Начнем с теории. У гибридных автомобилей силовая установка включает как ДВС, так и электрический(-ие) двигатель(-и). Мы об этом подробно рассказывали. И здесь нам придется повториться и начать с истоков — откуда же берутся вообще данные для документов по мощности, исчисляемые в кВт (л.с.)?
МРЭО при внесении данных в СТС и передаче данных в базу налоговой инспекции берет сведения о суммарной мощности двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) и электродвигателей из упомянутого выше ЭПТС. В свою очередь ЭПТС выпускают Испытательные лаборатории, через которые импортируемые автомобили проходят при растаможке. Испытательная лаборатория, кроме того, выпускает документ, который называется Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), в которое и вносятся показатели мощности ДВС и электродвигателя(-ей). Эти же сведения затем дублируются в ЭПТС. Формулировка поля с данными про электродвигатель звучит как «максимальная 30-минутная мощность, кВт». Эксперт вносит сюда данные, которые он находит в общедоступных каталогах производителя либо, при их отсутствии, просто берет из каталога Дрома. При этом с легкой руки эксперта пиковая кратковременная отдача, указанная производителем, превращается в 30-минутную. По-хорошему, лаборатория сама должна замерять эту «максимальную 30-минутную мощность». Но никто этого не делает — лаборатория такие измерения не проводит, запросы производителям не направляет. А просто указывает пиковую мощность ДВС и электродвигателя(-ей), а это совсем другая величина.
Любой мало-мальски понимающий в технике знает, что гибридный автомобиль, даже подзаряжаемый, не может выдавать пиковую мощность постоянным током в течение 30 минут. Так как мощность, выдаваемая электродвигателем, ограничивается емкостью батареи, а сам ток является переменным. А как только заряд батареи расходуется, мощность падает и отдача электромотора ограничивается способностью ДВС поддерживать заряд батареи либо передавать мощность через инвертор напрямую в электродвигатель. Ранее Дром уже рассказывал, как работают гибридные автомобили от Toyota, а также Honda и Nissan. Ни один из представленных на данный момент гибридных автомобилей не может суммировать пиковую отдачу ДВС и электродвигателя в течение 30 минут. Более того, гибриды, выполненные по последовательной схеме (Nissan, выполненные по технологии e-Power и Honda на технологии e:Hev, ранее i-MMD), вообще не могут одновременно передавать мощность на колеса параллельно с бензиновым двигателем.
До поры до времени лучшим решением этого вопроса была постановка на учет там, где мощность двигателей не суммировалась. Зачастую поездка в другой город и даже в соседний регистрационный пункт приводила к тому, что в документах на автомобиль указывались только «бензиновые» л.с. Тем временем Министерство финансов РФ совместно с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России продолжили планомерную работу по повышению налоговых сборов с владельцев автомобилей с гибридными силовыми установками. Итогом стал официальный документ, на который могли бы ссылаться на местах в МРЭО при постановке гибридных автомобилей на учет и далее при передаче данных в налоговую. Ранее такого документа не существовало.
Не будем вдаваться в смысл и содержание, так как этот документ практически полностью копирует изначальный — про акцизы, уже фигурировавший в предыдущей статье:
Помимо этого не так давно Министерство финансов РФ выпустило новый документ, в котором дало пояснения относительно автомобилей, оснащенных несколькими двигателями, а также гибридов, работающих по последовательной схеме. В данном письме (от 16 марта 2023 года), по мнению Департамента налоговой политики, «для целей исчисления транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС. При исчислении транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергетической установкой последовательного типа мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, не учитывается».
Заумно? Попробуем разобраться — что это за последовательный тип. Это автомобили, движение которых осуществляется только с использованием электродвигателя(-ей), а ДВС выступает только в качестве генератора, который преобразует механическую энергию в электрическую через второй электродвигатель (генератор) и не может ни при каких условиях передавать свою мощность на колеса, так как не имеет с ними механической связи. Напомним, к таким автомобилям относятся гибриды от Nissan на технологии e-Power, автомобиль BMW i3, Chevrolet Volt или даже такой эксклюзив, как Fisker Karma, а также некоторые другие автомобили.
Сейчас остались только два крупных города, где при постановке на учет не суммируют лошадиные силы — Владивосток и Чита. Кроме того, есть несколько разрозненных отделений, до которых, видимо, еще «не дошли» нужные документы. Долго «держались» Хабаровск и Иркутск, но сейчас там мощность двигателей уже суммируется. В Красноярске в одном и том же отделении при постановке на учет Note e-Power можно получить в СТС мощность только ДВС, а на следующий день у другого инспектора в том же окошке в документах укажут мощность электромотора.
Тем временем владельцы гибридных автомобилей, объединившись в группы в соцсетях, пытаются бороться с системой. Например, недавно на сайте «Российских общественных инициатив» была опубликована петиция, призывающая отменить суммирование мощности ДВС и электромотора(-ов).
Но в первую очередь надо разработать методику экспертизы таких автомобилей испытательными лабораториями. Ведь именно по результатам этих экспертиз данные о мощности ДВС и электрических установок должны попадать в СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), а затем в ЭПТС. С помощью просьб и уговоров, с предоставлением каталогов производителей, в том числе выкупленных за личные средства владельцев гибридных автомобилей (хотя этим должны заниматься лаборатории), автовладельцы добиваются, чтобы в документах из лабораторий указывалась номинальная мощность. Так, есть случаи, когда в лабораториях снизили мощность электродвигателя Honda StepWGN со 135 кВт (183,6 л.с.) до 65 кВт (88,4 л.с.), что при суммировании с бензиновым двигателем 145 л.с. снижает налоговую нагрузку с 328,6 л.с. до 233,4 л.с. Для владельца существенная экономия, так как иначе он попадает под высокий транспортный налог для автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. Для примера — в первом случае в Приморском крае автовладелец бы заплатил за пятилетний автомобиль 36 900 рублей, во втором — 10 485.
Но и 233,4 л.с. здесь существенно больше фактического размера суммарной мощности системы.
По тому же принципу удалось снизить мощность электродвигателя для Nissan Serena e-Power — со 136 л.с. до 95,2 л.с., и Nissan Note e-Power — до того же значения с ранее указываемых 109 л.с.
А по Toyota Prius (какое-то время его даже продавали через официальную дилерскую сеть) удалось снизить суммарную мощность со 171,05 л.с. до 148,24 л.с., что укладывается в либеральную ставку транспортного налога, где мощность ограничена 150 л.с.
Но это все частные случаи. По факту же мы видим, что сегодня совершенно одинаковые гибридные автомобили могут иметь разную мощность двигателей в ЭПТС и, соответственно, различия по ежегодным платежам по транспортному налогу и ОСАГО.
Вот фото документов трех одинаковых автомобилей Nissan Serena e-Power с разными значениями в СТС. В первом случае указан только ДВС — 84 л.с, во втором — только электромотор (с корректировками данных в лаборатории) — 95,2 л.с., в третьем — сумма ДВС и электродвигателя – 187,8 л.с. Возможны еще варианты — с устаревшими данными по мощности электродвигателя (136 л.с.), ну и сумма устаревших данных по мощности электромотора и ДВС — 220 л.с.
Возникает резонный вопрос к Росаккредитации, выдающей лицензии лабораториям, которые не замеряют 30-минутную мощность электродвигателей ввозимых автомобилей, а пользуются сомнительными (читай, собственными) методиками определения мощности электродвигателя(-ей). Основным источником для них являются каталоги производителей, в которых практически всегда указывается пиковая мощность электромотора, и лишь по единичным моделям присутствует номинальная мощность. В свою очередь, регистрирующие органы, не имея должных оснований, просто складывают мощность ДВС и электромотора(-ов), указываемых в ЭПТС.
Тогда как есть примеры другого рода. В ОТТС (Одобрении типа транспортного средства) «Москвича 3е» указана мощность в 68 л.с. Но, как сообщили дилеры, в реальности пиковая мощность его электромотора составляет 193 л.с. при 340 Нм крутящего момента. Как возникла такая разница? Дело в том, что в ОТТС указана «максимальная 30-минутная мощность», которая, естественно, меньше кратковременной пиковой.
Таким образом, когда это требуется, все необходимые измерения проводятся. И тут мы снова обратимся к тезисам предыдущей статьи. Лаборатории в своих выводах ссылаются на то, что данные получены на основании официальных каталогов производителей. Но ведь там отсутствует формулировка «30-минутная мощность». В большинстве каталогов производителей прямо указано — максимальная мощность. Каким образом максимальная пиковая мощность превращается в «30-минутную», лаборатории в телефонных разговорах объяснять отказываются, ссылаясь на то, что эти данные обсуждению не подлежат.
По итогу активисты этого вопроса (читай — собственники гибридных автомобилей) раздобыли данные по номинальной мощности электродвигателей. Да, именно раздобыли — на различных зарубежных ресурсах и сайтах. То есть те данные, где вместо «пиковой мощности» используется «30-минутная (номинальная) мощность». Показатели мощности ДВС берутся каталожные.
Сумма номинальной мощности электродвигателя + ДВС (л.с.) | Ранее указываемая пиковая совместная мощность (л.с.) | |
Toyota Aqua/Corolla/Fielder/Sienta | 13,6+74=87,6 | 135 |
Toyota Prius Alpha/Prius 3/Esquire/Noah/Voxy; Lexus CT200h | 24,5+99,5=124 | 180 |
Toyota Prius PHV ZVW52 | 50,32+15,8+98=170 | 201 |
Toyota Prius 4/C-HR/Corolla Sport/Corolla/ Corolla Touring 12 | 50,32+98=149 | 170 |
Toyota Camry 9/RAV4 5/Harrier 4; Lexus IS300h/GS300h/ES300h | 65,28+178=244 | 297,69+7,2 (4WD) |
Toyota Alphard/Vellfire | 45+152=197 | 362,8 |
Honda Accord CR7, CR-V RT5/RT6, StepWGN RP5, Odyssey RC4 | 88,4+145=234 | 328,6 |
Honda Vezel/Jade | Данные производителя отсутствуют в свободных источниках | 29,5+132=162 |
Honda Fit 3/Shuttle/Freed/Grace | Данные производителя отсутствуют в свободных источниках | 29,5+110=130 |
Nissan Note e-Power | 95,2 | 109(113,8 4WD)+79 (ДВС) |
Nissan Serena e-Power | 95,2 | 136 +84 (ДВС) |
Mitsubishi Outlander GG2W | 34+34+118=186 | 281,2 |
Mitsubishi Outlander GG3W | 34+34+118=186 | 304,8 |
Сейчас в различных судах находятся заявления собственников гибридных автомобилей, которые добиваются отмены суммирования лошадиных сил электродвигателя и указания в документах только мощности ДВС в л.с. Точку в этом вопросе при постановке гибридных автомобилей на учет поставит только Верховный суд. Логичным решением было бы указывать измеренную на специализированном диагностическом оборудовании (которого, по заявлению лабораторий, у них сейчас нет) 30-минутную мощность силовых установок гибридных автомобилей в графе № 15 ЭПТС. Сейчас сертифицированное оборудование есть исключительно в лаборатории НАМИ. Но выполнять такие замеры они не планируют — по их методике замеряемые узлы должны быть демонтированы.
Какой же выход? Закончим предложением из приведенной выше петиции «Отменить необоснованное сложение мощности электромашины и ДВС гибридных автомобилей при расчете транспортного налога»: «Приведение в законное русло вопроса исчисления мощности гибридных автомобилей. Стимуляция приобретения гибридных автомобилей в целях экологии. Поддержка дальнейших научных разработок в данной отрасли».