Тем не менее модный тренд на «крутые» кросс-версии отнюдь не означает, что стандартные варианты пора списывать, ведь они имеют свои преимущества. Такие машины доступнее и дешевле в эксплуатации, а по нынешним временам это становится более важно. Например, если базовая модель оснащается шинами 185/65 R16, то кроссовая будет иметь колеса в размере 205/55 R16, что в полтора раза дороже. Да и расход топлива у стандартных вариантов меньше. Тогда как первичные и главные свойства — объем и трансформация внутреннего пространства, остаются неизменными.
Правда, не обойтись еще без одного уточнения: в дилерских центрах цена автомобилей может быть заметно выше официальных прайсовых. Имеющиеся в наличии машины за счет всяких «накруток» могут стоить на 100 и более тысяч рублей дороже «рекомендуемой» цены производителя. При этом не всегда размер модели означает более доступный уровень цен.
Базовая цена — 730 900 рублей
Размеры — 4165/1764/1570 мм
Объем багажника, мин. — 361 л
У этого приподнятого хэтчбека дорожный просвет среди обычных легковушек самый внушительный — 195 мм, тогда как экономия по сравнению с базовой ценой кросс-версии составляет заметные 103 000 рублей. То есть присмотреться к обычному Иксрею резон есть. Правда, выбор по силовой части у него дискриминирующий: двигатель только один (вместо трех у «кросса») — это базовый 1,6 л в 106 сил, который обеспечен двумя демократичными типами трансмиссии в виде ручной коробки передач или роботизированной. Зато доступна комплектация Luxe, чего не предусмотрено с этим двигателем у кросс-версии (такой вот маркетинговый изыск).
При выборе стандартного XRAY оптимальной по оснащению и цене выглядит версия Comfort: передние подушки безопасности, ESP, кондиционер, регулировка кресла водителя по высоте, электрорегулировка и обогрев зеркал, подогрев кресел, аудио с USB, AUX, Bluetooth. Цена минимум 811 900 рублей, а в составе с «роботом» на 30 000 дороже. Но можно сразу прицелиться на хорошо обеспеченную комплектацию Luxe. Здесь дополнительно передние «противотуманки», парктроник, климат-контроль, электрообогрев лобового стекла, подсветка порогов, комбинированная обивка сидений, литые диски 16 дюймов. И цена уже 863 900 рублей. За доплату — мультимедиа с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, тонированные стекла (56 000 рублей). Притом этот пакет сразу предусмотрен в расширенной версии Luxe Prestige для варианта с роботизированной трансмиссией, и минимальная цена в этом случае составляет 949 900 рублей.
Базовая цена — 743 000 рублей
Размеры — 4070/1733/1523 мм
Объем багажника, мин. — 320 л
Данное поколение доживает свой век, но актуальность не теряет — кто знает, когда именно и с каким ценником появится наследник? Однако выбор комплектаций на данный момент ограничен. В тощем стартовом оснащении Access этот хэтчбек комплектуется старым 8-клапанным двигателем объемом 1,6 л мощностью 82 л.с. в сочетании с ручной коробкой передач.
Во всех смыслах более оживленной ситуация выглядит во втором (он же последний) уровне оснащения Life, для которого предлагается более современный «атмосферник» 1,6 л в 113 сил, но тоже только в комплекте с «механикой» (зато разгон бодрый — до «сотни» за 10,7 секунды). Это сочетание можно рекомендовать как оптимальное, а исходная стоимость составляет 880 000 рублей. Кроме того, здесь фигурирует и традиционный силовой агрегат, состоящий из 102-сильного мотора в паре с 4-ступенчатым «автоматом», и цена с ним выше — 935 000 рублей.
Притом оснащение Life включает в себя передние подушки безопасности, дистанционный ключ, борткомпьютер, кондиционер (кроме версии с базовым двигателем), улучшенную отделку с хром-элементами, регулировку кресла водителя по высоте, передние электростеклоподъемники, электрорегулировку и обогрев зеркал, подогрев кресел. Другие «предметы роскоши» добавляются опционально: передние «противотуманки» (6000 руб.), литые диски 15 дюймов (15 000 руб.), аудио с AUX, USB, Bluetooth (12 000 руб.) или даже мультимедиа с дисплеем 7 дюймов и навигацией (25 000 руб.).
Базовая цена — 749 900 рублей
Размеры — 4488/1735/1628 мм
Объем багажника, мин. — 560 л
После обновления Lada Largus стала выглядеть (и стоить) немного дороже, хотя так и не обрела трансмиссионную автоматику и в целом сохранила за собой статус утилитарного многоцелевого автомобиля, которым затыкают разные рыночные ниши. В том числе она позиционируется как самый доступный вэн с возможностью трехрядного размещения, но при этом и как самый вместительный пятиместный универсал.
Старый базовый «восьмиклапанник» после «прокачки» стал мощнее (90 л.с.), но все же более интересным выглядит старший в семействе 1,6-литровый мотор в 106 сил, с которым доступны более насыщенные комплектации. В частности, Comfort, который содержит передние подушки безопасности, дистанционный ключ, кондиционер, регулировку кресла водителя по высоте, «мультируль», круиз-контроль, аудио с USB, AUX, Bluetooth, подогрев кресел, электропривод и обогрев зеркал. Цена 869 900 рублей. И есть смысл в опционном для этой версии пакете, включающем в себя медиасистему с дисплеем 7 дюймов, навигацию, камеру заднего вида, центральный подлокотник, задние электростеклоподъемники, дополнительную розетку, литые диски 15 дюймов. Это плюс 48 000 рублей, а в сумме выходит минимум 917 900 рублей. Для данного автомобиля получается как вариант «улучшенный оптимум».
Базовая цена — 855 900 рублей
Размеры — 4410/1764/1508 мм
Объем багажника, мин. — 480 л
Судя по тому, что половину продаж в семействе составляет именно универсал (включая кросс-версии), прямого конкурента для Lada Vesta SW на данный момент не просматривается. Притом обычный универсал все же выгоднее по цене на фоне «кросса»: разница в базовой стоимости составляет немалые 115 000 рублей! Правда, по силовой части выбор нынче не такой разнообразный.
Наибольшим спросом в семействе пользуется комплектация Comfort как оптимальная по насыщению и цене. Здесь передние подушки безопасности, ESP, задний парктроник, кондиционер, передний бокс-подлокотник, кресло водителя с регулировкой по высоте, подогрев кресел, круиз-контроль, «мультируль», аудио с USB, SD, AUX, Bluetooth, электропривод и обогрев зеркал, задние электростеклоподъемники. С базовым двигателем 1,6 л (106 л.с.), безальтернативно доступным только с ручной коробкой передач, минимальная цена 883 900 рублей, а с японским силовым агрегатом (двигатель 1,6 л в 113 сил и вариатор) — 983 900 рублей. И никаких «промежуточных» вариантов нет. Не помешает опциональный пакет Winter: передние «противотуманки», электрообогрев лобового стекла, кожаный руль с обогревом, трехуровневый подогрев кресел — это плюс 24 000 рублей.
Но в проекции к другим моделям можно сразу рассмотреть следующий уровень оснащения Luxe Enjoy Pro, где пакет Winter уже включен. А также добавлены боковые подушки безопасности, функция подсветки поворотов, климат-контроль, мультимедиа с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, комбинированная обивка сидений, подсветка порогов, органайзер багажника, литые диски 16 дюймов. Минимальные цены 1 009 900 и 1 109 900 рублей с базовым и старшим двигателем соответственно.
Базовая цена — 849 900 рублей
Размеры — 3595/1595/1495 мм
Объем багажника, мин. — 255 л
В текущем году этот мини-хэтчбек, оставшийся на официальном рынке в одиночестве, в России доступен в обновленном виде. Причем для нас, в отличие от рынка ЕС, не стали предлагать «робот» с одним сцеплением, а разумно оставили традиционную технику. К тому же клиренс увеличен до 161 мм. В базовом исполнении под капотом 3-цилиндровый литровый моторчик мощностью 67 л.с. в союзе только с «механикой». Наиболее же подходящим выглядит старший двигатель: 4-цилиндровый объемом 1,2 л в 84 силы, совмещенный только с 4-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». К тому же и в этом сочетании автомобиль доступен с базового уровня Classic: по минимальной цене 979 900 рублей (то есть на 130 000 дороже исходника).
Правда, комплектации у машины фиксированные, а начальная выглядит бедновато, поэтому рекомендуется хотя бы второй уровень Comfort стоимостью 994 900 рублей. Кроме фронтальных подушек безопасности, ESP, кондиционера, аудио с USB, здесь предусмотрены дистанционный ключ, кожаный руль с подогревом, регулировка кресла водителя по высоте, подогрев кресел, передние и задние электростеклоподъемники. Для большей уверенности подходит все же следующий уровень Luxe: шесть подушек безопасности, «линзованные» фары, передние «противотуманки», задние светодиодные фонари, медиасистема с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, комбинированная отделка салона, литые диски 14 дюймов. Но и минимальная цена уже 1 074 900 рублей. На эстетов ориентированы еще более дорогие версии Style и GT Line.
Что же касается «одиночества» Kia Picanto, необходимо кое-что уточнить. На российском рынке формально присутствует его давний одноклассник в лице Chevrolet Spark (с двигателем 1,2 л и «автоматом») из Узбекистана, но в 2020 году вместе с двойником Ravon R2 их продали всего около 300 штук. С нынешними ценами 894 000-945 000 рублей устаревший по оснащению (например, ESP, климат-контроль и мультимедиа недоступны) имеет еще меньше шансов на продвижение. Для сравнения: Kia Picanto в прошлом году тоже просел, но результат в 2275 экземпляров все же наглядно демонстрирует расстановку сил в сегменте.
Citroen Berlingo Multispace/Peugeot Partner Crossway/Opel Combo Life
Базовая цена — 1 349 000 рублей
Размеры — 4380/1810/1801 мм
Объем багажника, мин. — 675 л
В текущем году перевоплотилась троица соплатформенных пассажирских «каблучков» с отличительной вместимостью кузова — в первую очередь за счет его высоты. Также особенностью этих компактвэнов являются три равноценных посадочных места на заднем ряду, а если его убрать, объем багажного отсека увеличится до 3000 литров. Причем, несмотря на присутствие названия Crossway для версии под маркой Peugeot, никаких принципиальных отличий универсал не имеет: даже клиренс у него такой же, 175 мм, да и стальная защита поддона двигателя предусмотрена у всех бренд-вариантов.
Характерно, что концерн PSA вернул в Россию данное поколение (второе, в ЕС выпускалось с 2008 по 2018 год) с локализацией и выбором силовой части. В базовом исполнении атмосферный двигатель 1,6 л в 115 сил совмещается с ручной коробкой передач или 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». Но с последним цена заметно выше — 1 499 000 рублей (для Citroen и Peugeot). Также есть возможность приобрести такую модель с турбодизелем 1,6 л в 90 сил, работающим в паре с «механикой». Минимальная цена — 1 419 000 рублей, и это единственные в подборке модели, в арсенале которых есть двигатели на тяжелом топливе.
Притом в стандартное оснащение входят передние подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах, датчики света и дождя, кондиционер, подогрев кресел, электропривод и обогрев зеркал, подлокотники и столики, задние дисковые тормоза. Но аудиосистема, мультимедиа с экраном 7 дюймов и другие принадлежности доступны опционально (включая цвет «металлик» за 22 000 руб.).
Особняком здесь выступает Opel Combo Life: он дороже, со стартовой ценой 1 424 000 рублей (с турбодизелем 1 494 000 рублей), поскольку в исходном виде лучше оснащен. Например, сразу с боковыми подушками безопасности и левой сдвижной дверью, которая для других числится как опция (30 000 руб.). Вместе с тем вышеуказанная троица по ценам все же остается более доступной, чем одноклассники в лице Fiat Doblo Panorama и тем более Volkswagen Caddy нового поколения.
Базовая цена — 1 434 900 рублей
Размеры — 4310/1800/1457 мм
Объем багажника, мин. — 395 л
Как и по части универсалов, хэтчбеки С-сегмента теперь тоже дефицит. По сути, традиционный хэтч на официальном рынке только один — Kia Ceed (в данной ценовой нише, поскольку новый Volkswagen Golf вернулся играть совсем в другой опере - от 2,5 млн. рублей). Базовым здесь по-прежнему является «атмосферник» объемом 1,6 л в 128 сил, доступный с 6-ступенчатой «механикой» или «автоматом». В принципе, исходная комплектация Comfort позволяет рассматривать ее как оптимальный минимум. Здесь шесть подушек безопасности, ESP, датчики давления в шинах, дистанционный ключ, датчик света, кондиционер, кожаный «мультируль» с подогревом, круиз-контроль, начальная медиасистема с дисплеем 5 дюймов и шестью динамиками, подогрев кресел, зеркал и форсунок омывателя.
И, кстати, в начальном оснащении предусмотрены колеса с шинами 195/65 R15 — недорого и практично. Кроме того, с текущего года на этот хэтчбек с базовым «атмосферником» (в топе у него турбомотор) стали устанавливать заднюю скручивающуюся балку вместо многорычажной подвески. Причем широкой огласке это не предавали, хотя сделано такое было именно на локализованных машинах для российского рынка. Однако данное упрощение особо не повлияло на рост цен: на сегодня «рекомендованная» стартовая стоимость достигла 1 434 900 рублей, а в комплекте с 6-ступенчатым «автоматом» на 40 000 рублей дороже.
Базовая цена — 1 474 900 рублей
Размеры — 4600/1800/1475 мм
Объем багажника, мин. — 625 л
По сути, на официальном рынке в своем сегменте это единственный «выживший» универсал (более дорогой Kia ProCeed все же из другой ниши). Оснащение и комплектации соответствуют хэтчбеку своего семейства, то есть в базе тоже «атмосферники» 1,6 л (128 л.с.) на выбор с «механикой» или «автоматом», с тем же набором прочего оборудования. Конечно, с разницей в размерах, объемах и снаряженной массе (плюс 37 кг). Причем спрос на универсал в России даже больше, чем на хэтч: еще по итогам 2020 года соотношение продаж составило 4791 к 4464 экземплярам. Притом цены на модель в кузове SW тоже повыше: в исходных значениях на 40 000 рублей. Если прибавить сюда злополучные наценки у дилеров за «свободные» в продаже экземпляры, то и получим цифры свыше 1,5 миллиона рублей.