Доброго времени суток! Думаю, что кому-то будет интересна и моя история приобретения и владения Ладой Калиной, а так же всё, что касается моих оценок её потребительских качеств. А потому: приступаю.
С 2003 по 2009 владел Нивой (1994 г. выпуска). К счастью, не зная свойств других авто, думал, что всё у меня в порядке: и шумоизоляция, и ходовые качества, и динамика движения. Но к 2009-му стоимость расходов на ежемесячный ремонт Нивы стала приближаться к теоретически рассчитанным платежам за кредит на новый автомобиль. Следовательно, я принял решение Ниву продать, что-то новое купить.
Ниву удалось продать в сентябре 2009 г. за 35 000 руб. Смешная сумма, учитывая, что в 2008-м в её капитальный ремонт было вложено около 120 000 (полная замена кузова, сидений, капремонт двигателя и ходовой). Ну да это удел всех старых авто: много требовать денег на свой ремонт и иметь рыночную стоимость ниже предполагаемого уровня раза в три. В 2009-м послекризисном году наше государство с целью не дать сдохнуть отечественному автопрому ввело перекрёстное субсидирование автокредитов и приобретение ВАЗовского чуда на три года обходилось в 8,5 процентов годовых. Удачная комбинация – надо пользоваться. В сентябре же 2009-го я купил новую Ладу Калину в кузове универсал комплектации «норма»: из наворотов только ЭУР, передние стеклоподъёмники, БК. Но по сравнению со старой Нивой и это было верхом комфорта! В машине, оказывается, во время движения можно разговаривать нормальным голосом, орать не надо! Обошлась она мне в 262 500. Сейчас, на момент написания отзыва, эта комплектация стоит 310 000.
За три с половиной года владения этой машиной впечатления остались, в целом, положительные. Мощности двигателя (1,6 л 8-клапанный, 80 л.с.) вполне хватало для городской езды и для трассовых скоростных покатушек. За всё время в машине не появилось «сверчков» и каких-то посторонних стуков. Роль семейного и полугрузового автомобиля Калина исполнила на все 100 %. Из грузов в Калине переезжали современный большой холодильник и межкомнатная дверь (это внутри салона), а на верхнем багажнике – всё, что душе угодно.
Посадка водителя мне показалась очень удобной – за рулём не уставал никогда. Панель приборов и управление сконструированы с учётом всех эргономических требований: всё удобно, доступно. Обзор – прекрасный, мне показался ничуть не хуже, чем из высокой Нивы. Шум в салоне от работы двигателя появляется на 2 500 – 3 000 оборотах. Но не сильный, довольно терпимый. А вот рычаг КПП вибрирует начиная с момента трогания.
Руль ВАЗовский мне показался очень удобным. 4 спицы располагаются так, что нижняя часть руля имеет свободный участок как раз для руки. И при дальних поездках левая или правая рука на нём очень удобно лежит, а ЭУР позволяет подруливать едва заметным усилием руки.
(Сейчас езжу на NISSAN NOTE, а там руль трёх-спицевый и на нижнюю часть вот так руку уже не положишь, пока никак привыкнуть не могу.)
Печка – супер! Зимой в самые лютые морозы (- 30) в салоне было тепло и уютно.
Теперь об эксплуатации и поломках.
После покупки машины в течение месяца приобрел защиту картера, чехлы на сиденья, на ТО-0 полностью обработал днище и все полости мовилем (динитрол, по-моему, не помню уже), ещё через месяц разорился на полный комплект зимней резины (диски и шипованные шины), через полгода установил магнитолу, сигнализацию, ПТФ.
Через 2 месяца эксплуатации обратил внимание на трудное включение 1-й скорости. Обратился к ОД. Заявку мою приняли и инженер по гарантии сказал, что это связано с неисправностью диска сцепления и, что я, возможно, сам его и испортил. Но предложил вот что. Прийти на замену диска с 5 000 в кармане на тот случай, если я сам его спалил, а если нет, то мне его заменят по гарантии. Я так и сделал. Слесарь полез в глубь моей машины, а я сидел рядом на лавочке и наблюдал. Когда дело дошло до демонтажа диска, слесарь подозвал меня и гарантийного инженера и в нашем присутствии извлёк на свет божий эту злополучную деталь. Вместе мы её осмотрели, следов побежалости не обнаружили и инженер ТО признал, что неисправность вызвана заводским дефектом. Замена диска прошла бесплатно, 5 000 пошли на прочие семейные нужды.
Через год сломался датчик скорости (не помню, так ли он правильно называется). То есть вообще машина едет, но для БК она стоит с включенным двигателем. Поэтому через 5 мин такой езды отключался ЭУР, а это уже доставляло конкретные неприятности. Заменили по гарантии. На это все гарантийные поломки закончились. А тут и срок её подошёл к концу: как раз 50 000 км. И вот тут началось самое интересное.
Машина, как будто запрограммирована заводом на именно 50 000 км.
Печка потекла и прямёхонько на ЭБУ двигателя. Умирала машина долго, конвульсии длились около месяца, но однажды она просто заглохла и после этого уже путь мой лежал на СТО к электрикам. Спецы на СТО довольно быстро определили причину неисправности, более того им даже удалось что-то перепаять на самой плате ЭБУ и Калина моя ожила! Причина такой ситуации до идиотства проста: почему до сих пор новые Калины идут с завода, имея расположение ЭБУ точно под радиатором печки?! Проблема решается элементарным сдвиганием блока ЭБУ на 20-30 см ближе к двигателю. И сделать это надо было мне самому ещё давным-давно. Но всё как-то руки не доходили. И, вот, дождался.
Вскоре, на панельке загорелся чек. При движении двигатель работал нормально, но стоило ему потарахтеть на холостом ходу и он начинал троить. Лечилось это перезапуском двигателя. А потом всё опять заново: остановился – троение. Оказывается, прогорел один клапан на движке и соответственно не имея нормальной компрессии смесь в цилиндре сгорала не полностью. То есть догорала она уже в катколлекторе. А катколлектор на недогоревшую настолько смесь не рассчитан, а потому на холостом ходу, когда нет нагрузки на движок, выключал через ЭБУ тот цилиндр, который и выдавал неправильную смесь. Вылечилось заменой клапана.
Через 2,5 года эксплуатации (около 60 000 пробега) пришлось заменить передние стойки (потекли), через 3 года (70 000) – полная замена передних тормозных дисков: неравномерная выработка и сильные вибрации при торможении. В это же время появился стук из передней подвески при прохождении кочек на просёлочной дороге. Диагноз: выработка в рулевой рейке, образовавшийся люфт разбил сайлент-блоки на рулевых тягах. Отсюда и стук. Лечение: полная замена рулевой рейки и сайлент-блоков. Стук пропал, но через 3 месяца вылез снова – некачественная рулевая рейка. Но, вот такую я её уже и продал.
С завода моя Калина шла без датчика неровной дороги: заводские ухари решили, что эта деталь лишняя и просто перепрограммировали ЭБУ на работу без этого датчика. То есть когда мне ЭБУ перепаяли и начали заново программировать выяснилось, что бортовой компьютер требует этот датчик, пришлось купить и установить.
И ещё. Все ТО проходил вовремя и в срок, даже когда и гарантия кончилась.
Итоговое впечатление такое. Как семейный автомобиль при ограниченном бюджете – лучше не найти! Очень много узлов ремонтопригодно в домашних условиях особенно при наличии своего гаража. Но если такового нет, как у меня, то по окончании гарантийного срока готовьте деньги на ремонт на СТО. А это уже не выгодно: в стареющий автомобиль вкладывать деньги и не малые.
Советую всем, кому хочется ездить на более-менее современном автомобиле, но имеются жёсткие финансовые ограничения. И не верьте всем россказням про невозможное качество нашего автопрома. Оно конечно хуже мировых брэндов, но всё-таки может быть компенсировано внимательным и бережным отношением к своему автомобилю.
Продал я свою Калину хорошему человеку для эксплуатации в сельской местности (пчеловод) за 210 000 руб. О чём не жалею и желаю новому владельцу радости от её эксплуатации.
Всем удачи на дорогах!