Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Хороший товарищ, с которым мы общаемся еще с 1990-х годов, однажды оказался за рулем не совсем привычной для него Лады Весты в самой популярной комплектации, с мотором ВАЗ-21129 объемом 1,6 л и механической коробкой. И тут с ним злую шутку сыграл 25-летний водительский стаж, значительная часть которого пришлась на машины с «роботами», вариаторами и классическими гидромеханическими «автоматами». Выгоняя Весту из гаража, он по рассеянности включил заднюю передачу, не выжав педаль сцепления. Машина дернулась, и двигатель, работавший в этот момент на холостом ходу, заглох. Это досадное происшествие вызвало самые разные подозрения и предположения о возможных последствиях, но несколько проверочных кругов по ближайшим окрестностям поначалу никаких проблем не выявили.
Однако вместо привычной эксплуатации Весту теперь ждал жесткий тест-драйв в самых неожиданных режимах, призванный выявить возможные скрытые дефекты, вызванные жестким включением задней передачи. Как известно, кто ищет — тот всегда найдет, и этот поиск увенчался успехом. Оказалось, что если двигаться на задней передаче накатом с выжатым сцеплением, из коробки слышно равномерное глуховатое пощелкивание. Товарищ обратился ко мне с просьбой устранить этот звук, и Веста оказалась на подъемнике.
Вообще-то если дефекты коробок передач проявляются только в негромких звуках, то я обычно стараюсь такие машины в ремонт не брать. Я не альтруист, а поиск причин этих звуков по соотношению «трудозатраты/заработок» порой не очень выгоден, потому что на слух легко диагностируется лишь хруст изношенных синхронизаторов. Чаще всего найти источник «лишнего» звука в коробке гораздо сложнее, чем устранить такие дефекты, как не включающаяся или «выскакивающая» передача. Бывает, что продвинутые автолюбители, услышав, как при нажатии на педаль сцепления в машине становится тише, уверенно говорят: «Подшипник первичного вала гудел!». Но в большинстве случаев они ошибаются, потому что даже у неподвижного автомобиля, мотор которого работает на холостом ходу, в коробке одновременно вращаются почти все подшипники, валы и шестерни. При этом зубцы шестерней постоянно находятся в зацеплении с первичным валом и служат еще одним возможным источником звука. Разобраться в этом «оркестре» часто не помогает и годами натренированный слух.
Но, как говорится, сам погибай, а товарища выручай! Я снимаю коробку передач Весты, очередной раз отмечая грамотную конструкцию машины, разработанную с учетом возможного ремонта. Разборный подрамник или съемные шаровые опоры становятся в наши дни редкостью.
Даже на родственном X-Ray подрамник не разбирается, и для снятия коробки его надо демонтировать. Я совсем не против подобных усложнений конструкции, ведь за все техноказусы машины в итоге заплатит ее владелец.
Но на Весте снятие коробки особых затруднений не вызывает, и за эту работу я возьму на 2000 рублей меньше, чем за X-Ray.
И вот коробка разбирается. Чтобы докопаться до сути, надо постепенно отсоединить и убрать все лишнее, совсем как в «бритве Оккама» или в известном высказывании Микеланджело. Ненужное понемногу раскладывается по своим коробкам и отодвигается подальше.
Наконец-то корпус коробки можно вскрыть, как арбуз. Эх, если бы увидеть сразу отломившийся зуб у шестерни заднего хода или задиры на первичном валу или муфте, вот было бы и решение задачи… Но на первый взгляд валы и шестерни повреждений не имеют.
Я никуда не спешу — клиенты предупреждены, что я занят, и планово записываются на два-три дня вперед. Поэтому дальше идет кропотливая разборка, причем каждая снятая деталь рассматривается «с пристрастием». Особенное внимание уделяется тем, что обеспечивают включение задней передачи. Это шестерня заднего хода и ее ось…
…первичный вал…
… и муфта первой-второй передач, «по совместительству» обеспечивающая обратное вращение вторичного вала своими наружными зубцами. Именно в них врезалась шестерня заднего хода при неловком включении.
Еле уловимые потертости и царапинки на этих деталях не в счет. Пробег машины перевалил за 100 000 не самых щадящих, а порой и совсем безжалостных километров, и бесследно они не прошли. Износ в тех местах, куда показывает стрелка на фото ниже, образовался постепенно, а не от одного резкого включения.
Но вот и разгадка! На одном из зубцов первичного вала обнаруживается трещина.
Внешне целые шестерню заднего хода и муфту решили тоже заменить, «чтобы два раза не бегать», ведь они получили такой же удар, как и вал. Заодно владелец захотел «подкинуть» новое сцепление и задний сальник коленвала. Что ж, красиво жить не запретишь, и любителю быстрой езды новое сцепление не помешает. Но модный фторопластовый сальник «с эффектом памяти» стоимостью около 1000 рублей, на мой взгляд, явный перебор, особенно с учетом вполне работоспособного старого. Устанавливать его, кстати, без специальной пластиковой оправки лучше даже и не пытаться.
Ну а дальше — дело техники. Вот наступил торжественный момент, когда коробка установлена на машине и Веста отправилась в тестовый пробег. Но каково же было наше общее разочарование, когда при движении на задней передаче накатом раздалось то же самое приглушенное пощелкивание!
Что ж, как учили в школе, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла», и в мастерской развернулось действие «Веста: дубль два». Стали появляться нехорошие мысли: «Если дело и дальше так пойдет, ее можно будет разбирать, как автомат Калашникова, на время и с завязанными глазами!». Вскоре коробка снова «располовинена».
Может, невзирая на бюджет, «бить по площадям»? Но не менять же, скажем, весь вторичный вал просто на всякий случай? Я не сторонник подобных действий и обычно предпочитаю бороться с явными дефектами, проявляющимися «в полный рост». Коробка опять разбирается подетально, каждая мелочь снова придирчиво осматривается.
Когда терпение уже заканчивается, на ступице муфты первой-второй передач обнаруживается какая-то полосочка, как будто волосок прилип… Царапина или трещина? Фото тогда не получилось, стрелка указывает на подозрительное место приблизительно.
Пожалуй, это все же трещина. Появилась она из-за единственного неаккуратного включения задней передачи или раньше, во время «светофорных гонок», сейчас не важно. Какое-то время эта ступица проработала бы, особенно при аккуратном обращении, но несколько резких стартов могли превратить ее примерно вот в такое месиво.
С этой полностью раскрошившейся ступицей ко мне когда-то приехал клиент-таксист. На его ВАЗ-2112 перестали включаться первая и вторая передачи. Я тогда так и не понял, как вообще может такое произойти. Хотя ступица оказалась редкого образца, ремонт обошелся таксисту очень недорого, потому что подходящую деталь я обнаружил в залежах металлолома в мастерской.
Ну а сейчас помимо ступицы муфты товарищ приобрел еще и комплект всех подшипников. Гулять так гулять!
Вспоминаются два противоположных случая из моей практики. Однажды, меняя на 5-ступенчатой коробке ВАЗ-2104 сломавшийся «под корень» рычаг переключения передач, я неожиданно увидел, что на нескольких зубцах шестерни пятой передачи были выломаны большие куски, каждый размером чуть ли не по полсантиметра. Но хозяин машины, пожав плечами, сообщил, что коробка работает отлично и никаких лишних звуков нет. С этой сломанной шестерней коробка прошла многие тысячи километров.
Но была и обратная ситуация, когда я дважды разбирал коробку «девятки», пытаясь найти причину сильнейшего ритмичного стука. Как оказалось, грохот, сравнимый с мощными ударами молотка, вызывал крохотный, еле заметный неровный скол одного из зубов первичного вала. Повреждение размером не больше одного квадратного миллиметра я просто загладил напильником, и после сборки звук исчез. Да, разобраться со звуками из коробки передач порой очень непросто…
Но на этот раз все должно получиться — ведь в коробке Весты просто не осталось незамененных деталей, которые хоть какое-то отношение имеют к включению задней передачи. Конечно, только сейчас обнаруженная трещина ступицы муфты — моя явная оплошность, но лучше поздно, чем никогда.
Наконец-то машина собрана. И что показал первый же проверочный круг вокруг гаражей? Правильно! Он продемонстрировал ошеломленной публике, что злополучный звук так никуда и не делся!
Описать цензурными словами нашу реакцию сложно. Скажу лишь, что все пять стадий принятия неизбежного, вопреки психологической науке, промелькнули за секунды и были выражены громко и образно. Решено было продолжать ездить. Сколько? С этим сложнее, поскольку в процессе ремонта неожиданно обнаружилось, что в моторе почти не было масла.
Его недавно меняли, двигатель сухой, потеков масла нигде нет…
Получается, оно сгорело? Да, хотя эти бывшие «приоромоторы» «масложором» обычно не страдают. Видимо, дала о себе знать практиковавшаяся хозяином продолжительная езда на скоростях, близких к максимальным. Скорее всего, теперь машина отправится на рынок. «Не бита, не крашена, один владелец, реальный пробег 105 000 км, преимущественно трассовая эксплуатация»… Эта Веста наверняка быстро найдет нового счастливого хозяина, расчетливо предпочитающего «проверенное б/у».
Поскольку причина невнятных пощелкиваний так и не была установлена, а лишние звуки никуда не делись, ни о какой оплате моей работы речь даже идти не могла. По крайней мере, таково было мое мнение на этот счет. Но заказчик его слегка подкорректировал.
Вскоре я, загоняя в бокс другую Ладу с такой же коробкой, неожиданно услышал знакомые звуки. Пробег машины — всего лишь 30 000 пенсионерских дачных километров. Хозяин уверенно сказал, что звук этот был всегда, и по гарантии с ним даже разбираться не стали. Тут-то я и вспомнил свой старый тест-драйв Лады Гранты Кросс, на которой была точно такая же тросовая коробка передач, как и на «подопытной» Весте. Тогда я задал специалистам АвтоВАЗа, сопровождавшим этот тест-драйв, вопрос о причинах шумной работы коробки даже на тестовой машине. Выяснилось, что при нынешней культуре производства со звуками КП не справиться без существенных инвестиций в обновление станочного парка, поскольку заводское оборудование не позволяет обрабатывать шестерни коробок с более высокой точностью. Так, может, и у злосчастной Весты эти звуки были уже давно? Кто знает…
Как бы то ни было, но даже из этого неудачного ремонта можно сделать важный вывод. Тот факт, что замена поврежденного первичного вала и треснувшей муфты абсолютно никак не сказалась на звуках, издаваемых коробкой передач, говорит о том, что иногда серьезные дефекты узлов и деталей могут вообще не проявляться внешне. Порой их не выявит даже повседневная эксплуатация, не говоря уже о простом осмотре. Подобные неисправности могут терпеливо ждать своего часа как мины замедленного действия, и с этим ничего не поделаешь.