Компанию Bentley основал в 1919 году Уолтер Оуэн Бентли, ее машины быстро прославились благодаря участию в гонках и пользовались успехом в аристократических кругах, но уже в 1931 году Bentley утратила независимость и перешла под контроль Rolls-Royce — таковы были последствия Великой депрессии, многие автомобильные компании ее вообще не пережили.
Изначально автомобили Bentley выпускались на фабрике в Криклвуде (пригород Лондона), а в 1946 году производство было перенесено на новый завод в город Крю в графстве Чешир, здесь же сегодня находится штаб-квартира и центр разработок Bentley.

В 1998 году зависимость Bentley от Rolls-Royce сменилась зависимостью от концерна Volkswagen — его тогдашний руководитель Фердинанд Пиех, внук Фердинанда Порше по линии дочери Луизы, строил свою автомобильную империю, вбирая в нее лучшие марки, а Rolls-Royce и Bentley тогда как раз были выставлены на продажу концерном Vickers. Марка Rolls-Royce в итоге концерну Volkswagen не досталась, так как права на нее успела получить компания BMW, а Фольксвагену отошли, по сути, только материальные активы Rolls-Royce, в том числе фабрика в Крю. В начале 2003 года спор между BMW и Volkswagen вокруг марки Rolls-Royce был окончательно разрешен, она с тех пор полностью принадлежит BMW, модельные ряды Rolls-Royce и Bentley после этого стали развиваться независимо друг от друга, но последние родственные c Rolls-Royce модели Bentley были сняты с производства лишь в начале 2010-х.

Если бы BMW удалось в конце 1990-х прибрать к рукам не только Rolls-Royce, но и Bentley, то, разумеется, современные автомобили Bentley были бы совсем другими. Лучше или хуже, чем машины, разработанные под крылом концерна Volkswagen, можно только гадать, но за прошедшую с тех пор четверть века видно, что BMW дала марке Rolls-Royce гораздо больше автономии, чем Volkswagen дал Bentley. У современных Роллс-Ройсов собственная платформа и собственный двигатель, пусть и спроектированные специалистами BMW. Важно, что при взгляде, например, на современный Rolls-Royce Ghost мы не видим в нем черт «семерки» BMW. При этом надо честно признать, что современный дизайн Rolls-Royce, мягко говоря, нравится не всем.
Концерн Volkswagen является одним из пионеров унификации — в этом его сила и его слабость: общие для дочерних марок модульные платформы, общие двигатели, общая электроника, общие заводы и общее генеральное направление развития позволяли зарабатывать миллиарды евро, но в условиях экономической турбулентности вся эта общность вышла боком, потому что ошибки у дочерних брендов Volkswagen тоже общие. Для Volkswagen турбулентность началась в 2015 году с дизельгейта, продолжилась с пандемией COVID-19 и усилилась в последние два–три года в связи с известными геополитическими событиями, ростом конкуренции со стороны Китая и оторванной от реальности европейской экоповесткой.

Но в начале 2000-х все было хорошо, концерн Volkswagen набирал могущество и принялся создавать новые модели Bentley, используя свою, весьма передовую на тот момент агрегатную базу. Первой моделью Bentley, разработанной с нуля в составе концерна Volkswagen, стало вышедшее на рынок в 2003 году купе Continental GT с 6,0-литровым бензиновым битурбомотором W12 под капотом. Этот двигатель ставился также на «простонародный» большой седан Volkswagen Phaeton, кроссовер Volkswagen Touareg и представительский седан Audi A8. Платформа у Bentley Continental GT и Volkswagen Phaeton тоже была общей, но покупателей это не сильно смущало — новый образ Bentley получился весьма привлекательным, он сильно контрастировал с теми машинами, что британская марка выпускала прежде, а W12 тянул как паровоз, уничтожая на светофорах многие тогдашние суперкары.
В 2015 году дебютировал родственный по отношению к купе Continental GT седан Continental Flying Spur с тем же мотором W12. В 2010 году был представлен новый флагманский седан Bentley Mulsanne, платформа и кузов которого были разработаны с чистого листа и не имели прямых аналогов среди других моделей концерна Volkswagen. Нижневальный 6,75-литровый V8 с двумя турбокомпрессорами нового Mulsanne был, по сути, результатом глубокой модернизации двигателя Rolls-Royce, корни которого уходят аж в 1959 год, — концерн Volkswagen не пожалел денег на сохранение этого мотора, чтобы подчеркнуть исторические корни Mulsanne.
Производство Bentley Mulsanne было свернуто в 2020 году, наследника ему компания не подготовила, с тех пор роль флагманского седана де-факто выполняет Bentley Flying Spur. Актуальный Flying Spur построен на платформе MSB, роднящей его с Porsche Panamera. Нынешнее купе Continental GT четвертого поколения и кабриолет Continental GTC тоже базируются на этой платформе.
Зачем нужно было снимать Mulsanne с производства, так до сих пор и неясно — скорее всего, это был имиджевый шаг, связанный в разворотом компании Bentley вместе со всем концерном Volkswagen в сторону электрификации. Британские СМИ тогда, в 2020 году, вдобавок писали со ссылкой на представителей Bentley, что ручное производство Mulsanne обходится компании слишком дорого, спрос на Mulsanne невелик, а его адаптация к будущим требования в области экологии и безопасности экономически нецелесообразна.
В том же 2020 году был представлен новый план развития Bentley под названием Beyond100. Согласно этому плану, к 2030 году британская компания должна была полностью переключиться на электромобили, а первая серийная «электричка» Bentley должна была выйти на рынок в 2025 году. В качестве подготовки публики к новым экологическим реалиям компания Bentley показала в 2019 году довольно нелепый на вид концепт EXP 100 GT с гигантскими размерами (длина — 5,8 м, ширина — 2,4 м) и четырехмоторной электрической силовой установкой. Таким образом в новый век своей истории Bentley вступила с очень сомнительными вводными. Ситуацию, однако, скрашивали хорошие продажи «углеводородных» машин, особенно кроссовера Bentayga, появившегося в модельном ряду в 2015 году. Ниже приводим статистику мировых продажи Bentley за последние десять лет.
| Год | Продажи в шт. |
| 2014 | 11 020 |
| 2015 | 10 100 |
| 2016 | 11 023 |
| 2017 | 11 089 |
| 2018 | 10 494 |
| 2019 | 11 006 |
| 2020 | 11 206 |
| 2021 | 14 659 |
| 2022 | 15 174 |
| 2023 | 13 560 |
| 2024 | 10 600 |
Как видно из цифр, компания Bentley благополучно пережила пандемию COVID-19 и даже смогла с ее помощью нарастить продажи до рекордных 15 174 автомобилей в 2022 году. Дело в том, что коронавирусные ограничения привели к фундаментальным изменениям в мировой политике и экономике, выразившимися в том числе в усилении социального расслоения общества — бедные люди стали беднее, а богатые сумели нарастить свои капиталы и принялись лихорадочно их тратить на разнообразные радости жизни, в том числе роскошные автомобили. Этот тренд актуален и сегодня, вот только Bentley упустила момент смены интересов своей аудитории, поэтому после 2022 года продажи пошли вниз. За первые три квартала текущего года Bentley реализовала в мире 7263 автомобиля, что на 2% меньше продаж в январе-сентябре 2024 года.


В 2023 году началось глобальное замедление спроса на электромобили, ставшее полной неожиданностью для высшего руководства концерна Volkswagen, полагавшего, что электромобильное будущее неизбежно и гарантировано. Особенно больно это замедление ударило по лакшери-брендам, аудитория которых внезапно воспылала любовью к традиционным автомобильным ценностям, стала требовать мощных бензиновых двигателей и более глубокой эмоциональной вовлеченности в процесс управления автомобилем — мол, не для такого мы платим большие деньги, чтобы слушать жужжание электромоторов и отдавать управление искусственному интеллекту.
Между тем Bentley, как нарочно, в начале 2023 года приговорила к отставке свой двигатель W12, прочие марки концерна Volkswagen к тому моменту от него уже отказались. Последними новинками Bentley с W12 стали лимитированные купе и кабриолет Mulliner Batur — это самые элитные производные от регулярной модели Continental GT, на них W12 выдает рекордные для заводского исполнения 750 л.с. Производство двигателя W12 было окончательно прекращено в июле 2024 года — на три месяца позже анонсированного в 2023 году срока, общий тираж этого двигателя во всех его модификациях составил порядка 105 000 шт.


В качестве замены W12 компания Bentley подготовила plug-in гибридную силовую установку Ultra Performance Hybrid на базе 4,0-литрового бензинового битурбомотора V8. За громким названием Ultra Performance Hybrid стоит совершенно заурядная схема, позаимствованная у Porsche: единственный электромотор здесь размещен между V8 и 8-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями, максимальная совокупная отдача — 782 л.с. Первыми силовую установку Ultra Performance Hybrid получили представленные в прошлом году новые поколения Bentley Continental GT и Bentley Flying Spur. Аналогичная по схеме plug-in гибридная силовая установка, но на базе 3,0-литрового V6, появилась на кроссовере Bentley Bentayga еще 2018 году — эту силовую установку тоже разработала компания Porsche.
Важно отметить, что новые Bentley Continental GT и Bentley Flying Spur на регулярной основе предлагаются только как plug-in гибриды — так было задумано еще на стадии презентации стратегии Beyond100: предполагалось, что к 2026 году у Bentley не останется чисто бензиновых моделей, а к 2030 году не останется моделей с ДВС.
В ноябре 2024 года Bentley объявила о корректировке стратегии развития: на смену Beyond100 пришла стратегия Beyond100+. Запланированный полный переход на электромобили сместился с 2030 на 2035 год, а дата выхода на рынок первой электрической модели — с 2025 на 2027-й. Предтечей первой электрической модели, на данный момент известной как Bentley Luxury Urban SUV, стал показанный в июле этого года концепт Bentley EXP 15.
О качестве дизайна Bentley EXP 15 пусть судит читатель, мы лишь отметим, что его сходство с различными серийными китайскими моделями не заметил только ленивый. Серийный электрический кроссовер, премьера которого состоится в следующем году, возможно, будет чуть элегантнее концепта и точно будет компактнее — обещана длина менее пяти метров (у концепта — 5,4 м). К клиентам первый электромобиль Bentley попадет только в 2027 году, и Bentley рассчитывает, что это будут в основном новые клиенты и что среди них будет много женщин.
Реакция традиционных клиентов Bentley на концепт EXP 15 оказалась, мягко говоря, нервозной, что вынудило руководство компании еще раз смягчить позицию по поводу электрификации: в начале ноября этого года было объявлено, что стратегия Beyond100+ немного подредактирована и теперь не предусматривает обязательного отказа от ДВС к 2035 году — если рынку будут нужны «углеводородные» Bentley после этой даты, компания будет их выпускать.
Еще одним отступлением Bentley от ранее взятых на себя обязательств стала премьера чисто бензиновой модели Continental GT Supersports — она состоялась в середине ноября.
По идее, чисто бензиновых новинок у Bentley в 2025 году не должно было появиться, но компании пришлось отойти от плана и срочно дать клиентам машину, полностью избавленную от набившего оскомину экологического нарратива. Версия Supersports — облегченная и наиболее экстремальная, такая была у Bentley Continental GT в первых двух поколениях с мотором W12, но после переезда модели на платформу Porsche в 2017 году она исчезла.
Из нового Supersports полностью выброшена гибридная надстройка стандартного Bentley Continental GT, оставлен только двигатель V8, форсированный до 666 л.с., в паре с «роботом». Стандартный для гибридного Bentley Continental GT полный привод на версии Supersports заменен на задний для снижения веса и получения максимально азартной управляемости. Часть наружных кузовных элементов выполнена из углепластика, в том числе довольно монструозный аэродинамический обвес, задние места удалены, их место заняла углепластиковая багажная полка. Подвеска перенастроена, чтобы усилить спортивный характер автомобиля, в легких 22-дюймовых кованых колесах разместились гигантские карбон-керамические тормоза (диаметр передних тормозных дисков — 440 мм, задних — 410 мм). Первую «сотню» Bentley Continental GT Supersports набирает за 3,7 секунды, максимальная скорость — 310 км/ч.
Поклонники Bentley встретили новый Continental GT Supersports как глоток свежего воздуха. Проблема в том, что это лимитированная модель, и на всех желающих ее не хватит — будет произведено только 500 экземпляров. Впрочем, Bentley намекнула, что «по желаниям трудящихся» готова выпустить и новые «лимитки» в традиционном формате, то есть без лишней электрической требухи.
В общем, в последние месяцы Bentley подает некоторые признаки адекватной работы с реальностью и с потребностями своих клиентов, а не только с лукавыми лозунгами левых политиков, стремящихся под соусом борьбы с изменениями климата пересадить всех на электромобили. Тем не менее электромобили у Bentley будут, и время покажет, кто и в каких количествах их будет покупать.
Если подавать электромобили не как замену, а как альтернативу «углеводородным» моделям, то никакого отторжения они вызывать не будут — как говорится, пусть растут разные цветы, лишь бы всегда был выбор. Для удержания консервативно настроенных клиентов Bentley очень желательно иметь в своем арсенале новый 12-цилиндровый двигатель — в привязке к малотиражным моделям сделать его сегодня с нуля относительно несложно, десятки стартапов успешно справились с такой задачей. В одной только Великобритании есть десятки опытных инжиниринговых компаний, готовых разрабатывать новый V12. Дружественная компания Porsche тоже с радостью возьмется за создание нового топового мотора для британских коллег — главное, чтобы у Bentley хватило смелости на такой шаг, а совет директоров Volkswagen Group позволил ей этот шаг сделать.
























