Шо, опять?! С 1 января 2025 года «утиль» снова поднимают — до 667 400 рублей! К чему это приведет — отвечают эксперты Дрома
31.10.2024 | 85259 просмотров

Шо, опять?! С 1 января 2025 года «утиль» снова поднимают — до 667 400 рублей! К чему это приведет — отвечают эксперты Дрома

Автор: Сергей Арбузов
Фото автора и Дрома
Источник: Дром
Уж сколько мы писали про «утиль», но вот придется снова, ибо тема — насущная, бьющая по кошельку каждого из нас — даже тех, кто в принципе уже распрощался с мечтой о новом автомобиле. Дело в том, что из-за подъема «утиля» растут цены и на старые машины, которые давно находятся в эксплуатации, и вообще на все товары и услуги, в ценообразовании которых имеются автомобильные перевозки. Конечно, зависимость тут не такая сильная, как от цен на топливо, но она есть.

Однако — лирику в сторону. Мы много раз ссылались на Постановление Правительства РФ № 1255 от 13 сентября 2024 года, в котором была утверждена сетка повышения утильсбора до 2030 года, но как-то не задумывались: а на какое число намечена индексация в 2025 году? Вчитались, проконсультировались, спросили у пресс-службы Минпромторга. Из ведомства пришел ответ: «В постановлении указан год, на дату которого применяется коэффициент расчета утилизационного сбора». Таким образом, очередное повышение утиля случится 1 января 2025 года. Вместо нынешних 556 200 рублей за самый востребованный сегмент — импортный автомобиль с мотором от литра до двух — придется заплатить уже 667 400 рублей. Вырастет «утиль» и на машины российской сборки, кроме Лады и УАЗа.

Для начала — несколько цифр. Согласно проекту бюджета Российской Федерации на 2025–2027 годы, поданному недавно в Госдуму (документ уже одобрен в первом чтении), в 2025 году покупатели произведенных в России транспортных средств должны принести в казну 871,5 млрд рублей утильсбора — это в два раза больше, чем в нынешнем году. В 2026 году цифры достигнут 1,2 триллиона рублей, а в 2027 году — уже 1,45 триллиона. 

Другие цифры. По прогнозам Минфина, в 2027 году покупатели зарубежных автомобилей заплатят 1,26 триллиона утильсбора, то есть меньше, чем покупатели отечественных! Конечно, в эти суммы входят не только легковушки, но и автобусы, грузовики и строительная техника, но, повторимся, выросший «утиль» только поднимет себестоимость работ и услуг, где этот транспорт задействован. В целом в 2027 году «утиль» должен принести в бюджет 2,716 триллиона рублей. Согласно отчетности Минфина РФ об исполнении Федерального бюджета, в I квартале 2024 года нефтегазовые доходы нашей страны составили 3 триллиона рублей. Поскольку эти цифры вполне сопоставимы, мы предлагаем трансформировать известную поговорку на «”утиль” — новая нефть».

Дабы отвлечься от тяжелых дум, по традиции обратимся к нашим экспертам — уж они-то знают ответ на вопрос «Что же будет с родиной и с нами». В наших недавних статьях мы приводили множество примеров по влиянию повышения «утиля» на цены конкретных моделей — как импортных, так и российской сборки, поэтому сегодня поговорим о тенденциях рынка в целом. Уточним, что почти все опрошенные нами менеджеры автомобильных компаний — как те, кто пожелал выступить открыто, так и «тайные советники», высказались за то, что в следующем году рынок ждет подорожание. Даже без учета повышения утильсбора цены на импортные машины и так поднимутся в диапазоне от 300 до 600 тысяч рублей, вслед за этим подорожают и машины российской сборки, включая Ладу. Однако сподвигнет ли подъем «утиля» китайских производителей на открытие заводов в России, как планирует наше правительство?

Директор по стратегическому развитию «Автомобильных технологий» (именно эта компания наладила выпуск Citroen C5 Aircross на заводе ПСМА) Павел Безрученко считает, что в связи с утверждением новой сетки «утиля» появление новых производств маловероятно: «Судя по объемам произведенных в РФ китайских машин, видно, что китайцы не спешат массово инвестировать в российские производства. Возможно, повышение утильсбора этот тренд изменит, но это только часть задачи: инвесторам показали кнут. Но для того, чтобы китайские автопроизводители начали вкладывать деньги в нашу страну, должен быть и пряник, и вот его, надеюсь, в ближайшее время мы увидим. Я полагаю, что правительство создаст условия, при которых открывать новые площадки будет нецелесообразно — иностранных инвесторов будут стимулировать к адаптации под свои продукты имеющиеся в стране мощности, а новых отечественных собственников этих мощностей — привлекать туда иностранных инвесторов. После стабилизации геополитической ситуации многие иностранные компании начнут пересматривать свои планы по российскому рынку, но я бы — для избежания повторения ситуации с оставлением иностранцами своих заводов — голосовал за создание совместных предприятий с российскими участниками».

Павел считает «очевидным» тот факт, что «все действия по регулированию рынка будут нацелены на защиту российских автопроизводителей: АВТОВАЗ продал за первые три квартала 2024 года 316 тысяч машин, а импортный (!) Chery со всеми дочерними брендами реализовал 236 тысяч. Это говорит о том, что защитных мер от импорта недостаточно и вектор госрегулирования верный».

В то же время в части завоевания китайцами всего российского автомобильного рынка Павел предпочитает оперировать общей емкостью автопарка, а не только продажами новых машин: «Автомобильный парк стареет, и хотя сейчас доля “китайцев” в продажах новых машин велика, их доля во всем парке все еще менее 10%. Чтобы она выросла существенно, нужно, чтобы нынешняя ситуация продлилась еще лет десять. Надеюсь, что этого не будет».

Мы уточнили у Павла, что он думает по поводу недавнего высказывания президента АВТОВАЗа М. Соколова: «Lada конкурирует со всеми, кто не Lada». Павел ответил: «Я тут видел недавно интересную аналитику от “Автостата”. Lada Vesta за десять лет подорожала в 2,5 раза, не претерпев при этом существенных продуктовых изменений. Я не могу дать позитивную оценку подобным действиям концерна: АВТОВАЗ производит народные автомобили и (в моем понимании) должен заботиться об их доступности для большинства населения. Если учесть, что инфляция за те же десять лет составила 71%, история повышения цен АВТОВАЗОМ выглядит экономически необоснованной. Такой разгон цен АВТОВАЗ позволяет себе ввиду отсутствия серьезной конкуренции со стороны других локальных производителей в массовых сегментах (именно эту конкуренцию и хорошо бы стимулировать), а также ввиду стабильных объемных закупок для государственных нужд».

Исполнительный директор российского представительства Livan Кун Шуай уверен, что повышенный «утиль» не сподвигнет китайских производителей к строительству заводов в РФ, а вот контрактная сборка китайских моделей на действующих мощностях может появиться, причем «со стартовой локализацией от 1500 баллов». Значит, это не только сварка, окраска, но и штамповка из российской стали в объеме не менее 70% от массы черного кузова.

Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» не прогнозирует «появления новых производств по ряду причин. Рынок страны небольшой, поэтому заводы будут нерентабельными. Кроме того, на недавнем заседании госдепа Китая автомобильным компаниям с государственным участием запретили вести производственную активность в странах, находящихся в зоне риска. Россия вошла в этот список. Частным же компаниям это указание было дано в виде рекомендации, однако, по сути, это такой же запрет. В любом случае, если и рассматривать такое производство, то, скорее всего, оно будет базироваться на перезапуске уже существующих мощностей, а не строительстве с фундамента».

Вместе с тем Николай не исключает дальнейшего ужесточения правил импорта, «особенно если поставщики найдут способы для массового оформления автомобилей к ввозу по категории “для личного пользования”».

В то же время Николай считает возможным сохранение текущего уровня цен. «Во-первых, китайские импортеры могут сначала полностью, а потом и частично компенсировать утильсбор. Это будет зависеть от того, как будет вести себя рынок. Если продажи начнут падать, для сохранения объемов многие импортеры вообще могут отказаться от повышения цен».

Интересно, что Николай не разделяет мнения большинства экспертов (и наше в том числе) о том, что запасов машин, ввезенных до 1 октября 2024 года, то есть до повышения утильсбора, хватит надолго: «Складов машин хватит еще на несколько недель. Поэтому рекомендую всем, кто хочет успеть купить машину по старой цене, не откладывать дело в долгий ящик. Я думаю, что если не будет резких скачков курса валют, то в 2025 году параллельный импорт подорожает на 10%, официальные поставки — примерно на 7%».

А вот наш коллега и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто уверен, что складов машин, ввезенных до 1 октября, хватит до февраля–марта 2025 года.

Одним из «триггеров для покупки автомобиля отечественного производства» Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта «ГК Альфа-Лизинг» считает возможную модернизацию схемы уплаты акциза. Напомним, что в этом году за машину с ДВС мощностью «от 90 до 150 л.с.» действует ставка 58 руб за 1 л.с., а за машину с ДВС мощностью «от 150 л.с. до 200 л.с.» — уже 557 рублей за 1 л.с. Стало быть, для защиты продукции АВТОВАЗа «льготный» диапазон могут разбить на два — «от 90 л.с. до 125 л.с.» и «от 125 до 150 л.с.» с тем, чтобы распространить на последний повышенные ставки. Дело в том, что самый мощный мотор, используемый АВТОВАЗом, выдает сейчас 122 л.с.

Кроме того, Анастасия не исключает ужесточения правил ввоза машин «для личного пользования» в том случае, если этот сегмент начнет «существенно влиять на долю отечественных производителей». Вместе с тем Анастасия прогнозирует увеличение срока владения автомобилем до десяти лет. «Уже сейчас есть такая тенденция — многие автовладельцы до сих пор не готовы менять “европейца” на автомобиль китайского автопрома. При этом мы пока не видим роста стоимости китайских автомобилей на вторичном рынке, для этого экспертам пока не хватает достаточно емкой истории владения автомобилями». Анастасия считает, что китайские импортеры будут стараться и дальше компенсировать утильсбор, при этом разными путями: «Есть практика не только субсидирования банковской ставки для клиентов в автокредитовании — многие импортеры или уже реализовали, или планируют запустить аналогичные программы и для лизинга. Также китайцы будут продолжать давать прямую скидку, но в 2025 году ее размер, скорее всего, будет сокращаться. Кто-то может переложить часть утильсбора в сопутствующие расходы по содержанию автомобиля: вырастут цены на автозапчасти и стоимость сервисного обслуживания». Появление новых собственных заводов китайских производителей возможно, «но на горизонте четырех–пяти лет». И еще: «Мы ожидаем, что стоимость Lada к началу 2025 года увеличится на 10–15%, затем можно ожидать еще увеличения в течение года. На сколько, конкретно сейчас трудно сказать, это зависит от рынка и других факторов, влияющих на экономику и автопром. Однако из-за повышения утильсбора АВТОВАЗ будет наращивать долю продаж и, возможно, к 2026 году она вырастет до 50%».

Руководитель управления продаж и маркетинга VGV (ООО «Мотор-Плейс») Максим Железняк считает, что в новых условиях китайские импортеры могут пожертвовать частью прибыли для сохранения объемов продаж. Однако «в большей или меньшей степени цены и на локальные, и на импортные автомобили в 2025 году увеличатся, но резкого роста не будет — процесс растянется на три–шесть месяцев. При этом сам рост составит минимум 10% за счет индексации утильсбора. Еще 7–10% даст инфляция и еще 2–3% — другие факторы».

Генеральный директор «Обухов Моторс» Максим Иванов считает, что появление новых заводов исключено, «особенно после недавних предостережений о рисках вкладываться в проекты в РФ. Мне кажется, правительство будет пытаться склонить инвесторов к контрактной сборке на существующих производственных площадках. При этом вряд ли по этим моделям в ближайшие два года локализация достигнет сколько-нибудь существенного уровня». В части неизменности ставки НДС и таможенных пошлин Максим солидаризировался с Павлом Безрученко: «Китай может негативно воспринять данный сигнал, поскольку важность рынка России для Китая сейчас крайне высока».

Ну что ж, об этом говорят и цифры постановок на учет, имеющиеся в распоряжении редакции Дрома. К примеру, с января по сентябрь сбыт марки Haval в России достиг около 58% от китайских продаж. Очевидно, что импортеры из КНР будут руками и ногами цепляться за наш рынок. Что касается цен, в том числе и на Лады, Максим согласился с Анастасией Байбарошей: «при увеличении доли Lada до 50% цены на тольяттинские машины могут подняться на 10–15% в 2025 году. Что касается цен на импортных “китайцев”, до конца 2024 года вырастут на 7%, хотя сейчас и импортеры, и дилеры консолидировали на складах около 400 000 машин — этого хватит до конца года. В 2025 году цены на импорт вырастут еще как минимум на 15%».

Интересно, что именно Максим Иванов дал самый негативный прогноз по ситуации на 2025–2026 годы: «Я полагаю, что продажи будут ниже показателей 2024 года — в диапазоне от 850 000 до 1,1 млн штук».

А что думают другие? Николай Иванов («Рольф») считает, что в IV квартале 2024 года среднемесячный сбыт будет ниже, чем в сентябре, поэтому его прогноз на текущий год — 1,55 млн новых машин. «В 2025 году стоит ожидать роста рынка на 10% к объему 2024 года. В 2026 году я бы ждал прибавку в районе 5–7% к объему 2025 года, но там уже могут вступить в действие множество переменных факторов, к примеру, ключевая ставка».

Кун Шуай (Livan) считает, что всего в нынешнем году будет продано 1,5 млн новых легковых машин, «а в 2025 году предполагаю рост до 1,6 млн, притом что правительство начнет снижать ключевую ставку с III квартала и некоторые китайские бренды завершат локализацию в РФ. Мой прогноз на 2026 год —1,65–1,7 млн машин».

Максим Железняк («Мотор-Плейс») уверен, что импульс, приданный продажам в 2024 году, «в значительной степени иссяк и до конца года будет продано около 1,5 млн машин. В 2025 году при удачном стечении обстоятельств этот объем удастся сохранить, при неудачном продажи упадут на 10–15%».

Интересный прогноз дала Анастасия Байбароша («ГК Альфа-Лизинг»). С одной стороны, она считает, что в IV квартале 2024 года среднемесячный сбыт по сравнению с сентябрем упадет и рынок покажет объем в 1,4–1,5 млн штук. С другой стороны, «в 2025 году при отсутствии положительных драйверов мы увидим 1,7–1,8 млн машин, а в 2026 году — за счет развития производства на имеющихся заводах и ослабления негативных факторов продажи могут вырасти до 2,0–2,5 млн штук»!

Отдельно приведем мнение руководителя отдела по работе с дилерами «Гак Мотор Рус» Павла Никифорова. Павел не стал отвечать ни на один из десятка наших вопросов, а только уточнил, что несмотря на все произошедшие изменения в регулировании рынка, в том числе и импорта, GAC сохраняет планы по «значительному расширению в России модельного ряда в 2025 году» и доведет объем продаваемых машин до 30 000 штук.

Пожалуй, это крайне важное сообщение. Дело в том, что с января по сентябрь этого года GAC продал у нас 13 433 машины. Даже если в среднем в IV квартале сохранится сентябрьский уровень сбыта (2273 машины), до конца года марка наберет 20 тысяч машин. И в следующем году, несмотря на всю внешнюю и внутреннюю обстановку, планируется увеличение на треть!

О чем это говорит? Это говорит о том, что менеджмент китайских автомобильных компаний — неважно, государственных или частных, не собирается останавливаться на текущих завоеваниях и продолжает ставить задачи по наращиванию сбыта в России, не обращая никакого внимания не только на повышение утилизационного сбора, но и на все прочие факторы, ведущие к росту цен.

Это лишь подтверждает нашу мысль о том, что Правительству РФ придется изобретать все новые и новые способы по ограничению импорта машин из Китая. Дойдет ли до заградительных пошлин, как в Турции, Европе и США? Запасаемся попкорном и пивом — будет интересно!

Комментарии

Будет лада к концу 25г стоить 4млн?
+Да
-Нет
1434
1515
Ответить
Timoxaxa
Торжок
Плохо,плохо...
Очень плохо.
934
30
Ответить
SadSam
Петрозаводск
«2025 году покупатели произведенных в России транспортных средств должны принести в казну 871,5 млрд рублей утильсбора — это в два раза больше, чем в нынешнем году. В 2026 году цифры достигнут 1,2 триллиона рублей, а в 2027 году — уже 1,45 триллиона.»

Стратегия «что бы корова давала больше молока и меньше ела, её нужно больше доить и меньше кормить» в чистом виде…

Кто-нибудь подскажите им, что это так не работает… корова сдохнет.

А за одно что поставить Гугл на счетчик, это как делить на ноль… (делить можно сколько душе угодно, но результат получить нельзя)
1255
64
Ответить
Александр
Кемерово
Нормальная машина, все менее реализуемая цель….
700
39
Ответить
32407203
ssw ssw
Будет лада к концу 25г стоить 4млн?
+Да
-Нет
И 5 будет легко.
301
85
Ответить
atom
Санкт-Петербург
Если говорят об ограничениях под личный привоз, то точно введу, вопрос времени. Надо успевать тем кто об этом думал
344
25
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 586
Все это приведет к отказу от покупки новых авто и переходу покупателей в сегмент относительно молодых бу автомобилей, пока этот ресурс еще не исчерпан
Мои отзывы: Mazda CX-5 2013, Kia Sportage 2010
403
39
Ответить
16078217
Владивосток
Увы, это насколько нужно делать ужаснейший собственный автопром, что он не в состоянии победить в честной конкуренции и необходимо вводить доп платежи за импортные авто, почему то у Европы, Америки, Японии, Китая, продаются собственные бренды и у всех этих стран, представлены также все существующие марки, и нет проблем в Японии купить праворукую бмв или мерседес, а в России уже получается проблема, только это проблема и в том, что даже русские машины, ненадлежащего качества, уступающие в надежности, комфортности, безопасности …ноукоментс 😅😅😅хотелось бы сказать
828
77
Ответить
     
Сообщений: 90
Автопром и так уже на глазах устаревает..удорожание его еще больше деградирует страну...20 лет пошлины были почти заградительными..и где росийский автопром..где новые заводы .30% хватит во всех развитых примерно такие пошлины для поддержки национальных производителей..все эти благие намерения скоро народу загнут цены до облаков
356
28
Ответить
Сибирь
Кемерово
Кратко суть статьи (примерно):
- Заводов (производств) не ждите - РФ в "зоне риска".
- Цены вырастут (все эксперты в этом сходятся).
- ПОКУПАЙТЕ авто пока не подорожало (но на складах есть достаточно машин по "старым" ценам). Но все рано покупайте.

На "роль эксперта" - не претендую.
474
28
Ответить
    
Пенза
Сообщений: 1053
Уже не действует.
Нет никакого смысла.
Что-то покупать.
Хватило бы на масло...
газ 21,2705, ваз 05,09, funcargo ardeo wish voxy prius a
420
32
Ответить
Александр
Волгоград
Однако...

Приятного мало, но что то подсказывает, что + 150 к утилю это капля в море.
( хотя думаю рост утиля не заставит начать Китай собирать машины на заводах на территории РФ).

Если человек настроен купить машину он её купит, а дилер продаст. По ощущениям запас по цене есть ( у машин в диапазоне 2500-3500 ).

Лада растёт чудовищно быстро, хотя я их политику вообще не понимаю ( гранта спорт чего то там 1.43 веста на вариаторе 1.67). На кросс вообще цена космос для лады и видимо спроса нет. Поэтому предлагают скидки ( вроде бы и интересно, но ставка на кредит все портит ).
73
72
Ответить
Езжу на 12летнем Рено , при зарплате в 50. Пенсия будет в два раза ниже.
Таких как я , учитывают в увеличении продаж на 26г ?
679
28
Ответить
Саймон
Инфляция сама себя не разгонит!
Спасибо людям, которые это понимают и делают все возможное.
282
33
Ответить
Саймон
Ждем новых рекордов продаж в декабре!
В автосалонах на входе уже можно вешать рекламный слоган: "Наши сегодняшние цены ниже завтрашних."
236
24
Ответить
11032541
Пермь
Интересная статья,хотя когда часами стоишь в пробках кажется что проблем с покупкой машин ни у кого нет не будет.
125
63
Ответить
Саймон
«Автомобильный парк стареет, и хотя сейчас доля “китайцев” в продажах новых машин велика, их доля во всем парке все еще менее 10%. Чтобы она выросла существенно, нужно, чтобы нынешняя ситуация продлилась еще лет десять. Надеюсь, что этого не будет».
- Дром, ваш эксперт зря надеется. Еще как минимум 12 лет стабильности нас ждет впереди.
150
35
Ответить
Бурумхан Второй-Второй
Курумоч
Пиво с попкорном - это вкусно?
40
63
Ответить
     
Сообщений: 90
Утиль это налог который берется из фундамента дома что бы мазать крышу
232
29
Ответить
   
Сообщений: 17
"Таким образом, очередное повышение утиля случится 1 января 2025 года. Вместо нынешних 556 200 рублей за самый востребованный сегмент — импортный автомобиль с мотором от литра до двух — придется заплатить уже 667 400 рублей."

Т.е. тут уже всех касается и физиков и юриков? а не как было повышение 1 октября?
37
17
Ответить
ElenBerg
Краснодар
Да пусть повышают. Я себе летом куплю как тут говорят биток из сша 22 года по цене гранты.
81
99
Ответить
Андрей
Водолей Водолеев
Езжу на 12летнем Рено , при зарплате в 50. Пенсия будет в два раза ниже.
Таких как я , учитывают в увеличении продаж на 26г ?
Езжу на 17летней Тойоте, при зп 40. До пенсии врятли доживу...
Да им там вообще п....
428
22
Ответить
Роман
Екатеринбург
Что такое Утиль сбор? На что именно расходуются деньги с утилизационного сбора и почему не на утилизацию авто? Где утилизацыонные пункты? А если я продам свою машину за границу РФ мне вернут утиль сбор?
372
18
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 45218
Водолей Водолеев
Езжу на 12летнем Рено , при зарплате в 50. Пенсия будет в два раза ниже.
Таких как я , учитывают в увеличении продаж на 26г ?
Чёт ты разогнался, в 2 раза.
91
15
Ответить
  
Сообщений: 455
voxy2
Уже не действует.
Нет никакого смысла.
Что-то покупать.
Хватило бы на масло...
Зачем масло без машины?
19
82
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 45218
Саймон
Ждем новых рекордов продаж в декабре!
В автосалонах на входе уже можно вешать рекламный слоган: "Наши сегодняшние цены ниже завтрашних."
Приходить позавчера надо было.
63
6
Ответить
22203142
Ребята, всё будет хорошо!
39
135
Ответить
Роман
Екатеринбург
Что бы разобрать 1 машину и кинуть в печь надо 667 тысяч рублей? А получившийся метал потом еще и продать , Нормально!!!
175
18
Ответить
   
Сочи
Сообщений: 877
Я точно знаю, что рост цен на машины опять потянет за собой всё остальное и г-жа Нибиулина грозно нахмурившись поднимет ставку ЦБ до 30% в надежде победить инфляцию. В общем, какой-то бесконечный день сурка.
428
13
Ответить
27230329
если вектор правильный для импортных авто, автоваз то куда растет, ему так же задайте вектор, но понижающий
75
4
Ответить
  
Зеленоград
Сообщений: 359
Забавный момент с ростом стоимости Весты. Собсно отличный бизнес.
То есть покупатель должен понимать, что при покупке Лады Весты он отдает бракоделам минимум половину её стоимости просто так, потому что они так загнули под себя рынок. А при покупке китайца отдаёт половину его стоимости государству, потому что ему деньги очень нужны в виде утильсбора и пошлин конских. В общем два стула.
Только при этом Китаец будет современнее и наряднее, а ещё представительство подсуетится с субсидированием ставки по кредиту. А с Ладой придется потерпеть)
245
11
Ответить
AleksandrNevskiy
Покров
Нет ни малейшего желания покупать автомобили Лада по такой цене.
Они не располагают репутацией автомобилей, за которые можно отдавать больше 1.5 млн рублей впринципе.
Пусть сначала зарекомендуют себя. А потом можно говорить о формировании устойчивого спроса у большей части населения страны.

Доделайте хотя бы то, что уже есть до оптимального состояния для потребителя.
Движки чахлые какие-то, что с безопасностью, - не понятно. Ржавеет или держится хотя бы лет 10, - не понятно.
Откуда должна появиться любовь и желание обладать такой тележкой?
Вынужденно, - да. А чтобы прям рвануть за ней, - редкий случай.
288
16
Ответить
    
Сообщений: 58
MAYTEDO
Все это приведет к отказу от покупки новых авто и переходу покупателей в сегмент относительно молодых бу автомобилей, пока этот ресурс еще не исчерпан
Только что-бы покупать относительно молодые авто, надо что-бы их кто-то продавал, а обычно их продавали те, кто покупает новые.
162
3
Ответить
Выезжаю на стрелки.
Санкт-Петербург
Champ
"Таким образом, очередное повышение утиля случится 1 января 2025 года. Вместо нынешних 556 200 рублей за самый востребованный сегмент — импортный автомобиль с мотором от литра до двух —...
Для физиков ничего не поменялось, но шанс остаться без денег выше, чем при цивилизованной схеме пришёл к дилеру отдал деньги - получит авто на гарантии. Это не утильсбор, а налог на нормальные рыночные взаимоотношения)
80
14
Ответить
SadSam
Петрозаводск
Александр
Однако... Приятного мало, но что то подсказывает, что + 150 к утилю это капля в море. ( хотя думаю рост утиля не заставит начать Китай собирать машины на заводах на территории РФ). Если человек...
Что бы понять политику ВАЗа, почитайте про монополию ;)
70
6
Ответить
SadSam
Петрозаводск
Водолей Водолеев
Езжу на 12летнем Рено , при зарплате в 50. Пенсия будет в два раза ниже.
Таких как я , учитывают в увеличении продаж на 26г ?
Нет
32
4
Ответить
   
Москва
Сообщений: 608
Думаю что кто то думает над тем, как прикрыть лазейку"для личного пользования".....
107
3
Ответить
mabius
SadSam
«2025 году покупатели произведенных в России транспортных средств должны принести в казну 871,5 млрд рублей утильсбора — это в два раза больше, чем в нынешнем году. В 2026 году цифры достигнут 1,2...
Подскажите им?.....Ну и кто же им должен подсказать? А кому им? Странный подход.
15
4
Ответить
dr1z
Чита
Китайцам достаточно будет запретить экспорт компонентов для автомобилей, и автоваз просто исчезнет как производитель. На мой взгляд адекватная ответка будет для заградительных пошлин.
291
9
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1212
в очередной раз что и требовалось доказать. ради выкачки бабла через автоваз , угробят весь автопром а за ним и экономику в придачу. и судя по всему в пр-ве совсем потеряли ощущение реальности, так что пристёгиваемся покрепче и готовимся держаться изо всех сил.
а по сути вся статья умещается в одном абзаце -
"Lada Vesta за десять лет подорожала в 2,5 раза, не претерпев при этом существенных продуктовых изменений. Я не могу дать позитивную оценку подобным действиям концерна: АВТОВАЗ производит народные автомобили и (в моем понимании) должен заботиться об их доступности для большинства населения. Если учесть, что инфляция за те же десять лет составила 71%, история повышения цен АВТОВАЗОМ выглядит экономически необоснованной. Такой разгон цен АВТОВАЗ позволяет себе ввиду отсутствия серьезной конкуренции со стороны других локальных производителей в массовых сегментах (именно эту конкуренцию и хорошо бы стимулировать), а также ввиду стабильных объемных закупок для государственных нужд"
TITAN
192
7
Ответить
31892348
Андрей
Езжу на 17летней Тойоте, при зп 40. До пенсии врятли доживу...
Да им там вообще п....
Для Тойотки 17 - не возраст. А вот до пенсии необходимо бы дотянуть - пусть хоть немного поплатят.
133
16
Ответить
Евгений
Хабаровск
Цены на машины растут, ставка по кредитам растет, и продажи машин при этом тоже всё растут и растут. Да как так-то? Что не так? Чем больше машины дорожают, тем выше и выше продажи. Чего-то мы не понимаем
105
7
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
atom
Если говорят об ограничениях под личный привоз, то точно введу, вопрос времени. Надо успевать тем кто об этом думал
Дак постановление по льготному утилю и так до 1.01.2025 действует))и что-то не уверен что его продлят((
25
5
Ответить
   
West Siberia
Сообщений: 20367
лучше пешком ходить чем ездить на китайской недомашине и все время помнить что тебя в чем то надули...
Внедрение 1С в магазине под ключ за 48 часов
Продам 2106,99гв в х.с.
Мой отзыв: Honda Civic 1997
118
52
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
Champ
"Таким образом, очередное повышение утиля случится 1 января 2025 года. Вместо нынешних 556 200 рублей за самый востребованный сегмент — импортный автомобиль с мотором от литра до двух —...
Оно и до этого всех касалось НО для физиков есть льгота и это постановление до 1.01.2025 действует
26
4
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
Роман
Что такое Утиль сбор? На что именно расходуются деньги с утилизационного сбора и почему не на утилизацию авто? Где утилизацыонные пункты? А если я продам свою машину за границу РФ мне вернут утиль сбор?
Ни кто не говорил что будут что-то утилизировать это просто НАЗВАНИЕ налога)))в России ни один человек не сдаст даже уитое авто в утилизацию лучше на металоприёмку оттащит за деньги))смысла строить завод нет
116
2
Ответить
1947505
AleksandrNevskiy
Нет ни малейшего желания покупать автомобили Лада по такой цене. Они не располагают репутацией автомобилей, за которые можно отдавать больше 1.5 млн рублей впринципе. Пусть сначала зарекомендуют себя....
За что там 1.5млн?
Пока была цена 300тыр прекрасно покупали, столько ей и цена.. ну умножить на инфляцию.
Просто кто-то хочет лучше жить, и имеет такую возможность.
78
8
Ответить
qwerrtyy
Железногорск
Проблема АвтоВАЗа что им помогает государство, они как сделали дизайн Весты так и гонят его уже сколько лет, при этом не делая ничего нового, а тупо обновляют старое.. Если посмотреть на любую другую фирму там 1-2 года потом рестайлинг и потом новое поколение, а у нас????? Новая фара..... Модельный ряд не пополняется и не обновляется как это должно быть!! ПОТОМУ ЧТО ЭТО И ТАК ЛЮДИ КУПЯТ... как они и заявляют и выезжают по больше части за гос заказах..
88
12
Ответить
10175327
Иркутск
В этом деле есть свои плюсы и минусы! Плюсы - удар по барыгам - перекупам которые в последнее время ценник задирали до космоса, скручивали спидометры итд, всё ребята ******! Так же сейчас можно ещё заказать авто через фирму то бишь на себя, так что успевайте, потому что эта песня будет не долгой! Минусы - для простых честных трудяг, новый автомобиль опять становится недостижимой мечтой, если только в автокредит, но все знают что это за кабала с нашими зарплатами. Так же не исключено что шкала автоугонов попрёт вверх! Так что берегите себя и своих железных коней! Всем добра! )
39
80
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
10175327
В этом деле есть свои плюсы и минусы! Плюсы - удар по барыгам - перекупам которые в последнее время ценник задирали до космоса, скручивали спидометры итд, всё ребята ******! Так же сейчас можно ещё заказать...
Дак эти фирмы это и есть теже самые барыги ))только теперь они ни вкладывая ни копейки рискуют твоими деньгами))а зарабатывают так же если не больше)))
78
5
Ответить
Столица
Южный
Не тех Дром опрашивал, все эксперДы то в комментариях сидят.
22
27
Ответить
dr1z
Чита
10175327
В этом деле есть свои плюсы и минусы! Плюсы - удар по барыгам - перекупам которые в последнее время ценник задирали до космоса, скручивали спидометры итд, всё ребята ******! Так же сейчас можно ещё заказать...
То есть убить рынок ради удара по неким барыгам - это разумное действие?
Открою тайну - барыг такими методами не убить, им только лучше становится.
94
4
Ответить
20842160
Иркутск
я вообще езжу на своей ровеснице, а я прощу заметить 89 года рождения, так что пох на эти утиля....
39
32
Ответить
10175327
Иркутск
dimaman
Дак эти фирмы это и есть теже самые барыги ))только теперь они ни вкладывая ни копейки рискуют твоими деньгами))а зарабатывают так же если не больше)))
Не спорю, часть барыг прошаренных и с возможностями открыли фирмы и зарабатывают, как говорится и Вам хорошо и мне не плохо, я думаю это пока нормально! Но большинство то всё, досвидание! На данный момент заказные фирмы это ПОКА вариант! Да и последнее время про кидалово не слыхать! А что касается рисков, , да они есть, но по минимуму! Да и вообще, вся жизнь сплошной риск! )))
14
8
Ответить
Udacha&blagopoluchie
Воронеж
Если рассматривать с точки зрения "пряник" и "кнут". Где "кнут" это - утиль сбор, то "пряник" был бы адекватен - развитию производства компонентной базы (детали, узлы и т.д.), расширению номенклатуры (компонентной базы) и ассортимента ТС. Ну и конечно доступ к реализации на других рынках производимой продукции и ТС, т.е. выход за рамки (озера) РФ.
И да, отсутствие компоновки производства только в ранее действующих автомобильных производственных локациях (кластеры).
5
2
Ответить
8116900
Барнаул
andrey4343
Зачем масло без машины?
Он имел ввиду подсолнечное, ну или сливочное
45
1
Ответить
nbt
  
Сообщений: 9646
dimaman
Дак эти фирмы это и есть теже самые барыги ))только теперь они ни вкладывая ни копейки рискуют твоими деньгами))а зарабатывают так же если не больше)))
Я без всякой фирмы-прокладки купил сам через экспортера в Японии на аукционе. В сентябре пригнал домой. Теперь машину надо беречь, походу до смерти она с такими ценниками.
79
6
Ответить
  
Томск
Сообщений: 14662
11032541
Интересная статья,хотя когда часами стоишь в пробках кажется что проблем с покупкой машин ни у кого нет не будет.
живем пока на старом жирке ... Сегодня даже люди со среднем достатком сильно задумываются, смогут ли они купить то, на чем ездят -но новое. Прадо в декабре 18 году 3860 стоил 4 литровый. Сейчас бензинка 14 . И без гарантии. ТНу элементарно. Тогда 4.6 стоила двушка у нас в городе в новостройке в центре. Теще покупал. Сейчас за стоимость Прады это две двушки ....
не может машина стоит цену двух квартир....это невменяемо! По этому я езжу на Прадо , благо как показала практика машины 12 года -500 они выхаживают не напрягаясь .
95
10
Ответить
  
Томск
Сообщений: 14662
Роман
Что такое Утиль сбор? На что именно расходуются деньги с утилизационного сбора и почему не на утилизацию авто? Где утилизацыонные пункты? А если я продам свою машину за границу РФ мне вернут утиль сбор?
Ну блин вы чо. Это еще в Древней Руси было. Оброк называлось.
Вы про утиль спрашиваете. Ладно утиль.... Что такое НДС. Налог на добавленную стоимость!!! )))))) Оброк . в чистом виде оброк!
123
5
Ответить
  
Томск
Сообщений: 14662
dr1z
Китайцам достаточно будет запретить экспорт компонентов для автомобилей, и автоваз просто исчезнет как производитель. На мой взгляд адекватная ответка будет для заградительных пошлин.
А они рано или поздно так и сделают)))) ну только они умные. Они не запретят на прямую. Зачем им "друзей" так жестко иметь!
Они скажу. Ну тут это, американцы ввели санкции, мы не можем купить квантониум . И поменять его на пердометры. По этому мы не можем выпускать то , то и то. Извеняйте.
45
5
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2132
MAYTEDO
Все это приведет к отказу от покупки новых авто и переходу покупателей в сегмент относительно молодых бу автомобилей, пока этот ресурс еще не исчерпан
Откуда взять относительно молодых авто в таких количествах? Оно сейчас то рынок нормальных б/у авто, считай, что никакой.
35
4
Ответить
LEA
 
Новосибирск
Сообщений: 4143
С января еше и акцизы на бенз подымут, борьба с инфояцией ...
продам leaf 2016г 30kW 752тр Новосибирск https://auto.drom.ru/novosibirsk/nissan/leaf/432436345.html
50
1
Ответить
1598619
Абакан
Здравствуйте. Подскажите, в каком НПА прописано, что если машина не встала на учет до 12 месяцев, то прилетает дополнительно коммерческий утиль? Пример: я решил не ставить машину на учет, но по истечению 8 месяцев нахождения машины на территории РФ, ФТС или ФНС проводят проверку и доначисляют комм. утиль мне.
11
 
Ответить
Видимо пока из окна служебных лимузинов чиновники не будут видеть пробки из моторикш на дорогах, будет считаться что дорогие россияне живут нормально и можно повышать ещё.
Вчера уже где-то читал что средний возраст авто в РФ 15,2 года. Обогнали США где 13 лет он был. При этом у нас среднестатистический авто что-то типа Соляриса или Гранты, а там Хонда Одиссей или Тойота Тундра, которые у нас как 5-8 Грант стоят....
96
4
Ответить
12345
Прокопьевск
Водолей Водолеев
Езжу на 12летнем Рено , при зарплате в 50. Пенсия будет в два раза ниже.
Таких как я , учитывают в увеличении продаж на 26г ?
Если она вообще будет. Пенсия.
67
1
Ответить
вася
Благовещенск
Timoxaxa
Плохо,плохо...
Очень плохо.
Страшно, страшно, очень страшно. Мы не знаем что это такое, если бы мы знали что это такое, мы не знаем что это такое.
23
13
Ответить
    
Сообщений: 1221
16078217
Увы, это насколько нужно делать ужаснейший собственный автопром, что он не в состоянии победить в честной конкуренции и необходимо вводить доп платежи за импортные авто, почему то у Европы, Америки, Японии,...
Кризис управления как он есть, отнять и поделить
39
2
Ответить
Айлбибек Терминаев
Ростов-на-Дону
Саймон
Ждем новых рекордов продаж в декабре!
В автосалонах на входе уже можно вешать рекламный слоган: "Наши сегодняшние цены ниже завтрашних."
"Мы так заживем, что дети и внуки нам завидовать будут!".

В. Черномырдин. Мастер художественного слова.
102
1
Ответить
Айлбибек Терминаев
Ростов-на-Дону
fan_1973
Я точно знаю, что рост цен на машины опять потянет за собой всё остальное и г-жа Нибиулина грозно нахмурившись поднимет ставку ЦБ до 30% в надежде победить инфляцию. В общем, какой-то бесконечный день сурка.
Вообще-то ставка ЦБ это и есть инфляция.... А нам вкручивают, что это не так.
49
5
Ответить
Айлбибек Терминаев
Ростов-на-Дону
AleksandrNevskiy
Нет ни малейшего желания покупать автомобили Лада по такой цене. Они не располагают репутацией автомобилей, за которые можно отдавать больше 1.5 млн рублей впринципе. Пусть сначала зарекомендуют себя....
.
21
1
Ответить
    
Сообщений: 1221
Кардиан
Утиль это налог который берется из фундамента дома что бы мазать крышу
Тяжелая крыша завалит дом )
21
1
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
nbt
Я без всякой фирмы-прокладки купил сам через экспортера в Японии на аукционе. В сентябре пригнал домой. Теперь машину надо беречь, походу до смерти она с такими ценниками.
Если не секрет какое авто и сколько вышло?чтоб понимать примерно сколько мы фирмам переплачиваем)))
7
2
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 863
Аппетит прогнозируемо растёт...с карманов итак дырявых тянут...
"Если не знаешь, что делать - делай шаг вперед!"
27
1
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 16088
Утильсбор... Хорошо бы группе Дром найти предприятие/завод по утилизации автомобилей и провести развернутый репортаж оттуда. Так, как это умеет Дром.
Наверное, всем хочется увидеть его увидеть наконец-то.
64
3
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 10351
" и доведет объем продаваемых машин до 30 000 штук."
"до конца года марка наберет 20 тысяч машин. И в следующем году, несмотря на всю внешнюю и внутреннюю обстановку, планируется увеличение на треть!"

не на треть, а на 50%
13
3
Ответить
   
Сообщений: 1013
"из-за подъема «утиля» растут цены и на старые машины, которые давно находятся в эксплуатации" - на старье уже не будут цены расти, так как стоимость на них сейчас просто неадекватна и не знаю кто берет допустим 12 летний ушатанный фокус за миллион рублей
Мой отзыв: Toyota Allion 2003
17
25
Ответить
Бат2
Новосибирск
22203142
Ребята, всё будет хорошо!
Жаль только в пору эту прекрасную жить не придётся ни мне ни тебе
47
1
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 16088
В стране вроде бы 9 шредерных заводов. А только за 2025 планируют собрать на утильсбор почти 900 млрд.
Сколько же стоят эти заводы? По сути свалки с шредерными машинами.
В Голландии, где самая успешная модель утилизации, с каждой новой машины берут лишь 45 евро утильсбора. При этом утилизируется 83,1% старых машин.
45 евро и 667 тыс руб.
Без комментариев.
95
2
Ответить
    
Сообщений: 1302
Van Der Logg
Забавный момент с ростом стоимости Весты. Собсно отличный бизнес. То есть покупатель должен понимать, что при покупке Лады Весты он отдает бракоделам минимум половину её стоимости просто так, потому...
Китаец, конечно наряднее и современнее.
Вот только по поводу его дальнейшей ремонтопригодности и, как следствие, ликвидности. большие вопросы.
22
14
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18810
Тревожная ситуация))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
18
3
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 16088
Казахский завод по переработке старых авто мощностью 50 тыс авто в год продан в мае 2024 за 4,1 млрд тенге. Это около 1 млрд руб.
10
1
Ответить
     
Сообщений: 90
gunn40
Утильсбор... Хорошо бы группе Дром найти предприятие/завод по утилизации автомобилей и провести развернутый репортаж оттуда. Так, как это умеет Дром.
Наверное, всем хочется увидеть его увидеть наконец-то.
Кто будет на утиль у нас сдавать..машины латают и ездят до потопа . сами утилизируют . на металолом сдают ..
39
1
Ответить
     
Сообщений: 90
У них по всем фронтам росты налогов намечены ..а орут инфляция от другого и усугу***ют еще больше жизнь поднимая кредитные налоги
29
2
Ответить
 
Сообщений: 7831
"особый путь развития автопрома в XXl веке, который привел...."

из учебников истории учеников 8 класса средней школы в 2101 году
SUV Japan
21
2
Ответить
    
Воронеж
Сообщений: 1158
Шутки политические шутите, Ю. Шевчука цитируете))) Чего по льду прыгать -то...
в 2025 увидим ладу на одной из текущих платформ за 4+.
Напишите наконец нормальную инструкцию, как ввозить авто на физ. лицо для себя
24
6
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 16088
Кардиан
Кто будет на утиль у нас сдавать..машины латают и ездят до потопа . сами утилизируют . на металолом сдают ..
Вот и хочется всю процедуру посмотреть. Человек купил новый авто, заплатил немалый утильсбор. Он имеет право увидеть, как работают его деньги
21
3
Ответить
Павел
Томск
Udacha&blagopoluchie
Если рассматривать с точки зрения "пряник" и "кнут". Где "кнут" это - утиль сбор, то "пряник" был бы адекватен - развитию производства компонентной базы (детали,...
Особенность методики кнута и пряника у нас в том, что пряник твердый и им тоже бьют.
58
2
Ответить
7414432
Челябинск
Китайцы не будут сюда вкладывать деньги. Это все знают.
37
2
Ответить
Александр
Новосибирск
Краткий итог.
Новых заводов не будет. Рост цен будет.
57
4
Ответить
5810191
Тобольск
dr1z
Китайцам достаточно будет запретить экспорт компонентов для автомобилей, и автоваз просто исчезнет как производитель. На мой взгляд адекватная ответка будет для заградительных пошлин.
Этого никогда не случится во-первых во-вторых начнут клепать семёрки и шестёрки если что
4
19
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 553
uj,kby
живем пока на старом жирке ... Сегодня даже люди со среднем достатком сильно задумываются, смогут ли они купить то, на чем ездят -но новое. Прадо в декабре 18 году 3860 стоил 4 литровый. Сейчас бензинка...
Может машина стоить и три квартиры. При тоталитаризме каком-нибудь. Во второй половине восьмидесятых кооперативная квартира стоила около 10 тыс рублей. Так вот , в подъездах чисто, кнопки лифтов не жгут, ну да ладно. Дядька купил новую Жигули "шестерку" за 9 с небольшим, отстояв в очереди много лет. Почти сразу ее купили грузины за 28 тыс. Как то так, примерно.
32
2
Ответить
S__S
Иркутск
Какая нудная статья...

А по теме: либо ВАЗ либо китаец - "аксиома Эскобара".
16
4
Ответить
3208629
Евгений
Цены на машины растут, ставка по кредитам растет, и продажи машин при этом тоже всё растут и растут. Да как так-то? Что не так? Чем больше машины дорожают, тем выше и выше продажи. Чего-то мы не понимаем
Из общей доли кредитов россиян 46% приходится на автокредиты. Вот так. Пожить красиво хотят россияне. Всё идет в разнос и уже не первый год.
22
2
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
gunn40
Утильсбор... Хорошо бы группе Дром найти предприятие/завод по утилизации автомобилей и провести развернутый репортаж оттуда. Так, как это умеет Дром.
Наверное, всем хочется увидеть его увидеть наконец-то.
Да что вы к этому слову"УТИЛЬ" прицепились?вам хоть кто-то говорил что утилизировать будут?это просто название налога и не более
22
2
Ответить
3208629
20842160
я вообще езжу на своей ровеснице, а я прощу заметить 89 года рождения, так что пох на эти утиля....
Красавчик!
7
3
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
Pocafred
"из-за подъема «утиля» растут цены и на старые машины, которые давно находятся в эксплуатации" - на старье уже не будут цены расти, так как стоимость на них сейчас просто неадекватна и не знаю кто берет допустим 12 летний ушатанный фокус за миллион рублей
Да ладно серьёзно?цены на старьё ростут и рости)))
4
2
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
gunn40
Казахский завод по переработке старых авто мощностью 50 тыс авто в год продан в мае 2024 за 4,1 млрд тенге. Это около 1 млрд руб.
Да ты не путай))эти заводы перерабатывают металл который принимают ЗА ДЕНЬГИ у людей)))бесплатно ни один человек ни сдаст авто в утиль,поэтому такой ни одного дня в России не проработает)))ты лично куда старое авто потащишь в утиль бесплатно или на металлоприёмку за деньги?
21
 
Ответить
3208629
Айлбибек Терминаев
"Мы так заживем, что дети и внуки нам завидовать будут!".

В. Черномырдин. Мастер художественного слова.
А ведь оказался прав. То время по многим параметрам уже выглядит лучше.
36
3
Ответить
 
епеня
Сообщений: 5586
gunn40
Вот и хочется всю процедуру посмотреть. Человек купил новый авто, заплатил немалый утильсбор. Он имеет право увидеть, как работают его деньги
Они работают как и все другие налоги)))к утилизации это не имеет ни какого отношения
12
1
Ответить
Саймон
Роман
Что такое Утиль сбор? На что именно расходуются деньги с утилизационного сбора и почему не на утилизацию авто? Где утилизацыонные пункты? А если я продам свою машину за границу РФ мне вернут утиль сбор?
Честнее было бы назвать утильсбор налогом на Автоваз.
19
6
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром