Кто помнит, первые постсоветские автошколы представляли собой дикий симбиоз рынка и эсэсэсэровской системы образования. В частных заведениях сдавать экзамены можно было экстерном, вовсе не посещая занятий. Инструкторы по вождению в них гоняли на учебных машинах по своим делам, принимали оплату на руки и постоянно клянчили на бензин. А в РОСТО (бывшее и нынешнее ДОСААФ) бесплатное обучение компенсировали разного рода отработкой — в классе убраться, траву на полигоне скосить. Постепенно автошколы как-то эволюционировали. Но, видимо, недостаточно быстро. Во всяком случае, и в их работе тоже увидели причину большого количества ДТП на дорогах. И взялись за реформацию всерьез. Сначала в 2013-м отменили экстернатуру и ввели новые категории в правах. В 2014 году провели еще более масштабную работу.
Тогда увеличили курс обучения. К школам стали предъявлять определенные и повышенные требования. Например, начали регламентировать набор наглядных пособий, включающий, скажем, медицинский манекен для изучения оказания первой помощи. Должны были иметься автомобили как с «механикой», так и с «автоматом» и оборудованные видеорегистраторами. Главное, что каждую автошколу обязали иметь свой автополигончик размером не менее 0,24 га. К чему все это привело?
Так, курс теории, разросшийся со 104 до 140 часов (вместе с внутренним экзаменом и в ГИБДД), теперь включает совершенно ненужную обывателю информацию — о правилах перевозки грузов и пассажиров, о работе в такси, об организации международных перевозок. Один из разделов называется «Психофизиологические основы деятельности водителя» и предлагает к рассмотрению, например, «мотивацию в жизни и на дороге» и «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя». Что это, зачем?
Хорошо, что лекции по оказанию первой помощи теперь зачитывают медсотрудники. Но почему курс практики увеличили с 50 всего до 54 и 56 часов в зависимости от типа трансмиссии? Разве не именно за рулем будущий водитель должен учиться управлять? И не зря различные ассоциации автошкол выступали за то, чтобы поделить-таки всех водителей на любителей и профессионалов, снизив нагрузку по теории на первых раза в полтора.
Что еще важнее, ГИБДД обязали аттестовать автошколы на соответствие учебных программ и материальной базы.
Не сбрасывая со счетов стоимость обучения, удобство расположения и т. д., в первую очередь необходимо поинтересоваться легитимностью деятельности автошколы. Один из документов, ее подтверждающий и оставшийся еще с «дореформенных» времен, — лицензия.
Второй — заключение ГИБДД. Выдается не на автошколы в целом, а на конкретные классы/полигон и именно за их соответствие установленным требованиям.
Состояние лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Работает он кривовато, к тому же пугает необходимостью ввода неизвестной обывателю информации.
На самом деле достаточно ввести ИНН, который можно взять на сайте ГИБДД, где последняя цифра — код региона. Там после нажатия графы автошколы появляется таблица учреждений, в которой есть идентификационные номера.
Вводим и получаем результат.
На указанной же странице сайта ГИБДД нужно обязательно проверить то самое заключение. Результат бывает четырех видов: «получено», «проверка не завершена», «не получено» и «истек срок».
Наличие заключения ГИБДД принципиально! Без него автошкола, по сути, теперь не может вести образовательную деятельность. Студенты, обучавшиеся в такой, не будут допущены до экзаменов в госавтоинспекции. Более того, если это вдруг произойдет (например, при оформлении свидетельства об окончании автошколы задним числом), экзамен сдан и права получены, есть риск, что их потом отберут. По крайней мере, подобные случаи имелись. И хотя относительно массово это происходило в 2015–16 гг. (а с тех пор из 11 500 автошкол осталось чуть больше половины), не проверить заключение может оказаться себе дороже.
Однако не спешите верить ГИБДД, если видите «не завершена» и «не получено». Встречаются ситуации, когда в каком-нибудь небольшом городе из десятка автошкол, судя по официальной информации, ни одна не имеет заключения. Что делать? Мотаться на учебу в соседний краевой/областной центр? Но начинаешь выяснять, и оказывается, что проверка пройдена, заключение есть. Просто ГИБДД не спешит размещать результаты аттестаций — месяц, два, несколько.
Вместе с тем в некоторых заведениях на вопрос о наличии заключения нам отвечали, что «не знаем, о чем вы говорите». Так что до поступления в школу, то есть до оплаты, нужно вживую удостовериться в наличии разрешающих документов.
Даже несмотря на то, что половина школ в ходе реформы прекратила свою деятельность, выбор учебных заведений остался богатым. А конкуренция, как известно, благоприятно влияет на цены. В нашем случае вообще наблюдается поразительный консенсус. Если не принимать во внимание разные VIP-программы — индивидуальное либо ускоренное обучение и курсы практики на недешевых внедорожниках/кроссоверах — стоимость на категорию B в разных уголках страны очень близка. 25–35 тысяч рублей! В Москве и Санкт-Петербурге она в среднем повыше, но и там можно найти школы, обучение в которых не дороже, чем в Сибири или Приморье.
Стоимость можно дополнительно снизить. Многие организации предлагают скидки, приуроченные к разным праздникам. Для студентов и школьников (напомним, что обучаться сейчас можно с 16 лет, сдавать экзамен с 17, но управлять — только с совершеннолетия) нередко существует демпинг по акциям. Можно оформить налоговый вычет, привести в счет небольшой компенсации друзей-знакомых, получить учебную литературу в подарок и скидку за запись online. Кстати, интернет-обучение всегда несколько дешевле обычного. И, само собой, удобнее. Получаешь курс видеолекций, сдаешь по каждой теме зачеты. Практику, разумеется, проходишь на «живых» автомобилях. Все лучше, чем быть привязанным еще и к конкретному адресу/времени уроков по теории.
Выложить за учебу больше? Такие варианты тоже имеются. Как говорилось выше, в Москве есть автошколы, где обучение проходят на всяких X5 и Touareg. Бывает, что подобную услугу предлагают в виде исключения — имеется среди Solaris и Polo один кроссовер или седан бизнес-класса. Стоимость — заметно выше. Один час практики может обойтись и в 1000 рублей, и в 1500 (в то время как обычно он оценивается в районе 500–550), а весь курс — в 50 000–60 000 рублей.
За отдельную стоимость на занятиях по вождению предлагается отработка конкретных маршрутов. Например, дом — работа или тех, что обычно используются инспекторами ГИБДД на экзамене. Есть факультативы для обладателей прав, не садившихся за руль с момента их получения. Индивидуальные курсы, когда преподаватель по теории занимается только с вами. Прохождение медкомиссии прямо в классе (3000–3500 рублей, тогда как в поликлинике — 1000–1500). Все это, конечно, можно охарактеризовать народным «с жиру бесятся». Что-то вообще выглядит как констатация школами собственной невозможности выпустить нормальных водителей. Да и существует подобная блажь в городах крупных и богатых. Все-таки чаще рядовой потребитель сталкивается с обещаниями сэкономить. В ряде случаев к ним надо относиться осторожно.
При большой конкуренции автошколы вынуждены идти на разные уловки, одна из которых — ускоренные программы. Теоретический курс в таких сокращается до 90–100 часов. Практика — до 20–40 часов. В результате учеба якобы занимает 1,5 месяца вместо 2,5–3, а стоимость оказывается ниже процентов на 30.
Заманчиво! Ну а как же обязательная программа? Как к такой вольной ее трактовке отнесутся в ГИБДД? Впрочем, как правило, автошколы до этого не доводят. Валят на внутренних экзаменах и заставляют добирать практические занятия. Получаются те же 54–56 часов или даже больше. Хотя происходит такое и после полного практического курса.
Экзамены
На теоретическом экзамене в ГИБДД надо ответить на 20 вопросов: по пять вопросов в четырех разделах. Допускается совершить две ошибки, но они должны относиться к разным разделам. За каждую придется ответить на пять дополнительных вопросов, и уже без ошибок.
Экзамен на площадке — это выполнение шести упражнений: горка, параллельная парковка задним ходом, заезд в гараж задним ходом, разворот в ограниченном пространстве, «змейка» и поворот под прямым углом. На экзамен в городе отводится 20 минут.
Характеристика инструкторов в ряде случаев однозначно субъективна. Кому-то хочется пожестче, для кого-то важны «предварительные ласки». А вот все остальные претензии трудно списать на собственную предвзятость. Как сделать так, чтобы их не возникло?