически незаменяемая деталь авто, то тут Самары проигрывают вчистую. Старую машину имеет смысл ремонтировать до тех пор, пока жив ее кузов, а Самар подходящих под это условие все меньше и меньше. Десятки еще поездят. Хотя я часто вижу десятки со сквозной коррозией кромки капоты - выглядит отвратительнейше. Может быть мне так повезло?
Электрооборудование:
Как ни странно не отказывало в обоих авто. Кроме вышеупомянутого случая с диодным мостом десятки и припомнить нечего. Пару раз перегорали лампы ближнего на 2110, на 21099 не менял ни одной лампы за 4 года.
Салон и фурнитура кузова:
Тут можно сказать много ласковых по обеим машинам... Те, кто ездил на Самарах знают какая это погремушка. Десятка погремушка поменьше, но все равно слишком много скрипов на неровной дороге. Всегда ломалась какая-то мелочевка. Я, как человек ленивый, забивал на это и когда, собравшись с силами решался починить заклинивший замок через неделю ломался стеклоподъемник соседней двери. Или гасла лампа подсветки приборов на 21099. Или клинил актюатор замка. Или начинала греметь задняя полка... Тут продолжать можно долго. Если поломанная ручка двери для вас проблема и повод поехать в сервис - однозначно нужно искать другое авто. Увы, такая мелочевка по салону преследовала меня шесть лет )
Двигатели:
По обоим (карбюраторный 21083 и инжекторный 2112) хорошие впечатления. Слабое место первого - карбюратор, второго - ремень ГРМ. Сама же механическая часть очень надежна. 99-я дожила в моих руках до 200 тысяч километров, 10-ка до 190 - оба двигателя к моменту продажи не ели масло, не теряли мощность, не дымили, не коптили, были вполне живы и работоспособны. Их ресурс оцениваю в 300-350 тысяч километров.
на 99-й кроме ГРМ и помпы один раз регулировал зазоры клапанов. И пару раз был у карбюраторщика. К концы жизни нужно было бы поехать в третий, т.к. машина чихала, но это осталось новому хозяину. 10-ка лишена необходимости менять шайбы клапанов, но была замена датчика ДМРВ. Старый почему-то стал давать провал оборотов в момент остановки авто. Можно было ездить и так, но все равно это неиcправность - поменял.
Расход бензина на карбюраторной машине по трассе был около 7,5 литров, в городе около 9. Двигатель 2112 был очень экономичен - во всех путешествия при крейсерской 120-140 расход четко укладывался в предел 5,9-6,1. Последняя поездка в Брянскую область в январе этого года дала расход 5,6 литров, за счет меньшей скорости, зима все же.
КПП и сцепление:
КПП шумная, воющая, с трясущимися рычагами, но надежная. Ремонта не требовала у обоих авто. Сцепление менялось один раз на 99-й на пробеге около 150 т.км
Ходовая часть:
Амортизаторы очень надежны - на десятке в момент покупки стояли родные все четыре, передние были поменяны на 155, задние на 165 тысячах км. На 99-й менялись все четыре после поездки на север. Ступчиные подшипники также очень надежны - менялся передний правый на 99-й и оба передних на 10-ке, все при пробегах в районе 160-170 т.км.
ШРУСы на десятке стояли родные и не потребовали замены, на 99-й оба родных захрустели к 150 тысячам.
Шаровые и рулевые - больное место, по крайней мере при моей эксплуатации. Выхаживали 15-20 тысяч километров не более. Благо дешевы. Но могли бы ходить и подольше. В конструкции 99-й есть "крабы" - силуминовые кронштейны крепления рычагов. В какой-то момент при сильном ударе их разрывает пополам... Спустя месяц случайно это замечаешь и глядя на сервисе на машину на подъемнике тихо офигеваешь - как я ездил-то... )))
В целом, несмотря на надежность стоек и ступчиных ходовая сама затратная часть этих машин.
Тормоза:
Тут все стандартно - менял диски, колодки, шланги, трос ручника. Цилиндры не текли, шланги не рвались. Гемморой был с задними тормозными колодками 9-ки и соответственно ручником - они все время не хотели работать. После замены тысяч через пять ручник переставал держать. Половину времени владения он просто не работал.
На десятки в точности такиже механизмы после замены колодок исправно и долго работали.
Щины и диски:
Диски были всякие разные - недорогое литье, штамповка, ковка. В итоге на обеих машинах прижилась ковка - на 99-й ВСМПО, на 10-ке Слик. От обеих производителей отлчиные впечатления - вообще не гнется и не деформируется. А эксплуатация у меня довольно жесткой была. Турецкое лить убилось очень быстро, штамповки через месяц становились квадратными и их приходилось прокатывать или выстукивать на шиномонтаже. Ковка пусть и недешева, но позволяет забыть про шиномонтаж.
Шины... да, тут много что можно сказать. Сколько страниц исписано, тестов проведено, копий на форумах сломано, хриплых доказательств высказано... На десятке у меня была зимняя Континенталь и летняя Кама-129. На 99-й тоже была и импортная и наша... ну и что? Я не замечал все годы вообще никакой разницы между резиной кроме одного параметра - шумность. Во всем остальном те же Континеталь не отличаются (так, чтобы это можно было почуствовать) от Кордианта, что стояли на 99-й.
Вроде вкратце пробежался по всем темам... Если что забыл - дополню.
Совет покупателям переднеприводных вазов: покупать ВАЗ-21104 с двигателем 1,6 16 кл. Это лучшее, что есть у ВАЗа за небольшой прайс. Брать "пятнашку" - перелицованный ВАЗ-2108 образца 1984 года (серийного, кстати образца, опытные с 79-го года) не нужно, десятка пусть даже и будет постарше на год-два, но интереснее по всем параметрам, а двигатель 1,6 не гнет клапана. Еще стоит обратить внимание на фары - линзованные фары Киржач не светят нормально ближним, желательно искать машину с Бошевскими - там с этим все ок.