Десять лет назад хэтчбеки гольф-класса были по-настоящему народными автомобилями. С тех пор рынок изменился кардинальным образом, трех и пятидверные машины теперь массово представлены только на вторичном рынке. Менее привлекательными они от этого не стали. Мы подобрали шесть вариантов народных автомобилей недавнего прошлого и разобрались в их надежности, сильных и слабых местах, а также приценились к предложениям на вторичном рынке.
Кто он? Volkswagen Golf седьмого поколения появился на российском рынке в 2013 году. Хэтчбек стал первой моделью, созданной на платформе MQB. По сравнению с предшественником Golf получил более прочный кузов с увеличенной долей высокопрочных сталей и множество инноваций вроде системы автоматического торможения.
Для хэтчбека были доступны двигатели 1.2 TSI (85 и 105 л.с.) и 1.4 TSI (122 и 140 л.с.), совмещенные с механической коробкой передач либо с 7-ступенчатым «роботом» DSG. А также 1,6-литровый «атмосферник» на 110 л.с., который сочетался с «механикой» или АКП.
Рестайлинговая версия Гольфа вышла на наш рынок в 2018 году. Хэтчбек получил видоизмененную переднюю часть кузова и слегка доработанный салон. Для России обновленный Golf был представлен только в модификациях с 1,4-литровым двигателем TSI мощностью 125 и 150 л.с.
Недостатки. Экстерьер Гольфа лишен ярких внешних черт, что не всем придется по нраву. Аналогично и с салоном, который к тому же не балует особым простором. Жестковата подвеска и есть претензии к шумоизоляции. При езде по каменистым дорогам начинают шуметь колесные арки.
Достоинства. При всей строгости интерьера эргономика и удобство посадки в Гольфе образцовые. Объем багажного отделения правильной формы — 380 литров. На ходу радует отлично настроенное шасси, а особенно хорош Golf с бойкими турбомоторами.
Надежность. Несмотря на двойную гальваническую оцинковку, сколы на кузове Гольфа со временем начинают корродировать. Проблемы с ЛКП чаще всего возникают в области стыка задних крыльев с бампером, на капоте и кромке крыши. У некоторых хэтчбеков начинает слезать краска с капота, арок и в районе дверных ручек.
Симпатичный салон изготовлен из стойких к износу материалов, но имеет проблемы с герметичностью. Может подкинуть проблем электрика. В первую очередь это касается климат-контроля и мультимедийной системы. Есть вопросы к герметичности салона.
Все моторы Гольфа могут проявлять повышенный масляный аппетит. Провинился даже базовый атмосферный 1.6, хотя некоторые владельцы успешно решают проблему подбором оптимальной смазки. В целом это надежный двигатель и при регулярной замене масла может прослужить более 250 000 километров.
Турбомотор 1.2 также склонен к «масложору». На втором месте в списке проблем — повышенное образование нагара на впускных клапанах. После 100 000 километров часто возникает проблема с течью помпы.
То же самое касается и двигателя 1.4, но в целом он считается одним из самых надежных турбомоторов. Возможно появление шума от фазовращателей, но при правильном обслуживании он способен пройти более 250 000 километров.
С механическими коробками у Гольфа больших проблем нет. Разве что слабоват дифференциал. Немного хлопот и с 6-ступенчатым «автоматом» Aisin. Главное — не допускать перегревов и почаще менять смазку. Для 7-ступенчатого «робота» все так же характерны быстрый износ сцеплений и отказы блока мехатроника. Хорошо, что эта коробка хорошо диагностируется.
С надежностью подвески все неплохо. Самые часто обновляемые детали — стойки стабилизатора и сайлент-блоки передних рычагов.
Оптимальная версия. Меньше всего потенциальных дорогостоящих проблем имеет версия с атмосферным двигателем 1.6 и автоматической коробкой. Тем не менее оправданна и покупка ухоженного турбированного Golf.
Цены на Дроме. Это в Европе седьмой Golf ходил в бестселлерах, а у нас приличный подержанный экземпляр придется еще поискать. В основном распространены пятидверные хэтчбеки с турбомоторами 1.2 и 1.4 в сочетании с «механикой» или «роботом». Цена экземпляра в приличном состоянии — около 1 000 000 рублей.
Кто он? Соплатформенник Kia Ceed, доступный в трех- и пятидверном кузове. Модель второго поколения появилась на нашем рынке в 2012 году. Ходовая часть Hyundai i30 сочетает передние стойки McPherson и заднюю многорычажную подвеску.
В спецификации для России хэтчбек имел два варианта бензиновых двигателей. Базовый 1,4-литровый мотор мощностью 100 л.с. сочетается только с 6-ступенчатой «механикой». Более мощный 1,6-литровый агрегат выдает 130 л.с. Ему на выбор положены МКП и «автомат».
После рестайлинга 2015 года особых перемен в экстерьере не произошло. Слегка изменились бамперы, головная оптика и решетка радиатора, появились светодиодные ходовые огни. Салон изменился еще меньше. Новшество в плане техники — новый 1,4-литровый двигатель той же мощности, что и раньше.
Недостатки. Подвеска хэтчбека не любит максимальной загрузки, к тому же ее легко пробить, да и бамперы у i30 расположены низко. Есть претензии к шумоизоляции. С любым из бензиновых моторов хэтчбек не балует убедительной динамикой.
Достоинства. У i30 довольно просторный и функциональный салон с удобными креслами, хорошей обзорностью и приличной эргономикой. Неплохо настроена подвеска. Ездить на Hyundai i30 по хорошим дорогам — в радость. На руле приятное усилие, реакции спокойны и точны, крены в пределах нормы.
Надежность. Из-за слабого ЛКП при оценке кузова i30 следует обратить внимание на переднюю кромку неоцинкованной крыши, крылья и дверь багажника. Сильно подвержены пескострую пороги. Слабоваты крепления бамперов.
Типичные проблемы салона — лоснящийся руль и просиженные сиденья. «Сверчки» и прочие посторонние звуки тоже в порядке вещей. Электрика требует внимания, особенно все, что связано с головной оптикой, бесключевым доступом, парктрониками и подогревом сидений.
Бензиновые моторы 1.4 G4FA и 1.6 G4FG в целом надежные и неприхотливые агрегаты, которые запросто могут пройти около 300 000 километров. Но проблема с задирами в цилиндрах их тоже касается. Вдобавок это алюминиевые двигатели с открытой рубашкой охлаждения и тонкостенными гильзами, жесткость которых невелика. При очень активной эксплуатации либо частых перегревах цилиндры могут пойти эллипсом, и тогда появится прогрессирующий расход масла. Ресурс цепи ГРМ у этих моторов сильно зависит от стиля вождения. У спокойных водителей цепь зачастую выдерживает не менее 200 000 километров. Это же касается и двигателя 1.4 G4LC, который появился при обновлении. 6-ступенчатая МКП неприятные сюрпризы преподносит редко, разве что сцепление могло бы служить подольше. Потенциальный ресурс коробки — не меньше 250 000 километров.
6-ступенчатый «автомат» при должном обслуживании может пройти до 200 000 километров, а то и больше. При агрессивной езде и замене масла реже, чем каждые 50 000 километров, ресурс сокращается в полтора-два раза.
В подвеске часто требуют обновления стойки и втулки стабилизаторов. Обычно им требуется замена примерно каждые 50 000 километров пробега. Амортизаторы редко выдерживают более 100 000 километров. В рулевом управлении использован электроусилитель на рулевом валу. Система не славится надежностью и при покупке требует проверки.
Оптимальная версия. Такой можно считать Hyundai i30 с мотором 1.6 и любым вариантом коробки передач.
Цены на Дроме. Хэтчбеки с мотором 1.6 встречаются в продаже чаще всего. Не составит труда найти экземпляр как с «механикой», так и с автоматической коробкой. Трехдверные хэтчбеки — большая редкость. За Hyundai i30 в приличном состоянии нужно отдать примерно 900 000 рублей. Рестайлинговую версию за указанный бюджет найти, скорее всего, не получится.
Кто он? Корейский по происхождению хэтчбек, созданный на общей платформе с Opel Astra. В России «пятидверка» появилась в 2011 году. В конструкции ходовой части использованы передние стойки типа McPherson и задняя торсионная балка.
Изначально для Chevrolet Cruze были доступны только атмосферные двигатели 1.6 (109 л.с.) и 1.8 (141 л.с.), которые предлагались в сочетании с 5-ступенчатой механической либо с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией.
В 2013 году начались продажи турбированной версии хэтчбека. Она оснащалась 140-сильным мотором объемом 1,4 литра, который сочетался с «автоматом».
Недостатки. Посадку на второй ряд осложняет узковатый дверной проем, да и сам диван у Круза плоский, жесткий и не самый просторный. Дополнительная шумоизоляция — насущная необходимость. Едет Cruze не так спортивно, как выглядит — вес немаленький, коробка задумчивая, рулю не хватает обратной связи. К тому же для наших дорог хэтчбек низковат.
Достоинства. Cruze привлекает интересной внешностью и нетривиально оформленным салоном. Объем багажника — минимум 413 литров и солидные 883 литра при сложенных сиденьях.
Надежность. Кузов Cruze расстраивает тонким металлом и качеством окраски. При этом коррозии хэтчбек сопротивляются вполне успешно, конечно, если речь про ухоженный экземпляр.
Быстро теряют товарный вид материалы внутренней отделки. На больших пробегах могут появляться незначительные «сверчки» в салоне. Часто достают мелочи вроде ломающихся стеклоподъемников и подогрева водительского кресла.
У двигателя F16D3 есть проблема с зависанием клапанов и сбоями зажигания из-за попадания масла в свечные колодцы. При своевременной замене ремня ГРМ, чистом впуске и исправной системе охлаждения этот мотор способен пройти более 250 000 километров. 1,8-литровый F18D4 известен частым выходом из строя фазорегуляторов и отказами по электрике. Нужно следить за герметичностью теплообменника. Турбомотор A14NET имеет надежный цепной ГРМ и довольно ресурсную турбину. «Масложор» обычно возникает по вине залегших колец. Немало проблем доставляет капризная система ВКГ.
Из коробок надежнее всего — «механика», хотя она и склонна к масляным течам. 6-ступенчатый «автомат» имеет капризный гидроблок и предрасположенность к перегреву.
Элементы подвески у Cruze достаточно долговечные и редко требуют замены ранее 100 000 километров пробега. В рулевом управлении у большинства российских экземпляров используется обычный ГУР, который не имеет серьезных хронических проблем.
Оптимальная версия. Выбор подержанного Cruze лучше ограничить атмосферными версиями. Те, кто опасается дорогого ремонта «автомата», могут обратить внимание на модификации с «механикой».
Цены на Дроме. В основном распространены хэтчбеки с моторами 1.6 и 1.8. Chevrolet Cruze в приличном состоянии стоит около 800 000 рублей.
Кто он? Рестайлинговая Opel Astra J появилась в 2012 году. И без того эффектный изначально дизайн экстерьера и качественный салон почти не изменились. В основе модели — переднеприводная платформа Delta II с независимой передней и полузависимой задней подвеской.
Хэтчбек Astra был доступен в виде «пятидверки» и трехдверной версии GTC. Для Астры предлагалась широкая линейка бензиновых атмосферных и турбированных моторов, а также дизелей. Список коробкой передач включал 5- и 6-ступенчатую «механику», а также 6-ступенчатый «автомат». Продажи модели на нашем рынке были свернуты в 2015 году.
Недостатки. Из-за толстых стоек с дополнительными треугольными окошками обзорность хэтчбека оставляет желать лучшего. Салон не отличается особой практичностью — маловат бардачок, подстаканник всего один, и вообще мало мест для мелочовки. Нередко живет какой-то своей жизнью электрика.
Достоинства. Астре достался один из самых качественных интерьеров в непремиальном гольф-классе. Внутри хэтчбек радует простором и хорошей комплектацией. Багажник встречает аккуратной отделкой и продуманной организацией пространства. На ходу Astra отличается плотной и достаточно энергоемкой подвеской.
Надежность. Кузов Астры обладает высокой стойкостью к коррозии, однако ЛКП легко затирается и царапается. Быстро тускнеют хромированные пластиковые элементы.
Качественный салон Астры не склонен досаждать скрипами даже на больших пробегах. Из пластиковых элементов быстрее всего затираются внутренние ручки дверей. Тканевый салон, в отличие от экокожи, сохраняет приличный вид даже после пробега в 150 000 километров. После 100 000 километров возможны проблемы с нагревательным элементом водительского сиденья.
Атмосферные бензиновые двигатели 1.4 A14XER, 1.6 A16XER и 1,8-литровый A18XER различны по конструкции, но, несмотря на склонность к течам масла, одинаково надежны. При грамотной эксплуатации ресурс более чем в 300 000 километров для них вполне реален. Турбомотор A14NET здесь такой же, как у Cruze.
1,6-литровых турбомоторов у Астры было целых два. 180-сильный A16LET имеет проблемы с термостатом, помпой, а самое главное — с ресурсом поршневой. Капризен и A16XHT мощностью 170 л.с. Дизели куда надежнее. При своевременном обслуживании любой из них способен пройти до 500 000 километров.
Астрам с атмосферными моторами полагалась 5-ступенчатая МКП, которая отличается слабым дифференциалом и очень часто выходящими из строя подшипниками вторичного вала. С турбомоторами и дизелями сочеталась 6-ступенчатая коробка, у которой довольно быстро изнашиваются синхронизаторы. У 6-ступенчатой АКП часто дают течь трубки охлаждения коробки. При спокойном стиле езды, своевременном обслуживании с частой заменой масла и установке внешнего фильтра ресурс коробки зачастую превышает 250 000 километров.
Элементы подвески у Астры достаточно долговечные. Передние амортизаторы выдерживают около 100 000 километров. Примерно тогда же может потребоваться обновление шаровых опор, стоек стабилизатора и ступичных подшипников. Задняя подвеска еще более ресурсная.
Оптимальная версия. Логичнее всего искать Астру с надежным атмосферным мотором и уделить должное внимание диагностике коробки, независимо от ее типа.
Цены на Дроме. Самая распространенная модификация среди «пятидверок» — хэтчбек с атмосферным 1.6 на 116 л.с. Турбированную Астру найти сложнее. Цены — от 850 000 рублей. У «трехдверок» GTC в приоритете 140-сильный турбомотор, а цены на экземпляры в приличном состоянии начинаются с 950 000 рублей.
Кто он? Рестайлинговая версия третьего поколения Megane появилась в 2012 году. Экстерьер и салон изменились лишь в деталях. На нашем рынке модель была доступна в виде пятидверного хэтчбека и «трехдверки» по имени Megane Coupe. Обе модификации имели переднюю подвеску типа McPherson и заднюю скручивающуюся балку.
Несмотря на очень широкую моторную гамму, официально на российский рынок хэтчбек Megane поставлялся только с тремя бензиновыми двигателями. Изначально были доступны базовый 1.6 мощностью 106 л.с. и 2,0-литровый 137-сильный двигатель. В ходе обновления к ним добавился новый 1,6-литровый мотор на 114 л.с., который предлагался в комбинации с вариатором. Базовый двигатель сочетался с МКП или 4-ступенчатым «автоматом», а 2,0-литровый агрегат помимо МКП комплектовался и вариатором.
Продажи Мегана после второго рестайлинга начались в России в 2014 году. Обновленные внешне хэтчбеки предлагались с теми же двигателями, но базовая модификация с 1,6-литровым мотором лишилась версии с АКП.
Недостатки. Обзорность у Мегана посредственная. На втором ряду не разгуляешься. Запас пространства для ног там совсем невелик. С моторами, которые официально поставлялись на наш рынок, хэтчбек разгоняется очень неспешно.
Достоинства. Такого домашнего уюта, который источает французский салон, нет ни у кого из конкурентов. Уровень шумоизоляции и плавность хода — как у автомобилей выше классом.
Надежность. Оцинкованные кузовные детали Мегана неплохо сопротивляются коррозии. Тем не менее злоупотреблять этим качеством не стоит, все повреждения окраса лучше быстро ликвидировать.
Часто вред ЛКП наносят некачественные дверные уплотнители, а также пластиковая накладка двери багажника. Есть проблема с появлением трещин краски на крыше.
Салон в целом неплохо сопротивляется старению, особенно если он отделан тканью, а не кожзамом. Типичные отказы электрики касаются аудиосистемы, бесключевого доступа, приборной панели и топливомера.
Базовый 1,6-литровый K4M — это простой по конструкции чугунный двигатель с потенциальным ресурсом более 400 000 километров и хорошей ремонтопригодностью. Двигатель Н4М мощностью 114 л.с., который появился после обновления, склонен к «масложору». Но далеко идущих неприятных последствий такая особенность двигателя не имеет. У активных водителей быстро вытягивается цепь ГРМ. 2,0-литровый М4R оснащен распределенным впрыском и надежным цепным ГРМ. Алюминиевая ГБЦ этого мотора боится перегрева. Его потенциальный ресурс составляет не менее 350 000 километров.
К механической коробке Мегана минимум вопросов. Если регулярно обновлять в ней масло, то ресурс превысит 250 000 километров. 4-ступенчатый «автомат» DP2 отличается невысоким ресурсом втулок и соленоидов-регуляторов. Чтобы не знать бед с этой коробкой, ей нужно обеспечить чистое масло и хорошее охлаждение с внешним радиатором. Вариатор еще чувствительнее к чистоте смазки, а езду без прогрева, быстрые старты и пробуксовки он в принципе не любит.
Если не злоупотреблять всеядностью подвески Мегана, то она порадует хорошим ресурсом. Основные детали зачастую служат не менее 120 000 километров. Задняя подвеска еще более безотказная. Рулевое управление у хэтчбека с электроусилителем, расположенным на рулевом валу, не отличается врожденными проблемами.
Оптимальная версия. Меньше всего забот сулит покупка хэтчбека с базовым 1.6 в сочетании с механической коробкой.
Цены на Дроме. В продаже в основном встречаются пятидверные Megane с двигателем мощностью 114 л.с. в паре с вариатором. За хэтчбек в приличном состоянии придется отдать примерно 850 000 рублей.
Кто он? Второе поколение Nissan Tiida появилось на нашем рынке в 2015 году. Хэтчбек был построен на той же платформе, что и седан Sentra. Соответственно, Tiida получила передние стойки McPherson и заднюю полузависимую подвеску. Под капотом — безальтернативный 1,6-литровый мотор мощностью 117 л.с. в паре с 5-ступенчатой МКП или вариатором. Tiida, как и родственный седан, собирали в Ижевске, но продажи модели свернули в 2016 году.
Недостатки. Передние кресла в Тииде расположены выше, чем хотелось бы и нужно для удобной посадки. Объем багажного отделения — всего 307 литров. С любым вариантом коробки хэтчбек разгоняется крайне неохотно.
Достоинства. Задний диван в Tiida — один из самых просторных в классе. Здесь и третий пассажир не будет лишним. В движении хэтчбек демонстрирует великолепную плавность хода и выдающуюся энергоемкость подвески.
Надежность. Кузов Тииды хорошо оцинкован и поэтому, несмотря на возникающие сколы, быстро не гниет. Ржавчина в первую очередь возникает вокруг хромированной накладки на крышке багажника. Под капотом нередко корродируют трубки системы охлаждения.
Салон отличается не самыми стойкими к износу материалами отделки. Поломки электрики беспокоят нечасто.
1,6-литровый HR16DE — это простой и хорошо изученный по конструкции мотор. На больших пробегах нередко встречается расход масла либо растяжение цепи ГРМ. Гидрокомпенсаторы не предусмотрены. Реальный ресурс обычно составляет не менее 300 000 километров.
5-ступенчатая МКП у Тиида больших хлопот не доставляет. Среди недостатков — малый ресурс выжимного подшипника, а также течи по гидроприводу сцепления. Вариатор аналогичен таковому у Megane.
В подвеске до 100 000 километров пробега меняют разве что стойки и втулки стабилизатора. Затем обычно настает очередь шаровых опор, а иногда и задних пружин.
Оптимальная версия. Мотор выбирать не приходится, а среди двух возможных вариантов трансмиссии лучше всего себя показала модификация с «механикой».
Цены на Дроме. В силу короткого производственного цикла Tiida на отечественном вторичном рынке встречается редко. В основном продаются хэтчбеки с вариатором. Цены на экземпляры в приличном состоянии превышают 1 000 000 рублей.