Как работает нарождающаяся система народных дорожных инспекторов? Насколько эффективно она позволяет бороться с «отмороженным» вождением и хамской парковкой? Drom.ru разбирается в этом вопросе.
С массовой автомобилизацией сложилась и обострилась жизненная напасть: теснота на дорогах и в жилых массивах постепенно приводит к недовольству всех всеми — и водителей друг другом, и пешеходов водителями. Еще с 90-х годов в частных машинах завелись подручные средства защиты и нападения — монтировки, биты, баллончики с газом, дошедшие и до наших времен. Не будем рассматривать действенность столь крайних мер (до сих пор, кстати, применяемых), поскольку есть более цивилизованные способы выяснять отношения и влиять на нерадивых собственников автомобилей.
Сегодня любому жителю крупного города (не важно, водителю или пешеходу) не сложно увидеть какое-нибудь безобразие, начиная с брошенного на тротуаре или на газоне автомобиля. Нарушения на улицах и искать не нужно — они сами окружают сплошь и рядом, как в лесу кровососущие насекомые. Это касается и проезжей части, и придворовых территорий, а если ко дворам примыкают какие-то крупные учреждения, то и вовсе беда — ни проехать ни пройти.
Не удивительно, что в складывающихся обстоятельствах практика народной борьбы со злом набирает обороты. Сами водители, а точнее, видеорегистраторы автомобилей, могли бы ежесекундно «заявлять» в правоохранительные структуры о нарушениях участников движения, что случается «на каждом шагу». Но такой возможности в широком ее применении пока нет. Зато когда автомобили в состоянии покоя и даже без водителя, они могут оказаться «легкой добычей», в сущности, любого гражданина, вооруженного элементарным смартфоном.
В российском обществе есть люди с активной гражданской позицией, кто не желает пассивно созерцать происходящее вокруг. Один из таких — по имени Денис, живет отнюдь не в столице, хотя и в крупном городе. Денис поделился своими оценками поведения некоторых соотечественников и в целом данной проблематики. Его комментарии мы приведем как личное мнение, но наверняка по ряду пунктов оно найдет общую поддержку.
Денис: — Борюсь с нарушителями уже несколько лет. Просто не могу смотреть на беспечность, безответственность и вообще пофигизм других. Каждый день кого-то приходится шпынять. Причем с нарушителями пытаюсь разговаривать нормально, понимаю, бывают ситуации, скажем, приезжий ищет гостиницу, заплутал, не там остановился. В этом случае я лезу в картографические сервисы и мы вместе выясняем, где находится объект и как проехать. Но чаще слышу другое — эй ты, ты кто ваще такой? Пусть полиция разбирается. И это в 80 процентах случаев.
Наверное, не все знают, что у нынешней ГИБДД существует пусть не легион, но вполне серьезный контингент внештатных сотрудников, кто официально там зарегистрирован, но при этом безвозмездно (как волонтеры) оказывает помощь и содействие. Причем список «услуг» довольно широкий.
Иван Малахов, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения регионального управления ГИБДД: — Граждане могут помогать полиции на добровольных началах. В нашем случае мы говорим о внештатных сотрудниках по линии Госавтоинспекции. Чем занимаются? Чаще всего привлекаются на профилактические мероприятия, во время так называемых рейдов, на нашем языке — массовые проверки. Они бывают разные, в том числе проверки водителей на состояние опьянения. В этом случае увеличивается количество экипажей, а также подключаются общественники и СМИ. Работают с экипажами: инспекторы оформляют, СМИ снимают, а внештатные сотрудники служат своего рода «промывателями мозгов». К инспектору ГИБДД бывает отношение предвзятое, а здесь обычные люди, но на стороне трезвости, помогают очищать город от пьяниц за рулем. Также совместно проводятся так называемые родительские патрули, когда мамы, папы и педагоги вместе с представителями ГИБДД дежурят у школ, следят не только за поведением учеников на дороге, но и за тем, как на автомобилях привозят детей. Проводят беседы с безалаберными родителями, и это бывает очень эффективно. Еще одна интересная деятельность внештатников, да и любых неравнодушных граждан — реагировать на разные нарушения, особенно правил стоянки и парковки. В этом случае используются электронные средства фиксации. Все это отправляется нам, мы пробиваем авто по нашим базам, устанавливаем владельца, кто был за рулем, в конечном итоге привлекаем нарушителя к административной ответственности.
Денис: — По контролю скорости или степени тонировки должны быть спецсредства, считаю, здесь недоработка ГИБДД. У них сократили патрули, и сразу появилось столько тонированных авто. Или вот с госномерами на кронштейнах? Это же вообще абсурд, полный идиотизм. В Европе попробуй сделать что-то с номерами или тонировкой, это просто немыслимо, чрезвычайное происшествие. Знакомый там выехал без номеров и заплатил штраф три тысячи евро. Однажды подъезжаю к торговому центру, а там на парковке кто-то круги опасно крутит. Снял его на видео, отправил в ГИБДД, а потом выясняется, что у него номера от другого автомобиля, и вообще машина-конструктор. То есть что творится в городе — это же абсолютный бардак! Можете ездить на ворованной машине с левыми номерами, тонировать, съемные номера ставить, все что хотите, и вам ничего не будет. Кто-то совершает тяжелое ДТП, а потом выясняется, он несколько раз за год привлекался к ответственности за грубые нарушения и продолжал ездить как ни в чем не бывало.
Как можно догадаться, из перечисленных выше активистов (помощников ГИБДД) деятельность последних как раз и вызывает наибольшие дискуссии в обществе, в первую очередь среди автомобилистов. Мало того, что теперь «везде камеры», взявшие на себя функции «дэпээсников», так еще и добровольные борцы за соблюдение ПДД получили свой инструмент и рычаги воздействия. Особенно «интересно» стало с появлением новых средств коммуникаций — «щелкнул» нарушителя на телефон, предъявил фото или видеоматериал куда следует через интернет, и готово.
Однако не все так просто, как может показаться. Традиционная процедура реагирования госорганов остается довольно бюрократичной: условно говоря, нажатая в праведном гневе народным инспектором кнопка «фотика» во многих случаях не означает наступления справедливого возмездия по закону.
Порядок в таких случаях примерно следующий. Человек должен отправить заявление с приложенными фото- или видеоматериалами в специальный раздел на официальный сайт ГИБДД или явиться в отделение с письменным заявлением. Но даже при действии дистанционно из «ГАИ» все равно придет приглашение прибыть лично для подтверждения заявления и дачи показаний, что займет немало времени. Ведь инспекторы должны провести целое расследование, с поиском нарушителя и вызовом его для дачи показаний. Если он признает, тогда да, выписывается постановление о нарушении, наложении административного наказания, придется оплатить штраф. Но собственник автомобиля имеет право не свидетельствовать против себя, и с доказательствами его вины могут возникнуть сложности вплоть до развала всего дела.
Денис: — Как сейчас происходит? Снимаю на телефон, главное, чтобы читаемо, понятно. Заявляю с подробным описанием, где и что, какой автомобиль, марка, госномер — все полностью. Припарковался под действием такого-то знака, тем самым нарушил правило, прошу наказать. Многие люди, может, и хотели бы так же делать, но боятся, потому что надо открывать свои данные. Но на деле чем дальше, тем хуже. Сейчас назрело противостояние меня не только с нарушителями, но и с полицией. Должно быть все проще, как при съемке стационарными камерами. А меня вызывают в полицию, чтобы я заполнял от руки то же самое, дал объяснительную, что там произошло. Я человек принципиальный, стараюсь все делать до конца, поэтому еду, жду, как все, очереди часами, а оно мне надо? Более того, меня сами полицейские спрашивают — вам зачем это нужно? Отвечаю — вам помогаю, пытаюсь навести порядок в городе. Получается, я езжу и доказываю, что виновный виноват, доказываю системе, которая должна сама выполнять конкретные действия. Что касается специальных приложений, по опыту других регионов видно, пока это все в стадии эксперимента, система до сих пор не отработана. Мы выходили на наше областное правительство с этим вопросом. Они готовы выделить деньги под создание такого приложения, некий аналог московского. Но говорят — а кто этим займется? Какая структура возьмется за разработку и реализацию проекта? Так эти вопросы как раз к ним — это же ваша «поляна», действуйте, хватит диванной войны, надо выходить и что-то делать конкретно.
В результате и пыл у народных борцов с нарушителями убавляется, и в структурах Госавтоинспекции к этому явлению отношение неоднозначное. Официально там все правильно: «мы таких активистов уважаем и поддерживаем», так сказать, обратная связь с жителями — одна из составляющих в нашей работе. Но кто-то считает их слишком назойливыми, что от них много хлопот и вообще, мол, следить за порядком должны компетентные люди, профессионалы.
Денис: — Так для кого и чего все эти знаки, разметки? Уберите их и давайте ездить как вздумается. Они висят, но ничего не значат, за их соблюдением никто не следит. Почему это происходит? Не хватает жесткости. Помните, как все быстро пристегнулись, начали включать свет, пропускать пешеходов? Значит, был характер у блюстителей порядка. А сейчас они просто переворачивают бумажки. Все зависит от дисциплины, которую задает полиция, а если нет контролирующего органа, то всем на все пофиг. Со мной был случай в Таиланде — даже не на машине, а на мотике подъехал к почтовому ящику сбросить открытку, и сразу выскакивают четыре-пять тайцев, кричат — нет-нет, на этой стороне улицы сегодня нельзя парковаться! И это не полиция меня остановила, а простые люди. Потому что нельзя! А вот у нас все можно.
Однако частная деятельность на этом поприще стала находить новые формы — через специальные программы для смартфонов, позволившие упростить процедуру и поставить все на поток. Это было опробовано в Республике Татарстан (еще с 2014 года), Москве и Подмосковье. Участники должны зарегистрироваться на Портале госуслуг и скачать соответствующее приложение. В этом случае активисту главное — соблюсти оговоренный регламент съемки, иначе факт нарушения «отбракуют». Снятый в приложении материал уходит в центр обработки информации по типу работы систем автоматической фиксации, то есть нарушение проверяется и оформляется без дополнительных процессуальных действий с разбором всех обстоятельств дела, без привлечения сторон.
Таким образом, у стационарных камер появились «мобильные» последователи. Однако с юридической точки зрения и тут оказалось не совсем гладко — все упирается в букву закона, не позволяющую причислить действия таких граждан к «автоматическим камерам». Грубо говоря, вынесенные на основе таких данных постановления в виде «писем счастья» оказывались «липовыми», и при желании их легко можно опротестовать через суд. Далеко не все на это шли, поэтому схемы оказалась весьма действенными (об этом свидетельствует статистика).
В российском обществе, прямо скажем, к этому явлению отношение неоднозначное, разное. Не обходится и без теорий заговоров. Мол, такая уж у нас страна и политическая обстановка: как только укрепляется вертикаль власти, в народе расцветает осведомительство. Или вот еще мнение: людям надо хоть как-то влиять на происходящее вокруг, и чтобы избежать волнений, ушлые политтехнологи придумывают всякие «перепускные клапаны», в том числе в виде сомнительного права наказывать других. Ну и, конечно, груз прошлого, непростая национальная история, соответствующий образ жизни и менталитет — все это сказывается при оценках такого подвижничества.
Денис: — Это все может быть эффективно только в том случае, если будет жесткое наказание. В Европе полиция не будет слушать объяснения, что на минутку заскочил или что турист, не разобрался. Если правилами остановка запрещена, ты не можешь останавливаться. Да, у нас не Европа, но у нас тысячи километров между крупными городами, так давайте создавать оазисы комфортного движения! Я уверен, это решаемо, и только жесткими мерами. Меня самого за границей за остановку в неположенном месте оштрафовали на 42 евро. Если в течение двух недель не оплатишь, сумма удваивается, следующий этап — судебные приставы изымают автомобиль. Бывает, что для оплаты штрафа и кредит берут. Пришло тебе постановление на три тысячи евро за превышение скорости, и ты уже думаешь, а может, машину вовсе продать? И у нас могло быть так. Если человек знает, что заплатит пять, десять, пятнадцать тысяч за свою беспечность, то все решится! А как только все начнут спокойно и по правилам ездить, сразу образуется порядок.
Вместе с тем опыт с приложениями в отдельных (пилотных) регионах решено распространить по всей России, причем с расширенным, так сказать, функционалом. В феврале 2019 года в Думе прошел первое чтение законопроект, внесенный Правительством двумя годами ранее. Закон позволит гражданам полноценно участвовать в фиксации нарушений по различным пунктам ПДД: парковка в неположенных местах, проезд на красный свет, нарушения при маневрировании, непредоставление преимущества и прочее. Для того, чтобы это были не только нарушения правил парковки (как в подавляющем случае происходит сейчас), планируется использовать видеорегистраторы со специальным программным обеспечением. Проект предусматривает возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний без составления протокола. Создание программного обеспечения и правила его работы будет определять Правительство. Законодательное новшество может вступить в действие в 2020 году. Считается, это будет способствовать снижению аварийности на дорогах, повышению дисциплины и общей культуры вождения.
А как программы для смартфонов позиционируются технически и юридически? Мы обратились к разработчику ГОСТа для дорожных камер Григорию Шухману и узнали ряд интересных моментов, касающихся наиболее распространенного на сегодня мобильного приложения «Помощник Москвы».
Во-первых, с технической точки зрения программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (далее — ПАК ПМ) — это средство автоматизации заявления гражданина в электронном виде и передачи в соответствующие органы (ЦОДД или ГИБДД). В состав комплекса входят серверы ЦОДД и нематериальное ПО (программное обеспечение). Смартфоны пользователей в этот комплекс не входят, а сам комплекс не может самостоятельно фиксировать нарушения.
Во-вторых, согласно ГОСТу Р 57144-2016, автоматическим режимом фотовидеофиксации признается режим, обеспечивающий выявление фиксируемых событий без участия человека (оператора). При этом в ручных комплексах все правонарушения выявляет и инициирует их фиксацию человек. ПАК ПМ всего лишь ищет в кадре госномер, не являясь ни средством фиксации, ни средством автофиксации.
В-третьих, все средства измерения должны соответствовать утвержденным и внесенным в госреестр типам и проходить регулярные поверки. Смартфоны граждан, естественно, к таковым не относятся.
А теперь самое интересное. С правовой точки зрения под запретом оказывается не фиксация правонарушения с помощью смартфона как таковая, а всего лишь упрощенный порядок заочного вынесения Постановлений собственникам ТС. То, что приложения для смартфонов не являются средством автоматической фиксации, официально отражено в Постановлении Пленума ВС РФ № 20 от 25.06.2019, на основании чего ГИБДД прекратила штрафовать автовладельцев по материалам из мобильных приложений. И пока не будет соответствующих изменений в законодательстве РФ (в частности, пока не будет принят готовящийся законопроект о Народных инспекторах, согласно которому предполагается приравнять фотоматериалы ручной фиксации на смартфоны с использованием специального приложения с регистрацией на госуслугах к материалам средств автофиксации), все штрафы, выписанные посредством приложений (то есть в упрощенном порядке), остаются вне правового поля.
О том, как работает эта система в Москве, Drom.ru уже рассказывал.
Впрочем, столичный Дептранс это решение не остановило: они внесли в ПАК ПМ изменения в алгоритм фиксации (теперь пользователи должны «изображать» стационарную камеру, держа смартфон неподвижно), получили новый сертификат и продолжают штрафовать автовладельцев в упрощенном порядке и без ГИБДД.
Григорий Шухман: — С моральной точки зрения нарушать закон, конечно, плохо. Но тут есть свои нюансы. В Москве, например, постоянные сокращения парковочных мест и/или перевод их в режим платных, сужения дорог, установка запрещающих знаков без явной на то необходимости приводят к тому, что законопослушных автовладельцев просто выталкивают из правового поля и превращают в нарушителей. И если раньше количество запретов компенсировалось необязательностью их исполнения (точнее — слабо развитой фиксацией нарушений), то появившиеся приложения для смартфонов — это выпущенный на волю джинн из бутылки. На возможность «наказать» за нарушения наложилась еще и своего рода монетизация в виде начисления баллов за каждую фиксацию, конвертируемых в оплату различных услуг и прочих развлечений. В результате среди вала присылаемых «нарушений» инспектор начинает просто слепо доверять фиксатору, самостоятельно «выбравшему» вид нарушения из доступного в приложении списка, а автовладельцы получают штрафы не только за реальные, но и мнимые правонарушения.
Если мы ведем речь о том, что нарушать — неправильно, то это в полной мере должно относиться и к правоприменителям, которые сами незаконно выносят Постановления по упрощенной процедуре на основании фотовидеоматериалов со смартфонов. К тому же в таких Постановлениях отсутствуют данные гражданина, зафиксировавшего реальное или мнимое нарушение: инспектор, судья и даже сам водитель не могут взять у него объяснений, по какой причине тот решил, что нарушение имеет место.