Хотим мы этого или нет, но автомобили с электрической составляющей все активнее входят в нашу жизнь. Вот и у Дрома в гараже уже два электромобиля Nissan Leaf. Можно сколько угодно долго и яростно ратовать за «классику» в виде двигателей внутреннего сгорания, но, к сожалению, дни силовых установок подобного типа на массовых серийных легковых машинах практически сочтены. Новые экологические нормы, которые заработали в этом году и плюс те, что только вступят в действие в 2026 году, заставят всех автопроизводителей перейти как минимум на выпуск plug-in гибридов. А в 2030 году эти нормы еще больше ужесточатся, что, соответственно, приведет к еще большему увеличению доли «электричек» на рынках всех стран.
При этом не стоит забывать, что, став в некотором роде заложниками электричества не по своей воле, глупо было бы не оценить явные преимущества этих транспортных средств — дешевизну километра пробега (в силу отсутствия заправок углеводородами, а также технического обслуживания в привычном понимании этого слова), экологическую чистоту, хорошую динамику, низкий центр тяжести и, как следствие, лучшую управляемость. Будьте уверены — с каждым годом поборников электричества будет становиться все больше, несмотря на априори более высокие цены. Что сейчас покупают в мире? Какие электромобили популярны в разных частях света? Как развивается рынок в текущем, «коронавирусном» году? Об этом и многом другом вы прочитаете в этом материале Дрома.
Статистика утверждает, что каждый 40-й автомобиль в мире в 2019 году — это либо plug-in гибрид, либо полная «электричка». Таким образом, доля электрокаров составила в прошлом году 2,5%, что на 0,4% больше, чем в 2018-м. И это при том, что декабрьские продажи упали на 4% (около 279 000 экз.) по сравнению с аналогичным месяцем в 2018 году в силу уже тогда начавшейся эпидемии COVID-19 в Китае. И все равно в абсолютных числах во всем мире в прошлом году нашлось 2,21 млн покупателей на автомобили с EV-составляющей, что на 10% больше результата за 2018 год. Стоит также отметить и рост доли чистых электромобилей до 74% (в 2018 году было 69%).
Кто же сейчас мировой лидер по продажам EV? Естественно, это Илон Маск и его Tesla, которая наращивает обороты просто со страшной силой. В 2019 году Тесла установила новые рекорды — лучший результат за месяц (63 148 проданных машин) и за год (367 820 экземпляров). На трех следующих местах расположились сплошь китайские компании, а из 20 компаний-лидеров — «китайцев» ровно половина, что неудивительно: Китай до сих пор остается крупнейшим рынком EV на планете. Но ближайший преследователь — концерн BYD — отстает от Теслы почти на 140 000 (229 506 реализованных единиц). На третьем месте находится фирма BAIC (160 251 экз.), а на четвертом — SAIC (137 666). Обратите внимание на концерн GAC, который в первый же год производства электромобилей оказался сразу на 15-м месте, а также на рывок Kia, которая после выхода на рынок линейки кроссоверов Niro переместилась с 19-го на 11-е место. Ниже мы публикуем список из 20 самых популярных производителей электрокаров в мире в 2019 году, на долю которых приходится 67% всех продаж.
Компания | Количество проданных автомобилей | Доля рынка, % | Место в рейтинге 2018 года | |
1. | Tesla | 367 820 | 17 | 1 |
2. | BYD | 229 506 | 10 | 2 |
3. | BAIC | 160 251 | 7 | 3 |
4. | SAIC | 137 666 | 6 | 6 |
5. | BMW | 128 883 | 6 | 4 |
6. | Volkswagen | 84 199 | 4 | 10 |
7. | Nissan | 80 545 | 4 | 5 |
8. | Geely | 75 869 | 3 | 14 |
9. | Hyundai | 72 959 | 3 | 8 |
10. | Toyota | 55 155 | 2 | 16 |
11. | Kia | 53 447 | 2 | 19 |
12. | Mitsubishi | 52 145 | 2 | 17 |
13. | Renault | 50 609 | 2 | 9 |
14. | Chery | 48 395 | 2 | 7 |
15. | GAC | 46 695 | 2 | — |
16. | Volvo | 45 933 | 2 | 20 |
17. | Great Wall | 41 627 | 2 | — |
18. | Dongfeng | 39 861 | 2 | 18 |
19. | Changan | 38 793 | 2 | — |
20. | JAC | 34 494 | 2 | 13 |
Остальные марки: | 732 769 | 33 | ||
Продажи ВСЕГО: | 2 209 831 | 100 |
Tesla сейчас не только самый массовый производитель электромобилей в мире, но еще и единственная компания, у которой в двадцатке лучших есть все три выпускающиеся модели — 3, X и S. При этом самая бюджетная «трешка» по-прежнему является лидером рейтинга с выдающимся результатом в 300 075 проданных единиц, 14-процентной долей рынка и отрывом от расположившегося на втором месте «китайца» BAIC EU-Series (с результатом 111 047 машин) почти в 190 000 экземпляров! Вот уж воистину Tesla 3 — массовый электромобиль! Tesla Model X c результатом почти 40 000 открывает вторую десятку, а замыкает ее Tesla Model S (28 248 проданных экземпляров).
Сверхпопулярный в Китае BYD Yuan за прошедший год запрыгнул сразу на четвертое место этого списка, но так и не смог догнать бронзового призера Nissan Leaf, несмотря на то, что у последнего 20-процентное падение продаж. Удивителен также прогресс китайской «пятерки» BMW, которая занимает почетное шестое место (12-е в 2018 году) с результатом более 50 000 проданных автомобилей. Совершил рывок в 2019 году и концерн GAC со своей моделью Aion S, которая сразу забралась на 16-е место в этом «топе» с результатом 32 126 экземпляров. Ниже — полный список самых успешных в 2019 году моделей электрокаров.
Модель | Количество проданных автомобилей | Доля рынка, % | Место в рейтинге 2018 года | |
1. | Tesla Model 3 | 300 075 | 14 | 1 |
2. | BAIC EU-Series | 111 047 | 5 | 15 |
3. | Nissan Leaf | 69 873 | 3 | 4 |
4. | BYD Yuan | 67 839 | 3 | 17 |
5. | SAIC Baojun E-series | 60 050 | 3 | — |
6. | BMW 530E/Le | 51 083 | 3 | 12 |
7. | Mitsubishi Outlander PHEV | 49 649 | 2 | 10 |
8. | Renault Zoe | 46 839 | 2 | 11 |
9. | Hyundai Kona EV | 44 386 | 2 | — |
10. | BMW i3 | 41 837 | 2 | 18 |
11. | Tesla Model X | 39 497 | 2 | 5 |
12. | Chery eQ EV | 39 402 | 2 | 13 |
13. | Toyota Prius PHEV | 38 201 | 2 | 9 |
14. | Volkswagen e-Golf | 36 016 | 2 | — |
15. | BYD Tang PHEV | 34 084 | 2 | 16 |
16. | GAC Aion S | 32 126 | 1 | — |
17. | SAIC Roewe Ei5 EV | 30 550 | 1 | — |
18. | BYD e5 | 29 311 | 1 | 8 |
19. | Geely Emgrand EV | 28 958 | 1 | — |
20. | Tesla Model S | 28 248 | 1 | 4 |
Остальные модели: | 1 030 761 | 60 | ||
Продажи ВСЕГО: | 2 209 831 | 100 |
Логично, что популярность той или иной модели традиционно зависит от рынка сбыта. Так, например, ни в Штатах, ни в Европе в топовом рейтинге вы почти не найдете электромобилей китайского производства, ведь большинство из них реализуется только в Поднебесной. Впрочем, Tesla со своей «трешкой» стала не только мировым лидером, но еще и заняла первые места в США и Европе, где именно этот электромобиль в 2019 году стал самым продаваемым. А вот китайцы пока предпочитают продукцию отечественного производителя — Tesla Model 3 занимает лишь восьмое место в китайском рейтинге.
Топ-5 электромобилей Европы
За 2019 год во всей Европе реализовали 1 258 412 plug-in гибридов и электромобилей (на 21% больше, чем годом ранее), что составляет 57% от мировых продаж «электричек» и 6% от всего рынка автомобилей в мире. Как говорилось выше, седан Tesla Model 3 с результатом 95 247 проданных экземпляров стал самым популярным электромобилем в Европе, что составляет более четверти (26,4%) рынка электрокаров в Старом Свете. И это в первый же год официальных продаж! Лучше него продаются только три модели Toyota с электрической составляющей — C-HR, Corolla и Yaris — но это обычные HEV-гибриды. На втором месте расположился компактный и относительно недорогой Renault Zoe (47 488 экз.), а на третьем — «старина» Mitsubishi Outlander PHEV, который, несмотря на почтенный возраст, показал рост аж 46% (34 597 экз.). Замыкают пятерку Nissan Leaf и BME i3. На шестом месте находится электрическая версия сверхпопулярного в Европе Volkswagen Golf — 22 667 проданных экземпляров. Особо стоит отметить лучший результат за месяц нового кроссовера Audi e-Tron — 4225 штук, а также восьмое место по итогам года — 18 483 реализованных «е-Трона».
1. Tesla Model 3 — 95 247
2. Renault Zoe — 47 488
3. Mitsubishi Outlander PHEV — 34 597
4. Nissan Leaf — 33 155
5. BMW i3 — 32 828
Интересно, на наш взгляд, будет привести еще и данные по самой высокой доле электромобилей по странам Европы. Такая статистика ведется по количеству зарегистрированных EV в разных странах Старого Света. Традиционно самым электрифицированным регионом остается Скандинавия — именно там и в Нидерландах действовали самые мощные государственные меры поддержки и субсидирования. Норвегия же в деле повальной электрификации своего автомобильного населения и вовсе выглядит недосягаемой: ¾ всего автопарка этой страны — plug-in гибриды и чистые «электрички!
1. Норвегия — 75%
2. Швеция — 33%
3. Финляндия — 31%
4. Нидерланды — 22%
5. Венгрия — 17%
Топ-5 электромобилей США
Естественно, что в Соединенных Штатах Tesla доминирует тотально (78% продаж EV в Штатах), занимая в рейтинге продаж четыре места в первой «пятерке». Причем Model 3 в США лидирует просто с огромнейшим отрывом — 154 836 проданных машин против 18 500 экземпляров Model X, которая находится на втором месте. Гегемонию Теслы за океаном удалось немного разбавить лишь компании Chevrolet со своей моделью Bolt. Отметим «эску» от Tesla, продажи которой упали более чем вдвое с прошлого года (было третье место и 28 290 машин, в 2019 году — четвертое место и всего 13 300 экз.). Неплохо в Штатах стартовал Audi e-Tron, который сразу занял шестую строчку рейтинга с результатом 5369 автомобилей.
1. Tesla Model 3 — 154 836
2. Tesla Model X — 18 500
3. Chevrolet Bolt — 16 418
4. Tesla Model S — 13 300
5. Nissan Leaf — 12 365
ТОП-5 электромобилей Китая
Китайский рынок в 2019 году снова стал самым емким по продажам plug-in гибридов и электромобилей. Несмотря на коронавирус и ожидаемое падение продаж в течение последних шести месяцев года, прирост все же составил 7% (в 2018 году — 4,5%). В буквальном выражении за 2019 год в Китае было продано 1,177 млн «электричек». Лучше (на 13%) росли «чистые» электромобили, тогда как доля PHEV, наоборот, сократилась на те же 13%. Почти половину рынка EV — 45% — контролируют три крупнейших концерна: BYD (19%), BAIC (14%) и SAIC (12%). Вот пять электромобилей лидеров по продажам в Китае в 2019 году:
1. BAIC EU-Series — 111 047
2. BYD Yuan — 67 839
3. SAIC Baojun E-series EV — 60 050
4. Chery eQ EV — 39 401
5. BYD Tang PHEV — 34 084
Рынка новых электромобилей в России нет! Аналитические агентства, конечно же, рапортуют о почти трехкратном росте продаж в течение 2019 года, но не тешьте себя надеждами: продано всего… 353 новых автомобиля! Лидером продаж в начале года стал первопроходец нашего электрорынка — люксовый Jaguar I-Pace, но к концу отчетного периода его догнал Nissan Leaf — эти автомобили делят первое и второе места с одинаковым результатом и общей долей рынка 75%. Три оставшиеся позиции в Топ-5 занимают различные Tesla: Model X (17 шт.), Model S (7 шт.) и Model 3 (4 шт.). На шестом месте — пять «оригиналов», купивших «карманный» Renault Twizzy. В этом году планируется также начать продажи конкурентов Jaguar I-Pace — Mercedes EQC и Audi e-Tron. По регионам впереди, естественно, Москва с результатом в 115 электрических единиц, на второй позиции с результатом 25 проданных экземпляров — Московская область и Приморский край (по 25 штук), на третьей — Санкт-Петербург (18 шт.). На этом фоне гораздо более активным выглядел рынок б/у «электричек», емкость которого по итогам года составила более 2500 экземпляров, а основной моделью стал подержанный и относительно недорогой Nissan Leaf, который выбирают почти 95% покупателей.
В марте 2020 года Евразийской экономической комиссией было принято решение об обнулении ввозных пошлин на электромобили в России и странах ЕАЭС (пока до 31 декабря 2021 года). Новость, безусловно, очень позитивная. В другое время такая «поблажка» покупателям электрокаров могла бы оказаться очень кстати, и EV-часть российского автопарка наверняка бы заметно приросла. Но, к сожалению, на фоне пандемии и грядущего уже в апреле обрушения продаж, которое, видимо, затянется до конца года, мера эта оказывается почти бессмысленной.
1. Jaguar I-Pace — 131
2. Nissan Leaf — 131
3. Tesla Model X — 46
4. Tesla Model S — 22
5. Tesla Model 3 — 13
До нынешнего марта на мировом рынке электромобилей было все относительно хорошо: продажи EV и гибридов неуклонно росли (+16% в феврале), несмотря на рухнувший уже тогда рынок Китая (минус 21% в январе и минус 65% в феврале) и почти повсеместное закрытие производств в Поднебесной. Статистика за март пока не обнародована, но ясно, что при почти тотальном карантине в Европе и США, а также кризисе перепроизводства в Китае, ситуация уже не будет столь радужной. Более того, многие эксперты в этой области уже в апреле предсказывают общее падение по миру за 2020 год более чем на 40% (с 2,2 млн до всего 1,3 млн единиц). В частности, специалисты Wood Mackenzie — консалтингового и аналитического агентства по энергетике, возобновляемым источникам энергии, химическим веществам и др. — говорят о грядущем пике в 43%! Причем считается, что коронавирус будет отнюдь не единственной причиной такого массового снижения продаж: сужению рынка EV способствуют также сверхнизкие цены на нефть (а соответственно, и на бензин) и срыв планов по выпуску новых моделей электромобилей, намеченных на 2020 год. Например, не появится анонсированный ранее кроссовер Tesla Model Y, и точно до конца года не выйдут на рынок распиаренные Volkswagen ID3 и Ford Mustang Mach-E.
Но все же главное зло для рынка «электричек» — как, впрочем, и для любого другого бизнеса в эти времена — это пандемия COVID-2019. Последствия будут тяжелыми (это видно и по Китаю, и даже уже по Соединенным Штатам, где, например, Chevrolet начала предлагать $10 000 субсидии на свой электрохит Chevy Bolt), а откат даже на прежние позиции в Европе и США наверняка займет несколько месяцев. К тому же покупающие электромобиль впервые — а таких людей большинство — из-за чувства неопределенности будут настороженно относиться и к новым технологиям в том числе. Таким образом, спрос сильно упадет за оставшиеся месяцы 2020 года, и не факт, что восстановится в следующем году.
Тем не менее на будущее эксперты прогнозируют бум в сегменте электромобилей, который начнется, по их мнению, в 2022 году: именно тогда, как ожидается, цены на автомобили с ДВС и EV приблизительно уравняются. Из приведенного выше графика видно, что уже в 2022 году продажи EV транспортных средств вырастут почти до 10 миллионов, а в 2028 году в мире будут продавать аж 40 млн «электричек», что составит чуть ли не половину рынка всех автомобилей. Осталось ждать совсем недолго…