Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Неудобные факты про автомобильный ленд-лиз: был ли СССР «великой грузовой державой»?
30.05.2021 | 40314 просмотров

Неудобные факты про автомобильный ленд-лиз: был ли СССР «великой грузовой державой»?

Автор: Сергей Арбузов
Фото из открытых источников и архива автора
Источник: Дром
С недавних пор иные российские чиновники взяли за правило замалчивать участие наших союзников во Второй мировой войне. Речь не только об открытии Второго фронта, но и о поставках вооружения, техники, продовольствия, сырья, которые шли как по линии ленд-лиза, так и за наличный и товарный расчет. В год 80-летия нападения Германии на СССР мы решили еще раз обратиться к автомобильному аспекту этой темы, имея в виду, что разговор будет неполным без освещения вопросов качества советских машин и состояния отечественной автомобильной индустрии во время войны. Вспомним мы и о базовых принципах ленд-лиза…

Оговоримся сразу: в нашей статье мы не предлагаем ответов на вопросы вроде «смог бы СССР победить в войне без ленд-лиза». Дело вовсе не в затертой истине, по которой «история не знает сослагательного наклонения». Дело в том, что фактор зарубежных поставок стоит в одном ряду со многими и многими факторами, определившими победу союзников над странами «оси», и ни один из этих факторов, очевидно, нельзя назвать решающим. На наш взгляд, постановка вопроса в подобном ключе не только упрощает до бессодержательности сложную, масштабную картину тех трагических событий, но и оскорбляет память миллионов погибших — как в боях сражений, так и в тылу.

Мы понимаем, что в силу сложившегося мировоззрения многие наши сограждане воспринимают некоторые события военного времени сколь болезненно, столь и однобоко. Посему с учетом засилья информации разной степени достоверности мы хотим начать с источников, использованных нами для подготовки настоящей статьи. К слову, многие читатели в комментариях к нашим историческим материалам сетуют, что мы не даем ссылки на источники. Это действительно так, но на то есть причина: они вряд ли пригодятся большинству посетителей нашего сайта, хотя бы потому, что не представляют собой интернетные гиперссылки. Вот к примеру, в материале о моделях УАЗ на гусеничном и лыжном ходу мы упомянули, что трехосный УАЗ с формулой 6х6 был заказан военным ведомством «для обеспечения потребностей воздушно-десантных войск, монтажа ПТУРС и средств связи». Наш читатель Данила из Новосибирска попросил дать ссылку на документ с этими сведениями. Она выглядит так: «ГАУО. Ф. Р-3123. Оп. 2. Д. 114. Л. 6.» и расшифровывается следующим образом: ГАУО — это Государственный архив Ульяновской области, Ф. Р-3123 — это фонд «УАЗ», Оп. 2. — это рассекреченная опись документальных материалов постоянного хранения Ульяновского автомобильного завода по Первому отделу, Д. 114 — это «Отчеты и переписка с совнархозом Приволжского экономического района по проектированию новых образцов автомобилей». Л.6 — это номер листа с тематической карточкой № КВ12-006-63 по теме «Трехосный (6х6) армейский автомобиль грузоподъемностью 1-1,2 тонны».

Проще говоря, несмотря на всю важность, мы не загромождаем подобными ссылками наши исторические статьи, а только указываем названия документов. Этой же практики мы будем придерживаться и сегодня, уточнив, что большинство использованных нами документов доступны в общем читальном зале Российского государственного архива экономики (бывший Центральный государственный архив народного хозяйства СССР) в фонде 8115 — «Министерство автомобильной промышленности СССР» и в Отделе спецфондов, где можно ознакомиться с описью 12 фонда Министерства внешней торговли СССР (Ф. 413).

Отметим, что изрядная часть документов как по ленд-лизу, так и в целом по импорту во время войны, не рассекречена до сих пор: это постановления Совета народных комиссаров, справки, докладные записки, письма и прочее. Иной раз дело доходит до анекдота: по сей день штампиком «секретно» помечена «Карта автомобильных дорог Восточной Европы», изданная в Англии в 1944 году, или «Альбом фирмы Мармон-Харрингтон». Более того, эта самая опись 12, где содержатся основные материалы по ленд-лизу, до сих пор не внесена ни в электронный, ни в бумажный каталог фонда 413.

Так говорил Рузвельт

Вооружимся запиской, подготовленной начальником учетно-экономического отдела Министерства внешней торговли Золоевым для министра Анастаса Микояна. В первую же таблицу этого документа сведены «Общие итоги импорта Союза СССР за годы Великой Отечественной войны». На поставки по ленд-лизу из США пришлось 81,7% всего импорта. На поставки из Великобритании (без оплаты) — 9,3%, на поставки по кредитам — 3,9%, на поставки за наличный расчет — 3,3%, на Канадский закон о взаимопомощи — 1,1%, на соглашения о товарообороте — 0,7%. Как мы видим, ленд-лиз сыграл основополагающую роль в импорте, поэтому вспомним, что это такое.

Франклин Делано Рузвельт — самый «просоветский» президент США, который избирался на этот пост рекордные четыре раза

Американский закон о ленд-лизе был принят 11 марта 1941 года для поддержки Великобритании. Документ предусматривал, что военная техника, оборудование, оружие, сырье, уничтоженное, утраченное и использованное на поле боя и для ведения военных действий, не подлежит оплате. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для использования в мирных целях, должно быть оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных). Кроме того, оставшееся можно было и вернуть, скажем, так делали с автомобилями, которые американцы забирали назад уже в виде металлолома, предварительно пустив под пресс. Однако за что расплачивался СССР после войны? Как раз за оставшееся в народном хозяйстве и не использованное для ведения войны, и платить было за что, к примеру, за несколько нефтеперерабатывающих заводов, поставленных по ленд-лизу. С учетом удешевления всех валют, в том числе и доллара, эти приобретения оказались весьма выгодными, особенно если учесть льготный характер кредитов.

После нападения Германии СССР запросил помощь, и 2 августа 1941 года посол СССР в США Уманский получает письмо от исполнявшего обязанности Госсекретаря Самнера Уэллеса, которое начинается так: «Мой дорогой господин посол! Я с удовлетворением довожу до Вашего сведения, что Правительство США решило оказать все осуществимое экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии. Это решение продиктовано убеждением Правительства США, что укрепление вооруженного сопротивления Советского Союза грабительскому нападению агрессора, угрожающего безопасности и независимости не только Советского Союза, но и всех других народов, соответствует интересам государственной обороны Соединенных Штатов».

Началась подготовка к Московской конференции трех держав — СССР, США, Великобритании — о взаимных военных поставках, где в том числе были сформулированы основные положения товарооборота. 18 сентября замнаркома внешней торговли А. Вышинский переправляет Микояну докладную записку, подготовленную для Молотова — «О мероприятиях, связанных с приездом в СССР американской и английской делегаций». Это весьма примечательный документ: «На случай воздушных тревог предоставить для состава делегаций на станции метро “Кировские ворота” бомбоубежище. Обязать 1-й отдел НКВД снабдить бомбоубежище необходимой мебелью и организовать там платный буфет (чай, легкая закуска)». К записке прилагался «План посещения составом американской и английской делегаций театров, кино и предприятий», которым предусмотрены: четыре концерта, в том числе мастеров советского искусства, 11 киносеансов («Волга-Волга», «Валерий Чкалов», боевые киносборники «Победа за нами»), экскурсии на Московский ЗИС, мясокомбинат им. Микояна, поездка по каналу Москва — Волга и даже футбольный матч на стадионе «Динамо»! Что тогда творилось на фронте, мы сегодня очень хорошо представляем… Благо третьи секретари американского и английского посольств Тейер и Рассел передали пожелания своих послов «не устраивать большого количества приемов, банкетов, разных встреч».

Промышленность США благодаря военным заказам получила колоссальный импульс к развитию

Между тем поставки по импорту начались еще до распространения на нашу страну закона о ленд-лизе, случилось это 7 ноября 1941 года. За годы войны президент США Франклин Делано Рузвельт много раз выступал перед Конгрессом с отчетами о ленд-лизе, приведем несколько важных, на наш взгляд, цитат. «Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности или сочувствия, а как средство защиты Америки. Мы предлагаем ее потому, что знаем, что сопротивление агрессии порознь обречено на неудачу». «Соединенные Штаты расходовали на ленд-лиз 14% своих военных расходов. Эта доля способствовала обороне США и приближению окончательного поражения врага не менее эффективно, чем 86% нашей военной продукции, которые использовались нашими собственными вооруженными силами. Общие издержки на войну нельзя измерить долларами. Люди, которые пали под Сталинградом и Салерно, в Тунисе и Чанше, неисчислимый ущерб, причиненный войной человеческим жизням и счастью, разрушение домашних очагов и городов — вся эта дань войне не может быть исчислена в деньгах».

СССР — великая грузовая держава?

В среде отечественных любителей военной темы получил распространение тезис: «СССР до войны был великой грузовой державой». Мы не беремся оценивать эмоциональный посыл этой фразы, однако приведем несколько цифр из доклада Научно-техническому совету автопрома «Перспективы развития автомобильной промышленности на 1950-1966 годы». По обыкновению такие доклады предварялись обширным ретроспективным разделом. Согласно документу, на начало войны СССР занимал второе место в мире по количеству имевшихся грузовиков: 810 000, притом что в автопарке США было 4,5 миллиона. В таких европейских странах, как Франция, Великобритания, Германия их было примерно в полтора раза меньше, чем в СССР, однако в группе ведущих государств только у нашей страны был колоссальный перекос в сторону грузовиков, которые составляли 80% от всего автопарка. При этом в США на каждый легковой автомобиль приходилось четыре жителя, а на каждый грузовик — 29, во Франции — 22 и 84 жителя соответственно, в Германии — 53 и 181 человек, в Италии — 110 и 366, в СССР — 850 и 210 человек. В числе развитых стран были и те, где с машинами обстояло дело хуже, чем у нас. К примеру, в Японии на одну легковушку приходилось 666 человек, на один грузовик — 902. Мы не делаем никаких выводов из приведенных цифр, поскольку сравнивать количество грузовиков в стране с плановой экономикой и в странах со свободным рынком не имеет никакого смысла.

ЗИС-32 планировали выпускать на Ульяновском ЗИСе: завезли комплекты, начали подготовку производства, однако на том дело и заглохло

А сколько машин из этого числа находились в Красной армии? Согласно докладу Главного автобронетанкового управления Наркомата обороны, подготовленному после войны, в частях и соединениях в наличии было 257 800 грузовиков, из которых на ГАЗ-АА грузоподъемностью в 1,5 тонны приходилось почти 70%. Остальные — это грузовики ЗИС, в подавляющем большинстве ЗИС-5. 1600 — это модели Ярославского автозавода, на «прочие» приходилось еще 900 грузовиков. Имелись в армии и легковые машины, однако вовсе не разведывательные полноприводные, а самые обычные «эмки», то есть ГАЗ-М-1 и даже около 600 штук ЗИС-101. Таким образом, наша армия не имела ни полноприводных грузовиков, ни артиллерийских тягачей, ни легковых разведывательных внедорожников. При этом тот же ЗИС-5 представлял собой копию трехтонного американского грузовика Autocar 1929 модельного года, «полуторка» — Ford-AA образца 1930 года, правда, немного модернизированная. Как видим, необходимым транспортом Красной армия не располагала, а те машины, что были в частях, никак нельзя назвать передовыми.

Между тем аккурат перед войной были готовы к производству: полноприводный пикап для буксировки легких артиллерийских систем на базе ГАЗ-61, грузовик ЗИС-32 — полноприводная версия ЗИС-5, двухтонный ГАЗ-63 4х4. Однако выпуск этих машин не удалось наладить ни перед войной, ни во время войны: штучно собирали указанные легковые «газики», с 1943 года пошел ГАЗ-67, но объемы выпуска были небольшими. Все это аукнулось в первые же месяцы войны, когда выяснилось, что наши грузовики — слишком малосильные для транспортировки артиллерии, что проходимость их оставляет желать лучшего. По этим причинам от многих уже готовых разработок пришлось отказаться. Скажем, еще перед войной на вооружение поставили ЗИС-6 6х4 с установкой залпового огня на борту, однако машине эта ноша оказалась не по плечу. После нападения Германии и до начала 1942 года в войска поступило около 300 ЗИС-6, но их выпуск быстро свернули — они не прошли проверку первыми месяцами войны… К слову, по состоянию на начало войны только 88,7% машин, числившихся в армии, были исправными.

ЗИС-6 не потянул нашу «Катюшу», а вот у американского Studebaker силенок хватило!

Преодолевая трудности

5 ноября 1941 года в Москве состоялась беседа заместителя народного комиссара внешней торговли Крутикова с представителем американского посольства Брауном, который сообщил содержание телеграммы Рузвельта Сталину касательно поставок по первому протоколу московской конференции трех держав. Среди тех позиций, которые не могут быть удовлетворены полностью или могут быть удовлетворены частично, наряду с броней, нержавеющей стальной проволокой, режущим инструментом из твердых сплавов, инструментальной сталью, никелем, магниевыми сплавами числятся и автомобили: американцы готовы поставить 5600 машин «незамедлительно» и еще по «10 000 штук ежемесячно» вплоть до 30 июня 1942 года, когда истекал срок действия первого протокола. При этом по этой позиции американцы предполагали, что «возможны затруднения с тоннажем», то есть со средствами доставки. Корабли нужно было зафрахтовать, грузы — застраховать и доставить в порт отправки. Но главное, машины не могли взяться из воздуха: Государственная закупочная комиссия СССР (сформированная и организованная по образцу британской) должна еще провести заказ через Управление по ленд-лизу, а американской промышленности требовалось время на производство. Наконец, не все автомобили доходили до адресата, навечно оставаясь в трюмах потопленных кораблей… Более того, осенью США вступили в войну с Японией, что сбило ритм поставок на начальном этапе. Короче говоря, логистика была сколь длинной, столь и сложной, что для первого квартала 1942 года эти «ежемесячные» 10 000 машин, то есть 30 000 за квартал, были уменьшены до 27 400 штук, однако и этот объем выдержать не удалось: в январе 1942 года поставили 3862 грузовика, в феврале — 6008, в марте — 10 572. Итого вместо ожидаемых советской стороной 30 000 дошло только 20 442.

Между тем, как мы сказали, еще до начала поставок по ленд-лизу СССР уже начал закупать грузы по кредитным линиям, которые закрывались поставками золота, пушнины, платины, опиума, лекарственных трав, кишок, щетины, асбеста, марганцевой и хромовой руды и другого. В части отчетных документов за ненадобностью импортные машины не разделены на закупленные по программе ленд-лиза и кредитные, что поможет нам оценить трудности поставок на первом этапе. Вооружимся таблицей «Размещения заказов и завоза машин из США от 2 декабря 1941 года». С 1 июля по 28 ноября 1941 года СССР закупил 10 500 грузовиков и 5000 легковых внедорожников. На конец отчетной даты из них было поставлено в порты отгрузки только 5688 и 744 штуки соответственно. Из этого количества успели отгрузить только 2577 и 72 машины соответственно, а доехали до СССР по состоянию на 28 ноября только 500 грузовиков, купленных еще в июле 1941 года!

Сводная таблица размещенных и доставленных заказов на автомобили с 1 июля по 28 ноября 1941 года

Сколько всего машин доставлял один конвой с учетом загрузки прочим товаром? Для примера откроем перечень грузов 14-го конвоя, состоявшего из 15 пароходов и одного танкера, который вез горючее для них. Конвой вышел из английского порта отгрузки 27 марта 1942 года. В перечне из 97 наименований товаров обнаруживаем: английские самолеты «Харрикейн», американские Р-40-И, танки «Матильда» и «Валентин», запасные моторы к танкам, снаряды, патроны, полевые телефоны, прессы, молоты, снарядные машины, пожарные насосы, швейные машины «Зингер» с запчастями. Под номером 23 — «грузовики с запчастями»: трехтонные английские Austin и Bedford, полуторатонные Ford, Dodge, 2,5-тонные GM и Chevrolet. Всего — 1722 штуки.

Обратим внимание, что в этом списке нет «Студебеккеров», которые в итоге и составили основную часть грузового автомобильного ленд-лиза. Дело в том, что поначалу наши просто не знали, что покупать, и брали то, что дают. Так обстояло дело не только с колесными автомобилями, но и с броневездеходами. Более того, накладывалась организационная неразбериха и особенность планового хозяйства, когда все решали через «самый верх». К примеру, 19 марта 1942 года два высоких чина из Главного артиллерийского управления пишут лично Микояну: «Тягачи завода “Форд” в Канаде марки МК-1 могут быть использованы в легкой артиллерии. Просьба закупить их в Канаде 2500 шт.». Замначальника инженерного отдела Рябченко через три дня сообщает тому же Микояну, что, оказывается, Московским протоколом трех держав не предусмотрена поставка артиллерийских тягачей, хотя из Канады их уже отгружено 125 штук, и просит обязать представителя Государственной закупочной комиссии Хохолова выяснить, по какой позиции протокола провели отгрузку.

Фрагмент тактико-технической характеристики американского вездехода М-2 с надписью Микояна: «тов. Хохлову. Можно ли этот вездеход использовать как арттягач? Если да, то для каких калибров?». А рядом — ответная справка: «Вездеход М-2 может быть использован в качестве артиллерийского тягача для следующих систем: 76-мм дивизионной пушки, 120 мм и 152 мм гаубиц и 85 мм зенитной пушки»

«Вертикальное» решение вопросов ярко иллюстрирует такая записка Микояна заместителю народного комиссара обороны генерал-полковнику Воронову: «На Ваше письмо от 21.IX.42 сообщаю, что Наркомвнешторгом еще до получения Вашего вышеуказанного письма было выделено Автобронетанковому управлению НКО 45 броневездеходов М-2, поэтому Главному Управлению Начальника Артиллерии Красной армии может быть выделено пока 66 броневездеходов М-2, прибывших в Иран. По мере дальнейшего поступления броневездеходов М-2 в Иран вопрос об их распределении будет представляться на рассмотрение тов. Сталина И. В.». Обратим внимание, что эту записку Микоян подготовил только спустя десять дней. Представьте себе, как было затянуто решение таких, казалось бы, простых вопросов.

Итак, импортные машины начали поступать в СССР в 1941 году, причем далеко не все из них шли в армию, по крайней мере если мы говорим об обычных грузовиках. Поставки начались через северные порты — Архангельск и Мурманск, однако этот путь был самым коротким, но и самым небезопасным. Сюда поступали машины в виде комплектов, которые грузили на платформы и отправляли на сборочные заводы. Несущественную часть собирали на месте представители военных частей, стоявших неподалеку. В январе 1942 года заработал и маршрут через порты Персидского залива. Эти комплекты собирали на сборочных американских и английских базах в Иране. Здесь же представители Наркомвнешторга проводили приемку готовых машин, которые по территории Ирана перегоняли бойцы автомобильного батальона 842 ОАТБ до пограничного пункта Джульфа. Далее их ставили на железнодорожные платформы, но позже начали перегонять до города Орджоникидзе. По мере приближения немцев к Северному Кавказу в августе началось освоение новой трассы — Джульфа — Ашхабад. Само собой, шли комплекты и через дальневосточные порты и склады в Находке, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Владивостоке.

А вот записка заместителя наркома внешней торговли Крутикова своему шефу Микояну. Обратите внимание на последнюю фразу: «Телеграмму готовили т.т. Колпаков и Курьянов и по неосведомленности напутали в отношении терминов, а я подписал без проверки»

По состоянию на 1 ноября 1942 года Государственная закупочная комиссия СССР передала в Администрацию ленд-лиза 140 650 заявок на автомобили, из которых только 77 160 были приняты к размещению. В свою очередь, из них только 50 599 прошло через порты США. И даже при этом советские заводы не справлялись со сборкой. Скажем, для Ульяновского ЗИСа на 1943 год был поставлен план всего в 1000 машин, однако собрали только 750. При этом та же танковая промышленность работала несравненно лучше. Вот выдержка из записи беседы председателя Правительственной закупочной комиссии СССР в США генерала Беляева с заместителем начальника снабжения американской армии генералом Клеем. «Я и адмирал Акулин 26 марта 1943 года были приглашены генералом Клеем на завтрак в его офис. Генерал Клей в процессе завтрака заявил нам, что он хотел бы лично познакомиться с нами, потому что на него возложены функции всех поставок Советскому Союзу, которые идут по линии военного департамента, и просил нас во всех случаях затруднений с этим видом поставок, а равно и в других случаях, когда мы найдем для себя удобным, по всем вопросам поставок обращаться лично к нему, так как это, по его мнению, значительно сократит необходимое время для решении того или другого вопроса и будет выгодно для обеих сторон. В частности, генерал Клей задал вопрос: будут ли русские получать здесь танки в период действия третьего протокола, и если нет, то почему? Я ответил благодарностью на предложение генерала сотрудничать с нами по делам военных поставок, а по поводу танков сказал, что танки из США мы не будем получать, потому что советская танковая промышленность развита сейчас настолько, что вполне удовлетворяет нуждам фронта и поэтому нет смысла загружать американскую промышленность этим видом вооружения».

Завершая тему сборки импорта: конечно, основную массу переварили МосЗИС и ГАЗ, однако наравне с ними сработал и Коломенский завод № 79 Наркомата вооружений. С января 1942 года здесь начали собирать «Виллисы», а с июня — Dodge WC-51 ¾. С ноября 1944 года заработала сборка «Студебеккеров» и Ford-6 на Минском автосборочном заводе, успел поработать на фронт и Одесский автосборочный завод, правда, выпуск импорта он начал лишь в апреле 1945 года.

Что с качеством?

Заграничная автомобильная техника превосходила советскую не только по потребительским свойствам, но и по качеству и надежности — по двум показателям, которые советским заводам так и не удалось поднять на должную высоту. Более того, с началом войны конструкцию отечественных грузовиков упростили, что еще сильнее ударило по качеству. Положение стало настолько аховым, что в конце июля 1943 года в Москве Наркомат среднего машиностроения (будущее Министерство автомобильной промышленности) собирает большое «Совещание по качеству» — частично сохранилась его стенограмма. Вот что говорил главный конструктор Московского ЗИСа Фиттерман: «Львиная доля рекламаций приходится на двигатель. Мотор сам по себе не очень плох, но, к сожалению, мы много терпели от качества сборки и того вида, в котором моторы приходили на завод. Многие детали погнуты, многих деталей не хватает, не загораются свечи, погнут вентилятор. Иногда внешний вид в более или менее нормальном состоянии, а потом выясняется, что он не заводится — таких примерно 50%, приходится потом машины вытаскивать тягачом». Борис Михайлович имеет в виду качество моторов, поступавших в Москву с Шадринского агрегатного завода — одного из предприятий, образовавшихся в связи с эвакуацией МосЗИСа. «Следующий дефект — это сцепление. Нет включения. Проверяем — сцепление не подтянуто. Есть другие дефекты — тугое проворачивание мотора. Это случается не потому, что допуска в коленчатом вале не выдержаны, допуска — в пределах чертежа. К сожалению, ныне существующие коренные подшипники не имеют центровки и требуется очень внимательное отношение при постановке их на мотор. Если вы снимете нижний картер, отрегулируете, дефект устраняется. Это все массовые случаи неприятностей по мотору. Есть мелочи — течь масла, стук поршней, подтекание масла из-под крышки».

Самая массовая машина в советском автопарке перед войной — ГАЗ-АА. По грузоподъемности такая же, как и обычная, классическая «ГАЗель»!

Однако это то, что выявляли при сборке. Когда машина уходила в часть, практически тут же в двигателе задирало цилиндры. По мнению Фиттермана, происходило это, во-первых, из-за отсутствия должной обкатки, во-вторых, из-за постоянного перегруза, которому подвергались все без исключения грузовики в армии. Не все ладно было и с задним мостом: поломки ведомой шестерни главной пары, заедание конических подшипников малой конической шестерни. Происходило это из-за низкой технологической дисциплины: размер заготовок, на который нарезали зубья, сильно «гулял». Более того, условия военного времени определяли перебои с поставками нужных сортов стали, из-за чего термический цех постоянно «не угадывал» с режимами термообработки.

Представители заводов на совещании признавали дефекты, однако кивали на поставщиков комплектующих, которые, в свою очередь, говорили о низком качестве сырья или заготовок, короче говоря, оказывалось, что никто не виноват. А вот что говорили представители Автобронетанкового управления: «Фронтовики жалуются, что после 1,5-2 тыс. км деревянная “зисовская” кабина рассыпается, получаются перекосы и дверки трудно закрываются. Что касается стекла кабины, стекла, как правило, спустя 100-200 км бьются и водители ставят вместо стекла фанеру, а в середину вставляют целлулоид и так ездят». Регулярные контрольные проверки, которые устраивали военные, показывали ужасающие результаты: «6 июня наша комиссия с представителем части получила 100 машин на заводе ЗИС и доставила их в полк на расстояние 75 км от завода, после чего было обнаружено при осмотре сотни дефектов».

Видя такое положение, Наркомат среднего машиностроения наряду с производством советских машин поставил под знамена социалистического соревнования и сборку импортных машин. Выигрыш в соцсоревновании был для предприятия сильным стимулом, поскольку помимо переходящего знамени ВЦСПС или даже ГКО полагались изрядные денежные выплаты. Расчет правительства был прост: собрать импортную машину проще, чем сделать свою, качество импортной — выше во всем, стало быть, чем больше импорта, тем и фронту легче. Вместе с увеличившимися объемами поставок быстрая сборка импорта сделала возможным отказ от мобилизации для армии грузовиков из народного хозяйства: 21 ноября 1943 года Молотов подписывает совершенно секретное Постановление Государственного комитета обороны № 4625сс: «Разрешить наркоматам и ведомствам, совнаркомам республик, крайисполкомам и облисполкомам прекратить поставку грузовых и легковых автомобилей Военным советам округов для Красной армии». Более того, оказалось, что теперь часть машин можно вернуть, для этого требовалось лишь согласовать вопрос с начальником тыла Красной армии и получить машины из фондов Народного комиссариата обороны или просто «из наличия, имеющегося в Красной армии».

«Сыграли большую роль в Отечественной войне»

Вот выдержка из «Доклада о посещении оборонных заводов фирм “Крайслер”, “Форд”, “Дженерал Моторс” в Детройте в марте 1944 года» советскими специалистами. «Руководители фирмы “Крайслер Корпорейшн”, и в частности президент мр. Келлер, отнеслись к нашему посещению вполне гостеприимно. Первым объектом нашего осмотра явился завод автогрузовиков фирмы “Додж”. Количество рабочих, занятых в две смены, в 1943 году было 13 000 человек. Производство грузовиков на заводе “Додж” организовано на конвейерном принципе. Грузовики нескольких типов собираются одновременно на одном конвейере. Это потребовало установления хорошо налаженной связи, которая должна обеспечить своевременную и правильную подачу деталей на конвейер. Связь главного конвейера с вспомогательными конвейерами осуществляется по телетайпу, которые установлены на узловых участках сборочного конвейера. Машины, сходящие с конвейера, заправляются маслом и горючим и передаются на испытательный полигон. Нами был испытан один из грузовиков “Додж” грузоподъемностью в ¾ тонны на заводском полигоне. Следует отметить крайне тяжелые условия испытаний, состоящие из крупных подъемов и спусков, резких поворотов, вождение машины по болотистым местам, кустарникам, каменистому полю. Машина, испробованная нами, хорошо выдержала полигонные испытания, что подтверждает заявление фирмы о высоком качестве ее автогрузовиков».

Dodge WC-51, получивший от советских военных самые хвалебные отзывы

У нас телетайпом был все тот же «самый верх», то есть Государственный комитет обороны. 20 ноября 1943 года Молотов подписывает секретное распоряжение ГКО № 4604с, обязывая «для обеспечения бесперебойной работы автомобильных заводов Наркомсредмаша в IV квартале 1943 года обеспечить отгрузку в счет фондов Наркомсредмаша автомобильных шин». Ярославский шинный завод должен подавать на ГАЗ ежедневно 1000 комплектов — «впредь до прибытия импортных автомобильных шин», МосЗИС должен получать по 550 комплектов ежедневно. При этом Наркомвнешторг должен обеспечить нашим автозаводам отгрузку не менее 100 вагонов импортных шин со станции Тебриз. От Наркомата путей сообщения требовалось обеспечить подачу вагонов. А вот еще одно постановление ГКО — «О неотложных мерах по отгрузке металла автомобильным заводам Наркомсредмаша»: «В связи с неудовлетворительной поставкой металла в октябре-ноябре 1943 года и исчерпанием складских остатков <…> отгрузить автомобильным заводам преимущественно перед другими потребителями: металл, трубы, чугун и ферросплавы». Понятно, что при этом «другие потребители» эту же номенклатуру недополучали. И вот так — всю войну. При этом отличие нашего «телетайпа» от американского заключалось в том, что наш постоянно сбоил, а американский — поди ж ты, работал исправно. Проще говоря, именно война обнажила все самые слабые места плановой системы.

Сама за себя говорит фраза из упомянутого отчета ГАБТУ: «Автомобили повышенной проходимости большого тоннажа (“Студебеккер”, “Джиемси” и т. д.), “Додж ¾” и “Виллис” сыграли большую роль в Отечественной войне в качестве артиллерийских тягачей, заменив в значительной мере тракторы и конную тягу. “Виллис”, кроме того, служил надежным средством связи, управления войсками и разведки». Легковых «Виллисов», «Бантамов» и «Шевроле» поступило в войска 40 600 шт. Наших — ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 — только 3250. А что с грузовиками? Обратимся к юбилейному статистическому сборнику «Великая Отечественная война», выпущенному в 2015 году Росстатом. Оказывается, всего с 1941 по 1945 годы, включая периоды мирного времени, с января по июнь 1941 года и с мая по декабрь 1945 года советская автомобильная промышленность дала 333 500 грузовиков. Сколько пришло из-за границы? Согласно упомянутой в начале статьи докладной записке на имя Микояна, только за время боевых действий СССР против Германии, то есть с июня 1941 года по май 1945 года — 353 000.

 

На этих совершенно официальных цифрах мы и завершаем разговор об автомобильном ленд-лизе, хотя тему эту ни в коем случае нельзя считать исчерпанной.

Лучшие комментарии

   
Сообщений: 17299
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Вы это так рассказываете, как будто Вермахт под Вашингтоном стоял в 1941, а не под Москвой. А героическая Красная Армия защищала Капитолий в то время когда население США по домам сидело.

США воевали с теми кто на них напал - с Японией. И оказывали большую финансовую помощь СССР, который воевал с Германией. Чего в принципе не обязаны были делать. Могли просто подождать и посмотреть кто кого истребит - СССР или Рейх (год назад еще деливших между собой Польшу и Прибалтику). Ведь по идее - особой разницы меду коммунистами и национал-социалистами для США не было - и то и то были тоталитарные режимы, пытавшиеся захватить Европу.

З.Ы. А в конце, имея ядерное оружие - просто разбомбить Берлин.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
515
223
Ответить
15708084
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
одной из причин поражения Германии стала нехватка ресурсов и мягко говоря горе союзники, они просто выдохлись, а СССР имело и ресурсы и богатых хотя и неоднозначных союзников котрые не только помогали материально, но оттянули часть сил Германии сколько войск Гитлера сгинуло в Африке, те же сибирские дивизии под Московой, если бы Америка серьезно не воевала бы Японией япошки не дали бы перебросить дивизии, победа как пелось в песне одна на всех
398
99
Ответить

Комментарии

My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
252
626
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
янки выиграли войну с германией? если бы не они нас фашисты победили бы?
101
384
Ответить
 
Новокузнецк - Питер
Сообщений: 4177
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Молодец. Основную линию партии усвоил, надо ещё про полчища карателей и выбивание зубов добавить.
Архитектура. Строительное проектирование.
400
110
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Попробуй смеху ради без тушёнки и зажигалки в минус 30 в степи вырыть окоп и посидеть в нем дня три.

Никто в тебя стрелять не будет, просто посиди.
533
68
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
дром, а то, что после войны СССР должна вернуть всю технику, или купить по баслословной цене, вы почему не написали? Дети фурсенко,ЕГЭ и фастфуда!
267
548
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Чтобы давать кому-то в кредит деньги, технику и продовольствие надо иметь крепкую экономику - финансовую сферу, промышленность и сельское хозяйство.

У тебя этого нет ничего.

Продолжай хотеть.
387
81
Ответить
   
Пенза
Сообщений: 558
...и ни один из этих факторов, очевидно, нельзя назвать решающим....

Вот оно что, оказывается не советский народ был решающим фактором.
газ 21,2705, ваз 05,09, funcargo ardeo wish voxy prius a
170
239
Ответить
     
Сообщений: 2456
Дром как флюгер. Сейчас выгоднее выставлять диктатуру пролетериата с плохой стороны, отсюда и куча статей с "неудачными испытаниями" техники в СССР, описания страданий владельцев авто в Союзе и другие, подобные этой статье. А сейчас всё хорошо, все испытания aurusов и прочих matreshек - успешны, изделия современной промышленности надёжны, технологичны и доступны. Капитализм, счастье, за...сь!
Гибридоводы Сибири, присоединяйтесь:
https://t.me/hybrid_syberia
(необходим мессенджер telegram)
Мой отзыв: Toyota Aqua 2012
353
192
Ответить
Eternal Hate
voxy2
...и ни один из этих факторов, очевидно, нельзя назвать решающим....

Вот оно что, оказывается не советский народ был решающим фактором.
народ народом, но без гуманитарной помощи США ничего не вышло бы
303
209
Ответить
Леонид
Екатеринбург
stsam
дром, а то, что после войны СССР должна вернуть всю технику, или купить по баслословной цене, вы почему не написали? Дети фурсенко,ЕГЭ и фастфуда!
не вводите в заблуждение - неиспользованную технику да надо было возвращать либо оплачивать, то что шло на войну - нет
382
56
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
Инженер_Гарин
Дром как флюгер. Сейчас выгоднее выставлять диктатуру пролетериата с плохой стороны, отсюда и куча статей с "неудачными испытаниями" техники в СССР, описания страданий владельцев авто в Союзе...
проправительственные! а попробуй правду написать, вмиг прикроют и инагентом объяват!
117
61
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
Леонид
не вводите в заблуждение - неиспользованную технику да надо было возвращать либо оплачивать, то что шло на войну - нет
учи историю
61
265
Ответить
Леонид
Екатеринбург
stsam
учи историю
у меня кандидатская по ЛЛ умник
184
70
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
Леонид
у меня кандидатская по ЛЛ умник
рад за тебя, иди пирожок возьми с полки, кандидад!
65
331
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Попробуй на посёлках под Брянском где нибудь пушку покатать руками, без Доджа "три четверти".

Ящик со снарядами потискать.
318
54
Ответить
FilthyRus
Прокопьевск
stsam
дром, а то, что после войны СССР должна вернуть всю технику, или купить по баслословной цене, вы почему не написали? Дети фурсенко,ЕГЭ и фастфуда!
А на дроме в целом антисоветчина в последнее время последний писк моды, на втором месте после набора сотрудников у пивного киоска. По теме. Да, в Красной армии действительно во время ВОВ не хватало грузовиков, но с чего начинали? К началу Войны СССР было 19 лет, за это время на пустом месте была проведена коллективизация, по сути с ноля создана тяжелая промышленность и налажен выпуск всей номенклатуры вооружения. Это под жесткими санкциями и в окружении крайне недружественных государств. Сравним с достижениями нынешней духоскрепной России за 30 лет? А ведь нынешним "управленцам" на старте досталась сверхдержава.
386
189
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
stsam
дром, а то, что после войны СССР должна вернуть всю технику, или купить по баслословной цене, вы почему не написали? Дети фурсенко,ЕГЭ и фастфуда!
Вернул?

Заплатил?
143
45
Ответить
   
Сообщений: 877
только кормчему не говорите) а то "мы один на один с врагом" были...
174
38
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
san1977
Вернул?

Заплатил?
золотом причем
75
133
Ответить
   
Сообщений: 877
и да, мы до сих пор за них не расчитались
84
55
Ответить
Леонид
Екатеринбург
serj86
только кормчему не говорите) а то "мы один на один с врагом" были...
ваш юмор не уместен, да мы были один на один с врагом и я потерял как и многие прадеда, но помощь была и существенная от США это факт, но наш народ герой - бабушка моя в приволжье рассказывала что их совхоз купил самолет для фронта! настолько было тяжело в москве с деньгами
127
62
Ответить
Статья не очень, нет главного: американцы плохие и союзников лучше б не было, а то лишняя морока мир спасать была .

Вера - это главное ж)
99
69
Ответить
Леонид
Екатеринбург
Леонид
ваш юмор не уместен, да мы были один на один с врагом и я потерял как и многие прадеда, но помощь была и существенная от США это факт, но наш народ герой - бабушка моя в приволжье рассказывала что их совхоз купил самолет для фронта! настолько было тяжело в москве с деньгами
причем самолет покупали советский - у самих себя получается
142
28
Ответить
17794787
Быстро гречневые ватники набежали. Не ожидал от публики Дрома такого. Ищите сухие факты, друзья, и будьте объективны.

Кстати, на одном из гос.предприятий до 2018 г. американские станки 30-40хх стояли и работали.
256
60
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
stsam
золотом причем
Много ли заплатил СССР относительно полученного?

По сравнению с Англией к примеру?
82
34
Ответить
     
Сообщений: 2557
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
У Американцев была серьёзная война на Тихом океане против японцев и за Атлантику. Но это никак не умоляет того факта, что пуговицы советских гимнастёрок и шинелей клепали в славном городе Чикаго.
Американцы выиграли войну потому что по её окончанию они принесли свободу везде, где оказывались. Её солдаты вернулись к себе домой в свободную страну. А "совок" же никакой свободы не привнёс со своей "победой" а лишь подмял под свой режим Прибалтику, Украину и всё то, что впоследствии добровольно-принудительно вошло в Варшавский договор. А так да - один усатый людоед съел другого, и Мир вздохнуло вполовину свободнее.
Мой отзыв: Kia Ray 2011
329
340
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
stsam
золотом причем
Послевоенные выплаты по ленд-лизу (например, аренда авиабаз), полученные США, составили 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов — от Великобритании и Британского Содружества и 0,7 млрд долларов — от СССР. При этом встречный ленд-лиз из СССР в США составил всего 2,2 млн долларов
119
19
Ответить
Александр
Ковров
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям? Замалчивают правду чиновники о "втором фронте", что вы несёте? Вы расскажите о том, что сейчас наши бывшие союзники не включают СССР в число победителей. Расскажите почему памятники советским солдатам в европе сносят, почему в Киеве ходят упыри со свастикой и факелами, почему там улицы переименовывают в честь гитлеровских шестёрок, вот о чём бы порассуждали. А войну грузовиками не выигрывают, для Победы нужны танки, а их наша промышленность выпускала столько, сколько требовал фронт. И справились! Победили!
225
267
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Леонид
ваш юмор не уместен, да мы были один на один с врагом и я потерял как и многие прадеда, но помощь была и существенная от США это факт, но наш народ герой - бабушка моя в приволжье рассказывала что их совхоз купил самолет для фронта! настолько было тяжело в москве с деньгами
Как же такое получается?

Завод выходит армии самолёт не продавал?

А колхозу продал?
97
44
Ответить
Сергей Коломийчук
Тюмень
Статью то читали? В самом начале статьи об этом написано
19
1
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6726
Есть общепринятый факт. Вторую мировую выиграли на лошадях. Это касается всех участников. Касательно поставок, сколько нибудь значимые поставки начались после Сталинграда, когда уже всем стало очевидно, кто победит.
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней
137
122
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
Действия одного танка обеспечивали несколько грузовиков и автомобилей.

Грузовиков в танковых дивизиях требовалось в разы больше чем танков.

Даже на начало войны примерно в три раза .

Танк надо заправлять, подвозить запчасти, боеприпасы. Экипажи кормить и лечить.

Танк надо прикрывать зенитками, нужны штабные автобусы и машины связи.

Танк без грузовика - железяка.
262
37
Ответить
15708084
Лендлиз мог стать объединяющим фактором наши деды с дедами америкосов, англичан и др, были союзниками воевали за общее дело, а теперь их потомки лепят, что то про неравнаценный вклад, кто мы такие что бы давать такие оценки, если есть сомнения пересмотрите фото и видио встречи союзников на Эльбе. Сколько лет и дополнительных миллионов жизни унесла бы война, если бы авиация союзников не превратила в пыль экономику фашистской Германии, целое поколение летчиков американцев и англичан полегло на небе и земле, надо четко понимать что те американцы и нынешние совсем другие и обзывая пиндосами помните, что наши деды их так не обзывали.
351
39
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6726
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
Скажем прямо от сей статейки откровенно воняет.
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней
136
205
Ответить
XP
Томск
Народ сразу кинулся в срач: на святое посягнули! Никто не говорит, что США в одного выиграли войну. Они вообще ничего могли не делать у себя за океаном, только японцев бомбить. Но они тем не менее дали нам возможность выиграть. Да, за определённые деньги. Но они помогали нам, а не фашистам. Платить надо было только за оставшееся в живых барахло, это уже ахрененный скидос. Взвесьте, что лучше: потерять жизни или деньги. Так что, спасибо им хоть за такую поддержку, другие вообще с Гитлером заодно были. На самом деле вклад США в советскую Россию до начала холодной войны был очень нехилый...
275
58
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 462
Eternal Hate
народ народом, но без гуманитарной помощи США ничего не вышло бы
откуда знаешь?
52
108
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
vya270
Есть общепринятый факт. Вторую мировую выиграли на лошадях. Это касается всех участников. Касательно поставок, сколько нибудь значимые поставки начались после Сталинграда, когда уже всем стало очевидно, кто победит.
Ложь конечно
66
56
Ответить
ник
Черемхово
а мы все Америку хейтим по телевизору и комментариях.....мотор то не можем собрать ..... думаю на весте или каком ни будь дастере так же))))
114
38
Ответить
А Б
stsam
проправительственные! а попробуй правду написать, вмиг прикроют и инагентом объяват!
Чтобы быть объявленным иноагентом, нужно как минимум получать финансирование из-за рубежа. Почему именно таких тянет всегда "писать правду"?
36
107
Ответить
san1977
Как же такое получается?

Завод выходит армии самолёт не продавал?

А колхозу продал?
Не взывайте к логике, там её не любят.
65
25
Ответить
15708084
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
одной из причин поражения Германии стала нехватка ресурсов и мягко говоря горе союзники, они просто выдохлись, а СССР имело и ресурсы и богатых хотя и неоднозначных союзников котрые не только помогали материально, но оттянули часть сил Германии сколько войск Гитлера сгинуло в Африке, те же сибирские дивизии под Московой, если бы Америка серьезно не воевала бы Японией япошки не дали бы перебросить дивизии, победа как пелось в песне одна на всех
398
99
Ответить
   
Сообщений: 877
Леонид
ваш юмор не уместен, да мы были один на один с врагом и я потерял как и многие прадеда, но помощь была и существенная от США это факт, но наш народ герой - бабушка моя в приволжье рассказывала что их совхоз купил самолет для фронта! настолько было тяжело в москве с деньгами
при чем тут юмор? тут плакать надо.это линия партии сейчас такая
62
11
Ответить
А Б
FilthyRus
А на дроме в целом антисоветчина в последнее время последний писк моды, на втором месте после набора сотрудников у пивного киоска. По теме. Да, в Красной армии действительно во время ВОВ не хватало грузовиков,...
На старте достался чуть теплый труп прогнившей империи, без пары тройки жизненно важных органов, с гражданской войной на её территории. И заметь, обошлись без принудительной коллективизации, расстрелов, Сибири за колоски и прочих радостей.
76
86
Ответить
Леонид
Екатеринбург
san1977
Как же такое получается?

Завод выходит армии самолёт не продавал?

А колхозу продал?
кто сказал что самолеты не продавали армии, я написал что совхоз купил самолет для фронта!
43
46
Ответить
15708084
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
про памятники их снесли не потому что забыли, а потому что их поставили те кто после воины устроил в этих странах социалистический концлагерь танки в Праге и Варшаве вконец затоптали уважение и память освободителей превратив их в окупантов и душителй свободы
147
91
Ответить
   
Сообщений: 877
А Б
Чтобы быть объявленным иноагентом, нужно как минимум получать финансирование из-за рубежа. Почему именно таких тянет всегда "писать правду"?
потому-что трудно писать правду про хозяина, сидя у него на цепи
75
15
Ответить
А Б
Kyojima
У Американцев была серьёзная война на Тихом океане против японцев и за Атлантику. Но это никак не умоляет того факта, что пуговицы советских гимнастёрок и шинелей клепали в славном городе Чикаго. Американцы...
Украину? 🤣 Шпротостан жгет.
54
89
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 462
Kyojima
У Американцев была серьёзная война на Тихом океане против японцев и за Атлантику. Но это никак не умоляет того факта, что пуговицы советских гимнастёрок и шинелей клепали в славном городе Чикаго. Американцы...
А чего в свободной стране чернокожие дети учились отдельно от белых вплоть до 60-х? Про диктатуры в освобожденных Испании и Южной Корее ты тоже понятное дело не слыхал. Ну и не выпендривался бы тогда. А вообще, ты гонишь конкретно,
109
134
Ответить
15708084
Инженер_Гарин
Дром как флюгер. Сейчас выгоднее выставлять диктатуру пролетериата с плохой стороны, отсюда и куча статей с "неудачными испытаниями" техники в СССР, описания страданий владельцев авто в Союзе...
то, что техника особенно автомобили в СССР были хуже западных это факт, если не верите сравните Волгу и Мерседес годов эдак 1980 х, и сразу сомнения отпадёт
106
23
Ответить
А Б
serj86
потому-что трудно писать правду про хозяина, сидя у него на цепи
Ути пути.. теран притесняет. 😁
Да он втрое больше либерал чем самые либералы. Иди-ка в закородонье гденть правду про них мяукни на иностранные гранты.
51
117
Ответить
   
Сообщений: 877
А Б
Ути пути.. теран притесняет. 😁
Да он втрое больше либерал чем самые либералы. Иди-ка в закородонье гденть правду про них мяукни на иностранные гранты.
молодец, на обед заработал)
103
33
Ответить
15708084
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
вообще-то США объявили воину Германии еще в декабре 1941, и воевали на небе и на море и нехило размотали немцев особено в море и на небе
105
48
Ответить
михаил21083
А чего в свободной стране чернокожие дети учились отдельно от белых вплоть до 60-х? Про диктатуры в освобожденных Испании и Южной Корее ты тоже понятное дело не слыхал. Ну и не выпендривался бы тогда. А вообще, ты гонишь конкретно,
На сколько я помню, этот человек живёт на данный момент в южной корее, так что не вам ему о диктатуре рассказывать.
А вообще, рядом с ним есть корея северная. С диктатурой, коммунизмом и свободой слова. Я вот только позабыл, где делают хюндаи и самсунги: в южной и северной корее?
115
24
Ответить
15708084
Evgeny Artemyev
Статья не очень, нет главного: американцы плохие и союзников лучше б не было, а то лишняя морока мир спасать была .

Вера - это главное ж)
в то время если бы США заняла сторону Германии или даже сохранил нейтралитет воина шла бы дольше и жертв было бы больше
80
6
Ответить
ALEX
15708084
вообще-то США объявили воину Германии еще в декабре 1941, и воевали на небе и на море и нехило размотали немцев особено в море и на небе
Враньё. Войну США объявил Гитлер. Штаты упирались до последнего, торгуя на все стороны. Кого они там размотали на море и в небе? Немецкой авиации и в прицел не видали, а подлодки Гитлера у них как дома ходили, в тапочках.
92
121
Ответить
     
Киров
Сообщений: 3857
Дед был радистом и о америкосовских радиостанциях рассказывал только хорошее,особенно средней и большой мощности.
Женщина на корабле не только к беде,но и к удовольствию!
111
3
Ответить
15708084
в то время если бы США заняла сторону Германии или даже сохранил нейтралитет воина шла бы дольше и жертв было бы больше
Если бы США заняли сторону Германии, то СССР перестал бы существовать.
153
36
Ответить
xab
Екатеринбург
Очень хорошая статья, с фотокопиями документов.
Однако позанудствую.

"ссылку на документ с этими сведениями. Она выглядит так: «ГАУО. Ф. Р-3123. Оп. 2. Д. 114. Л. 6.» и расшифровывается следующим образом: ГАУО — это Государственный архив Ульяновской области, Ф. Р-3123 — это фонд «УАЗ», Оп. 2. — это рассекреченная опись документальных материалов постоянного хранения Ульяновского автомобильного завода по Первому отделу, Д. 114 — это «Отчеты и переписка с совнархозом Приволжского экономического района по проектированию новых образцов автомобилей». Л.6 — это номер листа с тематической карточкой № КВ12-006-63 по теме «Трехосный (6х6) армейский автомобиль грузоподъемностью 1-1,2 тонны».
Проще говоря, несмотря на всю важность, мы не загромождаем подобными ссылками наши исторические статьи, а только указываем названия документов. Этой же практики мы будем придерживаться и сегодня, "

Ссылки можно давать в конце статьи мелким, мелким шрифтом, как это делается в большинстве серьезных изданий статей.
И текст не загромождается и если вдруг, кому -то они понадобятся, то он сможет их найти и сослаться.
31
19
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Леонид
кто сказал что самолеты не продавали армии, я написал что совхоз купил самолет для фронта!
Если бы совхоз этот самолёт бы не купил?

Так бы самолёт и стоял на заводе?

Не купленный?
78
31
Ответить
xab
Екатеринбург
Eternal Hate
народ народом, но без гуманитарной помощи США ничего не вышло бы
Походу ты даже статью не осилил.
Основная масса помощи начала поступать в войска в середине 43-го.
На всякий случай напомню - это после Сталинграда и Курска.
75
68
Ответить
    
Ха
Сообщений: 32
айайай, дром на скрепы посигнул, как же так, ведь нацыстов победила РОССИЯ, единая!
96
37
Ответить
xab
Екатеринбург
san1977
Вернул?

Заплатил?
Вернул.
Если ты не в курсе.
Техника изымалась и отправлялась обратно.
Америкацы утилизировали её на месте в СССР.
Поди найди хоть один Шерман.
41
51
Ответить
strz
Барнаул
На автору статья вот с таким заголовком :

Что такое ленд-лиз, как устроен и зачем был нужен во время войны

Дром в Америку не хотите эмигрировать ? Или в Латвию любящую фашистов , ну вместе Чулпан Хаматовой .

Портал автомобильный но так и сквозит от вас не любовью к родине.
71
142
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Вернул на сумму 2,2 МИЛЛИОНА долларов из
Поставок на сумму 11,3 МИЛЛИАРДА
90
19
Ответить
san1977
Вернул на сумму 2,2 МИЛЛИОНА долларов из
Поставок на сумму 11,3 МИЛЛИАРДА
Так хорошая сделка: кому надо заработали и там (заводы-то частные) и тут (отдавать-то не нужно, наклепаем ещё ракет и танчиков)
5
26
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Енот Полоскун
Так хорошая сделка: кому надо заработали и там (заводы-то частные) и тут (отдавать-то не нужно, наклепаем ещё ракет и танчиков)
Что советскому народу с того, кто и где заработал?

Вы экономист?
31
5
Ответить
ALEX
Самое удивительное в том, что историю про Ленд Бизнес у нас продолжают называть помощью. А ведь это наипервейший и главный факт. И начинается размусоливание, сравнения, домыслы что бы было если бы не было. Бизнес и ничего личного. Больше нет в этом Ленд Лизе ничего. И все время пытаются навязать мысль, что я им должен быть благодарен. Пойду ка я поклонюсь в пояс супермаркету и банку. Ведь они мне так помогают, жратву продают и с деньгами выручили. Вечно должен кланяться.

В последнем заявлении Госдепа США по окончании второй мировой войны СССР нет вообще. НЕТ! Хранцузики вот есть, а СССР нет. Задумайтесь над этим люди. Думаю вполне ясно, на чью мельницу водичку льет эта писанина и прочие от "правдивых альтернативных голосов".
118
152
Ответить
как то дром совсем скурвился
скоро и бомбардировки советских городов обьявит гуманитарной помощью
(про Югославию ведь так сейчас говорят - и пипл хавает)
102
108
Ответить
san1977
Что советскому народу с того, кто и где заработал?

Вы экономист?
Нет, я - енот, написано же. В меру своих знаний и опыта комментирую тут в свободное от полоскания время.
27
21
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5540
как подгорело у квасных патриотов!
Оказывается чтоб "можем повторить" надо прежде с Америкой договориться?
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
112
46
Ответить
     
Сообщений: 3602
Да пофиг,прошлое в прошлом,а вот настоящее и будущее №*?%(Й*(",
С США ровняться просто смешно,даже с побежденной Германией и близко не сравнится,уже и Тайланд обошел,скоро индия обойдет,а хотя походу уже...
104
30
Ответить
Eternal Hate
xab
Походу ты даже статью не осилил.
Основная масса помощи начала поступать в войска в середине 43-го.
На всякий случай напомню - это после Сталинграда и Курска.
кроме танков ещё были поставки провизии
66
7
Ответить
ALEX
Енот Полоскун
Если бы США заняли сторону Германии, то СССР перестал бы существовать.
Кишка тонка оказалась. Японцев и тех не могли задолбить, даже с бомбой ядерной. А так хотели так хотели. Даже сразу после окончания войны кучу планов "Немыслимых" выпускали, но страшненько что то. И резервные дивизии отборных эсэсовцев пришлось распустить. Эх неудача какая. Уже старые мечты интервентов вспомнили, как будут делить шкуру медведя. А он все жив и жив. Коварство русских не имеет предела, все планы западлянцам путают. Умирать отказываются. Варвары в общем и низшая раса.
75
125
Ответить
   
Сообщений: 17299
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Вы это так рассказываете, как будто Вермахт под Вашингтоном стоял в 1941, а не под Москвой. А героическая Красная Армия защищала Капитолий в то время когда население США по домам сидело.

США воевали с теми кто на них напал - с Японией. И оказывали большую финансовую помощь СССР, который воевал с Германией. Чего в принципе не обязаны были делать. Могли просто подождать и посмотреть кто кого истребит - СССР или Рейх (год назад еще деливших между собой Польшу и Прибалтику). Ведь по идее - особой разницы меду коммунистами и национал-социалистами для США не было - и то и то были тоталитарные режимы, пытавшиеся захватить Европу.

З.Ы. А в конце, имея ядерное оружие - просто разбомбить Берлин.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
515
223
Ответить
ALEX
Кишка тонка оказалась. Японцев и тех не могли задолбить, даже с бомбой ядерной. А так хотели так хотели. Даже сразу после окончания войны кучу планов "Немыслимых" выпускали, но страшненько что...
Зарабатывайте-зарабатывайте, не мешаю вам.
61
14
Ответить
   
Сообщений: 17299
stsam
янки выиграли войну с германией? если бы не они нас фашисты победили бы?
Ну не факт, что победили. Но то, что это стоило бы еще миллионов и миллионов жизней советских людей - однозначно.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
96
5
Ответить
Александр
Ковров
san1977
Действия одного танка обеспечивали несколько грузовиков и автомобилей. Грузовиков в танковых дивизиях требовалось в разы больше чем танков. Даже на начало войны примерно в три раза . Танк надо...
СССР за время войны выпустил почти 100000 танков и САУ, плюс 600 штук союзники привезли. Ощущаете разницу? Об этом тут точно "умалчивают".
43
92
Ответить
   
Сообщений: 17299
stsam
дром, а то, что после войны СССР должна вернуть всю технику, или купить по баслословной цене, вы почему не написали? Дети фурсенко,ЕГЭ и фастфуда!
И в чем проблема была вернуть? Война кончилась, враг разбит. В чем проблема заплатить за то, чем ты будешь пользоваться уже не для борьбы с мировой угрозой, а для личных нужд своей страны?

То, что СССР после войны отказалась И возвращать грузовики И платить за них - одна из позорных страниц нашей истории. Война только кончилась, а СССР уже кинул вчерашних партнеров на деньги. И что это Советы никто не любил?
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
130
64
Ответить
Александр
Ковров
vya270
Скажем прямо от сей статейки откровенно воняет.
Почему-то не обсуждается кто и как помогал гитлеру, сколько заводов европы и сша работало на вермахт, всякие шкоды, форд, дженерал электрик и т.д. Вот это поинтереснее будет. И да, статейка провокационная, с душком.
88
109
Ответить
19973572
My name
Я бы тоже так хотел - вы воюйте, умирайте, я вам в кредит, технику, продовльствие и т.д.. А когда станет ясно, что войне конец - я прийду на помощь и объявлю себя победителем......
Вообще-то война началась в 1939-м и СССР далеко не сразу стал противником Рейха)
112
14
Ответить
Павел
Новосибирск
Инженер_Гарин
Дром как флюгер. Сейчас выгоднее выставлять диктатуру пролетериата с плохой стороны, отсюда и куча статей с "неудачными испытаниями" техники в СССР, описания страданий владельцев авто в Союзе...
Все СМИ куплены, чтобы стереть историю Советского союза, для основного контингента дома, это как сметана для кота, правда кастрированного...
56
82
Ответить
19973572
stsam
учи историю
история такая, что СССР оплатил 4% поставок)
80
16
Ответить
Александр
Ковров
15708084
одной из причин поражения Германии стала нехватка ресурсов и мягко говоря горе союзники, они просто выдохлись, а СССР имело и ресурсы и богатых хотя и неоднозначных союзников котрые не только помогали...
Германия проиграла не потому что им не хватило ресурсов, а потому, что Красная Армия победила.
69
79
Ответить
AveAve2
Северск
Спасибо за статью. Хоть америкосы и ******ы сейчас, но тогда они нам очень помогли и их техника спасла много наших жизней, а это бесценно. Другое дело , что другой рукой они и нацисткой Германии тоже помогали убивать нас, но как бы сейчас сказал наш фюрер "они руководствовались национальным интересами"....такая вот сложная штука-жизнь.
37
74
Ответить
   
Сообщений: 17299
FilthyRus
А на дроме в целом антисоветчина в последнее время последний писк моды, на втором месте после набора сотрудников у пивного киоска. По теме. Да, в Красной армии действительно во время ВОВ не хватало грузовиков,...
> К началу Войны СССР было 19 лет, за это время на пустом месте была проведена коллективизация, по сути с ноля создана тяжелая промышленность и налажен выпуск всей номенклатуры вооружения.

Вы упустили важный момент - СНАЧАЛА была развалена вся промышленность Российской Империи, страна погружена в хаос Гражданской войны на 4 года, миллионы людей убиты на войне или умерли с голоду ... а вот потом уже весь этот самими же Советами созданный трындец героически преодолели.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
113
50
Ответить
    
Сообщений: 1195
vya270
Есть общепринятый факт. Вторую мировую выиграли на лошадях. Это касается всех участников. Касательно поставок, сколько нибудь значимые поставки начались после Сталинграда, когда уже всем стало очевидно, кто победит.
Ну да. А еще молились все усиленно, по три раза в день.
Какая тушенка и Додж 3/4, пфуй...
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
58
8
Ответить
19973572
Александр
Опять к сталинградской битве перестрелки союзничков "присоседивают". Был ли СССР грузовой державой, неудобная правда. Громкие названия, а текст - пустышка, справка. Что вы хотели рассказать читателям?...
памятники советским солдатам в сносят в странах, оккупированных после войны СССР и то далеко не везде. В Германии не сносят.
Для танков нужна броня и снаряды, а без поставок по ленд-лизу она была как у паровоза котел. В пушку можно было только фиги тиграм показывать)
77
27
Ответить
19973572
vya270
Есть общепринятый факт. Вторую мировую выиграли на лошадях. Это касается всех участников. Касательно поставок, сколько нибудь значимые поставки начались после Сталинграда, когда уже всем стало очевидно, кто победит.
Вторую мировую немцы на лошадях продули) СССР ее выиграл благодаря 400000 грузовиков, полученных по ленд-лизу.
52
22
Ответить
    
Сообщений: 1195
михаил21083
А чего в свободной стране чернокожие дети учились отдельно от белых вплоть до 60-х? Про диктатуры в освобожденных Испании и Южной Корее ты тоже понятное дело не слыхал. Ну и не выпендривался бы тогда. А вообще, ты гонишь конкретно,
Зато сейчас ты перед любым негром можешь смело падать на колено:-))
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
47
27
Ответить
15708084
Александр
Германия проиграла не потому что им не хватило ресурсов, а потому, что Красная Армия победила.
одной из причин, см. внимательней
19
6
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2419
Александр
СССР за время войны выпустил почти 100000 танков и САУ, плюс 600 штук союзники привезли. Ощущаете разницу? Об этом тут точно "умалчивают".
Вы врёте, батенька.
СССР выпустил около 105 тысяч,
США и Британия поставили более 17 тысяч.
Это 17%.

Но дело не в этом.
Чтобы делать танк, нужен металл.
Советские танки в основном были дизельные.

Дизель В2. Алюминиевые.

Производство алюминия было потеряно на Украине.

Откуда алюминий? Из Англии и США.

Не было бы алюминия не было бы и танков.
111
29
Ответить
Александр
Ковров
15708084
про памятники их снесли не потому что забыли, а потому что их поставили те кто после воины устроил в этих странах социалистический концлагерь танки в Праге и Варшаве вконец затоптали уважение и память освободителей превратив их в окупантов и душителй свободы
При освобождении польши погибли более 600000 красноармейцев, при освобождении чехословакии 150000 солдат Красной Армии, этим солдатам поставлены памятники освобождёнными народами в знак уважения их подвига и их светлой памяти. Не может быть оправданий их сносу.
84
50
Ответить
19973572
михаил21083
А чего в свободной стране чернокожие дети учились отдельно от белых вплоть до 60-х? Про диктатуры в освобожденных Испании и Южной Корее ты тоже понятное дело не слыхал. Ну и не выпендривался бы тогда. А вообще, ты гонишь конкретно,
бегом в школу
36
16
Ответить
19973572
Енот Полоскун
Если бы США заняли сторону Германии, то СССР перестал бы существовать.
они бы не заняли, так как Рейх воевал с UK.
11
10
Ответить
21390376
Ай, Арбузов, ай молодца! Про утильсбор написал, теперь решил про войну просветить дромовскую публику!)))
Мда... И что характерно, не писка ни даже намека, что всю, ВСЮ войну до самого конца из США вовсю шли поставки огромнейшего ассортимента, и благодаря которым тоже, фашистская Германия не свалилась в штопор за пару-тройку лет!!!
Но ведь это "неудобная" правда, про которую совершенно не обязательно всем знать, не правда ли?)))))
Ай да Арбузов, ай да суккин сын!!!))))))))) А хомяк слушает да ест, только за ушами трещит!))
65
83
Ответить
19973572
xab
Походу ты даже статью не осилил.
Основная масса помощи начала поступать в войска в середине 43-го.
На всякий случай напомню - это после Сталинграда и Курска.
Сталинграда и Курска без помощи союзников и не случилось бы
46
34
Ответить
Александр
Ковров
15708084
одной из причин, см. внимательней
Это главная причина, вы это не выделяли.
3
14
Ответить
19973572
Александр
СССР за время войны выпустил почти 100000 танков и САУ, плюс 600 штук союзники привезли. Ощущаете разницу? Об этом тут точно "умалчивают".
в 1941–1945 годах из США в Советский Союз прибыло 5872 американских и 4523 английских и канадских танка. Всего же — 10 395 танков.
Да СССР с помощью союзников быстро нарастил объемы производства танков, а танки союзников совсем не походили на КВ.
Но поставки компенсировали тот момент, когда СССР налаживал свое производство заново, а воевать было не на чем, вообще.
39
7
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 640
19973572
история такая, что СССР оплатил 4% поставок)
иван кинул джона))))
золотишко то возили туда и много!
14
24
Ответить
Александр
Ковров
san1977
Вы врёте, батенька. СССР выпустил около 105 тысяч, США и Британия поставили более 17 тысяч. Это 17%. Но дело не в этом. Чтобы делать танк, нужен металл. Советские танки в основном были дизельные....
Вся материальная помощь союзников и была не более этих 17-ти процентов, а то и меньше. Красноармейцы в шутку американскую тушёнку называли "вторым фронтом". Союзники конечно же помогали СССР, но их вклад не назовёшь решающим, как и вступление англо-американцев в войну в европе в июне 1944 года, когда исход войны был очевиден.
31
54
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!