Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Жил да был студент, в свободное от учебы время подрабатывавший в службе доставки на своем велосипеде. Как известно, сейчас доставщики на зарплату не жалуются, и у парня стали быстро накапливаться свободные деньги. Поначалу он их вкладывал в велосипед, благо китайские товарищи всегда готовы нам помочь с выбором и доставкой разнообразных заманчивых аксессуаров. Постепенно велосипед прибавил в комфорте и получил электромотор. Когда его стоимость в итоге заметно превысила 100 000 рублей, парень задумался о машине. Подход, надо отметить, вполне разумный — в нашем климате работать в доставке на автомобиле легче, а велосипед можно оставить «для души». Вот так прошлой осенью и появилась у студента как следует побегавшая Калина.
Эта Лада уже мелькнула в выпуске блога про автомобили клиентов-доставщиков, но тогда еще ничего не предвещало, что наше знакомство станет чрезвычайно близким. Напомню, что стоила машина 200 000 рублей, а главным критерием при ее выборе оказалось наличие кондиционера. Цифры на одометре были вполне приемлемыми, вот только можно ли в наше время верить одометрам?
Сорванные со своих мест и потом кое-как проложенные передние тормозные трубки и шланги, …
… а также неаккуратно переваренный кронштейн крепления левого рычага к лонжерону …
… красноречиво намекали на бурное прошлое машины. Но ее настоящее постепенно стало не менее любопытным.
Студенты — ребята творческие, и наш новоиспеченный автомобилист не был исключением. С тем же энтузиазмом, с которым он насыщал опциями свой велосипед, парень занялся «улучшайзингом» Калины в лучших традициях недавно обсуждавшегося в блоге Курса молодого автомобилиста. Как мы вскоре увидим, это «улуч-Scheiße» в сочетании с юношеским темпераментом образовало гремучую смесь, способную разнести машину на куски, причем в самом прямом смысле этого выражения.
Несмотря на то что Калину приобретали для работы в доставке, она сразу же лишилась багажника. В конце концов, груз ведь можно разместить и на сиденье, не так ли?
И вот уже бубнящий глушитель с оторванным патрубком стало не так уж и слышно. По крайней мере водителю.
Этот обрубленный глушитель красовался на Калине потом еще несколько месяцев. Но упрекнуть паренька в лености не получится, ведь все это время он обустраивал свою Ладу не покладая рук.
Салон Калины помимо «музыки» получил иллюминацию в лучших китайских традициях.
В результате на клеммах аккумулятора появился целый букет дополнительных проводов.
А вот работа штатных электросистем машины молодому владельцу этой Калины оказалась совсем не так интересна, и на гниющую под разорванной изоляцией проводку он до сих пор смотрит вполне равнодушно.
Аккумулятор Калины надо было бы выкинуть сразу после покупки. Как вскоре выяснилось, он полностью терял заряд всего лишь за сутки, даже если с него снять клеммы. Однако парень не спешил покупать новый. Зачем, если у него есть отличный китайский бустер? Этот «электродопинг» позволил существенно растянуть агонию аккумулятора. Но может, именно поэтому пришлось заменить генератор?
Когда в конце концов на Калине появился другой аккумулятор, тоже не новый, но получше прежнего, на своем положенном месте он едва поместился, опасно наваливаясь боком на бачок с тормозной жидкостью.
Но владелец Калины на подобную ерунду внимания не обращал, занимаясь куда более «важными» вещами. Ведь внедрение в автомобиль серьезной музыкальной установки часто требует дополнительного акустического комфорта. Вот и наш доставщик срочно приступил к шумоизоляции передних дверей.
Но не успел он как следует закончить этот процесс, как тут же одну из дверей ему пришлось заменить.
Дверь с разборки обошлась дешевле рихтовки, а перекраску Калины парень и так планировал. Что поделать, аварии часто становятся неизбежным этапом водительского взросления. Почти сразу после покупки машина стала выглядеть вот так:
Кстати, тогда мы с ним и познакомились. Его первый визит в мастерскую был обыденным — простое плановое ТО, которое необходимо почти всем только что купленным автомобилям с неизвестной историей. Замена приводных ремней, колодок и жидкостей тогда прошла без особых сюрпризов. Удивило лишь то, что радиус разворота Калины влево и вправо оказался разным, причем при повороте руля до конца вправо покрышка упиралась во внутреннюю часть колесной арки. Может быть, этот неприятный эффект был неустранимым последствием прошлых аварий и небрежного кузовного ремонта. Но то же самое возможно, если неаккуратный развальщик поленился раскручивать регулировочные втулки обеих рулевых тяг и откорректировал схождение передних колес, меняя длину тяги только с одной стороны. Чтобы установить истину, необходимо заново отрегулировать схождение в проверенном сервисе. Но вместо этого парень приобрел комплект колесных дисков и резины, только усугубивший ситуацию.
Через некоторое время Калина вновь появилась в мастерской, но уже не самостоятельно, а на тросе из-за пропавшего сцепления. Как рассказал ее владелец, внезапно передачи перестали включаться. После снятия коробки передач выяснилось, что заклинивший выжимной подшипник срезал «лепестки» корзины сцепления.
При этом еще хорошо, что отломившиеся куски корпуса подшипника (красная стрелка на фото ниже) только исцарапали картер коробки передач, но не пробили его насквозь.
Так везет не всем. Случается, что после подобных происшествий приходится заваривать поврежденный корпус коробки. Ну и, конечно, такие поломки не происходят внезапно. Водителям со стажем отлично знаком неприятный металлический скрежет, который издает заклинивший выжимной подшипник при каждом нажатии на педаль сцепления. Но, учитывая размеры сабвуфера, у парня не было ни единого шанса его услышать.
На такие «мелочи», как порванные пыльники ШРУСов, молодежь часто не обращает внимания до тех пор, пока повороты не начинают сопровождаться характерным хрустом. Наш герой, конечно же, поддержал эту традицию. Может, потому что его внимание было занято таким «необходимым» делом, как внедрение громогласного звукового сигнала?
Ну а какова вероятность того, что он сам заметил бы трещины на пыльнике рулевой рейки? Вопрос, конечно, риторический.
После череды нескольких ремонтов ходовой Калина пропала из виду, но ненадолго. Этой весной парень пожаловался на лужицу масла, появившуюся под коробкой после стоянки. Предположив, что виновник этой неприятности — сальник штока выбора передач, он выкроил в своем плотном рабочем графике полчаса, чтобы заехать в мастерскую для его замены.
Однако, увидев Калину снизу, я в таком простом диагнозе засомневался. В масле оказался не только пыльник штока, под которым прячется сальник (красная стрелка на фото ниже), но и вся нижняя часть коробки передач. А не трещина ли в корпусе коробки, во-о-о-н там, под грязью (оранжевая стрелка)?
Результаты моего осмотра с пристрастием парня шокировали. Корпус коробки передач не просто лопнул. Кроме того, оказался сломан один из болтов задней опоры, а его обломок прочно засел в корпусе коробки (красная стрелка на фото ниже). В результате коробка сдвинулась вниз так, что ее реактивная тяга уперлась в стабилизатор (оранжевая стрелка).
Боковая опора коробки выглядела не лучше. Шпильки ее крепления были частично вырваны из корпуса коробки, и оттуда выплескивалось масло.
Очевидно, что коробку передач надо снимать. Но что делать дальше? Один из вариантов — попробовать восстановить все до состояния «как было». Возможно, трещины удастся заварить без полной разборки коробки.
С обломком болта М12 придется повозиться, но это тоже решаемо. Вопрос лишь во времени, аккуратности и некоторой доле везения.
Из трех шпилек крепления боковой опоры на своем месте осталась лишь одна, и резьба в отверстии для нее уцелела (зеленая стрелка на фото ниже). Для двух других в корпусе коробки вместо штатной резьбы М10х1.25 можно нарезать М12, а затем в качестве крепежных использовать, например, укороченные ремонтные шпильки ролика натяжителя ремня ГРМ для моторов ВАЗ-2108. Настораживает лишь старый сварной шов рядом с отверстиями для шпилек (красная стрелка). Нет ли там новых повреждений?
Окончательная стоимость и продолжительность такого ремонта будут неизвестны, пока он не закончится. А ведь для доставщика время — деньги. У него и так вместо ударной работы сейчас вынужденный выходной. И каждый новый день простоя для него означает незаработанные 3000–4000, а то и 5000 рублей.
Поменять обе половинки корпуса получится быстрее, ну а самый скоростной способ ремонта — замена всей коробки. Вот только новых корпусов, как и новых коробок передач заводской сборки для Калины в магазинах в наличии нет, их надо заказывать и ждать несколько дней. Может, разборки нам помогут? Но студент решил не испытывать судьбу с абсолютно непредсказуемым б/у и за 18 000 рублей купил восстановленную коробку с гарантией один месяц. Новая заводская коробка обошлась бы как минимум вдвое дороже.
Когда машина была уже почти собрана, парень неожиданно попросил заменить сальники клапанов. По его словам, у Калины внезапно и резко вырос расход масла, да так, что первую свечу теперь вообще постоянно заливает. Что ж, я не против добавить еще 4000 рублей к 4500, уже полученным за замену коробки.
Обычно быстрые деньги приносит подъемник, поэтому потенциальный «долгострой» отправляется на яму. Несмотря на то что замену сальников клапанов на простом 8-клапанном моторе старой Лады серьезной работой назвать никак нельзя, я все же на всякий случай перегнал Калину на яму. Как это оказалось предусмотрительно!
Недавно на Калину поставили газовое оборудование. Неужели студент наконец-то стал относиться к Калине по-взрослому?
Сняв распредвал, я начинаю замену сальников клапанов с проблемного первого цилиндра.
Оказалось, что сальник впускного клапана не сидит на направляющей, как ему положено, а свободно болтается на стержне клапана. Почему это произошло, становится ясно сразу же — втулки, на которую его когда-то напрессовали, вообще нет! Красная стрелка на фото ниже показывает место, где она еще недавно была. Для сравнения — на соседнем фото зеленая стрелка указывает на верхнюю часть направляющей клапана в другом цилиндре — вот так должно быть.
Очевидно, что бесследно раствориться в воздухе направляющая втулка никак не могла. Она явно выпала из головки блока, сдвинувшись в направлении поршня до упора в тарелку клапана. Странное дело… При сборке головки блока втулка была запрессована с солидным натягом. Кроме того, от выпадения ее предохраняло прочное стопорное кольцо. Но со своей задачей оно не справилось и осталось болтаться на стержне клапана вместе с сальником, а втулка улетела вниз. Вот это кольцо, в целости и сохранности.
Обычно чтобы его снять с направляющей, требуются пассатижи, аккуратность и настойчивость, но тут оно слетело само. Впору написать, как в заключении по делу группы Дятлова: «под действием непреодолимой силы». Но мне ближе правило «Каждая авария имеет имя, фамилию и должность». Для всех странных кульбитов, проделанных направляющей втулкой, должна быть очень веская причина, и я уверен, что ее знаю.
Один из фрагментов мозаики, который поможет воссоздать картину происшествия — недавно установленное газовое оборудование. И есть еще несколько новых элементов этого пазла, которых не было во время прошлого заезда Калины в мастерскую. Во-первых, появилась трещина в нижней части передней панели кузова, хотя следов внешнего прямого удара на машине нет.
Во-вторых, внутренности катализатора Калины превратились в сплошной спекшийся комок такой прочности, что разбить его ломиком не получилось.
Ну а после неизбежного вскрытия еще и выяснилось, что не сегодня, так завтра обязательно прогорела бы прокладка головки блока. Об этом красноречиво рассказали язвы на ее металлической окантовке.
Если снятую и разобранную головку блока перевернуть, перед нами предстанет «виновница торжества» — свободно болтающаяся злополучная направляющая клапана. Никаких повреждений от возможных внешних воздействий на ней нет. В отличие от крепко сидящих на своих местах соседок, извлечь ее теперь можно без всякого усилия, просто пальцами.
Такую картину я видел единственный раз в жизни в начале «нулевых» годов. Главным «героем» тогда стал клиент на 15-летней Audi-100, устроивший на трассе гонки с попутным BMW-525. Направляющая клапана в моторе его Audi вылетела после продолжительной езды со скоростью 160–170 км/ч. Причина — локальный перегрев головки блока в сочетании с вредоносными вибрациями, неизбежными в старом моторе. Клапан, болтающийся внутри изношенной направляющей втулки, на больших оборотах вполне может ей помочь сдвинуться с насиженного места.
Катализатор Калины пал в неравной борьбе, пытаясь сжечь поток масла из первого цилиндра. Его оказалось так много, что попутно оно отмыло поршень.
Ситуацию усугубила работа двигателя на газе. Из-за особенностей горения смеси пропана-бутана любители уличных гонок на «газовых» машинах чаще сталкиваются с ремонтом головки блока, чем «бензиновые» собратья. Поэтому у современного газового оборудования иногда предусмотрено автоматическое переключение на бензин, если обороты двигателя превышают 4000 об/мин. Опытным и аккуратным водителям с грамотным стилем езды газ действительно позволяет значительно экономить на эксплуатационных расходах. Однако молодой темпераментный «гонщик» после перехода на пропан-бутан увеличивает свои шансы на преждевременный и скоропостижный ремонт двигателя. Все это я беспощадно проверил на себе в течение 15 лет езды на «газовых» BMW-728 и 732.
Итак, с направляющей клапана мы разобрались. Но почему моторные неприятности Калины совпали с трещинами в кузове и корпусе коробки передач? Одним лишь стритрейсингом это объяснить не получится. Поскольку парень об обстоятельствах, предшествовавших поломкам двигателя и коробки, скромно умолчал, остается лишь предположить, что гонки проходили в сложных дорожных условиях. Например, подобные повреждения мне не раз приходилось видеть на машинах некоторых доморощенных экстремалов, увлекавшихся прыжками в стиле голливудских погонь вот на этом старом мостике в историческом центре города:
Учитывая общий износ головки блока, было решено заменить и остальные направляющие клапанов.
Расстроенный доставщик не сразу осознал, что на ближайшее время он пополнил ряды безработных, ведь быстро подобные ремонты не делаются. Поскольку все направляющие, хотя и выглядят одинаково, но все же отличаются друг от друга, седла клапанов под каждую новую втулку вручную обрабатываются зенкерами.
Затем наступает черед притирки клапанов. Медленно, но верно седла принимают правильную форму.
Результат притирки проверяется на клапанах, просто вставленных в направляющие без пружин. Если даже в таком положении под ними сухо, то с пружинами они тем более обеспечат необходимый контакт с седлами.
Превратившийся в монолит катализатор ставить обратно нельзя. Стандартный заводской катализатор на моей памяти почему-то ни один клиент так и не купил. Изредка в похожих ситуациях приобретались аналоги, исключительно похожие на настоящие, но зато в три раза дешевле и в неизвестное количество раз менее эффективные. Ну а самый популярный выход для Лады — установка пустотелого паукообразного коллектора и последующая прошивка блока управления двигателем на работу без катализатора. Судя по отзывам, такая процедура магически обеспечивает одновременно и рост мощности, и экономию топлива. Разумеется, студент выбрал именно этот вариант.
Когда клиенты спрашивают меня, где лучше покупать детали на Ладу, то обычно я их направляю в ближайший к мастерской филиал оптовой базы автозапчастей. Там и цены будут умеренными, и в случае каких-либо проблем обмен или возврат происходит быстрее и проще. Но продвинутая молодежь зачастую считает такой способ покупки слишком старомодным. Вот и наш доставщик, пока я возился с головкой блока, заказал коллектор-обманку в популярном интернет-магазине. Доставка прошла быстро, упаковали коллектор добротно, да и денег взяли лишь немногим больше, чем стоят подобные детали у соседей-оптовиков. Вот только установить обновку оказалось невозможно из-за того, что этот «паук» своими причудливыми изгибами упирался во впускной коллектор еще до окончательной затяжки крепежных гаек.
В местах контакта на нем остались заметные вмятины.
Несколько ошарашенный студент отложил на будущее увлекательный процесс возврата коллектора интернет-продавцу и купил подходящий в соседнем магазине.
Бюджет этого ремонта, начавшегося с невинного желания заменить копеечный сальник, превысил 60 000 рублей, из них 20 000 — стоимость моей работы. Общие же расходы студента на Калину после ее покупки давно удвоили ее начальную стоимость.
Через три дня Калина покинула мастерскую, но почти наверняка не очень надолго. Как показывает опыт других «беспечных ездоков», езда на газе в экстремальных режимах способна «прикончить» клапаны и седла за 30 000–40 000 км, а то и раньше.
Из всей этой истории можно сделать три полезных вывода:
1. Кураж неизбежно ведет к лишним и ненужным тратам.
2. Возраст надо уважать не только у людей, но и у техники.
3. При планировании расходов на машину необходимо правильно расставлять приоритеты, отделяя действительно важное от ненужного и даже вредного.
P. S. Недавно заглянувший в мастерскую отец нашего «героя» сообщил, что сын теперь заинтересовался старой BMW-318. Возможно, история получит неожиданное продолжение!